Докажите что кпд гладкой наклонной плоскости равен единице кратко

Обновлено: 06.07.2024

Полезной называется работа по подъёму грузов или преодолению какого-либо сопротивления.
Затраченной (полной) называется работа, совершённая приложенной силой.

Примеры полной и полезной работы

  • полезная работа равна работе по подъему ведра яблок на высоту \(h\);
  • затраченная работа равна произведению приложенной силы на длину вытравленной веревки.
  • полезная работа равна работе по подъему бочки на высоту \(h\);
  • затраченная работа равна произведению приложенной силы на длину наклонной плоскости.

Затраченная работа равна сумме:

  • полезной работы;
  • работы против силы трения в различных частях механизма;
  • работы по перемещению различных составных элементов механизма.

п.2. КПД механизма

Коэффициент полезного действия механизма – это отношение его полезной работы к затраченной работе. $$ \eta=\frac>>\cdot 100\text $$

Поскольку в реальных механизмах всегда \(A_\text\lt A_\text\), $$ \frac\lt 1. $$

Следовательно КПД реальных механизмов \(\eta\lt 100\text\).

Только в идеальном механизме, в котором нет потерь на трение, и все составные элементы не имеют веса, \(A_\text=A_\text\) и \(\eta=100\text\).

КПД никогда не может быть выше \(100\text\).

КПД реальных механизмов можно увеличить за счет снижения трение в подвижных узлах и уменьшения веса всех составных элементов конструкции.

Для этого нужны новые смазочные вещества и лёгкие, но прочные конструкционные материалы.

п.3. Задачи

Задача 1. По наклонной плоскости поднимают груз массой 50 кг, прикладывая к нему силу 250 Н, направленную вдоль плоскости. Чему равен КПД плоскости, если её длина 10 м, а высота 3 м?

Полезная работа по подъему груза \begin A_\text=mgh. \end Затраченная работа на перемещение груза вдоль наклонной плоскости \begin A_\text=FL. \end КПД плоскости: \begin \eta=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text \end Получаем: \begin \eta=\frac\cdot 100\text=60\text \end Ответ: 60%

Задача 2. С помощью подвижного блока поднимают груз массой 200 кг, прикладывая силу 1200 Н. Чему равен КПД блока?

Полезная работа по подъему груза на высоту \(h\): \begin A_\text=mgh. \end Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза и проигрыш в расстоянии. Т.е. при работе нужно вытянуть трос длиной \(2h\). Затраченная работа: \begin A_\text=F\cdot 2h. \end КПД блока \begin \eta=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text \end Получаем: \begin \eta=\frac\cdot 100\text\approx 83,3\text \end Ответ: 83,3%

Задача 3. Груз массой 245 кг с помощью рычага равномерно подняли на высоту 6 см. При этом к длинному плечу рычага была приложена сила 500 Н, а точка приложения силы опустилась на 30 см. Найдите КПД рычага.

Полезная работа по подъему груза на высоту \(h_2\): \begin A_\text=mgh_2. \end Затраченная работа по опусканию длинного плеча рычага: \begin A_\text=F_1h_1. \end КПД рычага \begin \eta=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text \end Получаем: \begin \eta=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text=98\text \end Ответ: 98%

Задача 4. Чему равен КПД гидравлической машины, если для равномерного подъема груза массой 1,2 т к меньшему поршню прикладывают силу 160 Н? Площади поршней равны 5 см 2 и 500 см 2 .

При опускании малого поршня на высоту \(h_1\) из малого в большой цилиндр вытекает объем жидкости равный $$ V=S_1h_1=S_2h_2\Rightarrow \frac=\frac $$ Полезная работа по подъему груза на высоту \(h_2\): \begin A_\text=mgh_2. \end Затраченная работа по опусканию поршня малого цилиндра: \begin A_\text=F_1h_1. \end КПД гидравлической машины \begin \eta=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text \end Получаем: \begin \eta=\frac>>\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text=75\text \end Ответ: 75%

Задача 5*. Груз массой 12 кг поднимают с помощью подвижного блока массой 3 кг. Чему равен КПД блока?

Полезная работа по подъему груза на высоту \(h\): \begin A_\text=Mgh. \end Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза. Поэтому достаточно приложить силу, равную половине суммы весов груза и блока: \begin F=\frac 12(M+m)g \end При этом будет проигрыш в расстоянии. Потребуется вытянуть трос длиной \(2h\). Затраченная работа, приложенная к тросу: \begin A_\text=F\cdot 2h=\frac 12(M+m)g\cdot 2h=(M+m)gh. \end КПД подвижного блока \begin \eta=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text \end Получаем: \begin \eta=\frac\cdot 100\text=80\text \end Ответ: 80%

Задача 6. Сколько воды можно поднять из колодца глубиной 36 м за 1 ч, если мощность электродвигателя равна 5 кВт, КПД всей установки равно 70%?
Дано:
\(N=5\ \text=5\cdot 10^3\ \text\)
\(\eta=70\text=0,7\)
\(h=36\ \text\)
\(t=1\ \text=3600\ \text\)
\(g\approx 10\ \text^2\)
__________________
\(m-?\)

Полезная работа по подъему груза на высоту \(h\): \begin A_\text=Mgh. \end Затраченная работа электродвигателя: \begin A_\text=Nt. \end КПД установки \begin \eta=\frac=\frac \end Масса воды \begin m=\frac \end Получаем: \begin m=\frac=35\cdot 10^3\ (\text)=35\ \text \end Ответ: 35 т

Задача 7*. КПД подвижного блока при подъеме первого груза равен 80%, а при подъеме второго груза – 90%. Масса какого груза больше и во сколько раз? Трением в блоке можно пренебречь.
Дано:
\(\eta_1=80\text=0,8\)
\(\eta_2=90\text=0,9\)
__________________
\(\frac-?\)

КПД подвижного блока массой \(m\), с помощью которого поднимают груз массой \(M\) \begin \eta=\frac \end (см. Задачу 5 выше). Масса груза \begin \eta(M+m)=M\Rightarrow \eta m=(1-\eta)M\Rightarrow M=\fracm \end Получаем: \begin M_1=\fracm=4m,\\[6pt] M_2=\fracm=9m \end Масса второго груза больше.
Отношение масс \begin \frac=\frac=2,25\ (\text) \end Ответ: масса второго груза больше в 2,25 раз

п.4. Лабораторная работа №13. Определение КПД наклонной плоскости

Цель работы
Научиться проводить измерения и рассчитывать КПД простого механизма на примере наклонной плоскости. Исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от высоты.

Теоретические сведения

Теоретические сведения


Работа по подъему тела весом \(P\) вертикально на высоту \(h\) (из точки C в точку B): $$ A_\text=Ph $$

Работа по перемещению того же тела силой \(F\), направленной вдоль наклонной плоскости длиной \(L\) (из точки A в точку B): $$ A_\text=FL $$

В обоих случаях тело перемещается с нулевого уровня AC, где \(h_0=0\), на уровень с высотой \(h\) в точку B. Работа сторонних сил в этом случае равна изменению потенциальной энергии тела: $$ A=A_\text=A_\text=\Delta E_p $$

Получаем уравнение для идеальной наклонной плоскости (без трения): $$ Ph=FL $$

При наличии трения получаем неравенство: $$ Ph\lt FL $$

Полезная и затраченная работа для наклонной плоскости: $$ A_\text=Ph,\ \ A_\text=FL $$

КПД наклонной плоскости: $$ \eta=\frac>>\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text $$

Затраченная работа равна сумме полезной работы и работы по преодолению силы трения: $$ A_\text=A_\text+F_\textL $$

Откуда сила трения равна: $$ F_\text=\frac-A_\text>=\frac=F-P\frac hL $$

Вес \(P\) и сила \(F\) определяются в работе с помощью динамометра с ценой деления \(d=0,1\ \text\).

Абсолютная погрешность прямых измерений $$ \Delta_F=\Delta_P=\frac d2=0,05\ \text. $$

Сила \(F\) определяется в серии из пяти опытов с вычислением средних величин.

Высота наклонной плоскости \(h\) и длина наклонной плоскости \(L\) определяются с помощью мерной ленты с ценой деления \(d=5\ \text\). Абсолютная погрешность \(\Delta_L=2,5\ \text\).

Относительные погрешности измерений вычисляются как обычно.

Относительная погрешность расчета КПД: $$ \delta_\eta=\delta_F+\delta_P+\delta_h+\delta_L $$

Абсолютная погрешность расчета КПД: $$ \Delta_\eta=\eta\cdot \delta_\eta $$

Приборы и материалы
Доска длиной от 70 см, штатив с муфтой и лапкой, брусок массой не менее 300 г, мерная лента, динамометр.

Ход работы
1. Измерьте мерной лентой длину доски \(L\).
2. Определите вес бруска \(P\) с помощью динамометра.
3. Соберите наклонную плоскость: закрепите один конец доски в лапке штатива на высоте около \(h=\frac L3.\)
4. Положите брусок на наклонную плоскость, прикрепите к нему динамометр и равномерно тяните по наклонной плоскости. Следите, чтобы динамометр располагался параллельно наклонной плоскости. Запишите измеренное значение \(F\). Повторите измерение \(F\) в серии из пяти опытов.
5. Соберите новую наклонную плоскость: закрепите один конец доски в лапке штатива на высоте около \(h=\frac L4\). Перейдите на шаг 4 и повторите серию опытов для определения \(F\).
6. Рассчитайте КПД для двух исследованных наклонных плоскостей. Найдите относительные и абсолютные погрешности расчетов КПД.
7. Для каждой из наклонных плоскостей укажите величину полезной и затраченной работы, найдите силу трения.
8. Сделайте выводы о зависимости силы трения и КПД от высоты наклонной плоскости.

Результаты измерений и вычислений

Длина наклонной плоскости (доски) \begin L=80\ \text=800\ \text,\\[7pt] \Delta_L=2,5\ \text,\\[6pt] \delta_L=\frac=\frac\approx 0,0031=0,31\text \end

Вес бруска \begin P=4,4\ \text,\\[7pt] \Delta_P=0,05\ \text,\\[6pt] \delta_P=\frac=\frac\approx 0,0011=1,1\text \end

1. Наклонная плоскость высотой \(h=27\ \text\)

Высота наклонной плоскости \begin h=27\ \text=270\ \text,\\[7pt] \Delta_h=2,5\ \text,\\[6pt] \delta_h=\frac=\frac\approx 0,0093=0,93\text \end

Определение силы тяги \(F\) в серии опытов

№ опыта 1 2 3 4 5 Сумма
$$ F,\ H $$ 2,9 2,8 3,0 2,7 2,8 14,2
$$ \Delta_F,\ H $$ 0,06 0,04 0,16 0,14 0,04 0,44

Полезная работа: $$ A_\text=Ph=4,4\cdot 0,27=1,188\ (\text) $$

Затраченная работа: $$ A_\text=FL=2,84\cdot 0,8=2,272\ (\text) $$

Сила трения: $$ F_\text=F-P\frac hL=2,84-4,4\cdot \frac\approx 1,36\ (\text) $$

Погрешности расчета КПД: $$ \delta_\eta=\delta_F+\delta_P+\delta_h+\delta_L=0,032+0,011+0,0093+0,0031=0,0554\approx 0,056=5,6\text $$

При расчете \(\delta_\eta\) использовали округление с избытком. $$ \Delta_\eta=0,523\cdot 0,056\approx 0,029=2,9\text $$

Окончательно получаем: $$ \eta=(52,3\pm 2,9)\text,\ \ \delta_\eta=5,6\text $$

2. Наклонная плоскость высотой \(h=20\ \text\)

Высота наклонной плоскости \begin h=20\ \text=200\ \text,\\[7pt] \Delta_h=2,5\ \text,\\[6pt] \delta_h=\frac=\frac\approx 0,013=1,3\text \end

Определение силы тяги \(F\) в серии опытов

№ опыта 1 2 3 4 5 Сумма
$$ F,\ H $$ 2,4 2,6 2,5 2,6 2,5 12,6
$$ \Delta_F,\ H $$ 0,12 0,08 0,02 0,08 0,02 0,32

Полезная работа: $$ A_\text=Ph=4,4\cdot 0,2=0,88\ (\text) $$

Затраченная работа: $$ A_\text=FL=2,52\cdot 0,8=2,016\ (\text) $$

Сила трения: $$ F_\text=F-P\frac hL=2,52-4,4\cdot \frac\approx 1,42\ (\text) $$

Погрешности расчета КПД: $$ \delta_\eta=\delta_F+\delta_P+\delta_h+\delta_L=0,024+0,011+0,013+0,0031=0,0511\approx 0,052=5,2\text $$

При расчете \(\delta_\eta\) использовали округление с избытком. $$ \Delta_\eta=0,437\cdot 0,052\approx 0,023=2,3\text $$

Окончательно получаем: $$ \eta=(43,7\pm 2,3)\text,\ \ \delta_\eta=5,2\text $$

Выводы
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.

В работе проводился расчет КПД наклонной плоскости постоянной длины, но разной высоты.

Цель работы:
Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.
Приборы и материалы:
Доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой (рис. 206 ).
Указания к работе:
1 . Повторите по учебнику § 65 "Коэффициент полезного действия механизма".
2 . Определите с помощью динамометра вес бруска.
3 . Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении.
4 . Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
5 . Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной доске.
6 . Измерьте с помощью линейки путь s, который проделал брусок, и высоту наклонной плоскости h.
7 . Измерьте силу тяги F.
8 . Вычислите полезную работу по формуле $А_=Ph$ , а затраченную − по формуле $А_=Fs$ .
9 . Определите КПД наклонной плоскости: $η = \frac<А_><А_>$ .
10 . Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 15 .
Дополнительное задание.
1 . Используя "золотое правило" механики, рассчитайте, какой выигрыш в силе даёт наклонная плоскость, если не учитывать трение.
2 . Измените высоту наклонной плоскости и для неё определите полезную, полную работу и КПД.

рис. 206 .
Таблица 15 .

Решение

Ход работы.
1 . Определим с помощью динамометра вес бруска. Вес равен 2,2 Н.
2 . Закрепим доску в лапке штатива в наклонном положении.
3 . Положим брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
4 . Переместим брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной доске.
5 . Измерим с помощью линейки путь s, который проделал брусок. Он равен 0,4 м. Измерим также высоту наклонной плоскости h, она равна 0,2 м.
6 . Измерим силу тяги F. Сила тяги по показаниям динамометра равна 1,8 Н.
7 . Вычислим полезную работу по формуле $А_=Ph$ , а затраченную − по формуле $А_=Fs$ .
$А_= 2,2 * 0,2 = 0,44 $ Дж;
$А_= 1,8 * 0,4 = 0,72 $ Дж.
8 . Определим КПД наклонной плоскости:
$η = \frac<А_><А_> * 100 %$ ;
$η = \frac * 100 % = 61 $ %;
9 . Результаты измерений и вычислений занесём в таблицу 15 .

Таблица 15 .

h, м Р, Н $А_$ , Дж $А=Ph$ s, м F, Н $А_$ , Дж $А_=Fs$ $η = \frac<А_><А_>$ * 100 %
0,2 2,2 0,44 0,4 1,8 0,72 61

Дополнительное задание.
1 . В соответствии с "золотым правилом" механики:
$А_ = А_$ ;
Ph = Fs;
$\frac = \frac = \frac$ = 2 .
Наклонная плоскость при отсутствии силы трения дала бы выигрыш в силе в 2 раза.
2 . Изменим высоту наклонной плоскости и для неё определим полезную, полную работу и КПД.
$А_= 2,2 * 0,3 = 0,66 $ Дж;
$А_= 1,9 * 0,4 = 0,76 $ Дж;
$η = \frac * 100 = 87 $ %;
3 . Результаты измерений и вычислений занесём в таблицу.

В этой статье научимся определять КПД наклонной плоскости, блоков и рычагов.

КПД неподвижного блока равен отношению полезной работы к затраченной, высоту подъема можно сократить:

\[\eta=\frac<mgh></p>
<p>\cdot100\%=\frac\cdot100\%\]

Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза, поэтому для него

\[\eta=\frac<mg></p>
<p>\cdot100\%\]

КПД рычага равен, аналогично, отношению полезной работы к затраченной:

\[\eta=\frac<Ph_2></p>
<p>\cdot100\%\]

рычаг

КПД наклонной плоскости равен:

\[\eta=\frac<mgh></p>
<p>\cdot100\%\]

наклонная плоскость1

И по-прежнему это то же отношение полезной работы к затраченной.


Задача 1. С помощью подвижного блока поднимают груз весом 400 Н на высоту 4 м, действуя на веревку с силой 220 Н. Чему равен КПД блока?

Так как блок по условию подвижный, то дает выигрыш в силе в 2 раза:

\[\eta=\frac<mg></p>
<p>\cdot100\%=\frac\cdot100\%=91\%\]

Задача 2. С помощью рычага груз массой 150 кг подняли на высоту 0,2 м. При этом к длинному плечу была приложена сила 600 Н, под действием которой конец этого плеча опустился на 0,6 м. Найдите КПД рычага.

\[\eta=\frac<Ph_2></p>
<p>\cdot100\%=\frac\cdot100\%=\frac\cdot100\%=83\%\]

Ответ: 83 %
Задача 3. С помощью рычага, КПД которого 80%, подняли груз массой 120 кг на высоту 40 см. На какое` расстояние опустилось длинное плечо рычага, если к нему была приложена сила 500 Н?

\[\eta=\frac<Ph_2></p>
<p>\cdot100\%\]

\[h_1=\frac<Ph_2></p>
<p>\cdot100\%=\frac=1,2\]

Ответ: 1,2 м.
Задача 4. Определить КПД наклонной плоскости при подъеме тела, если учащийся с помощью динамометра и линейки получил такие результаты: вес тела 1,4 Н; высота плоскости 0,2 м; длина плоскости 0,56 м; сила, приложенная к телу, 1 Н.

\[\eta=\frac<mgh></p>
<p>\cdot100\%=\frac\cdot100\%=50\]


Задача 5. Бетонную плиту объемом 0,5 м поднимают из воды с помощью подвижного блока. Какую силу необходимо прикладывать, когда плиту поднимают в воде и над поверхностью воды?

Плотность бетона равна кг/м .

m=\rho V=2200\cdot0,5=1100

Найдем массу бетонной плиты: кг. Вес плиты 11 кН. Поэтому, если блок подвижный, то достаточно развивать силу 5,5 кН, чтобы поднять эту плиту на воздухе с помощью подвижного блока. В воде нам будет помогать сила Архимеда:

\[F_A=\rho_0 g V=1000\cdot10\cdot0,5=5000\]

Таким образом, в воде вес плиты станет меньше на 5000 Н и станет равен 6000 Н. Поэтому достаточно 3000 Н для подъема плиты в воде при помощи такого блока.

Ответ: 5,5 кН на воздухе, 3 кН в воде.

Задача 6. По наклонной плоскости длиной 5 м и высотой 1,5 м поднимают равномерно груз массой 180 кг. Какую силу нужно приложить к грузу, если КПД плоскости 60%?

КПД наклонной плоскости равен:

\[\eta=\frac<mgh></p>
<p>\cdot100\%\]

\[F=\frac< mgh ></p>
<p>\cdot100\%=\frac< 180\cdot 10\cdot 1,5 >\cdot 100\%=900\]

Задача 7. Какую работу необходимо совершить для подъема гранитной плиты объемом 4 м на высоту 2 м с помощью механизма с КПД 60%?

Полезная работа равна

КПД механизма равен:

\[\eta=\frac<A_<poln></p>
<p>>\cdot 100\%\]

Полная работа тогда

\[A_<poln></p>
<p>=\frac\cdot100\%=\frac\cdot100\%=\frac\cdot 100\%=347000\]


Задача 8. С помощью подвижного блока поднимают груз массой 75 кг на высоту 10 м. КПД равен 60%. Определить полезную работу и силу, необходимую для подъема груза.
КПД подвижного блока:

\[\eta=\frac<mg></p>
<p>\cdot100\%\]

\[A=mgh=75\cdot10\cdot10=7500\]

\[F=\frac<mg></p>
<p>\cdot100\%=\frac\cdot100\%=625\]

Невозможно прямое попадание эксперимента
в узко определённую теоретическую мишень.

Когда теория совпадает с экспериментом,
это уже не открытие, а закрытие.

Пётр Леонидович Капица

рис.1

Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в различных ситуациях.

Рефлексивная деятельность ученика: самоутверждение, самореализация и саморегуляция.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития ученика.

Показатели реального результата решения задачи: самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в различных ситуациях.

Логика построения урока: актуализация комплекса знаний → применение знаний в различных ситуациях → контроль и самоконтроль.

Оборудование: деревянная доска, деревянный брусок, динамометр, линейка измерительная.

Ход урока

I. Актуализация комплекса знаний (15 мин)

рис.2

На доске опорный рисунок [2, с. 46, рис. 2]. Учитель совместно с учащимися решает задачу:

• [1, с. 57, № 400]. Какую работу надо совершить, чтобы по плоскости с углом наклона 30° на высоту 2 м втащить груз, прикладывая силу, совпадающую по направлению с перемещением? Масса груза 400 кг, коэффициент трения 0,3. Каков при этом КПД?

формула1

формула2

II. Решение задач (30 мин)

► 1 (10 мин). Учитель совместно с классом решает задачу:

• [1, с. 43, № 293]. Поместите на линейку небольшой предмет (резинку, монету и т.д.). Постепенно поднимайте конец линейки, пока предмет не начнёт скользить. Измерьте высоту h и основание b полученной наклонной плоскости и вычислите коэффициент трения.

Получив расчётную формулу, учащиеся, используя деревянную доску, деревянный брусок и линейку, экспериментально сами определяют коэффициент трения и записывают полученный результат в рабочие тетради.

► 2 (10 мин). Учитель совместно с классом решает задачу:

• [1, с. 57, № 401]. Найти КПД наклонной плоскости длиной 1 м и высотой 0,6 м, если коэффициент трения при движении по ней тела равен 0,1.

Решение. Используя второй результат решения задачи [1, с. 57, № 400], получим:

формула3

Учитель предлагает измерить длину деревянной доски и определить КПД наклонной плоскости для значений высоты и коэффициента трения, полученных при решении задачи [1, с. 43, № 293]. Результат записывается в тетради.

► 3 (10 мин). Учитель предлагает определить КПД наклонной плоскости для значения высоты, полученной при решении задачи [1, с. 43, № 293], ещё одним способом [2, с. 45–47], а затем сравнить полученные результаты и сделать выводы.

• Положите брусок на наклонную плоскость; прикрепив к нему динамометр, равномерно тяните его вверх вдоль наклонной плоскости; измерьте силу тяги F.

Измерьте с помощью динамометра силу тяжести Fт, действующую на брусок, и найдите экспериментальное значение КПД наклонной плоскости:

формула4

Домашнее задание [2, с. 46]. Вычислите максимально возможное значение выигрыша в силе, получаемого при заданном наклоне плоскости: kmax = l/h.

Найдите экспериментально выигрыш в силе, полученный с помощью наклонной плоскости: kэ = Fт/F.

Читайте также: