Доу цай что это

Обновлено: 02.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 643
  • КНИГИ 671 308
  • СЕРИИ 25 857
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 723

Классическая драма Востока

Классический театр Индии

Театр возник в Индии в древности, достиг наивысшего своего расцвета к концу древней эпохи, в период империи Гуптов (IV–V вв.), и, просуществовав после этого еще два с половиной — три столетия, стал быстро сходить на нет.

Исчезновение театра, однако, не повлекло за собой исчезновения драмы. И в IX–X веках, когда профессиональное сценическое искусство переживало состояние глубочайшего упадка, и в последующие века, когда его уже давно не было, продолжали писаться пьесы, и притом во множестве. Правда, они теперь уже не ставились, а просто читались или в лучшем случае декламировались перед ученой публикой. Очень редко в этих поздних драмах можно обнаружить оригинальность замысла и построения, всегда так или иначе связанную с воздействием народной сцены. В подавляющем большинстве это сочинения, целиком — ив том, что касается тем, сюжетов, образов, и в том, что касается композиции, стиля и даже языка — повторяющие старую драматическую традицию. Они писались в строгом соответствии с правилами театральных учебников, нередко, видимо, в учебных целях и, во всяком случае, для того, чтобы продемонстрировать эрудицию, знание древних образцов и литературной теории и мастерство во владении сложной формой. Понятно, что такая "ученая" драма, при всем ее внешнем сходстве с ранней, по существу, не имела с ней ничего общего и значительно уступала ей в художественном отношении.

Вот почему, когда говорят о классической индийской (или, что более обычно, — о классической санскритской) драме, имеют в виду не литературную драму на санскрите вообще, но именно драму, связанную с живой театральной традицией, то есть драму эпохи древности и раннего средневековья.

В истории классической (в особенности древней) драмы до сих пор остается много неясного. Дошедший драматический материал весьма далек от полноты. Отсутствие изображений актеров в памятниках искусства и сколько-нибудь подробных описаний театральных спектаклей в литературе делает наши представления о сценической технике крайне приблизительными. Наконец, мы, как правило, ничего не знаем об авторах пьес, в частности, когда они жили, и потому хронология классической драмы неопределенна и в большинстве случаев предположительна.

Самым же сложным и неясным является вопрос о происхождении театра. Дело в том, что первоначальная — становящаяся — драма нам неизвестна. Мы знаем древнюю драму в высших ее образцах, относящихся к гуптской эпохе. Единственное исключение — пьесы Ашвагхоши, предположительно датируемые первой половиной II века, но они сохранились лишь во фрагментах, и притом столь незначительных, что составить по ним представление о догуптской драматургии невозможно. К тому же театр II века уже далеко ушел от своих истоков. За это говорит, во-первых, структурная близость пьес Ашвагхоши к драме гуптской эпохи (то же оформление текста, включающее пролог, деление на акты и заключительное благословение, то же сочетание стихов и прозы, тот же набор ролей и т. д.), а во-вторых, появление в это время (или несколько позднее — в начале III в.) специального трактата "Натьяшастра" ("Наставление в театральном искусстве"), излагающего правила актерской игры, постановки спектакля и составления драматических произведений. Ясно, что при таком положении вопрос о происхождении драмы может решаться только гипотетически и в самом общем смысле.

Попытки определить генезис индийского театра предпринимались неоднократно. В XIX веке было распространено мнение (очень скоро, правда, отвергнутое) о том, что драматическое искусство было заимствовано индийцами у греков. Позднее стали выдвигаться различные предположения о генетической связи театра с более древними действами, развившимися в самой Индии. Однако сведений о подобных действах почти не сохранилось, и ни одна из предложенных до сих пор теорий не обладает поэтому достаточной степенью доказательности.

В настоящее время наиболее вероятным представляется происхождение театра из двух зрелищных форм — культовой мистерии и импровизационного смехового представления, возникшего также на почве культовых празднеств. Относительно первого из этих истоков мы располагаем интересным свидетельством "Натьяшастры". Отраженная здесь традиция связывает начало театра с представлениями, созданными якобы самим богом Брахмой и разыгрывавшимися на празднике Индры.

В этих представлениях изображалась победоносная борьба богов с асурами (демонами). Хотя нигде, кроме "Натьяшастры", упоминаний об индраитских мистериях пока не обнаружено, они представляются весьма вероятными, исходя и из мифологии Индры, и из характера праздника, безусловно, связанного с ритуалом плодородия.

Индра — бог-громовержец, податель жизненных благ, которые он постоянно отвоевывает в героических сражениях у демонических чудовищ. Культ его очень древний. Он играл важную роль в ведийскую эпоху и сохранил свое значение и позже в системе раннего индуизма. Формы культа на протяжении веков, конечно, менялись, и праздник в честь Индры, хорошо известный нам не только по "Натьяшастре", но и по другим источникам, возник, вероятно, уже в послеведийский период. Судя по описаниям, он входил в число крупнейших североиндийских культовых празднеств. Справляли его в сезон дождей. Праздничные обряды призваны были обеспечить плодородие, всеобщее процветание и победы над врагами.

Центральным событием праздника являлось воздвижение на площади привезенного из леса и нарядно украшенного дерева, которое символизировало знамя Индры и отождествлялось также и с самим богом. По прошествии пяти-шести дней дерево торжественно опускалось и топилось в реке, дабы передать земле и воде заключенную в нем растительную силу. Победе животворящих сил в природе должна была способствовать и вся игровая сторона праздника. Сюда входили, по-видимому, упомянутые в "Натьяшастре" мистериальные действа (о борьбе Индры и возглавляемых им богов с демонами), а также многочисленные увеселительные представления, о которых мы знаем по другим сочинениям.

В ряде описаний праздника Индры говорится, что в это время происходили состязания борцов, выступления музыкантов, фокусников, канатоходцев. Здесь же показывали свое искусство и народные забавники, именовавшиеся натами (термин "ната" в дальнейшем становится обозначением профессионального актера). Упоминания об этих забавниках неоднократно встречаются в литературе второй половины I тыс. до н. э. Судя по всему, наты выступали одновременно как плясуны, музыканты, жонглеры и, надо полагать, также как актеры, увеселявшие публику небольшими фарсовыми сценками, в которых использовался импровизированный текст и разнообразные буффонные трюки.

Во взаимодействии смехового и мистериального представлений и рождался театр. Как именно это происходило, мы, конечно, не знаем. Но главным здесь должно было быть высвобождение драматического действа из сферы культа, постепенное приобретение им самодовлеющего характера, даже при сохранении определенной религиозной функции. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование зрелищной стороны представления, расширение его сюжетной основы (скажем, использование мифов, лежащих на стыке или даже за пределами индраитского мифического цикла) и, наконец, возрастание роли словесного текста.

Древняя мистерия, именно потому, что она строилась как сцепа битвы, сражения, должна была представлять собой — во всяком случае, по преимуществу — танцевально-пантомимическое действо. Характерно, что "Натьяшастра", описывая "первый" спектакль, постоянно именует исполнителей танцорами.

Если в мистерии на ранних этапах и существовал текст, то это скорее всего был текст священный (может быть, фрагменты ведийских гимновых песнопений). Расширение же круга мистериальных сюжетов вело к появлению наряду с танцевальными сценами также и таких, в которых слово было уже необходимым компонентом действия (в отличие от, в сущности, внеположного ему торжественного песнопения). Одновременно с этим должны были возникнуть и новые требования к исполнителям. Можно думать, что на начальном этапе мистерии разыгрывались профессиональными исполнителями ритуальных танцев.

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран запись закреплена
Чайный чайник

Борьба длиной в 500 лет

История старого семейства китайского фарфора со сложной и прекрасной техникой росписи

Большой интересный текст Время чтения ~8 минут

На первом снимке, сопровождающем эту статью - знаменитая "chiken cup" - фарфоровая чашка с изображёнными на ней петухом и циплятами. Знаменитый предмет из не менее знаменитой коллекции - Мэй Инь Тан.

🐤

Про миллионеров и цыплят

🐔

С тех пор среди чайных любителей в широком ходу появились реплики "куриной чашки". Цены на эти реплики не сопоставимы с оригиналом, их можно приобрести за $25-100. Так что у любого желающего есть возможность пить чай аки император Чэнхуа - именно периодом его правления (1465 - 1487) датируют создание оригинальных чашек.

Темой статьи я, однако, выбрал не столько чашку (на эту тему информации в избытке), сколько технику росписи, в которой чашка выполнена. Техника эта имеет богатую историю и большое количество особенностей изготовления, про которые интересно будет узнать. Не всё же делать вид, что твоя реплика как бы оригинал. Британский музей, например, не делает, у них, хоть и старая, но реплика: www.britishmuseum.org/research/collection_online/coll... А делая вид, следует помнить, что печать Чэнхуа считается одной из самых воспроизводимых за всю историю китайского фарфора. Так или иначе, оригинал в руках или нет, владельцам "куриных чашек" следует помнить, что они пьют чай из посуды, представляющей славное семейство Доуцай.

🌺

Борьба цветов

Китайское название Доу Цай (斗彩) можно буквально перевести как "борющиеся цвета", но по смыслу уместнее назвать это "слиянием цветов". Этим названием обозначается техника росписи фарфора, сочетающая элементы подглазурной и надглазурной роасписи, а также разнотемпературный обжиг. Считается, что появилась доуцай в XV веке, при династии Мин. Будучи изобретённой в период правления императора Сюаньдэ (1426-1435), широкое распространение техника получила при императоре Чэнхуа (1465-1487). Наиболее часто изделия этого вида отмечены голубой печатью, составленной из шести иероглифов "大明成化年制" - "Произведено в пириод Чэнхуа, Великая Мин".

✍🏻

Доуцай предполагает сложную двух-этапную роспись посуды. Сначала на необожжённую поверхность изделия наносится узор-контур, который затем покрывается глазурью и обжигается. В результате получается классическая бело-синяя композиция с большим объёмом белых участков. Следующим шагом на обожжённую поверхность наносится основной рисунок, дополняющий кобальтовый (синий) контур и заполняющий пустые участки. Используются красные, жёлтые и зелёные эмали. Следует повторный обжиг, изделие готово. В конце XV века техника получила широкое распространение, став нарицательным понятием.На одном из местных диалектов в Цзиндэчжэнь, центре фарфорового производства в провинции Цзянсу, "доуцай" означает "с обеих сторон" (под и над глазурью).

☝

Подглазурное нанесение синего цвета стало в своё время техническим решением проблемы, которая выражалась в отсутствии подходящей эмали синего цвета, подходившей бы для надглазурного нанесения. В то время, как и сейчас, синий цвет получали с помощью кобальта - его подглазурное нанесение давало хороший результат при высокотемпературном обжиге. Поэтому бело-синяя посуда имела такое широкое распространение.
При этом надглазурное нанесение кобальта было неэффективным - на высоких температурах цвет "уходил". Красный, жёлтый или зелёный цвета рисунку придавали посредством надглазурных эмалей, которые выдерживали высокотемпературный обжиг.

Производство многоцветных изделий было гораздо сложнее, чем производство сине-белого фарфора. Чтобы получить сочетание синего цвета с другими цветами палитры приходилось объединять техники подглазурного и надглазурного нанесения рисунка. Такое положение дел сохранялось десятилетиями, пока не был разработан состав синей эмали, способной сохранить цвет при обжиге на высоких температурах и подходящей для надглазурного применения. Но прошедшего времени оказалось достаточно для того, чтобы техника, комбинирующая под- и надглазурную роспись, выделилась в самостоятельную устойчивую традицию.

Керамика в стиле "доуцай" производилась в императорских фарфоровых печах Цзиндэчжэня, достигнув своего расцвета при императоре Чэнхуа. Император был любителем небольших и изящных расписных изделий из фарфора, его покровительство способствовало появлению превосходных образцов керамики, одним из которых стали заменитые "куриные чашки". В этот период изделия стали отличаться высоким качеством. Выпуск был небольшой, поэтому сохранившихся экземпляров того времени осталось очень мало.

💰

Дорогое удовольствие

Даже не имея коллекционной ценности оригинала, реплика "куриной чашки" будет стоить дорого, и для этого есть объективные причины. Дело в том, что доуцай - крайне затратная техника, каждый этап которой сопровождается большим количеством технологических процессов и повышенным риском. На этапе подглазурной росписи требуется всё мастерство художника: узор кобальтом наносится на неглазурованную пористую поверхность, быстро впитывающую наносимый краситель. Удалить краску с поверхности уже нельзя - любое неточное движение приводит к браку. Далее следует высокотемпературный обжиг (~1300 градусов) и нанесение рисунка эмалями. Здесь снова необходима точность, чтобы надглазурный и подглазурный узор составили единую композиции. Затем производится ещё один обжиг при температуре 800 градусов. Двойной обжиг значительно повышает вероятность порчи изделий.

Таким образом изготовление одного предмета в технике доуцай по объёму затраченных усилий, времени и мастерства можно приравнять к изготовлению нескольких предметов бело-синего семейства или расписанных разноцветными эмалями без использования синего цвета. Учитывая несовершенство технологий гончарного производства в конце XV века, изделия в стиле доуцай можно было назвать настоящим сокровищем.

🌿

Возрождение техники

🍂

По причине дороговизны и трудоёмкости процесса, доуцай быстро потеряла популярность, когда был разработан состав синей эмали, способной выдержать высокотемпературный обжиг без потери цвета. Доуцай жила, пока жил её августейший покровитель - император. С окончанием правления Чэнхуа совпадает и резкий спад популярности техники "борющихся цветов". Сложная и прекрасная, доуцай ушла в тень почти на сто лет, а общее качество фарфора снизилось до уровня середины XV века.

Перемены произошли только в XVII веке. В период императора Ваньли (1572-1620) фарфор "объединяющихся цветов" снова привлекает внимание. Керамика периода Чэнхуа ценится очень высоко, а сам период называют периодом самого прекрасного китайского фарфора. Такое положение дел способствует появлению тенденции к постепенному возрождению доуцай. При династии Цин, в период правления императора Юнчжэна (1723-1735) производятся высококачественные реплики на керамику периода Чэнхуа. Наиболее широко воспроизводятся "куриные чашки" (одна из таких хранится в Британском музее).

К середине XVIII века фарфор периода Чэнхуа становится частью культурного наследия: о нём упоминается в одном из четырёх классических романов на китайском языке, "Сон в красном тереме", а также в поэзии императора Цяньлуна. Также превосходные образцы фарфора этого типа производятся в первые десятилетия ХХ века.

В современном мире производство фарфора в технике доуцай связано с меньшими рисками, чем 500 лет назад, но по-преждему остаётся более дорогостоящим и длительным, чем производство фарфора с одним циклом обжига. "Куриные чашки" можно встретить на любом рынке, цены на них разнятся. При большом желании можно найти почти точную копию чашки, проданной на аукционе в 2014 году, а можно взять что-то, "близко похожее", с похожей композицией, но немного отличающимися цветами и компоновкой элементов. Также встречаются блюдца, вазы и чайники "на тему", а также широкое разнообразие предметов, просто качественно выполненных по технологии росписи комбинированного типа.

Но настоящую ценность представляют для коллекционеров изделия периода Даогуан и старше. В музеях мира представлены разнообразные предметы времён Цяньлуна, Юнчжэна, Ваньли и Чэнхуа, а ценители прекрасного не перестают восхищаться искусными произведениями китайских мастеров, через века пронёсших такую непростую и такую красивую технику росписи.

Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

декор — аркатура, доу цай, каннелюра Словарь русских синонимов. декор сущ., кол во синонимов: 3 • аркатура (1) • доу ца … Словарь синонимов

Фарфор — (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Ф. обладает высокой механической прочностью, термической и химической… … Большая советская энциклопедия

Фарфор — (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV VI вв.: вытянутые стройные сосуды с… … Художественная энциклопедия

Китай — Китайская Народная Республика, социалистическое государство в Восточной и Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Китая восходят к 3 му тысячелетию до н. э. Сохранились остатки обнесённых рвами неолитических… … Художественная энциклопедия

Список изобретений, сделанных в Китае — Колесница с зонтом в упряжке из четырёх лошадей из терракотовой армии … Википедия

КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

Китай государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Китай, государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

На нашем сайте Вы найдете значение "Доу-цай" в словаре Словарь синонимов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Доу-цай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа

Угадайте следующее слово, по смыслу схожее с нижеприведенными

Введите следующее слово: 7 букв


Добрый день, меня зовут Степан. Нас заинтересовал Ваш сайт. Мы хотели бы с вами поработать на взаимовыгодных условиях. К примеру мы бы хотели разместить статью или новость на вашем сайте про наш сайт. Скажите это возможно? Какие еще варианты у вас ес..


Добрый день, меня зовут Ирина. Нас заинтересовал Ваш сайт. Мы хотели бы с вами поработать на взаимовыгодных условиях. К примеру мы бы хотели разместить статью или новость на вашем сайте про наш сайт. Скажите это возможно? Какие еще варианты у вас ест..

Читайте также: