Эней как человек судьбы в топоров кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема. Публий Вергилий Марон. "Энеида". Образ Энея и его значение в

композиции произведения.

Цель: охарактеризовать образ Энея как человека, действиями которого руководит судьба; определить ведущие черты характера

античного героя в связи с авторским замыслом поэмы Вергилия "Энеида" и нравственными ценностями

Древнего Рима; показать развитие типа античного эпического героя у Вергилия по сравнению с эпическими

образами у Гомера; развивать навыки осмысленного вдумчивого прочтения художественного текста и

умение характеризовать на его основе литературные персонажи; формировать видение и понимание

взаимосвязи авторского замысла и особенностей создания образа главного героя произведения; показать

влияние Вергилия на последующие культурно-исторические эпохи, обобщить и углубить ученическое понимание

неразрывной связи развития древнеримской литературы и истории римского государства.

Оборудование: мозаичный портрет Вергилия « "Побег из Трои".

Вооруженного славлю героя,

что первый из сверхморьев троянских,

Судьбой гонимый беспощадно,

на берег ступил итальянский.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся, объявление темы урока

На прошлом уроке состоялось наше общее знакомство с развитием литературы и культуры в Древнем

Риме, а также с одной из самых драгоценных жемчужин "Золотого века" Августа-поэмой Публия Вергилия

- Вспомните, в чем заключался смысл путешествия Энея от Трои к берегам Италии. Было ли это просто бегство от

врагов с целью спасти свою жизнь и жизнь своих близких? (Нет! Смысл путешествия главного героя

героя за Вергилием, чем он отличается от образов эпических героев, созданных Гомером. Выполнение этих

задач будет у нас подчинено созданию всесторонней характеристики образа Энея на основе текста

поэмы Вергилия. Главное, что мы должны осознать, - как связаны между собой авторский замысел поэмы

Вергилия "Энеида", образ Энея и ведущие политические и нравственные идеи Древнего Рима.

III. Аналитико-інтерпретаційне исследования в пространстве обозначенной темы

прибытие к Карфагену. Это произошло на шестой год путешествий.)

- Как читатель узнает о событиях и испытаниях, которые пришлось выдержать Энею и уцелевшим троянцам после

войны? (Об этих событиях читатель узнает от самого Энея, когда тот рассказывает Дидоне о скитаниях, которые им

- Как вы думаете, почему автор-рассказчик уступает место герою-рассказчику? (Во-первых, эффект

достоверности в повествовании от первого лица всегда больше, когда нужно повлиять на читателя или слушателя.

А по смыслу мы знаем, что по воле богов Дидона влюбилась в Энея, и что больше она о нем узнает,

то больше распаляется ее чувство. Во-вторых, в Сказании Энея есть очень важные для понимания его образа

эмоциональные оценки, переживания, мысли, являющиеся отправными точками для осознания того, какой же это человек.

В-третьих, по требованиям эпического жанра, повествование самого героя замедляет действие, создавая своеобразную

- Совпадают ли хронологически события с их описанием в поэме Вергилия? Как вы считаете, с какой целью автор с

а потом снова возвращается к настоящему? Какова роль

последовательного описания событий, которые происходят одновременно? (Например, Эней находится во владениях Евандра,

ища себе союзников, а в это самое время в восстановленной итальянской Трои страдают от Турновой осады

- Вернемся и мы за текстом поэмы в прошлое, к событиям конца Троянской войны, известной нам с уроков

они отличаются и в чем похожи? (Главное отличие в том, что одно и то же событие предстает из разных

точек зрения участников или свидетелей этой драмы. Аэд Демодок полностью на стороне греческих воинов, их он славит,

им сочувствует. Эней сам является участником этих трагических событий, представителем потерпевшей стороны. Те, кто для

Демодока герои, для Энея - враги и насильники. Его точка зрения больше полна эмоциональных оценок,

психологического напряжения и переживаний.)

моральные ценности управляют действиями Энея в этой ситуации.

- Охарактеризуйте действия и поступки Энея в отношении к семье (отцу, сыну, жене), к Родине (Трои),

до Дидоны, до богов, до судьбы, до Латина, до троянцев-собратьев, доТурна, до Лавинии. Определите, в каких

отношениях преобладает личностное начало, а в каких общественное, государственническое. Сделайте вывод, имеет ли право

Эней на личное счастье, и если имеет, то в чем оно для него заключается. Докажите, что Эней действует не как заурядная

человек, а как политик.

В чем изображения на щите перекликаются с пророчествами Анхиса?

- Докажите, что на щите Энея отобразилась история Древнего Рима.

ярче выявляет различия двух великих творений античности. (Главная идея, заложенная в изображении

щита Ахилла - это идея мира в противовес войне, которая противоречит самой природе жизни. Главная же идея,

заложенная в изображении щита Энея, - это идея возвеличивания Рима и современного Вергилия правителя Октавиана

- Попробуйте сравнить образы Энея и Ахилла как образцы античного эпического героя. Что между ними общего,

чем и почему они отличаются? Выводы запишите в виде сравнительной таблицы.

героя, которые ему дают другие персонажи. Какие нюансы к характеристике образа Энея они, по-вашему,

добавляют? Какие из этих эпитетов-характеристик сближают Энея с главными героями Гомеровых поэм?

- Докажите, что власть для Энея не только право, но и тяжелая обязанность, что под силу лишь безупречным героям.

Подумайте, чем, по-вашему, скорее является образ Энея-образом античного эпического героя или образом

идеального римлянина? Аргументируйте ответы.

- Какова роль моря в судьбе Энея? Подумайте, почему море Вергилий обычно изображает бурным, страшным?

(Море живет, оно страшное хтоническое существо, препятствующее воплощению того, что предначертано Энею

- Определите роль гиперболы в создании образа Энея.

- Какова роль островов в пространстве моря, где происходят семилетние странствия Энея? (Острова являются своеобразными

силами, препятствующими Энею как можно быстрее добраться до берегов Италии и начать свою

- Подумайте, могла ли Юнона сделать так, чтобы Эней и его люди вообще не достигли берегов Италии? Почему?

- Докажите, что композиция "Энеиды" условно распадается на две части в соответствии с прошлым в судьбе

Энея и до настоящего. Определите ведущие черты характера Энея в обоих периодах его жизни. Какой из них

важнее с точки зрения автора поэмы?

- Докажите, что бегство Энея из горящей Трои не является предательством.

- Определите роль женщин в судьбе Энея. Кем для него были Креуса, Дидона и Лавиния? Докажите, что все три

женщины одновременно присутствуют в его душе.

- Объясните, почему Вергилий постоянно наталкивает читателя на исследование ошибок и психологических колебаний,

происходящие в душе Энея. Не принижает ли автор таким образом величие Энея как эпического героя? (Вергилий

сознательно раскрывает ошибки главного героя поэмы. Это очень полезно. Ведь читателя Эней интересует не только

между личными чувствами и покорностью воле богов, любовью и долгом, врожденным миролюбивым

характером и необходимостью выполнять то, что предначертано судьбой.

Мужественные победоносцы, сильные, гордые, лучшие из лучших в бою, почти непобедимые, у обеих матери богини, а отцы -

земные мужья; оба любящие сыны, оба покорны богам

Образ Ахилла является образом идеального эпического героя, для которого на первом плане всегда стоят понятия

воинской доблести, боевого побратимства, патриотизма, доблести и мужества

возможности его поведения, стереотипы и сам выбор их в конкретных условиях, но и прежде всего " личностную

ненавязчиво готовя в них перемены. Ключевой момент, отделяющий жизнь Энея прошлого от Энея

Эмоциональная сила трагедии Эсхила поддерживается и мощным пафосом его языка, ему свойственны известная торжественность и величавость, особенно в лирических частях, что, в совокупности с малой динамичностью, уже в конце V в. казалось несколько архаическим. Позднейшая античность обращалась к Эсхилу реже, чем к Софоклу и Эврипиду; Эсхила меньше читали и меньше цитировали. То же имело место в XVI — XVIII вв. Воздействие Эсхила на мировую литературу было в гораздо большей степени косвенным, через посредство античных преемников Эсхила, чем непосредственным. Из образов, созданных Эсхилом, наибольшее значение имел Прометей, но далеко не все авторы, разрабатывавшие миф о Прометее, обращались при этом к Эсхилу. Мощь и величие трагедий Эсхила получили должную оценку лишь с конца XVIII в.; однако буржуазные исследователи и поныне искажают образ основоположника трагедии, подчеркивая исключительно консервативную, религиозно-мифологическую сторону его творчества и игнорируя его глубоко прогрессивную сущность.

Феокрит против городской цивилизации. Приобщает к естественному. Его идиллии – сценки с волопасами, которые состязаются в песнях (чаще любовных). Феокрит относится к ним с иронией – он житель города, небедный, ведет игру с читателем. С сентиментальным стилем перемежается, часто в пределах одного и того же стихотворения, иронический стиль, порою даже пародийный, зарисовки бытовых черт и суеверий.

ИДИЛЛИЯ I Тирсис

"Тирсис" - типичный образец сельской пастушеской идиллии, в которую

вставлена красивая пастушеская песня о смерти мифического пастуха Дафниса. Перед нами пример литературного оформления народной пастушеской песни как жанра. Пастух вместе с козопасом. Пастух Тирсис рассказывает козопасу, что хорошо поет. Козопас говорит, что у него есть очень красивый кубок и просит спеть. За песню отдает кубок.

Появляется умилительный пейзаж, имеет большое влияние на всю дальнейшую литературу. У Феокрита всегда чудная погода. Томления одинокой любви — область, в изображении которой Феокрит является мастером.

ИДИЛЛИЯ XV Сиракузянки, или женщины на празднике Адониса

Перед нами яркая реальнобытовая сценка; в этом жанре Феокрит проявляет большое искусство. Место действия - Александрия, в Египте; действующие лица - две городские кумушки-болтушки. Две провинциальные (из Сицилии) женщины пришли на праздник, вокруг толпы зевак, солдаты, конница. Они пробиваются к дворцу, где выступает певица. После изысканно-торжественного гимна царю Птолемею бытовая концовка: одна из приятельниц вспоминает, что ее ворчливый муж еще не завтракал и пора возвращаться домой.

ИДИЛЛИЯ XI Киклоп

Эротика красной нитью проходит через все творчество Феокрита. Любовь - болезнь; самое лучшее лекарство от нее - излить свою страсть в песне. В этой идиллии такую любовную песню Феокрит, в соответствии с основным жанром своей поэзии, вкладывает в уста мифического пастуха киклопа Полифема. Чрезвычайно комичен этот одноглазый великан-пастух, изливающий свою любовь к нимфе Галатее,

1. пастушечья поэзия

2. включает 10 стихотворений - эклоги

3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально

4. источники – идиллическая поэзия Феокрита, почти пересказ

Отличия от Феокрита:

1. Герои носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты, Феокрит подчеркивал внешнюю грубоватость и известную примитивность духовного мира своих героев и с увлечением описывал бытовые детали сельской жизни. Вергилий же создает в своих "Буколиках" идеальный мир, населенный нравственно чистыми и вместе с тем тонко чувствующими и поэтически одаренными людьми, носящими, в сущности, лишь маски пастухов.

2. Мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни

3. Образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии

4. Нестройность композиции – эклоги перекликаются парами

Родовая община быстро разлагалась, и если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества.

На примере его творчества можно наблюдать общественные сдвиги и противоречия. Поэмы Гесиода поражают обилием разного рода противоречий , которые однако не мешают воспринимать его эпос как некое органичное целое. Гесиод после наступления рабовладельческого строя с одной стороны бедняк, с другой—его идеалы связаны с обогащением то в старом, то в новом смысле. Оценка жизни у него полна пессимизма, но в то же время и трудового оптимизма, надежд что благодаря постоянной деятельности наступит счастливая жизнь. Природа для него прежде всего источник выгод, но Гесиод большой любитель её красот. Вообще Гесиод явился первым исторически реальным поэтом древней Греции, отразил бурную эпоху развала родовой общины.

Примечание: В греческой литературе уже Гезиоду (ск. 800 л. до Р. X.) и Стезахору (VI в. до Р. X.) приписывается авторство нескольких басен, но самым знаменитым баснописцем слывет Эзоп, по происхождению фригиец; его басни (все изложены прозой) отличаются необыкновенною отчетливостью, ясностью, простотой, спокойствием и остроумием, поэтому неудивительно, что они уже очень рано широко распространились по всему тогдашнему цивилизованному миру, переделывались в продолжение многих веков вплоть до наших времен и теперь в переделках и переводах составляют, достояние каждой, хотя бы еще очень мало развитой литературы.

Примеры басен (думаю, пригодится):

Ласка и Афродита

Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.

Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

Человек с проседью и его любовницы.
У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха.

Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как

он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела

скрыть, что ее любовник - старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали

его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Эзоп для басен подобрал предмет, а я
Отполировал стихами шестистопными.
Двойная в книжке польза: возбуждает смех
И учит жить разумными советами.
А если упрекнут меня за то, что здесь
Не только звери, а и деревья речь ведут,
Пусть вспомнят: это все—смешной лишь вымысел.

Встреча с В.Н. Топоровым останется навсегда одним из важнейших событий моей жизни.

Топоров, один из крупнейших гуманитариев за всю историю России, проходил бóльшую часть своей жизни всего лишь в кандидатах филологических наук. С коммунистами у него были свои жесткие счеты; до шестидесяти лет Топорову, уже автору чуть не тысячи исследовательских публикаций, не давали защитить докторской диссертации, потому что знали, что Академия наук сразу изберет его в свои члены. Так оно и было — докторская диссертация Топорову была засчитана по совокупности научных заслуг, и почти сразу же, в 1990 году, он стал действительным членом АН СССР, а затем в 1991-м РАН, вошел в ее Президиум, но тогда режим уже трещал по швам.

Пусть конями иные хвалятся

В колесницах живых паров,

На других пусть хоть небо свалится,

А у нас-то есть Топоров.

И не волн невесомей золота,
Не алмазами синих глин —
Хвал поэзии мысль глагола та,
Сколь меандр его речи длин.

Как топорщится он топоровствуя,
Как топорствует, топорея —
Да здравствует, да с дров встает
До поры — да по топу рея!

Через пробковый ствол безлиственный
Пробивая до соков луб,
Он врубается в дуб-древо истины
По обоймы железный куб,

И с заостренных мачт лучин
Через обух воображенья
Прямо в хаос живых личин
Льется светлая сталь сужденья.

На полене по лени в неге
Вон девица расположилась —
Кому, как не Топорову,
Обязаны мы ее заинтересованным взглядом?

Или вон инженер у киоска
Тратит деньги на фанерную книжку —
Кого ж, как не Топорова,
Благодарить нам за хлеб насущный?

А не то — ведь со всем пропитанием
Пропилась б с инженером девица,
Заболела б заболеванием
Заблевала бы всю больницу…

И едой, и водой, и любовью
Обязаны мы Топорову,
Сии же стихии во первых
Какой стихотворец не числит?

Но главное — даже не это,
А яркое, крепкое слово
В ученом кодексе от Топорова
О глупых забавах наших.

Топорова нам петь — не Ива-
нова, не Аве- и не Лот-а,
Чья столпа солоней Юнг-бабá
Тянет время вполоборота.

(Не Ива-, не Аве- и не Лот-у ведь

С Левым Страусом — сыном-Яковом

Суховатых вод Мелет-Пропповедь

Мыслить-млеть да неметь инаково!)

Так хвала ж Топорову высокому!

Слава ему, широкому и глубокому!

Топорову аминь! Топорову ура!

Полощитесь над ним, полотнища пурпура! 7

Для Волохонского, да и не для него одного, Топоров был тоже творцом — от науки. В.Н. текст Волохонского знал и, насколько я помню, был такому приношению весьма рад. И здесь — прежде чем подробнее коснуться научно-культурного проекта Топорова — я не могу не поделиться воспоминаниями о нашем личном общении, ибо, так уж случилось, именно на период нашего общения, на первую половину 1990-х, и приходится окончательное обнародование ученым — в статьях и книгах — тех мыслей, что вынашивались им всю жизнь.

И далее — говоря об а б с о л ю т н о м э с х а т о л о г и ч е с к о м ч е л о в е к е как стоящем у порога, на пределе — он продолжает о доступном нам языке:

А когда Топорова отметили Премией Андрея Белого, то я подумал о чрезвычайной уместности этого награждения.

4) Дхаммапада / Пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. М.: Изд-во вост. лит., 1960. (Памятники литературы народов Востока. Переводы. III. Bibliotheca Buddhica XXXI).

6) Топоров В.Н. Поэт // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 327—328.

10) Там же. С. 107.

11) Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. Т. 1. С. 13.

12) Вишневецкий И. Евразийское уклонение в музыке 1920— 1930-х годов. История вопроса. Статьи и материалы… М.: НЛО, 2005. — Примеч. ред.

Читайте также: