Дошкольное образование как система кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия ин­дивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), исполь­зуя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, уви­деть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значи­тельной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к позна­нию в условиях школьного обучения.

В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они за­частую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.

Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подго­тавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.

Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

как предмет изучения;

как средство обучения;

как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения непосредственно образовательной деятельности; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая непосредственно образовательную деятельность с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки группы, методическую цель НОД, тип НОД, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Дошкольное образование, как составная часть , играет важную роль, так как в его рамках выявляются качества и особенно­сти ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе.

Соломенникова О. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2006. – 208с.

В педагогике современности понятие образование рассматривается как процесс и результат, делающий возможным приобщение человека к различным познаниям об окружающей действительности, нравственных ценностях, социальному и общественному опыту, накапливающемуся поколениями.

Система дошкольного образования

Если разбираться в том, что такое дошкольное образование, можно включить в него и процесс воспитания, обучения, а также развития детей от 2 месяцев до 7 лет. В то же время осуществляется присмотр за детьми, уход и их оздоровление.

Базовые принципы образования дошкольного уровня

Понятие дошкольного образования также подразумевает наличие определенных принципов его осуществления, к которым относятся:

  • Обеспечение для ребенка полноценного проживания всех этапов детства.
  • Деятельность образовательного направления планируется и реализуется в соответствии с индивидуальными особенностями личности, поощряется активность учащихся в процессе выбора содержания образования.
  • Организация сотрудничества между взрослыми и воспитанниками дошкольного возраста.
  • Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.
  • Ознакомление дошкольников с нормами социокультурной жизни, традициями семьи и народа, обычаями родного государства.
  • Оказание содействия в формировании познавательного интереса и действий при организации разнообразных видов деятельности.
  • Поддержание принципа соответствия. Когда реализация всех аспектов дошкольного обучения происходит соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Таким образом, принципы дошкольной образовательной системы направлены на обеспечения лучших условий жизни и развития ребенка и полностью ориентированы на его потребности в полноценном воспитании.

Основные цели и задачи образования дошкольного уровня

Дошкольное образование – первое звено современной образовательной системы и основной его целью является обеспечение всестороннего развития дошкольника.

В качестве базовых задач образования дошкольников определяют:

  • Организация безопасности жизни и здоровья, физического развития детей.
  • Реализация всестороннего развития детей.
  • Осуществление коррекционно-развивающего обучения.
  • Организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

Требования к дошкольному образованию

Требования к дошкольному образованию определяют его успешность. Среди базовых выделяют следующие:

  • Исчерпывающий уровень сформированности навыков чтения, выполнения вычислительных, графических действий.
  • Понимание сути учебной задачи и ее осознание.
  • Умения слушать, запоминать, наблюдать.
  • Навыки социальной коммуникации.
  • Высокий уровень самооценки и самоконтроля.

На сегодняшний день дошкольное образование не является обязательным, однако подчеркивается его важная роль в личностном, интеллектуальном, физическом, эмоциональном, коммуникативном развитии ребенка.

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми.

Значимость

Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования.

Правовое регулирование ДО в РФ

дошкольное образование в россии

Основные задачи дошкольного образования

Основными задачами ФГОС ДО определяет:

  1. Охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии.
  2. Сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.
  3. Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.
  4. Формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.
  5. Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.
  6. Обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей).
  7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.

Система дошкольного воспитания в РФ

Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в ДОУ (детских образовательных учреждениях), но это не единственные компоненты системы. Еще есть городские и областные Управления дошкольного образования.

программы дошкольного образования

Сегодня в РФ насчитывается более 45 тыс. ДОУ. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения. Более подробно об учреждениях ДО, принципах и программах дошкольного воспитания будет рассказано далее.

Характерные черты

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.

Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.

детский сад

Предполагаемые результаты реализации госполитики

Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:

  1. Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
  2. Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
  3. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
  4. Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
  5. Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
  6. Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства – расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.

управление дошкольного образования

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

  1. Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
  2. Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
  3. ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
  4. Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
  5. Центры дошкольного развития. Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Принципы воспитательно-образовательного процесса

Основными принципами дошкольного образования в России являются:

  • всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям;
  • решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников;
  • взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
  • максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно реализовывать только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.

современное дошкольное образование

Направления развития ребенка в ДОУ

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Порядок работы дошкольных учреждений

Количество детей в группах определяется заведующим ДОУ (исходя из предельной наполняемости). В группах для детей от двух месяцев до года должно быть максимум 10 воспитанников, от года до трех – 15, от трех до семи – 20 детей.

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

государственное дошкольное образование

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Проблемы дошкольного образования в РФ

Дошкольное образование в России (несмотря на все действия государства в этом направлении) является недоступным для значительной части населения. Так, в группы набирают больше детей, чем допустимо; образовательные программы готовят воспитанников к школе, а не отдают предпочтение играм; нормы пожарной безопасности и санстанции превращают ДОУ в стерильные, безликие боксы. Частично проблемы могут решить частные детские сады.

Также для дошкольного образования в России характерен недостаток педагогических кадров. На данный момент во многих ДОУ работают люди, которые подготовлены по устаревшей модели или вообще не имеющие педагогической подготовки. Социальный статус профессии остается низким, уровень зарплат педагогических работников – недостаточным.

организация дошкольного образования

Основные направления развития системы

Цели развития дошкольного образования связаны с проблемами российского общества. Так, стратегические цели образования включают:

  1. Введение современных образовательных программ.
  2. Переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ДОУ.
  3. Демократизацию образования.
  4. Сохранение и укрепление единства образовательного пространства.
  5. Подготовку и переподготовку педагогических кадров.
  6. Реформу управления образования и так далее.

Перспектива реформирования ДО вселяет надежду на положительные изменения в данной сфере.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – социально-педагогическая, открытая, динамическая и самоуправляемая система, основой целью которой является процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Понятие и компоненты ДОУ как образовательной системы

Образование – это целенаправленный и непрерывный процесс воспитания и обучения, состоящий из ряда последовательных ступеней, на каждой из которых осуществляют свою деятельность различные виды и типы образовательных учреждений.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Система дошкольного образования, в основном представлена государственными и частными дошкольными образовательными учреждениями.

ДОУ как система – это сложное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов.

К элементам образовательной системы ДОУ относятся:

Задачи и функции ДОУ

Основными задачами, стоящими перед ДОУ как образовательной системой являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • осуществление подготовки детей к обучению в школе;
  • сохранение и укрепление физического здоровья ребенка, формирование у него положительного отношения к занятиям физической культуры и ЗОЖ;
  • сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников;
  • создание условий, необходимых для комфортного пребывания детей в детском саду, их эмоционального благополучия;
  • создание условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка, его творческого потенциала, удовлетворения потребностей в знаниях, согласно возрастным и психологическим особенностям;
  • организация работы, направленной на формирование у воспитанников навыков, необходимых для успешной социализации;
  • осуществление взаимодействия с семьями воспитанников, по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Образовательное пространство ДОУ должно способствовать свободному, полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Функции ДОУ, направленные на реализацию поставленных задач:

  1. Материально-техническое обеспечение педагогического процесса необходимым оборудованием и материалами, согласно установленным нормам и требованиям.
  2. Рациональное построение режима дня. Режим дня должен быть гибким, учитывать возрастные особенности детей, время года и т.д., то есть создавать благоприятные и комфортные условия для пребывания детей в детском саду и для их развития.
  3. Осуществление подбора кадров, и расстановка их в соответствии с уровнем квалификации.
  4. Использование эффективных и актуальных методик и технологий реализации педагогического процесса.
  5. Построение воспитательно-образовательного процесса согласно учебным программам, которые разрабатываются непосредственно в рамках ДОУ, исходя из особенностей и потребностей воспитанников, а также возможностей детского сада.
  6. Осуществление эффективного управления деятельностью ДОУ (распределение должностных обязанностей, установление структуры управления, установление размера оплаты труда, доплат, надбавок, разработка Устава и иных локальных актов ДОУ и т.д.).
  7. Организация и реализация педагогического процесса в соответствии с законодательством, Уставом и лицензией ДОУ.
  8. Создание необходимых условий для медицинского обслуживания детей и организации питания детей в ДОУ.
  9. Осуществление внутреннего мониторинга качества реализуемых программ обучения, то есть качества предоставляемых образовательных услуг.
  10. Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом ДОУ.

ФГОС дошкольного образования

Основная цель ФГОС: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

  • обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, реализуемых детскими садами;
  • возможность разработки и внедрения авторских программ воспитания и обучения детей в рамках конкретного ДОУ;
  • формирование оптимальной социокультурной среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Предметом ФГОС является регулирование взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Во время разработки стандарта были учтены образовательные потребности детей дошкольного возраста, а также детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.

Читайте также: