Экологическая тропа проект в детском саду старшая группа
Обновлено: 07.07.2024
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей . Одно из важнейших условий формирования эколого - краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе . Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными . Растения , которые растут на участках детского сада , могут предоставить малышам богатейший познавательный материал , а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания .
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве , на образовательном маршруте , проходящем через различные природные объекты . Знакомясь с растениями и животными , местами их обитания , особенностями природных ландшафтов и т . д ., дети расширяют свой кругозор , практикуются в ориентировании .
Мир , окружающий ребенка - это , прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой . Научить детей видеть красоту родной природы , воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей . Чтобы оберегать и любить родную природу , ее надо знать . Незнание природы часто служит причиной равнодушия , а порой и жестокости по отношению ко всему живому . Итак , любовь к природе , сознательное , бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Содержание проекта
Задачи.
· Расширять представления о растениях.
· Развивать познавательный интерес.
· Формировать знания об этапах жизни растений.
· Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
· Сформировать познавательный интерес к миру растений.
· Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
Планируемые результаты.
· Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
· Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
· В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
· Сплочение детей, родителей и воспитателей.
4. План реализации проекта:
Объект исследования : познавательный интерес детей к растениям;
· Цель : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
· Тип проекта : досугово-познавательный.
· Участники проекта : дети, родители, педагоги.
· Сроки реализации : год.
· Проблема : формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап.Разработка проекта.
3 этап.Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап.Подведение итогов (презентация).
Первый этап - подготовительный
· Подготовка к реализации проекта.
· Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
· Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.
· Подготовка природного материала для деятельности детей
Второй этап – основной.
Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи
Третий этап – заключительный.
· Развлечение «Цветочное настроение.
5. Формы и методы работы с детьми
· Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
· Игровая форма занятий
· Ознакомление с художественной литературой
· выставка рисунков и поделок
· Самостоятельная детская деятельность
· Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.
6. Работа воспитателя с родителями и воспитателями
· Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
· Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
· Советы и рекомендации
7.Описание видов деятельности
· Игровая деятельность.
· Учебная деятельность
Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.
В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.
Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.
Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и эксперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.
Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.
Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.
· Трудовая деятельность
Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:
· ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
· организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:
· Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
· Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию. Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.
Цветы
- Садовые цветы.
- Луговые цветы.
- Лесные цветы.
- Лекарственные растения.
- Бал цветов.
Специально-организованная деятельность.
Путешествие царство садовых растений.
Цели: закрепить знания названий садовых растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к садовым растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Цели: обобщить представления детей об уходе за садовыми растениями; закрепить знания об основных потребностях растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, , рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
Растения лечат.
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
Пионы, бархатцы, лилии и лилейник, пестролистная сныть
Цели: воспитывать бережное отношение к садовым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Красная книга – сигнал опасности.
Цель : развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.
Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).
Дидактические игры.
Словесные игры.
Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.
Загадывание загадок.
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Продуктивные виды деятельности.
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.
Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.
Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.
Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.
Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
ИГРЫ
Пальчиковые игры.
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Подвижные игры.
Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.
Хороводные игры.
Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей , полученные за день; активизировать память.
Трудовая деятельность.
Поливка клумб с многолетниками.
Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
Посадка рассады цветов.
Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.
Пересадка в клумбу растений.
Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.
Наблюдения.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Чтение.
Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
· Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
· Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
· Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
· Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры..
Настольные игры.
ВЫВОД
Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе были использованы разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Оформление экологической тропы
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.
Оборудование экологической тропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты на местности. Далее обследовался маршрут тропы.
Станции маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье”
На протяжении всего времени создания маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье” мы запланировали 7 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с объектами экологической тропы и оценить экологическую ситуацию.
Методические Рекомендации по организации работы с детьми: Детям предлагается познакомиться с деревьями, которые находятся на территории детского сада.
Что знаем?
Береза – это дерево;
Есть черные черточки;
Береза растет из земли;
Есть сережки;
Тонкие ветки, белый ствол;
Береза красивая;
В древности писали на бересте;
Птички любят сидеть на березе;
Можно спрятаться от жары;
Про березу много стихотворений.
Что хотим узнать?
Откуда взялись черные полосочки?
Почему есть сережки? Почему белый ствол?
Можно ли есть бересту?
Как собирать березовый сок?
Почему под березой прохладно даже в жару?
Какую пользу приносит береза?
Что можно сделать из березы?
Почему именно береза символ России?
Как мы это узнаем?
Расскажет воспитатель.
Спрошу у бабушки/родителей.
Узнаем из энциклопедии/интернета.
Узнаем из познавательного фильма/передачи
Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.
Задачи: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
В ходе прогулки дети в игровой форме расширяют знания о характерных особенностях сосны и ели, знакомятся с семенами хвойных деревьев, узнают о некоторых особенностях строения дерева. У них формируются основы экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке детского сада.
Программные задачи:
- Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
- Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
- Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
- Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
- Коммуникативные-обогащать словарный запас детей. Учить детей рассказывать стихи проникновенно, с необходимыми эмоциями.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
Ход прогулки
Воспитанники старшей группы с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель: Ребята, где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели).
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает. (Дерево).
Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке. Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними. (Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают).
- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау (дети говорят)
- Куда это листья лесные пропали?
- Опали, опали, опали… (дети говорят)
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже… (дети говорят)
- Цветы луговые, а вы что пропали?
- Завяли, завяли, завяли… (дети говорят)
- Птички-певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели… (дети говорят)
- Лягушки и раки куда подевались?
- Они закопались, они закопались… (дети говорят)
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем… (дети говорят)
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень… (дети говорят)
- Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…
Воспитатель: Молодцы, много вы знаете об осени. А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане. (Береза).
Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.
- Какая береза? (Большая: высокая, толстая).
- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни).
- Для чего дереву нужны корни? (Корни – это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
Дети читают стихи о березе
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой. Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна). Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке). Добраться до них нам будет нелегко.
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель: Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся! (Дети гладят деревья и здороваются с ними). Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки). Они одинаковые? (Нет, разные). Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев). А с каких они деревьев? Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые).
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, они встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки. А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками). Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
- А у ели? (Короткие, колючие, темные).
- Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
- Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей). Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям).
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево-мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки-семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
Воспитатель: Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями? Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.
Выбирается водящий. Ведущий задает вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
- Ты сбрасываешь листья на зиму?
- Какие у тебя листья? (Маленькие, большие)
- Какого они цвета осенью?
- Какого цвета у тебя ствол?
- Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
- Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
- Какие у тебя плоды?
А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить).
- Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропинке?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Молодцы, ребята. А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.
И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Экологическая тропа в детском саду. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Задачи: Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
4) Составление паспорта всех точек тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: - взросло-детские проекты; - изготовление поделок, рисунков; - субботники по облагораживанию территории детского сада; - участие в конкурсах - участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; - фотовыставки; - изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
Объектами экологической тропы можно взять следующие: - Альпийская горка (дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, за появлением семян, сравнивать их) - Беседка (дети могут здесь читать стихи, петь песни, водить хороводы, проведения развлечения) - Сирень – краса (наблюдение за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Можно поискать цветочки по четыре и пять лепестков) - Птичий городок (пернатый мир) (наблюдение за птицами, поилка для птиц, кормушка, домики для птиц – скворечники) - Царство удивительных пеньков (здесь можно показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей, разглядывать пни с помощью луп)
- Зеленая аптека (дети расширяют знания детей о лекарственных растениях; учятся собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года) - Белые берёзки (знакомство с березой) - Грядки тётушки Редиски (дети приучаются к труду, исследованиям на огороде, формируют представления о разнообразии растений, их особенностях) - Жужжащий и ползающий мир (объекты для наблюдения – насекомые) - Дорожка Топтыжкина (объектом исследования служат участки где зелёный покров вытоптан, а где нет) - Тропа здоровья - Рябинка - Клен
Читайте также:
- Психологические аспекты преподавательской деятельности в высшей школе
- Какие склонения имен существительных выделяются в русской грамматике кратко
- Какое значение имеет мутационный процесс для эволюционных преобразований кратко
- Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии кратко
- Монолог чацкого а судьи кто кратко