Должен ли школьный психолог ходить на дом к ученикам

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Для работы нам понадобятся:

- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (далее – ПП РФ от 18.05.2009 N 423);

- Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений" (далее - Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21);

- Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 (далее - Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16);

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (далее – ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8);

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017;

- Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017;

- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее – СК РФ).

Так как ликбез получился объемным, для удобства ответ будет в начале, а ниже будет правовое обоснование

Обязанность посещать жилые помещения отдельных обучающихся можно возложить на классных руководителей при соблюдении следующих условий: Наличие договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства к конкретной образовательной организации;

Такое полномочие должно быть предусмотрено в должностной инструкции классного руководителя (или в ином документе, регламентирующем деятельность классных руководителей);

Посещение осуществляется в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося, по итогам которого составляется акт обследования жилого помещения;

Без договора о передаче полномочий образовательной организации акт обследования жилого помещения не имеет юридической силы, т.е. НЕЗАКОННЫЙ.

Давайте по пробуем разобраться совсем по порядку.

Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 в котором подробнейшим образом описывается откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к теме ликбеза: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Данное письмо содержит условие о том, что классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка и\или его родителей, или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся? Едем дальше.

Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося. Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.

Так согласно п. 2 Приказа Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.

Согласно п. 3 Приказа обследование проводится органом опеки и попечительства либо ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке ПЕРЕДАНО ПОЛНОМОЧИЕ органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи, все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы.

В соответствии с п. 4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше).
Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения – нет проверки.

Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства , которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 N 423.
Так в п. 2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства.

Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, а как обычный гражданин, т.е. вы будете тратить свое время, которое работодатель не обязан оплачивать.

В предыдущей статье был рассмотрен порядок получения документов, относящихся к вашей работе. Так что при распоряжении провести осмотр жилых помещений обучающихся, требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся.

При этом согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены\ ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан.

Я надеюсь, что в Самаре проторят дорогу, по которой и в других регионах школьная психологическая служба выйдет из своего угла недопонимания, недооценивания, неорганизованности, непродуманности и неопределенности на дорогу прямую и понятную, где никто и ничто не будет мешать психологу выполнять свою миссию — быть психологической поддержкой для учеников в трудных ситуациях.

Психолого-юридический анализ причин того, почему хорошие психологи, любящие свою профессию, детей, слишком часто не могут вписаться в московскую государственную общеобразовательную школу, я попытаюсь сформулировать. Шестнадцать лет в школьной психологии, полагаю, позволяют мне назвать вещи своими именами.

Без определенного места жительства…

Возможно, я вульгарный прагматик, но начну я с материальной проблемы — кабинета психолога.

Что такое кабинет психолога? Это место, добровольно посещаемое теми, кому нужна поддержка в проблемной ситуации, где тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Это место, где родители находят союзников в преодолении трудностей детско-родительских отношений. Здесь могут помочь успешнее учиться. Именно здесь возможен индивидуально-личностный подход, о котором много говорится и пишется.

Некоторым психологам повезло: им выделили комнату за сценой, рядом с швабрами, или бывший туалет, где журчит канализационная труба и стоит стиральная машина. Иногда генеральная стирка штор и полотенец совпадает по времени с личностным тренингом или ответственной детско-родительской консультацией. Но психологи и этому рады.

Психологи не отказываются от своих обязанностей и в суд за гарантиями не идут. Но иногда мигрируют в другие школы или вообще уходят из образования. Текучесть кадров психологов в образовательных учреждениях Москвы достигает 30%.

Глава 36 Трудового кодекса РФ вся посвящена гарантиям прав работников на охрану труда.

Когда случится встреча?

Школьная жизнь — это уроки, перемены, кружки, продленки, мероприятия… Все по расписанию, все санкционировано администрацией.

Как вписаться в эту жизнь психологу, у которого нет уроков, в чьи психологические программы администрация школы вникает не часто? Как и когда случится встреча с нужным классом, по нужной программе? Психолог без регулярного общения с классами (пусть не со всеми — всю школу психологическим сопровождением не объять) чувствует себя генералом без армии, пастухом без стада. В общем, не у дел.

Обыкновенная история

Я проиллюстрирую то, как ломаются психологические идеалы и устремления в стенах ГОУ СОШ, типичной историей моей молодой коллеги.

— Я хотела бы в 9-х классах провести программу тестов, анкетирование, деловые игры по профориентации. Это важно для подростков.

— Очень хорошо. Идите к завучу.

Завуч тоже не возражала. После уроков — пожалуйста.

Коллегам легко понять, как опустились крылышки у молодого специалиста.

Не благодаря, а вопреки

Школе нужна системная психология, в которую вовлечены и педагоги. Необходима совместная деятельность педагогического коллектива и психолога. Психологические программы нужно внедрять с помощью поддерживающего административного ресурса. Для школы ценны психологи, умеющие реализовывать системные задачи.

2.3.5. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по: — активному взаимодействию психолога с детьми, взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностного роста и профессионального совершенствования взрослых участников.

Это, да и другие направления можно реализовать не благодаря, а вопреки существующей системе образования, преодолевая организационные проблемы, психологическую некомпетентность, а главное — незаинтересованность педагогов и администраторов.

Конечно, в Москве есть школы, где психологические службы смогли реализоваться благодаря прогрессивному директору, для которого психология — не пятое колесо в телеге. Там бы очень пригодилась моя молодая коллега. Но ей не повезло. Она попала в школу с советскими традициями, каких много на московском образовательном пространстве. Очень жаль растраченного энтузиазма, непригодившейся деловой напористости, веры в возможности профессии. Обломав крылышки о чиновничью школьную педагогику, она сделает карьеру в другом месте, более престижном и спокойном.

Эта история вполне типична. В существующей системе, материально находясь в зависимости от директора, психолог вынужден либо приспосабливаться, либо терять себя как профессионала, а часто и как личность, либо конфликтовать с администрацией. Поскольку силы неравны, особенно если психолог молод и неопытен, все кончается прощанием со школой.

В конце концов, дело не в психологах. Сегодня дефицита в кадрах нет. Дело в психологическом сопровождении детей и подростков, которое в существующей системе не может быть эффективным.

Психологами должен руководить психолог

Но быть независимым от работодателя, в руках которого зарплата, статус и многое другое, жизненно важное для любого работника, практически невозможно.

В этой пиар-суете лишней оказывается личность школьника. За урокодательством не возникает желания понять каждого ребенка в отдельности не только как ученика, который учится хорошо или плохо, ведет себя адекватно или не очень. Далеко не каждый учитель располагает достаточным пониманием возрастных и личностных особенностей своих учеников, эмпатией и мотивацией, достаточных для того, чтобы помочь ребенку в преодолении школьных трудностей и самому не встать в обвинительную, иногда переходящую в карательную позицию.

Подножка прогрессу

Действительно, еще 15 лет назад психологов в школе не было. И ничего. Стояла школа. Шли уроки. Каждую весну получали аттестаты.

Так зачем школе психолог?

Пока школа, ориентированная на заталкивание стандартных программ в головы своих учеников, за редким исключением не умеет, а часто и не хочет формировать творческую личность, способную к нестандартному мышлению.

Однажды я сравнила показатели тревожности по Филиппсу при переходе из начальной школы в среднюю. На педсовете я доложила качественные и количественные показатели, полученные в 4-х и через год в 5-х классах. Раздала всем учителям в печатном виде перечень факторов, от которых зависит тревожность детей.

После педсовета завуч очень озадачилась процентами и поручила мне… повысить тревожность детей до 100%.

Миссия должна быть выполнима

Я не лоббирую интересы своего профессионального цеха. Я лоббирую интересы детей и их родителей. В нашей сложной жизни неокрепшие детские души очень нуждаются в психологическом сопровождении специалиста, который готов понять, принять и, по возможности, помочь любому ребенку.

Психологи в школах работают разные. Есть те, кому ставку психолога отдали для укрепления материального благосостояния, в дополнение к основной деятельности. Такие условно психологи вполне удовлетворяют директора в силу благодарной покладистости. Их деятельность, отчетно-имитационная, не оставляет шансов на полноценное психологическое сопровождение детей.

Школе нужны психологи, которые понимают, что школьная психология — это миссия не оставлять ребенка в беспомощном психологическом состоянии, быть защитником его прав. Психология — это позиция, безоговорочно гуманистическая по отношению к ребенку. Психология должна привнести в школу духовность, актуализировать нравственность, которая, к сожалению, нынче не в моде.

Мне кажется, уже ради этого стоит позаботиться о психолого-юридическом комфорте школьных психологов. Потому самарский опыт реорганизации психологической службы более чем полезен и следует им воспользоваться.

Ольга Казанкина

Если в рекомендациях ПМПК надомнику прописан психолог, то как уж вы отвертитесь. Но платить-то надо, не в рабстве же вы в школе. На что ссылаться. ну кроме как на указ об отмене крепостного права и сослаться пожалуй не на что. Коллеги меня поправят.

Наталья Романова


Наталья Романова

По поводу оплаты - совершенно непонятная ситуация. Если коррекционные часы прописаны в АОП - за них доплачивают. Опять же, место вашей работы - в школе, а не дома у ребенка, получается что должна быть командировка.
Еще, как вариант, дистанционные формы работы.


Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Читайте также: