Должен ли воспитатель играть роли на утренниках в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

Цели организации праздника.

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.

Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Этапы работы по организации праздника:

Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:

  1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
  2. Работа над сценарием.
  3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
  4. Репетиции
  5. Работа с родителями.
  6. Проведение утренника
  7. Подведение итогов
  8. Последействие праздника.

Подготовка к празднику.

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.

Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов;

- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

- над образом;

- над отдельными эпизодами.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Собираемся на праздник

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.

Проведение праздника.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

-не отвлекаться на родителей.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Очень важно, чтобы родители во время проведения утренника не разговаривали, не делали замечание своему ребенку (это сделает, в случае необходимости, воспитатель), отключали сотовые телефоны, звонки которых отвлекают, не ходили по залу, снимая и фотографируя детей, не приходили на утренники с маленькими детьми, которые могут плакать и капризничать, тем самым, отвлекая детей и ведущих.

Подведение итогов.

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений

-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;

-праздничное оформление зала.

Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА! Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.

Не заставляют, а предлагают. У меня дочка никогда не отказывается, т. к. у них выплачивают за это хорошие стимулирующие.

У нас никто никого не заставляет. Но, согласитесь, что самый лучший актер на празднике-это воспитатель. В любой роли, даже Деда Мороза. Слова наизусть выучит, ребенка по имени назовет, на репетиции поприсутствует, в сценарии слова скажет там где нужно, может и импровизировать. Да с такими героями любой праздник для детей станет незабываемым. К тому же это подкрепляется баллами за роль при распределении стимулирующих выплат.

С Дедом Морозом это перегиб) просто у вас деды морозы хорошие не попадались) У нас парень молодой играет 18 летний, отличный ДМ, все родители уверены, что это пожилой мужчина))))

Ольга Зеленина Мыслитель (6072) Да, и у нас был один замечательный папа, просто артист. Но ребенок выпустился из сада. Мы теперь без него, как без рук.

Откажитесь. И никто не пойдёт играть, и что? Но нет, права отказаться вы не имеете, даже если это не прописано в договоре, это входит в ваши профессиональные (а не должностные) обязанности. Т. е. это обусловлено спецификой профессии "воспитатель". Я музыкант, всегда так объясняю - педагог обязан, а вот няня - только добровольно. Это так интересно, не понимаю, как можно работать с детьми и не любить праздники. ((( Кстати, няни у нас молоденькие, все почти, учатся заочно в педагогическом и просто рвутся на утренники, фото свои к сценариям приобщают и гордятся))) Был конкурс по ПДД, так няни - "артисты" даже грамоты получили от ГАИ)))

а если один воспитатель дед мороз на 10 групп? это нормально? И это идея не муз. руководителя, администрации. Бесплатно такую нагрузку нечего на себя взваливать. У нас за это копейки дадут.

Вера Сокол Оракул (83727) Это совсем другой вопрос! Отказаться или пусть заведующая нормально оплатит, что за безобразие.

Не надо. Толк быть воспитателем, если не хочешь сделать для д/с лучше, лучше для детей. Хотя отказаться можно, но будет глупо работать там с равнодушием ко всему, глупо и ничего больше.

Чтобы утренник был интересным - в нем обязательно должны быть разные персонажи, которые исполняют взрослые (воспитатели, сотрудники ДОУ, родители, старшие братья или сестры воспитанников - у меня так.)
Отказаться Вы можете, но имейте ввиду, что в следующий раз и в Вашем сценарии сотрудники откажутся принимать участие. А утренник из стишков и песен, без "изюминки", не доставит удовольствия не детям, не родителям, так, напрасная трата времени.

Ну вообще, по моему, всем не нравится, но все играют. Это часть профессии. Как шоферов автобусов собирать деньги и выдавать билеты.

может быть у вас что-то не получается в данной роли? попробуйте другую. так и объясните. у нас есть педагоги, которые могут играть любые роли, а есть и такие, которым нужно что-то спокойнее, каких - нибудь фей например.

Евгения Савицкая

Анджела, Подскажите,пожалуйста Выпускной бал в подгот.группе -ответственный только лишь музыкальный руководитель за него или воспитатели тоже? Есть ли определённые функции разделения(кто за что отвечает)?Кто должен искать героев для выступления на выпускном вечере? Музыкальный руководитель несёт ответственность за весь выпускной вечер (ну,понятно,что за весь ход выпускного бала)или только за его музыкальный репертуар(песни,танцы,игры,игра на муз.инст-ах. Очень нужно.

Фарида Паранина

Надежда, как Вам не повезло! Что посоветовать - не знаю. Если б это касалось меня, я бы поменяла детский сад.

Фарида Паранина

😏

Евгения, конечно, Вы не меня спросили. но отвечу так. За выпускной праздник отвечают не только музыкант, но и воспитатели тех выпускных групп.Героев (в нашем саду так принято) всегда ищут сами воспитатели. Я никогда этим не занималась.

Фарида Паранина

Но самый главный командующий и режиссер - это мы! Я даже стихи с детьми иногда переучиваю, если мне не нравится. Родители не всегда правильно выделяют нужные слова.

Фарида Паранина

Ну а танцами занимаюсь только я.К сожалению. Воспитатели как-то нехотя помогают в этом.По-моему они
просто боятся неправильно выполнить движение, поэтому обычно наблюдают за процессом.

Мина Д.

Доброе утро, дорогие музыканты. Подскажите пожалуйста, ведете ли табель посещаемости детей на урок музыки?Не пойму, для чего нам это нужно. Ведь мы просто дублируем работу воспитателя.

Евгения, есть общие рекомендации в учебниках Методики музыкального воспитания в детском саду, где прописаны основные вопросы по организации и проведении праздников в ДОУ. Кроме этого, в каждом учреждении существуют свои традиции проведения утренников. Посмотрите здесь: как Вариант распределения обязанностей сотрудников ДОУ по подготовке и организации праздников.

Евгения, Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.

За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем – но по необходимости.

Людмила Бунина

подготовить детей к утреннику (разучит песни. танцы) это задача прежде всего музыкального руководителя, а воспитатель оказывает пассивную помощь, то есть закрепляет. а музыкальные работники переложить это на воспитателей " Мол я за пианино, а вы учите, я должна придти на занятие, а дети должны все знать" Но методика обучения предполагает сначала разучить движения или слова без музыкального сопровождения, а уже потом под музыку! Некоторые музыкальные руководители "сели воспитателям на голову!" и хотят только сидеть и играть на пианино, а воспитатель пусть все за них делает!

Фарида Паранина

😟

Людмила, что-то вы сердиты на музыкантов.

Галина Григорьева

Татьяна Косенко

😒

Где бы найти воспитателей, которым можно сесть на голову

Фарида Паранина

🙃

Татьяна, практически это невозможно. сейчас нет таких воспитателей

Татьяна Косенко

😊

Фарида, тогда пойду поработаю

Татьяна Деревцова

Наталья Шатохина

Галина Жевлакова

Светлана, у нас в садике нет музыки уже месяц скажите пожалуйста вообще должна ли быть Музыка как обязательный предмет в дет саду?

Семья, дети


Добрый вечер. Хотелось бы просто высказаться, потому что не знаю, где искать правды. Работаю воспитателем детского сада, работа нравится, в другой сфере себя уже не представляю, НО я не театрал, не могу и нет желания играть различных героев на детских утренниках, в группе с детьми да, все, что угодно, но выходить на публику матрешкой, лисичкой, домовым и прочее, я не умею и не хочу, меня одолевает неудобство и волнение, ну не могу я смешить и играть роли, на мой отказ руководство твердит, что это обязанность воспитателей, да все, что хотите, но только не это. Обязаны ли воспитатели против своей воли играть персонажей на детских праздниках? Просто я считаю, что надо родиться с этим талантом, ведь все люди разные, кто- то умеет делать это с блеском и получает удовольствие, а кто- то не может, просто не дано.

Читайте также: