Эффективность работы доу по организации изобразительной деятельности дошкольников

Обновлено: 05.07.2024

Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Работа включает комплекс задач:
1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
2.Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе.
3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.

Файлы: 1 файл

аналитический отчет.docx

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали педагоги прошлого: Фребель, Каменский. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время.

Она является важнейшим средством художественного и эстетического воспитания. Ещё художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Современные исследователи выделяют проблему поиска оптимальных условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности. На решение этой проблемы и направлено данная работа.

Ведущая педагогическая идея.

Существует множество педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, но для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей необходимо знать и учитывать реальные возможности и способности дошкольников, осуществлять выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности было выявлено, что использование нетрадиционных техник рисования не только не снижает уровень развития детей, но и повышает его, способствуя, при этом, развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений дошкольников.

Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

Работая над проблемой, выявила следующие противоречия:

-между традиционными и нетрадиционными методами обучения изобразительной деятельности;

-между одновременной информационной загруженностью и бедностью индивидуального эмоционально- интеллектуального опыта детей.

Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.

Работа включает комплекс задач:

1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.

2.Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе.

3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.

4. Совершенствовать формы и методы работы с семьёй.

Гипотеза: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности творчески воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

  1. Аналитическая часть.
    1. Анализ условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности.

    Свою работу по развитию творческих способностей начала с детьми младшего дошкольного возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, стала использовать нетрадиционные техники рисования.

    Проанализировав программу “Детство” В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. и опираясь на методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования в детском саду, на свой прошлый опыт, был составлен перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по нетрадиционной техники рисования. Перспективный план разработан с учетом ФГТ и предусматривает взаимосвязь с другими областями и видами деятельности (Приложение № 1).

    Знакомство детей с нетрадиционными приемами рисования – процесс длительный. Ощутимых результатов в рисовании можно достичь только систематической, последовательной работой, и эта работа проходила во всех видах деятельности:

    -непосредственно образовательная деятельность;

    -индивидуальная работа (индивидуальную работу провожу с детьми, слабо усвоившими материал с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности).

    - самостоятельная художественная деятельность детей (дидактические игры, рассматривание альбомов, самостоятельное экспериментирование);

    -взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, собрания, участие в совместных выставках и т.д.).

    -досуги и развлечения художественно - творческой направленности.

    При проведении образовательной деятельности руководствуюсь следующими принципами дидактики:

    - От простого к сложному;

    - Принцип наглядности, т.к. у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

    - Принцип интеграции позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной и содержательной, т.к. дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо.

    Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Поэтому, начала работу в этом направлении с таких техник как (Приложение № 2):

    • Пальчиковая живопись дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик.

    • Рисование карандашом - штампом с резинкой на конце, срезанной под углом 45º, способствует формированию и закреплению правильного захвата карандаша, последовательной смене тонуса мускулатуры руки.

    • Оттиски пробкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой бумагой помогают расширить возможности изображения разных форм предметов и их элементов, сосредоточиться на цветовом и композиционном решении рисунка.

    • Рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими формы, размазывание шариков на бумаге.

    Провожу разнообразные игровые упражнения с дидактическим материалом и пособиями. Использую дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, позволяющее знакомить с качествами и свойствами предметов. Для того чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличия. Для этого использовала дидактические игры и упражнения по развитию цветового восприятия.

    Широко используются игры на развитие мелкой моторики: игры с пластилином: “Пластилиновый салют”, “Зиночкины косы”; игры с бумагой.

    В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными.

    Большое место в образовательной деятельности с детьми занимает чтение художественной литературы (стишки, потешки, загадки). Для усиления впечатления, использовала в своей работе поэтические образы литературы, музыки. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, не навязчиво, дидактично, и это помогает запоминанию. В группе имеются кассеты (магнитофонные записи) с музыкой различного характера, настроения. Музыкальное сопровождение способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

    Использование тематического литературного, музыкального и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

    Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Во время прогулок обращаю внимание детей на окраску деревьев, листьев, цветов, неба, сравниваем сочетания, например зеленой травы, белых ромашек и.т.д.

    В работе с детьми отвожу наглядности. Рассматриваем с детьми иллюстрации в детских книгах (например, техника рисования художника-анимолиста Чарушина), произведение живописей (репродукции) и народные декоративно-прикладное искусство – это доступные виды изобразительного искусства для детей включающее цветовое богатство мира.

    В процессе образовательной деятельности формирую у детей трудовые навыки. Воспитываю желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережно относиться к материалам и инструментам.

    Организовываю экспериментирования и исследования с детьми – смешивание краски с мыльной пеной и.т.д. Проводим с детьми опыты, - получение нового цвета, тем самым создаем проблемно-поисковые ситуации, т.е. решаем вместе с детьми маленькие “проблемы”: “Окраска воды” (получение красного цвета), “Волшебные краски” (получение голубого цвета).

    Проводились для детей досуги, развлечения, подвижные игры: “Здравствуй, лето!”, “Волшебные краски”, “Собери цветок”; подвижные игры “Радуга” и.т.д.

    Большое значение для успешного обучения имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. При организации развивающей среды опиралась на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.

    Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворять возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества.

    Принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.

    В период с 19 февраля 2018 года по 19 марта 2018 года в ДО был осуществлен тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".

    Целью тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ Проверку осуществлял : старший воспитатель В.В.Соломатина

    Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДО.

    В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы:

    1.Оценка создания условий.

    2.Оценка уровня развития детей.

    3.Оценка профессиональных умений воспитателя.

    4.Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

    5.Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.

    Использовались следующие формы и методы контроля :

    • опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках
    • анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами
    • анализ тематических выставок
    • анализ планирования
    • анализ предметно-развивающей среды
    • взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)

    В ходе контроля было отмечено следующее:

    На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ.

    Педагог Никулина О.А. в начале занятия, используя мотивацию в соответствии с возрастом, умеет организовать детей, создать соответствующий настрой. На занятии используются различные виды музыкальной деятельности: драматизация, пение, игра, музыкально-ритмическое движение. Для лучшего усвоения программного материала используются различные методы и приемы. У детей есть возможность проявить творческую инициативу, самостоятельность.

    На занятии педагоги умело корректируют виды нагрузки. В старшем возрасте интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Дети старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, осознанно выполняют требования педагогов. В сюжетных, подвижных играх дети проявляют умения, полученные на занятиях.

    Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.

    Во всех группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски. Для создания и поддержания интереса к этому виду деятельности используются разнообразные методы и приемы. Педагоги обладают достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом детей.

    Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.

    По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

    • организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;
    • организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
    • наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.

    Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:

    • недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности;
    • оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества;
    • разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.

    Рекомендации: С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

    Ст.воспитатель ___________ В.В.Соломатина

    Работа по художественно-эстетическому развитию в ДО осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

    Если говорить об условиях для художественно-эстетического развития можно следующие:

    в ДО № 3 созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Это необходимые помещения, мини-музеи, уголки для художественно-эстетического развития. В достаточном наличии имеется материал для продуктивного творчества.

    Содержательный, эстетично оформлен, соответственно возрасту уголок творчества подготовительной группы воспитатели Мирная М.Н., Лобза И.В.

    Например уголок ИЗО в " старшей группе 5-6 лет оснащен частично, т.е не достаточно разнообразного материала для творчества воспитанников данного возраста . Ребенок должен иметь большой выбор средств, чтобы реализовать свои замыслы и желания. В ходе проверки были даны рекомендации, но педагогами они не были учтены, все осталось без изменения. Для дальнейшей работы педагогам нужно обратить на это внимание. Но не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

    Эффективно воспитателями всех возрастных групп используются приемные комнаты , в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделки. Педагогом дополнительного образования активно используется стенд "планета творчества" где размещаются индивидуальные и тематические выставки воспитанников

    Отслеживание уровня развития детей.

    На музыкальных занятиях дети выразительно исполняют музыкальные произведения, с интересом слушают музыку, совершенствуют музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам. Дети с большим желанием проявляют самостоятельность к исполнению песни.

    В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане). В этом направлении ведется индивидуальная работа с детьми.

    Воспитанники старшего возраста: старшая группа "Ягодки" Табанюхов Денис, Додукалова Полина, Дембицкая Анастасия - воспитатели Захарова Н.В., Киперь Т.В. под. гр. "Солнышко" Тилимович Елизавета, Филькова Екатерина - воспитатели Глебова Я.В., Шуликова Т.С. участвуют в районном фестивале творческих проектов дошкольников и младших школьников "Радуга" номинация - театральное и кинематографическое творчество.

    Оценка профессиональных умений педагогов

    Просмотр ООД позволило сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок используя театральных кукол, а также показ , мультфильмов), применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания). Из выше сказанного, хочется отметить педагогов Екимова С.А., Альберг И.Н., Семенова Н.А., Захарова Н.В. Продуманная организация занятия Котченко Л.Л., Сладченко Л.Л., Грязнова Е.Г. (Е.Г. Грязновой, Котченко Т.С. нужно обратить внимание на подготовку раздаточного и демонстрационного материала к занятию)

    Оправданность методов и приемов: активизация самостоятельного мышления анализ детьми выполненных работ это педагог Слесаренко В.И.

    Данные педагоги творчески подходят к содержанию каждого занятия, учитывая уровень развития детей своей группы.

    Всегда учитывалось двигательная активность, это физминутки, смена деятельности. Рациональное размещение материала это Т.В.Киперь. Рекомендации:нужно продумывать организационные моменты, используя для возраста данной группы проблемно-поисковые методы. Хорошая подготовка, старания хочется отметить начинающих воспитатателей Пожидаеву Т.А., Тужик Ю.Н.

    Умению не просто слушать, а воспринимать, чувствовать, "видеть" музыку и не только. учит воспитанников музыкальный руководитель И.С. Сорокина

    занятия проводятся в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности;

    Во время проведения занятий И.С. Сорокина уделяет большое внимание развитию самостоятельности детей, их творческих способностей, учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка.

    Безусловно, разнообразные музыкально-театральные развлечения, представления – это не только удовольствие и радость для детей. Это еще и возможность коллективного переживания художественных явлений, развитие познавательных интересов, приобретение эстетического опыта, эмоциональное удовлетворение.

    На должном уровне ведется работа по данному направлению у

    учителя-логопеда Акентьевой Е.А.

    Для работы с детьми у педагога имеются разные виды театров:

    пласткотстной, пальчиковый, театр-руковичка, кукольный театр

    Елена Анатольевна тесно взаимодействует с родителями: индивидуальные консультации, сменные информационные стенды по актуальным темам, конкурсы.

    Педагог дополнительного образования Слесаренко В.И. обучает детей основам изобразительной грамоты, развивает с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

    В.И. Слесаренко находит индивидуальный подход к обучению, давая, посильный убьем выполняемых работ.

    Используя нетрадиционные техниками рисования, педагог помогает детям преодолеть чувство страха и способствует эмоционально положительному отношению к процессу рисования. А также способствует улучшению содержания и качества детских рисунков.

    Нетрадиционные техники использует как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками.

    По данному направлению в ДОУ организованы кружки "Юный эколог" Глебова Я.В. "Мастерилка" Слесаренко В.И., "Юные волшебники" Киперь Т.В., "Ивушка" Сорокина И.С.

    У каждого педагога определены направления работы в области художественно - эстетического развития. При работе используются различные приемы и формы: организация выставок , конкурсов, экскурсии, эксперименты, развлечения

    Но есть вопросы на что еще нужно обратить внимание педагогам, это:

    недостаточное использование воспитателями нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности.

    Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми:

    помимо используемых методов активно включать в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей следующим педагогам Киперь Т.В., Захаровой Н.В.,

    Подготовка к занятию:

    Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала к занятию: Грязнова Е.Г., Котченко Т.С.

    Предложить вниманию всем педагогам опыт работы оформления детских работ педагогов Екимовой С.А. и Альберг И.Н.

    Оценка планирования работы с детьми

    В календарных планах воспитателей планируются занятия по изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, самостоятельная деятельность детей. Реализация проектов.

    Не достаточно работы запланировано в уголках художественного и музыкального творчества.

    Рекомендация : всем педагогам нужно использовать новые формы работы в данном направлении такие как: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели творчества.

    Оценка взаимодействия с родителями

    Взаимодействуя с родителями по проблеме художественно - эстетическое развитие детей педагоги уделяют достаточно внимания. Организуют выставки рисунков, поделок, совместные мероприятия в которых принимают участие родители с детьми.

    По выявлению у детей интереса к изобразительной деятельности было проведено анкетирование педагогом доп.образования Слесаренко В.И. среди родителей . В опросе приняли участие родители подготовительной группы "Солнышко" Вниманию родителей были представлены 14 вопросов касающихся интереса детей к изобразительной деятельности (анкета и анализ анкет прилагается)

    Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп. Проводят индивидуальные консультации. Оформлена наглядная информация по данной теме: "Развитие творческих способностей наших детей", "Зачем детям рисовать", "Тайный язык" детского творчества, "Нетрадиционные техники рисования", "как научить ребенка рисовать", "Малыш начинает рисовать"

    По результатам тематического контроля можно сделать

    Проблема художественно-эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей , которая ведется на достаточном уровне.

    - включить в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей

    Ответственные: педагоги старшей и подготовительной к школе групп.

    Срок: до 09.12.2016г

    Ответственные: воспитатели Киперь Т.В., Захарова Н.В.

    - воспитателям всех возрастных групп активно использовать нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности

    Ответственные: воспитатели всех возрастных групп

    - продумывать подбор и подготовку демонстрационного и раздаточного материала к занятиям воспитателям Грязновой Е.Г., Котченко Т.С.

    Ответственные: воспитатели Грязновой Е.Г., Котченко Т.С.

    -педагогам творчески подходить к оформлению детских работ

    Ответственные: воспитатели всех возрастных групп

    - всем педагогам ДОУ использовать в данном направлении разнообразные формы работы: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели и дни творчества

    Срок: в течение учебного года

    Ответственные: педагоги ДОУ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Педагогам учесть все рекомендации, предложенные выше и принять к исполнению.

    Цель : определить, насколько эффективна воспитательно-образовательная работа по изодеятельности детей разных возрастных групп; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию изобразительных навыков.

    Сроки проведения : ___

    Вид контроля: тематический.

    Кто проверяется : воспитатели.

    План тематического контроля

    № п/п Вопросы контроля формы и методы контроля дата

    1 Перспективное, тематическое планирование, методическое обеспечение. Анализ 24.10

    2 Создание в группах, необходимой ППРС для художественно-эстетического развития детей Анализ 25.10

    3 Знание воспитателями программы своей возрастной группы по данному разделу. Выявление уровня усвоения детьми программы Наблюдение пед. процесса. Анализ форм, методов и приемов работы с детьми. В течении недели

    4 Организация работы с родителями, социумом по художественно- эстетическому развитию воспитанников. анализ планов работы с родителями, просмотр информации в родительском уголке 26.10

    Описание хода и результатов проверки

    Проверка календарных планов образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показала, что планирование работы по художественно-эстетическому развитию детей ведётся постоянно, с учетом требований Программы и возрастных особенностей детей. Воспитатели планируют следующие формы работы : непосредственно организованную образовательную деятельность, различные дидактические игры, беседы, индивидуальную работу. Все формы работы по художественно-эстетическому развитию детей планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями.

    Рекомендации: Матюшенко А. И. (средняя Б гр.) и Сукаленовой Е. С. (старшая гр.) планировать индивидуальную работу с детьми по лепке.

    Предметно-пространственная развивающая среда по изодеятельности. В методическом кабинете имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть все необходимые изобразительные материалы, имеется разнообразный игровой дидактический материал, народные игрушки и т. д.

    В всех группах оборудованы уголки по ИЗО-деятельности, в которых имеются развивающие игры, предметы искусства, шаблоны, штампики, трафареты, бумага, изобразительный материал : мелки, карандаши, краски, гуашь, пластилин для лепки. Все уголки ИЗО-деятельности соответствуют возрасту и уровню развития детей. Эстетично оформляются и хранятся детские работы. Детские работы оформляются в виде выставки в приемной.

    Рекомендации: педагогам продолжать пополнять и совершенствовать ППРС по ИЗО-деятельности в соответствии с ФГОС ДО и потребностями детей. В старшей группе (вос-ль Сукаленова Е. С.)организовать место для выставки детских работ.

    Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ НОД, а также в ходе собеседования с воспитателями.

    Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке у детей старшей и поготовительной групп. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).

    Педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не всегда могут правильно руководить детским творчеством. Педагоги строят занятие с учетом наблюдений, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей (так бывает, а так не бывает).

    Всеми педагогами была проведена НОД по лепке.

    Рекомндации: использовать пальчиковую гимнастику на НОД по лепке перед практической деятельностью.

    Рекомендации: Анастасиии Игоревне изучить приемы лепки, проводить анализ детских работ.

    Рекомендации: проработать приемы лепки, следить за временем, использовать работу в парах, микрогруппах.

    Рекомендации: воспитателю более подробно изучить структуру ОД по лепке, анализа детских работ.

    Вывод: Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Молодые педагоги плохо владеют способами и приемами лепки. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений.

    Мало внимания уделяют анализу детских работ.

    Рекомендации: молодым педагогам изучить методику проведения НОД по продуктивной деятельности. Всем воспитателям обратить внимание на проведение анализа детских работ.

    Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями, по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют внимания. Выстраивая взаимодействие с родителями, воспитатели используют различные формы работы : родительские собрания, педагогические консультации, совместные праздники, беседы, родительские уголки, папки-передвижки.

    Педагоги привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации.

    Воспитателями разработаны консультации для родителей по основным направлениям художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

    Рекомендации: уделять больше внимания индивидуальным и групповым формам работы с родителями.

    Вывод: ИЗО-деятельность является условием развития творческих способностей детей во всех возрастных группах. В детском саду созданы все условия для решения задач по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Задачи по развитию творческих способностей реализуются во время непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности, в работе с родителями

    1. При организации непосредственно образовательной деятельности осуществлять переход на использование нетрадиционных форм работы с детьми, осуществлять интеграцию образовательных областей.

    Ответственные: все педагоги.

    2. Среди методических приемов, следует использовать работу со схемами, моделями, композициями, направлять деятельность детей на развитие творческих способностей, самостоятельности, образного мышления и продуктивного воображения.

    Ответственные: все педагоги

    3. Совершенствовать умение анализировать детские работы. Развивать эстетический вкус и восприятие прекрасного.

    Ответственные: все педагоги

    4. Формировать познавательный устойчивый интерес к ИЗО-деятельности, глубину, яркость впечатлений. Расширять и обогащать знания детей об искусстве России. Понимать и различать народно-прикладное искусство русского народа.

    Ответственные: все педагоги.

    5. При взаимодействии с родителями осуществлять комплексный подход к формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

    Ответственные: все педагоги, ст. воспитатель.

    Организация воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма-любви.

    Справка о состоянии воспитательно-образовательной работы по организации и планировании сюжетно-ролевых игр Справка о состоянии воспитательно-образовательной работы по организации и планировании сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы. Мною.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Сроки исполнения : с 06.02.2018 по 15.02.2018года.

    Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей разных возрастных групп средствами изобразительной деятельности.

    Наблюдение за процессом совместной деятельности педагога и детей; самостоятельной деятельностью детей.

    Анализ условий, созданных в группах для изобразительной деятельности детей.

    Изучение и анализ документов, представленных педагогическими работниками МДОУ.

    Собеседование с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

    1. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

    В соответствии с годовым планом работы ДОО на 2017-2018 учебный год был проведен тематический контроль в средних, старших и подготовительных к школе группах.

    I. Практически все дети дошкольного возраста проявляют интерес к изобразительной деятельности. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке у детей средних, старших, подготовительных групп. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программное содержание, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане). Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, педагогические технологии. В самостоятельной деятельности дети свободно пользуются материалами в уголке ИЗО, рисуют, раскрашивают, лепят и т.д..

    Но наличие материалов в уголках не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей. Так, в старшей группе №1, старшей группе №2, подготовительной к школе группе №2 в уголке изобразительной деятельности находится недостаточно материалов (в основном это карандаши, фломастеры, альбомы, трафареты, раскраски).

    Хочется отметить то, что в подготовительной группе №1 уголок полностью соответствует требованиям и возрасту детей.

    III. В календарных планах воспитатели планируют проведение НОД по изодеятельности: аппликация, лепка, рисование.

    Планируется индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей. Но бесед и проведение игр планируется мало.

    IV . Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий, а также в ходе собеседования с воспитателем).

    Педагоги знают программные задачи по данному разделу. Методически правильно проводят НОД.

    Внутри дошкольного образовательного учреждения систематически организуются тематические выставки детских работ в соответствии с годовым планом.

    По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

    • Работа педагогического коллектива детского сада по художественно – эстетическому развитию детей в средних, старших, подготовительных группах ведется на среднем уровне.

    • Грубых нарушений не выявлено.

    Рекомендации:

    • Более творчески подходить к проведению НОД по изобразительной деятельности детей;

    • Дополнить уголки изобразительной деятельности в соответствии с требованиями и возрастом детей в старшей группе №1, в старшей группе №2, подготовительной к школе группе №2;

    • Подготовить наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей в старшей группе №2.

    Тема " Совершенствование деятельности ДОУ по художественно – эстетическому развитию дошкольников ".

    Оценить 1014 1

    Муниципальное образовательной образовательное учреждение

    2. Назначить комиссию в составе:

    - заведующий МБДОУ: ___________________

    План проведения контроля:

    Вопросы контроля

    Цель и содержание контроля

    Методы контроля

    Ответственный

    Создание условий в ДОУ

    для проведения работы

    - соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей, санитарно - гигиенических требований к организации среды;

    -наличие оборудования и целесообразность размещения материала по развитию художественно эстетическому

    Изучение предметно-развивающей среды в группах.

    Наблюдение за работой воспитателей и помощников воспитателей.

    -системность и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми по реализации творческой активности.

    -системность планирования тематические выставки.

    Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Анализ календарно — тематического плана воспитателей

    Оценка профессиональных умений воспитателя, муз.

    - выявление уровня знаний воспитателями образовательной программы по художественно эстетическому развитию детей.

    - сотрудничество в работе воспитателя и музыкального руководителя.

    - единство требований к организации и проведению развлечению.

    Наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии по рисованию,лепке.

    Беседа с воспитателем по решению поставленных задач на занятии.

    Беседа с музыкальном руководителем.

    Оценка уровня развития детей

    -выявление уровня знаний и сформированности потребности на музыкальных занятиях

    - Регулярность проведения и разнообразие творческих игр в разных возрастных группах..

    -руководство самостоятельной деятельностью детей.

    Наблюдения и анализ занятий по художественно эстетическому воспитанию в дошкольных группах.

    Наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов в группах младшего дошкольного возраста.

    Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

    -выявление работы педагогов с родителями по художественно эстетическому воспитанию детей в ДОУ

    Изучение документации по работе с родителями в группах.

    4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на старшего воспитателя ___________.

    С приказом ознакомлены:

    к приказу от __ _____ 2020 № ___

    Справка по итогам тематического контроля в

    Тема " Совершенствование деятельности ДОУ по художественно – эстетическому развитию дошкольников ".

    Целью тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ

    Проверку осуществляли:

    Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДОУ.

    В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы:

    1.Оценка создания условий.

    2.Оценка уровня развития детей.

    3.Оценка профессиональных умений воспитателя.

    4.Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

    5.Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.

    Использовались следующие формы и методы контроля:

    опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках

    анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами

    анализ тематических выставок

    анализ предметно-развивающей среды

    взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)

    В ходе контроля было отмечено следующее:

    Создание условий для Художественно – эстетического развития в ДОУ. Во всех возрастных группах имеется достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей. Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, бросовый материал, ножницы. В каждой группе есть уголок по изодеятельности. В группах есть уголки для размещения детских работ. Все работы подписаны. Для изодеятельности используется тонированная бумага. Недостаточно изделий народных промыслов. Во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений.

    На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ.

    Педагог ________________ в начале занятия, используя мотивацию в соответствии с возрастом, умеет организовать детей, создать соответствующий настрой. На занятии используются различные виды музыкальной деятельности: драматизация, пение, игра, музыкально-ритмическое движение. Для лучшего усвоения программного материала используются различные методы и приемы. У детей есть возможность проявить творческую инициативу, самостоятельность.

    На занятии педагоги умело корректируют виды нагрузки. В старшем возрасте интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Дети старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, осознанно выполняют требования педагогов. В сюжетных, подвижных играх дети проявляют умения, полученные на занятиях.

    Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.

    Во всех группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски. Для создания и поддержания интереса к этому виду деятельности используются разнообразные методы и приемы. Педагоги обладают достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом детей.

    Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.

    По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

    организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;

    организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;

    наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.

    Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:

    недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности;

    оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества;

    разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.

    Рекомендации: С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

    Отметить хорошую организацию работы по реализации художественно-эстетического развития в младшей группе, в средней группе, в старшей группе, в подготовительной группе.

    Работа по художественно-эстетическому развитию в ДОУ осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

    Если говорить об условиях для художественно-эстетического развития можно следующие:

    - в ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Это необходимые помещения, мини-музеи, уголки для художественно-эстетического развития. В достаточном наличии имеется материал для продуктивного творчества.

    Содержательный, эстетично оформлен, соответственно возрасту уголок творчества подготовительной группы воспитатели _______________________, _______________________.

    Эффективно воспитателями всех возрастных групп используются приемные комнаты , в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделки. Педагогом дополнительного образования активно используется стенд "планета творчества" где размещаются индивидуальные и тематические выставки воспитанников

    Отслеживание уровня развития детей.

    На музыкальных занятиях дети выразительно исполняют музыкальные произведения, с интересом слушают музыку, совершенствуют музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам. Дети с большим желанием проявляют самостоятельность к исполнению песни.

    В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане). В этом направлении ведется индивидуальная работа с детьми.

    Оценка профессиональных умений педагогов

    Просмотр НОД позволило сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок используя театральных кукол, а также показ , мультфильмов), применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания). Из выше сказанного, хочется отметить педагогов ______________________.,__________________,_____________________. Продуманная организация занятия ____________________, нужно обратить внимание на подготовку раздаточного и демонстрационного материала к занятию)

    Оправданность методов и приемов: активизация самостоятельного мышления анализ детьми выполненных работ это педагог ______________________.

    Данные педагоги творчески подходят к содержанию каждого занятия, учитывая уровень развития детей своей группы.

    Всегда учитывалось двигательная активность, это физминутки, смена деятельности.

    Рекомендации: нужно продумывать организационные моменты, используя для возраста данной группы проблемно-поисковые методы.

    Умению не просто слушать, а воспринимать, чувствовать, "видеть" музыку и не только. учит воспитанников музыкальный руководитель ______________________. Занятия проводятся в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности;

    Во время проведения занятий _______________________ уделяет большое внимание развитию самостоятельности детей, их творческих способностей, учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка.

    Безусловно, разнообразные музыкально-театральные развлечения, представления – это не только удовольствие и радость для детей. Это еще и возможность коллективного переживания художественных явлений, развитие познавательных интересов, приобретение эстетического опыта, эмоциональное удовлетворение.

    У каждого педагога определены направления работы в области художественно - эстетического развития. При работе используются различные приемы и формы: организация выставок , конкурсов, экскурсии, эксперименты, развлечения

    Но есть вопросы на что еще нужно обратить внимание педагогам, это:недостаточное использование воспитателями нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности.

    Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми:помимо используемых методов активно включать в работу проблемно -поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей следующим педагогам __________________., _________________________.

    Подготовка к занятию:

    Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала к занятию: ________________.

    Оценка планирования работы с детьми

    В календарных планах воспитателей планируются занятия по изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, самостоятельная деятельность детей. Реализация проектов.

    Не достаточно работы запланировано в уголках художественного и музыкального творчества.

    Рекомендация: всем педагогам нужно использовать новые формы работы в данном направлении такие как: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели творчества.

    Оценка взаимодействия с родителями

    Взаимодействуя с родителями по проблеме художественно - эстетическое развитие детей педагоги уделяют достаточно внимания. Организуют выставки рисунков, поделок, совместные мероприятия в которых принимают участие родители с детьми.

    По результатам тематического контроля можно сделать

    следующий вывод:

    Проблема художественно-эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей, которая ведется на достаточном уровне.

    Рекомендации:

    - включить в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей

    Ответственные: педагоги старшей и подготовительной к школе групп.

    Ответственные: воспитатели __________________, ____________________.

    - воспитателям всех возрастных групп активно использовать нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности

    Ответственные: воспитатели всех возрастных групп

    - продумывать подбор и подготовку демонстрационного и раздаточного материала к занятиям воспитателям ________________________, ___________________.

    Ответственные: воспитатели _____________________, _________________________.

    -педагогам творчески подходить к оформлению детских работ

    Ответственные: воспитатели всех возрастных групп

    - всем педагогам ДОУ использовать в данном направлении разнообразные формы работы: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели и дни творчества

    Срок: в течение учебного года

    Ответственные: педагоги ДОУ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Педагогам учесть все рекомендации, предложенные выше и принять к исполнению.

    Читайте также: