Экономическая оценка водных ресурсов казахстана 9 класс план урока

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Водные ресурсы Казахстана Выполнила: Аубекерова Н.К. М-Экология" — Транскрипт:

1 Водные ресурсы Казахстана Выполнила: Аубекерова Н.К. М-Экология-102-2

2 Основные запасы водных ресурсов республики сконцентрированы в поверхностных и подземных источниках. В целом водные ресурсы Казахстана размещены неравномерно по регионам.

3 На территории Казахстана выделены восемь речных бассейнов, крупнейшими из которых являются Ертисский, Балхаш-Алакольский, Арало- Сырдарьинский и Жайык-Каспийский (суммарно более 90 % водных ресурсов). На территории Казахстана выделены восемь речных бассейнов, крупнейшими из которых являются Ертисский, Балхаш-Алакольский, Арало- Сырдарьинский и Жайык-Каспийский (суммарно более 90 % водных ресурсов). Арало-Сырдарьинский водохозяйственный бассейн Арало-Сырдарьинский водохозяйственный бассейн Арало-Сырдарьинский водохозяйственный бассейн Арало-Сырдарьинский водохозяйственный бассейн Балхаш-Алакольский водохозяйственный бассейн Балхаш-Алакольский водохозяйственный бассейн Балхаш-Алакольский водохозяйственный бассейн Балхаш-Алакольский водохозяйственный бассейн Иртышский водохозяйственный бассейн Иртышский водохозяйственный бассейн Иртышский водохозяйственный бассейн Иртышский водохозяйственный бассейн Жайык-Каспийский водохозяйственный бассейн Жайык-Каспийский водохозяйственный бассейн Жайык-Каспийский водохозяйственный бассейн Жайык-Каспийский водохозяйственный бассейн Есильский водохозяйственный бассейн Есильский водохозяйственный бассейн Есильский водохозяйственный бассейн Есильский водохозяйственный бассейн Нура-Сарысуский водохозяйственный бассейн Нура-Сарысуский водохозяйственный бассейн Нура-Сарысуский водохозяйственный бассейн Нура-Сарысуский водохозяйственный бассейн Шу-Таласский водохозяйственный бассейн Шу-Таласский водохозяйственный бассейн Шу-Таласский водохозяйственный бассейн Шу-Таласский водохозяйственный бассейн Тобол-Тургайский водохозяйственный бассейн Тобол-Тургайский водохозяйственный бассейн Тобол-Тургайский водохозяйственный бассейн Тобол-Тургайский водохозяйственный бассейн

4 Поверхностные водные ресурсы На территории республики насчитывается около 39 тыс. рек и временных водотоков, из них более 7 тыс. имеют длину свыше 10 км. Большая часть рек Казахстана принадлежит к внутренним замкнутым бассейнам Каспийского и Аральского морей, озер Балхаш, Алаколь и Тениз. Только река Ертис относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Согласно Водному законодательству РК к водным объектам особого государственного значения отнесены: Каспийское море, озеро Балхаш, озеро Зайсан, система озер Алаколь, река Ертис. На территории республики насчитывается около 39 тыс. рек и временных водотоков, из них более 7 тыс. имеют длину свыше 10 км. Большая часть рек Казахстана принадлежит к внутренним замкнутым бассейнам Каспийского и Аральского морей, озер Балхаш, Алаколь и Тениз. Только река Ертис относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Согласно Водному законодательству РК к водным объектам особого государственного значения отнесены: Каспийское море, озеро Балхаш, озеро Зайсан, система озер Алаколь, река Ертис.

5 Ресурсы речного стока, млн. куб. метров Годы Всего Речной сток формирующий ся на территории РК Речной сток, поступающий из сопредельных государств

9 для хозяйственно-питьевого водоснабжения (ХПВ) – 15,218 млн. м 3 /сут для производственно-технического водоснабжения (ПТВ) – 2,430 млн. м 3 /сут для орошения земель (ОРЗ) – 22,511 млн. м 3 /сут для хозяйственно-питьевого и производственно- технического водоснабжения (ХПВ, ПТВ) – 2,319 млн. м 3 /сут для хозяйственно-питьевого водоснабжения и орошения земель (ХПВ, ОРЗ) 0,271 млн. м 3 /сут для комплексного использования (ХПВ, ПТВ, ОРЗ) – 0,016 млн. м 3 /сут По целевому назначению эксплуатационные запасы подразделяются:

10 По состоянию на г. на территории Республики Казахстан Государственным балансом учтено 2905 месторождений (3499 участков) с утвержденными эксплуатационными запасами в количестве 42,765 млн. м 3 /сутки Административная область Запасы подземных вод, утвержденные ГКЗ/МКЗ (ТКЗ), тыс. м 3 /сут. Кол-во МПВ Из них эксплуатируются Извлеченное количество воды, тыс. м 3 /сут. Акмолинская 443, ,7 Актюбинская 1905, ,5 Алматинская 16721, ,2 Атырауская 233,466111,7 Восточно-Казахстанская 6500, ,8 Жамбылская 4711, ,6 Западно-Казахстанская 328, ,5 Карагандинская 2883, ,1 Костанайская 1055, ,1 Кызылординская 1469, ,9 Мангыстауская 355, ,1 Павлодарская 3895, ,3 Северо-Казахстанская 185, ,1 Южно-Казахстанская 2075, ,7 Итого по РК42765, ,3

11 Сточные воды Наблюдается уменьшение общего объема сброшенных сточных вод в поверхностные водные объекты за 2015 год. По данным Комитета по статистике объем сточных вод за 2015 год составил млн. м 3, а в 2014 году – 6205 млн. м 3. Также уменьшилась доля неочищенных сточных вод, объем которых составили: в 2015 году – 131 млн. м 3, а в 2014 году – 153 млн. м 3. Уменьшение объема сброшенных сточных вод и снижение доли неочищенных сточных вод могут быть показателями уменьшения нагрузки (загрязнения) на окружающую среду.

12 Показатели ЕдиницаГоды Сброшенные сточные воды (в поверхностные водные объекты) 1 Общий объем сточных вод млн. м 3 /год 6205,005935,00 Очищенные сточные воды 2 Общий объем очищенных городских сточных вод млн. м 3 /год Общий объем индивидуально очищенных сточных вод млн. м 3 /год-- 4 Общий объем сточных вод, очищенных в других очистных сооружениях млн. м 3 /год-- 5 Всего очищенных сточных вод млн. м 3 /год Неочищенные сточные воды 6Неочищенные (недостаточно очищенные) сточные воды млн. м 3 /год 153,00131,00

13 Забор пресных вод По данным комитета по статистике за 2015 год объем забранной пресной воды из природных источников составил млн. м³, что на 1421 млн. м³ меньше чем в 2014 году ( млн. м³).

14 Забор пресной воды Показатели ЕдиницаГоды Забор поверхностных и подземных вод 1Забор поверхностных водмлн м³ Забор подземных вод*млн м³ Забор пресной воды 3Забор пресной воды (всего)млн м³ из которого забор осуществляли 4 домашними хозяйствамимлн м³ сельским хозяйством, лесным хозяйством и рыболовством млн м³ из них использовано в целях сельскохозяйственной ирригации млн м³ обрабатывающей промышленностьюмлн м³ предприятиями электроэнергетикимлн м³ другими видами экономической деятельностимлн м³ Индекс эксплуатации водных ресурсов 10Индекс эксплуатации водных ресурсов% 11Потери воды при транспортировке млн м³ Общий доступный объем пресной воды млн м³

15 Повторное использование пресной воды Показатели Единица Годы Вторично используемая вода 1 Общий объем использованной пресной воды млн м Объем повторно использованной воды млн м Доля повторно использованной воды в общем объеме использованной пресной воды %41,242,4

16 Качество питьевой воды Показателигоды единица Качество питьевой воды из централизованной системы водоснабжения 1 Общее количество отобранных проб на микробиологические показатели ед из них не соответствующих гигиеническим нормативамед Доля проб не соответствующих гигиеническим нормативам %1,4%2,0% 3 Общее количество отобранных проб на химические показатели ед из них не соответствующих гигиеническим нормативамед Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам %2,2%2,5% Качество питьевой воды из децентрализованной системы водоснабжения 5 Общее количество отобранных проб на микробиологические показатели ед из них не соответствующих гигиеническим нормативамед Доля проб не соответствующих гигиеническим нормативам %4,9%4,0% 7 Общее количество отобранных проб на химические показатели ед из них не соответствующих гигиеническим нормативамед Доля проб не соответствующих гигиеническим нормативам %7,7%6,5%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний по теме, формирование казахстанского патриотизма, осуществление эколого-краеведческого принципа преподавания географической науки.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей учащихся.
2. Привлечение внимания к работе с дополнительными источниками знаний с целью межпредметной и внутрипредметной интеграции.
3. Проверить знание географической карты по номенклатуре водных географических объектов.

Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма проведения: путешествие

Оборудование: компьютер, экран, проектор, листы с заданиями,атласы.

Сегодня мы отправимся в путешествие по маршруту "Внутренние воды Казахстана".

Обобщение знаний по теме, формирование казахстанского патриотизма, осуществление эколого-краеведческого принципа преподавания географической науки.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей учащихся.
2. Привлечение внимания к работе с дополнительными источниками знаний с целью межпредметной и внутрипредметной интеграции.
3. Проверить знание географической карты по номенклатуре водных географических объектов.

Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма проведения: путешествие

Оборудование: компьютер, экран, проектор, листы с заданиями,атласы.

Сегодня мы отправимся в путешествие по маршруту "Внутренние воды Казахстана".

Начальник поезда: Махмутова Гульмира Баграмовна

Проводницы: Вагон №1

Билет №1 Начало реки (исток)

Билет №2 Место впадения реки в море, озеро или реку (устье)

Билет №3 Расход воды за год называется (годовой сток)

Билет №4 Самая мутная река в РК? (Сырдарья)

Билет №5 Объем воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени (расход воды)

Билет №6 Озеро, на карте обозначенное двумя цветами? (Балхаш)

Билет №7 Озеро на Востоке Казахстана? (Зайсан)

Билет №8 Самый большой ледник в Казахстане? (ледник Корженевского)

Билет №9 Самое большое озеро в мире и Казахстане? (Каспийское море)

Билет №10 Самая большая и судоходная река в Казахстане? (Иртыш)

Билет №11 Самое большое водохранилище в РК? (Бухтарминское)

Просьба занять места согласно купленным билетам.


Основная часть урока:

Ответ: осетр, Шевченко, Актау, нефть, газ. (просмотр слайдов)

Недавно я наткнулся на удивительные фотографии: корабли, ржавые и старые, стоят в пустыне, заметаемые песком. Я видел множество кладбищ кораблей - и на берегах Двины, и на Сухоне, - но эти фотографии сильно отличались от виденного мною. Здесь нет даже намека на воду. Ни реки, ни моря рядом. Как они могли попасть в пустыню?

Запрос "корабли в пустыне" помимо верениц верблюдов выдал также и требуемое: информацию о высыхающем Аральском море, дно которого почти полностью обнажилось, превратившись в сухую безжизненную пустыню. Корабли, прежде используемые для рыболовства и доставки грузов, не были выведены по притокам, были брошены умирать. И они, лишенные воды, подобно выбросившимся на берег гигантским китам, остались лежать и умирать в пыльном воздухе Арала.

Когда-то Аральское море имело площадь 68 тысяч квадратных километров. Глядя на сегодняшние снимки, это сложно представить, но так оно и было.

В Арале обитало 34 вида рыб. И рыбный промысел позволял отлавливать по 60 тонн в год. Аральский флот участвовал в боевых действиях по присоединению среднеазиатских государств. По берегам возводились города, жизнь обитателей которых была связана с водой. И профессия моряка была распространенной и уважаемой. Воистину, Арал был морем.

Человек убил это море. С 60-х годов Аральское море начало мелеть из-за того, что вода его притоков стала уводиться на орошение земель Центральной Азии.
Усыхание моря сильно сказалось на климате, на экологии и на экономике. Арал превратился в соленую пустыню, отравляющую все вокруг и даже дальние регионы, куда ветром переносятся пестициды, накопленные морем в период расцвета сельского хозяйства. Даже в крови пингвинов Антарктики были найдены яды со дна Аральского моря. Многие жители Арала потеряли не только работу, связанную с морем, но и здоровье, живя поблизости от источника этих вредных веществ.

Море ушло, превратившись в Аралкум – в пустыню.

Сырдария, Иле, Сарысу, Сагыз, Ертис, Жем (Эмба), Каратал, Есиль, Жайык, Лепси, Шу, Аксу, Тобыл.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел долгосрочного плана:

3 Физическая география

3.3 Гидросфера

Дата :

ФИО учителя: Сарсенова Гульзира Зарлыкхановна

Класс : 9

Количество 24

отсутствующих : присутствующих :

Виды внутренних вод Казахстана

Цели обучения

9.3.3.1 классифицирует, анализирует показатели и характеризует внутренние воды Казахстана: реки и озера, ледники и вечная мерзлота, подземные воды

SMART в конце урока учащиеся смогут классифицировать, анализировать и характеризовать внутренние воды Казахстана

Все учащиеся смогут : классифицировать виды внутренних вод Казахстана

Большинство смогут: охарактеризовать внутренние воды Казахстана: реки и озера, ледники и вечная мерзлота, подземные воды.

Некоторые смогут: проанализировать показатели, характеризующие внутренние воды Казахстана: реки и озера, ледники и вечная мерзлота, подземные воды

Критерии успеха

- классифицируют виды внутрених вод Казахстана;

-характеризуют внутренние воды Казахстана: реки, озера, ледники, подземные воды;

- анализируют внутренние воды Казахстана: реки и озера, ледники и вечная мерзлота, подземные воды

Языковые цели

Учащиеся могут: устно дать определение внутренним водам Казахстана, назвать составные части вод суши. Читают текст, анализируют внутренние воды Казахстана.

Терминология: реки, речной сток, падение реки. межень, паводок, наводнение, озера, ледники, многолетняя мерзлота

Письменная работа.

Привитие ценностей

уважение к природе и природным ресурсам, развитие сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания; образование в течение всей жизни

Межпредметные связи

Данный урок связан с познанием мира и естествознанием

Навыки использования ИКТ

Интерактивная доска, просмотр презентаций

Предварительные знания

Знания о гидросфере, приобретенные в начальных познание мира и естествознание 5-6 классах, имеют представления о гидросфере, мировом океане, круговороте воды в природе

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

Психологический настрой. Здравствуйте ребята! Давайте настроимся на приятную работу сегодня на уроке. Выйдите вперед, пожалуйста, те, кто сегодня перед выходом на урок из дома смотрелся в зеркало.

Теперь хлопните в ладоши, пожалуйста, те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну, что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо! Теперь мы готовы к уроку. Хорошего вам настроения и успехов!

Правила работы в группе ( приложение №1 )

Распределение ролей ( приложение №2)

Беседа:

- Что общего на этих картинках?

- Как называется данная оболочка?

- Назовите крупные реки Казахстана?

- Что такое ледники?

- Назовите крупные озера Казахстана

- Какие источники питания рек вы знаете?

По картинкам и ответам учащиеся определяют тему и цели урока

картинки для деления на группы, каждый учащиеся выбирает понравившуюся картинку

Работают по тексту учебника

Определяют название крупных рек

Определяют режим питания реки

Определяют стихийные явления на реке

Работают по тексту учебника

Определяют происхождение озер

Определяют стихийные явления на озере

Работают по тексту учебника

Определяют виды ледников

Записывают районы распространения ледников

Определяют значение ледников в природе

Работают по тексту учебника

Определяют виды подземных вод

Дают характеристику подземным и термальным водам

Определяют значение подземных и термальных вод в жизни человека

Зеленый цвет – информация, представленная на постере читаема, соответствует теме и выполнена красочно

Желтый цвет – постер выполнен с соблюдением только двух критериев

Красный – постер выполнен только по одному критерию

(Г) Задание №3. Составить характеристику реки по планы. Заполнить таблицу Приложение №3

Составить характеристику реки Ертыс

Дескрипторы

Определяют географическое положение реки

Определяют к какому бассейну относится

Определяют исток и устье

Определяют уклон, падение, расход и годовой сток

Определяют питание реки

Определяют значение реки и ее использование

Составить характеристику реки Сырдарья

Дескрипторы

Определяют географическое положение реки

Определяют к какому бассейну относится

Определяют исток и устье

Определяют уклон, падение, расход и годовой сток

Определяют питание реки

Определяют значение реки и ее использование

Составляет характеристику реки Жайык

Дескрипторы

Определяют географическое положение реки

Определяют к какому бассейну относится

Определяют исток и устье

Определяют уклон, падение, расход и годовой сток

Определяют питание реки

Определяют значение реки и ее использование

Составляет характеристику реки Или

Дескрипторы

Определяют географическое положение реки

Определяют к какому бассейну относится

Определяют исток и устье

Определяют уклон, падение, расход и годовой сток

Определяют питание реки

Определяют значение реки и ее использование

Взаимооценивание группы

40 градусов – 6 б.

37 градусов – 4-5 б.

35,7 градусов – 2-3 б.

- При помощи материалов из учебника найдите соответствие терминов с определениями: пример 2-В

(И) Задание №4 Соот несите факт ы и поняти я

постоянные или временные потоки воды, текущие в выработанном ими углублении рельефа, питающиеся за счет стока с их водосбора

перемещение воды в виде потока по речному руслу

продолжительное сезонное стояние низких уровней воды в реке, обусловленное ослаблением поверхностного стока и переходом реки, в основном, на грунтовое питание

быстрое временное поднятие уровня воды в реках вследствие таяния снега, сильных дождей и т.д.

это масса льда, которая движется по земной поверхности

воды , находящиеся в толще горных пород верхней части земной коры в жидком, твердом и газообразном состоянии

1_____, 2_____, 3_____, 4_____, 5_____, 6_____.

Ключ: 3-А, 1- D , 2- E , 4- F , 5- C , 6- B .

дают определение реке

дают определение речному стоку

дают определение межени

дают определение паводку

дают определение леднику

дают определение подземным водам

ФО: оценивание учителем.

Большая звезда (6 б)

Средняя звезда (4-5 б)

Маленькая звезда (2-3 б)

Вамтаны, маркеры, стикеры, рисунки

Рефлексия по итогам урока.

Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море Знаний, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил

ФО учитель по количеству корабликов оценит усвоение материала и сделает выводы.

Домашнее задание:

§ 23-27 стр. 115-141

Обозначить на контурной карте внутренние воды Казахстана

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация на уроке запланирована в нескольких направлениях:

- Задания разработаны с учетом возрастных особенностей;

- Все ученики работают с разными источниками информации;

- Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем;

- Задания для групп включают разные виды заданий (на знание, применение и анализ);

- При заполнении таблицы группы выполняют одно и тоже задание, но делают разные выводы

- Более способные учащиеся выполняют более усложненные задания.

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени

Планируется проверить уровень, усвоения материала через решение языковых задач на уроке.

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанкой учащихся.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?1:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?


Обобщающий урок поможет обобщить и закрепить знания по теме, продолжить развитие творческих способностей учащихся, привлечь внимание учащихся к работе с дополнительными источниками знаний, воспитывать казахстанский патриотизм.

Теплова Юлия Александровна, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Уланский район, с.Ново-Одесское, КГУ "Средняя школа имени Базылбека Ахметова"

Описание разработки

Цель урока:

- обобщить и закрепить знания по теме;

- продолжить развитие творческих способностей учащихся; привлечь внимание учащихся к работе с дополнительными источниками знаний;

- воспитывать казахстанский патриотизм.

Оборудование: физическая карта Казахстана, листы с заданиями, тестовые задания; интерактивная доска; презентации, выполненные учащимися для защиты экологических проектов.

Ход урока:

Учитель: Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе - гений; но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений -

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу. . .

Сегодня мы отправимся в путешествие по маршруту "Внутренние воды".

Главные составляющие нашего урока - поиск и открытие, а его девизом будут слова В. Каверина "Бороться, искать, найти и не сдаваться".

На этом уроке вы должны показать знания о водных объектах Казахстана, умение работать с дополнительными источниками знаний, а также мы заслушаем подготовленные вами экологические проекты - презентации по защите водоёмов и поработаем с тестами.

Итак, начинается посадка на пассажирский автобус, приобретаем билеты (уч - ся берут билеты; отвечают на вопросы билета).

Итак, в путь! Наш поезд прибывает на станцию "Гидрологическая"

Билет №1 Начало реки (исток)

Билет №2 Место впадения реки в море, озеро или реку (устье)

Билет №3 Часть речной долины, которая заливается водой при подъеме уровня воды в реке (Пойма)

Билет №4 Углубление в речной долине, по которой воды реки текут постоянно (русло)

Билет №5 Объем воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени (расход воды)

Сырдарья и Амударья - реки слёз.

Две реки впадают в Аральское море; с востока - Сырдарья, с запада - Амударья - реки горя и слёз, появившиеся в незапамятные времена, когда на одном из семи небес существовало женское ханство. Одни лишь женщины правили в этом ханстве: если рождался мальчик, то бросали его на съедение волкам и львам и лишь одного из ста рожденных оставляли жить.

Но случилось так, что правительница ханства родила мальчика и спрятала его, подменив девочкой. Прошло время. вырос её сын сильным и смелым, властным и непокорным. Встал он во главе всех мужчин, оставшихся в этом ханстве, и поднял восстание, чтобы захватить власть.

Но женщины победили, а мужчин казнили, лишь сына правительница оставили. Тогда старуха, принимавшая когда - то у правительницы роды, открыла всем тайну рождения юноши.

Заплакала, зарыдала небесная женщина, и две реки, два горьких потока слёз из глаз её - Сырдарья и Амударья - до сих пор бегут с гор с запада и востока до Аральского моря. Одна из них - Сырдарья - протекает по территории нашего государства.

Твои глаза, как озеро Балхаш -

Великое создание природы,

Увы, в нём полный ералаш

И разные перемешались воды. (С. Шестаков)

Осень на Каспии.

На Каспийском побережье

Осень снова наступила.

Золотым, багряным цветом

Всех вокруг преобразила.

Пожелтели всюду травы,

Белый пух везде летает,

Нитка тонкой паутины

В воздухе прозрачном тает.

Болею сердцем за Ишим

Болею сердцем за тебя, Ишим,

И за твои страдальческие воды:

как часто мы, не думая , спешим

В них побросать весь мусор и отходы!

А в половодье, не скрывая срама,

Ты, кроме тающего льда , несёшь

Завалы всякой мерзости и хлама.

Болею сердцем за тебя, Ишим. . . (А. Пряников)

Здесь течет Ишим.

Ишим, зародившись на севере Карагандинской области, минует Акмолинскую, Северо - Казахстанскую области. Общая площадь его бассейна составляет почти 150 тыс. км. Это степь и лесостепь. Вдоль берегов реки расположены наша столица - Астана и областной центр Петропавловск; несколько райцентров (Вишневка, Державинск, Есиль, Сергеевка) и множество больших и малых сёл. (В. Кузьменко).

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Тема урока: Внутренние воды Казахстана.

- обобщить и закрепить знания по теме;

- продолжить развитие творческих способностей учащихся; привлечь внимание учащихся к работе с дополнительными источниками знаний;

- воспитывать казахстанский патриотизм.

Оборудование: физическая карта Казахстана, листы с заданиями, тестовые задания; интерактивная доска; презентации, выполненные учащимися для защиты экологических проектов.

Учитель: Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе - гений; но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений -

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

Сегодня мы отправимся в путешествие по маршруту "Внутренние воды".

Главные составляющие нашего урока - поиск и открытие, а его девизом будут слова В. Каверина "Бороться, искать, найти и не сдаваться".

На этом уроке вы должны показать знания о водных объектах Казахстана, умение работать с дополнительными источниками знаний, а также мы заслушаем подготовленные вами экологические проекты-презентации по защите водоёмов и поработаем с тестами.

Итак, начинается посадка на пассажирский автобус, приобретаем билеты (уч-ся берут билеты; отвечают на вопросы билета).

Итак, в путь! Наш поезд прибывает на станцию "Гидрологическая"

Билет №1 Начало реки (исток)

Билет №2 Место впадения реки в море, озеро или реку (устье)

Билет №3 Часть речной долины, которая заливается водой при подъеме уровня воды в реке (Пойма)

Билет №4 Углубление в речной долине, по которой воды реки текут постоянно (русло)

Билет №5 Объем воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени (расход воды)

Сырдарья и Амударья - реки слёз.

Две реки впадают в Аральское море; с востока - Сырдарья, с запада - Амударья - реки горя и слёз, появившиеся в незапамятные времена, когда на одном из семи небес существовало женское ханство. Одни лишь женщины правили в этом ханстве: если рождался мальчик, то бросали его на съедение волкам и львам и лишь одного из ста рожденных оставляли жить.

Но случилось так, что правительница ханства родила мальчика и спрятала его, подменив девочкой. Прошло время. вырос её сын сильным и смелым, властным и непокорным. Встал он во главе всех мужчин, оставшихся в этом ханстве, и поднял восстание, чтобы захватить власть.

Но женщины победили, а мужчин казнили, лишь сына правительница оставили. Тогда старуха, принимавшая когда-то у правительницы роды, открыла всем тайну рождения юноши.

Заплакала, зарыдала небесная женщина, и две реки, два горьких потока слёз из глаз её - Сырдарья и Амударья - до сих пор бегут с гор с запада и востока до Аральского моря. Одна из них - Сырдарья - протекает по территории нашего государства.

Твои глаза, как озеро Балхаш -

Великое создание природы,

Увы, в нём полный ералаш

И разные перемешались воды. (С. Шестаков)

Осень на Каспии.

На Каспийском побережье

Осень снова наступила.

Золотым, багряным цветом

Всех вокруг преобразила.

Пожелтели всюду травы,

Белый пух везде летает,

Нитка тонкой паутины

В воздухе прозрачном тает.

Болею сердцем за Ишим

Болею сердцем за тебя, Ишим,

И за твои страдальческие воды:

как часто мы, не думая , спешим

В них побросать весь мусор и отходы!

А в половодье, не скрывая срама,

Ты, кроме тающего льда , несёшь

Завалы всякой мерзости и хлама.

Болею сердцем за тебя, Ишим. (А. Пряников)

Здесь течет Ишим.

Ишим, зародившись на севере Карагандинской области, минует Акмолинскую, Северо - Казахстанскую области. Общая площадь его бассейна составляет почти 150 тыс. км. Это степь и лесостепь. Вдоль берегов реки расположены наша столица - Астана и областной центр Петропавловск; несколько райцентров (Вишневка, Державинск, Есиль, Сергеевка) и множество больших и малых сёл. (В. Кузьменко).

Целебный Арасан.

Я пришёл специально к тебе, Арасан,

Износился, как видно, в нелёгком труде.

От телесных, душевных и всяческих ран

Сколько ты исцелил уж в целебной воде.

И меня пусть коснётся твоя благодать. (Г. Арманов)

Учитель: Ребята, эксперты оценили ответы групп. А мы прибываем на станцию "Знатоки географической карты".

Необходимо выполнить следующее задание: на контурной карте отметить названия 10 рек и озёр

Учитель: А мы прибыли на станцию "Что нас ждёт на ПГК?"

Тестирование.

1. Сколько рек насчитывается на территории Казахстана?

2. К какому бассейну относятся реки Казахстана?

А) к внутреннему бессточному бассейну

Б) к бассейну Атлантического океана

В) к внутреннему бессточному бассейну и бассейну Северного Ледовитого океана

3. Какие реки являются левыми притоками Иртыша?

Б) Есиль и Тобол

4. Где находится исток Сырдарьи?

А) Юго-Западный Алтай

Б) Каратауские горы

В) Центральный Тянь-Шань

5. Какая река является самой большой рекой Балхаш-Алакольского бассейна?

6. Сколько озер насчитывается в Казахстане?

7. В какой части Казахстана расположено более 45% озер?

В) в центральной и южной

8. Какое водохранилище является самым крупным в Казахстане?

9. В каких климатических поясах расположено Каспийское море?

А) в умеренном и субтропическом

Б) в субарктическом и умеренном

В) в субтропическом и тропическом

10. Сколько артезианских бассейнов выявлено на территории Казахстана?

Учитель: А мы прибываем на станцию "Защита экологических проектов"

1 ученик: Проект "Экологические проблемы озера Балхаш".

2 ученик: Проект "Экологические проблемы Каспийского моря".

3 ученик: Проект "Экологические проблемы Аральского моря".

Выводы делают и учащиеся и учитель

Оценка проделанной работы

Хочется завершить наш урок словами из стихотворения Виктории Запуниди.

Родина моя - Казахстан!

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы.

Закаты как в сказке и звездные ночи,

Рассветы ясны как красавицы очи.

Там вольные ветры и быстрые реки,

Яркое солнце, широкие степи.

Манящие тайной святые озера

И лоз виноградных витые узоры.

Там свято хранятся традиции предков

И люди плохие встречаются редко.

Там радость так радость! Беда не беда.

Гостям в каждом доме рады всегда.

Там разные нации в мире живут,

Там вечные ценности - знания и труд.

Самая лучшая ты на земле

Родина матушка - слава тебе!

Краткой, но убедительной речью:

"Осы маган улы Отан,

Касиеттi жер Казакстан!"

Спасибо всем! До следующей встречи!

Запасной методический ход

1. Долина реки - одно из самых красивейших мест на территории этой области. Недаром, очарованный красотой этой реки, хан Кучум, одному из своих сыновей дал её имя. леса в её долине поражают буйством растительности тополь чёрный и серебристый, ива, шиповник, смородина, ежевика, малина, хмель; травы здесь вырастают высотой до 2 метров. Чем не джунгли? На протяжении более 500 км. По этой области протекает река и дарит людям влагу, свежесть и спасает их от жары и жажды. О какой реке идёт речь? В какой области Казахстана она протекает. (Река Ишим; в Северо-Казахстанской области).

3.На западе республики плещутся воды величайшего озера планеты. К востоку от него пятнами на карте выделяются 3 крупные озера, а кроме них повсюду разбросаны тысячи средних и мелких озёр. О каких озёрах идёт речь? Сколько озёр в Казахстане? (Каспийском озере, Арале, Балхаше, Зайсане; более 48 тыс. озёр).


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - комбинированный. Урок направлен на преобретение учениками новых знаний, умений, навыков, закрепления и отработку имеющихся ЗУНов.

КГУ «Средняя школа № 3 города Атбасар отдела образования

урока географии в 9 классе

на тему:

Южный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население

Ломакина С.С.

Учитель географии

Тема: Южный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население

Тип урока: комбинированный

Smart-цель урока: ученики будут знать ЭГП, природные условия и ресурсы, население Южного Казахстана, изучив материал и работая с картами.

Ученики определят и оценят ЭГП Южного Казахстана.

Ученики оценят природные условия и ресурсы района.

Ученики будут знать характеристику населения Южного района.

Ожидаемый результат: изучив материал и работая с картами, я знаю особенности ЭГП, природные условия и ресурсы, население Южного Казахстана.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Организационная часть. Психологический настрой учащихся - 2 мин:

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.
Ребята, сегодня на уроке предлагаю вам работать в группах. Чтобы разделиться, вам нужно выбрать из коробки бумажку, и распределиться по классу в соответствии с выбранным предметом.

2 группа – природные условия

3 группа – природные ресурсы

4 группа - население

Проверка домашнего задания (7 минут).

Критерии выставления оценок:

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

2. Город, основная специализация которого сельскохозяйственное машиностроение, металлообрабатывающая, пищевая и легкая промышленность:

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

3. Город на западе Северного Казахстана, который стал развиваться благодаря разработкам месторождений железной руды (Соколовско-Сарыбайское) и асбеста (Житикара):

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

4. Административный центр Северо-Казахстанской области:

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

5. Административный центр Акмолинской области:

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

6. Город Северного Казахстана, в котором работает нефтеперерабатывающий завод:

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

8. Самый большой по численности населения город Северного Казахстана:

А) Кокшетау В) Петропавловск С) Павлодар Д) Астана Е) Костанай

9. ЕХРО-2017 – международная выставка, которая будет проходить в:

А) Кокшетау В) Петропавловске С) Павлодаре Д) Астане Е) Костанае

10. Известный архитектор, работавший над созданием генерального плана города Астана:

А) Кисе Курокава В) Норман Фостер С) Адиль Жакенов Д) Харуки Мураками Е) Сергей Амонов

Проверка осуществляется между группами, оценки выставляются на листе с ответами, обязательно подписывается имя того, кто проверял работу. Принцип объективности: берется на проверку любой бланк, проверка учителем, в случае неверного выставления оценки, оценщику снижается оценка.

После возвращения теста ученику, оценка выставляется в оценочный лист.

Постановка цели урока (3 минуты)

Какой район мы изучали в течении последних уроков? (Северный Казахстан)

Какой район мы с вами еще не изучили? (Южный Казахстан)

А теперь давайте определим цель урока. В каждой группе, сформулируйте и запишите вашу цель урока, опираясь на фразы:

Я буду знать.

Я буду уметь.

Объяснение новой темы.

Работа в группе. §55-56, стр.377-380

Определение ЭГП Южного Казахстана. Работа по карте

Дать характеристику ЭГП Южного Казахстана по плану. Каждая группа занимается изучением одного пункта: (2 минуты)

Площадь и состав района (1 группа)

Соседство с другими экономическими районами Казахстана (2 группа)

Соседство с другими республиками (3 группа)

Близость к крупным озерам, морям и океанам (4 группа)

Оценка положения на основе анализа: выгодное или невыгодное.

После подготовки, лидер представляет свой ответ с демонстрацией объектов на карте. Запись площади и состава района в тетрадь.

По окончанию: оценка положения (запись вывода в тетрадь). (2 минуты)

Природные условия: (речь учителя) (1 минута)

Климат Южного Казахстана засушливый, но в предгорьях более мягкий, осадков выпадает более 700 мм. Молодые горы района (хребты Тянь-Шаня и Жетысуского Алатау) подвергаются частым землетрясениям. А еще, в Южном Казахстане очень часты местные ветры: эби, сайкан и др.

Давайте вспомним направления, в которые может дуть ветер.

Физ.минутка: (1 минута)

а) определение сторон света в кабинете;

в) направления: С, Ю,З,В, Ю-З, Ю-В, С-З, С-В, торнадо

1. Составить краткий конспект в тетради: (5 минут)

А) Месторождения минеральных ресурсов (минерал-месторождение)

В) Водные ресурсы (реки, озера, ГЭС)

С) Земельные ресурсы

2. Составить 5 вопросов. (2 минуты)

Перекрестный опрос в группах по парам: задают 3 своих вопроса партнеру, оценивают друг-друга, выставляют оценки в оценочный лист (2 минуты)

Если ответил на все 3 вопроса, оценка 5.

Если ответил только на 2 вопроса – оценка 4

Если ответил на 1 вопрос – оценка 3

Если не ответил на вопросы - оценка 2

Вопросы учителя ко всем группам поочередно, отвечающие получают смайл (внешний контроль учителя): (1 минута)

Какие цветные металлы добывают в Южном Казахстане? (свинец, ванадий, вольфрам)

Перечислите крупные реки Южного Казахстана (Сырдария, Иле, Шу, Талас, Каратал, Аксу)

Каковы агроклиматические ресурсы района? (продолжительный вегетационный период, большая сумма активных температур)

Какие почвы преобладают в районе? (серо-бурые и сероземы)

Какие с/х культуры выращиваются в районе? (хлопчатник, рис)

Население.стр.380

Южный район – самый густонаселенный район страны, здесь проживает 47% населения. Большая часть населения проживает в Алматинской области (43%) и Южно-Казахстанской (34%) областях. Район занимает 1 место в республике по плотности населения – средняя плотность 8,5 чел/км 2 . Доля казахов значительная – 78 %. Также, здесь проживает 70% корейцев в РК. Доля экономически активного населения района составляет 73%. На Юге сосредоточено городов - 27.

Прочтение результата каждой группы, фронтальная проверка (3 минуты).

Проверка: цифровой диктант (2 минуты). Учитель задет вопросы, ученики записывают каждый ответ без пробелов в единую цифру:

Сколько процентов населения от общей численности страны проживает в Южном Казахстане? (47)

Читайте также: