Экслибрис что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024


Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.

Среди художественных экслибрисов различают

  • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов;
  • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
  • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.


Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)





В. Фаворский. Экслибрис священника П. А. Флоренского (1922). Гравюра на дереве


Alexej M. Schultz. Экслибрис М. М. Шульца (1982)


М. Верхоланцев. Экслибрис М. Кораблёва (1970). Торцовая гравюра



Экслибрис игумена Досифея


Литература

  • Книга: энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М .: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 728. — 800 с.

Ссылки

  • Книги
  • Графика
  • Бумажное искусство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Экслибрис" в других словарях:

Экслибрис — (от лат. ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные … Художественная энциклопедия

Экслибрис — А.А. Сидорова. Художник А.И. Кравченко. Оттиск с гравюры на дереве. 1921. ЭКСЛИБРИС (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС — ЭКСЛИБРИС, ЭКС ЛИБРИС (лат. Ex libris из книг). Библиотечный или книжный знак ярлык, показывающий принадлежность книг известному лицу или библиотеке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. экслибрис (лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭКСЛИБРИС — (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещенный на внутренней стороне… … Современная энциклопедия

ЭКСЛИБРИС — (от лат. eх libris из книг) книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттискиваемый рельефно на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещаемый обычно на внутренней стороне… … Большой Энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС — ЭКСЛИБРИС, экслибриса, муж. (лат. ex libris из книг). Ярлык (обычно художественно исполненный) с именем владельца книги, наклеиваемый на внутренней стороне ее переплета или обложки. Художественный экслибрис. Выставка экслибрисов. (Произошло из… … Толковый словарь Ушакова

экслибрис — виньетка, ярлычок, ярлык, наклейка, знак Словарь русских синонимов. экслибрис сущ., кол во синонимов: 5 • виньетка (7) • … Словарь синонимов

ЭКСЛИБРИС — ЭКСЛИБРИС, а, м. На книге: художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Экслибрис — (греч. ex libris – из книг) – книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

ЭКСЛИБРИС — Художественно оформленный книжный знак ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Экслибрис. Экслибрис Уильяма Хьюера, конец XVII века

Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Наличие знака о принадлежности книги известному владельцу в большинстве случаев значительно повышает ее художественную ценность и стоимость при продаже.

Виды экслибрисов

Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.

Экслибрис. Экслибрис монастыря Буксхайм, конец XV века

Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:

  • Типу художественного изображения (гербовые, вензельные или сюжетные)
  • Стилю исполнения (в духе Ренессанса, барокко, рококо, символизма, романтизма, классицизма, модерна, абстракционизма).
  • Технике печати (ксилография, цинкография, литография, линогравюра, офорт).
  • Цветовому решению (моно- или полихромные).

Экслибрис. Альбрехт Дюрер. Экслибрис Лазаря Шпенглера, 1515

Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.

Экслибрис. Экслибрис сэра Патрика Баджа Мюррея Трейпланда, конец XVIII века

Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:

    ;
  • изображения кораблей;
  • растения и животные; , символы и инструменты из различных научных дисциплин; и мифологические существа;
  • драконы и обнаженная натура;
  • предметы и объекты из профессиональной деятельности владельца книги.

Экслибрис. Экслибрис лорда де Табли, конец XIX века

Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.

История экслибриса

История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.

Экслибрис. Экслибрис Мартина Бреслауэра, конец XIX века

С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

Экслибрис. Экслибрис библиотеки Генерального Штаба Армии Российской Империи, начало ХХ века

В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.

Экслибрис. Образец суперэкслибриса на обложке немецкой книги, XVIII век

Экслибрис. Экслибрис Луи Джона Рида в стиле ар-нуво, начало ХХ века

До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:

    (Albrecht Dürer); (Lucas Cranach der Ältere); (Hans Holbein der Jüngere).

Экслибрис. Экслибрис профессора Павлова, начало ХХ века

С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.

Экслибрис. Экслибрис Ричарда Шустера, начало ХХ века

Экслибрис. Экслибрис сэра Джона Форреста, начало ХХ века

Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.

Экслибрис. Экслибрис Эдварда Пенфилда, начало ХХ века

Экслибрис. Экслибрис Марко Фрагонара, конец ХХ века

На портале Very Important Lot любой желающий имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата и редкие экслибрисы. Здесь же можно недорого купить картины талантливых современных художников.

polixandra

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Началось все с того, что Французский король Карл V, или как его называли король-книжник, собрал выдающуюся библиотеку. И на каждом манускрипте собственноручно проставил: "Эта книга моя. Карл". Так впервые появилось обозначение владельца книги или экслибрис.

Вид печатного знака он приобрел в Германии в XV веке. Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший и другие великие художники посвящали свое время созданию экслибрисов.

Альбрехт Дюрер. Экслибрис Помера Гектора — настоятеля церкви св. Лаврентия в Нюренберге

Альбрехт Дюрер. Экслибрис Помера Гектора — настоятеля церкви св. Лаврентия в Нюренберге

Современные экслибрисы

Современные дизайнеры продолжают традиции своих выдающихся предшественников и разрабатывают для библиофилов красивые запоминающиеся знаки, стараясь в лаконичной форме передать личность хозяина книги.

Для примера работы студии Halisten в Будапеште, в которой разрабатывают уникальные экслибрисы для своих заказчиков.

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Экслибрис студии Halisten

Еще несколько примеров других дизайнеров

Márton Csörgő exlibris, разработанный Бенсом Ароном

Márton Csörgő exlibris, разработанный Бенсом Ароном

Julcsi Hoffmann exlibris, разработанный Tamás Boldi Hoffmann

Julcsi Hoffmann exlibris, разработанный Tamás Boldi Hoffmann

Mirjam Gerjeni exlibris, разработанный Daniella Kiss

Mirjam Gerjeni exlibris, разработанный Daniella Kiss

Fruzsina Foltin exlibris, разработанный Ivett Lénárt

Fruzsina Foltin exlibris, разработанный Ivett Lénárt

Erques Torres

Вам нравится это древнее графическое искусство, хотели бы вы создать свой экслибрис?

История экслибриса


Ex libris — от знака собственности к знаку индивидуальности.

В истории немецкого искусства мастеров, занимавшихся составлением экслибрисов, называли малыми мастерами (klein Master), но работы, создававшиеся ими, уникальны и по технике исполнения, и по художественному решению, и по замыслу. Над созданием экслибрисов работали великие мастера немецкого Возрождения: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбах-младший, Лукас Кранах-старший и др.
Старинный гербовый экслибрис, нередко в пышном обрамлении и сопровождаемый гордым латинским девизом, и в книгу, какой бы она ни была, вносит дух горделивой торжественности, родственный возвышенной строгости типографского и графического оформления барочных и классических изданий. Выполнялись эти книжные знаки в различных гравюрных техниках: на дереве, резцом или травлением на металле — и часто представляли собой миниатюрные шедевры графического искусства. Небольшой по своему размеру, этот книжный знак становится неотъемлемой частью книги, ее индивидуальной особенностью. Стиль и техника исполнения экслибриса отражала дух и моду эпохи, в которой он был создан.

От барокко до классицизма
На протяжении нескольких веков искусство экслибриса проходит стилевую эволюцию, аналогичную развитию других видов печатной графики, и ближе всего — родственной ему графики книжной. От декоративной пышности барокко и капризной асимметрии рококо — к изящной ясности классицизма. Постепенно расширяется графическая тематика экслибрисов. Наряду с гербами появляются различные аллегории, воплощенные в фигурах античных богов или геральдических животных, изображения книжных шкафов или полок с рядами корешков. В экслибрисах XVIII века нередки шаловливые купидоны, иногда занятые каким-то трудом и символизирующие сферу деятельности владельца библиотеки или интересующую его область знания.
У нас настоящие печатные экслибрисы на отдельных листочках появляются лишь в начале XVIII столетия, в петровское время, вместе со многими другими европейскими новшествами. По стилистике и сюжетам они, естественно, тоже близки к западным.
Деловитый и прагматичный XIX век многое меняет и в этом искусстве, снижает его пафос, приближает торжественный знак к простому ярлыку, к этикетке. Нередко на нем теперь указывается номер книги и ее место (шкаф, полка). Все чаще вместо герба появляется простая надпись, выполненная набором. А гербовые экслибрисы, которых еще все-таки много, гравируются заметно суше и схематичнее. Наконец, наклейка часто заменяется просто оттиском резинового штампа.

На рубеже веков
В начале XX столетия происходит возрождение и начинается небывалый расцвет экслибриса как самостоятельного и полноценного художественно-графического произведения. Книжный знак становится едва ли не особым жанром графики — со своей линией развития, образным строем, со своими мастерами, предпочитающими эту изящную миниатюрную форму. Именно в ХХ веке к экслибрису обращаются и наиболее значительные мастера графического, в первую очередь книжного,
искусства.
Причин этому было несколько. Менялось отношение к книге и к личной библиотеке. Искусство рубежа веков породило любительскую, изысканно целостную художественную книгу, целиком обращенную не к практическим нуждам, любознательности читателя или его потребности в развлечении, но к его чувству прекрасного, к эстетическому переживанию. Домашнее собрание книг все более становилось зеркалом вкуса, результатом капризно-придирчивого индивидуального выбора, одним из проявлений личности. Таким же отражением характера, духовного мира и печатью вкуса владельца оказывается и экслибрис. Теперь это не родовой герб, а неповторимо личный знак.
Между тем бурное развитие графики и искусства книги дало искусству экслибриса небывалые стилевые, сюжетные и художественно-технические возможности. Это время, когда книжной графикой и экслибрисом занимаются ведущие художники.
И наконец, на развитие и широкое распространение экслибриса, несомненно, повлияла мода на их коллекционирование. Уже в начале века появились первые издания, посвященные описаниям книжных знаков и их собраний. Позднее организовались общества экслибрисистов, издававшие свои труды и каталоги, устраивавшие выставки новых знаков. Интимный по своей природе, экслибрис оказывался предметом экспонирования, обсуждения, обмена. Его порой делали не столько для конкретного заказчика, сколько для выставок и коллекций. Конечно, это нарушало чистоту жанра, но весьма способствовало его популярности.

И дальше.
Впоследствии интерес к экслибрису временами затухал, затем разгорался вновь. Большая мода на него пришла в 60-е годы, порожденная, впрочем, не столько развитием графики или библиофильским спросом, сколько расцветом коллекционирования.
Последние годы ХХ века. Век ХХI, все ускоряется. Набирающее темпы и увеличивающее тиражи книжное производство оставило коллекционерам-библиофилам лишь единичные, бесценные томики, путешествующие из одной частной библиотеки в другую. Книги, которые хочется долго и с особым трепетом держать в руках, перелистывать их страницы.

И все-таки — о тайне экслибриса
За такой книгой, имеющей свою историю и хранящую тайну, всегда стоял Человек. Экслибрис, как маленький герб, призван был выразить его взгляды, жизненный выбор, его единственную и неповторимую индивидуальность. И, похоже, главная проблема не в том, что уходят в небытие редкие книги, а в том, что в череде будней все меньше становится индивидуальностей вокруг. И может быть, с сохранением древних книг и экслибрисов связана не только радость библиофила, а возможность вернуть интерес к Человеку, его индивидуальности, его выбору, его судьбе.

Виды книжных знаков

И поскольку своими корнями экслибрис связан с родовыми гербами рыцарей, законы композиции в геральдике и искусстве экслибриса одни и те же: принцип эмблемы (замкнутой композиции), условность и обобщенность рисунка, символика всех элементов.

Читайте также: