Дошкольное образование как структурный компонент образовательной системы россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

- возможность посещения образовательного учреждения;

- создание условий для образовательной деятельности;

- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2001. № 10, с. 2-6)

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

- Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

- Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

- Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

В ст. 8 Закона РФ "Об образовании" дается понятие "система образования"– совокупность следующих взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности (в этом отношении дошкольные образовательные учреждения, реализуя общеобразовательную программу, работают по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, а также но комплексным и парциальным программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста);

2) сети реализующих их образовательных учреждений (они могут быть автономными, казенными или бюджетными, различаются по типам и видам).

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа – казенные, автономные и бюджетные учреждения.

По сути статус казенного учреждения являет собой статус ныне действующих бюджетных учреждений. Казенное учреждение – это государственное (муниципальные) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение полностью зависит от учредителя, не вправе выступать учредителем юридических лиц, не имеет права получать кредиты и займы, приобретать ценные бумаги.

Предусматривается предоставить большую самостоятельность образовательным учреждениям путем смены типа учреждения с бюджетного на автономное. Остановимся на этих типах подробнее. Общим является то, что и бюджетные, и автономные учреждения финансируются за счет субсидий и субвенций. Отличаются они степенью самостоятельности от учредителя, некоторыми дополнительными правами в сфере финансовых операций.

Бюджетным учреждением теперь признается некоммерческая организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Имущество бюджетного учреждения, как и казенного, закрепляется за ним на праве самостоятельного распоряжения, при этом принадлежит государству. Финансовое обеспечение выполнения задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Российской Федерации. Бюджетному учреждению разрешено вести предпринимательскую (приносящую доход) деятельность постольку, поскольку это послужит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что это закреплено в учредительных документах.

Для автономного учреждения существует ряд отличий в механизме управления и распоряжения средствами от доходной деятельности. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Финансируется автономное учреждение посредством субсидий и субвенций и оказывает услуги частично за плату или бесплатно. Имущество автономной организации закрепляется за ним также на праве самостоятельного распоряжения. У подобного типа учреждения существуют ограничения но ведению деятельности, приносящей доход, которые зафиксированы в уставе учреждения.

Автономные учреждения не обязаны расходовать свои средства в соответствии с бюджетной сметой и совершать сделки путем размещения государственных заказов. При этом сохраняется обязанность целевого использования бюджетных субвенций и субсидий, как и финансовый контроль над использованием денежных средств. Однако внебюджетные доходы могут использоваться свободно. Автономное учреждение вправе открывать в установленном порядке счета в кредитных организациях и получать займы, в отличие от казенных и бюджетных учреждений, которые имеют лицевые счета в казначействе и не вправе открывать других счетов. Кроме того, автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя создавать юридические лица для более эффективного осуществления деятельности. В учреждении этого типа создается дополнительный орган, контролирующий деятельность руководителя, – наблюдательный совет. В пего входят члены органов власти и соответствующего учреждения, руководитель которого имеет в нем совещательную роль. Для бюджетных учреждений такие правила не установлены.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им ради достижения целей, для которых оно создано. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества, в отличие от права бюджетных организаций публично размещать такую информацию. Для улучшения бухгалтерского учета автономное учреждение обязано проводить ежегодный аудит.

Таким образом, образовательным учреждениям, которые не нашли возможность привлекать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными и казенными. Но необходимо учитывать, что большая свобода действий требует от руководителей хороших навыков, умений и соответственно, ответственности. Но это не означает, что объем финансирования может быть урезан на основании изменения типа учреждения с бюджетного на автономное, требования к финансированию остаются одинаковыми. В целом, цель закона – упростить процесс расходования средств от приносящей доход деятельности для бюджетных учреждений. Однако решение о смене типа учреждения требует детального рассмотрения: оно принимается не только руководителем, но и учредителем. Тем не менее, новый тип учреждений востребован, так как система бюджетных учреждений была сформирована в иной экономической реальности и отражает новые финансово-управленческие принципы функционирования и развития дошкольного образования.

Это меняет подход к определению цели функционирования современных ДОУ как выполнения общественного заказа на реализацию образовательных услуг, связанных с развитием,воспитанием и обучением детей дошкольного возраста.

Выделяют следующие задачи функционирования современных ДОУ:

– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

– воспитание с учетом возрастных категорий детей любви к семье, окружающей природе и Родине, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

– взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

При этом имеется специфика решения данных задач в зависимости от вида ДОУ.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении изменен принципиальный подход к определению видов ДОУ. В качестве основной структурной единицы выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность – общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 ч), укороченного (10 ч), продленного (14 ч) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 ч) пребывания.

В группах общеразвивающей направленности осуществляются обучение и воспитание в соответствии с образовательной программой учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. Такие группы ориентированы на дошкольное образование детей, а также проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур.

В группах комбинированной направленности реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. В связи с этим установлены нормативы предельной наполняемости комбинированных групп в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

С учетом направленности групп и возраста детей будут различаться восемь видов ДОУ:

– детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

– детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

– детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

– детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

– детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

– детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

– детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательноречевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

– центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательноречевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Таким образом, помимо шести видов ДОУ, ставших уже традиционными, вводятся два новых вида – детский сад для детей раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет);

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций:

Министерство образования и науки РФ отвечает за формирование и осуществление федеральной политики в области образования; правовое регулирование отношений в области образования, разработку и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях и др. (федеральный уровень);

– органы управления образованием субъектов Российской Федерации – за определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, разработку и реализацию целевых программ и др. (они могут быть регионального и муниципального (городского и окружного) уровней).

Кроме того, в действующем Законе РФ "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, в котором имеют право участвовать работники образовательных учреждений, обучающиеся и их родители. Как следствие, система государственно-общественного управления образованием включает всех участников образовательного процесса, органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. К ним относятся попечительские советы, родительские комитеты и советы руководителей различных видов образовательных учреждений, методические сообщества (традиционные формы), а также медико-педагогические комиссии, грантовые комиссии, советы по инновациям, координационные советы, управляющие советы (нетрадиционные формы) и др.

Что представляет собой система дошкольного образования в РФ?

С 1 сентября 2013 г. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования в РФ. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности, приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получении профессионального образования. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования.

В чем особенности деятельности ДОО?

Деятельность ДОО регулируется:

ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014).

ДОО обеспечивает получение детьми дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за воспитанниками. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДО и составляют период от 2 месяцев до 7-8 лет.

Образовательная деятельность по реализации содержания основных образовательных программ дошкольного образования в детском саду осуществляется в группах. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация только основной образовательной программы ДО.

В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная образовательная программа ДО для детей с ограниченными возможностями с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Также существуют группы комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ООП ДО, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи ДО (закон Об образовании в РФ):

- Формирование общей культуры дошкольников

- развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств

- формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Когда и как появились образовательные программы для детских садов?

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Образовательная программа — это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Каковы требования стандарта к условиям реализации основной образовательной программы ДО?

Требования к реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая формирование образовательной среды, которая:

  1. Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей
  2. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей
  3. Способствует профессиональному развитию педагогических работников
  4. Создает условия для развивающего вариативного ДО
  5. Обеспечивает открытость ДО
  6. Создает условия для участия родителей.

Общеобразовательные программы ДО.

Преемственность дошкольного и начального образования.

Преемственность может быть рассмотрена по следующим направлениям:

— преемственность в содержании образовательного процесса;

— преемственность в методах и формах образовательного процесса, условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.

Как реализуется преемственность в методах и формах образовательного процесса?

Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного условия знаний и умений, умственных способностей детей, субъектной позиции в детских видах деятельности, творческой активности детей как на ступени дошкольного, так и на ступени начального образования. В старших группах детского сада широко используются игровые технологии обучения, проблемно-поисковые методы, проектный метод. Это обеспечивает освоение детьми сложных форм взаимодействия со сверстниками и взрослым, составляет основу преемственности в методах и формах обучения.

На ступенях дошкольного и начального образования прослеживается единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, организации творческих дел, посильного участия в социальных проектах и акциях, праздниках, экскурсиях, путешествиях. Таким образом, преемственность дошкольного и начального образования обеспечивает непрерывное, целостное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Приоритетные задачи обновления системы ДО:

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг ДО детей

- модернизация образовательных программ в системе ДО детей, направленная на достижение современного качества результатов образования и социализации

- создание современной системы оценки качества ДО на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия

- модернизация материально-технического обеспечения системы ДО, техническое оснащение детских садов высокотехнологическим оборудованием и компьютерной техникой

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми.

Значимость

Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования.

Правовое регулирование ДО в РФ

дошкольное образование в россии

Основные задачи дошкольного образования

Основными задачами ФГОС ДО определяет:

  1. Охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии.
  2. Сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.
  3. Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.
  4. Формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.
  5. Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.
  6. Обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей).
  7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.

Система дошкольного воспитания в РФ

Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в ДОУ (детских образовательных учреждениях), но это не единственные компоненты системы. Еще есть городские и областные Управления дошкольного образования.

программы дошкольного образования

Сегодня в РФ насчитывается более 45 тыс. ДОУ. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения. Более подробно об учреждениях ДО, принципах и программах дошкольного воспитания будет рассказано далее.

Характерные черты

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.

Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.

детский сад

Предполагаемые результаты реализации госполитики

Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:

  1. Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
  2. Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
  3. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
  4. Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
  5. Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
  6. Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства – расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.

управление дошкольного образования

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

  1. Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
  2. Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
  3. ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
  4. Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
  5. Центры дошкольного развития. Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Принципы воспитательно-образовательного процесса

Основными принципами дошкольного образования в России являются:

  • всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям;
  • решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников;
  • взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
  • максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно реализовывать только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.

современное дошкольное образование

Направления развития ребенка в ДОУ

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Порядок работы дошкольных учреждений

Количество детей в группах определяется заведующим ДОУ (исходя из предельной наполняемости). В группах для детей от двух месяцев до года должно быть максимум 10 воспитанников, от года до трех – 15, от трех до семи – 20 детей.

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

государственное дошкольное образование

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Проблемы дошкольного образования в РФ

Дошкольное образование в России (несмотря на все действия государства в этом направлении) является недоступным для значительной части населения. Так, в группы набирают больше детей, чем допустимо; образовательные программы готовят воспитанников к школе, а не отдают предпочтение играм; нормы пожарной безопасности и санстанции превращают ДОУ в стерильные, безликие боксы. Частично проблемы могут решить частные детские сады.

Также для дошкольного образования в России характерен недостаток педагогических кадров. На данный момент во многих ДОУ работают люди, которые подготовлены по устаревшей модели или вообще не имеющие педагогической подготовки. Социальный статус профессии остается низким, уровень зарплат педагогических работников – недостаточным.

организация дошкольного образования

Основные направления развития системы

Цели развития дошкольного образования связаны с проблемами российского общества. Так, стратегические цели образования включают:

  1. Введение современных образовательных программ.
  2. Переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ДОУ.
  3. Демократизацию образования.
  4. Сохранение и укрепление единства образовательного пространства.
  5. Подготовку и переподготовку педагогических кадров.
  6. Реформу управления образования и так далее.

Перспектива реформирования ДО вселяет надежду на положительные изменения в данной сфере.

Читайте также: