Для чего предназначены укрупненные межотраслевые нормативы времени на работы по доу

Обновлено: 02.07.2024

Министерство труда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, разработанные Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Минтруда России и Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела Роскомархива.

2. Установить, что Межотраслевые укрупненные нормативы времени, утвержденные настоящим Постановлением, рекомендуются для применения в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях) независимо от форм собственности.

3. Рекомендовать министерствам, ведомствам, предприятиям в трехмесячный срок с учетом потребности представить заявки Центральному бюро нормативов по труду на издание Межотраслевых укрупненных нормативов времени, утвержденных настоящим Постановлением.

4. Центральному бюро нормативов по труду обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых укрупненных нормативов времени.

Заместитель Министра труда
Российской Федерации
Р.Баткаев

Межотраслевые укрупненные нормативы времени
на работы по документационному
обеспечению управления

1. Общая часть

1.1. Укрупненные нормативы времени предназначены для расчета норм времени и организации работы в службах документационного обеспечения управления (ДОУ), определения трудоемкости работ, численности работников и рекомендуются для применения в органах федеральной исполнительной власти, на предприятиях (в объединениях) независимо от форм собственности, в учреждениях и общественных организациях.

1.2. Функции службы ДОУ определены Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, Примерным положением о службе документационного обеспечения управления.

1.3. В основу разработки нормативов времени положены материалы изучения организации труда и передового опыта работников служб ДОУ, фотографии рабочего дня, самофотографии, данные оперативного учета и отчетности, результаты экспертных оценок специалистов служб ДОУ министерств и ведомств.

1.4. При подготовке нормативов времени использованы следующие нормативные и методические документы: Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве. Утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. N 226/П-6; Межотраслевые методические рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства. - М., 1988.

1.5. При нормировании труда работников службы ДОУ необходимо использовать межотраслевые типовые и единые нормы времени: Типовые нормы времени на работы по копированию и оперативному размножению документов. - М., 1990; Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. - М., 1988; так как "Укрупненные нормативы. " не учитывают затраты на машинописные работы, копирование и размножение.

1.6. Нормативная часть сборника содержит следующие разделы: затраты времени на работы по документационному обеспечению управления (составление и ведение номенклатур дел, обработка, регистрация, учет количества документов, работы по контролю исполнения документов, создание и ведение картотек, формирование и оформление дел в структурных подразделениях, экспертиза научной и практической ценности документов, составление годовых разделов описей дел, передача дел в ведомственный архив); затраты времени на работы архива организации (методическое и организационное обеспечение работы, создание научно-справочного аппарата к документам архива организации, каталогизация документов, использование документов, информационное обслуживание учреждений и граждан, проведение комплексной (тематической) проверки состояния и работы архива подведомственного учреждения, контроль за организацией документов в делопроизводстве структурных подразделений ведомства (организации) и в учреждениях системы, обеспечение сохранности документов, учет документов, техническое оформление работ).

1.7. Сборник содержит нормативы времени в часах на принятую единицу измерения объема работы.

1.8. Нормативы рассчитаны на основе результатов измерения затрат рабочего времени в течение рабочего дня продолжительностью 8 часов.

1.9. Нормативы предусматривают выполнение всех работ с документами на одном языке и распространяются на работы с документами общего делопроизводства.

1.10. Нормативы рассчитаны на выполнение каждой работы одним исполнителем.

1.11. В таблицах нормативной части сборника приведены наименование и содержание выполняемых работ и установленные на них нормативы времени.

1.12. В пределах таблицы нормативы расположены в логической последовательности выполняемых работ, но при этом работы, выполняемые с применением автоматизированных технологий, располагаются после аналогичных работ, выполняемых по традиционной технологии.

1.13. Состав документов, правила их разработки и оформления устанавливаются в соответствии с требованиями Государственной системы документационного обеспечения управления, Основных правил работы ведомственных архивов, Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (М., 1994).

1.14. Норма времени на выполнение единицы нормируемой работы рассчитывается по нормативу оперативного времени и определяется по формуле:

Нвр = Н x К,

где Нвр - затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы;

Н - норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленный по сборнику, ч;

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные потребности, % оперативного времени. По результатам анализа карт фотографии и самофотографии рабочего времени работников К принимается равным 1,1.

1.15. Режим труда и отдыха операторов электронно-вычислительных и вычислительных машин и других специалистов, непосредственно работающих с персональными компьютерами, зависит от характера выполняемой работы (ввод данных, текстов, редактирование, чтение информации с экрана). Непрерывная продолжительность работы не должна превышать 4 часов, при этом после каждого часа работы перерыв 5-10 мин., а через 2 часа - 15 мин.

1.16. Под единицей измерения "дело" подразумевается дело в объеме 150 листов размером 210 х 297 мм (формат А4). Дела, содержащие больше или меньше 150 листов, пересчитываются на одно условное дело объемом 150 листов.

1.17. Работы с машинограммами в делопроизводственной службе нормируются по таблице 3.1.2. (нормативы 3.1.2.1, 3.1.2.2).

1.18. За единицу измерения объема работы - авторский лист - принимается материал, содержащий 40 тыс. печатных знаков, что составляет 16,7 машинописных страниц, напечатанных через 1,5 интервала, содержащих каждая 2450 знаков.

1.19. За единицу измерения объема работы - коробку - принимается коробка, вмещающая 10 дел.

1.20. По отдельным видам работ в качестве единицы измерения взята не 1, а 10, 100. Это необходимо учитывать при расчете величины трудозатрат по планируемым объемам работ.

1.21. В случае заключительных отклонений в содержании работ по сравнению с настоящим нормативным сборником и нецелесообразности изменения существующей организации труда могут быть рассчитаны местные нормы для конкретной службы документации.

1.22. Местные нормы на работы, не предусмотренные данным нормативным сборником, устанавливаются методом технического нормирования.

1.23. На основе Укрупненных нормативов времени производится расчет явочной численности работников службы документации.

1.23.1. С этой целью определяется годовая трудоемкость нормируемых работ (Тн) в часах с учетом каждого вида выполняемых работ по формуле:

Тн = Нвр x Vi,

где Нвр - затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, ч;

Vi - объем конкретного вида работы, выполняемой за год (устанавливается по данным оперативного учета).

1.23.2. Годовая трудоемкость ненормируемых работ Тн.н в часах определяется методом экспертных оценок с учетом объема выполненных работ по формуле:

Тн.н = Тjнн x Vj,

где Тjнн - годовая трудоемкость ненормируемой работы конкретного вида;

Vj - годовой объем ненормируемых видов работ.

1.23.3. Общая годовая трудоемкость То работ рассчитывается по формуле:

То = Тн + Тн.н.

1.23.4. Явочная численность работников Чяв определяется по формуле:

Чяв = Тн+Тн.н. = То
---------------- --------,
Фп Фп

где Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год, ч (принимается равным 2006 чел.-ч).

Пример расчета численности работников службы документации приведен в Приложении 2.

2. Организация труда

Служба документационного обеспечения управления учреждения независимо от формы собственности может действовать на правах самостоятельного структурного подразделения или выполняться одним лицом.

Функции работников службы ДОУ определяются должностными инструкциями, составленными в соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих": (Утвержденны Постановлением Министерства труда Российской Федерации 10 ноября 1992 г. N 30 М., 1992), и "Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников бюджетных учреждений и организаций системы государственной архивной службы Российской Федерации", Приложение 5 к Приказу Роскомархива от 09.12.92 N 226). Этими же документами определяются наименования должностей работников служб ДОУ.

В функции службы ДОУ входят:

организационно-методическое обеспечение работ с документами в структурных подразделениях организации и подведомственных учреждениях;

внедрение стандартов на документационное обеспечение управления и других нормативно-методических документов;

обработка документов и учетно-справочная работа;

контроль исполнения документов;

оформление и рассылка документов;

формирование, хранение дел и их использование;

подготовка и передача дел в архив организации и другие.

В функции архива организации входят:

комплектование документами структурных подразделений организации;

учет и обеспечение сохранности принятых в архив документов;

фондирование принятых в архив документов;

составление научно-справочного аппарата к хранящимся в архиве документам;

проведение экспертизы научной и практической ценности документов, хранящихся в архиве, оказание методической помощи в проведении этой работы в делопроизводстве организации;

подготовка и передача документов на государственное хранение;

представление в государственный архив форм статистической отчетности:

форма N 5 "Паспорт архива учреждения, организации и предприятия, хранящего управленческую документацию, подлежащую передаче на государственное хранение на 1 декабря 19. года", форма N 6 "Паспорт архива учреждения, организации и предприятия, хранящего научно-техническую документацию, подлежащую передаче на государственное хранение на 1 декабря 19. года"; форма N 7 "Паспорт архива учреждения, организации и предприятия, хранящего кинофотофонодокументы, подлежащие передаче на государственное хранение на 1 декабря 19. года";

использование документов, хранящихся в архиве;

проверка сохранности, правильности формирования и оформления дел в делопроизводстве организации;

участие в разработке нормативно-методических документов (инструкций, рекомендаций, положений и т.п.) по архивному делу и организации документов в делопроизводстве.

Организационно-техническими условиями, принятыми в сборнике, предусматриваются:

рациональная организация рабочих мест;

своевременное получение работающими необходимой информации, консультации, инструктажа;

соблюдение рационального режима труда и отдыха;

обеспечение установленных санитарных норм.

Рабочие места работников службы документации оборудуются однотумбовым столом (с приставкой), обеспечивающим удобное размещение на нем оргтехники и предметов труда, а в ящиках стола - хранение соответствующих документов и канцелярских принадлежностей.

Ящики стола следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения папок. Желательно, чтобы на каждом ящике укреплялась карточка с перечнем находящихся в нем папок. Для хранения специальной, справочной литературы и документов должен быть шкаф.

Работники службы документации обеспечиваются необходимыми справочными материалами (в том числе: инструкциями по ведению делопроизводства и другими нормативно-методическими документами, справочниками по действующему законодательству, справочниками по административно-территориальному делению, орфографическим и терминологическим словарями, справочниками по написанию отдельных слов, списками работников организации и ее структурных подразделений с указанием номеров телефонов и адресов, алфавитными книжками адресов и телефонов работников, связанных с деятельностью данной организации, картотеками-указателями к сборникам постановлений и приказов вышестоящего органа и другими).

В связи с внедрением в деятельность служб ДОУ автоматизированных технологий рабочие места специалистов должны быть оснащены профессиональными персональными компьютерами (ПЭВМ) типа IBM PC XT/AT со следующими основными параметрами: объем оперативной памяти 640 Кб и емкостью внешней памяти на винчестере не менее 20 Мб. Компьютер должен быть оснащен принтером с широкой печатью.

ПЭВМ оснащается стеклянным или пластмассовым оптическим фильтром. Экран большой разрешающей способности уменьшает напряжение зрения. Освещенность экрана должна равняться освещенности помещения. Экран компьютера располагается под прямым углом по отношению к окнам рабочей комнаты.

Режим труда и отдыха работников, занятых документационным обеспечением управления, устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность. Наряду с этим необходимо проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1 - 1,5 ч до обеда и за 1-1,5 ч до окончания работы.

Режим труда и отдыха специалистов, работающих на ПЭВМ определяется "Временными санитарными нормами и правилами для работников вычислительных центров", утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР, 02.03.88, N 4559-88.

3. Нормативная часть

3.1. Затраты времени на работы по документационному обеспечению управления

3.1.1. Составление и ведение номенклатур дел

Исполнители - заведующий канцелярией, старший инспектор, инспектор, делопроизводитель, оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин, документовед

Изучение нормативных и методических документов, справочных пособий, функций данного структурного подразделения, особенностей его делопроизводства, состава и содержания документов, определение сроков их хранения, составление, систематизация заголовков дел, визирование руководителем структурных подразделений, контроль за правильностью формирования дел

Изучение нормативных и методических документов, справочных пособий, номенклатур дел структурных подразделений, функции организации, особенности делопроизводства, состава и содержания документов, определение сроков их хранения, разработка классификационной схемы номенклатуры дел, унификация, общее редактирование текста всех разделов номенклатуры дел, выявление документов, не вошедших в номенклатуры дел структурных подразделений, составление номенклатуры дел (с оглавлением, предисловием, списком сокращений), согласование с ведомственным архивом, рассмотрение на заседании Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) (ЭК организации), согласование с архивным учреждением (государственным архивом), оформление и утверждение номенклатуры дел; контроль за правильностью формирования дел в течение года, внесение уточнений в номеклатуру дел, составление номенклатуре дел, передача итоговых сведений в информационно-поисковую систему и ведомственный архив по установленной форме

Включение компьютера, вызов на дисплей формата в соответствии с программой, ввод данных об изменениях в номенклатуре дел; выключение компьютера


_____
*1 Норматив применим также для определения затрат времени на составление и ведение номенклатуры дел крупного структурного подразделения (главного управления, управления и т.д.).

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.


В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Е сть множество способов расчета численности службы, занимающейся документационным обеспечением на предприятии. Рассмотрим несколько из них.

Расчет численности исходя из объема документооборота

Данная методика расчета численности персонала исходя из объема документооборота на предприятии была предложена в начале 1970-х годов (на основе Единой номенклатуры должностей служащих, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443).

Для расчета необходима следующая информация:

  1. Средний объем документооборота предприятия за последние 2–3 года. В расчете учитываются данные по всем видам документов:
    • входящая документация (можно легко произвести расчет, если в вашей организации ведется журнал входящей корреспонденции),
    • исходящая документация (сведения можно взять из журнала исходящей корреспонденции),
    • внутренняя документация (служебные и докладные записки, приказы, протоколы и т.д.),
    • все документы-копии, изготавливаемые в организации (если их выполняют сотрудники службы документационного обеспечения).
  2. Общая численность сотрудников организации (согласно штатному расписанию).

Формула для расчета численности службы ДОУ следующая: 0,00016 (это постоянный коэффициент) умножить на средний объем документооборота в степени 0,98 (это постоянный коэффициент) умножить на численность сотрудников организации в степени 0,1 (это постоянный коэффициент).

  • средний объем документооборота вашего предприятия 15 000 документов в год, а
  • общая средняя численность сотрудников организации 1 500 человек.

Получаем: 0,00016 × 15 000 0,98 × 1 500 0,1 = 4,11. То есть численность службы документационного обеспечения – 4 штатные единицы.

Расчет численности исходя из трудоемкости работ

  • нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти (утвержденные постановлением Минтруда России от 26.03.2002 № 23);
  • межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по ДОУ (утвержденные постановлением Минтруда России от 25.11.1994 № 72);
  • нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и ДОУ (утвержденные постановлением Минтруда России от 10.09.1993 № 152);
  • нормативы времени на работы по совершенствованию ДОУ министерств, ведомств, предприятий и организаций (ВНИИДАД, 1992 г.);
  • укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий (утвержденные постановлением Минтруда России от 18.12.1992 № 57);
  • межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров (утвержденные постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР 14.11.1991 № 78);
  • типовые нормы времени на работы по копированию и оперативному размножению документов (утвержденные Госкомитетом СССР по труду и социальным вопросам постановлением № 261/16-89 от 07.08.1985).

Для расчета нам потребуется следующая информация:

  1. Затраты времени на выполнение конкретного нормативного вида работы(в часах): нужно норматив оперативного времени на конкретный вид работы (ищется в документах, перечисленных выше) умножить на 1,1 (коэффициент затрат на организационно-техническое обслуживание рабочего места, в том числе отдых и иные личные потребности.

Норма времени для постановки документа (приказа, постановления) на контроль для специалиста 1 категории – 0,66 ч. (на основании Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Минтруда РФ от 26.03.2002 № 23). Допустим, за календарный год на контроль у нас ставится 50 приказов и постановлений. Получаем: 0,66 ч × 50 шт × 1,1 = 36,3 ч

Рассмотрим обмен авиабилетов для сотрудников в рамках функции по организации командировок. Примерное время такой работы (согласование нового маршрута, подача заявки в авиакомпанию, получение новых билетов, регистрация новых билетов, получение сопроводительных документов (счет-фактура, акт и пр.) и их передача в бухгалтерию) на 1 человека составляет 1,2 часа. Если в год количество обменных документов – 10, то годовой объем этой работы составляет 120 часов.

Формула для расчета численности службы ДОУ следующая:

Приблизительный расчет исходя из общего числа сотрудников компании

Метод разработан НИИ труда. Он устанавливает приблизительную численность сотрудников службы делопроизводства: не более 2–3 % от числа сотрудников компании (а для министерств и ведомств – 12–15 % от численности).

Тем не менее если численность вашей компании более 1 000 человек, вряд ли вам в штат разрешат взять 20-30 сотрудников службы ДОУ. В этом случае количество сотрудников службы будет скорее всего около 5-10 человек. Но в каждом структурном подразделении следует выделить работника, который будет ответственным за делопроизводство в этом подразделении.

Приблизительный расчет исходя из объема документооборота

Существует методика определения приблизительной численности службы ДОУ исходя из объема документооборота 2 . Этот способ был сформулирован Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в 1974 году в Единой государственной системе делопроизводства, но применим и в настоящее время.

Для определения объема документооборота учитываются все входящие, исходящие и внутренние документы предприятия, включая копии, дубликаты, выписки. Одной из функций службы ДОУ является проведение анализа объемов документооборота, который служит основой для оптимизации документооборота и определения нагрузки на работников службы ДОУ, для оценки целесообразности автоматизации тех или иных участков работы.

Выбор конкретной формы работы зависит также от централизации или децентрализации выполнения отдельных функций по делопроизводству, а также от наличия средств электронного документооборота. Также к службе ДОУ могут быть отнесены сотрудники, ответственные за делопроизводство в структурных подразделениях предприятия.

Под фотографией рабочего дня понимается изучение распределения рабочего времени непрерывным наблюдением – измеряются все без исключения действия конкретного человека на протяжении всего рабочего дня. Такой метод оценки впервые был введен в практику Ф. Тейлором в 1882 году.

Пример 5. Образец фотографии рабочего дня


Определение метода расчета численности сотрудников службы документационного обеспечения зависит от конкретного предприятия, навыков сотрудников службы и личностных качеств руководителя.

Способов определения необходимого штатного состава службы ДОУ немало, некоторые из них менее трудоемкие, другие – более. Например, если у вас небольшое предприятие, имеется система электронного документооборота, то определить объем документов не составит труда. Основываясь на этом показателе и штатной численности сотрудников, можно применить первый способ расчета.

Считать трудоемкость работ или хронометраж рабочего времени – более сложная процедура, но она позволит вам лучше понять распределение времени на работы, выполняемые вашими сотрудниками, оценить возможности каждого из них (например, сравнивая нормируемое время на выполнение процедуры с фактическим). Возможность конкретного сотрудника выполнять работы более быстро и качественно может служить основанием для его премирования.

А в заключение приведем образец служебной записки, в которой можно донести свои аргументы до руководства:

Пример 6. Служебная записка о необходимости пересмотра штатного расписания подразделения

Утверждены
Федеральным государственным бюджетным
учреждением "Научно-исследовательский
институт труда и социального страхования"
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
N 011 от 7 марта 2014 года

Разработаны Институтом труда

ТИПОВЫЕ УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ
ВРЕМЕНИ НА РАБОТЫ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Настоящие Нормативные материалы предназначены для расчета необходимых трудозатрат и численности работников по документационному обеспечению государственных (муниципальных) учреждений с учетом возложенных на них функций.

Настоящие Нормативные материалы основаны на результатах исследований проведенных Институтом труда за 2012 - 2013 гг., а также на ранее утвержденных сборниках и носят рекомендательный характер. При необходимости следует использовать другие нормативы или разрабатывать местные нормативы с учетом специфики учреждений.

1.1. Типовые нормативы времени предназначены для расчета норм времени и организации работы в подразделениях, с функциями по документационному обеспечению, определению трудоемкости работ, численности работников и рекомендуются для применения в государственных (муниципальных) учреждениях.

1.2. В основу разработки нормативов времени положены материалы изучения организации труда и передового опыта работников по документационному обеспечению, фотографии рабочего дня, самофотографии, данные оперативного учета и отчетности, результаты экспертных оценок специалистов.

1.3. При нормировании труда работников по документационному обеспечению необходимо придерживаться основ Трудового кодекса, приказов Минтруда России и отраслевых министерств.

1.4. Нормативная часть сборника содержит следующие разделы:

- затраты времени на работы по документационному обеспечению (составление и ведение номенклатур дел, обработка, регистрация, учет количества документов, работы по контролю исполнения документов, создание и ведение картотек, формирование и оформление дел в структурных подразделениях, экспертиза научной и практической ценности документов, составление годовых разделов описей дел, передача дел в архив);

- затраты времени на работы архива учреждения (методическое и организационное обеспечение работы, создание научно-справочного аппарата к документам архива учреждения, каталогизация документов, использование документов, информационное обслуживание подразделений учреждения и работников, проведение комплексной (тематической) проверки состояния и работы архива подведомственного учреждения, контроль за организацией документов в делопроизводстве структурных подразделений учреждения, обеспечение сохранности документов, учет документов, техническое оформление работ).

1.5. Сборник содержит нормативы времени в минутах на принятую единицу измерения объема работы.

1.6. Нормативы рассчитаны на основе результатов измерения затрат рабочего времени в течение рабочего дня продолжительностью 8 часов.

1.7. Нормативы предусматривают выполнение всех работ с документами на одном языке и распространяются на работы с документами общего делопроизводства.

1.8. Нормативы рассчитаны на выполнение каждой работы одним исполнителем.

1.9. В таблицах нормативной части сборника приведены наименование и содержание выполняемых работ и установленные на них нормативы времени.

1.10. В пределах таблицы нормативы расположены в логической последовательности выполняемых работ.

1.11. Состав документов, правила их разработки и оформления устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.12. Норма времени на выполнение единицы нормируемой работы рассчитывается по нормативу оперативного времени и определяется по формуле:

где Нвр - затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы;

Н - норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленный по сборнику, мин.;

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности, выражен в виде % от оперативного времени. По результатам анализа карт фотографии и самофотографии рабочего времени работников К = 1,1.

1.13. Режим труда и отдыха операторов электронно-вычислительных и вычислительных машин и других специалистов, непосредственно работающих с персональными компьютерами, зависит от характера выполняемой работы (ввод данных, текстов, редактирование, чтение информации с экрана). Непрерывная продолжительность работы не должна превышать 4 часов, при этом после каждого часа работы перерыв 5 - 10 мин., а через 2 часа - 15 мин.

1.14. Под единицей измерения "дело" подразумевается дело в объеме 150 листов размером 210 x 297 мм (формат A4). Дела, содержащие больше или меньше 150 листов, пересчитываются на одно условное дело объемом 150 листов.

1.15. За единицу измерения объема работы - авторский лист - принимается материал, содержащий 40 тыс. печатных знаков, что составляет 16,7 машинописных страниц, напечатанных через 1,5 интервала, содержащих каждая 2450 знаков.

1.16. За единицу измерения объема работы - коробку - принимается коробка, вмещающая 10 дел.

1.17. По отдельным видам работ в качестве единицы измерения взята не 1, а 10, 100. Это необходимо учитывать при расчете величины трудозатрат по планируемым объемам работ.

1.18. В случае заключительных отклонений в содержании работ по сравнению с настоящим нормативным сборником и нецелесообразности изменения существующей организации труда могут быть рассчитаны локальные нормы для конкретного учреждения.

1.19. Местные нормы на работы, не предусмотренные данным нормативным сборником, устанавливаются методом технического нормирования.

1.20. На основе нормативов времени производится расчет штатной численности работников по документационному обеспечению учреждения.

1.20.1. С этой целью определяется годовая трудоемкость нормируемых работ (Тн) в часах с учетом каждого вида выполняемых работ по формуле:

где Нвр - нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы;

Vi - объем конкретного вида работы, выполняемой за год (устанавливается по данным оперативного учета).

1.20.2. Штатная численность работников Ч определяется по формуле:


где Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год;

Кн - коэффициент невыходов, рассчитывается как средний показатель за два прошедшие два года.

2. Организация труда

Работы по документационному обеспечению учреждения независимо от формы собственности может действовать на правах самостоятельного структурного подразделения или выполняться одним лицом.

Функции работников по документационному обеспечению определяются должностными инструкциями.

Наименования должностей работников по документационному обеспечению определяются тарифно-квалификационными требованиями и профессиональными стандартами.

В функции по документационному обеспечению входят:

организационно-методическое обеспечение работ с документами в структурных подразделениях учреждения и подведомственных учреждениях;

внедрение стандартов на документационное обеспечение и других нормативно-методических документов;

обработка документов и учетно-справочная работа;

контроль исполнения документов;

оформление и рассылка документов;

формирование, хранение дел и их использование;

подготовка и передача дел в архив учреждения и другие.

В функции архива организации входят:

комплектование документами структурных подразделений учреждения;

учет и обеспечение сохранности принятых в архив документов;

фондирование принятых в архив документов;

составление научно-справочного аппарата к хранящимся в архиве документам;

проведение экспертизы научной и практической ценности документов, хранящихся в архиве, оказание методической помощи в проведении этой работы в делопроизводстве учреждения;

подготовка и передача документов на государственное хранение;

представление в государственный архив форм статистической отчетности:

использование документов, хранящихся в архиве;

проверка сохранности, правильности формирования и оформления дел в делопроизводстве организации;

участие в разработке нормативно-методических документов (инструкций, рекомендаций, положений и т.п.) по архивному делу и организации документов в делопроизводстве.

Организационно-техническими условиями, принятыми в сборнике, предусматриваются:

рациональная организация рабочих мест;

своевременное получение работающими необходимой информации, консультации, инструктажа;

соблюдение рационального режима труда и отдыха;

обеспечение установленных санитарных норм.

Рабочие места работников по документационному обеспечению оборудуются необходимыми принадлежностями, справочными материалами (в том числе: инструкциями по ведению делопроизводства и другими нормативно-методическими документами, справочниками по действующему законодательству, справочниками по административно-территориальному делению, орфографическим и терминологическим словарями, справочниками по написанию отдельных наименований слов, списками работников организации и ее структурных подразделений с указанием номеров телефонов и адресов, алфавитными книжками адресов и телефонов работников, связанных с деятельностью данного учреждения и другими).

Режим труда и отдыха работников, занятых документационным обеспечением учреждения, устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность. Наряду с этим необходимо проведение перерывов на отдых и личные надобности продолжительностью 5 - 10 мин. на 120 минут работы.

Нормирование труда работников службы ДОУ

Для того чтобы рабочий день работника службы ДОУ был правильно распланирован, Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социальной защиты РФ разработаны следующие нормативные акты:

1. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. М., 1993;

2. «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по

Во всех указанных нормативных документах, прежде всего, освещаются вопросы определения норм времени на различные виды работ при осуществлении различных операций в службе ДОУ. Нормы установлены путем проведения хронометражных измерений, моментных наблюдений, фотографии рабочего дня и самофотографии, экспериментальных оценок, пооперационного суммирования затрат времени. Знание норм времени на выполняемые виды работ позволяет правильно планировать рабочий день работника службы ДОУ, а также дает возможность определить численный и качественный состав службы ДОУ.

Читайте также: