Эффективность аналитико диагностической системы деятельности воспитателя доу

Обновлено: 04.07.2024

Проблема.
Анализ практических материалов в органах управления образованием также показал отсутствие четко продуманной системы научно-обоснованных критериев и инструментария оценки управленческой деятельности руководителей.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень.
Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем.
Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
В связи с этим возникает проблема измерения качества образования, связанная с тем, что:
- качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню;
- качество образования должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- ценна сама система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества). Самоанализ деятельности на всех уровнях ценен тем, что позволяет определить, где дошкольное учреждение находится на сегодняшний день по сравнению с другими, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Итак, многие авторы связывают оценку качества с характеристикой образовательного процесса и его результатов, тогда как существующая практика оценивания в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений ориентирована прежде всего на оценку условий образовательной деятельности.

Основным структурным компонентом среди критериев комплексной оценки является методическая работа дошкольного учреждения.
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы, карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской. Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.
Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.
Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.
Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),
К (п)

где Б (п) – балл по показателю;
К (п) – количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:

• 4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
• 3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
• 2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
• 1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников:
• повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
• знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
• знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
• участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
• результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
• результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
• уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
• обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
• качество организации развивающей среды группы;
• результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
• рейтинг педагога среди родителей;
• наличие обобщенного педагогического опыта;
• наличие научно-методических материалов;
• участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе МО ДОУ, секций,
• педсоветов;
• проведение открытых занятий, мастер-классов;
• профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
• участие в профессиональных конкурсах;
• поощрения педагога в межаттестационный период.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
• четкое видение современных задач дошкольного образования;
• ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
• гуманная педагогическая позиция;
• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
• умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
• умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
• способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Таким образом, иерархическую структуру качества деятельности ДОУ, в соответствии с основными функциями, можно представить следующим образом:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2. Развитие детей;
2.1. Физическое развитие;
2.2. Познавательно-речевое;
2.3. Социально-личностное;
2.4. Художественно-эстетическое;
3. Взаимодействие с семьей.

Степень достижения цели оценивается через степень реализации основных функций ДОУ.

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук

Цель:
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки:
• внутренняя;
• внешняя

Компоненты комплексной оценки:
• нормативно-ориентированный;
• содержательно-целевой;
• организационно-технологический;
• мотивационно-личностный;
• контрольно-диагностический;
• коррекционно-аналитический
Критерии:
• реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
• соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
• создание предметно-развивающей среды;
• деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
• результативность образовательного процесса;
• коррекция педагогической деятельности
Методы:
• изучение документов;

• анализ;
• самооценка, самоанализ;
• мониторинг;
• тестирование;
• анкетирование;
• беседа;
• наблюдение;
• контроль;
• экспертиза;
• аттестация

Уровни профессионализма:
• репродуктивный (технологический);
• конструктивный (эвристический);
• исследовательский (креативный)
Результаты:
• Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
• Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
4. Культура делопроизводства педагогов.
5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
9. Использование информационных технологий.
10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
19. Дисциплинированность и ответственность.
20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
25. Педагогическое образование родителей воспитанников.

В целях обеспечения индивидуально — дифференцированного подхода к каждому ребенку педагогических процесс организован с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а следовательно проектирования самостоятельной деятельности детей с их учетом, использование психических разгрузок, обсуждение дел в течение дня со всем детским коллективом. Мир детства целиком зависит от нас, взрослых и наша основная задача - разжечь в детях огонек познания нового и интересного.

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества. Работая с детьми разного возраста имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребенка. Достойное выполнение профессионального долга требует от меня ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, обладать общей культурой.

Наиболее эффективным считаю, особенно при работе с дошкольниками, использование проблемного обучения, игровых технологий, которые позволяют: во-первых: заинтересовать, удивить детей. Во-вторых: пробудить в воспитанниках активность, самостоятельность в добывании знаний. В -третьих: превратить ребенка в партнера, сделать его субъектом обучения; в-четвертых: повысить эффективность обучения; в-пятых: открыть в ребенке творческую личность. Так же применяю здоровьесберегающие технологии, что способствует сохранению и укреплению детского здоровья. В своей работе руководствуюсь высказыванием известного ученого Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, поэтому стараюсь создавать условия для самостоятельного поиска решений детьми в процессе занятий, бесед, индивидуальной работы.

В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия, а также разнообразные приемы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. В своей работе пытаюсь соединить теорию педагогической науки с практикой обучения и воспитания в детском саду. Важным условием повышения эффективности образовательного процесса в любой группе детского сада считаю развитие активности дошкольников.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому в каждую игру стала добавлять интересный речевой материал, который легко запоминается и усваивается дошкольниками.

В процессе мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования использую метод наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту детей. Анализ выполнения программы за 2 года показывает стабильность основных линий развития каждого ребёнка. Благодаря выстроенной модели физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий в дошкольном учреждении в целом и группе уровень заболеваемости за последние 2 года значительно снизился.

Мои воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах (всероссийских, региональных, городских и др.) (см. раздел 3).

Накопленным педагогическим опытом щедро делюсь с коллегами:

• представила на педсовете материал о создании условий для здорового образа жизни, системе воспитательно - образовательного процесса дошкольного учреждения, через здоровьесбережение.

• Активно в своей работе использую электронные ресурсы учебного назначения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала считаю мультимедийную презентацию. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мультимедийная презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления.

• Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, разработанные мной и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Таким образом, в образовательном процессе я использую следующее мультимедийное оборудование: мультимедийные проекторы, экраны для проекторов, ноутбук, телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к занятиям и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации. Таким образом, ИКТ позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению НОД путём моделирования компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий в непосредственно-

образовательной деятельности оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса.

Результаты моей работы доказали необходимость правильно организовать развивающую среду, позволяющую каждому найти свое занятие по душе, ведь моя задача - не погасить в детях огонек познания нового, а поддержать их в исследовании мира. Размещаю оборудование по принципу центрирования позволяющего детям объединяться небольшими подгруппами по интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе способствует оптимальному личностному развитию каждого ребенка.

Таким образом, я считаю, что в моей группе созданы условия для развития навыков свободного коммуникативного общения в процессе сюжетно-ролевой игры. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.

Эти годы работы с детьми, как и все предыдущие, принесли радость творчества, удовлетворение достигнутыми детьми результатов. Я ни разу не пожалела, что стала воспитателем. Детский сад – моя жизнь, а дети – мои путеводные звездочки. Я с огромным чувством радости стремлюсь зажечь их даже на самом маленьком небосклоне, а они мне отдают свои маленькие лучики любви и радости. Ради этого надо повышать свой уровень, к чему я и стремлюсь, и продолжать любимую работу.

Наша педагогическая семья (продолжение) Продолжу. Брат бабушки-Лебедев Михаил Константинович(1907-1986,закончил с/х техникум, работал учителем производственного обучения в Глазковской.

Немного о себе. Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста. Представленный материал отражает организацию аналитической деятельности в ДОУ.

Оценить 415 0

Организация аналитической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

(из опыта работы старшего воспитателя)

Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, старший воспитатель соблюдает его алгоритм: определяет цель и объект контроля, разрабатывает программу, собирает информацию, делает анализ, вырабатывает рекомендации и определяет пути исправления недостатков, назначает сроки проверки исполнения рекомендаций.

При проведении контроля, используются различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы и т.д.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов:

Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

Календарные планы и документация педагогов;

Наличие и хранение детских работ;

Работа педагогов по повышению квалификации;

Работа педагогов по теме самообразования;

Работа педагогов по организации режимных моментов;

Работа педагогов по укреплению здоровья детей.

Старший воспитатель принимает участие в предупредительном контроле с целью оказания помощи педагогам, предупредить возможные ошибки. Данный вид контроля может пройти в форме:

- Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

- Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

- Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

- Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей.

Предупредительный контроль старший воспитатель фиксирует в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Старший воспитатель проводит оперативный контроль с целью выявления недостатков в деятельности педагогов, а затем оперативно их устранить с помощью рекомендаций и советов.

Материалы оперативного оформляются в форме таблицы и заполняются ежемесячно, для того, чтобы зафиксировать результаты контроля, полученные в ходе наблюдений, и показать, какие недостатки нужно устранить.

Работа по оперативному контролю включает несколько этапов:

I этап - Разработка циклограммы оперативного контроля на учебный год (такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам);

II этап - Разработка графика проведения оперативного контроля на текущий месяц (в таблицу-график вносятся конкретные даты посещения группы, по каждому вопросу, и сообщаются об этом воспитателям. Первое посещение групп - по запланированным вопросам (первичный контроль, обычно планируется в первые две недели месяца, в последующие две недели ведется работа по устранению недочетов);

III этап - Наблюдение за деятельностью педагогов и занесение результатов контроля в подробную, расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню, например: 3 - высокий уровень, 2 - допустимый уровень, 1 - низкий уровень).

Результаты оперативного контроля размещаю на информационном стенде в методическом кабинете.

Результаты тематического контроля оформляются в аналитических справок, с которыми коллектив знакомится на педагогическом совете.

Принимая участие во фронтальном контроле, который проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

Для проведения фронтального контроля в нашем учреждении руководитель издает приказ и утверждает состав комиссии, в которую входят сотрудники администрации и эффективно работающие педагоги ДОУ.

Члены комиссии четко определяют цели, задачи, разрабатывают план проверки, распределяют обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам фронтального контроля оформляю аналитические справки, с которыми педагоги знакомятся на педагогическом совете или на оперативном совещании.

Таким образом, контроль является одной из важнейших управленческих функций, он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляет высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивает программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад к педсовету

Хасанова Татьяна Николаевна

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляет высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивает программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.

Изучение и анализ воспитанности группы школьников позволяет:

• конкретизировать цели воспитательной работы;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

• обосновать выбор содержания и методов воспитания;

• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

В основу диагностики заложены и действуют следующие принципы:

Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.

Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.

Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.

Организация диагностики, оформление и использование результатов

Изучение и анализ воспитанности группы школьников позволяет:

• конкретизировать цели воспитательной работы;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

• обосновать выбор содержания и методов воспитания;

• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:

- определение цели изучения;

- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;

- выбор методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- обработка и интерпретация результатов исследования;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и

задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

При диагностических процедурах выделено три уровня воспитанности:

• Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

• Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

• Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без

педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений, можно вычленить как наиболее информативные:

Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Использование данных диагностики.

На основании данных диагностики воспитатель

- оценивает состояние воспитанности учеников,

- формулирует проблемы в их развитии,

- выделяет приоритетные задачи воспитания в группе на определенный период.

На основании данных диагностики воспитателем составляется диагностическая карта воспитанности. Карта показателей уровня воспитанности помогает:

1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.

2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения.

3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.

В конце учебного года составляется сводная карта, в которой отражены показатели за учебный год, составлена диаграмма развития воспитанности, дан анализ проделанной работы.

Читайте также: