Для чего создаются правозащитные организации каковы их задачи ответ кратко
Обновлено: 05.07.2024
Защита прав гражданина, защита прав ребенка, защита прав человека путем искоренения пыток, отмена смертной казни, права беженцев, права узников совести и защита человеческого достоинства – являются основными задачами правозащитных организаций всего мира.
Отстаивание основных прав, декларированных конституцией – является в настоящее время основной задачей правозащитников в условиях современной России.
Цели деятельности:
· Содействие в проведении в жизнь принципов демократии и гуманизма, в том числе в деятельности органов государственной власти, в особенности силовых структур государства;
· Ускорение практического применения международных норм и принципов в сфере защиты прав и свобод человека;
· Помощь гражданам в защите их законных интересов в судах, в местах лишения свободы, при прохождении службы в армии;
· Повышение правовой культуры населения;
· Участие в скорейшем построении правового государства и формировании гражданского общества в Российской Федерации.
Задачи и направления деятельности:
· Помощь гражданам в защите их прав, гарантированных Конституцией России, законами и иными нормативными актами;
· Помощь гражданам в получении компенсации со стороны государства за вред, причиненный незаконным действием или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц;
· Аналитическая работа и создание информационных баз данных о профилактике нарушений прав человека;
· Организационно-методическое и гласное консультативно-информационное обеспечение органов государственной власти в целях обеспечения принципов демократизации и гуманизма;
· Проведение лекций и семинаров по актуальным вопросам защиты конституционных и законных прав человека;
· Организация и проведение встреч с работниками, занятыми обеспечением правопорядка и контроля за исполнением законов;
· Сотрудничество с российскими и зарубежными организациями в целях дальнейшего развития правозащитного движения;
· Организация поездок для членов Организации и других лиц по России и зарубежным странам в целях изучения и популяризации правовых знаний;
· Оказание правовой помощи юридическим лицам, особенно по спорным вопросам, связанным с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Защита прав гражданина, защита прав ребенка, защита прав человека путем искоренения пыток, отмена смертной казни, права беженцев, права узников совести и защита человеческого достоинства – являются основными задачами правозащитных организаций всего мира.
Отстаивание основных прав, декларированных конституцией – является в настоящее время основной задачей правозащитников в условиях современной России.
Цели деятельности:
· Содействие в проведении в жизнь принципов демократии и гуманизма, в том числе в деятельности органов государственной власти, в особенности силовых структур государства;
· Ускорение практического применения международных норм и принципов в сфере защиты прав и свобод человека;
· Помощь гражданам в защите их законных интересов в судах, в местах лишения свободы, при прохождении службы в армии;
· Повышение правовой культуры населения;
· Участие в скорейшем построении правового государства и формировании гражданского общества в Российской Федерации.
Задачи и направления деятельности:
· Помощь гражданам в защите их прав, гарантированных Конституцией России, законами и иными нормативными актами;
· Помощь гражданам в получении компенсации со стороны государства за вред, причиненный незаконным действием или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц;
· Аналитическая работа и создание информационных баз данных о профилактике нарушений прав человека;
· Организационно-методическое и гласное консультативно-информационное обеспечение органов государственной власти в целях обеспечения принципов демократизации и гуманизма;
· Проведение лекций и семинаров по актуальным вопросам защиты конституционных и законных прав человека;
· Организация и проведение встреч с работниками, занятыми обеспечением правопорядка и контроля за исполнением законов;
· Сотрудничество с российскими и зарубежными организациями в целях дальнейшего развития правозащитного движения;
· Организация поездок для членов Организации и других лиц по России и зарубежным странам в целях изучения и популяризации правовых знаний;
· Оказание правовой помощи юридическим лицам, особенно по спорным вопросам, связанным с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Для этого они работают одновременно в трех направлениях:
1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами.
2. Распространение информации о правах человека, правовое воспитание.
3. Анализ положения с правами человека.
Предметом контроля ПО является текущая государственная политика в области прав человека, решения, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, в результате которых нарушаются права и свободы человека, либо создаются препятствия для осуществления человеком своих прав и свобод, либо человек незаконно принуждается к выполнению каких-либо обязанностей или незаконно привлекается к ответственности. Эти нарушения, препятствия и принуждение могут быть системными, т.е. касаться не одного человека, а группы людей, поэтому ПО рассматривают заявления и жалобы как физических, так и юридических лиц, включая обращения группы людей, или проводят расследования по собственной инициативе.
ПО призваны решать следующие задачи:
1. Защищать права и свободы человека, закрепленные в Конституции и национальном законодательстве (включая международные договоры, согласие на обязательность которых дано парламентом).
2. Быть источником информации о правах человека для народа и органов власти, повышать уровень образованности в области прав человека, поощрять становление ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.
3. Анализировать положение с правами человека в своей стране и ее отдельных регионах.
Для решения этих задач ПО необходимо выполнять следующие функции:
1.1. Рассмотрение заявлений физических и юридических лиц, либо их ассоциаций, о несоблюдении прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, международном праве и национальном законодательстве.
1.2. Информирование подателя заявления о его правах и имеющихся возможностях их правовой защиты и содействие ему в доступе к этим средствам.
1.3. Осуществление посреднических функций для восстановления нарушенных прав и свобод с помощью согласительной процедуры (mediation).
1.4. Проведение общественных расследований фактов нарушений прав человека (как по заявлениям физических и юридических лиц, так и по собственной инициативе).
1.5. Направление заявлений (от имени заявителя либо от своего имени) компетентным органам для решения по сути вопроса.
1.6. Обращение от имени заявителя или от своего имени в суд и международные организации.
1.7. Участие в судебном процессе с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
1.8. Принятие заключений по результатам проведенного общественного расследования.
1.9. Вынесение общественного порицания и общественного предупреждения органам и (или) лицам, чьи действия (бездействие) привели к нарушению прав и свобод человека.
1.10. Публикация своих заключений в СМИ.
2.1. Сбор, подготовка и распространение информационных материалов, включающих:
- внутреннее законодательство (в том числе имплементированное международное право), касающееся прав человека, комментарии к нему, соответствующие административные и судебные решения и их толкования высшими судебными органами;
- внутренние механизмы защиты прав человека;
- международно-правовые документы по правам человека и комментарии к ним;
- международные механизмы защиты прав человека;
- информацию о деятельности самой правозащитной организации и ее собственные публикации.
2.2. Создание просветительских печатных, аудио-, фото- и киноматериалов по правам человека для массового потребителя и специального назначения.
2.3. Разработка учебных планов, методик и программ преподавания прав человека для различных социальных и профессиональных групп.
2.4. Проведение специализированных семинаров по правам человека для представителей т.н. "профессий риска" (сотрудников органов внутренних дел и служб безопасности, служащих пенитенциарных учреждений, адвокатов, судей, прокуроров, военнослужащих, врачей, журналистов, профсоюзных деятелей, социальных работников), представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, связанных с созданием и исполнением законодательства, касающегося прав человека.
2.5. Организация различных публичных кампаний и акций с целью утверждения прав человека в общественном сознании: конкурсов на лучшее сочинение о правах человека и конкурсов рисунков и фотографий для школьников, олимпиад для студентов, специальных мероприятий, приуроченных к Дню прав человека, Дню политзаключенного и т.д.
2.6. Сбор и распространение материалов по истории развития идеи прав человека и истории правозащитного движения.
3.1. Подготовка заключений о законах, законопроектах и иных нормативно-правовых актах и программах, направленных на утверждение и защиту прав человека, подготовка и предоставление парламенту через официальных субъектов права законодательной инициативы собственных законопроектов и программ.
3.2. Мониторинг законодательства, судебной и административной практики в области прав человека.
3.3. Содействие ратификации международных договоров в области прав человека и слежение за соответствием национального законодательства и правоприменительной практики международным обязательствам в области прав человека.
3.4. Подготовка независимых докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и комментариев к официальным докладам, представляемым тем или иным государством в соответствии с международными договорами.
3.5. Подготовка и представление парламенту, правительству и другим органам государственной власти и управления аналитических записок, рекомендаций и предложений, касающихся любых вопросов, связанных с правами человека, в частности, по вопросам:
а) национальной политики;
б) административных процедур и практики;
в) процессуальных действий правоохранительных органов - суда, полиции (милиции), прокуратуры, службы безопасности, налоговой полиции и др.;
В Российской Федерации правозащитные организации пользуются особенной популярностью. Тем не менее государственная власть всячески старается ограничить их работу. С чем это может быть связано? Какие полномочия осуществляют объединения по защите прав человека? На все эти и многие другие вопросы в статье будут предоставлены ответы.
Правозащитная организация - что это такое?
В нашем государстве распространено мнение, что все независимые объединения, целью которых является защита прав и свобод человека, направлены на жесткую критику режима и власти. Конечно же, это мнение не соответствует истине. Большинство правозащитных фондов ставят своей приоритетной задачей юридическую защиту российских граждан. А защищать есть от кого и от чего. Государственная машина в России достигает неведомых масштабов. Наша страна занимает лидирующую позицию в рейтинге государств с наибольшим количеством полицейских на душу населения, однако почти ежедневно где-то нарушаются чьи-то права.
Безусловно, в России со свободами и правами человека далеко не все идеально. Правозащитные организации действуют на независимой основе и ставят своей целью защиту гражданских свобод. По сути такие фонды как бы дополняют государственные органы, которые зачастую не справляются с возложенными на них обязанностями.
Предмет ведения и задачи
Фонды, в полномочия которых входит защита прав человека, имеют один четкий предмет регулирования - это действующая государственная политика в области человеческих свобод и прав. Такую политику могут составлять различные деяния, решения или нарушения.
Задач у фондов множество. При этом все установленные задачи соответствуют правам правозащитных организаций.
- повышение уровня гражданской и правовой культуры среди российского населения;
- поощрение ценностей, способствующих уважению человека;
- юридический анализ человеческих прав и свобод;
- сравнение положения с правами человека в Российской Федерации с другими государствами;
- защита конституционных норм, в частности, связанных со свободами и правами человека.
Правозащитная организация периодически принимает заявки от потерпевших лиц. Крупные и известные фонды зачастую сами обращают внимание на особенно резонансные события, предлагая свою помощь.
Работа фондов
Каким образом правозащитные общественные организации пытаются добиться решения всех тех задач, что были обозначены выше? У каждого фонда существует своя техника реализации полномочий. Однако большинство организаций стараются придерживаться классического метода рассмотрения заявок. Принимаются различные жалобы, как от юридических, так и от физических лиц. В заявлениях даются указания на конкретные факты несоблюдения прав и свобод граждан, которые закрепляются Российской Конституцией, национальным или международным законодательством. Организации уведомляют заявителя о его законных правах, а также дают разъяснения по некоторым моментам. Нередко правозащитные организации выступают и в качестве посредников для реализации согласительных и восстановительных процедур.
Фонды крайне внимательно рассматривают детали дела, переданного заявителем. По итогам рассмотрения организация начинает расследование в отношении обвиняемой инстанции. Собираются факты незаконного поведения, фиксируются конкретные случаи нарушения прав и свобод отдельных граждан. Собранная информация передается в российскую судебную инстанцию. Если национальный суд откажет в рассмотрении дела (а случается это нередко), то оно будет передано в международную инстанцию.
Документация
Правозащитные организации нередко обвиняются в "пособничестве западу". В последнее время некоторым фондам и вовсе стали выдавать статус "нежелательной организации" и "иностранного агента". На каких основаниях это делается, пока не до конца понятно. А тем временем, правозащитные организации осуществляют свою деятельность согласно нормам закона. Основным источником, на котором базируются полномочия организаций по защите прав, является Российская Конституция, а именно ее глава 2.
Правозащитные фонды работают с большим количеством самой разной документации. В числе основных бумаг стоит выделить:
- информацию о правозащитной организации;
- сведения о международных и национальных механизмах, на которых базируются фонды;
- комментарии к законодательству РФ и многое другое.
Нередко фонды занимаются просветительской деятельностью. Они выпускают брошюры, учебники, фильмы, методические данные и т. д.
Известные организации
До некоторого времени самой известной правозащитной организацией в России было объединение "Мемориал". Основной целью этого фонда являлось сохранение памяти о политических репрессиях. При этом организация осуществляла множество функций в самых различных общественных сферах. Недавно на "Мемориал" повесили "клеймо" иностранного агента, а потому деятельность организации в РФ значительно ограничилась.
Далее следует привести ряд как национальных, так и известных международных правозащитных организаций:
- Комитет солдатских матерей России - объединение женщин, чьи сыновья погибли или пострадали во время несения военной службы.
- Фонд защиты гласности - организация, способствующая развитию свободы слова в России.
- Комитет против пыток - фонд, который некогда выступал против жестокого обращения с людьми. Самоликвидировался из-за давления со стороны властей.
Существует и большое количество других фондов. Найти полный их список сегодня не составит труда.
Мнения о правозащитных организациях в России
Для начала стоит привести мнение главного должностного лица в государстве - президента. В обращении к Парламенту Владимир Путин заявил, что большая часть правозащитных организаций ставят своей целью не защиту прав человека, а "обслуживание сомнительных зарубежных интересов". Аналогичного мнения придерживаются и другие представители власти.
С чем может быть связано такое недоверие к правозащитным фондам? Версий на этот счет много. Представители внесистемного оппозиционного движения считают, что выражение властями подобного мнения является не чем иным, как первым шагом к ограничению человеческих свобод в России. А что думает на этот счет население? К сожалению, крупных опросов об отношении к деятельности правозащитных объединений в России пока что не проводилось.
Правозащи́тники — люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур.
Содержание
Правозащитная деятельность
Работа правозащитников является одной из самых опасных и рискованных. Известны случаи убийств, а также преследований правозащитников в странах, где права человека не соблюдаются. Нередки также произвольные аресты, обыски, шантаж, сфабрикованные обвинения в уголовных преступлениях и слежка. Иногда им приходится, спасая свою жизнь, эмигрировать из страны или просить политического убежища в других странах.
Правозащитники в СССР
Во все времена были люди, соблюдающие законы. Защита прав предполагает свобoду распространения информации, свободы слова. В СССР так называемая антисоветская агитация и пропаганда вплоть до перестройки и гласности была уголовно наказуемым преступлением, каравшимся заключением. После смерти Сталина, некоторые граждане восприняли доклад Хрущева [1] (XX съезд КПСС, 1956) буквально, как призыв распространять и обсуждать неподцензурную информацию и соблюдать законы, даже в тех случаях, когда эти законы противоречат установившимся в обществе обычаям; то есть боротся за свои права, защищать свои права. Таких людей стали называть правозащитниками и диссидентами. Центральная пресса использовала слово диссидент при критике правозащитников, но скоро этот термин перестал быть ругательным, и многие люди открыто называли себя и своих друзей диссидентами; слова диссидент и правозащитник стали почти синонимами [2] . В этом же значении использовалось еще слово демократ, но такой термин стал двусмыленным с появлением в России различных политических партий.
Хроника текущих событий (самиздат)
В 1960-е годы было возможным требовать от советских властей соблюдения их же собственных законов, советской конституции. B 1970-х, правозащитников уже опять во–всю арестовывали; наиболее частыми обвинениями были Антисоветская агитация и пропаганда (ст.70 УК СССР) и Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 190–1 УК СССР) [3] . Использовались также иные методы — например, помещение в психиатрическую лечебницу (см. Карательная психиатрия). Правозащитники не могли противопоставить властям силового сопротивления. Их оружием было слово. Информация о нарушениях законов распространялась как самиздат; в частности, сведения о репрессиях правозащитников протоколировались в бюллетене Хроника Текущих Событий.
Хельсинкские группы
Члены группы подверглись арестам. Несмотря на то, что в группу входили все новые и новые правозащитники, к концу 1981 года на свободе в СССР осталось лишь три члена МХГ — Елена Боннэр, Софья Каллистратова и Наум Мейман. В сентябре было заведено уголовное дело против Софьи Каллистратовой и члены группы заявили о прекращении своей работы [6] .
Критика
Юрий Калинин, глава Федеральной службы исполнения наказаний, утверждает, что правозащитники финансируются криминалом. По мнению правозащитника Льва Пономарева, власти пытаются отвлечь внимание народа от нарушений прав человека в тюрьмах и судах, и при этом очернить своих критиков.
Наталья Таубина ещё более резко высказалась на тему взаимоотношений власти в России и правозащитников: В последнее время в выступлениях ряда высоких государственных чинов наметилась тенденция дискредитировать в глазах общества деятельность правозащитных организаций, используя, мягко говоря, нечистые методы. В ситуации, когда правозащитные организации, являющиеся хранителями ценностей прав человека, остались одной из немногих независимых сил, такие приёмы — орудие власти для дискредитации и маргинализации российских правозащитников в глазах общества. [7] .
Критики правозащитных организаций утверждают, что их понимание справедливости и нарушений прав человека выборочны, в зависимости от того, за что платит спонсор в виде грантов. Так, например, утверждается, что 400 тыс. этнически русских беженцев из Чечни не получают внимания со стороны правозащитников, в то время как чеченские боевики, оперирующие на территории РФ и терроризирующие население, являются частым предметом их заботы. Однако следует отметить, что в отчётах правозащитных организаций о положении в Чечне нарушения прав человека со стороны чеченских сепаратистов фиксировались наряду с нарушениями со стороны федеральных сил.
Читайте также: