Должна ли быть в школе медсестра

Обновлено: 30.06.2024

Сначала школьных медиков перевели в штат поликлиник. Ну а сейчас, если медсестра и есть, то ей нельзя оказывать медпомощь, ее роль – делать прививки и заполнять бумажки.

А еще, пишут взволнованные родители, школы следуют каким-то загадочным инструкциям, обязывающим вызывать скорую помощь по любой жалобе ребенка.

«Причем по этой инструкции сначала мы обязаны вызвать скорую, а уж потом звонить родителям, – рассказывает М., педагог одной из столичных школ. – Но я все же делаю наоборот, предупреждаю родителей сначала.

Медсестра в нашей школе пока есть – хотя и одна на три здания, поэтому ее не всегда застанешь. И все равно мы, учителя, обязаны теперь вызывать скорую по любой жалобе. Это бред!

Где-то умирает человек, а скорая едет в школу, если просто что-то у ребенка заболело.

Но Юлия решила разобраться, в чем дело. И направила запрос в департамент образования с просьбой разъяснить ситуацию. По существу ответа женщина не получила, но выяснила следующее.

Поводы для вызова скорой помощи: нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, психические расстройства, болевой синдром, травмы любой этиологии, ранения, отравления, ожоги, кровотечения любой этиологии.

«На мой первый запрос департамент образования ответил, что эти вопросы регулируют сами школы, – рассказала нам Юлия. – А школа в свою очередь ответила, что они действовали в соответствии с неким порядком.

А школы на основании этой презентации выпускают свои указания. Примеры вы можете увидеть вот по этим ссылкам:

Слишком велика ответственность

Все просто: медсестер в школах сократили, постоянно человека с медицинским образованием теперь в школе нет. А учителям запрещено пытаться лечить своих учеников – ведь у них нет медицинского образования. Хотя, как ни странно, педагогов посылают, и массово, на курсы оказания первой помощи. Замкнутый круг: зачем нужны эти знания, если учитель не имеет права их применить?

Павел Харламов полагает, что есть тенденция повышения требований к ответственности в различных учреждениях.

Школа, убежден представитель скоропомощной службы, за здоровье нести ответственности не будет никогда по причине отсутствия лицензии на медуслуги.

Возможно, полагает Павел Харламов, в штат школы стоит включить фельдшера – тогда проблемы бы решались проще. Но все равно нужно решать еще и вопрос о законном представителе ребенка в школе.

Даже в нашем детстве 30 лет назад учителя тоже запрещали детям носиться по школе и пытались заставить ходить парами по кругу в рекреации.

В некоторых школах столицы действительно запретили детям перемещаться на переменах, а учителей заставляют дежурить.

«На игровой площадке девочка спускалась с детской лестницы и подвернула ногу. По-моему, был перелом. Начались экспертизы, доказали, что все сделано по правилам, что учитель был рядом, но мамаша никак не могла успокоиться, грозила судом, учительницу довели, а ведь она и так была всякими приказами запугана до конца жизни.

Однако педагоги с таким способом решения проблемы не согласны. Гиподинамия, отсутствие активного отдыха между уроками может негативно сказаться на здоровье ребенка. Кстати, это еще и нарушение санитарных правил (СанПиН), которыми предписывается обязательная двигательная активность ребенка на переменах.

Скорая помощь в школе: лишняя нагрузка или обычная работа?

Андрей Коновал ссылается на мнение члена профсоюза, врача московской скорой помощи:

«Для службы 03 этот новый подход приносит кучу проблем с точки зрения рядовых сотрудников. Для нас, врачей, работающих на вызовах, это большая проблема, но видимо начальство радо, потому что каждый вызов это деньги от ОМС.

Не везде, напоминает врач скорой помощи, ликвидировали медсестер, и с такими школами работать легче.

Но в итоге такое отвлечение ресурсов сказывается негативно на обществе.

А вот Павлу Харламову не кажется ужасной ситуация выезда бригад скорой помощи в школы.

Из пушки по воробьям

«Недавно разбирался конкретный случай. Он не один, а пример из многих, когда скорая просто развозит по домам школьников, которые на уроке пожаловались или на головную боль, или у них субфебрильная температура, да мало ли чего. Потому что школа отвечает за детей в учебное время.

Эксперт полагает, что налицо неграмотное решение межведомственных отношений. И явно нет четкой договоренности между двумя ведомствами.

Ситуация очевидна, замечает Игорь Никишцев: интерес школы в том, чтобы снять с себя ответственность.

«Может быть это и грамотный подход, когда дети ни секунды без присмотра. Но есть еще интересы скорой помощи и в более широком фокусе здравоохранения. Возникает конфликт интересов и всего общества, которое склоняется на сторону скорой.

Значит, остальные – и госпитализированный школьник тоже – ждут. Иногда до вечера. Потом ребенка надо осмотреть – отвлекаются врачи приемного отделения, которые должны завести документы, историю болезни, даже если ребенка потом отпустили домой, проводят некоторые анализы.

Эксперт убежден, что эта проблема создана искусственно – и это стрельба из пушки по воробьям.

Представитель педагогического сообщества напоминает, что в школе неизбежны травмы – ушибы и прочие мелкие повреждения. И если раньше замазать ранку или наложить лед на шишку могла медсестра, то теперь эта помощь просто не оказывается.

То, что учителей задействуют в дежурствах на переменах, – лишняя нагрузка, напоминает Андрей Демидов.

Будет ли учтено мнение родителей?

Кстати, за рубежом не держат медперсонал в школах. «Я живу в Португалии, преподаю в школе. Никакая школа не имеет медработников, – делится информацией Н., еще одна участница обсуждения проблемы в “Фейсбуке”. – Если болит голова – меряем температуру. Если есть – вызываем родителей, они решают, что делать. Если травма – ребенок едет на школьной машине с сопровождающим в госпиталь, одновременно туда вызываются родители. Это быстрее, чем скорую вызывать.

А родители, в свою очередь, считают, что чаще все зависит от директора школы: пресловутый человеческий фактор.

В одной из школ вернули медсестру – просто с родителей взяли расписку, что они согласны на оказание медпомощи медсестрой.

А вот вариант в школе Красноярского края: в ней создали фельдшерский пункт, подшефный поликлинике. Работает там именно фельдшер, а не медсестра, а все родители выдали согласие на медицинские вмешательства.

Видимо, пока вывод один: решить существующие неудобства приходится в каждом конкретном случае путем договоренностей – педколлектива и родительского состава школы.

Школа — это учреждение, где одновременно находится несколько сотен детей. По идее, в ней постоянно должен находиться медработник. А как на практике?

Раньше в школах постоянно делали что-то медицинское. Например, нас в первом классе два раза в неделю поили кислородными коктейлями, потом, начиная с четвертого класса, регулярно лечили зубы, забирая с уроков. Постоянно делали прививки, проверяли осанку, зрение, слух и раз в три месяца обязательно головы на предмет вшей.

Фактически родителям не нужно было водить детей на медосмотры, ведь за их здоровьем неусыпно следили в школах. На посту всегда была медсестра, а то и две сразу.

А несколько раз в неделю обязательно врач. В кабинете врача всегда кто-то был. У кого-то стреляло в ухе, кто-то неудачно упал, у кого-то болела голова, живот, рука (перед контрольной). Поэтому попасть в кабинет получалось далеко не всегда. Врач постоянно был занят.

А еще медик ежедневно пробовал то, что приготовили на день в столовой, брал смывы с парт, столов и даже стен. Работы у школьного медработника нашего детства хватало.

А нужен ли в школе медработник?

До определенного момента я даже не задумывалась над тем, есть ли в современной школе медики. Ведь перед началом учебного года с родителей стабильно требуют справку о прохождении медосмотра ребенка, а также справку о группе на физкультуру. Иногда даже ребенок приносил бланки согласия на прививки.

Я и представить не могла, что в детском учреждении, где большую часть дня находится тысяча детей, может не быть медицинского кабинета, а медсестра приходит из соседнего садика.

Да, именно так. В школе, где учится мой сын, нет постоянной медсестры. Она приходит на один день в неделю из поликлиники. В остальные дни на подхвате медсестра из детского сада, который находится в 300 метрах от школы.

И узнала я об этом случайно, когда наша учительница попросила меня купить аптечку в класс. Она сказала, что накануне у одного мальчика пошла кровь из носа, и они не могли ее остановить. А еще раньше девочке ткнули чем-то в глаз, и нечем было обработать рану.

Оказалось, что по новым правилам медсестра в школе не положена. А если что-то случается, учителя должны вызывать скорую помощь.

В большом возмущении я стала изучать законодательство и нормативные документы. И обнаружила, что.

Быть или не быть медкабинету — решает регион!

  • если региональные власти прописали в законе или приказе, что в школах должны быть медкабинеты, то, по идее, медик будет (почему по идее — поясню ниже);
  • если в региональных НПА нет такого положения, то за любой медпомощью школьники могут обращаться либо в поликлинику, либо в скорую помощь.

Законность такого подхода подтвердил даже Верховный суд (Определение от 14.12.2016 № 56-КГ16-26).

Почему в некоторых школах нет медкабинета, хотя должен быть?

Все оказалось до безобразия просто — медсестры и врачи не хотят идти в школы.

Во-первых, платит им не школа, а поликлиника, поэтому заработок за такую работу небольшой, всякие надбавки и стимулирующие за пациентов не набираются.

Во-вторых, работа медика в школе не дает ему право на льготный стаж для выслуги лет. То есть он может только совмещать такую работу со сменами в той же поликлинике или больнице. Желающих, как видно, немного.

Вот и простаивают в школах медкабинеты, а их руководство никак не может повлиять на ситуацию. Зато если с ребенком в школе что-то случается, отвечать должны именно учителя и директор школы. А подстраховаться они могут только аптечками в каждый класс. Которые зачастую просят купить родителей, так как такая статья расходов бюджетом не предусмотрена.

Автор текста — Юлия Дидух, журналист, мама школьника.

А как вы считаете, нужны в школах медкабинеты или это пережиток советского времени?

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

Приведенные ниже документы регламентируют вопросы охраны здоровья учащегося, правила прохождения осмотров, компетенцию школьной медицинской сестры и врача:

В целях охраны здоровья обучающегося образовательное учреждение создает условия для:

Школа предоставляет помещение медицинской организации, для осуществления деятельности врача и медицинской сестры.

Порядок прохождения периодических медицинских осмотров (диспансеризации)

Прохождение детьми периодических осмотров (диспансеризации) проводится ежегодно в отношении детей, которые учатся по очной форме обучения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них " № 1346н.). Такой осмотр проводится на основании поименных списков детей с указанием фамилии, имени, отчества, возраста несовершеннолетнего, полного наименования медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь. Медицинская организация вносит сведения о прохождении ребенком периодического осмотра в историю развития ребенка и медицинскую карту для образовательных учреждений с указанием состояния здоровья ребенка, заключения о наличии/отсутствии медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Периодический осмотр детей может проходит и в образовательном учреждении. В этом случае данные осмотра вносятся в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения.

Данные документы регламентируют деятельность, полномочия, обязанности, требования к квалификации врача и медсестры в пределах образовательного учреждения.

Стоит привести выдержку об обязанностях врача-педиатра и медицинской сестры в школе.

Врач-педиатр обязан:

— оказывать неотложную и скорую медицинскую помощь;

— своевременно организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры (врачебные и специализированные) обучающихся, давать комплексное заключение о состоянии здоровья обучающихся;

— организовывать и проводить профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;

— организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению основных стоматологических заболеваний;

— организовывать и проводить иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— проводить амбулаторный прием обучающихся;

— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;

— предоставлять родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего, по результатам профилактических осмотров, выписку из медицинской карты ребенка, содержащую комплексное заключение о состоянии здоровья;

— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях обучающимся, и проводить их после получения разрешения;

— по результатам профилактических осмотров выявлять обучающихся, нуждающихся по состоянию здоровья в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;

— вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации; и т. д.

Медицинская сестра обязана:

— оказывать скорую медицинскую помощь;

— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятий обучающимся, и проводить их после получения разрешения;

— совместно с врачом, организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры обучающихся (врачебный, специализированный);

— проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— отвечать за хранение медикаментов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;

— осуществлять контроль за организацией питания;

— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм; и т. д.

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

1.Ребенок обязательно должен обратиться к классному руководителю за помощью, сказать, что плохо себя чувствует.

2. Учитель должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).

3. Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь.

Заботиться о здоровье ребенка, пока он находится в школе, должны классный руководитель, медсестра, школьный врач. Работники школы не имеют права игнорировать жалобы на здоровье учащегося, поэтому ребенок всегда получит необходимую помощь.


По требованиям СанПиНа во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. Список должностных обязанностей медицинских работников довольно объемный. А наличие ставок медицинских работников привязано к числу обучающихся.

Если в школе учится 500 детей, не должно быть ситуации, при которой на всю школу только одна медсестра на 0,25 ставки, которая работает еще в 3 других школах.

График работы согласуется с директором школы и утверждается заведующим поликлиники.

Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций может быть организовано на базе ближайших поликлиник, поскольку открывать отдельные медкабинеты на небольшое число детей слишком затратно и неэффективно.

За что отвечает школьный врач?

  • оказывает первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме;
  • организует работу по иммунопрофилактике, по предупреждению распространения инфекционных заболеваний и т.п.;
  • отвечает за организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических и профилактических медицинских осмотров обучающихся;
  • разрабатывает индивидуальный план профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;
  • оценивает полноту данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;
  • участвует в оценке функциональной готовности несовершеннолетнего к обучению школе, при переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения, при переходе несовершеннолетнего в организацию с повышенным уровнем образования и др.;
  • участвует в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних;
  • участвует в работе по формированию устойчивых стереотипов ЗОЖ;
  • участвует в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания;
  • выявляет распространенности хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;
  • участвует в контроле за соблюдением СанПиНов, в том числе в части питания, физического воспитания, трудового обучения;
  • извещает Роспотребнадзор об инфекционных заболеваниях, пищевых отравлениях или поствакцинальных осложнениях
  • и др.

Больше о том, какую медицинскую помощь можно получить от школьного врача в материале - Какие лекарства должны быть в школе

На что ссылаться?

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"

Читайте также: