Дридзе т м текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Межличностная обыденная, педагогическая, деловая, научная, массовая и иная коммуникация; общение людей, опосредствованное любыми видами художественного артистического и/или литературного творчества; коммуникация между людьми в сфере правоотношений и в ходе выработки и принятия управленческих решений в социокультурной организации общества — все эти и другие виды коммуникации осуществляются путем обмена действиями порождения и интерпретации цельных, психологически завершенных, иерархически организованных содержательно-смысловых структур (текстов), имеющих интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту.

Эффективность процессов коммуникации определяется не только особенностями текстовой деятельности коммуникатора, но и социоментальными характеристиками партнеров по общению. Эти характеристики зависят от умения человека оперировать знаковой информацией, его психологической готовностью к общению и адекватному постижению мотивов и целей коммуникатора. Выступая как условный группообразующий социально-психологический признак, эти характеристики существенным образом влияют на меру адекватности интерпретации коммуникативной интенции, а значит, и на саму возможность диалога. Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации коммуникативных интенций; этот феномен связывается не с врожденными качествами, а с особой формой тренированности, с коммуникативными навыками, которые, как показывает исследовательская практика, поддаются корректировке. Задача совершенствования коммуникативных навыков личности — социально значимая, связанная с качественными характеристиками того пространственно-временного континуума, в котором мы все живем.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 406-408.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре соц. коммуникации. М., 1984; Она же. Соц. коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Обществ, науки и современность. М., 1996. № 3; Она же. Социокульт. коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокульт. пространство диалога. М., 1999; Она же. Две новые парадигмы для соц. познания и соц. практики // Соц. коммуникация и соц. управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М., 2000; Адамьянц Т.З. В поисках смыслового и эмоционального контакта // Мир психологии. 2002. № 4.

Характеристика особенностей прогнозного социального проектирования. Биография и научная деятельность Дризде. Диалогическая модель социальных коммуникаций. Основы развития семиосоциоциопсихологии. Основные аспекты проведения мотивационно-целевого анализа.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.09.2016
Размер файла 196,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского

Факультет информационно-полиграфических технологий

Кафедра рекламы и издательского дела

Теории коммуникации Т.М. Дридзе

студентка 1 курса

Преподаватель: Платонова А.В.

2. Научная деятельность

3. Области научных интересов

3.1 Прогнозное социальное проектирование

3.3 Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ

3.4 Диалогическая модель социальных коммуникаций

социальный дризде коммуникация

Тамара Моисеевна Дридзе (2 октября 1930, Москва -- 31 октября 2000, Москва) -- российский социолог, создатель экоантропоцентрической парадигмы социологии и семиосоциопсихологической парадигмы социальной коммуникации, ситуационной концепции социокультурной динамики, методологии прогнозного социального проектирования и концепции социально ориентированного социального управления, семиосоциопсихологической концепции лингводидактики.

Всего ею опубликовано 258 работ, включая Интернет-публикации. [1]

2. Научная деятельность

Т. М. Дридзе является автором 258 работ, включая интернет-публикации, создатель экоантропоцентрической парадигмы социологии и семиосоциопсихологической парадигмы социальной коммуникации, ситуационной концепции социокультурной динамики, методологии прогнозного социального проектирования и концепции социально ориентированного социального управления, семиосоциопсихологической концепции лингводидактики.

В 1976 году разрабатывала методы исследования образа жизни -- применила информативно-целевой анализ научной литературы для построения системы социальных показателей образа жизни. В 1978 году Т. М. Дридзе включилась в подготовку и организацию всесоюзного исследования образа жизни. Она участвует в написании программы исследования, составлении методических документов, редактирует материалы.

3. Области научных интересов

Тамара Моисеевна является основоположником нескольких парадигм и концепций: прогнозное социальное проектирование, лингвосоциопсихология, информативно-целевой анализ и др.

3.1 Прогнозное социальное проектирование

Методы прогнозного социального проектирования, разрабатываемые в 1985--1995, успешно применялись Тамарой Моисеевной к анализу социальных оснований городского устройства. На этой базе были предложены меры по совершенствованию городского управления, разработан дифференциальный подход к изучению влияния особенностей местной среды на образ и качество жизни городских сообществ. Были также созданы и опробованы комплексные социально-диагностические технологии, методы социальной экспертизы градостроительных проектов и программ.

Семиосоциопсихология (первоначальное название лингвосоциопсихология) -- наука о процессах функционирования текстов в обществе. основное внимание здесь обращено не к содержательной стороне любых целостных, завершенных коммуникативных актов (по-Дридзе, текстов), а к его мотивационно-целевой структуре, что позволяет входить в широкий контекст человеко-средовых взаимодействий. Семиосоциопсихология опирается не только на накопленные наукой знания о языке, но и на знания о человеке как активном субъекте деятельности, который не только познает, но и создает окружающий его мир, вступая в коммуникативные взаимодействия. Эта деятельность не только сопутствует всем другим видам деятельности людей, связывая их в единое целое, но и является самостоятельно мотивированной и целенаправленной предметной деятельностью, существенно влияющей на образ жизни людей и на социокультурные процессы.

3.3 Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ

В рамках семиосоциопсихологии текст рассматривается как целостная иерархическая содержательно-смысловая структура, объединенная авторской интенцией замыслом. Основная задача метода (в ряде работ Т. М. Дридзе он носит также название информативно-целевой) состоит в том, чтобы оценить конкретный текст с точки зрения его первичной и вторичной информативности. Первичная информативность характеризуется не абсолютным количеством информации в тексте, а лишь той её частью, которая становится достоянием воспринимающего человека. Первичная информативность описывает потенциальную способность конкретного текста донести замысел, основное коммуникативное намерение автора до потребителя.

На основе семиосоциопсихологического подхода к анализу текстов, в той или иной мере содержащих сведения об избранной для изучения сфере образа жизни, мы можем, с одной стороны, получить целостное представление о содержании и структуре нормативного сознания (перечни действующих общих и конкретных правовых, морально-этических, эстетических и прочих норм и общепринятых ценностей) как одном из условий деятельности социальных субъектов. С другой стороны, могут быть получены сведения о распространенных и рекомендуемых моделях деятельности и взаимодействия: перечни функций и признаков, присущих разным социальным субъектам, общих и частных целей деятельности в целом и по частным действиям, а также самих действий, операций. Информативно-целевой анализ текста направлен на выявление основных характеристик текста:

точность -- способность выразить коммуникативные намерения автора;

информативность -- способность служить источником информации для реципиента.

3.4 Диалогическая модель социальной коммуникации

Традиционно диалог связывают с вопросно-ответной формой мышления и общения, со способом усвоения информации, с авторским приемом, художественным творчеством. Исследователи-искусствоведы одними из главных критериев художественности и диалогичности называют искренность в самовыражении автора, партнерское отношение к аудитории.

Диалог связывается здесь в первую очередь с взаимопониманием между общающимися сторонами, а эффективность общения - со степенью достижения искомого взаимопонимания, причем процедура измерения степени диалогичности впервые операционализирована (имеется в виду оригинальный исследовательский метод- метод мотивационно-целевого, или интенционального анализа процессов общения).

В противоположность другим формам и способам коммуникации, диалогическая модель исключает любые формы воздействия или влияния, поскольку ориентирована на взаимопонимание. При этом речь идет не о согласии с позицией автора - только о понимании этой позиции.

4. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации. Учебное пособие. - Москва , Дрофа, 2009.

Подобные документы

Изучение сущности социального проектирования, построения социальных качеств, процессов, отношений. Характеристика категориального (понятийного) аппарата и структуры социального проектирования. Отличительные черты социальных технологий и социальных служб.

реферат [20,5 K], добавлен 02.02.2010

Основные понятия социального прогнозирования. Методы и типы прогнозов. Сущность социального проектирования. Направленность социальных процессов. Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте. Методы социального проектирования.

курсовая работа [47,5 K], добавлен 20.12.2012

Деятельность социальных сфер, технологии прогностических исследований и социального проектирования, выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Характеристика метода научного анализа и предвидения.

курсовая работа [77,3 K], добавлен 25.04.2009

Принципы социального проектирования, характеристика проектного управления социальной сферы. Виды технологий данного проектирования на основе разновидности социальных проектов. Алгоритмы разработки социального проекта, требования, предъявляемые к нему.

курсовая работа [50,6 K], добавлен 08.04.2011

Сущность социального проектирования и социальный проект. Концепции социального проектирования и классификации социальных проектов. Гуманитаризация социотехнического проектирования. Объективные и субъективные факторы социального воспроизводства.


Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. С. 45.

Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Ин-т социально-политических исследований РАН, 1995. С. 286.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С 145.

Lasswell H. The Structure and the Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971. P. 40.

См.: Newcomb Т. An Approach to the Study of Communication Acts // Psychological Review. 1953. № 60. P. 393–404.

См.: Adorno Т., Frenkel-Brunswick Ј., Levinson D., Sanford R. The Authoritarian Personality.N. V.: Harper, 1950.

Гуревич П. С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М.: Политиздат, 1978. С. 92.

См., например: Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.:Изд. МГУ, 1991.С. 32.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 147.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145.

Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 11.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 147.

Goffman E. Forms of Talk. Philadelphia: University of Pennsilvania Press and Oxford. Blackwel, 1981. P. 40.

Бойко В. В. Социально-психологическое изучение некоторых проблем информационного телевидения. Автореф. канд. дис. Л., 1969. С. 11.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 103.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии// Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 149.

Выготский Л. С. Мышление и речь//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1981. С. 171.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997. С. 202.

Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974. С. 92.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 87.

См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 77–78.

Дридзе Т. М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. С. 76.

См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 88–90.

См.: Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.

Выготский Л. С. Мышление и речь//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. С. 174–175.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 213.

Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М.: ИС РАН, 2000. Кн. 1. С. 16.

Postman N. Amusing Ourselves to Death. N. Y.: Penguin Books, 1985. P. 30.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 148.

См.: Schramm W. The Nature of Communication between Humans//The Process and Effects of Mass Communication. Urbana, 1972. P. 3–53.

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник: 1984–1985. М.: Наука, 1986. С. 113–114.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 147.

Pierce Ch. Collected papers. Cambr. (Mass.), 1956. Vol. 6. P. 181.

Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. С. 96.

Ионин Л. Г. Социология культуры… С. 95–96.

Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М.: ИС РАН, 2000. Кн. 1. С. 28.

См., например, о методологии и методике такого изучения: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984; Массовая информация в советском промышленном городе / Под ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. М.: Политиздат, 1980; Дридзе Т. М. Организация и методы лингвосоцио-психологического исследования. М.: Изд. МГУ, 1979; Адамьянц Т. 3. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: ИС РАН, 1999.

См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984; Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. М.: Политиздат, 1980.

Дридзе Т. М. Прогнозное социальное проектирование как этап управленческого цикла: от жизненных ресурсов человека к социальным ресурсам общества// Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы/ Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1994. С. 16.

См. также раздел II, § 12.

Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 18–19.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра// Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 69–85.

См.: Pareto V. Manuel d'economie poLitique. P., 1927; Pareto V. Traite de sociologia generate. P., 1947.

См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 121.

См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 121, 224–225.

См.: Жаворонков А. В. 06 устойчивости распределения по параметрам информированности, активности и уровня семиотической подготовки // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 107–113.

См.: Адамьянц Т. 3. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: ИС РАН, 1999. С. 30.

Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. С. 242.

См.: Lippman W. Public Opinion. N. Y., 1922.

См.: Adorno Т., Frenkel-Brunswick Ј.,Levinson D., Sanford R. The Authoritarian Personality. N.Y.: Harper, 1950.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 123.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 149.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 123.

См.: Дридзе Т. М. Организация и методы лингвосоциопсихологического исследования массовой коммуникации. М.: Изд. МГУ, 1979.

См.: Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в социопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 152.

См. также раздел III, § 18.

См. также раздел III, § 17.

См.: Дридзе Т. М. На пороге экоантропоцентрической парадигмы // Общественные науки и современность. 1994. № 4. С. 94–104.

См.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1994. С. 10.

См.: Адамьянц Т. З. Информировать или зомбировать? // Журналист. 2001. № 2. С. 39–40; Адамьянц Т. З. Средства массовой коммуникации в меняющемся социуме // Россия реформирующаяся. М.: ИС РАН, 2003. С. 431–449.

См.: Основы прикладной социологии / Под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерфакс, 1996. С. 35.

См.: Гурвич Ф. М. Методы и процедуры получения экспертной информации // Экономика и математические методы. 1973. Т. IX.

См.: Дридзе Т. М. Организация и методы лингвосоциопсихологического исследования массовой коммуникации. М.: Изд. МГУ, 1979.

См.: Pierce Ch. Collected papers. Camb. (Mass). 1956. Vol. 6. P. 181.

См.: Иванов В. Е. Диалог в Интернете как фактор реорганизации социокультурного пространства-времени. Автореферат канд. дисс. М., 2002. С. 22.

Фирсов Б. М. Проблемы изучения эффективности массовой коммуникации // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Советско-венгерские исследования массовой коммуникации. Будапешт; Л., 1983. Т. 4. С. 20–21.

Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Советско-венгерские исследования массовой коммуникации. Будапешт; Л., 1983. Т. 4. С. 5.

См.: Bettinghaus E. P. Persuasive Communication. N.Y., 1972.

См.: Weiss W. Effects of Mass Media// Handbook of Social Psychology. Mass., 1968. Vol. 5.

См.: Bauer R. The Obstinate Audience// Current Perspectives in Social Psychology / Ed. by Hollander. London, 1967.

См.: Klapper J. T. The Effects of Mass Communication. Glencoe, I960.

См.: Sears D., Chaffee S. Uses and Effects of the 1976 Debates//The Great Debates 1976: Ford vs. Carter. Bloomington, 1979.

См.: Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.

Московией С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 241.

См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 85.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 85.

См.: Шилова В. А. Интерактивное управление и полифункциональное телевидение // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. С. 118–119.

См.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв. ред. Т. М. Дридзе. С. 24.

См. также раздел I, § б.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. С. 87–88.

См. также раздел III, § 16.

См. также раздел III, § 18.

См.: Адамьянц Т. З. В поисках эмоционального и смыслового контакта// Мир психологии. 2002. № 4. С. 178–186; Адамьянц Т. З., Шилова В. А. На пути к общению с взаимопониманием//Феномен коммуникации в социально-гуманитарном знании и образовании. Минск, 2002. С. 4–5.

Подробнее см.: Адамьянц Т. З., Шилова В. А. Социально диагностические технологии в психолого-педагогической экспертизе // Дети и проблемы толерантности: Сб. научно-методических материалов / Отв. ред. Т. З. Адамьянц. М.: ИС РАН, 2003, С. 77– 139.

См.: Загорулько Е. Ю. В поисках толерантно ориентированной литературы для детей // Дети и проблемы толерантности. Сб. научно-методических материалов / Отв. редактор Т. 3. Адамьянц. М.: ИС РАН, 2003. С. 71–75.

См.: Адамьянц Т. З. От имиджа к рейтингу // Журналист. 2006. № 1. С. 40–42.

См.: Адамьянц Т. З., Шилова В. А. В поисках телезрительских симпатий. М.: ИС РАН, 2004.

См.: Адамьянц Т.З. Диалог как основа толерантности: Учебная программа и методическое обеспечение. М.: ИС РАН, 2005; Адамьянц Т.З. Добрая книга для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.

См.: Адамьянц Т. З. В поисках имиджа. М.: Добрая книга, 1995; Адамьянц Т. З. В поисках эмоционального и смыслового контакта // Мир психологии. 2002. № 4; Адамьянц Т. З. От человека разумного – к человеку понимающему// Вестник Университета (ГУУ). 2007. № 3.

См.: Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М.: ИС РАН, 2000. Кн. 1. С. 5–30.

См.: Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С. 37.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Тесты играют огромную роль в процессе образования и воспитания человека: содержание учебных текстов передаёт континуум необходимых для усвоения обучающимся знаний и служит для формирования научного мировоззрения и объективной картины мира, художественные тексты развивают чувство языка, формируют эмоционально-чувственную сферу, учат жить в человеческом обществе. Кроме того, изучение текста – это один из важных этапов овладения родным языком, а следовательно, формирования языковой личности. Важное место в образовательном процессе занимает изучение текстов на уроках литературы, русского языка, словесности: здесь текст становится объектом анализа и изучается под углом зрения его структуры, содержания и выразительной стороны.

Сложившаяся ситуация связана с целым рядом причин, относящимся к условиями жизни в информационном обществе, однако на их фоне нисколько не утрачивают своего значения и факторы методического характера, прежде всего недостаточность методического обеспечения процесса формирования школьника как читателя, исследователя текста и создателя собственных речевых произведений. Сказанное определяет наш интерес к процессу обучения школьников правильному восприятию и толкованию ХТ.

Формирование ценностных установок и достижение личностной зрелости засвистят от опыта, полученного в период взросления. Этот опыт не ограничивается сферой предметной деятельности, а включает все ментальные процессы, связанные с осмыслением сущего и испытанных в связи с этим чувств. Естественно, обогащение этого опыта происходит в процессе чтения художественных произведений, когда взрослеющий человек, столкнувшись с художественным миром, созданным или воссозданным автором, являющимся нереальным, но в определённой степени отражающим закономерности и отношения реального, проживает вместе с героями разные этически напряжённые ситуации, учится видеть и оценивать прекрасное в природе и человеке, сопереживает, вдохновляется, удивляется и, как следствие, выстраивает собственную картину мира. Однако так происходит в идеале – при условии сформированности читательской самостоятельности, положительного отношения к книге и чтению и умений, обеспечивающих такой процесс чтения, который В.Ф. Асмус назвал трудом и творчеством [Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы, 1961 – № 2 – с. 36 – 46]. Следовательно, школьное образование должно обеспечить как вхождение ребёнка в мир литературы, формирования ценностного отношения к литературе и книге как источнику опыта, так и освоение им приёмов и способов взаимодействия с ХТ, то есть формирование умений текстовой деятельности.

Основные действия текстовой деятельности (ТД)

Виды ТД Основные действия Умения
Текстовоспринимающая 1. Формулировка цели восприятия и интерпретации текста. 2. Осознание мотива чтения. 3. Создание условий для осуществления действий чтения. 4. Составление ментального или письменного плана чтения и интерпретации текста. 5. Выбор способа извлечения информации. 6. Осуществление собственно чтения – практические действия; перцептивное восприятие; декодирование информации. 7. Осознание собственного понимания/непонимания получаемой информации 8. Определение и применение операций, облегчающих смысловое восприятие текста. 9. Первичное осмысление прочитанного. 1. Формулировать цель текстовой деятельности. 2. Осознавать мотив чтения. 3. Создавать комфортные условия чтения. 4. Составлять план действий текстовой деятельности. 5. Выбирать рациональный способ чтения. 6. Воспринимать печатный текст и декодировать полученную информацию. 7. Осознавать степень понимания прочитанного и затруднений. 8. Применять приёмы, облегчающие смысловое восприятие текста (чтение с пометами, самопостановка вопросов и т.п.). 9. Определять тему и основную мысль текста.
Интерпретационная 10. Анализ полученной фактуальной информации. 11. Осознание замысла автора и анализ концептуальной информации. 12. Анализ языковой формы текста и выявление подтекстной информации 13. Формулировка выводов. 10. Вычленять, синтезировать и обобщать фактуальную информацию. 11. Видеть регулятивные структуры текста и определять замысел автора с опорой на них. 12. Опираться на экстралингвистические факторы при анализе текста. 13. Формулировать выводу относительно проблематики текста, позиции автора, образной структуры текста.
Текстообразующая 14. Осознание коммуникативной потребности 15. Рождение собственного замысла. 16. Определение основных смысловых вех будущего речевого произведения 17. Планирование действий по созданию собственного текста 18. Определение композиции текста, его жанра 19. Поиск источников нахождения аргументов (жизненный или читательской опыт) и выбор способа аргументации 20. Изложение мыслей в словесной форме 21. Корректировка собственного текста. 14. Осознавать собственную коммуникативную задачу как ответ автору. 15. Осознавать тему и основную мысль (позицию, тезис) собственного текста 16. Намечать основные смысловые вехи высказывания. 17. Планировать действия по созданию текста. 18. Определять композицию текста, составлять его план. 19. Приводить аргументы из жизненного опыта. Видеть интертекстуальные связи и использовать читательский опыт для обоснования своей позиции. 20. Излагать мысли письменно, используя средства связи предложений в тексте, соблюдая нормы литературного русского языка и правила каллиграфии. 21. Корректировать текст.

Поскольку общие смысловые образования являются основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, именно они определяют отношения человека к основным сферам жизни, в том числе к тем ценностям, которые представлены в художественных текстах, используемых в учебном процессе в старшей школе, и к самому процессу чтения. Проблема здесь заключается в том, что сложившаяся к старшему подростковому возрасту система личностных смыслов у многих современных юношей и девушек инертна и недостаточно совершенна, поэтому не может быть надежным ориентиром при поиске и извлечении личностных смыслов в процессе восприятия художественного текста. Зачастую школьник просто не видит личностных смыслов в том тексте, который ему предлагает учитель. Акты поведения, т. е. целостные ситуации и их взаимосвязи, в которых возникают и находят свое проявление те или иные смысловые отношения к действительности и которые описаны в художественных текстах, не всегда являются личностно значимыми для старшеклассника. А коль скоро любая деятельность человека, в том числе и текстовая) может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей (у опытного читателя в этом случае цель – это осознанный личностный смысл) и со стороны её нравственной оценки, то вследствие несформированности умения этот смысл извлечь работа над текстом для старшеклассника делается неактуальной, а мотив такой деятельности заключается только в том, что с старшеклассник стремится выполнить задание, данное учителем. Эта установка препятствует полноценному восприятию ХТ.

Адекватность понимания и интерпретации текста зависит, во-первых, от авторского способа кодирования мыслей в словесной форме и их структурирования, которые весьма специфичны в текстах художественного стиля; во-вторых, от когнитивных и социально-психологических особенностей адресата, его опыта и специфики его языковой личности. Но, наряду с этими факторами, важное место в обеспечении понимания текста занимает представление об отличительных признаках и свойствах художественного изложения мыслей. Оперирование любым предметом может быть успешным только тогда, когда свойства этого предмета понятны субъекту деятельности. Оперирование текстом будет успешным, если школьник овладеет знаниями о его свойствах, а в этом ему должен помочь учитель, который включит в содержание обучения текстовой деятельности такие упражнения и задания, которые будут способствовать осознанию природы ХТ и научат с ним взаимодействовать с целью извлечения личностно значимых смыслов.

В свете сказанного нам видятся актуальными следующие научно-методические проблемы: 1) исследовать конституирующие признаки ХТ, обобщив известные в филологической науке взгляды и концепции; 2) показать, как на основе представления о ХТ и его признаках должен быть построен процесс изучения текстов данного стиля в старшей школе; 3) рассмотреть конкретные методические приёмы, способствующие уяснению школьниками признаков ХТ и формированию умений текстовой деятельности; 4) составить упражнения на основе художественного текста, которые будут способствовать формированию умений текстовой деятельности школьников на уроках русского языка, литературы, словесности на завершающем этапе их языкового и литературного образования.

Текст определяют как:

- ментальное образование: «Текст как нечто целостное (цельное) есть некоторый концепт, то ментальное образование, которое в лингвистической литературе именуется цельностью текста [Сорокин Ю. А. Текст: цельность, связность, эмотивность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. – М., 1982, с. 61 – 73., с. 62 – 63];

- феномен культуры: «Текст в данном случае воспринимается как часть, принадлежащая некоему завершенному культурному целому, как документ для познания более широкой историко-культурной взаимосвязи [Фазылзянова Г.И. Художественный текст как ресурс самосознания: культурологическая методология анализа / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 270-274, с. 273],

Читайте также: