Докажите что рисунки иллюстрируют средства невербального общения родной язык 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Невербальные средства общения.docx

Тема: Невербальные средства общения.

Образовательная:

сформировать понятие о невербальных средствах общения и их роли в жизни человека;

научить уместному употреблению невербальных средств общения;

обогатить словарный запас учащихся.

Развивающие:

развитие речи учащихся;

развитие коммуникативных УУД:

общение и взаимодействие с партнёрами по деятельности,

понимание окружающих людей,

использование вербальных и невербальных средств общения,

умение работать в группе.

развитие регулятивных, познавательных и личностных УУД.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения со сверстниками и другими людьми,

воспитывать социальную чувствительность.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование:

мультимедийное оборудование,

презентация,

видеоматериал,

цветные карандаши,

раздаточный материал с ситуативными заданиями,

картинки с мимикой,

нарисованные ладошки,

графические изображения,

фотоаппарат,

I . Инициация.

Цель: настроиться на сотрудничество, создать доброжелательную обстановку.

Форма: коллективная.

* Отлично! Вижу, что вы в хорошем расположении духа, а значит, мы можем двигаться дальше.

II . Погружение в тему и определение целей урока.

Цель: ввести учащихся в тему, определить цели урока.

Методы: проблемный.

Приёмы: создание проблемной ситуации.

Форма: фронтальная.

(Учитель читает сказку без мимики и жестов.)

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.

Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.

И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.

* Оказывается, наша речь не всегда бывает понятна без жестов и мимики.

* Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей: о жестах и мимике)

* Запишите тему в тетрадь.

Вербальный – от лат. verbalisсловесный

Невербальный - ? (без слов)

* А что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы учащихся, учитель коротко записывает их на доске)

* Ну что ж, цели поставлены, теперь будем их реализовывать.

III . Изучение нового материала.

Цель:

- сформировать понятие о мимике и жестах как невербальных средствах общения и их роли в жизни человека;

- научить уместному употреблению жестов и мимике;

- обогатить словарный запас учащихся.

Методы: словесный, наглядный, познавательный, творчески-воспроизводящий, практический, АМО, исследовательский, репродуктивный.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

1. Средства невербального общения.

а) Выявление средств невербального общения.

* Н евербальных средств, которые помогают нам в словесном общении, много, но мы сегодня будем говорить именно о мимике и жестах, ведь ещё древнеримский оратор Цицерон говорил о том, что “все движения души должны сопровождаться жестами и мимикой, способными разъяснить дела души и мысли".

На доске: Невербальные средства общения

* Отобразите это в тетради.

б) Лексическая работа в группах.

* Что же такое – мимика и жесты? Давайте определим лексическое значение этих слов. Для этого я предлагаю вам поработать в группах.

1 и 2 группы – учёные лингвисты, я попрошу помочь мне собрать рассыпавшиеся предложения с определениями мимики и жестов.

(1 группе предложение в разрезке: Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

2 группе предложение в разрезке: Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь .)

3 группе – экспертам - я предлагаю поработать со словарём, найти там определение слов мимика и жест и проверить, правильно ли ребята 1 и 2 группы выполнили своё задание.

А 4 группа – исследователи - поработает с текстами.

(Тексты для 4 группы:

Задание: прочитайте внимательно тексты, найдите описание жестов. Подумайте, заменяют они речь или дополняют?

1. – Дениска, - сказал папа, - твой двоюродный дядька Харитон Васильевич приедет. Он давно с тобой хотел познакомиться…

- А кто он такой?

Алексей Михайлович поднял палец кверху:

- Капитан дальнего плавания – вот кто он такой.

2. – Ты неплохо устроилась, - как-то сказала мама. – Значит, Лёва будет учиться, совершенствоваться, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!

- А сестра Чехова, по-твоему, тоже была иждивенкой? – спросила я в ответ.

- Ну уж … хватила!

Мама изумлённо развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками…

Примечание: Иждивенчество – стремление во всём рассчитывать на помощь других, жить за чужой счёт.)

в) Выступление групп.

1 группа читает получившееся определение слова мимика.

* Спасибо, хорошо. Попросим 3 группу проверить вас (3 группа по словарю читает определение слова мимика).

2 группа читает получившееся определение слова жесты, 3 группа проверяет по словарю.

* Молодцы! А теперь дадим слово 4 группе: найдите и прочитайте описания жестов и определите их значение.

Вывод 2: Итак, мы с вами узнали, что такое мимика и жесты, и выяснили, что жесты могут дополнять и сопровождать нашу речь или заменять её.

На доске:

Заменяют речь

Дополняют и сопровождают речь

* Зарисуйте эту схему в тетради.

г) Из истории жестов.

Жесты отражают национальные традиции. Один и тот же жест у разных народов может иметь противоположные значения.

Слайд 5. По-разному приветствуют друг друга разные народы.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Французы целуют друг друга в щёку.

* А какой жест приветствия используем мы, русские? (Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки.)

3. Употребление жестов и мимики.

а) Решение ситуативных задач. Работа в группах.

* А когда уместно пользоваться жестами? (ответы учащихся)

* Давайте посмотрим, умеете ли вы использовать жесты. Предлагаю каждой группе ситуативную задачу, только теперь вы не учёные и не эксперты, а обычные школьники. Постарайтесь её решить за 1 минуту.

Задания на карточках:

(После обсуждения, группы выступают.)

Молодцы! Все верно справились с заданием.

б) Работа с мимикой.

* Предлагаю минутку отдохнуть. Когда вы были маленькими, то наверняка любили смотреть мультфильм о крошке Еноте. Давайте вместе вспомним его.

(- просмотр эпизода, где крошка Енот испугался своего отражения.)

* Как вы думаете, как связан этот фрагмент с темой нашего урока? (учащиеся отвечают)

* Почему крошка Енот испугался своего отражения?

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. Оказывается, с помощью мимики лица человек может передать 6 основных эмоций и их разновидности.

* Какая эмоция отразилась у крошки Енота? (страх)

(На доске вывешивается графическое изображение с данной эмоцией.)

* Что помогло ему подружиться с тем, кто сидит в пруду? (Улыбка.)

(- просмотр отрывка, где крошка Енот улыбается.)

(Учитель продолжает под музыку из мультфильма.)

* Какую эмоцию выражает улыбка? (Радость)

(На доске вывешивается графическое изображение с данной эмоцией.)

* Помните: с помощью мимики лица человек может передать 6 основных эмоций? О каких мы ещё не сказали? (печаль, гнев, удивление, отвращение.)

На доске:

* Отметьте это у себя в тетради.

* К сожалению, картинки с изображением этих чувств на моём столе перемешались, и мне нужен помощник, который их разберёт согласно эмоциям человека.

* Кто будет ведущим?

Учитель показывает слова:

* Отлично! А теперь посмотрим, как расположились картинки на доске. Слайд 7.

(Проверка выполнения индивидуального задания.)

4. Работа со сказкой.

Пришло время вернуться к началу нашего урока. Помните непонятную сказку про цыплёнка?

* Сможете ли вы прочитать её так, чтобы всем всё стало ясно? Что вы для этого будете делать? (использовать жесты и мимику)

* Кто попробует? (желающему даётся печатный текст сказки)

Вывод 4. * А теперь попробуйте сделать вывод о том, какую же роль играют жесты и мимика в нашей жизни? (Они помогают нам выразить мысли более точно, передать эмоциональное состояние, а иногда и вовсе заменяют речь.)

IV . Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: подвести итоги, оценить урок.

Методы: АМО.

Форма: индивидуальная.

1. Слово учителя.

Вот и подошёл к концу наш урок. Мне было приятно и интересно с вами работать.

* Вспомните наши цели. Смогли ли мы их достичь?

У вас на парте лежит нарисованная ладошка. Я попрошу каждого написать на ладошке впечатления от урока, что понравилось, что нет.

Помните: всё в наших руках, в том числе, налаживание отношений с другими людьми. (ребята работают с ладошками)

* Поделитесь своими впечатлениями, прочитав запись на ладошке. (желающие зачитывают)

V . Домашнее задание.

*На дом я предлагаю вам несколько заданий, выберите из них понравившееся:

1. Понаблюдайте за своими родственниками или друзьями. Какие жесты, мимику они используют в своей речи? Составьте небольшой словарик языка жестов и мимики.

2. Нарисуйте наиболее часто употребляемые вами жесты и выражения лица.

3. Придумайте небольшой текст, в котором давалось бы описание какого-либо жеста или мимики.

* Чтобы вы могли подумать без спешки и выбрать заинтересовавшее вас задание, я каждому его распечатала. (Учитель раздаёт домашнее задание.)

* А сейчас предлагаю сделать ещё один снимок, только теперь своё настроение покажите с помощью жестов и мимики. (Учитель фотографирует.)

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.

ВложениеРазмер
zhesty_i_mimika.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речевого этикета.

Тема: Жесты и мимика как невербальные средства общения.

Цель: 1) дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни;

2) показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.

Оборудование: плакаты с изображением различных жестов и мимики,

толковые словари, карточки с ситуативными заданиями.

Каждое движение души имеет своё естественное

выражение в голосе, жесте, мимике.

Ученица достаёт из шкафа платье, примеряет его перед зеркалом, кладёт на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясёт пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берёт платье, плача, уходит.

- Ребята, что вы поняли из этой сценки? А как вы об этом догадались, ведь девочка не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать, не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.

2. Учитель сообщает тему урока, его цели, проводит словарную работу .

- Какое слово в названии темы непонятно? (Даётся представление о невербальных средствах общения).

- А что такое жесты и мимика? Откройте толковые словари и найдите значение этих слов.

Мимика – движение мышц лица, выражающие душевное внутреннее состояние.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они и предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон. Поэтому цели нашего урока таковы (учитель рассказывает о цели урока).

1-й ученик. Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

2-й ученик. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

4-й ученик. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Учитель. Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то можно найти нужный материал в библиотеке.

- А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)

Попробуйте вспомнить примеры, как использованы невербальные средства общения в художественной литературе.

4. Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся в парах или по группам).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут накаток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

4). Вы решаете задачу на уроке , усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

5. Работа с иллюстративным материалом.

- Мир мимики и жестов очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что эти жесты обозначают?

Высунуть язык – жест-дразнилка.

Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.

Грозить кулаком – жест-угроза.

Поднять брови – жест-удивление.

Обхватить голову руками – жест-испуг.

Ещё одно задание: перед вами ряд лиц с очень разной мимикой. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.

6. Решение коммуникативно-ситуативных задач.

- А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

- С добрым утром! Как дела? –

сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

Тут и вечер набежал.

Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

и что посоветовала ему мудрая мама? (Просмотр отрывка из мультфильма.)

хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, -

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

8 . Подведение итогов урока.

9. Рефлексия. Ребята, давайте заселим наше здание человечками. Если занятие прошло для вас с пользой и мы достигли целей нашего занятия - поселите веселого человечка, а если урок вам не понравился, то грустного. (На плакат с изображением многоэтажного здания в окна дети прикрепляют вырезанных из бумаги человечков.)

10. Домашнее задание.

Постарайтесь увидеть себя со стороны. Нет ли в вашем поведении скованности? Или, может быть, для вас характерна, наоборот, излишняя жестикуляция?

Корчикова Вера Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №22

Средства невербальной коммуникации

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Коммуникации невербального общения

Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Виды невербального общения

Жесты

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Позы силы и слабости

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Видео





Основные виды невербального общения Кинестика - невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений. Вокалика (паралингвистика) - голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука. Хаптика (такесика) - коммуникации посредством прикосновений. Проксемика - восприятие и использование личного или социального пространства. Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды. Артефактика - одежда, украшения и так далее.


Поза — это положение тела, которое способно принимать около 1000 устойчивых различных положений. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённую позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: например, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы, чуть наклонённая вперёд голова, насупленные брови.


Открытой считается поза, в которой ноги и руки не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.




Мимика — движение мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования психологов показывают, что при неподвижном лице теряется до 15% информации. Ведь в мимическом выражении лица 6 основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение. Основную информативную нагрузку при этом несут брови и губы.


Межличностное пространство Еще один немаловажный прием невербального общения - это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле "границы дозволенного" могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при установлении контактов: Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров. Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при неформальном общении. При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать. Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы. Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.


Особую роль в общении играет визуальный контакт. Если мы смотрим на говорящего, это помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, то есть основание полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо. А если слишком много, то это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжёт или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.



Голос Одна из составляющих невербального общения - голос. Важны не только слова, но также тон, громкость, интонация, с которыми они произносятся. Вот как можно угадать присутствие у оратора тех или иных чувств и эмоций: Волнение - низкий тон, суетливая прерывистая речь. Энтузиазм, воодушевление - высокий тон, четкая выверенная речь. Усталость - низкий тон, медленная речь с понижением интонации к концу фразы. Высокомерие - монотонная медленная речь. Неуверенность - сбивчивая речь с ошибками и паузами.



По своему назначению жесты делятся на следующие группы: 1.Механические жесты, которые вольно или невольно призваны отвлекать внимание человека. Это своеобразный аналог слов–паразитов. 2.Ритмические жесты, связанные непосредственно с ритмикой речи и призваны подчёркивать логическое ударение, замедление и ускорение речи. 3.Эмоциональные жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств. 4.Указательные жесты, которые требуются для выделения какого-то предмета из ряда других. 5.Изобразительные жесты, с помощью которых человек как бы изображает предмет, наглядно показывает его.




Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также —в одежде и прическе (в этом ряду — и косметика). Формы поведения могут иметь знаковый характер. Однако формы поведения литературного персонажа следует отличать от единичных компонентов его наружности, речевого и жестово-мимического действования (портретные описания, описания костюма).






Особо стоит выделить роль жеста в драматических произведениях Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Невербальное поведение персонажей выступает как один из основных способов характеристики персонажа, так и как форма присутствия автора в тексте/на сцене. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпи­зодична. Таковы список действующих лиц, иногда сопровождаемый их краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет лишь побоч­ный текст драматического произведения. Основной же его текст — это чередование высказываний персонажей, их реплик и монологов.












Удалось выяснить, что невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста. В ходе исследования подтвердили, что невербальная коммуникация играет значимую роль в общении, как человека с человеком, так и человека с животными. На первом плане в произведениях всегда стоят вербальные коммуникации, однако сухие диалоги без добавления в них жестов или интонаций были бы нам непонятны. Михаил Зощенко был сатириком, поэтому в своих рассказах хотел именно показать, высмеять какую-то определённую деталь характера героя, взаимоотношение между людьми. Чтобы подчеркнуть это, он использовал слова-сигналы, однако, чтобы характер данных сигналов стал понятен читателям, он добавлял элементы невербальной коммуникации. Отсюда можно сделать вывод, что именно невербальная коммуникация очень важна для сатирических рассказов Михаила Зощенко, потому что именно эти мелкие делали помогают нам определить именно ту проблему, которую пытается нам показать автор. С помощью невербальных описаний мы можем лучше понять и проанализировать героя. Заключение

Читайте также: