Эрнст мейман педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обучение должно было следовать стадиям биологического развития человека, поэтому содержание экспериментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии.

Экспериментальная педагогика стимулировала развитие дидактики, исследования процессов понимания, особенностей внимания, разработку тестовых методик проверки умственного развития детей и т. п. Однако ее представители переоценивали роль биологического фактора в становлении ребенка, переносили закономерности психофизиологического развития детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями.

Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии.

Вильгельм Август Лай (1862-1926)

В. А. Лай — немецкий ученый, педагог. На основе тезиса о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения (которые должны стать основными элементами обучения) выдвинул идею школы действия вместо школы учебы. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность необходимо организовать, поэтому центр воспитательного процесса необходимо сместить в сферу деятельности самого ребенка. Важнейшим принципом преподавания, по его мнению, выступает труд.

Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности .

. теории и педагогической практике .1 Изучение теории развития экспериментальной деятельности. Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка Любая деятельность подрастающего поколения протекает более эффективно . значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении .

В экспериментальной педагогике Вильгельм Август Лай полагал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в и лабораториях, и в естественных условиях. Главным ориентиром воспитания рассматривалось изучение детской физиологии и сенсорики. В основу воспитания он ставил деятельность ребенка, считая, что эту деятельность нужно организовать с учетом его особенностей, рефлексов, потребностей физиологии и психологии. Обучение, по определению А.Лая, должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая как бы в качестве механизма управления рефлексами, импульсами и воли учащихся согласно нормам культуры. Концепция А.Лая – важная ступень в познании ребенка и педагогической теории. Ученый справедливо ставил результаты воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Презентация на тему: Развитие зарубежной экспериментальной психологии

. системы. Он впервые определил в 1854 году скрытый период рефлексов, сделал первую экспериментальную попытку определить ритмику импульсов, посылаемых мозгом к мышце(1864-1868),количественными методами определил скрытый период .

Эрнест Мёйман (1862-1915)

Мейман Эрнст (1862 1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897г. профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала Архив общей психологии (1903) и Журнала экспериментальной педагогики (1905).

Педагогика, по его мнению, является самостоятельной наукой о факторах воспитания, пользующейся данными других наук (анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, этики, эстетики).

Преувеличивал роль искусственного эксперимента, отрицая педагогический эксперимент на уроке. Исследования.

Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.

Примеры похожих учебных работ

Экспериментальная псих

. ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1 неделя Введение в экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: .

Экспериментальная часть социометрическое исследование классного коллектива

. общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересов, общий стиль . 5. Общие выводы · стадия развития коллектива · характер общего эмоционального . полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и .

Лекция 2: Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, .

. основе процессов мышления. Лекция 2: Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, . чувства, аффекты, психологические аспекты обучения и воспитания, природа психических состояний (сон, бодрствование), свойства .

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 8 2

Определения экспериментальной психологии

Эрнст Мейман умер в Гамбурге 26 апреля 1915 года.

По мнению Меймана, экспериментальная педагогика — это наука, в которой установленные нормы достаточно основательно и всесторонне научно обосновываются с помощью педагогического эксперимента.

По словам Меймана, методы новой экспериментальной педагогики — это не только широко понимаемый эксперимент (психологический, педагогический, дидактический), но и непосредственное систематическое наблюдение за детьми, а также сбор и анализ продуктов детского творчества (рисунки, дневники и др.). Использование этих методов позволяет разработать педагогические и психологические стандарты, на основе которых можно объективно и с научной точки зрения организовать учебно-воспитательный процесс.

Важнейшим положением педагогики Меймана является требование, чтобы ребенок служил отправной точкой для всех исследований. Теоретические определения педагогики должны быть подкреплены успехом их применения на практике, прежде чем им будет дана окончательная оценка. Результаты разнообразных экспериментов были признаны наиболее надежными для обучения и воспитания.

Педагогика должна использовать знания других смежных наук, но принимать их во внимание с точки зрения образования и обучения. По мнению Меймана, экспериментальная педагогика должна предлагать комплексный целостный взгляд на ребенка. Это наука, которая объединяет, синтезирует и объединяет все знания и данные о ребенке. На первом месте находится экспериментальная психология, за ней следует детская психология, которая стала общей наукой подросткового возраста. В настоящее время все большее значение приобретают физиолого-антропологические исследования физического развития ребенка, а также его патологии и психологии. наука о болезненных состояниях и задержках в развитии духовной жизни детей и их физических основ.

Э. Мейман разработал собственную периодизацию жизни ребенка, критерием которой являются этапы интеллектуального развития.

Мейман Эрнст, немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики - Воспитание как игра стимулов и реакций

Мейман Эрнст, немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики — Воспитание как игра стимулов и реакций

Воспитание как игра стимулов и реакций

Экономия и техника памяти

Очерк экспериментальной педагогики

Введение в современную эстетику

Мойман уделял пристальное внимание прикладным аспектам детской психологии и педологии. Я считал, что их главная задача — создать методическую базу для обучения детей.

В психологии Мейман одним из первых исследовал психологические особенности развития ребенка. Он изучал эстетические представления детей, развитие их памяти, закономерности быстрого и постоянного запоминания, синтезировал достижения психологов с проблемами развития детских навыков.

В сфере образования Мейман был одним из первых, кто предложил принцип саморазвития ребенка и обосновал важность активности ребенка в образовательном процессе. Он считал, что образование и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей психического развития, так и на понимании особенностей психики конкретного ребенка. Он предложил периодизировать когнитивное развитие ребенка. Он впервые в полной мере представил проблему взаимодействия учителя и учеников и реакцию учеников на разные стили общения.

Экспериментальная педагогика
Трехтомные лекции Меймана по экспериментальной педагогике (1907 г.) обобщили все, что было создано педагогической психологией того времени, и вместе с тем предложили ряд новых подходов [7]. Целью нового педагогического направления — экспериментальной педагогики, одним из основоположников которого является Э. Мейман, — было разработать эмпирическую основу общей педагогики, занимающуюся определением общеобразовательных целей, нормативных педагогических правил и рецептов. Мейман считал, что от индивидуальных представлений и практического опыта необходимо переходить к научному обоснованию педагогического метода и созданию системы научно-педагогических исследований [8].

Программа экспериментального педагогического исследования детей, намеченная Мейманом, включала следующие основные положения [10].

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Э. Мейман родился в 1862 году. Образование получил в нескольких университетах (в Тюбингене, Берлине, Бонне).

В 1983 году в Лейпциге был принят на работу к В. Вундту в качестве ассистента.

В 1897 году получил учёную степень и в качестве профессора начал преподавать психологию и философию в высших учебных заведениях Цюриха, Кенигсберга, Лейпцига, Гамбурга и др. городах.

Дальнейшее исследование в области экспериментальной психологии и педагогики позволило Э. Мейману основать Гамбургский Институт экспериментальной педагогики, в котором он работал практически до самой смерти.

Умер в 1915 году.

Вклад в науку

Э. Мейман внёс значительный вклад в разработку различных аспектов экспериментальной педагогики и психологии.

Основными методами, используемыми при проведении исследований Э. Мейманом, были эксперимент, а также систематически и целенаправленно организованное наблюдение за ребёнком, кроме того, широкое применение в работах Э. Меймана находил анализ детского творчества.

В качестве основной цели экспериментальной педагогики называл использование различных дидактических приёмов в изучении, направленном на общие закономерности и индивидуальные особенности физических и духовных сил ребёнка. Таким образом, целью экспериментальной педагогики является предоставление для общей педагогики эмпирического основания. В связи с этим эмпирическими исследованиями необходимо охватить:

Готовые работы на аналогичную тему

  • объекты, подлежащие воспитанию (дети дошкольного и младшего школьного возраста, подростки, юноши);
  • основные закономерности и специфические особенности физического и духовного развития;
  • возрастную этапность развития;
  • специфику психологических и физиологических особенностей организации учебной работы в школе (рассмотрение техники заучивания, приёмов обучения и т.д.);
  • специфику применения в процессе обучения дидактических приёмов и анализ их успешности.

В современной педагогике и психологии находят применение приёмы заучивания, разработанные Э. Мейманом, кроме того, используются методические рекомендации по методике обучения детей рисованию.

В исследованиях Э. Меймана значительное место уделено рассмотрению прикладных аспектов детской психологии, в качестве главной задачи выделяется методологическая разработка обучения детей.

Э. Мейманом была организована экспериментальная школа, которая функционировала при университете Гамбурга. На протяжении двадцати лет там апробировались программы, которые были построены с учётом периодизации возрастного развития детей. Кроме того, проводились исследования по использованию в практической деятельности различных способов отбора детей в классы, основанные на результатах диагностического исследования. Экспериментальному изучению подверглись разные критерии отбора – в зависимости от уровня интеллекта, от интересов и склонностей детей, от стиля общения с педагогом. Таким образом, именно Э. Мейманом впервые было рассмотрено взаимодействие педагога и учащихся, а также реакция школьников на использование разных стилей общения.

Основные труды

Разносторонние интересы Э. Меймана, затрагивающие разные стороны психологии и педагогики, отражены в основных его трудах:

В своих теоретических подходах Мейман стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, предложенной Холлом. Исходя из этого, он предложил свою периодизацию психического развития, критерием в которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, но этапы интеллектуального развития.

2. От 7 до 12 лет - стадия анализа. На этой стадии можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом здесь становится не интеграция, а дифференциация - разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, на части и формирование адекватного представление об этих частях.

3. От 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у подростков формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Мейман считал, что возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, например вопросы детской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики конкретного ребенка.

При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В ней опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора - по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, по адекватному для них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.




В своих теоретических подходах Мейман стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, предложенной Холлом. Исходя из этого, он предложил свою периодизацию психического развития, критерием в которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, но этапы интеллектуального развития.

2. От 7 до 12 лет - стадия анализа. На этой стадии можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом здесь становится не интеграция, а дифференциация - разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, на части и формирование адекватного представление об этих частях.

3. От 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у подростков формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Мейман считал, что возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, например вопросы детской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики конкретного ребенка.

При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В ней опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора - по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, по адекватному для них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.

Читайте также: