Договор руси с византией как источник права кратко

Обновлено: 01.07.2024

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства

Предметомявляется изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основные методы изучения:

А)Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Б)Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

В результате сравнительного анализа можно проследить изменения .этих понятий и выявить их причины.

В)Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Г)Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Д)Умозаключение по аналогии это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Е)Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Периодизация курса обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведов в истории, прежде всего, должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.

Историю государства и права Россииможно разделить на следующие периоды:

1)Древняя Русь (IX - XII вв.) или Древнее гос-во и право;

2)Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.) или Феод.разробленность;

3)Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.): Централизованный (15-16 вв.) и Сословно-представит.монархия (16-17 вв.)

4)Имперский абсолютизм (2-я пол.17 – 18 вв.)

5)Дореформенный (1-я пол.19 вв.)

6)Реформенный (2-я пол.19 вв.)

7)Пореформенный (кон.19-нач.20 вв.)

8)Советский (1917-1922 гг.)

9)Постсоветский (1991-2001 гг.)

Договоры Руси с Византией: историко-правой обзор. Церковные уставы и уставные грамоты как источники древнерусского права. Правовое положение церкви в Древней Руси.

Наиболее ранние письменные памятникирусского права — это тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся кмеждународному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

Виды наказаний и преступлений по 911 г.: за убийство смерть (ст.4); за убийство и побег лишение имущества (ст.4); за нанесение побоев 5 л. серебра (ст.5); за кражу со смертью вора потерпевший возвращает свое имущество (ст.5); за кражу и добровольное признание возвращение украденного в тройном размере (ст.5); за насилие и страдание убытки возмещаются в тройном размере (ст.7).

Виды доказательств: показание подозреваемого, потерпевшего (ст.3); показание челядина (ст.4).

Высшие суд.инстанции – царь, князь.

В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров:

1. Делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства русского государства.

2. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией.

3. Порядок доказательства преступления (присяга).

4. За убийство зажиточному смерть была заменена конфискацией, для бедного – казнь (социальное разделение).

5. За удар мечом устанавливался штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

6. Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся, должен вернуть похищенное в 3-м размере.

7. Наказание за насильственное присвоение чужого – тройной размер.

9. Возможность возвращения из плена.

10. Показана заинтересованность Византии в русских воинах.

11. Плата за пленных греков – 20 золотых.

12. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован (выгода для высших слоев).

13. Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию. Если нет наследников в Византии, наследство русского подданного необходимо вернуть на родину, тем самым запрещалось местным властям присваивать это имущество в свою пользу, что существовало в западноевропейском праве до XVΙΙΙ века.

14. Выдача уголовников, бежавших из Руси.

15. Обязательства, вытекающие из договора.

Договор 941 года. В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны (оказание военной поддержки в одностороннем порядке при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии).

Состоял из 16 статей:

1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси.

2. Право русских посылать корабли с купцами и послами, но вводится строгий контроль над приезжающими. По договору требовалась специальная грамота от Великого князя (раньше можно предъявить только печати), в случае отсутствия грамоты русских можно было задержать (если они оказывали сопротивление, они могли быть убиты).

2-а. Подтверждения права на месячное содержание; меры, ограничивающие права русских: запрет на ношение оружия в столице, не более 50 человек, в сопровождении чиновника; срок пребывания в Византии - 6 месяцев; ограничение объема торговых операций.

3. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина русского, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительной процедуры розыска челядина, которая была раньше.

4. Вознаграждение за возвращение беглого челядина греков, и похищенного им добра хозяина - 2 золотника

5. О покушении на грабеж, наказание – двойная стоимость награбленного.

7. По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает минимум в 2 раза цену пленника (с 20 до 10 и ниже золотников). Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских – единая цена, причем высшая из выкупных цен. Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7.

8. Отказ русских от претензий на Херсонес; помощь Византии привидения к покорности херсонесцев.

9. Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам.

10. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра (предлог – защита интересов херсонесцев).

11. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений.

12. Запрет казнить греков без византийского суда (отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда).

13. Порядок наказания преступника: запрет расправы с убийцей на месте преступления, можно лишь задержать. Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими.

14. Статья аналогична статье 5 договора 911 года: за удар мечом или копьем - штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

15. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии.

16. Клятва в ненарушении условий договора.

Договор 971 года. Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны (так как русские потерпели поражение в этом походе).

Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору:

1. Незыблемость мира между Русью и Византией.

2. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

3. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава.

4. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

преступления против христианской веры и устоев Церкви (волшебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, молитва в неустановленных местах, ввод в храм животных); преступления против христианской нравственности, о покушениях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родственниками, оскорблении словом, необоснованное обвинение в преступлении (блуде, отравлении, ереси), убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложество; по всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке , споры о наследстве и др.).

В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное(монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию, вдовы, богомольцы и т.п.

Церковные люди по уставу Владимира: игуменья (настоятель православного монастыря); монах; монашка; просвирница (печет свящ.хлеб); паломник; лекарь; грешник; невольник (живет для религии); странник; слепец; хромец.

Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской Правды, что превращало его в систематический церковный судебник.

Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина, тяжбы братьев о наследстве и т.п.) вовсе не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, кровосмешения, оскорбления, драки и т.п.) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов.В отличие от Устава Владимира, Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления.

Все церковно -судебные дела подразделялись на три разряда:

дела греховные без элементов преступного деяния (волхование, браки близких родственников, развод по согласию супругов). Эти дела разбирал епископ без княжеского судьи и по церковным законам;

дела греховно-преступные, в которых нарушен также государственный закон (изнасилование — ст. 1, 2, односторонний развод по инициативе мужа без вины жены — ст. 3,оскорбление женской чести — ст. 22,блуд — ст. 5,убийство — ст. 26,поджог гумна — ст. 10 и др.). Суд осуществлялся княжеским судьей при участии церковного судьи; все дела духовных лиц, судимые церковной властью.

Уставы регламентировали : - отношения между церковью и государством; - статус церковных людей (духовенство (священнослужители, монахи), лица, кормящиеся за счет церкви, лица, проживающие на ее земле); - церковную юрисдикцию (сфера брачно-семейных отношений, преступления против церкви и веры); - виды преступлений против церкви (ересь, язычество, волшебство, святотатство, моление у воды, повреждение могил); семьи и нравственности (кровосмешение, оскорбление словом замужней женщины, прелюбодеяние, блудство), виды наказаний за совершение церковных преступлений.

По тяжким делам создавались совместные – светские и духовные – княжеско-церковные суды (преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений). Система церковных наказаний была заимствована из Византии.

Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.

По мнению А.Е.Преснякова, церковное землевладение первоначально возникло из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения.

В качестве митрополии Константинопольского Патриарха русская православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий.

Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золото-

Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в сфере религиозно культурной, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского церковного права.

Русская церковь приняла кодексы церковного права, принципы и нормы которых были реципированы, восприняты не только в области собственно церковной жизни, но и в сферах государственного законодательства, судебной и административной практики.

В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VI в.) систематизировались церковные правила, установленные вселенскими и поместными Соборами церкви, а также государственные царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания — такие книги получили название Номоканонов.

В конце IX в. наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраныстатьи и комментарии к ним из Кодекса и Новелл императора Юстиниана.

Оба сборника (Свод и Номоканон) появились на Руси в XI—XII вв., получив название Кормчей книги. Перевод Номоканона был сделан Святым Мефодием , просветителем славян в IX в.

Значительное влияние на усвоение церковного законодательства Русью оказал также болгарский Закон судный людем, компилированный из различных византийских источников.

В XII—XIII вв. к основному тексту Номоканона постепенно прибавляются положения русского права (Русская Правда) и новых источников канонического, церковного права.

В XIII в. формируется путем компиляции многочисленных источников церковного права, новая Кормчая книга митрополита Кирилла II. Наряду с церковными правилами Книга содержала императорские законы и новеллы.

Как церковные, так и гражданские законы , содержавшиеся в византийских церковных книгах воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям.

Содержавшиеся в русских Кормчих книгах отрывки из Эклоги (свода семейного и гражданского, отчасти — уголовного права VIII в.) и Прохирона (свода законов IX в., созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированы применительно к русским условиям (за-

мена членовредительных наказаний денежными взысканиями, а уголовных — церковными).

Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании Русской Правды и церковных уставов Владимира Святого и Ярослава Мудрого

(конец X — начало XI в.).

5. Русская Правда: происхождение, списки, редакции, структура. Вещное, обязательственное и наследственное право по РП.

В Древней Руси закон был представлен нормами обычного права. Письменных сборников, содержащих их, не существовало. Закон был устным сводом правовых норм. Договора международные и между князьями были устными. Первыми письменными документами международного права, дошедшими до наших дней, были договоры Руси с Византией.

договоры руси с византией

Русь и Византия

До конца первого тысячелетия Право на Руси было устным, письменных норм права не существовало. Первые письменные договора появились именно из-за непростых отношений с Византией, преемницы римского права, где были разработанные принципы и нормы, ставшие основой правовых отношений в любом цивилизованном государстве.

Между Русью и Византией всегда существовал взаимный интерес. Договоры Руси с Византией были заключены, несмотря на то, что основные их точки соприкосновения – это военные столкновения, но именно они породили и вызвали заинтересованность друг в друге, взаимоуважение. Это мы видим из договоров, которые составлялись после очередного военного столкновения. Прочитав их, нельзя заметить, где побеждённый, а где победитель. Именно во времена военных столкновений были подписаны договоры Руси с Византией, благодаря им в дальнейшем строились отношения, при которых развивались торговые, культурные связи.

Точки взаимодействия интересов двух государств проходили в основном по побережью Чёрного моря и Крыма, где у Византии были подвластные территории. Руси необходимы были выходы к южным морям для дальнейшего развития торговли. Частые походы русских дружин на юг были связаны с расширением торговых путей. Именно торговым отношениям было посвящен ряд пунктов, вошедших в договоры Руси с Византией.

первые договоры руси с византией

Образование государства Византия

В конце IV века Великая Римская империя постепенно приходила в упадок. С запада её осаждали многочисленные племена варваров, которые своими набегами разрушали великую цивилизацию. Но прозорливый римский император Константин ещё в IV веке перенёс столицу государства в восточную часть империи, в основанный им город Константинополь, который находился на берегу Босфорского залива на месте древнегреческого города Византия. Этот шаг, по сути, разделил империю на две части.

Римом управляли свои правители, но Константинополь оставался главным городом империи. К концу V века практически вся территория Западной части Европы была захвачена германскими варварами. Не устояла перед ними и западная часть Римской империи. Племена германских варваров захватили и разграбили Рим. Государству и античной цивилизации пришёл конец.

Во времена разграбления Рима варварами Византия была очень мощной империей, которая также подвергалась нападению завоевателей, в том числе и дружин русских князей. После каждого похода составлялся письменный договор Руси с Византией. Византия к концу первого тысячелетия была мощной империей, способной отбить часть земель западной Римской империи и удерживать их более двух столетий. Процветающее государство способствовало строительству новых городов, с прекрасными дворцами и храмами. Ему суждено было простоять более десяти сотен лет, приумножая и сохраняя наследие великой Римской империи.

письменный договор руси с византией

Византия - наследница Рима

Древнее государство Византия, по своей сути, - культурная наследница и цивилизационная преемница Великой римской империи – второй Рим. Большая часть её населения - это греки, которые и привели империю к христианству. Она продолжала развиваться и процветать. Византия внесла в мировое развитие человечества неоценимый вклад. Это было просвещенное христианское государство. Здесь жили и работали учёные, музыканты, поэты, философы и юристы.

Византией было сохранено римское право. Оно не только сохранилось, а продолжало развиваться и касалось также и отношений с другими странами, свидетельствами этого являются договоры Руси с Византией. Одним из самых главных достижений империи стала систематизация и упорядочение (кодификация) римского права. То есть все текстовые документы по праву были пересмотрены, систематизированы по главам, частям, параграфам, статьям. В этом состоянии право существует и сегодня во всех цивилизованных странах.

первый письменный договор руси с византией

Походы руссов против Византии

Византия процветала. Западные города римской империи были разрушены варварами. Города, входящие в состав Византии, продолжали своё мирное развитие. Большое внимание уделялось торговле. Через Византию проходил знаменитый путь из варяг в греки. Неудивительно, что государство постоянно подвергалось нападению со стороны варваров, пытавшихся завладеть богатствами империи.

Не составила исключение и Древняя Русь, походы которой против Византии носили, прежде всего, не цель присоединения новых земель, а её интересовали именно торговые связи и получение богатой дани. На то время Византия была центром христианства, а Русь – языческая страна варваров. Хотя русские дружины шли походом за данью, Византия всячески старалась наладить свои отношения с северной страной. После походов, удачных или неудачных, подписывался очередной договор между Русью и Византией.

 заключил договор руси византией

Договоры

Византия представляла собой интерес для Руси. И, прежде всего, как высокоразвитое государственное формирование. В то же время Русь была выгодна для Византии. В византийской армии служило много славян и северных скандинавов. Это были отличные воины: смелые и выносливые. Византия оказала большое влияние на страны восточной Европы, в том числе, и Россию. Об отношениях двух стран можно было судить по договорам, заключённых между ними. Пункты договоров касались жизненно важных вопросов, помогающих строить непростые отношения.

Договор 907 года

Первый письменный договор Руси с Византией был подписан 907 году. Но не все учёные считают так же. Некоторые исследователи склонны к предположению о возникновении его как подготовительного документа. Так это или нет, подтвердить или опровергнуть одно из мнений не представляется возможным.

заключение договора руси с византией

Договор 911 года

Он был заключён 2 сентября и ознаменовал собой самый успешный поход дружины князя Олега на Византию.

Чем было вызвано заключение договора Руси с Византией? Прежде всего, он нужен был для установления добрососедских отношений, решения вопроса торговли, судоходства, тех вопросов, что так часто возникают при общении людей, населяющих две страны. Договор показывает, что князем были посланы послы, которым было поручено, прежде всего, уверить царей греческих Льва, Александра и Константина в искренней дружбе и добрососедстве. Далее по пунктам подробно были рассмотрены насущные вопросы, касающиеся отношений между двумя странами и людьми, участвующими в определённых событиях на территории России или Византии.

договоры руси с византией были заключены

Договор 945 года

Князь Игорь заключил договор Руси с Византией после своего сокрушительного поражения в результате похода 945 года. Этот договор практически копировал все пункты договора 911 года. Кроме того, в него были внесены новые пункты и поправки к ранее существующим. Так, например, в договоре 911 года был внесён пункт об оказании русским купцам льгот при посещении Византии. В договоре 945 года внесена поправка, что это будет проведено при наличии у них специальных княжеских грамот. Перечень льгот был значительно сокращён.

Со времени подписания договора, Руси предписывалось не предъявлять своих прав на владения Византии в Крыму. Кроме того, не разрешалось Руси оставлять засады в устье реки Днепр и предписывалось помогать Византии во время ведения военных действий.

Русско-византийская война 970-971 годов

Но затем русский князь вместе с болгарами пошёл против Византии. Война длилась до 21 июня 971 года, когда состоялось последнее сражение, которое закончилось безрезультатно. В Константинополе было неспокойно, была совершена попытка переворота. Войско русичей было измотано и потеряло много убитыми. Как всегда, часть верхушки болгар перешла на сторону греков.

договор между русью и византией

Договор 971 года

Святослав обратился к императору Иоанну Цимисхию с предложением о заключении мира, в котором выдвинул выгодные для русичей условия, в том числе и восстановление прежних отношений с Византией. Император без колебаний на всё согласился. Договор оставил в силе все условия предыдущего документа, а князь Святослав дал обещание никогда против Византии не воевать, не подстрекать другие государства к войне против неё и стать союзником великой империи.

Договор 1046 года

Спустя 10 лет, в 981 году, русский князь Владимир взял Херсонес, женился на дочери императора - царевне Анне и произошло крещение Руси. Русь стала надёжной союзницей Византии. При императоре несёт службу русский военный корпус, на Афоне появляется русский монастырь. Но в 1043 году между двумя государствами снова воцаряется напряжённость, приведшая к новому походу русских дружин на морских ладьях в Царьград. Налетевший ураган и так называемый "греческий огонь" византийцев привели к гибели морской дружины.

По некоторым данным, в 1044 году русичи взяли Херсонес, в 1046 году князь Всеволод Ярославич женился на дочери императора Константина Мономаха и был заключён мирный договор между Русью и Византией.

Целью данной работы является рассмотрение правового содержания и значения договоров Руси с Византией.

Объект исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 годов).

Предмет исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 гг.).

Содержание

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО

ПРАВА………………………………………………………………………. 5
Правовые обычаи Древней Руси……………………………………….…5
Русская правда как основной источник права…………………………. 6

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ДОГОВОРОВ РУСИ И

ВИЗАНТИИ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА………………. 11

2.1. Предпосылки и условия заключения договоров………………………. 11

2.2.Анализ правового содержания русско-византийских договоров (907 г., 911 г., 945 г.)……………………………………………………………………. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая, иогп.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Институт экономики и права

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Допущен к защите:

/к.и.н., доцент Е.А. Хлыстов

на тему: ДОГОВОРЫ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Исполнитель: студент очной формы обучения группы 570-3

ЛОГИНОВА ЛИДИЯ БОРИСОВНА/________/

Защищена на оценку_______________

Руководитель работы/ /к.и.н., доцент Е.А. Хлыстов

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО

    1. Правовые обычаи Древней Руси……………………………………….…5
    2. Русская правда как основной источник права…………………………. 6

    ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ДОГОВОРОВ РУСИ И

    ВИЗАНТИИ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА………………. 11

    2.1. Предпосылки и условия заключения договоров………………………. 11

    2.2.Анализ правового содержания русско- византийских договоров (907 г., 911 г., 945 г.)……………………………………………………………………. ..15

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    За длительный период исследования мировой истории проблема происхождения права не потеряла своей актуальности. Процесс становления права в тех или иных странах мира подвергался тщательному анализу, и хотя в разные периоды времени на передний план выдвигались его различные аспекты (социальные, экономические, культурные и др.), в конечном счете именно их совокупность позволяет воссоздать объективную картину исторического развития.

    Существенные изменения в оценке процессов образования государства в современной исторической и правовой науках позволяет ныне более широко и непредвзято подойти к рассмотрению происхождения источников древнерусского права, в условиях длительного и неоднозначного процесса формирования государства, в ходе которого возникали многочисленные промежуточные, переходные формы, не имевшие четких формационных признаков.

    В древнейший период истории Руси право было представлено в основном нормами обычного права, и в этот же период появляются договоры. Это были как договоры международные, так договоры русских князей между собой.

    Кроме того, необходимо отметить, что развитие правовой системы Византии было намного выше, чем древнерусской. Поэтому очень важным является вопрос о том, какое право преобладает в договорах: древнерусское или византийское.

    Исходя из вышеизложенного, необходимо сформулировать следующие задачи данной работы:

    • изучить правовое содержание международных соглашений Руси с Византией: проследить, какие сферы деятельности обоих государств регламентируются в договорах, к каким отраслям относятся нормы, разработанные в договорах;

    • оценить выгодность данных договоров для Руси;

    • рассмотреть полемичный вопрос о том, какое право в договорах преобладает: русское или византийское;

    • оценить значение данных договоров для развития древнерусского права.

    Целью данной работы является рассмотрение правового содержания и значения договоров Руси с Византией.

    Объект исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 годов).

    Предмет исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 гг.).

    Методология и методика исследования: в основу положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза. Практическая значимость исследования: данная работа позволяет расширить круг знаний по теме.

    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

    1.1.Обычаи Древней Руси

    С чего начиналось право древнерусского государства? Как и у других народов, одним из главных источников права у славян был обычай. Обычаи формировались уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращалась в норму должного поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих выбивающихся каким-либо образом из рамок общинной жизни соплеменников, так можно говорить о появлении обычного права.

    Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся и выработавшееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Статус правового обычай получает после того, как государство официально одобряет и утверждает его. Дошедший до нас крупный законодательный памятник прошлого Русская правда, является сборником правовых обычаев.

    Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках относительно небольших общественных групп людей.

    Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.

    Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.

    Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при регулировании внешней торговли.

    Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания (ст. 134 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте.

    К древнейшим нормам обычного права восточных славян можно отнести кровную месть, круговую поруку, похищение невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их можно обнаружить в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. К примеру, кровная месть запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

    Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства и права.

    Наиболее крупным памятником древнерусского права является “Русская правда”, сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права, т.к. частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права, в Русской Правде.

    В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, и не подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей.

    Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права.

    В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней, рабов, орудия производства и др.

    Для эпохи предшествовавшей Русской Правде характерным объединением сельского населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения семейной общины.

    Внешняя форма памятника (прямых указаний от лица князя нигде не прослеживается, и князья упоминаются исключительно в третьем лице), переработка отдельных статей, в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке), княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы.

    Русская Правда - древнейший русский сборник законов, сформировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Наименование памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия “устав”, “закон”, “обычай”, но кодекс был обозначен термином “Правда”.

    История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

    История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства

    Предметомявляется изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

    Основные методы изучения:

    А)Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

    Б)Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

    В результате сравнительного анализа можно проследить изменения .этих понятий и выявить их причины.

    В)Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

    Г)Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

    Д)Умозаключение по аналогии это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

    Е)Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

    Периодизация курса обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведов в истории, прежде всего, должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.

    Историю государства и права Россииможно разделить на следующие периоды:

    1)Древняя Русь (IX - XII вв.) или Древнее гос-во и право;

    2)Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.) или Феод.разробленность;

    3)Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.): Централизованный (15-16 вв.) и Сословно-представит.монархия (16-17 вв.)

    4)Имперский абсолютизм (2-я пол.17 – 18 вв.)

    5)Дореформенный (1-я пол.19 вв.)

    6)Реформенный (2-я пол.19 вв.)

    7)Пореформенный (кон.19-нач.20 вв.)

    8)Советский (1917-1922 гг.)

    9)Постсоветский (1991-2001 гг.)

    Договоры Руси с Византией: историко-правой обзор. Церковные уставы и уставные грамоты как источники древнерусского права. Правовое положение церкви в Древней Руси.

    Наиболее ранние письменные памятникирусского права — это тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся кмеждународному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

    Виды наказаний и преступлений по 911 г.: за убийство смерть (ст.4); за убийство и побег лишение имущества (ст.4); за нанесение побоев 5 л. серебра (ст.5); за кражу со смертью вора потерпевший возвращает свое имущество (ст.5); за кражу и добровольное признание возвращение украденного в тройном размере (ст.5); за насилие и страдание убытки возмещаются в тройном размере (ст.7).

    Виды доказательств: показание подозреваемого, потерпевшего (ст.3); показание челядина (ст.4).

    Высшие суд.инстанции – царь, князь.

    В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров:

    1. Делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства русского государства.

    2. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией.

    3. Порядок доказательства преступления (присяга).

    4. За убийство зажиточному смерть была заменена конфискацией, для бедного – казнь (социальное разделение).

    5. За удар мечом устанавливался штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

    6. Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся, должен вернуть похищенное в 3-м размере.

    7. Наказание за насильственное присвоение чужого – тройной размер.

    9. Возможность возвращения из плена.

    10. Показана заинтересованность Византии в русских воинах.

    11. Плата за пленных греков – 20 золотых.

    12. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован (выгода для высших слоев).

    13. Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию. Если нет наследников в Византии, наследство русского подданного необходимо вернуть на родину, тем самым запрещалось местным властям присваивать это имущество в свою пользу, что существовало в западноевропейском праве до XVΙΙΙ века.

    14. Выдача уголовников, бежавших из Руси.

    15. Обязательства, вытекающие из договора.

    Договор 941 года. В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны (оказание военной поддержки в одностороннем порядке при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии).

    Состоял из 16 статей:

    1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси.

    2. Право русских посылать корабли с купцами и послами, но вводится строгий контроль над приезжающими. По договору требовалась специальная грамота от Великого князя (раньше можно предъявить только печати), в случае отсутствия грамоты русских можно было задержать (если они оказывали сопротивление, они могли быть убиты).

    2-а. Подтверждения права на месячное содержание; меры, ограничивающие права русских: запрет на ношение оружия в столице, не более 50 человек, в сопровождении чиновника; срок пребывания в Византии - 6 месяцев; ограничение объема торговых операций.

    3. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина русского, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительной процедуры розыска челядина, которая была раньше.

    4. Вознаграждение за возвращение беглого челядина греков, и похищенного им добра хозяина - 2 золотника

    5. О покушении на грабеж, наказание – двойная стоимость награбленного.

    7. По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает минимум в 2 раза цену пленника (с 20 до 10 и ниже золотников). Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских – единая цена, причем высшая из выкупных цен. Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7.

    8. Отказ русских от претензий на Херсонес; помощь Византии привидения к покорности херсонесцев.

    9. Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам.

    10. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра (предлог – защита интересов херсонесцев).

    11. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений.

    12. Запрет казнить греков без византийского суда (отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда).

    13. Порядок наказания преступника: запрет расправы с убийцей на месте преступления, можно лишь задержать. Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими.

    14. Статья аналогична статье 5 договора 911 года: за удар мечом или копьем - штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

    15. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии.

    16. Клятва в ненарушении условий договора.

    Договор 971 года. Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны (так как русские потерпели поражение в этом походе).

    Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору:

    1. Незыблемость мира между Русью и Византией.

    2. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

    3. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава.

    4. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

    К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

    преступления против христианской веры и устоев Церкви (волшебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, молитва в неустановленных местах, ввод в храм животных); преступления против христианской нравственности, о покушениях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родственниками, оскорблении словом, необоснованное обвинение в преступлении (блуде, отравлении, ереси), убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложество; по всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке , споры о наследстве и др.).

    В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное(монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию, вдовы, богомольцы и т.п.

    Церковные люди по уставу Владимира: игуменья (настоятель православного монастыря); монах; монашка; просвирница (печет свящ.хлеб); паломник; лекарь; грешник; невольник (живет для религии); странник; слепец; хромец.

    Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской Правды, что превращало его в систематический церковный судебник.

    Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина, тяжбы братьев о наследстве и т.п.) вовсе не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, кровосмешения, оскорбления, драки и т.п.) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов.В отличие от Устава Владимира, Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления.

    Все церковно -судебные дела подразделялись на три разряда:

    дела греховные без элементов преступного деяния (волхование, браки близких родственников, развод по согласию супругов). Эти дела разбирал епископ без княжеского судьи и по церковным законам;

    дела греховно-преступные, в которых нарушен также государственный закон (изнасилование — ст. 1, 2, односторонний развод по инициативе мужа без вины жены — ст. 3,оскорбление женской чести — ст. 22,блуд — ст. 5,убийство — ст. 26,поджог гумна — ст. 10 и др.). Суд осуществлялся княжеским судьей при участии церковного судьи; все дела духовных лиц, судимые церковной властью.

    Уставы регламентировали : - отношения между церковью и государством; - статус церковных людей (духовенство (священнослужители, монахи), лица, кормящиеся за счет церкви, лица, проживающие на ее земле); - церковную юрисдикцию (сфера брачно-семейных отношений, преступления против церкви и веры); - виды преступлений против церкви (ересь, язычество, волшебство, святотатство, моление у воды, повреждение могил); семьи и нравственности (кровосмешение, оскорбление словом замужней женщины, прелюбодеяние, блудство), виды наказаний за совершение церковных преступлений.

    По тяжким делам создавались совместные – светские и духовные – княжеско-церковные суды (преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений). Система церковных наказаний была заимствована из Византии.

    Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.

    По мнению А.Е.Преснякова, церковное землевладение первоначально возникло из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения.

    В качестве митрополии Константинопольского Патриарха русская православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий.

    Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золото-

    Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

    После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в сфере религиозно культурной, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского церковного права.

    Русская церковь приняла кодексы церковного права, принципы и нормы которых были реципированы, восприняты не только в области собственно церковной жизни, но и в сферах государственного законодательства, судебной и административной практики.

    В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VI в.) систематизировались церковные правила, установленные вселенскими и поместными Соборами церкви, а также государственные царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания — такие книги получили название Номоканонов.

    В конце IX в. наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраныстатьи и комментарии к ним из Кодекса и Новелл императора Юстиниана.

    Оба сборника (Свод и Номоканон) появились на Руси в XI—XII вв., получив название Кормчей книги. Перевод Номоканона был сделан Святым Мефодием , просветителем славян в IX в.

    Значительное влияние на усвоение церковного законодательства Русью оказал также болгарский Закон судный людем, компилированный из различных византийских источников.

    В XII—XIII вв. к основному тексту Номоканона постепенно прибавляются положения русского права (Русская Правда) и новых источников канонического, церковного права.

    В XIII в. формируется путем компиляции многочисленных источников церковного права, новая Кормчая книга митрополита Кирилла II. Наряду с церковными правилами Книга содержала императорские законы и новеллы.

    Как церковные, так и гражданские законы , содержавшиеся в византийских церковных книгах воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям.

    Содержавшиеся в русских Кормчих книгах отрывки из Эклоги (свода семейного и гражданского, отчасти — уголовного права VIII в.) и Прохирона (свода законов IX в., созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированы применительно к русским условиям (за-

    мена членовредительных наказаний денежными взысканиями, а уголовных — церковными).

    Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании Русской Правды и церковных уставов Владимира Святого и Ярослава Мудрого

    (конец X — начало XI в.).

    5. Русская Правда: происхождение, списки, редакции, структура. Вещное, обязательственное и наследственное право по РП.

    Читайте также: