Достойны ли люди подобные акакию акакиевичу пренебрежения и унижений ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

  1. Иллюстрации к произведению.
  2. Кроссворд (сетка);
  3. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;

1. Организационный этап. Приветствие.

2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.

-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

- А как должно быть в жизни?

Но вас, наверное, удивило название урока. Многие удивились, почему с днем рождения? Ведь сейчас январь, а день рождения Акакия Акакиевича. Когда? Но я думаю, что нет ничего страшного в том, что мы поздравим нашего героя заранее. Итак, как вы ответили, Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем день рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

3 . Этап усвоения новых знаний.

1. Проверка знаний текста. Отгадывание кроссворда.

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

2. Аналитическая работа с текстом повести:

А теперь обратимся к самой повести.

(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)

- Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

- В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

- Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников. )

- Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

3. Элемент драматической постановки:

- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

- Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

- Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

- Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

4. Этап закрепления новых знаний.

Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. ( Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

2. Элемент драматической постановки:

- Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?

- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича?

- “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

- Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

- Что унесете вы сегодня с собой с урока?

- Над чем задумались?

3. Заключительное слово учителя:

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

5.Рефлексия. Заполнение карточки. Самооценка.

  • Доволен ли тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Достойны ли люди подобные акакию акакиевичу пренебрежения и унижения?

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Акакий Акакиевич персонаж довольно жалкий, ведь мало того, что он имел низкий социальный статус и подвергался унижениям, так и ко всему прочему он не делал ничего, чтобы изменить свою жизнь. Гоголь полностью вкладывает понятие "маленький человек" в этого персонажа, на которого давит жестокое общество. Безусловно, люди, имеющие сходства с Акакием Акакиевичем, не достойны унижений. Таких людей можно разве что и попытаться им, вместо того, чтобы становиться очередным человеком, который будет глумиться над их проблемами и недостатками.

Ответ

1) Башмачкин проявляет свой ​​характер чтобы вернуть утраченную шинель, до этого момента он был бесхарактерным человеком, который не мог даже постоять за себя, но шинель была ему столь дорогой, что он решил любой ценой ее вернуть.

2) Акакий Акакиевич Башмачкин производил впечатление слабого, беззащитного перед обществом человека. В его ситуации хэппи-энды бывают редко, если вообще бывают.

5) Повесть учит милосердию и пониманию.Ведь, в конце концов, каждый человек имеет право на счастье.А это жестокий мир часто отбирает это счастье, часто несправедлив к обычным "маленьким" людям. Но это только моё мнение.

6) Акакий Акакиевич персонаж довольно жалкий, ведь мало того, что он имел низкий социальный статус и подвергался унижениям, так и ко всему прочему он не делал ничего, чтобы изменить свою жизнь. Гоголь полностью вкладывает понятие "маленький человек" в этого персонажа, на которого давит жестокое общество. Безусловно, люди, имеющие сходства с Акакием Акакиевичем, не достойны унижений. Таких людей можно разве что и попытаться им, вместо того, чтобы становиться очередным человеком, который будет глумиться над их проблемами и недостатками.

Ответ

Читайте также: