Экзистенциальный анализ лэнгле кратко

Обновлено: 06.07.2024

Экзистенциальный анализ. Экзистенциальные подходы в психотерапии

Existentielle Zugänge der Psychotherapie

Перевод с немецкого

Е. Б. Амбарнова

© Alfried Längle, 2015

© facultas Verlags- und Buchhandels AG facultas Universitätsverlag, 1050 Wien, Österreich, 2016

© Е. Б. Амбарнова, перевод, 2020

20 лет служения российской психологии

Читатель взял в руки фундаментальную, во многом подводящую многолетние итоги, книгу известного российского экзистенциального психолога и психотерапевта.

Каждый, кто знаком с современной психологией личности, скажет, что в предыдущей фразе допущена либо типографская опечатка, либо оговорка (по Фрейду или кому угодно) автора предисловия, ведь Альфрид Лэнгле – австрийский ученый и терапевт, коренной житель Вены, президент Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International), вице-президент старейшей Международной федерации психотерапии (IFP), основанной еще Юнгом, профессор университетов Вены и Инсбрука, организатор и председатель многих международных конгрессов, автор сотен научных публикаций и прочее и прочее. Так с какой же стати называть его (к тому же не говорящего по-русски) российским психологом?

По возвращении в Вену Франкл много рассказывал об этой встрече своему сотруднику и ученику Альфриду Лэнгле. И когда через 13 лет, в 1999 г. (уже после смерти учителя), самому Лэнгле предложили приехать в Москву с лекциями, он охотно согласился. Но то была уже другая страна: ушла в прошлое советская власть, распался социалистический лагерь, упал железный занавес, открылись границы. Что касается психологии, то вслед за Виктором Франклом нас посещали такие звезды западной психологии, как Карл Роджерс, Вирджиния Сатир, Станислав Грофф и др. На этом фоне приезд Альфрида Лэнгле был важным и отрадным, но уже достаточно рядовым явлением. Альфрид приехал с женой Сильвией – тоже замечательным психологом и психотерапевтом – и с детьми. В планах были проведение лекций, мастер-класса, а в свободное время – посещение консерватории, Третьяковской галереи и возвращение домой к своим трудам и заботам.

Появление реальных гуманистических направлений в психологии относится лишь к концу 50-х годов прошлого века. Человечество пережило к тому времени катастрофу Второй мировой войны, которая не философски и абстрактно, а с невиданной жесткостью и абсолютно конкретно поставила вопросы о том, возможно ли отныне существование (и, если возможно, то в какой форме) самого человека, а также искусства, науки, идеалов, ценностей, веры – вообще культуры – после Освенцима и Майданека, после чудовищной бойни и уничтожения миллионов ради призрачных целей внешних социальных переустройств, классовой гегемонии или представлений о превосходстве одной нации над другими.

Альфрид Лэнгле - австрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии. Он считает, что в настоящее время люди стали меньше по­нимать, для чего им в принципе проживать свою жизнь. Человек больше не нацелен на выход за рамки собственного бытия через служение Богу. Напротив, он безжалостно предоставлен самому себе и вынужден искать новые ориентиры. Снижение роли религии во многих странах ведет к утрате представлений о смысле бытия. Сегодня перед нами открываются новые возможности, о кото­рых не могли мечтать наши прародители. Жизнь предлагает множество разных видов дея­тельности и способов получения удовольст­вия. Но полагать, что потребление способно заменить смысл - большая ошибка. Скорее это попытка удовлетворить голод в отноше­нии смысла эрзацами полноценной пищи. Современные люди проживают свою жизнь менее интенсивно, чем раньше, когда люди сталкивались с большим числом угроз. Например, неурожай непременно означал голод, стихия могла навсегда оставить без крыши над головой, от простуды можно было умереть. Сегодня большинства подобных опасностей просто не существует. Мы не испытываем настоящего голода, редко переживаем чувство подлинной опасно­сти. Мы все менее интенсивно ощущаем, какое счастье - просто жить, все слабее понимаем истинную ценность жизни как таковой. И нам труднее различить ее смысл.

Лэнгле (2010) выделяет три разновидности снижения ценности жизни:

1. Депрессия как защитная реакция на дефицит­ную жизнь.

2. Депрессия как психогенное развитие блокады чувств.

3. Депрессия как эндогенный дефицит витальности.




Либо мир слишком беден в плане предложения ценностей, либо человек слишком обижен или слиш­ком слаб. Депрессия возникает, когда у человека так мало внутренних средств, что он больше не хочет вступать в отноше­ния с жизнью.

Нарушение фундаментальных отношений с жизнью имеет глубочайшее экзистенциальное значение, ибо с ним связана опасность для Бытия-здесь, - опасность, которая заключается в том, что останется не найден­ной ценность жизни, если человек будет и дальше держаться своего способа жить. Таким образом, депрессия есть предупреждение об опасности! Жизнь вне ощущения ее ценности стала бы еще большей ут­ратой, если бы человек прожил ее, так и не почув­ствовав никакого дефицита.

С экзистенциальной точки зрения депрессия пред­ставляет собой определенную ценность, смысл кото­рой заключается в том, чтобы не дать нам жить дальше так, как мы жили до сих пор, удержать от желания вести тот же образ жизни при тех же обстоятельствах. Депрессию можно понимать как призыв сделать все, чтобы, невзирая на тяжесть страдания, изменить обстоятельства, включая внутренние установки и позиции. Необходимо вступить в отноше­ния с другими людьми и с помощью других людей над этим работать, поскольку вряд ли возможно спра­виться со столь сложной задачей в одиночку. В конечном итоге, речь идет о способности прожить со всей полнотой любовь к жизни, чтобы не умереть, не будучи затронутым ценностью этого состояния.

Терапия депрессии. Экзистенциальный анализ депрессии помогает пациентам почувствовать себя понятыми в своем страдании, что способствует развитию доверительных отношений и включенности в работу. Психотера­пия выраженных и длительных депрессий является нелегким испытанием, требующим зрелости от тера­певта и терпения от пациента. Придается большое значение образовательной работе, направленной на развитие и формирование личности экзистенциального аналитика. Серьезная многолетняя подготовка, основанная на самопознании, делает возможным сочета­ние феноменологической позиции с формированием доверия и эмпатии в отношениях с депрессивными пациентами.

Этапы и задачи терапевтической работы:

2. Обращение к настоящему и разделение задач. Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позво­ляющих установить близость с жизнью, все его отно­шения преимущественно дистантные. Судить о том, что такое жизнь, он может, лишь наблюдая других, а не на основе собственного опыта. Такая дистанция по отношению к жизни нарушает ее формирование. Особенно важно выяснить, относится ли пациент эмо­ционально к тому, что делает. Поддержка намерений пациента сохранить способность к выполнению хотя бы небольших задач дает ему возможность завязать отношения с жизнью.

4. Мобилизация персональных ресурсов и упраж­нение в определении своей позиции. Здесь использу­ются специфические экзистенциально-аналитические методы, в особенности работа с центральной персо­нальной способностью - находить и занимать соб­ственную позицию.

Депрессивный человек, который при выполнении какой-либо деятельности не может больше радоваться, будет воспринимать и этот факт как собственную неудачу. В резуль­тате может происходить постепенное нараста­ние, эскалация негативного: человек начнет грустить по поводу того, что не может больше радоваться, не способен найти для себя радость ни в чем. В терапии следует учитывать возмож­ность такого нагнетания негатива. Можно облегчить состояние пациента, если обратить его внимание на то, что в период депрессии ожидание, что чувство радости оживет, едва для этого появят­ся условия, вряд ли оправдано. Он должен в большей мере концентрироваться на когнитив­ных знаниях, на ощущении, что правильно, а что — нет, но не на дефицитарном чувстве. Таким образом, пациент освобождает себя от ожиданий пози­тивных эмоций и вместе с тем от разрушитель­ного чувства, что он должен радоваться, но не может.

Терапия суицидальности. Рассмотрим кратко позитивную внутреннюю установку по отношению к жизни как самую сильную защиту от суицида. Она может проистекать из глубо­кого убеждения в ценности жизни и рационального знания о том, что дело всего лишь во временном недостатке производства нейротрансмиттеров в мозге или в психическом состоянии, которое соот­ветствует утрате экзистенциальной ценности и еще персонально не проработано и т.д. Знание причин депрессивного состояния важно для того, чтобы сохранить убеждение, что жизнь по-прежнему имеет ценность. Убеждение - это установка, общее реше­ние в отношении фундаментальной ценности жизни. Обычно подобное убеждение сопровождается воспо­минаниями о прежней жизни, о том времени, когда она имела позитивную ценность, - это означает, что у жизни есть и другие стороны, которые в данный момент невозможно увидеть.

В терапии суицидальности следует:

а) проработать с пациентом понима­ние ситуации;

б) взять с пациента обещание, что он не совершит суицид;

в) если пациент откажется от такого обещания, то следует в обязательном порядке обеспечить постоянное присутствие рядом с пациентом других людей.

Тот, кого посещают суицидальные мысли, отреаги­рует по-иному. Либо он с облегчением согласится, чувствуя, что его понимают, либо по разным причинам будет стараться скрыть свои намерения. Это может быть желание избежать госпитализации и медикамен­тозного лечения; или же пациент не настолько доверяет терапевту, чтобы говорить с ним на столь тяжелую тему, наконец, бывает и так, что он уже решился и не хотел бы, чтобы кто-то препятствовал исполнению его замысла.

Профилактика депрессии. Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствитель­ным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе. Такие стрессо­вые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражитель­ности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, так как отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

Бережное использование времени. По возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второ­степенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

Как соотносятся экзистенциальный анализ и экзистенциальная философия?

Экзистенциальная философия – широкое и разноплановое течение в философии двадцатого века. Объединяющей идеей экзистенциальной философии был радикальный поворот от абстрактных общих вопросов истины и научных методов получения объективного знания о мире и человеке к вопросу о субъективном переживании отдельным человеком своей конечной жизни. Человеческие вопросы о своей жизни представлялись экзистенциалистам гораздо более важными, чем вопросы устройства природы, общества и познания, в то время как западная философия на протяжении 25 веков своей истории занималась исключительно последними. В первой половине 19 века экзистенциальные идеи впервые отчетливо прозвучали в философском учении Серена Кьеркегора, датского философа и религиозного писателя (как он сам себя называл). В начале ХХ века идеи Кьеркегора получили широкое распространение и оказали влияние на целый ряд мыслителей прежде всего в Германии и, позже, во Франции. Наиболее крупные экзистенциальные философы это К.Ясперс и М. Хайдеггер, а также ряд французских экзистенциалистов – философов и писателей – Ж.П.Сартр, А.Камю, А.Экзюпери и др.

Из экзистенциальных философов, а также философов, близких к экзистенц-философии, для ЭА наиболее важными являются прежде всего М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, М.Шелер, а также К.Ясперс, В.Дильтей, М.Бубер.

В основу феноменологического подхода ЭА была положена герменевтическая феноменология М.Хайдеггера, объединившего в своей философии феноменологию, герменевтику (учение о понимании) и экзистенциальную философию С.Кьеркегора. А.Лэнгле разрабатывал феноменологию в сотрудничестве с учеником М.Хайдеггера испанским философом Эспинозой.

Сегодня идеи о смыслах и субъективном ощущении собственной жизни используются во многих психотерапевтических направлениях, но не все они работают феноменологическим методом.

Есть ли у экзистенциального анализа русские корни?

И в этом резонансе вновь появляется опасливое чувство: нужно ли заходить так глубоко, выдержу ли я это? Читатель попадает под гипнотическое действие текста, потому что этот текст – о нем. Необычайно важным становится дочитать и найти ответы на вопросы, которые ты не смог бы даже сформулировать, но которые, оказывается, у тебя были и есть Текст вызывает щемящее чувство, как будто ты давно, всегда это знал, и только теперь вернулся к этому родному и близкому, но почему-то забытому.

В XX веке, в тоталитарном государстве эта антропология не прижилась. После революции на много лет она была забыта отечественной философией и психологией. В последние десятилетия в облике гуманистической парадигмы в психологии она стала возвращаться к нам с запада. Гуманистическая парадигма объединила широкий спектр подходов, в том числе клиент-центрированную терапию К.Роджерса, экзистенциальную психологию и психотерапию. На фоне этих подходов теория личности и психотерапия экзистенциального аналитика Альфрида Лэнгле выделяется наибольшей рефлексивностью и полнотой. Точные определения понятий, соответствие методологии теории и метода, тончайшее структурирование с использованием феноменологического метода, - все это разработано автором на самом высоком уровне. И одновременно чувствуется ее связь с русскими корнями. Многими и многими узами она связана с русской свободной мыслью XX века: не только с персонализмом Бердяева и экзистенциализмом Шестова, но также с символизмом Павла Флоренского, концепцией диалога и антропологией нравственного поступка Михаила Бахтина.

Экзистенциальный анализ опирается герменевтическую феноменологию М.Шелера и М.Хайдеггера, использует феноменологический метод как основной метод исследования и терапии. По историческим причинам в свое время России не получили развитие идеи этих авторов (исключением можно считать только работы М.М.Бахтина, в которых чувствуется влияние М.Шелера).

Виктор Франкл: экзистенциальный поворот

Если человек черпает из той наличной ситуации, которая есть, если он, не сетуя на отсутствие идеальных условий, все же делает то, что считает в этих условиях самым правильным, наилучшим, - говорит В. Франкл, - значит, он может найти смысл и через это прожить чувство исполненности. А что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце и то, что подсказывает мне моя совесть.

Мы попробуем кратко сформулировать ее основные положения, однако начнем с метода.

Феноменологический метод.

Экзистенциально-аналитическая психотерапия и психология используют феноменологический метод.

Феноменологический метод в философии был разработан Э.Гуссерлем для решения философских проблем, однако феноменология и феноменологический метод используется в целом ряде наук – в психологии, педагогике, эстетике, социологии и др. Феноменология оказала влияние и на психотерапию – целый ряд психотерпевтических школ гуманистического направления используют феноменолоический подход в своей практике.

М. Хайдеггер выделили три вопроса метода:

Готовый принять все, что придет, терапевт-феноменолог непредвзято и без всяких намерений и ожиданий открывается тому, что предъявляет другой человек. Что это? Чтобы начать процесс феноменологического восприятия, нужны полное внимание и сосредоточенность на другом. И терпение: в ходе такого погружения неизбежно раньше или позже приходит впечатление, но момент его прихода невозможно контролировать, это не вопрос воли. Задача не пропустить впечатления и дать ему время для того, чтобы оно развилось и стало рельефным (для этого главное – ничего не делать, просто оставаться в процессе). Как это для меня? – На этот вопрос отвечает впечатление, как будто из глубины поднимается чувство, но можно ли ему доверять? Чувства обманчивы, поэтому важнейшим шагом феноменологического восприятия является проверка впечатления: Так ли это? И здесь требуется хорошее знание собственных эмоциональных проблем, страхов, желаний, чтобы не ошибиться, приняв идущее от моего Я за сущность познаваемого. Откуда идет это впечатление: от меня, и моих проблем, невольно затронутых внешним, или все-таки ко мне это не имеет отношения и, следовательно, – это сущностная характеристика того, что я пытаюсь постичь?

Работая феноменологическим методом, выдающийся философ XX века Макс Шелер, дал точные и аккуратные определения таким категориям как уважение, прощение, совесть. Он создал феноменологическую этику, а Виктор Франкл, будучи его учеником, свою экзистенциально-аналитическую антропологию.

Антропология

Развитие учения о мотивации Альфридом Лэнгле. Четыре фундаментальные мотивации.

Современный экзистенциальный анализ А. Лэнгле — это теория личности и вместе с тем психотерапевтическая теория, описывающая в собственных терминах болезни личности и способы их терапии.

Альфрид Лэнгле — доктор медицины и психологии, известный психотерапевт и президент IFP — Международной федерации психотерапии, старейшего европейского психотерапевтического сообщества, президент созданного им когда-то вместе с Виктором Франклом GLE-international — Международного общества экзистенцанализа и логотерапии. Сегодня эта организация развивает идеи экзситенциально-аналитической психологии и психотерапии и ведет образовательные программы во многих странах мира, с 1999 года — и в России. Лэнгле 10 лет проработал с Виктором Франклом, однако его теория — самостоятельная разработка, во многом полемизирующая с франкловской теорией личности.

Когда человек сам для себя становится проблемой? Оказывается, не только в тяжелые моменты жизни, когда нужно мобилизовать силы и мужество[6]. На фоне благополучных обстоятельств, когда твоя жизнь тобой же хорошо налажена, имеет смысл, направлена на дело и других людей, человек тем не менее все реже чувствует внутреннее согласие, гармонию. Это вызывает не просто дискомфорт, но страдание. В этот момент основную роль начинает играть самопознание, в возможности и необходимости которого В. Франкл, однако, сомневался. Он обосновал свою точку зрения и покинул созданную им же GLE-international. С этого момента расхождения взглядов между Франклом и Лэнгле начинается оригинальная теория личности автора этой книги — теория Person, которой и посвящено данное издание[7].

Мы попробуем кратко сформулировать ее основные положения, однако начнем с метода.

Метод

Кажущийся неискушенному читателю весьма ненадежным, метод феноменологического понимания сегодня, в начале XXI века, является проверенным методом, позволяющим получать научные знания о тех сферах, которые не может исследовать метод эксперимента или объективного наблюдения. С помощью этого метода структурируют глубинные переживания, относящиеся к внутреннему миру личности [8]. Познание сущности вещи, того, что находится за внешней кажимостью, проникновение сквозь фактичность к сути возможно разными путями, но иногда только напрямую — феноменологически. Критерием научности метода является то, что сущность эта неизменна, сколько бы разных феноменологов ее ни обнаруживали. Это также характерно для внутреннего мира личности: несмотря на неповторимость индивидуальностей, процессы печали, прошения, обработки вины, волевого решения и др. подчиняются одним и тем же законам, проходят одни и те же стадии. При индивидуальной неповторимости сущность сохраняется.

Если бы в своей сущности работа моей души не была подобна той, что протекает в душах других людей, как могли бы люди понимать друг друга, чувствовать близость, сопереживать?

Работая феноменологическим методом, великий философ XX века Макс Шелер дал точные и аккуратные определения таким категориям, как уважение, прощение, совесть. Он создал феноменологическую этику, а Виктор Франкл, будучи его учеником, свою экзистенциально-аналитическую антропологию.

Антропология

телесного, подчиняющегося законам болезни или здоровья,

психического, или, точнее, психодинамического, подчиненного законам сохранения себя любой ценой, а следовательно, законам удовлетворения потребностей,

духовного, называемого Person, того, что ничем не детерминировано, то есть свободного в человеке. Персональное измерение человека не может болеть, но может быть блокировано, тогда Person приходит в отчаяние, экзистенция не исполняется, человек страдает[10].

Читайте также: