Эллинистическая культура план урока

Обновлено: 04.07.2024

Научить выявлять главное в истории империи Александра Македонского после его смерти (распад империи и образование эллинистических монархий).

Из фактов истории научить выявлять главное в культуре эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Сравнивая характерные признаки Запада и Востока, научить делать выводы о слиянии или раздельном сосуществовании этих двух цивилизаций.

Линии 4–5. Нравственное гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить давать, объясняя, свои оценки справедливости эллинистических порядков с точки зрения исторической личности: царя Хаммурапи, стратега Перикла, Александра Македонского.

Обязательный минимум содержания: распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, включающей народы Востока и Запада.

I. Проблема урока: завоевания Александра Македонского способствовали упадку или рассвету культуры в странах эллинистического мира?

II. Поиск решения проблемы:

Примерный вывод по проблеме: в культуре наиболее ярко проявилось слияние двух цивилизаций – мира эллинов и варваров, что способствовало расцвету культуры.

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Сегодня мы с вами завершаем главу, которая называется: «Эллинизм –

– Как вы понимаете смысл этого названия и с чьей исторической личностью оно связано?

– Давайте узнаем, как учёные оценивают результаты завоеваний Александра Македонского.

Завоеватели могут принести как разрушение, так и положительное влияние на развитие. Какую проблему будем решать на уроке?

– Это значит, что в данную эпоху соединились черты Запада и Востока.

– Александр в результате завоевательных походов подчинил многие государства Востока.

Завоевания Александра Македонского способствовали упадку или рассвету культуры в странах эллинистического мира?

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Владеть смысловым чтением.

2. Анализировать (выделять главное).

3. Делать выводы.

4. Находить достоверную информацию в разных источниках (текстах учебника, картах).

5. Представлять информацию в разных формах (таблица).

1. Оценивать свои и чужие поступки.

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

– Есть у вас версии, предположения? 2

– Выразите их одной краткой фразой.

Предлагают версии, принимаются

III. Актуализация знаний.

– Какие знания, связанные с формулировкой проблемы, нам надо вспомнить?

Во фронтальном диалоге вспоминают изученный материал.

– Что такое цивилизация, деспотия, полис, тиран?

– Какие страны завоевал Александр

«Чем отличалась цивилизация

Древнего Востока от цивилизации

IV. Планирование деятельности.

– Чтобы узнать, что нам надо сделать? 3

– Надо найти в учебнике факты, которые говорят о о расцвете или упадке культуры в эллинистических странах.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работают самостоятельно 3

Выступают: выражают мнение и приводят факты, дают ответ на проблемный вопрос.

VI. Выражение решения проблемы.

– Итак, какой вывод на основе этих фактов мы можем сделать? 3

Завоевания Ал. Македонского привели к упадку или расцвету культуры?

Примерный вывод по проблеме:

В культуре наиболее ярко проявилось слияние двух цивилизаций – мира эллинов и варваров, что способствовало расцвету культуры

VIII. Домашнее задание.

§ 45, прочитать, ответить на вопросы, выучить фактический материал.

Предпросмотр онлайн:

Посмотрите также:

Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]

Мусейон религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма; храм Муз. Основан в начале III века до н. э.

Галикарнасский мавзолей надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги.

Александрийская библиотека одна из крупнейших библиотек древности, существовавшая в античной Александрии при Александрийском мусейоне в III в. до н. э. – IV в. н. э.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М.: АСТ., 2006. С.132– 138.
  3. Андреев, Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Издательство Ленинградского университета, 2009 г.
  4. Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. – М., 1993.
  5. Всемирная история. Т. 4: Эллинистический период. – М., 999.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После смерти Александра Македонского за власть боролись многие люди, но победили полководцы. Они разделили завоёванные земли и объявили себя их царями: Селевк – в Междуречье и Сирии, Птолемей – в Египте и т. д. От полисов Сицилии до Восточного Ирана, от Северного Причерноморья до Нильских порогов греческий язык стал официальным. Так появился мир эллинистических государств.

Самым большим было царство Селевкидов – потомков Селевка. Они окружали себя грекам, а местных жителей стремились насильно эллинизировать, навязывая им язык, религиозные верования и нравы греков. Они относились с презрением к народным обычаям и культам. Этим настраивали против себя разные национальности своего обширного царства. Столицею Сирии была построенная Селевкидами Антиохия (на Оронте).

Птолемеи царствовали в Египте. При первых царях этой династии Египет владел на западе Киреной, на востоке – Финикией, Палестиной и частью Сирии. В Египте сосредоточилась торговля, промышленность и просвещения всей восточной части Средиземного моря. Птолемеи окружали себя греками, и войско их тоже состояло из греков, но они приносили жертвы египетским богам, стараясь ладить со жрецами этих богов, не оскорблять национального чувства туземного населения. Столицею царства была Александрия, скоро ставшая одним из самых больших, многолюдных, богатых и красивых городов древности.

Александрия Великая была основана Александром Македонским и стала самым крупным городом Востока. В порту Александрии возвышался Фаросский маяк – одно из чудес света. Он не сохранился до наших дней, но остались его описания. его высота ненамного ниже пирамиды Хеопса, на вершине маяка располагался костер, отблески которого при помощи специально отполированных металлических пластин направляли в море. Свет от огней Александрийского маяка был виден на расстоянии больше 60 км.

Кроме того, прославилась Александрия своим мусейоном. Это было здание недалеко от царского дворца, где собирались и работали вместе видные ученые того времени: Евклид, Архимед, Эратосфен. На современный музей он был совсем не похож. В нём были комнаты для занятий с учениками, лаборатории, свой ботанический сад и самая крупная в то время библиотека.

Заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Большинство книг представляли собой свитки.

Во-вторых, не было каталогов, в книгах ориентировались только библиотекари. Да и само здание скорее походило на дворец, где даже стража была.

В эпоху эллинизма были созданы еще два чуда света – колосс родосский и галикарнасский мавзолей. Оба впечатляли своими размерами и использованными технологиями. Но монументальные сооружения ими не исчерпываются. Знаменит на весь мир Пергамский алтарь. Он был воздвигнут в столице Пергамского царства – оно откололось от державы Селевкидов. Высота алтаря 9 метром, он обильно украшен барельефами с изображением борьбы богов и титанов. Это настоящий шедевр древних мастеров.

А чтобы понять всю суть эллинизма, надо приглядеться к фаюмскому портрету. (Своё название эти надгробные живописные портреты Древнего Египта получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в конце XIX века).

Египтяне бережно заботились об умерших. Они сохраняли тела, создавали саркофаги. Но живописная манера у египтян была своеобразной: они не использовали полутона и перспективу. Греки же наоборот – были мастерами живописи. Когда Египет стал эллинистическим, эти две традиции столкнулись и породили фаюмский портрет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Период истории, начавшийся после смерти Александра Македонского называется эпохой ___________.

Ответ: Эллинизма.

Пояснение: Под эпохой, начавшийся после смерти Александра Македонского следует подразумевать распространение греческой культуры по всем территориям, завоеванным Александром Македонским. Это эпоха эллинизма.

Задание 2. Какие памятники культуры были построены в эпоху эллинизма? Выберите несколько вариантов ответа.

Висячие сады Семирамиды

Самая большая библиотека древности

Самая большая библиотека древности

Пояснение: Эллинизм – период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях. Пирамида Хеопса была построена в Древнем Египте около 2540 года до н. э., а началось её строительство двадцатью годами раньше – где-то в 2560 году до н. э. История храмового комплекса Акрополь в Афинах, начинается примерно с XVI-го века до нашей эры. Согласно версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, Висячие сады Семирамиды могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н. э.

Презентация на тему: " Культура эллинистических государств в IV-IIв. до н.э." — Транскрипт:

1 Культура эллинистических государств в IV-IIв. до н.э.

2 План урока 1. Эллинистические государства. 2. Расцвет эллинистических государств. 3. Культура и наука эпохи эллинизма.

5 Империя Александра была поделена между полководцами Образовалось 5 государств: *Македонское царство *Пергамское царство *Греко-Бактрийское царство *государство Селевкидов *Египет Правителями этих государств были полководцы А.Македонского- диадохи или их потомки - эпигоны

6 Птоломей, Деметрий, Кассандр,Лисимах, Антиох- стали правителями восточных государств Сохраняли связь с родиной, греческой культурой Приглашали греческих скульпторов, поэтов, философов Греческие крестьяне, ремесленники и купцы заселяли восточные земли

7 323 г.до н.э.-30 г.до н.э.- эпоха эллинизма Начался процесс объединения античной и восточной культур Период расцвета новой культуры получил отдельное название- эллинизм Сочетание греческой и восточной культур было названо эллинистической культурой

11 Архимед из Сиракуз ( гг.до н.э.) Математик Заложил основы механики и прославился изобретениями,осо бенно в области военной техники

15 Карта по Эратосфену IIв. до н.э

16 Аристарх Самосский ( гг.до н.э.) Выдающийся астроном Предположил, что Земля имеет форму шара Предвидел,что во Вселенной есть другие планеты, которые вращаются вокруг Солнца

17 Аристарх Самосский ошибался в том, что Земля- центр Вселенной и Солнце с другими планетами вращается вокруг нее.

18 Герофил(IV-IIIвв.до н.э.) Изучал строение внутренних органов человека

19 Эрасистрат( до н. э.) - выдающийся хирург Некоторое время находился при дворе Селевка Эрасистрат считается основателем особой медицинской школы, называвшейся по его имени. Занимался исследованием деятельности мозга и нервной системы. Он предполагал в теле два противоположных элемента: жизненный дух и кровь. Изучал функции органов пищеварения на живых животных и наблюдал перистальтику желудка. Утверждал, что пищеварение происходит путём механического перетирания пищи желудком. Вскрывал человеческие трупы, описал печень и желчные протоки. Главной причиной болезней Эрасистрат считал излишества в пище и несварения её, которая засоряет сосуды, вследствие этого возникают воспаления, язвы и другие заболевания.

20 Эпикур из Самоса ( гг. до н.э.) Выдающийся философ своего времени Создал собственную систему взглядов на окружающий мир

21 Философы Зенон с острова Кипр ( гг.до н.э.)- основатель философской школы стоицизма. Теофаст( гг.до н.э.)-ученик Аристотеля,продолжил его учение.

22 Скульпторы Пракситель:1.девушка; 2. Голова Венеры; 3. Гермес с Дионисом; 4. Статуя Апполона Никейского

23 Скопас 1.Влюблённый Арес; 2.Менада,IVв.до н.э. Лиссип 3. Отдыхающий Гермес; 4.Гермес

24 Лисипп 1.Амур;2. Геракл и Телефаст. Агександром, Полидор, Атенодор 3. Лакоон и его сыновья

25 Харет- создал статую бога Солнца Гелиоса- Колосс Родосский

26 Сострат Книдский -архитектор на о.Фарос при входе в Александрийский порт соорудил Александрийский маяк Его высота составляла 150 м Многочисленные технические приспособления: систему подъёма топлива для фонаря маяка, систему зеркал,устройство для подачи звуковых сигналов в туманную погоду.

27 Литература 1. Менандр из Афин( гг.до н.э.)-жанр комедии Каллимах ( гг.дон.э.) известный александрийский поэт, некоторое время он заведовал александрийской библиотекой 2. Феокрит с о.Сицилия,жил при дворе царя ПтоломеяII

28 Вопросы на закрепление 1. Какой период истории называется эллинизмом? 2. Назовите хронологические рамки эллинизма. 3. Назовите самые крупные эллинистические государства. 4. Объясните термины диадохи, эпигоны, Колосс Родосский. 5. Каких выдающихся деятелей эллинистической культуры вы знаете?

1. Эллинистические государства в IV-IIв. до н.э. Эллинистическая культура

2. План урока

1.Эллинистические государства.
2.Расцвет эллинистических государств.
3.Культура и наука эпохи эллинизма.

3. 1.Эллинистические государства

5. Империя Александра была поделена между полководцами

Образовалось
5 государств:
*Македонское
царство
*Пергамское царство
*Греко-Бактрийское царство
*государство Селевкидов
*Египет
Правителями
этих государств были
полководцы А.Македонского- диадохи
или их потомки - эпигоны

6. Птоломей, Деметрий, Кассандр,Лисимах, Антиох- стали правителями восточных государств

Сохраняли
связь с родиной, греческой
культурой
Приглашали греческих скульпторов,
поэтов, философов
Греческие крестьяне, ремесленники и
купцы заселяли восточные земли

7. 323г.до н.э.-30г.до н.э.- эпоха эллинизма

Начался
процесс объединения
античной и восточной культур
Период расцвета новой культуры
получил отдельное названиеэллинизм
Сочетание греческой и восточной
культур было названо
эллинистической культурой

8. 2.Расцвет эллинистических государств

9. 3.Культура и наука эпохи эллинизма

10. Мусейон

11. Архимед из Сиракуз (287-212гг.до н.э.)

13. Эвклид(IIIв. до н.э)-математик

14. Эратосфен из Кирены (276-194гг.до н.э.)

15. Карта по Эратосфену IIв. до н.э

16. Аристарх Самосский (310-230 гг.до н.э.)

Выдающийся
астроном
Предположил, что
Земля имеет форму
шара
Предвидел,что во
Вселенной есть
другие планеты,
которые вращаются
вокруг Солнца

Аристарх
Самосский
ошибался в том,
что Земля- центр
Вселенной и
Солнце с другими
планетами
вращается вокруг
нее.

18. Герофил(IV-IIIвв.до н.э.)

19. Эрасистрат(304— 250 до н. э.) - выдающийся хирург

Некоторое время находился при
дворе Селевка Эрасистрат
считается основателем особой
медицинской школы,
называвшейся по его имени.
Занимался исследованием
деятельности мозга и нервной
системы. Он предполагал в теле
два противоположных элемента:
жизненный дух и кровь.
Изучал функции органов
пищеварения на живых животных
и наблюдал перистальтику
желудка. Утверждал, что
пищеварение происходит путём
механического перетирания пищи
желудком. Вскрывал
человеческие трупы, описал
печень и желчные протоки.
Главной причиной болезней
Эрасистрат считал излишества в
пище и несварения её, которая
засоряет сосуды, вследствие этого
возникают воспаления, язвы и
другие заболевания.

20. Эпикур из Самоса (341-272гг. до н.э.)

21. Философы

Зенон
с острова Кипр
(336-264гг.до н.э.)- основатель
философской школы
стоицизма.
Теофаст(372-287гг.до н.э.)ученик Аристотеля,продолжил
его учение.

22. Скульпторы

23. Скопас 1.Влюблённый Арес; 2.Менада,IVв.до н.э. Лиссип 3.Отдыхающий Гермес; 4.Гермес

24. Лисипп1.Амур;2.Геракл и Телефаст. Агександром, Полидор, Атенодор 3.Лакоон и его сыновья

25. Харет- создал статую бога Солнца Гелиоса- Колосс Родосский

26. Сострат Книдский -архитектор

на о.Фарос при входе в
Александрийский порт
соорудил Александрийский
маяк
Его высота составляла 150м
Многочисленные
технические
приспособления: систему
подъёма топлива для
фонаря маяка, систему
зеркал,устройство для
подачи звуковых сигналов в
туманную погоду.

27. Литература

1.Менандр из
Афин(342-292гг.до
н.э.)-жанр комедии
Каллимах
(310240гг.дон.э.)
известный
александрийский
поэт, некоторое
время он заведовал
александрийской
библиотекой
2.Феокрит с
о.Сицилия,жил при
дворе царя
ПтоломеяII

28. Вопросы на закрепление

1.Какой период истории называется
эллинизмом?
2.Назовите хронологические рамки
эллинизма.
3.Назовите самые крупные
эллинистические государства.
4.Объясните термины диадохи,
эпигоны, Колосс Родосский.
5.Каких выдающихся деятелей
эллинистической культуры вы
знаете?

Читайте также: