Докажите что кпд гладкой наклонной плоскости равен единице кратко
Обновлено: 06.07.2024
Полезной называется работа по подъёму грузов или преодолению какого-либо сопротивления.
Затраченной (полной) называется работа, совершённая приложенной силой.
Примеры полной и полезной работы
- полезная работа равна работе по подъему ведра яблок на высоту \(h\);
- затраченная работа равна произведению приложенной силы на длину вытравленной веревки.
- полезная работа равна работе по подъему бочки на высоту \(h\);
- затраченная работа равна произведению приложенной силы на длину наклонной плоскости.
Затраченная работа равна сумме:
- полезной работы;
- работы против силы трения в различных частях механизма;
- работы по перемещению различных составных элементов механизма.
п.2. КПД механизма
Коэффициент полезного действия механизма – это отношение его полезной работы к затраченной работе. $$ \eta=\frac>>\cdot 100\text $$
Поскольку в реальных механизмах всегда \(A_\text\lt A_\text\), $$ \frac
Следовательно КПД реальных механизмов \(\eta\lt 100\text\).
Только в идеальном механизме, в котором нет потерь на трение, и все составные элементы не имеют веса, \(A_\text=A_\text\) и \(\eta=100\text\).
КПД никогда не может быть выше \(100\text\).
КПД реальных механизмов можно увеличить за счет снижения трение в подвижных узлах и уменьшения веса всех составных элементов конструкции.
Для этого нужны новые смазочные вещества и лёгкие, но прочные конструкционные материалы.
п.3. Задачи
Задача 1. По наклонной плоскости поднимают груз массой 50 кг, прикладывая к нему силу 250 Н, направленную вдоль плоскости. Чему равен КПД плоскости, если её длина 10 м, а высота 3 м?
Полезная работа по подъему груза \begin A_\text=mgh. \end Затраченная работа на перемещение груза вдоль наклонной плоскости \begin A_\text=FL. \end КПД плоскости: \begin \eta=\frac
Задача 2. С помощью подвижного блока поднимают груз массой 200 кг, прикладывая силу 1200 Н. Чему равен КПД блока?
Полезная работа по подъему груза на высоту \(h\): \begin A_\text=mgh. \end Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза и проигрыш в расстоянии. Т.е. при работе нужно вытянуть трос длиной \(2h\). Затраченная работа: \begin A_\text=F\cdot 2h. \end КПД блока \begin \eta=\frac
Задача 3. Груз массой 245 кг с помощью рычага равномерно подняли на высоту 6 см. При этом к длинному плечу рычага была приложена сила 500 Н, а точка приложения силы опустилась на 30 см. Найдите КПД рычага.
Полезная работа по подъему груза на высоту \(h_2\): \begin A_\text=mgh_2. \end Затраченная работа по опусканию длинного плеча рычага: \begin A_\text=F_1h_1. \end КПД рычага \begin \eta=\frac
Задача 4. Чему равен КПД гидравлической машины, если для равномерного подъема груза массой 1,2 т к меньшему поршню прикладывают силу 160 Н? Площади поршней равны 5 см 2 и 500 см 2 .
При опускании малого поршня на высоту \(h_1\) из малого в большой цилиндр вытекает объем жидкости равный $$ V=S_1h_1=S_2h_2\Rightarrow \frac=\frac $$ Полезная работа по подъему груза на высоту \(h_2\): \begin A_\text=mgh_2. \end Затраченная работа по опусканию поршня малого цилиндра: \begin A_\text=F_1h_1. \end КПД гидравлической машины \begin \eta=\frac
Задача 5*. Груз массой 12 кг поднимают с помощью подвижного блока массой 3 кг. Чему равен КПД блока?
Полезная работа по подъему груза на высоту \(h\): \begin A_\text=Mgh. \end Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза. Поэтому достаточно приложить силу, равную половине суммы весов груза и блока: \begin F=\frac 12(M+m)g \end При этом будет проигрыш в расстоянии. Потребуется вытянуть трос длиной \(2h\). Затраченная работа, приложенная к тросу: \begin A_\text=F\cdot 2h=\frac 12(M+m)g\cdot 2h=(M+m)gh. \end КПД подвижного блока \begin \eta=\frac
Задача 6. Сколько воды можно поднять из колодца глубиной 36 м за 1 ч, если мощность электродвигателя равна 5 кВт, КПД всей установки равно 70%?
Дано:
\(N=5\ \text=5\cdot 10^3\ \text\)
\(\eta=70\text=0,7\)
\(h=36\ \text\)
\(t=1\ \text=3600\ \text\)
\(g\approx 10\ \text^2\)
__________________
\(m-?\)
Полезная работа по подъему груза на высоту \(h\): \begin A_\text=Mgh. \end Затраченная работа электродвигателя: \begin A_\text=Nt. \end КПД установки \begin \eta=\frac
Задача 7*. КПД подвижного блока при подъеме первого груза равен 80%, а при подъеме второго груза – 90%. Масса какого груза больше и во сколько раз? Трением в блоке можно пренебречь.
Дано:
\(\eta_1=80\text=0,8\)
\(\eta_2=90\text=0,9\)
__________________
\(\frac-?\)
КПД подвижного блока массой \(m\), с помощью которого поднимают груз массой \(M\) \begin \eta=\frac \end (см. Задачу 5 выше). Масса груза \begin \eta(M+m)=M\Rightarrow \eta m=(1-\eta)M\Rightarrow M=\fracm \end Получаем: \begin M_1=\fracm=4m,\\[6pt] M_2=\fracm=9m \end Масса второго груза больше.
Отношение масс \begin \frac=\frac=2,25\ (\text) \end Ответ: масса второго груза больше в 2,25 раз
п.4. Лабораторная работа №13. Определение КПД наклонной плоскости
Цель работы
Научиться проводить измерения и рассчитывать КПД простого механизма на примере наклонной плоскости. Исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от высоты.
Теоретические сведения
Работа по подъему тела весом \(P\) вертикально на высоту \(h\) (из точки C в точку B): $$ A_\text=Ph $$
Работа по перемещению того же тела силой \(F\), направленной вдоль наклонной плоскости длиной \(L\) (из точки A в точку B): $$ A_\text=FL $$
В обоих случаях тело перемещается с нулевого уровня AC, где \(h_0=0\), на уровень с высотой \(h\) в точку B. Работа сторонних сил в этом случае равна изменению потенциальной энергии тела: $$ A=A_\text=A_\text=\Delta E_p $$
Получаем уравнение для идеальной наклонной плоскости (без трения): $$ Ph=FL $$
При наличии трения получаем неравенство: $$ Ph\lt FL $$
Полезная и затраченная работа для наклонной плоскости: $$ A_\text=Ph,\ \ A_\text=FL $$
КПД наклонной плоскости: $$ \eta=\frac>>\cdot 100\text=\frac\cdot 100\text $$
Затраченная работа равна сумме полезной работы и работы по преодолению силы трения: $$ A_\text=A_\text+F_\textL $$
Откуда сила трения равна: $$ F_\text=\frac-A_\text>=\frac=F-P\frac hL $$
Вес \(P\) и сила \(F\) определяются в работе с помощью динамометра с ценой деления \(d=0,1\ \text\).
Абсолютная погрешность прямых измерений $$ \Delta_F=\Delta_P=\frac d2=0,05\ \text. $$
Сила \(F\) определяется в серии из пяти опытов с вычислением средних величин.
Высота наклонной плоскости \(h\) и длина наклонной плоскости \(L\) определяются с помощью мерной ленты с ценой деления \(d=5\ \text\). Абсолютная погрешность \(\Delta_L=2,5\ \text\).
Относительные погрешности измерений вычисляются как обычно.
Относительная погрешность расчета КПД: $$ \delta_\eta=\delta_F+\delta_P+\delta_h+\delta_L $$
Абсолютная погрешность расчета КПД: $$ \Delta_\eta=\eta\cdot \delta_\eta $$
Приборы и материалы
Доска длиной от 70 см, штатив с муфтой и лапкой, брусок массой не менее 300 г, мерная лента, динамометр.
Ход работы
1. Измерьте мерной лентой длину доски \(L\).
2. Определите вес бруска \(P\) с помощью динамометра.
3. Соберите наклонную плоскость: закрепите один конец доски в лапке штатива на высоте около \(h=\frac L3.\)
4. Положите брусок на наклонную плоскость, прикрепите к нему динамометр и равномерно тяните по наклонной плоскости. Следите, чтобы динамометр располагался параллельно наклонной плоскости. Запишите измеренное значение \(F\). Повторите измерение \(F\) в серии из пяти опытов.
5. Соберите новую наклонную плоскость: закрепите один конец доски в лапке штатива на высоте около \(h=\frac L4\). Перейдите на шаг 4 и повторите серию опытов для определения \(F\).
6. Рассчитайте КПД для двух исследованных наклонных плоскостей. Найдите относительные и абсолютные погрешности расчетов КПД.
7. Для каждой из наклонных плоскостей укажите величину полезной и затраченной работы, найдите силу трения.
8. Сделайте выводы о зависимости силы трения и КПД от высоты наклонной плоскости.
Результаты измерений и вычислений
Длина наклонной плоскости (доски) \begin L=80\ \text=800\ \text,\\[7pt] \Delta_L=2,5\ \text,\\[6pt] \delta_L=\frac=\frac\approx 0,0031=0,31\text \end
Вес бруска \begin P=4,4\ \text,\\[7pt] \Delta_P=0,05\ \text,\\[6pt] \delta_P=\frac=\frac\approx 0,0011=1,1\text \end
1. Наклонная плоскость высотой \(h=27\ \text\)
Высота наклонной плоскости \begin h=27\ \text=270\ \text,\\[7pt] \Delta_h=2,5\ \text,\\[6pt] \delta_h=\frac=\frac\approx 0,0093=0,93\text \end
Определение силы тяги \(F\) в серии опытов
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Сумма |
$$ F,\ H $$ | 2,9 | 2,8 | 3,0 | 2,7 | 2,8 | 14,2 |
$$ \Delta_F,\ H $$ | 0,06 | 0,04 | 0,16 | 0,14 | 0,04 | 0,44 |
Полезная работа: $$ A_\text=Ph=4,4\cdot 0,27=1,188\ (\text) $$
Затраченная работа: $$ A_\text=FL=2,84\cdot 0,8=2,272\ (\text) $$
Сила трения: $$ F_\text=F-P\frac hL=2,84-4,4\cdot \frac\approx 1,36\ (\text) $$
Погрешности расчета КПД: $$ \delta_\eta=\delta_F+\delta_P+\delta_h+\delta_L=0,032+0,011+0,0093+0,0031=0,0554\approx 0,056=5,6\text $$
При расчете \(\delta_\eta\) использовали округление с избытком. $$ \Delta_\eta=0,523\cdot 0,056\approx 0,029=2,9\text $$
Окончательно получаем: $$ \eta=(52,3\pm 2,9)\text,\ \ \delta_\eta=5,6\text $$
2. Наклонная плоскость высотой \(h=20\ \text\)
Высота наклонной плоскости \begin h=20\ \text=200\ \text,\\[7pt] \Delta_h=2,5\ \text,\\[6pt] \delta_h=\frac=\frac\approx 0,013=1,3\text \end
Определение силы тяги \(F\) в серии опытов
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Сумма |
$$ F,\ H $$ | 2,4 | 2,6 | 2,5 | 2,6 | 2,5 | 12,6 |
$$ \Delta_F,\ H $$ | 0,12 | 0,08 | 0,02 | 0,08 | 0,02 | 0,32 |
Полезная работа: $$ A_\text=Ph=4,4\cdot 0,2=0,88\ (\text) $$
Затраченная работа: $$ A_\text=FL=2,52\cdot 0,8=2,016\ (\text) $$
Сила трения: $$ F_\text=F-P\frac hL=2,52-4,4\cdot \frac\approx 1,42\ (\text) $$
Погрешности расчета КПД: $$ \delta_\eta=\delta_F+\delta_P+\delta_h+\delta_L=0,024+0,011+0,013+0,0031=0,0511\approx 0,052=5,2\text $$
При расчете \(\delta_\eta\) использовали округление с избытком. $$ \Delta_\eta=0,437\cdot 0,052\approx 0,023=2,3\text $$
Окончательно получаем: $$ \eta=(43,7\pm 2,3)\text,\ \ \delta_\eta=5,2\text $$
Выводы
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
В работе проводился расчет КПД наклонной плоскости постоянной длины, но разной высоты.
Цель работы:
Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.
Приборы и материалы:
Доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой (рис. 206 ).
Указания к работе:
1 . Повторите по учебнику § 65 "Коэффициент полезного действия механизма".
2 . Определите с помощью динамометра вес бруска.
3 . Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении.
4 . Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
5 . Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной доске.
6 . Измерьте с помощью линейки путь s, который проделал брусок, и высоту наклонной плоскости h.
7 . Измерьте силу тяги F.
8 . Вычислите полезную работу по формуле $А_=Ph$ , а затраченную − по формуле $А_=Fs$ .
9 . Определите КПД наклонной плоскости: $η = \frac<А_><А_>$ .
10 . Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 15 .
Дополнительное задание.
1 . Используя "золотое правило" механики, рассчитайте, какой выигрыш в силе даёт наклонная плоскость, если не учитывать трение.
2 . Измените высоту наклонной плоскости и для неё определите полезную, полную работу и КПД.
рис. 206 .
Таблица 15 .
Решение
Ход работы.
1 . Определим с помощью динамометра вес бруска. Вес равен 2,2 Н.
2 . Закрепим доску в лапке штатива в наклонном положении.
3 . Положим брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
4 . Переместим брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной доске.
5 . Измерим с помощью линейки путь s, который проделал брусок. Он равен 0,4 м. Измерим также высоту наклонной плоскости h, она равна 0,2 м.
6 . Измерим силу тяги F. Сила тяги по показаниям динамометра равна 1,8 Н.
7 . Вычислим полезную работу по формуле $А_=Ph$ , а затраченную − по формуле $А_=Fs$ .
$А_= 2,2 * 0,2 = 0,44 $ Дж;
$А_= 1,8 * 0,4 = 0,72 $ Дж.
8 . Определим КПД наклонной плоскости:
$η = \frac<А_><А_> * 100 %$ ;
$η = \frac * 100 % = 61 $ %;
9 . Результаты измерений и вычислений занесём в таблицу 15 .
Таблица 15 .
h, м | Р, Н | $А_$ , Дж $А=Ph$ | s, м | F, Н | $А_$ , Дж $А_=Fs$ | $η = \frac<А_><А_>$ * 100 % |
---|---|---|---|---|---|---|
0,2 | 2,2 | 0,44 | 0,4 | 1,8 | 0,72 | 61 |
Дополнительное задание.
1 . В соответствии с "золотым правилом" механики:
$А_ = А_$ ;
Ph = Fs;
$\frac = \frac = \frac$ = 2 .
Наклонная плоскость при отсутствии силы трения дала бы выигрыш в силе в 2 раза.
2 . Изменим высоту наклонной плоскости и для неё определим полезную, полную работу и КПД.
$А_= 2,2 * 0,3 = 0,66 $ Дж;
$А_= 1,9 * 0,4 = 0,76 $ Дж;
$η = \frac * 100 = 87 $ %;
3 . Результаты измерений и вычислений занесём в таблицу.
В этой статье научимся определять КПД наклонной плоскости, блоков и рычагов.
КПД неподвижного блока равен отношению полезной работы к затраченной, высоту подъема можно сократить:
Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза, поэтому для него
КПД рычага равен, аналогично, отношению полезной работы к затраченной:
КПД наклонной плоскости равен:
И по-прежнему это то же отношение полезной работы к затраченной.
Задача 1. С помощью подвижного блока поднимают груз весом 400 Н на высоту 4 м, действуя на веревку с силой 220 Н. Чему равен КПД блока?
Так как блок по условию подвижный, то дает выигрыш в силе в 2 раза:
Задача 2. С помощью рычага груз массой 150 кг подняли на высоту 0,2 м. При этом к длинному плечу была приложена сила 600 Н, под действием которой конец этого плеча опустился на 0,6 м. Найдите КПД рычага.
Ответ: 83 %
Задача 3. С помощью рычага, КПД которого 80%, подняли груз массой 120 кг на высоту 40 см. На какое` расстояние опустилось длинное плечо рычага, если к нему была приложена сила 500 Н?
Ответ: 1,2 м.
Задача 4. Определить КПД наклонной плоскости при подъеме тела, если учащийся с помощью динамометра и линейки получил такие результаты: вес тела 1,4 Н; высота плоскости 0,2 м; длина плоскости 0,56 м; сила, приложенная к телу, 1 Н.
Задача 5. Бетонную плиту объемом 0,5 м поднимают из воды с помощью подвижного блока. Какую силу необходимо прикладывать, когда плиту поднимают в воде и над поверхностью воды?
Плотность бетона равна кг/м .
Найдем массу бетонной плиты: кг. Вес плиты 11 кН. Поэтому, если блок подвижный, то достаточно развивать силу 5,5 кН, чтобы поднять эту плиту на воздухе с помощью подвижного блока. В воде нам будет помогать сила Архимеда:
Таким образом, в воде вес плиты станет меньше на 5000 Н и станет равен 6000 Н. Поэтому достаточно 3000 Н для подъема плиты в воде при помощи такого блока.
Ответ: 5,5 кН на воздухе, 3 кН в воде.
Задача 6. По наклонной плоскости длиной 5 м и высотой 1,5 м поднимают равномерно груз массой 180 кг. Какую силу нужно приложить к грузу, если КПД плоскости 60%?
КПД наклонной плоскости равен:
Задача 7. Какую работу необходимо совершить для подъема гранитной плиты объемом 4 м на высоту 2 м с помощью механизма с КПД 60%?
Полезная работа равна
КПД механизма равен:
Полная работа тогда
Задача 8. С помощью подвижного блока поднимают груз массой 75 кг на высоту 10 м. КПД равен 60%. Определить полезную работу и силу, необходимую для подъема груза.
КПД подвижного блока:
Невозможно прямое попадание эксперимента
в узко определённую теоретическую мишень.
Когда теория совпадает с экспериментом,
это уже не открытие, а закрытие.
Пётр Леонидович Капица
Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в различных ситуациях.
Рефлексивная деятельность ученика: самоутверждение, самореализация и саморегуляция.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития ученика.
Показатели реального результата решения задачи: самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в различных ситуациях.
Логика построения урока: актуализация комплекса знаний → применение знаний в различных ситуациях → контроль и самоконтроль.
Оборудование: деревянная доска, деревянный брусок, динамометр, линейка измерительная.
Ход урока
I. Актуализация комплекса знаний (15 мин)
На доске опорный рисунок [2, с. 46, рис. 2]. Учитель совместно с учащимися решает задачу:
• [1, с. 57, № 400]. Какую работу надо совершить, чтобы по плоскости с углом наклона 30° на высоту 2 м втащить груз, прикладывая силу, совпадающую по направлению с перемещением? Масса груза 400 кг, коэффициент трения 0,3. Каков при этом КПД?
II. Решение задач (30 мин)
► 1 (10 мин). Учитель совместно с классом решает задачу:
• [1, с. 43, № 293]. Поместите на линейку небольшой предмет (резинку, монету и т.д.). Постепенно поднимайте конец линейки, пока предмет не начнёт скользить. Измерьте высоту h и основание b полученной наклонной плоскости и вычислите коэффициент трения.
Получив расчётную формулу, учащиеся, используя деревянную доску, деревянный брусок и линейку, экспериментально сами определяют коэффициент трения и записывают полученный результат в рабочие тетради.
► 2 (10 мин). Учитель совместно с классом решает задачу:
• [1, с. 57, № 401]. Найти КПД наклонной плоскости длиной 1 м и высотой 0,6 м, если коэффициент трения при движении по ней тела равен 0,1.
Решение. Используя второй результат решения задачи [1, с. 57, № 400], получим:
Учитель предлагает измерить длину деревянной доски и определить КПД наклонной плоскости для значений высоты и коэффициента трения, полученных при решении задачи [1, с. 43, № 293]. Результат записывается в тетради.
► 3 (10 мин). Учитель предлагает определить КПД наклонной плоскости для значения высоты, полученной при решении задачи [1, с. 43, № 293], ещё одним способом [2, с. 45–47], а затем сравнить полученные результаты и сделать выводы.
• Положите брусок на наклонную плоскость; прикрепив к нему динамометр, равномерно тяните его вверх вдоль наклонной плоскости; измерьте силу тяги F.
Измерьте с помощью динамометра силу тяжести Fт, действующую на брусок, и найдите экспериментальное значение КПД наклонной плоскости:
Домашнее задание [2, с. 46]. Вычислите максимально возможное значение выигрыша в силе, получаемого при заданном наклоне плоскости: kmax = l/h.
Найдите экспериментально выигрыш в силе, полученный с помощью наклонной плоскости: kэ = Fт/F.
Читайте также: