Докажите что кукольный дом социально психологическая драма кратко

Обновлено: 28.06.2024

Автор начал работу над пьесой уже в 1878 году, тогда и появились первые наброски. Стремился выразить проблемы современной действительности, облачив их в классическую форму трагедии, Ибсен.

Действие происходит в Норвегии, в квартире Торвальда Хельмера, работающего адвокатом, и его супруги Норы. Канун сочельника. Заходит Нора, вернувшаяся с большим количеством подарков для детей и мужа. Торвальд любовно встречает жену и шутливо говорит, что она мотовка. Нора возражает, что в этом нет ничего страшного, ведь новый год предвещает его повышение.

Начало истории

Действие происходит в жилище семейства Хельмеров, у них уютная и хорошо обставленная квартира. Глава — Торвальд Хельмер — успешный адвокат, ему свойственны:

  • принципиальность;
  • педантичность;
  • целеустремленность.

Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. По характеру она:


  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • беззаботная;
  • легкомысленная.

Супруга как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами:

Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы.

Оказывается, она во время болезни горячо любимого мужа взяла деньги в долг без его ведома. Для этого ей даже пришлось подделывать подпись отца, который находился при смерти. Он якобы выступал в роли поручителя.

На полученные деньги она свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. А теперь ей приходится на всем экономить, чтобы погасить задолженность. Она всегда находится в поисках подработки.

Нора обращается с просьбой к Торвальду устроить приятельницу в свой банк, тот обещает подыскать местечко.

История Норы

Настает черед Норы рассказывать о своей жизни. Еще в первый год супружества Торвальд заболел, и ему необходимо было сменить климат. Тогда Нора взяла деньги под расписку у одного господина, а мужу сказала, что на поездку дал отец. Теперь она постоянно выплачивает проценты, а деньги для этого тайком берет у Хельмера.

Норма предлагает фру Линде помощь – муж может взять ее к себе на работу. Как раз сейчас он увольняет своего поверенного Крогстада, а значит, место освобождается. Оказывается, фру Линде немного знакома с этим человеком.

Развитие событий

Накануне праздников в дом Хельмеров заявляется Крогстад — человек, который когда-то дал хозяйке дома деньги. Оказывается, он знал, что подпись подделана, но молчал. А теперь ему требуется помощь должницы, так как ее супруг собирается уволить его с должности за махинации. Мужчина грозит Норе раскрытием тайны, если она не повлияет на Торвальда.

Девушка пытается всеми возможными способами переубедить мужа касательно увольнения, но строгий и принципиальный Хельмер отменять решение не собирается. Он ясно дает понять супруге, что ему отвратительны такие личности, как Крогстад. Он, отправляет работнику письмо, в котором напоминает о ближайшем увольнении.

Клерк вновь заявляется к должнице, но на этот раз требует от нее не только возвращения на работу, но и повышение в должности. Он исполняет свою угрозу, отправляет Хельмеру записку, в которой разоблачает его супругу в обмане и подлоге.

Нора рассказывает о своей проблеме подруге, зная, что заемщик когда-то питал к ней теплые чувства. Девушка обещает поговорить с ним, она сразу же отправляется к нему домой. После беседы Кристина и Крогстад решают жить вместе, но оставляют письмо, чтобы супруга сама во всем призналась мужу.

Нора тянет время, она боится признания, не зная, как строгий и педантичный Торвальд отреагирует на ее обман. Но все-таки девушка решается и кается. Хельмер сильно злится, считает поступок жены недостойным и отвратительным, опасается за собственную репутацию. В конце принимает решение отстранить женщину от воспитания собственных детей.

Но позднее, заполучив заемную записку и расписку об отсутствии претензий от Крогстада, мужчина смягчается, вновь становится ласков с супругой. Сама же Нора осознает, что является своеобразной игрушкой для него, она отказывается жить в построенном им кукольном домике, поэтому собирает вещи и уходит навсегда.

Подлог

Итак, Торвальд увольняет своего поверенного. Причина – когда-то совершенный им подлог, связанный с денежными бумагами. Суд оправдал Крогстада, но Хельмер не желает иметь ничего общего с таким человеком.

Нора выполняет просьбу, но на мужа это никак не действует. Хельмер ей отказывает, так как совершенно не воспринимает всерьез. Узнав это, Крогстад угрожает разоблачением. Но не только Нора оказывается жертвой его шантажа, бывший поверенный посылает Торвальду письмо, где угрожает рассказать всем о проступке его жены, тогда банковской карьере придет конец. Нора не знает, как ей теперь поступить.

Решение проблемы

Решение оказывается неожиданным, выясняется, что фру Линде и Крогстада когда-то связывала любовь, но женщине пришлось выйти за другого, чтобы улучшить финансовое положение больной матери и маленьких братьев. Теперь же она свободна и готова следовать велению сердца. Крогстад рад, он отказывается от своего шантажа, ведь и так обрел настоящую любовь и счастье в жизни. Единственная проблема – письмо Хельмеру уже отправлено и попало в его почтовый ящик, ключ от которого владелец всегда носит при себе.

Краткое содержание

Так, в частности, рассказывается о судьбе поверенного Крогстада, который, по независящим от него причинам, оказался под угрозой увольнения. В прошлом, ещё до назначения на высокий пост, адвокат Торвальд много болел, у семьи не было денег на врачей, поэтому его супруге пришлось обратиться за ссудой в банк. Получить необходимые средства она смогла лишь под личные обязательства, одолжив нужную ей сумму у поверенного Крогстада.

В последующем в банке вскрылись махинации, и, не разобравшись во всей сложившейся ситуацией, адвокат Торвальд, который являлся также управляющим в этом отделении, решает уволить Крогстада. Поверенный, не желая потерять свою работу, обращается за помощью к Норе, прося её заступиться перед супругом. Но Торвальд несерьезно отнесся к просьбе жены. Крогстад, оказавшись в такой ужасной ситуации, угрожает Норе разоблачением, шантажируя ее расписками, что может повредить банковской карьере ее мужа адвоката.

Нора, на которую выпали все такие страдания, даже думает о самоубийстве, однако она не решилась оставить без матери своих троих детей. В скором времени оказывается, что бывшая возлюбленная Крогстада фру Линне наконец стала свободной, и теперь ничто не мешает им быть вместе. Проверенный отказывается от своего шантажа, возвращает все долговые расписки, что приносит спокойствие и мир сразу в несколько семей.

Адвокат Хельмер после случившейся истории ещё больше полюбил свою жену, обещая ей впредь всегда серьёзно относиться к её просьбам и сложностям.

Письмо

Но тут приносят новое письмо. Оно от Крогстада, который отказывается от своих притязаний и возвращает заемные бумаги Норы. Хельман тут же приходит в восторг: все теперь будет как прежде. Но Нора с этим не соглашается, она собирается уйти из дома. Торвальд, всегда воспринимавший жену как игрушку, поражен ее самостоятельностью. Нора разочарована в муже, он повел себя, как трус, а не как мужчина. Отныне их больше ничего не связывает.

Несмотря на удивление, Хельман понимает всю серьезность слов и намерений Норы. Он пытается убедить жену в том, что отныне будет относиться к ней по-другому, но женщина ему больше не верит. Нора не отступает от своего выбора.

Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию

I. Мотивация учебной деятельности

II. Объявление темы и цели урока

III. Повторение, систематизация и обобщение изученного

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу — это ее сознательное решение.

? какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?

3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий

4. Проблемные вопросы и задачи

Беседа с учениками вопросам учителя:

-Что нужно Крогстаду?

(Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы

и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).

-Как эта сцена дополняет характеристику Норы?

(Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).

-В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?

(В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «…для него было бы

мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).

-Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?

(Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно — это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

8. Анализ сюжета и композиции произведения.

Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.

а/ Нора и Торвальд

— брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.

б/ Кристина Линне

— все потеряла в жизни, понимает, что счастье — жить хотя
бы
ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.

в/ Нильс Крогстад

— мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.

г/ Доктор Ранк

— всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.

Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.

Например, Нора живет в придуманном мире, потом — прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь — пробуждение совести — стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях — моральное испытание — измена любви и семьи.

КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ

1.Экспозиция

— канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров.
2.Завязка
— появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.

3.Развитие действия

— Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,

4.Кульминация

— письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.

— распад семьи. Нора уходит из дома.

9.Чтение по ролям или инсценирование.

10.Беседа по вопросам учителя:

1. Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?

2.Любит ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?

(Для Торвальда карьера, личный престиж — самое главное. Нора была лишь красивым, нежные дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все — это определяет его поведение/.

3.Дайте характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?

4.Какими художественными средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?

/ Персонажи пьесы многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны между собой по принципу контраста: Нора — Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад, Крогстад — Торвальд.

XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ

: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.

11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.

12. Итоговая беседа по вопросам учителя:

1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.

2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?

З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.

4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?

ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ

— духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.

ПРОБЛЕМАТИКА

— проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

— призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей — правды, совести, любви, чести.

— драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ

— драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего — законами моральными. Особенность пьесы — ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом — своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы — как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Анализ

Феминизм

Образ кукольного дома

Кукольный дом – главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях.

Г. Ибсен – известный норвежский писатель. Его творчество – высокое достижение так называемой “мещанской драмы”, которая особенно интенсивно развивалась в XVIII веке во Франции и Германии. Ибсен прошел школу романтического театра, создал основы “новой драмы”.

Вклад Ибсена в развитие театра чрезвычайно разнообразен, под влиянием драматурга были и представители социально-критического театра – Б. Шоу, Дж. Голсуорси, и драматурги-символисты – М. Метерлинк.

драма” Ибсена – настоящий переворот в мировой драматургии, норвежский писатель одним из первых среди драматургов XIX века начал создавать пьесы, в которых поднимались важные проблемы, а театральный язык был близок зрителю. Ибсен пережил эволюцию от романтизма до реализма и модернизма.

Наследие Ибсена – множество пьес, написанных на злобу дня. Не все они понятны современному человеку, потому что многие проблемы, бурно обсуждавшиеся в эпоху Ибсена, уже потеряли актуальность.

В его драмах нашли отражение и зарождавшийся феминизм, и политическая жизнь тогдашней Норвегии. Главным

в произведениях Ибсена является напоминание о нравственной ответственности человека за тот выбор, который каждый делает в своей жизни. Ибсен вступил в литературу во время так называемой “национальной романтики”. Он изучал саги – величайшее наследие скандинавов.

Драматурга уже на раннем этапе интересовала духовная жизнь человека. История была привлекательна для него тем, что ее можно поставить на службу современности, герои прошлого должны воспитывать зрителя нового времени.

В новой драме 70-80-х годов нет фольклора ил и фантастики, перед зрителем – состоятельные норвежские семьи, их друзья и прислуга. Действие обычно происходит в одной комнате и концентрируется вокруг нескольких персонажей, которые на протяжении пьесы открывают перед зрителем свои новые и новые стороны. Часто бывает, что герой совершает какой-нибудь поступок, и лишь позднее выясняются обстоятельства прошлого, ставшие причиной этого поступка.

“Кукольный дом” – одна из самых популярных пьес норвежского драматурга. Сразу после постановки пьеса стала причиной жарких дискуссий и споров: Ибсена обвиняли в подрыве института семьи, религии, других общественных идеалов, оправдании “преступницы” Норы, бросающей мужа и троих детей ради поиска собственного пути в жизни. Эта пьеса Ибсена – убедительное доказательство его радикализма и максимализма, так как до Ибсена такой принципиальной, последовательной и уничижительной критики общепризнанных ценностей мировой театр не знал.

Ибсен избирает непосредственной темой своей драмы семью. История молодой женщины Норы, убеждающейся, что ее нарядный дом, заботливый и любящий муж, вся ее радостная жизнь были обманчивой видимостью, за которой скрывался грубый эгоизм Хельмера и ее собственное недостойное положение игрушки и наложницы мужа, – является типичным выражением внутренней лживости современного общества.

Об Ибсене говорили, что его пьесы начинаются там, где прежде они обычно заканчивались, где могла бы начаться еще одна новая пьеса.

Драматург не “дает ответы”, а лишь “ставит вопросы”.

Ибсен превращает драму в форум, на котором обсуждаются главнейшие проблемы, разрешить которые можно только совместными усилиями всего общества, и не в рамках художественного произведения. Героиня пьесы Нора страстно желает быть самой собой, поэтому так решительно и последовательно отбрасывает она все то общепринятое, что мешает ей и является препятствием для поисков собственного “я”. Категорично, полемично обостренно звучат основные выводы героини.

Нора считает, что человек, не воспитавший себя, не имеет права воспитывать других, даже собственных детей.

Безусловно одно – нельзя верить тому, о чем говорят все. Нужно избрать путь одиночества и самому выяснить все вопросы. Нора упорно повторяет: “…Я должна сама подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них”, “Я хочу проверить, правду ли говорил пастор Хансен или, в крайнем случае, может ли это быть правдой для меня”, “Мне нужно выяснить, кто прав – общество или я”.

Ибсен призывает зрителей, у которых нет собственных взглядов на проблемы бытия, к поиску, чтобы они сказали, как Нора: “Я не знаю, но буду искать, а не бездумно повторять чужие мысли”.

В этой проверке нужно быть безжалостным к себе и стараться идти до конца, даже если это может быть причиной конфликта с окружающим миром, близкими людьми, обществом. По мнению Ибсена, от человека требуется совсем не так много: не говорить неправды и постоянно проверять на себе общепринятые идеалы.

Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы: “Нам с тобой есть о чем поговорить”. Уже сами эти слова были переворотом внутренней жизни женщины, которая почувствовала в себе силы освободить свое сознание от довлеющих над ним предрассудков. Нора решилась на очень трудный для себя шаг – проявить свою человеческую сущность, стать личностью наперекор обществу.

Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, а решительно и последовательно переступать через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ее собственного “я”.

Нора оставила дом и семью, потому что разуверилась во всем, что ее окружало: на свете нет больше чудес, и потому Нора устремилась на поиски истины.

Проблемы Норы – это проблемы любого человека, а не только женщины.

По словам Ибсена, “то дело, за которое борются женщины, общечеловеческое. И те, которые внимательно прочитают мои книги, увидят это. Конечно, в них можно найти желание параллельно решить и женский вопрос, но это не главное”.

Маленькая женщина поднимает бунт против общества, она не хочет быть куклой в кукольном доме.

Символ – “кукольный дом” – указывает на основную идею драмы – на забвение человеческого в человеке.

Финал пьесы открыт: непросто отбросить старые взгляды, еще труднее построить свой собственный новый мир, по неизвестным тебе принципам и в таком сложном обществе, в котором живет героиня.

Главная тема в произведениях этого периода — борьба Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого.

Продолжая лучшие традиции выдающейся народно-исторической драмы первой половины XIX столетия, Ибсен ставит в центр произведений этих лет социально-исторический аспект и неразрывно связывает с ним судьбу и развитие характеров персонажей.

Сильных героев и значительные исторические события он противопоставляет убогости и жестокости общества того времени.

Второй период творчества Ибсена (1864-1884) считается реалистическим. Это этап расцвета его драматургии, наиболее беспощадного, резкого осуждения бездуховной действительности. В эти годы было написано восемь пьес, и среди них пьеса "Кукольный дом" (1879), появление которой ознаменовало становление новой социально-психологической драмы, оказавшей огромное влияние на мировую драматургию.

Третий, символический, период творчества норвежского писателя (1884-1900) также представлен восьмью драмами, которые условно можно назвать "пьесами о человеческой душе". В них раскрываются те или иные стороны внутренней жизни человека, хотя и ограниченные определенными социальными условиями.

В ибсеновской "новой драме" история души героев глубоко мотивирована как изнутри, так и снаружи. При этом особая роль отводится интеллектуально-аналитическим методам — постоянное выявление новых и новых сведений о предыстории героев, предыдущие события, определенные моменты душевной жизни персонажей. Ибсена интересует не только занимательный сюжет, он в первую очередь сосредоточивается на психологических изменениях, происходящих с персонажами.

"Кукольный дом" — это рассказ о семье, о людях, проживших вместе много лет, но так и не сумевших стать счастливыми — классический образец социально-психологической драмы. Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.

Не случайно пьесу "Кукольный дом" часто называют просто "Нора". Речь в ней в первую очередь идет о несправедливости, допущенной обществом по отношению к женщине.

Действие в пьесе разворачивается в преддверии светлого праздника — Рождества Христова, и начинается оно изображением иллюзии счастья главной героини. Нора, молодая красивая женщина, возвращается из города с подарками для детей и мужа.

В жизни ее семьи закончился тяжелый, период: муж получил должность директора банка, тяжелый труд и безденежье остались в прошлом. Нору окружает устроенный быт, прекрасные дети, любящий супруг. Семья занята приготовлениями к празднику. Все веселы. Нора и сама веселится, как ребенок. Этим подчеркивается первый мотив — внешнее благополучие, жизнь — несерьезная, как игра.

У Норы вроде бы есть все основания радоваться жизни и чувствовать себя счастливой, но это только иллюзия. Уже в эти минуты семья находится на грани катастрофы и не потому, что супруги не любят друг друга, а потому, что муж не признает за женой способности совершать осмысленные поступки, чем толкает ее на преступление. Несколько лет назад Торвальд надорвал здоровье на тяжелой работе и Потребовались деньги на его лечение.

Нора, внутренне недовольная тем, что для мужа она только игрушка, "легкомысленная птичка", убеждает его, будто сама сумела собрать необходимую сумму, но не говорит, как именно ей удалось это сделать. Такая правда может разрушить семейное счастье, считает она. Теперь Нора тайно выплачивает долг. Для нее это является неоспоримым доказательством того, что она — взрослый самостоятельный человек, способный принимать решения и нести за них ответственность. Все события в пьесе разворачиваются вокруг этого "аморального" поступка Норы и ее попыток доказать, прежде всего самой себе, что она — личность.

Торвальд, даже узнав о мотивах, видит только внешнюю сторону событий — вину Норы, экономическое нарушение, не понимая внутренних порывов жены и не желая жертвовать собой, как это делала она. Тем временем события приобретают все более драматическую и даже трагическую окраску. Нильс Крогстад просит Нору повлиять на своего мужа, чтобы тот не увольнял его с занимаемой должности, и угрожает в противном случае рассказать всю правду.

Мотивы, толкнувшие Нору на преступление, были благородными, но Крогстад убеждает ее, что "закон не интересуется причинами". Из его письма становится понятным, кто на самом деле подруга Норы Кристина Линне (что ею движет: жажда справедливости или женская зависть?), а сам Крогстад, оказывается, добывает деньги нечестным путем, чтобы содержать своих детей, рано лишившихся матери. Преступление, совершенное Крогстадом, в глазах закона такое же, как и то, что совершила Нора. Женщина возмущена несправедливостью законов, которые остаются равнодушными к моральным намерениям и мотивам поступков людей. Она глубоко переживает свое безвыходное положение, тем более что муж ее — самовлюбленный эгоист, который гордится собственной безупречностью, остается непреклонным.

Нора в отчаянии, она постоянно размышляет о создавшейся ситуации, мучительно ищет выход из нее. Но вскоре события принимают новый оборот: встреча с Кристиной изменила Крогстада, он стал великодушным, отказался от шантажа и уничтожил подложный вексель. А в жизни Норы чуда не произошло — в поступке Крогстада Торвальд видит лишь свое спасение, считая жену просто продолжением себя, своей собственностью. Нора не воспользовалась возможностью избежать неприятностей (ей стоило только попросить о помощи свою подругу), наоборот, она сознательно спровоцировала Торвальда прочитать письмо, провоцируя тем самым и сцену их последнего разговора. Кажется, Хельмер готов "простить" жену, но не догадывается о том, в каком безобразном виде сам предстал перед Норой, насколько она в нем разочарована. К этому моменту Нора уже столько пережила, передумала и переоценила в своей жизни, что готова к решительным действиям. Она окончательно убедилась, что навсегда останется для мужа только птичкой, любимой дорогой игрушкой, с которой приятно играть, потому что она красивая.

Нора уже вынесла окончательный приговор своей любви: "Я увидела, что ты не тот, за кого я тебя принимала", — говорит она Торвальду и этими словами подводит итог своему замужеству. Нора осознает, что ее семейное счастье оказалось иллюзией, что восемь лет она прожила с человеком, родила ему троих детей, но настоящей семьи они так и не создали, так и не стали по-настоящему близкими и родными друг для друга. В ее душе растет чувство отчуждения от семьи, она даже убеждает себя, что не имеет права воспитывать своих собственных детей. Боль от осознания сути прожитой жизни и разочарования в Торвальде пробудили у Норы непреодолимое желание быть самой собой, и теперь ее уже ничто не сможет остановить.

Современники Ибсена говорили, что "новая драма" началась со слов Норы, сказанных Торвальду Хельмеру: "Нам с тобой есть о чем поговорить". Уже сами эти слова были переворотом прежде всего внутренней жизни женщины, которая почувствовала себя в состоянии освободить свое сознание от довлеющих над ним предрассудков.

Нора решается на очень трудный для себя шаг — проявить свою человеческую сущность, стать личностью наперекор обществу. Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить, она не хочет, чтобы с нею играли. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, она решительно и последовательно переступает через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ею собственного "я", она оставляет дом и семью, потому что разуверилась во всем, что ее окружало. На свете нет больше чудес, и потому Нора устремляется на поиски истины.

И тем не менее, в этой пьесе основной конфликт не разрешен. Разрешение его, то есть финал борьбы Норы с догмами общества, возможен, но только за рамками произведения. Нора ушла из семьи, но что ждет ее впереди? По-видимому, мы сами должны найти ответ на этот вопрос. Такая незавершенность развития конфликта оставляет открытый финал.

Сам Ибсен так говорил о цели любой драмы: "Пьеса не заканчивается с падением занавеса после пятого действия — настоящий финал находится за его пределами; писатель обозначил направление, в котором приходится искать этот финал, потом — наше дело, дело каждого читателя или зрителя самостоятельно дойти до этого финала путем собственного творчества".

Генрик Ибсен – великий норвежский поет и драматург XIX века. Одним из известных произведений является трёх актовая пьеса “Кукольный дом”. В своей работе автор поднимает социально-философский вопрос о выборе человека и его желании играть отведенную роль в жизни.

В центре пьесе счастливая супружеская пара – адвокат Хельмер и его жена Нора. В первом акте супруг предстаёт перед нами сильным, любящим, заботливым мужем и отцом семейства. Его супруга – весёлой, беззаботной, жизнерадостной и легкомысленной транжиркой. Но всё меняется к концу третьего акта, когда вскрывается страшная правда. Оказывается, что для спасения своего мужа, Нора взяла в долг большую суму денег, подделав подпись отца. Но автор явно симпатизирует своей героине, выставляя её любящей женой, готовой пожертвовать всем, ради спасения мужа и семьи.

При прочтении этого произведения, создается впечатление, что каждый из главных героев живёт своей тайной жизнью, а видимая её часть – некая ширма, маска, за которую они удобно прячутся, и с помощью которой манипулируют жизнями других людей. В мире Ибсена люди-куклы, марионетки друг друга, и лишь при определённых условиях и обстоятельствах они освобождаются от “внешнего кукловода”, и показывают своё истинное “Я”, раскрывают свой внутренний мир, который вразрез расходятся с их ролью.

Так адвокат Хельмер из любящего мужа, который уверял, что покажет, на что способен, если только его жене будет угрожать серьёзная опасность, превратился в трусливого эгоиста. Он упрекает её в том, что она лицемерка, преступница, точно такая же, как и ее отец. Что она своими руками погубила его счастье. Он считает, что в её смерти нет толку, и из-за своего поступка она недостойна, воспитывать детей. Но стоило ему получить расписку, как он вновь стал заботливым мужем…

Нора также изменилась. Из маленькой легкомысленной птички, она превратилась в серьёзную сильную женщину. Она видит, что ее мечты и надежды на брак не оправдались. Осознаёт, что она была куклой в руках отца, а потом мужа. Что она играла придуманную для неё роль, и никогда не выходила за её пределы. Она никогда не была собой, настоящей и счастливой. Она смеялась и веселилась, умело скрывая свое “Я”.

Генрик Ибсен поднимает тему не только “людей-кукол”, что играют друг другом, но и вопрос о морали и законе. Что важнее в современном мире, и какие ценности приемлемы в обществе. Ради чего или кого, каждый готов поступиться своими принципами. Основ семьи, краеугольным каменеем которых вступает межличностные взаимоотношения супругов, основанных на доверии.

“Кукольный дом” в понятии Ибсена – это не только место жительства четы Хельмеров, где описаны события пьесы. Это весь мир, где люди играют роли, которые им придумали и навязали, и они несчастные, потому что проживают не свою жизнь, они не могут полноценно раскрыться, быть полезным и обществу, и семье, и самому себе.

  • Адвокат Торвальд Хельмер
  • Нора, его жена
  • Доктор Ранк
  • Фру Линне
  • Частный поверенный Крогстад
  • Трое маленьких детей четы Хельмер
  • Анна-Мария, их нянька
  • Служанка в доме Хельмера
  • Посыльный

Нора Хельмер характеристика

Нора — жена Торвальда, успешного бизнесмена. Нора жила тем, что строила свою жизнь, делая счастливым супруга, воплощая его желания и соответствуя его ожиданиям, при этом подавляя свою личность. Ее муж только получил новую работу в банке, и в этот период обнаруживается, что однажды Нора одолжила деньги для того, чтобы помочь ему, когда он болел. После ряда работ, которые она скрывала, она смогла расплатиться с долгом. Нора не хочет, чтобы ее муж об этом узнал, так как это заденет его гордость, а она ведь играет роль идеальной жены и матери трех детей. В итоге она понимает, что больше не может так жить и уходит из семьи для того, чтобы понять, кто она на самом деле.

Торвальд Хельмер характеристика

Муж Норы и отец троих детей, Торвальд относится к своей жене, как к красивой вещи, а не как к личности. Когда он узнает о долге, то разочаровывается в жене, несмотря на тот факт, что она сделала это, чтобы ему помочь. Когда она решает уйти из семьи, он говорит ей, что ее обязанности как женщины быть хорошей женой и матерью. В конце пьесы он надеется на то, что она изменит свое мнение. Очевидно, что он не замечает реальных проблем их брака и того, что он восхищается своей женой, как игрушкой. Он не понимает, что ведет себя с ней так, как вел себя ее отец. Торвальд в начале пьесы кажется строгим и властным, но, в конце концов, обнаруживается, что он очень неуверенный в себе человек. Он хочет уважения, но не оказывает его другим.

Доктор Ранк характеристика

Он богатый друг семьи, который влюблен в Нору. Ранк флиртует с ней, показывая тем самым свои чувства. Доктор Ранк – это тот герой пьесы, который смирился со своей судьбой. Он знает, что умирает от сифилиса, но он достойно это принимает и продолжает вести себя человечно.

Крогстад характеристика

Пьеса с таким вроде бы легким, незатейливым и простым названием (вот что-то детское…) на деле оказалась очень глубокой, тяжелой и драматической. И страшной. Страшной, что человек, с которым ты живешь уже 8 лет, от которого у тебя трое детей и для которого ты идешь на немыслимые жертвы, оказывается безнадежно далеким, чужим…
В такой ситуации оказалась главная героиня этой замечательной пьесы, Нора, молодая привлекательная женщина, совершившая однажды ради того чтобы спасти жизнь своему мужу ужасный проступок (и не задумываясь, повторила бы его опять), она очень, очень его любит. И главное лишение и главный страх для нее — потерять его любовь. Остальное (безденежье, угроза уголовного преследования, потеря чести) для не столь важно. Только любовь любимого мужчины. Вроде бы так мало она просит. Но и это слишком много, по мнению ее мужа, адвоката, а затем директора банка Хельмера.

Заключенная в тесные рамки социума (где женщина занимает всегда меньшее место по сравнению с мужчиной, а значит имеет меньше прав и возможностей), дома (где она всегда должна быть примерной женой, идеальной хозяйкой, заботливой матерью, улыбающейся и всем довольной женщиной), где у нее нет по сути права голоса, право на свое мнение, права на собственные желания. Она хорошенькая куколка в том самом кукольном доме, красивая картинка, удобная жена…

Пьеса заканчивается странно, очень сильный и неожиданный (для меня) финал: у куколки появился голос. Такой странный хэппи-энд (?) наводит на мысль, что все произошедшее в жизни Норы (все беды и несчастья, свалившиеся на ее голову) было не зря. Безмерно радуюсь за героиню, восхищаюсь ее силой духа (вот я бы, наверное, так не смогла…) и, конечно, 5/5

Мне надо сначала решить другую задачу. Надо постараться воспитать себя самое. И не у тебя мне искать помощи. Мне надо заняться этим одной…Мне надо остаться одной, чтобы разобраться в самой себе и во всем прочем…

Н о р а. Что ты считаешь самыми священными моими обязанностями? Х е л ь м е р. это еще нужно говорить тебе? Или у тебя нет обязанностей перед твоим мужем и перед твоими детьми? Н о р а. У меня есть и другие, столь же священные…Обязанности перед самой собою… Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком…я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них.

Анализ пьесы Ибсена “Кукольный дом”

Генрик Ибсен – великий норвежский поет и драматург XIX века. Одним из известных произведений является трех актовая пьеса “Кукольный дом”. В своей работе автор поднимает социально-философский вопрос о выборе человека и его желании играть отведенную роль в жизни. В центре пьесе счастливая супружеская пара – адвокат Хельмер и его жена Нора. В первом акте супруг предстает перед нами сильным, любящим, заботливым мужем и отцом семейства. Его супруга – веселой, беззаботной, жизнерадостной и легкомысленной транжиркой. Но все меняется
к концу третьего акта, когда вскрывается страшная правда. Оказывается, что для спасения своего мужа, Нора взяла в долг большую суму денег, подделав подпись отца. Но автор явно симпатизирует своей героине, выставляя ее любящей женой, готовой пожертвовать всем, ради спасения мужа и семьи. При прочтении этого произведения, создается впечатление, что каждый из главных героев живет своей тайной жизнью, а видимая ее часть – некая ширма, маска, за которую они удобно прячутся, и с помощью которой манипулируют жизнями других людей. В мире Ибсена люди-куклы, марионетки друг друга, и лишь при определенных условиях и обстоятельствах они освобождаются от “внешнего кукловода”, и показывают свое истинное “Я”, раскрывают свой внутренний мир, который вразрез расходятся с их ролью. Так адвокат Хельмер из любящего мужа, который уверял, что покажет, на что способен, если только его жене будет угрожать серьезная опасность, превратился в трусливого эгоиста. Он упрекает ее в том, что она лицемерка, преступница, точно такая же, как и ее отец. Что она своими руками погубила его счастье. Он считает, что в ее смерти нет толку, и из-за своего поступка она недостойна, воспитывать детей. Но стоило ему получить расписку, как он вновь стал заботливым мужем… Нора также изменилась. Из маленькой легкомысленной птички, она превратилась в серьезную сильную женщину. Она видит, что ее мечты и надежды на брак не оправдались. Осознает, что она была куклой в руках отца, а потом мужа. Что она играла придуманную для нее роль, и никогда не выходила за ее пределы. Она никогда не была собой, настоящей и счастливой. Она смеялась и веселилась, умело скрывая свое “Я”. Генрик Ибсен поднимает тему не только “людей-кукол”, что играют друг другом, но и вопрос о морали и законе. Что важнее в современном мире, и какие ценности приемлемы в обществе. Ради чего или кого, каждый готов поступиться своими принципами. Основ семьи, краеугольным каменеем которых вступает межличностные взаимоотношения супругов, основанных на доверии. “Кукольный дом” В понятии Ибсена – это не только место жительства четы Хельмеров, где описаны события пьесы. Это весь мир, где люди играют роли, которые им придумали и навязали, и они несчастные, потому что проживают не свою жизнь, они не могут полноценно раскрыться, быть полезным и обществу, и семье, и самому себе.

Читайте также: