Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности в начальной школе литературное чтение

Обновлено: 04.07.2024

ПУУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

КУУД: самостоятельно формулировать ответы на вопросы; учиться вступать в диалог умение высказывать свое предположение.
РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и определение своей деятельности.
Личностные: смыслообразование; сотрудничество; проявлять дисциплинированност достижении поставленных целей.

Этап\метод работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый

Сегодня мы с вами об этом и поговорим

Ваша задача разделится на две группы

Делятся на группы, составления планы работы

1.Группа ищет информацию о пользе сахара

2.Группа ищет информацию о вреде сахара.

Делимся на группы способом жеребьевки

Выбирают представителей (командиров) от каждой команды

Напомним правила работы в группе.

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы .

1.Изучение информации в информационных источниках.

2.Сжатие информации до необходимой

-О сахаре и его пользе

Делятся на группы

Составляю план работы

Повторяют правила работы в группе

Составляют план работы

Исследовательский

Начало работы над изучением информации. Учитель объясняет этапы работы

1.Прочитать в группе текст

2.Выделяют основные моменты

3.выписывают основные моменты на бумагу

Учащиеся изучаю литературу

Проектируемый

Продолжаю работу по сознанию продукта. Учитель помогает возможное иллюстрирования работы

Предлагает детям разделить обязанности работы.

сахар обеспечивает нормальную работу мозга;

поднимает настроение (любители сладенького знают, что съел конфетку или шоколадку и всё отлично, всё кажется не таким уж серым);

сахар очень полезен для печени и селезенки (глюкоза становиться барьером между печенью и вредными токсинами);

нехватка сахара в организме может стать причиной головокружения, раздражительности и сильных головных болей;

любители сладенького меньше болеют артритом и артрозом.

Дети самостоятельно определяю обязанности в группе. Они могут выполнять все задания вместе или разделится на подгруппы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника: Рябова Яна Николаевна.

Предмет: литературное чтение.

Тема проекта: устное народное творчество.

Исследуемый объект: устное народное творчество русского народа.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Предметные: учащиеся научатся приводить примеры произведений разной тематики по изученному материалу, самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, учитывать разные мнения, строить понятные для партнёров высказывания.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

0 Этап. Знакомство.

Позитивный настрой на исследовательскую деятельность на внеурочном занятии.

Позитивный настрой на исследовательскую деятельность на внеурочном занятии.

I Этап. Исследование понятий на тему устного народного творчества.

Направление на определение темы исследования, цели, объекта, продукта. Постановка проблемы исследования и выбор путей ее решения.

Записи в опорных листах исследования по заданным определениям.

II Этап. Исследование отличительных признаков произведений устного народного творчества.

Постановка проблемы выявления отличительных признаков произведений устного народного творчества.

Исследование отличительных признаков произведений устного народного творчества с помощью сравнения определений и интерактивных игр.

Выделение отличительных признаков произведений устного народного творчества и запись в опорных исследовательских листах.

Показ примеров мини-книг собственного сочинения учащимся. Определение рекомендаций по составлению сборников.

Определение пунктов сборника и иллюстраций к ним. Распределение поиска информации.

IV Этап. Подведение итогов. Организация выставки книг учащихся.

Возвращение к начальному этапу исследования, сравнение с поставленными целями итогов проекта.

Выводы по исследовательской деятельности на внеурочном занятии с помощью опорных листов исследования.

0 Этап. Знакомство.

Здравствуйте, учащиеся 2 класса! Я рада вас приветствовать на внеурочном мероприятии. С каким настроением вы пришли? А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Поднялось ли у вас настроение? Желаю вам продуктивной работы на нашем занятии и позитивного настроя до конца занятия!

Ребята, сегодня мы с вами будет настоящими исследователями. чем занимаются исследователи? У вас на столах лежат листы, которые вы будете заполнять в течении нашего занятия. Они помогут вам в конце занятия. В них вы будете записывать свои наблюдения и выводы, как настоящие исследователи.

I Этап. Исследование понятий на тему устного народного творчества.

Ребята, посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Соберите все облака. Прочитайте слова, которые на них написаны. Какая тема их объединяет? Знакомы ли вы уже с данными понятиями?

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Какую цель мы поставим перед собой?

А раз мы исследователи, мы должны будем определить объект исследования и его этапы. А самое главное – определиться с продуктом нашего исследования.

Что будет нашим объектом?

Я предлагаю провести наше исследование в три этапа.

Как вы думаете, что мы будем исследовать на 1 этапе?

Чему же будет посвящен 2 этап? С помощью чего мы можем отличить загадку от сказки?

Третий этап я предлагаю посвятить продукту исследования. Какой продукт мы можем изготовить собственными руками? А можем ли мы составить собственные сборники?

А теперь объединимся в пары и попробуем найти точное определение данных слов. С помощью чего мы можем найти определение?

Воспользуйтесь своими планшетами и найдите определение данных слов.

1 группа – работает по толковому словарю Ожегова.

2 группа – работает по толковому словарю Ушакова.

Не забывайте записывать свои результаты в листы. А теперь проверим, правильно ли вы справились с первым исследованием.

Игра ( SMART ) К доске выходит 1 ученик от каждой пары и сопоставляет определение и слово.

II Этап. Исследование отличительных признаков произведений устного народного творчества.

Ребята, как же мы можем отличить сказку от загадки? Считалочку от скороговорки?

В ваших опорных листах есть подсказки – вопросы, на которые вы должны ответить. В группе распределите поиск информации по вопросам и заполните своим листы.

А теперь я предлагаю проверить свои ответы.

Заполните пропуски в предложениях, основываясь на ваши листы.

Какой вывод мы может сделать? Можно ли с помощью определенных признаков отличить произведения устного народного творчества?

Вот мы с вами и дошли по последнего этапа нашего исследования – изготовления продукта проекта. Какой продукт мы будет изготавливать?

Какие материалы нам для этого понадобятся?

Какую информацию мы разместим в наших сборниках? Какие иллюстрации будут там?

Основываясь на что, вы сможете создать свои сборники?

Какую работу вы продолжите дома? Как вы можете представить свои сборники одноклассникам?

Какую работу осталось выполнить?

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ:

Я предлагаю вам прямо сейчас приступить к изготовлению сборников. У вас на столах лежат заготовки, то есть ваши будущие сборники. Вы можете уже сейчас приступить к рисованию иллюстраций и заполнению информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Метапредметные:

Коммуникативные

умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;

при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации;

умение слушать и слышать собеседника;

умение работать в группах;

умение ставить вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

умение выбирать тему проекта;

умение составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;

умение выполнять проект самостоятельно;

умение работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;

умение использовать основные и дополнительные средства;

умение оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Личностные:

стремление к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;

сформированность желания участвовать в процессе работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня.

Читает загадку: (загадка сложная, даже я не сразу догадалась, я бы взяла несколько загадок о почве и попроще и посложней, и предлагала бы их ребятам по мере уменьшения сложности, если не угадали первую, то предлагаем еще одну, более простую, а затем самую простую )

1 «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

3 «Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Отвечают на вопросы учителя – земля.

Дают ответ на загадки – почва.

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий

А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать?

Это будут ваши задачи.

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

1.3 Постановка задач

Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т.д.;

2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей.

1.4 Формулировка гипотезы

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

2. Организационный / подготовительно-планирующий

2.1 Планирование деятельности

Попробуйте ответить на вопрос:

Что уже известно, а что нет?

Теперь легко будет сформулировать:

Это будет ваш план действий.

На данном этапе вы четко должны представлять весь фронт ваших работ:

Определить источники информации;

Определить способы сбора информации и анализа информации;

Определить способы представления результатов;

Выработать критерии оценки результатов и процесса;

Разделить задачи (обязанности между членами команды)

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации проекта:

2. Провести исследование свойств почвы, записать выводы.

3. Оформить результаты проекта в стенгазету.

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование (исходим из задач и плана):

Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор), интернет-ресурсы.

Для исследования свойств почвы:

почва (земля), песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.

Для оформления стенгазеты: ватман, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, краски, кисточки, цветная бумага, картон.

3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический

3.1 Сбор необходимой информации

В проекте учитель только направляет детей и помогает им найти ответы на необходимые вопросы.

1 Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1 Что такое почва?

2 Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются?

3 Зачем нужна почва?

3.2 Проведение исследования

1 Мотивирует учеников на проведение исследования с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода), помогает сформулировать цель исследования (зачем нам нужно это исследование?), задачи (какие шаги нам нужно сделать, чтобы достичь цели?), гипотезу (предположение о том, каких результатов мы достигнем, когда проведем исследование), методы исследования.

2 Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.

3 Помогает разделиться на группы.

4 Помогает сформулировать и записать выводы.

1 Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2 Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3 Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы:

Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля), в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки.

Опыт 2: исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней.

Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка.

1 Определена цель исследования: изучить свойства почвы.

2 Поставлены задачи исследования:

- Провести опыты.

- Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой.

- Сделать выводы

- Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы.

3 Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни

4 Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение

5 Проведено исследование, сделаны выводы:

- Почва содержит кислород.

- Почва хорошо впитывает влагу.

- Почва хорошо сохраняет влагу.

6 Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных.

3.3 Формулировка выводов

1 Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица, стикеры, схемы и т.д.).

2 Помогает сформулировать общий вывод.

1 Делятся результатами и выводами.

2 Формулируют общий вывод.

ТЕМА ПРОЕКТА : профессии от А до Я.

ОБЪЕКТ: профессии

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : обеспечение условий для формирования знаний о профессиях у детей через непосредственное включение в активные формы работы

ПРОДУКТ ПРОЕКТА : стенгазета "Мир профессий".

- приобретение начального опыта знаний окр. мира для решений учебно-познавательной и учебно-практич. задач.

-освоение доступных способов изучения общества

-углубление знаний о профессиях

-умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументировать свою позицию, подтверждать аргументами и фактами

-умение выслушивать собеседника

-владение монологич. и диалогич. формой речи

-целеполагание, как постановка учеб. задачи на основе того, что уже известно, а что нет.

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

-умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

-оформление и представление полученной информации

стремление к творч. знанию познавательной зад-чи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

-умение анализировать свои действия и управлять ими

Этап Д. У. Д. у. продукт

Задача: определение методологического аппарата и методов исследования

1 часть стенгазеты: общее оформление (название)

1.1. определение актуальности, обсуждение проблемы и выбор темы проекта У. - демонстрирует небольшой фрагмент мультфильма, проводит небольшой опрос, задает наводящие вопросы:

-О чем данное видео?

О каких профессиях рассказывают в этом мультфильме?

-Какие профессии вы знаете еще?

-Кто по профессии ваши родители?

-А знаете ли вы такие профессии как орнитолог, бухгалтер, кинолог?

Прочитайте тему проекта на слайде

Определяет проблемную ситуацию

Ребята, значит, есть и те профессии, о которых мы пока не знаем

Какова же наша проблема?

Что мы можем сделать, чтобы решить нашу проблему? у- просматривают видеоролик, отвечают на вопросы У., формулируют тему проекта

о различных профессиях

пожарный, учитель, милиционер, врач, строитель

механик, художник, писатель, швея

нет, мы не знаем

Тема нашего проекта : профессии от А до Я.

Мы не знаем всех профессий

Познакомиться с профессиями, о которых мы не знаем

1.2. формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы Предлагает ученикам сформировать цель с помощью след. слов: выводит их на экран) : узнать, познакомиться, выяснить, обобщить, сравнить, создать, нарисовать, оформить, придумать, сочинить.

Постановка задач У.

1. Что нам нужно сделать сначала?

4. Что последнее? Найти. и сделать.

На свете много различных профессий и все они важны и взаимосвязаны: книги, которые мы читаем появились благодаря людям разных профессий : писатель придумал текст, лесорубы заготовили древесину, химики сделали краску, верстальщик в типографии набрал текст

Давайте сформулируем гипотезу, т. е. предположение: профессий много, каждая. Цель: познакомиться с профессиями, о которых мы не знаем

Определить последовательность действий для решения проблемы

1. определить, какие профессии существуют

2. разделиться на группы

3. изучить материалы по конкретной профессии

4. найти информацию по каждой профессии и сделать стенгазету

Гипотеза: профессий много, каждая важна и все они взаимосвязаны.

1.3. определение методов исследования Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования,

Помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие

Методы для проведения

Исследования: эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях,

интернете и т. д., ее анализ, наблюдение (описание,

1.4. деление участников на группы, определение заданий для каждой группы Ребята, сейчас вы разделитесь на 10 групп по 3 человека

Давайте распределим, кому какой группе профессия попадется. Будем тянуть жребий -каждой группе нужно будет изучить эту профессию и подготовить стенгазету с кр. рассказом об этой профессии

Задача: организация и проведение исследования 2 часть: оформление профессий

2.1. определение источников и поиск информации Напоминает ученикам, на какой вопрос о

профессиях они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников

Источники информации о профессиях :

СМИ (теле и радио- передачи, печатные издания

рассказ взрослых (родителей, педагогов)

виртуальные экскурсии на предприятия

личный опыт и наблюдения

Ребята, перед вами компьютеры, журналы и книги, где вы можете найти необходимую информацию. Выбирают наиболее подходящие источники информации.

вопросы, анализируют и обобщают информацию

Найдены и записаны

ответы на вопросы:

«Какие профессии

2.2. проведение исследования и фиксирование результатов и формулировка выводов Проводит виртуальные экскурсии на

Контролирует деятельность

учащихся, дает дополнительную информацию и задания по мере необходимости.

Какие профессии вам достались?

Просмотрите имеющиеся книги и журналы, можете найти информацию в интернете, а кому необходимо, можете распечатать информацию на принтере.

Предоставляет возможность каждой группе

Высказать полученные результаты изучения информации проведения исследования сформулировать

выводы, зафиксировать все полученные

Помогает, если это необходимо, формулировать вывод. Участвуют в экскурсии, читают книги, статьи, интернет, советуются с учителем, участниками других

групп, просматривают видеоролики, фильмы.

Выполняют исследовательскую деятельности в рамках реализации проекта, формулируют вывод:

Профессий есть огромное множество и каждая важна по- своему. Труд каждого должен быть оценен, ведь все профессии взаимосвязаны направлены на помощь людям

Задача: определение и анализ результатов проведенной работы стенгазета

3.1. презентация итогового продукта своей работы Наблюдает и оценивает роль каждого участника проекта Презентуют итоговый продукт- стенгазету

3.2. оценка результатов и определение перспектив Выбирает лучшую стенгазету и лучший рассказ о профессии : 1, место

подбодрить тех, кто занял 2, 3 места

Ребята, спасибо вам за выступление, садитесь.

Посмотрите, у вас на столе лежит лесенка успеха. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, нарисуйте себя на верхней ступеньке

Если были трудности, то на нижней ступеньке

Были ли у вас трудности? Может, что-то было непонятно? Проводят самооценку и самоанализ личного участия в реализации проекта

Читайте также: