Допустим ли перерыв после окончания времени голосования кратко

Обновлено: 04.07.2024

После окончания времени голосования председатель УИК объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса:

Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями

После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего Рабочего блокнота, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, о чем составляется соответствующий акт (образец № 35), затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.

С погашенными избирательными бюллетенями, вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

(статья 68 Федерального закона)

После окончания времени голосования председатель УИК объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса:

Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями

После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего Рабочего блокнота, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, о чем составляется соответствующий акт (образец № 35), затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.

С погашенными избирательными бюллетенями, вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 64. Порядок голосования

1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

4. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

5. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения.

6. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

7. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

11. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

14. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

15. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, а если 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, составляет менее пяти избирательных участков, участков референдума, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков, участков референдума. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В комментируемом пункте, в отличие от прежней редакции Федерального закона, содержится новая норма, дающая право ИКСРФ, в целях предоставления избирателям (участникам референдума), рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом) возможности принять участие в выборах в органы государственной власти, референдуме субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума, где расположено их место жительства, своим решением перенести время начала голосования на более раннее время, но не более чем на два часа.

2. Согласно пункту 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, город­ского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения (города Москвы и города Санкт-Петербурга), а при проведении выборов в органы местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комментируемый пункт предписывает дублировать информацию о месте нахождения помещения для голосования в более поздний срок, а также сообщить о времени голосования, установленном в соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи, ТИК или участковым комиссиям.

3. Исходя из положений пунктов 1 и 3 комментируемой статьи, до начала времени голосования заинтересованным и уполномоченным лицам должны быть предъявлены пустые переносные и стационарные ящики для голосования (отсеки для бюллетеней при использовании технических средств подсчета голосов). Таким образом, наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, должны получить доступ в помещение для голосования до начала времени голосования. Определяя время начала работы участковой комиссии, следует также учитывать, что на выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме может использоваться институт досрочного голосования, который в соответствии с пунктами 6–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона требует проведения до начала голосования определенных действий с конвертами, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума).

Согласно пункту 32 статьи 68 комментируемого Федерального закона участковые комиссии при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют технические средства подсчета голосов по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. При этом в случае совмещения выборов разных уровней использование этих технических средств подсчета голосов (ТСПГ) избирателей обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются ТСПГ, определяет ЦИК России или по ее поручению соответствующая ИКСРФ.

4. Положения комментируемого пункта обеспечивают реализацию принципов избирательного права: тайного голосования, свободного волеизъявления граждан. Из положений комментируемого пункта следует, что бюллетень не может быть выдан иному гражданину, кроме избирателя (участника референдума), предъявившего документ, удостоверяющий личность, и расписавшегося в получении бюллетеня в соответствии с пунктом 6 комментируемой статьи. Незаполненный бюллетень ни при каких обстоятельствах не может быть передан одним избирателем (участником референдума) другому избирателю (участнику референдума) или постороннему лицу.

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе эти данные могут быть внесены в список избирателей (участников референдума) членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня, а если голосование проводится по нескольким бюллетеням, то избиратель (участник референдума) расписывается за каждый бюллетень. Не исключаются ситуации, когда избиратель (участник референдума) получает не все бюллетени, которые выдаются на соответствующем участке, например, если он голосует по открепительному удостоверению на федеральных выборах, при этом на соответствующей территории одновременно проводятся еще и выборы в органы местного самоуправления, на которых указанный избиратель не обладает активным избирательным правом. В этом случае избиратель (участник референдума) расписывается только за те бюллетени, которые ему выданы.

В комментируемом пункте закреплена норма, в соответствии с которой член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, ставит в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) свою подпись. Если избирателю (участнику референдума) было выдано несколько бюллетеней, то член комиссии все равно ставит только одну подпись.

Избиратель может проставить в бюллетене любые знаки в таком количестве квадратов, в каком это предписано соответствующим законом. Самый распространенный случай голосования – по мажоритарной избирательной системе относительного или абсолютного большинства по одномандатным избирательным округам – предполагает нанесение одного знака в одном квадрате. При голосовании по многомандатным избирательным округам закон может предусмотреть нанесение знака как в одном квадрате, так и в нескольких, при этом каждый избиратель имеет право поставить любые знаки в одинаковом количестве квадратов (пункт 2 статьи 5 комментируемого Федерального закона).

При голосовании по открытым спискам кандидатов, при применении иных систем голосования (кумулятивный вотум, система единственного передаваемого голоса) в бюллетене могут проставляться и иные отметки.

8–10. Комментируемые пункты обеспечивают реализацию принципа тайного голосования. Не рассматриваются как нарушение тайны голосования случаи, когда избиратель (участник референдума), не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, сообщит комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом комментируемый Федеральный закон установил ограничения для круга лиц, которые могут оказать эту помощь избирателю (участнику референдума). Сведения о лицах, оказывающих помощь избирателю (участнику референдума), – их фамилия, имя, отчество, серия паспорта или заменяющего его документа – заносятся членом комиссии в соответствующую графу (графы) списка избирателей (участников референдума). Бюллетень, погашенный в соответствии с пунктом 9 комментируемой статьи 64, включается в число погашенных бюллетеней, указываемое в строке 7 протокола об итогах голосования. По сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона в пункте 9, в целях сокращения числа актов, составляемых участковой комиссией, изменен порядок действий с испорченным бюллетенем – вместо составления акта на испорченном бюллетене, как правило, на его лицевой стороне, делается соответствующая запись, заверяемая подписями члена и секретаря участковой комиссии. Конкретный текст записи федеральный законодатель не определил, но из текста должно быть однозначно понятно, что данный бюллетень испорчен.

11. Комментируемый Федеральный закон не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенем, кроме как опускание его в ящик для голосования (ТСПГ).

12. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в этом помещении. В случае отсутствия председателя комиссии его заменяет заместитель председателя, а в случае отсутствия заместителя председателя – секретарь или любой другой член участковой комиссии, должным образом уполномоченный ею. Комментируемый пункт четко распределил функции комиссии и правоохранительных органов по поддержанию законного порядка голосования. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатели и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах, референдуме. Участковая комиссия может только коллегиально определить, нарушает ли то либо иное лицо, по ее мнению, требования закона, в частности, требования о тайне волеизъявления (статья 7) и свободе голосования (пункт 3 статьи 3), о недопустимости проведения агитации в день голосования (статья 49), о недопустимости вмешательства в деятельность комиссии должностных лиц (пункт 7 статьи 3 комментируемого Федерального закона). Реализация решения, принятого комиссией, возложена на правоохранительные органы, которые также должны принять меры по привлечению нарушителей к уголовной (статьи 141 и 142 УК РФ) или административной (статьи 5.2, 5.3, 5.6, 5.10–5.12, 5.14, 5.16, 5.22 и 5.23 КоАП РФ) ответственности. Комментируемый пункт содержит дополнение, согласно которому мотивированное решение, в случае нарушения закона о выборах в помещении для голосования, вправе принять и вышестоящая комиссия.

13. Запрет, содержащийся в комментируемом пункте, распространяется на лиц, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы в результатах голосования.

14. В комментируемой статье содержится норма, согласно которой законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей (участников референдума) по почте. До урегулирования этого вопроса федеральным законом порядок голосования по почте определяется ЦИК России 1 . В случае когда вопрос не урегулирован федеральным законом или – до его принятия – нормативным актом ЦИК России, голосование по почте не применяется. Голосование по почте в перспективе может заменить институт досрочного голосования, а в некоторых случаях – и институт открепительного удостоверения 2 .

15. Комментируемая статья содержит новый комментируемый пункт, который введен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ и допускает вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе (в документальном виде), проведение электронного голосования, при этом ограничивает число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование. С учетом того, что правила, изложенные в комментируемой статье (например, в пунктах 3, 5, 7 и 11), иных статьях комментируемого Федерального закона в связи с отсутствием бюллетеня как материального источника информации имеют специфику реализации, федеральный законодатель предоставил ЦИК России право установления порядка электронного голосования, подсчета голосов избирателей (участников референдума), установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования и особенностей установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Установлено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта РФ.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, устанавливаются ЦИК России.

Соответствующие поправки внесены, в том числе в федеральные законы от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Отдых от работы помогает сотрудникам переключиться с одной задачи на другую. Какие перерывы работодатель обязан предоставлять, а какие может давать по своему усмотрению? Как правильно их оплачивать? Рассказывает эксперт Контур.Персонала Ольга Кубах.

Каждый работник, который трудится больше 4 часов в смену или день, имеет право на перерыв. В этот период он освобождается от своих трудовых обязанностей и может использовать время отдыха по своему усмотрению — уйти домой, встретиться с друзьями или остаться в офисе (ст. 108 ТК РФ).

Теперь подробнее расскажем о видах перерывов в течение рабочего дня.

Обязательные перерывы

Это те перерывы, которые прописаны в ТК РФ. Если работодатель не предоставит их сотрудникам, его ждет штраф (ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 1 000 до 5 000 рублей для должностных лиц;
  • от 1 000 до 5 000 рублей для ИП;
  • от 30 000 до до 50 000 рублей для юридических лиц.

Обязательные перерывы могут быть общими для всех и специализированными для конкретных сотрудников.

Перерыв для отдыха и питания

Кому положен. Этот вид отдыха обязателен для всех сотрудников.

Сколько длится. Не меньше 30 минут, но не больше двух часов.

Продолжительность перерыва каждая организация определяет сама и фиксирует в правилах внутреннего трудового распорядка или в соглашении с сотрудником (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

Перерыв для отдыха и питания не входит в рабочее время, поэтому перед тем как внести определенные часы работы в локальные нормативные акты, нужно вычесть время обеденного перерыва из общей продолжительности рабочего времени.

Пример. Если по договору рабочий день сотрудника длится 8 часов, а перерыв на обед — 60 минут, то прописать рабочий день сотруднику нужно с 9:00 до 18:00 с обеденным перерывом с 12:00 до 13:00.

Как оплачивать. Обеденный перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ст. 108 ТК РФ).

Сотрудник может использовать перерыв по своему усмотрению, но если в это время он решил поработать, а не пообедать, то платить за это денежную компенсацию ему работодатель не должен.

Какие есть нюансы. Если сотрудники заняты на непрерывном производстве и не могут отлучаться с рабочего места, работодатель обязан обеспечить возможность отдохнуть и пообедать прямо на рабочем месте. Перечень таких работ и конкретное место для перерыва нужно прописать в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 108 ТК РФ).

Перерыв для обогрева и отдыха

Кому положен. Работникам, которые трудятся в холодное время года на улице, в закрытых неотапливаемых помещениях, и грузчикам, которые заняты на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 109 ТК РФ).

Сколько длится. Продолжительность перерыва работодатель определяет сам и устанавливает ее в правилах трудового распорядка. При этом она должна соответствовать правовым актам и методическим рекомендациям, которые изданы на федеральном и региональном уровнях.

Например, главный государственный санитарный врач рекомендует ограничить время на улице, чтобы избежать переохлаждения (п. 5.10 Методические рекомендации от 19.09.2006):

  • 10 минут без перерыва — при температуре -10 градусов;
  • 5 минут без перерыва — при температуре ниже -10 градусов.

Продолжительность перерывов, согласно этим рекомендациям, зависит от климатического региона, температуры и энергопотребления сотрудника. Например, для сварщика в Саратове и сварщика в Магадане время перерыва будет отличаться.

Сотрудникам, которые трудятся в неотапливаемых помещениях, тоже необходимы перерывы для обогрева. Допустимые величины параметров микроклимата на рабочих местах в холодный и теплый периоды года приведены в таблице 5.2. гл. 5 Санитарных правил и норм САНПИН 1.2.3685-21. Они зависят не только от температуры воздуха, но и от энергозатрат сотрудника, влажности воздуха, скорости движения воздуха и температуры поверхностей.

Как оплачивать. Перерыв для обогрева и отдыха входит в рабочее время и оплачивается в стандартном порядке.

Какие есть нюансы. Кроме перерывов, работодатель должен предоставлять таким сотрудникам теплую одежду и помещения для обогрева. В противном случае они могут приостановить работу, за что их нельзя будет привлечь к дисциплинарной ответственности.

Перерыв для кормления ребенка

Кому положен. Женщинам, у которых есть ребенок до 1,5 лет (ст. 258 ТК РФ). При этом они могут работать не только в штате, но и по совместительству, а также неполный рабочий день, но не меньше трех часов за смену.

Сколько длится. На кормление ребенка работнице положено по 30 минут каждые три часа. Если у нее двое и больше детей до 1,5 лет, то перерыв должен длиться не меньше часа.

Какие есть нюансы. Использовать это время работница может по своему усмотрению, например:

  • дробить рабочий день и уходить на кормление через каждые три часа;
  • объединить эти перерывы и перенести их на начало или конец смены, тем самым сократив рабочий день.

Если сотрудница выбирает сократить рабочий день, то должна написать об этом заявление.

Женщинам, которые находятся в декретном отпуске и трудятся неполный рабочий день, необходимо сделать дополнительное соглашение к трудовому договору, прописать продолжительность перерыва и временной промежуток.

Фактические часы работы сотрудницы с учетом количества детей и часовым графиком предлагаем посмотреть в этой таблице:

Сколько часов длится рабочий день Сколько детей Сколько перерывов положено Общая продолжительность перерывов Фактическая продолжительность работы
8 1 2 1 час 7 часов
≥ 2 2 2 часа 6 часов
7 1 2 1 час 6 часов
≥ 2 1 1 час 6 часов
6 1 1 30 минут 5 часов 30 минут
≥ 2 1 1 час 5 часов
5 1 1 30 минут 4 часа 30 минут
≥ 2 1 1 час 4 часа
4 1 1 30 минут 3 часа 30 минут
≥ 2 1 1 час 3 часа
3,5–4 1 1 30 минут 3 часа
≥ 2 1 1 час 3 часа

Как оплачивать. Перерывы для кормления оплачивают по среднему заработку. Поэтому в табеле учета рабочего времени их нужно выделять отдельно. А средний заработок исчислять каждый месяц из-за изменения расчетного периода, даже если женщина трудится одинаковое количество рабочих дней.

Допустим, у Инны Голубевой один ребенок. Из декрета она вышла 130 дней назад. За последние 12 месяцев работодатель начислил ей 179 000 рублей.

Пример 1. Стандартный учет рабочего времени — одинаковое количество рабочих часов в день

Голубева работает по 4 часа с понедельника по пятницу. Перерыв на кормление составляет 30 минут в день.

В этом случае нужно воспользоваться формулой:

Оплата за перерыв = В / ОД × ЧП / РД, где:

  • В — выплаты за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления перерывов;
  • ОД — отработанные дни за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления перерывов;
  • ЧП — количество часов перерывов за месяц;
  • РД — продолжительность рабочего дня сотрудника.

Рассчитаем оплату за перерывы на кормление в октябре 2021 года:

179 000 рублей / 130 дней × 10,5 часов (0,5 часа × 21 рабочий день) / 4 часа = 3 614 рублей

Пример 2. Стандартный учет рабочего времени — разное количество рабочих часов в день

Голубева в понедельник и среду работает по 5 часов в день, а во вторник, четверг и пятницу — по 4 часа в день. Каждый день Голубева получает перерыв 30 минут для кормления. Так как продолжительность рабочего времени в разные дни отличается, рассчитывать сумму к выплате нужно в следующем порядке:

Шаг 1. Определить среднюю продолжительность рабочего дня

Для этого количество рабочих часов в неделю, установленное сотруднице, нужно разделить на количество рабочих дней, которые она должна отработать за неделю.

Средняя продолжительность рабочего дня = (2 дня × 5 часов + 3 дня × 4 часа) / 5 дней = 4,4 часа

Шаг 2. Перевести время перерывов в рабочие дни

Для этого общее количество часов перерывов в соответствующем месяце делится на среднюю продолжительность рабочего дня.

Продолжительность перерывов в рабочих днях = 10,5 часов (0,5 часов × 21 рабочий день) / 4,4 часа = 2, 38 рабочих дня

Шаг 3. Рассчитать оплату за время перерывов

Для этого воспользуемся формулой:

Оплата за перерыв = В / ОД × ПРД, где:

  • В — выплаты за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления перерывов;
  • ОД — отработанные дни за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления перерывов;
  • ПРД — продолжительность перерывов в рабочих днях.

Оплата перерывов за октябрь 2021 года = 179 000 / 130 × 2,387 = 3 286,72 рубля.

Пример 3. Суммированный учет рабочего времени

В этом случае нужно воспользоваться формулой:

Оплата за перерыв = В / ОЧ × ЧП, где:

  • В — выплаты за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления перерывов;
  • ОД — отработанные часы за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления перерывов;
  • ЧП — количество часов перерывов за месяц.

Если Голубева все так же работает по 5 часов в понедельник и среду, а во вторник, четверг и пятницу — по 4 часа в день, то расчет будет выглядеть так.

Оплата перерывов за октябрь 2021 года = 179 000 рублей / 572 часа (130 рабочих дней × 4,4 часа) × 10,5 часов = 3 285,84 рубля.

Рекомендованные перерывы в работе

Эти перерывы связаны с особыми условиями труда работников некоторых специальностей. Работодатель может не вводить их, штрафных санкций за это не предусмотрено. Кроме того он сам решает, когда и какой продолжительностью предоставлять перерывы, включать ли их в рабочее время и как оплачивать.

Например, работодатель может установить время для технологических перерывов, если сотрудники все время трудятся за компьютером. Раньше этот перерыв был в разряде обязательных согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Но с 1 января 2021 года он утратил силу и перешел в разряд рекомендованных.

Еще работодатель может установить время для перекуров в организации. Прописать в соглашении с некоторыми сотрудниками конкретное время перерыва и его продолжительность. Либо создать общий график перекуров для всех работников.

Подготовила Елена Яркина, копирайтер

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: