Думай как римский император кратко

Обновлено: 06.07.2024

Думай как римский император. Стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия

HOW TO THINK LIKE A ROMAN EMPEROR

Text Copyright © 2019 by Donald Robertson

Published by arrangement with St. Martin’s Press. All rights reserved.

В коллаже на обложке использованы фотографии:

© Коряжкина Ю.С., перевод, 2020

Когда мне было тринадцать лет, от рака легких умер мой отец. Болезнь начала прогрессировать на шестом десятке и в итоге приковала его к постели.

Всего за один год он практически сгорел. Отец был скромным и порядочным человеком, он приучал меня задумываться над смыслом бытия.

Когда, спустя годы, я узнал, что Марк Аврелий тоже потерял отца в раннем возрасте, я подумал, не был ли его поиск истины подобен моему. После смерти отца в голове моей толпилось множество религиозных и философских вопросов, которые меня сильно волновали. Помню, меня не покидал страх смерти. Ночами я лежал без сна, пытаясь понять смысл бытия и найти хоть какое-то утешение. Казалось, что мой мозг зудит, хотелось почесать его, но я никак не мог до него достать. Тогда я еще не знал, что экзистенциальная тревога подобного рода – рапространенное явление, которое приводит людей к изучению философии. Спиноза писал:

Я осознал, что нахожусь в большой опасности и существует жесткая необходимость поиска средства к спасению, что потребует напряжения всех моих сил, каким бы неопределенным ни был исход. Я был как неизлечимо больной, который обречен на смерть, если не найдет нужное лекарство[1][2][3].

Блог о книгах, смысле жизни и наведении в ней порядка

Книга

Я ожидал очередной книги о том, как использовать философию древних стоиков в повседневной жизни (привет, Пильюччи и Холидей), но получил совершенно королевское (императорское!) чтиво, которым наслаждался на протяжении нескольких вечеров.

А жизнь даже высокопоставленного римлянина во II веке н. э. была суровой: бесконечные войны, эпидемии (ни тебе прививок, ни антибиотиков), да ещё время от времени кто-то хочет воткнуть нож в спину. Робертсон проводит нас через ключевые события в жизни Марка Аврелия: восхождение на трон в паре со слабохарактерным братом, нескончаемые сражения с варварами, гражданские войны, болезни, забравшие половину из двенадцати детей Марка, и, наконец, эпидемию Антониновой чумы, забравшей жизнь самого императора.

Главным оружием физически слабого Марка становятся философия и стоическое отношение к несчастьям. Этим активно пользуется Робертсон, на примерах из жизни показывая применение тех или иных практик стоиков.

Что в итоге?

Как я уже писал выше, с одной стороны, книга — биография Марка Аврелия, в увлекательной форме рассказывающая не только о личности самого императора, но и о том, что происходило в Риме во II веке н. э.

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 300 стр. 2 иллюстрации
  • Жанр:б иографии и мемуары, к ниги по философии, п рактическая психология, с аморазвитие / личностный рост
  • Теги:а нтичная философия, в еликие правители, в нутренняя гармония, д ушевное равновесие, ж изненные трудности, о сознанность, п реодоление проблем, с тоицизм, ф илософия жизниРедактировать

Думай как римский император. Стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия

Думай как римский император. Стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

HOW TO THINK LIKE A ROMAN EMPEROR

Text Copyright © 2019 by Donald Robertson

Published by arrangement with St. Martin’s Press. All rights reserved.

В коллаже на обложке использованы фотографии:

© Коряжкина Ю.С., перевод, 2020

Введение

Когда мне было тринадцать лет, от рака легких умер мой отец. Болезнь начала прогрессировать на шестом десятке и в итоге приковала его к постели.

Всего за один год он практически сгорел. Отец был скромным и порядочным человеком, он приучал меня задумываться над смыслом бытия.

Когда, спустя годы, я узнал, что Марк Аврелий тоже потерял отца в раннем возрасте, я подумал, не был ли его поиск истины подобен моему. После смерти отца в голове моей толпилось множество религиозных и философских вопросов, которые меня сильно волновали. Помню, меня не покидал страх смерти. Ночами я лежал без сна, пытаясь понять смысл бытия и найти хоть какое-то утешение. Казалось, что мой мозг зудит, хотелось почесать его, но я никак не мог до него достать. Тогда я еще не знал, что экзистенциальная тревога подобного рода – рапространенное явление, которое приводит людей к изучению философии. Спиноза писал:

Я осознал, что нахожусь в большой опасности и существует жесткая необходимость поиска средства к спасению, что потребует напряжения всех моих сил, каким бы неопределенным ни был исход. Я был как неизлечимо больной, который обречен на смерть, если не найдет нужное лекарство [1] [2] [3] .

Когда же не стало отца, я был еще слишком молод для того, чтобы стать франкмасоном. К тому же моя репутация в городе вряд ли позволила бы мне вступить в их ряды. Итак, зная о множестве пробелов в своем формальном образовании, я начал зачитываться философской и религиозной литературой. Даже не знаю, мог ли я тогда выразить точно, что именно искал. Одно могу сказать с уверенностью – это должно было быть что-то, объединяющее мой интерес к философии, медитации и психотерапии. Мне был необходим более разумный философский путеводитель по жизни, но пока не находилось ничего подходящего. И вдруг я наткнулся на учения Сократа и счел это за большое везение.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что к Сократу и другим античным философам меня привела необходимость в поиске собственной философии жизни, подобно той, что мой отец нашел во франкмасонстве. Однако, как упоминалось ранее, дошедшие до нашего времени диалоги главным образом раскрывают его метод постановки вопросов. Они не дают нам подробного практического руководства по его искусству мудрожития.

Греческие философы не дали практических советов, которые я искал в то время, зато они вдохновили меня продолжать поиски истины. Мой вновь обретенный смысл жизни также помог мне встать на путь истинный: я перестал попадать в неприятности и поступил на философское отделение университета в Абердине. Позднее, правда, я заметил, что система обучения была несовершенной – слишком академической и теоретизированной. Чем больше времени я проводил в подвале библиотеки, изучая книги, тем дальше я уходил от первоначальной идеи Сократа о философии как образе жизни, который должен способствовать совершенствованию характера и нашему развитию и процветанию. Если античные философы были истинными воинами разума, их коллеги-современники больше похожи на картотеки знаний, стремящиеся только упорядочивать и организовывать идеи. Они не понимают, что философия может иметь практическое значение и применяться в качестве психотерапии ежедневно.

После окончания университета я начал изучать психотерапию. Служение людям давало мне возможности для самосовершенствования, где я мог применить свои познания в философии. Это было переходное время в моей жизни – от философии к психотерапии. Психоаналитические концепции Фрейда и Юнга постепенно устаревали, и им на смену пришла когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая стала доминирующей формой научно-обоснованной клинической практики в психотерапии. КПТ была ближе к философской практике и поэтому более всего подходила мне, так как побуждала человека контролировать свои эмоции посредством разума. Но в отличие от философии, терапия не дает нам всестороннего руководства к жизни. Как правило, ты занимаешься ею пару месяцев, а потом забываешь все рекомендации.

Я пришел к выводу, что любой человек, способный выстроить для себя здоровую и рациональную систему ценностей и не придавать слишком большого значения вещам, о которых беспокоятся многие люди, должен стать более стрессоустойчивым. Теперь мне предстояло выяснить, как объединить философию и ценности Сократа с терапевтическими инструментами КПТ. Я продолжал работать психотерапевтом и консультировать людей и именно тогда неожиданно для себя открыл Стоицизм.

Сказание о стоицизме

Однажды Поппи попросила меня записать все истории, которые я рассказывал. Они получились более длинными и подробными, и я снова зачитал их ей. Некоторыми поделился в Интернете в своем блоге. Рассказывая и обсуждая с ней эти истории, я пришел к выводу, что во многих аспектах это был лучший подход к изучению философии как образа жизни, что позволило нам пересмотреть пример, поданный знаменитыми философами и поставить под сомнение предлагаемые ими ролевые модели. Я подумал, что книга, учившая законам стоиков через жизненные истории о практикующих их античных философах, может оказаться полезной не только для моей малышки, но и для других людей тоже.

Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им [7] [8] .

4. Платон, Апология Сократа, пер. G. M. A. Grube, in Plato: Collected Works, ed. John M. Cooper (Indianapolis: Hackett, 1997), 30b.


13 580

Марк Аврелий процветал как один из великих мировых лидеров. Пожалуй, самый известный римский император по правильным причинам.

Большинство из нас знают имена Нерона и Калигулы за их деспотизм и деструктивные послабления, но Марк заслужил всеобщую похвалу за то, как он обладал властью над величайшей империей, известной миру.

Марк Аврелий заслужил всеобщую похвалу за то, как он обладал властью над величайшей империей, известной миру.

Макиавелли писал, что добрые императоры не нуждались в преторианских когортах или бесчисленных легионах, чтобы охранять их, но были защищены их собственной хорошей жизнью, доброй волей своих подданных и привязанностью Сената.

Неохотный правитель

Юный Марк Аврелий, принятый на престол, не хотел приходить к власти. Мальчик стал увлеченным стоиком.

Многие посчитают это абсурдным – зачем кому-то отказываться от наследства абсолютной власти и богатства за пределами ваших самых смелых мечтаний?

Но, будучи императором, положение, от которого невозможно отказаться, было обоюдоострым мечом.

Среднее время у власти римских императоров было коротким благодаря узурпаторам. Некоторые императоры пробыли на троне всего несколько месяцев, прежде чем были свергнуты заговором.

Это был не только страх перед собственной жизнью, который мог сделать Мара неохотным до власти. Молодой человек уже был увлеченным стоицизмом. Власть и богатство были потенциальным препятствием для добродетели стоиков.

Но то, как Марк Аврелий справился со своей ролью, является причиной, по которой он преуспел в этом, и почему по сей день люди ищут утешения в его трудах.

Мыслить как стоик

Робертсон — психотерапевт по когнитивно-поведенческому поведению проводит параллели между методами терапии и стоической мудростью.

Не все параллели, которые проводит автор, являются новыми, но Робертсон действительно добавляет большую глубину благодаря биографическим деталям и использованию своего собственного психотерапевтического опыта. Картина, которую он рисует, изображает уязвимого человека, а не философского святого и, в частности, героя.

Когнитивно-поведенческая терапия берет корни из стоицизма. Один из его первых практиков, Альберт Эллис, черпал вдохновение у греческого философа Эпиктета.

Философ не писал (насколько нам известно), и его учения были записаны для потомков учеником Аррианом из Никомедии.

Идеи Эпиктета основаны на центральном представлении стоиков о том, что, хотя вы не можете контролировать свои обстоятельства, вы можете контролировать свою эмоциональную реакцию на обстоятельства.

Стоики демонстрируют, что, хотя мы пытаемся контролировать внешние события, но теряем контроль над своими мыслями и эмоциями, мы практически не контролируем первое и полностью контролируем второе.

Эпиктет, например, учит нас, что наши мысли наносят нам вред, а не поведение других людей:

Арриан из Никомедии продолжил политическую карьеру на высоком посту и был близок к императору Адриану, приемному деду Марка. Он вполне мог встретить ребенка Марка. Такие ученики, как Арриан, распространяли учения Эпиктета по всему римскому миру. Мудрец оказал значительное влияние на римскую философию, несмотря на то, что родился рабом.

Робертсон демонстрирует, каким образом методы Эпиктета можно рассматривать как современные методы лечения.

Раскрывая связи между историческими стоиками и наукой, лежащей в основе их методов достижения спокойствия, книга Робертсона показывает, что римский стоицизм больше похож на методологию, чем на догму.

Стоическая философия ориентирует ум на спокойствие.

Император Адриан был приемным дедом Марка Аврелия. Адриан был высококультурным императором, его привязанность к греческой культуре раскрыла молодого Марка одним из самых важных софистов и философов того времени.

Начните с простоты речи

Возможно, самый необычный аспект философского развития Марка – это то, что было для него наиболее естественным.

Простая речь приносит два глубоких изменения в вашем мышлении. Во-первых, ясный, не приукрашенный язык приводит к лучшему, более ясному представлению об истине. Во-вторых, он устраняет ценностные суждения, которые могут разжечь эмоции.

Адриан был культурным императором, и многие философы были включены в его двор. Софистика и риторика были важной частью придворной жизни, и были организованы дебаты, чтобы развлечь Адриана и его окружение.

Софисты были учителями в греческой традиции, которые дарили превосходство своим ученикам. Тонкая риторика – искусство эмоциональной и умной речи, которой учат софисты, – высоко ценилась Адрианом.

Марка обучали два самых выдающихся софиста в истории: Фронто и Герод Аттик. Но именно стоик, Юний Рустик, оказал наибольшее влияние на мышление и поведение имперского наследника.

Марк Аврелий обожал старого философа и копировал его манеры, такие как носить обычную одежду и говорить откровенно, без украшения, которое ценили софисты.

Ясность против Катастрофы

Простота языка приводит к ясности мышления. Когда мы используем ценностные суждения на нашем языке, мы начинаем вести себя нерационально и обманывать себя относительно истинной природы мира.

Ничто не является по сути хорошим или плохим, только наше мнение делает это таковым.

Марк Аврелий и Луций Верус вели Римскую империю в качестве со-императоров в первое десятилетие правления Марка. В то время как Марк был вдумчивым и добросовестным правителем, Люциус Верус любил пить, роскошные вечеринки и гладиаторские игры. Предполагается, что он умер в 169 году от чумы, обрушившейся на Рим, когда войска вернулись с парфянского завоевания, которым он руководил.

Достаточно короткого сканирования средств массовой информации или социальных сетей, чтобы увидеть, что катастрофизация стала обычным явлением в публичной сфере.

Марк Аврелий писал:

Стоики понимали, что красочные метафоры, чрезмерные обобщения и гипербола так же вредны для нас, как и для других людей. Наш собственный язык окрашивает наши мысли и слова.

Когнитивное дистанцирование

Теперь представьте, что вы Марк Аврелий: вы со-император с Люциусом Верусом, безответственным пьяницей, у вас есть парфяне и сарматы на востоке и германские племена на севере, неистовые граничащие земли империи. Вы верховный командующий на линии фронта и лидер империи. Все вокруг вас ждут вашего лидерства, те, кто не хочет занять ваше место (один из генералов Марка пытался захватить у него власть).

Как бы вы хотели подойти к ситуации такого высокого давления, которую вы никогда не хотели в первую очередь? С ясной головой или головой, наполненной эмоциональным беспорядком?

Четкость мышления императора позволила ему разбить проблемы или стремления на их составные части и проанализировать их изолированно.

Апатия и Истинная Мудрость

Спираль желаний и ценностных суждений являются препятствиями для мудрости и, следовательно, полагал Марк Аврелий, для Бога.

Читайте также: