Экология и изобразительная деятельность в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Экологическое воспитание дошкольников - это новое направление, актуальность которого вызвана современными условиями.

Главными задачами в нем можно считать - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.

Задачи:

  1. Формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней.
  2. Прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством.
  3. Учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности /рисование, лепка, аппликация/ развивать творческие способности детей.
  4. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.

Каждый из видов работ решает определенные задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.

Краски и формы природы. Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.

Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности.

Работа с природным материалом

Икебана

С искусством составления букетов знакомятся дети старшего возраста и все желающие, проявляющие интерес, остальные могут посмотреть. Занятия проводятся в группе или на свежем воздухе. Для композиций используется сухой материал, иногда в сочетании с живым, но декоративным, специальным.

Такая работа позволяет познакомиться с самыми простыми законами композиции, приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. Икебана - это источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Игра

Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом /песок, глина, снег, камешки, шишки/ проводят воспитатели.

В методическом кабинете имеется картотека игр, позволяющая легко и быстро подобрать нужную игру.

Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.

Опыт

Нужно отметить, что детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.

Опыт включает в себя четыре этапа:

  1. Точно определяем проблему.
  2. Из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий.
  3. Проводим сам опыт или наблюдение.
  4. В конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.

Чаще всего опыт связывается с изодеятельностью ( рисованием, лепкой, аппликацией), где дети, сразу же после опыта, воплощают свои наблюдения, впечатления, эмоции.

Мы заметили, что больший эффект производят на детей кратковременные опыты, результаты которых дети видят сразу же.

Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.

Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.

Полученные знания и впечатления дети часто используют в изодеятельности.

Знакомство с изобразительным искусством.

С изобразительным искусством один раз в месяц знакомлю детей на специальных занятиях. К ним готовлюсь тщательно: разрабатываю конспекты, подбираю необходимый материал, стихи, музыку, продумываю организацию занятия. Главное на таких занятиях, нужно сразу заинтересовать детей и излагать материал в доступной и интересной форме. Иначе интерес теряется, дети отвлекаются и результат не достигается. Полученные знания, впечатления помогают в изодеятельности.

Природа в нетрадиционной технике рисования.

Значение таких занятий огромно, они вызывают радость труда, закрепляют полученные технические навыки, воспитывают доброту. Правда, на таких занятиях чаще всего оказываются испачканными столы, руки , одежда. Зато заряда радости хватает надолго не только у детей, но и у воспитателей.

Простые объекты и явления в природе, предлагаемые для наблюдения, успешно развивают детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.

Выставка

Выставки, которые я оформляю во все времена года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и является итогом предшествующей работы за три месяца. Они проводятся во всех возрастных группах.

Несмотря на то, что эта работа осуществляется только второй год, можно подвести некоторые итоги, подтверждаемые результатами диагностирования, проведенного по истечении года:

  • дети пополнили знания о природе, о гармонии цвета и цветовых оттенках;
  • познакомились с разнообразием видов национального декоративно-прикладного искусства;
  • у детей пробудился интерес, появились некоторые навыки в работе с природным материалом;
  • в своих работах дети научились сочетать разные виды изобразительной деятельности, свободно применять нетрадиционную технику рисования наряду с традиционной;

Самое главное, что дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека.

Работу с природным материалом и обучение составления композиций в текущем году мы думаю проводить в форме кружка, в который можно привлечь заинтересованных детей из подготовительных групп, а также продолжу накопление практического материала.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека. Человек не может жить без взаимосвязи с живой и неживой природой, для этого он ее изучает.

ВложениеРазмер
vystuplenie.docx 27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Колышко Ольга Сергеевна, воспитатель

Слайд 1. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека. Человек не может жить без взаимосвязи с живой и неживой природой, для этого он ее изучает.

Слайд 2 Природа удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный и познавательный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Душа ребенка раскрывается в общении с природой, воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение делать открытия и удивляться им. Кроме того, материалы по экологии являются прекрасным средством для развития у ребёнка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Слайд 3 В соответствии с принципом интеграции, обозначенном в ФГОС, работа по познавательному развитию должна строится на основе сочетания с другими направлениями развития, в том числе и художественно- эстетическим. На слайде выделены задачи художественно – эстетического развития, решаемые в экологическом образовании.

Слайд 4 . Для дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание, однако к 6-7 годам развивается произвольное. Поэтому в процессе интересной деятельности внимание может быть устойчивым. Подобные возрастные особенности отмечаются и в процессе развития памяти, которая носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что представляет для него наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Во многом этому способствует продуктивная деятельность, в которой умение воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.

Слайд 5 . Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребёнок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объёмном изображении.

Слайд 6. При этом основным признаком всех аппликаций является силуэтность.

Аппликация на занятиях по экологии могут быть двух видов:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, цветок, различные животные);
  • сюжетной, изображающей те или иные события.

Ребёнок, осваивая аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности.

На этой основе начинается развитие собственно продуктивной деятельности, возникает функция замещения, позволяющая в процессе рисования, создавать образ, близкий к реальному объекту.

Слайд 8 . Большинство специалистов – и психологов, и педагогов сходятся во мнении, что детская практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, то талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому должны быть обеспечены условия для творческой реализации личности дошкольника в разнообразных видах деятельности.

Слайд 10 . Занятия по экологии у детей дошкольного возраста как нельзя лучше подходят для развития эстетических качеств и творческих способностей у ребенка. Природа – это источник красоты и вдохновитель художественного творчества. Поэтому изобразительная деятельность (лепка, аппликация, работа с природным материалом, рисование, нетрадиционные техники изображения) на занятиях по экологии способствует не только закреплению знаний о том или ином объекте или явлении природы, но и эмоциональному восприятию и отношению к природе. Благодаря этому легче достичь решения задач в экологическом образования детей дошкольного возраста.

Слайд 11. Одним из основных методов экологического образования является наблюдение. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, обогащают детские эстетические представления.

Слайд 12. Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Таким образом, мы приводим детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано.

Слайд 13. Мы рассказываем детям о прошлом, когда не было часов, метеорологов и их прогноза погоды. Люди, наблюдая за растениями, птицами и явлениями природы, научились определять погоду.

Предлагаю вспомнить некоторые народные приметы:

- Птицы хохлятся – к …(ненастью)

- Цветки фиалки закрылись и поникли …(к дождю)

- Лето зиму строит: летний холод - …..(зимнее тепло), лето сухое, жаркое - …(зима морозная, малоснежная)

- Облака движутся с севера на юг - ….(к ясной погоде), а с юга на север - …. (перед ненастьем)

Слайд 14. - Дым из труб идёт вверх ……(к ясной погоде), дым стелется - …(к ненастью)

Для того, чтобы лучше запомнить эти приметы мы предлагаем детям их нарисовать. Вам я хочу предложить изобразить приметы так, чтобы остальные смогли эту примету назвать.

Птицы хохлятся – к ненастью

Цветки фиалки закрылись и поникли к дождю

Ласточки высоко летают к ясной погоде

Ласточки низко летают к дождю

Собака свернулась калачиком к похолоданию, вытянулась на земле – к теплу.

Лягушки прыгают и квакают вдоль берега к дождю

Паук усиленно плетёт сети к сухой погоде

Крот нагребает высокие холмики к ухудшению погоды

Весной из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Воробьи купаются в лужах – жди хорошую погоду

Когда цветёт черёмуха – всегда бывает холодно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п.

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.


В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру". Представлен материал необходимый для этой техн.


Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с .


Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб.


Экологическое образование детей дошкольного возраста через музыкально - театрализованную деятельность

Данная статья посвящена важности взаимосвязи экологической, музыкальной и театральной деятельности.


Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.

Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского…

Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.

Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.

- формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности

через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.

1-е развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.

2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.

Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.

- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;

- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;

- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .

Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Читайте также: