Экологическое воспитание через театральную деятельность в доу

Обновлено: 07.07.2024

В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы.

Глобальные проблемы современного мира, несущие угрозы человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования и воспитания.

Сегодня стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней.

Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Театрализованная деятельность с экологическим направлением несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям в необходимости сохранения природы.

Чтобы сыграть на сцене театральный сюжет требуются экологические знания, и умения вжиться в роль, умение сформулировать идею. В связи с вышесказанным, мы разработали проект, осуществляющий детскую театрализованную деятельность с экологической направленностью.

Новизна проекта состоит в сочетании трех важнейших принципов: творческом (креативном), экологическом и практическом. Ведущим принципом является экологический. Он позволяет строить образовательно-воспитательную деятельность на основе окружающей ребенка природы.

Цель: Формировать у дошкольников основы экологической культуры, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать, сопереживать к ней, путем театрализованных представлений.

1. Формировать умение детей осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы.

2. Познакомить детей дошкольного возраста с системой экологических взаимосвязей средствами театрализованной деятельности.

3. Способствовать развитию ценностной позиции детей по отношению к самому себе и к окружающей природе.

4. Формировать у детей умение налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим направлением.

Для реализации проекта были созданы все необходимые условия.

В группе оформили уголок для детской театрализации с различными видами театров, где дети обыгрывают и придумывают разные сказки и сюжеты.

Для чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин мы создали мини библиотеку в группе.

Территория детского сада к летнему периоду была оформлена по русским народным сказкам, что позволило нам с детьми наблюдать за красотой природы в данный период времени. На участках были сформированы разные направления:

Для овладения навыками актерского мастерства много внимания мы уделили постановке театральных сюжетов, одним из которых было заучивание и проигрывание сказок. Знакомство с сюжетами через театрализованную деятельность дает возможность детям хорошо разобраться и увидеть красоту природы. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть волшебство и приключения. В процессе работы над сюжетом с экологическим направлением учитывался возраст детей, и спектакль сделали легким и доступным для восприятия. В своей работе мы также использовали театрализованные игры и ситуации. Проигрывая определенную сказку или стихотворение, дети по нескольку раз менялись ролями. Им удавалось побыть и дедкой и бабкой, попробовать себя в роли мышки или репки. У детей была возможность многократного перевоплощения. Дети это делали с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удалось расшевелить самого скованного, зажатого ребенка.

Также немало важную роль приняли в нашем проекте родители. Ведь семья в экологическом воспитании ребенка имеет первостепенное значение,

поэтому привлечение родителей к нашему проекту являлось важным звеном в цепочке дети-родители-педагог. Родители активного принимали участие в благоустройстве территории новыми насаждениями, оказывали помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового природного материала.

И вот спектакль состоялся. Для детей стал особенно важным в эмоциональном настрое детей. На нашу премьеру пришли зрители и родители. Зрители нам громко аплодировали, все было как в настоящем театре.

В своей работе по формированию основ экологической культуры мы добились от детей понимания того, что все взаимосвязано – природа и человек. Ребенок познает мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нем. Самое главное, дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы – экологического воспитания человека. Создание театрализованной постановки с экологическим направлением в нашем детском саду открыло новые возможности творческого поиска, результатом которого стали не только новые театральные сюжеты, но, прежде, всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живем, о взаимозависимости человека и природы, желание охранять ее чистоту и красоту.

Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольника.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе.

ВложениеРазмер
pedsovet.docx 26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления на районном методическом объединении

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Так как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной намечены следующие задачи:

-создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к природе и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;

-создать развивающую художественную сферу, стимулирующую художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;

-формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

-развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

-активизировать словарь ребенка.

Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этих задач? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.

Я решила начать свою работу с игр – драматизаций и с игровых заданий; с их последовательным усложнением. Сначала это были игры имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации различных эмоциональных состояний человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы. Затем я стала использовать игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игры – имитации использовались в работево всех возрастных подгруппах.

Следующим этапом были игры -импровизации по текстам коротких сказок и стихотворений, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). Этиигры использовалисьс детьми , начиная со среднего возраста.

Постепенно предлагала детям настольный плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Процесс освоения включал мини – постановки по сюжетам народных и авторских стихов, сказок рассказов. Также я использовала фигурки пальчикового театра в совместных импровизациях на заданные темы.

Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторские сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу через сказки. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.

В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём

Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

что в мире много существ меньше и слабее меня, и

можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

Цель мастер-класса оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; - способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса:

Игра с залом- на экране появляются картинки. - что общего между этими картинками? (экология) - что общего между этими картинками? (сказка) - как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

Ошибки: 1. Скворцы улетают в теплые края 2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова. 3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку. 4. Белки в спячку не впадают. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить лесных птиц в неволе они погибнут.

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

- Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.

Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Итак мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить: 1 Чтение сказок. 2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок. 3 Театрализация сказок. 4.Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

7 Список литературы: 1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/е.в.баринова -Пособие.для детских садов, Ростов на Дону Феникс, Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель, Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова- Воспитатель. Москва Смирнова В.В.Тропинка в природу/в.в.смирнова.- санкт- Петербург Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/н.а.рыжова. - Москва 2002

Как маленькому ребёнку понять сложный язык экологической культуры?

А в этом нам помогает театр и игра.

Мы знаем, что экологическое отношение к миру развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать с младшего возраста. Большие возможности в воспитании экологических –эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложено в играх, в театрализованной деятельности детей.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

- способствовать развитие личности ребенка через театрально-экологические способности

1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь ко всему живому через искусство, активизировать познавательный интерес детей;

2. Обогащать и активизировать словарь детей совершенствовать интонационную выразительность речи и культуру речевого общения.

3. Создать условия для развития памяти, мышления, воображения, внимания, и умения использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.

Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях театрального кружка служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.

А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание через театрализованную деятельность несет в себе серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг.

Особое внимание уделяю на процесс игрового перевоплощения: внутренний, внешний (жест, мимика, поза) и речевой (темп, интонационная выразительность, сила голоса).

Сравнивая уровень развития детей, я заметила, что играя, они быстрее развиваются умственно, физически, игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, приобщает ребенка к миру театра. Помогает создать атмосферу эмоционального тепла, снять закомплексованность детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребенка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребенок не боится сделать ошибку, высказывает свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, изготавливают куклы, помогают в заучивании текстов ролей.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации ввиду консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей мы узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности провожу в тесном контакте с музыкальным работником.

С большим успехом у нас проходят народные праздники, календарные и обрядовые. Детям нравиться приходить в празднично украшенный зал, воссоздающий обстановку избы. Печь-барыня, самовар-дружище, деревянные лавки, самотканые половики, занавески, рушники и народные платки, деревянная расписная посуда и мебель создают тепло и уют. Дети и взрослые в различных костюмах. На праздники обязательно приглашаем родителей, которые всегда активно помогают в подготовке праздников: поют, пляшут, играют вместе с ребятами, соревнуются. Дети с интересом встречают любимых сказочных героев: Емелю, царевну-Несмеяну, красавицу Матрёшку, скоморохов, Весну-Красну, озорную Бабу-Ягу, ряженых и других героев. Здесь я хочу отметить прекрасную работу других воспитателей, их любовь к детям, отзывчивость и доброжелательность, их прекрасные артистические данные

Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.

Моя работа не прошла зря :

- Большинство детей умело используют средства театральной выразительности : мимику, жест, движения, интонации.

- Владеют простейшими исполнительными навыками и активно участвуют в экологическом театре.

- Дети самостоятельно импровизируют, перевоплощаются в образы разных героев, что способствует развитию эмоций у детей.

Можно сделать вывод:

Я заметила, что театрально-игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности дошкольников;

У дошкольников, занимающихся, в данной деятельности наиболее развита толерантность, эмоции, экологические знания и предпосылки к актерской деятельности.

В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное в конце лексических тем стали проводить вместо обобщающих бесед театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям.

По результатам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности детей видно, что работа по реализации проекта приносит свои плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к окружающему. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.

Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

Использование театрализованной деятельности показало высокую эффективность, понравилось детям и стало традиционным для нашего детского сада.

2. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.

3. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий / авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

4. Экологические проекты в детском саду / Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Изд Учитель 2008

5. Детские Экологические театры. Вологда, 2007г

Приобщение к истокам народной культуры через театрализованную деятельность В вариативную часть рабочей программы нашей группы входит приобщение детей 3-4 лет к истокам народной культуры, которое осуществляется через.

Экологическое воспитание ребенка начинается в детском саду – первой ступени системы непрерывного экологического образования, относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Целью экологического воспитания является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экологическое воспитание дошкольника через театральную деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих экологическое мировоззрение и эстетическое развитие детей. Театрализация воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованные представления делают наших детей участниками событий и жизни животных и растений, развивают творческие способности, вовлекают в активную природоохранную деятельность. Тот, кто ощутил себя частью природы, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных и уничтожать безвредных насекомых.

Инсценировка или спектакль на экологическую тему активизируют у детей интерес к окружающему миру. В процессе постановки инсценировки, спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: времена года, животные, овощи, зимующие и перелетные птицы, растения, грибы, ягоды и др. В дальнейшем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.

Театрализованные экологические сказки помогают ощутить окружающую среду эмоционально, как нечто живое. Любовь к природе рождает чувство привязанности к малой родине и к своему Отечеству.


В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем, воспитание сопереживания к ней. Хочется заметить, что при этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Эти знания — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.

Театрализованная деятельность — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Почему нетрадиционных? Потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы на экологическую тематику, проведение опытов, экологические занятия, в своей работе нами используются театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность — это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

Цель воспитательно-образовательной работы посредством театрализованной деятельности — формирование экологической культуры дошкольников. Для решения поставленной цели были намечены следующие задачи:

– создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к познанию окружающего мира, к свободе самовыражения, осознанному отношению к природе через общение с театральным искусством.

– создать развивающую художественную сферу, для стимулирования художественно-речевой и театрально — игровой деятельности;

– формировать способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

– развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

– активизировать словарь ребенка.

Игровая деятельность является главной составляющей познавательной деятельности детей. Поэтому используем такие виды игр: игры — драматизации и игры-импровизации.

Использование игр-имитаций образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь, трусливый заяц, трудолюбивый муравей, медлительная черепаха) — стимулирует проявление возможностей ребенка к театральной деятельности.

Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, дети познакомились с различными видами театра.

Театральные постановки делают воспитанников непосредственными участниками событий из жизни животных и растений, вовлекают в активную природоохранную деятельность. В процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: птицы, времена года, фрукты, животные, рыбы и т. д. В будущем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.

Стараемся, чтобы сюжет сценария привлекал детей к проблеме, а не нагружал лишней информацией. Очень важно чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в спектакле, сделал свои выводы в сторону добра: мог обозначить проблему, понять причины, из-за которых она возникла, и решить ее. Средствами театральной деятельности серьёзная информация становится доступной благодаря ярким сказочным образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.

Тесное сотрудничество со специалистами: хореографом, музыкальным руководителем во время подготовки спектакля на экологическую тему способствует физическому, художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Музыка оказывает благоприятное воздействие на детей, формирует умение двигаться в ритме мелодии, развивает эмоциональную отзывчивость.

Включение родителей (законных представителей) в работу дошкольного учреждения сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Поэтому активно привлекаем семьи воспитанников к работе над постановкой спектаклей, чтобы экологическое воспитание было многоплановым. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в лес.

В заключении хочется подчеркнуть, что благодаря спектаклям на экологическую тематику воспитанники почувствуют себя частью окружающего мира и станут ответственно относиться к природе. А для нас открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы.

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
  2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
  3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, театрализованная деятельность, театральная деятельность, дошкольный возраст, игровая деятельность, окружающая среда, постановка, экологическая тематика, эмоциональная отзывчивость.

Читайте также: