Для чего нужны утренники в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в ДОУ. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Из - за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

Цели организации праздника

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Праздник развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества. Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Этапы работы по организации праздника:

1.Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

2. Работа над сценарием.

3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.

5. Работа с родителями.

6. Проведение утренника

7. Подведение итогов

8. Последействие праздника.

Подготовка к празднику

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 40 минут. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.

Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов;

- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

- над отдельными эпизодами.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей; развивать художественно-эстетический вкус; создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Собираемся на праздник

На музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка, но очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей или мешать им в ходе утренника. Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм, который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого иная.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.

Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Проведение праздника

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них: говорить не громко (не кричать); ходить спокойно (не бегать); помнить для чего мы находимся в зале; смело показывать свои способности; заботиться друг о друге (не обижать); помогать друг другу (не смеяться); внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому); не отвлекаться на родителей.

Праздник в детском саду - это большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы сотрудников.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Подведение итогов

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений

-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;

-праздничное оформление зала.

Детсадовский утренник - это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Одни из самых ярких воспоминаний и для малыша, и для его родителей о детском садике — это конечно, утренники.

Что такое детские утренники? Зачем они нужны? И кто вообще их придумал? Давайте подробно рассмотрим все эти вопросы!

Что такое детские утренники?

Детские утренники – это маленькие праздники, в которые вложено столько эмоций, детских переживаний, труда воспитателей и педагогов.

Такие праздники в детском саду проходили в первой половине дня, между завтраком и обедом. Поэтому они и получили такое название.

Задача утренников разнообразить жизнь детей, сделать ее более яркой и интересной. Утренники в первую очередь имеют обще эмоциональное значение, но также и выполняют целый ряд различных педагогических функций.

А какие функции?

Чем полезны детские утренники в детском саду для детей?

Прежде всего, задача утренников, как и вообще любых праздников, внести разнообразие в привычный и монотонный уклад детей. Добавить в него положительных эмоций, красок и радости.

Если говорить о практической составляющей детских утренников, то можно выделить несколько основных педагогических функций, которые они выполняют.

Каких именно?

  • мотивация к творческой деятельности. К выступлению на утреннике детей учат петь, танцевать, что-то рассказывать и так далее. Все это стимулирует в них творческое развитие.
  • укрепляют отношения между родителями и детьми. Родители чаще всего тоже принимают активное участие в подготовке к утреннику, поэтому их отношения в этот период особенно активны. Они вместе учат стихи, подбирают наряд к выступлению и так далее.
  • сплачивают детей. Помимо индивидуальных выступлений, на утренниках дети выступают совместно. Общий хор, репетиции сценок, совместные танцы, все это требует подготовки и слаженности действий. Для этого детям нужно учиться взаимодействовать друг с другом.

Детские утренники, это, как правило, длительная совместная работа детей, их родителей и воспитателей. За период подготовки и в процессе выступления, решается много важных задач.

Кто придумал детские утренники? ⠀

Итак, кто и зачем вообще придумал утренники?

Детские утренники в СССР, фото

Первоначально, конечно, идея задумывалась как праздник для ребят. Наступает какое-либо знаковое событие: Праздник Осени, Новый год, 8 марта. Все эти даты хороший повод устроить угощение, а также блеснуть талантами, кто на что способен.

Современные утренники ничем не уступают советским. Хотя все зависит от конкретного детского сада. Теперь на первый план вышла задача действительно показать способности малышей и чему они научились.

Родителям и педагогам важно видеть плоды своей работы. Отметить к чему каждый ребенок более склонен, какие навыки требуется развить.

В RigaKids внимательно присматриваются и прислушиваются к талантам воспитанников!

Есть такая примета: если в декабре к вам с ребенком подходит человек старшего поколения, значит, у малыша спросят, выучил ли он стих для Деда Мороза.

Фото Depositphotos

Уже вижу, как моя дочь не поступает на бюджет из-за невыученного в детстве четверостишия про елку.

Ну серьезно, вы заметили, что только у нас в стране есть эта истерия по поводу стишков на утреннике и утренников как таковых?

Возникает ощущение, что все это музыкально-унизительное действие нужно не столько детям, сколько взрослым: воспитателям, которым нужно отчитаться о проделанной работе, музыкальному руководителю, родителям, желающим поделиться успехами ребенка — всем, но только не детям. Детям можно только улыбаться и водить ровненькие хороводы.

А где радость? Где праздник?

У дочери на днях была репетиция утренника, и я спросила, что ей больше всего понравилось, над чем она смеялась, а дочь серьезным голосом:

— Мам, ты что! Нам нельзя на утреннике смеяться!

Видимо, детский смех нарушит и без того трещащий по швам сценарий.

Конечно, многим детям любое мероприятие и выступление на публике в радость, но, согласитесь, всегда есть плачущий в углу Алеша, которому этот утренник наверняка аукнется во взрослом будущем.

Интересное по теме

Что точно случится на новогоднем утреннике в детском саду: 5 обязательных составляющих праздника

Потому что этот Алеша оказывается в ситуации, где его чувства, его страх, ничего не значат, но он должен продолжать идти по заданной траектории со своим маленьким барабанчиком и петь выученную песенку про елочку.

Возможно, найдутся люди, которые скажут, что это опыт научит его преодолевать трудности, но что-то мне подсказывает, что единственное, чему это его научит — смиренно делать то, что говорят другие люди вне зависимости от того, что хочет сам Алеша.

Я не хочу сказать, что пора отменить все эти детсадовские утренники (хотя в европейских странах как-то живут без этих травмирующих традиций), но попробовать относиться к ним проще точно нужно всем.

Не хочет ребенок учить стих про зимушку-зиму, ну и черт с ним! Боится выступать перед большим количеством народа — не нужно силой его толкать на сцену. Серьезно, этот опыт не сделает ему лучше!

Потому что праздник должен приносить радость! Потому что Новый год — это про волшебство, приятные встречи и уют, а не хождение строем под аккомпанемент фортепиано.

Интересное по теме

Вы как-то неправильно празднуете

А если ребенку нравится выступать, петь и танцевать — для этого есть кружки и секции по интересам, где каждый занимается тем, что ему по душе.

Сюрприз-сюрприз, но когда, если не в детстве, делать то, что нравится и не делать то, чего не хочется?

В детских садиках малышей стараются как можно больше всему обучать. Детки учатся рисовать, писать, читать, делать аппликации и лепить из пластилина. Также там стараются развивать и творческие способности малышей, периодически делая различные тематические утренники в детском саду.

утренники в детском саду

Когда мама ребенка забирает из детского сада, она обязательно интересуется, чем же он там занимался, чему новому научился и что вообще интересного делал. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать. Вот для таких целей воспитатели и устраивают утренники в детском саду, которые в некоторой мере являются смотром детских талантов и приобретенных в садике навыков.

Зачем нужны утренники

Как уже говорилось, самым важным делом в создании утренника является желание воспитателей и малышей показать родителям, какие они молодцы. Чтобы приготовить утренник, ребят заставляют учить песенки и стишки, что развивает память, учат простеньким танцам, развивая музыкальный слух и обучая несложным танцевальным па, а также, помимо всего прочего, обучают малышей не бояться толпы и публичных выступлений. К слову, такое умение детям очень может пригодиться в будущем, во взрослой жизни.

выпускной утренник в детском саду

Утренники в детском саду могут готовить не только воспитатели. Хорошо, если участие в этом процессе принимают и родители, их к этому всегда поощряют. Принимать участие можно не только в составлении сценария, но также и в его постановке. Кстати, деткам всегда интересно, если в коллектив вливается новый человек, перед ним малыши хотят казаться намного лучше, поэтому изо всех сил стараются делать все правильно.

Организовывать утренники в детском саду можно практически по любому поводу. Приурочить их можно к государственным или религиозным праздникам, профессиональным дням, а также делать просто без повода, желая порадовать родителей и самих себя. Одним из важнейших событий в жизни каждой группы является выпускной утренник в детском саду, к нему малыши особенно усердно готовятся, т.к. это не только смотр всех талантов, но также и прощание с садиком и переход на новый, более взрослый уровень – знакомство со школой.

Одним из самых важных этапов в подготовке к утреннику является подбор костюма для ребенка. Это действие всегда волнующее не только для малыша, но также и для его родителей, ведь мамы и папы хотят видеть свое чадо самым красивым и оригинальным. Готовить костюмы можно различными способами: покупать готовые в магазине, шить на заказ или делать из подручных материалов. Как это будет сделано – не важно, главное, чтобы малыш комфортно и уверенно себя чувствовал в готовом одеянии. Также нужно выдержать костюм в определенном стиле. Если это осенние утренники в детском саду, нужно делать костюм для осеннего бала, если зимние – скорее всего, у малышей будет костюмированный карнавал и нужно готовить что-то особенное, сказочное и необычное.

осенние утренники в детском саду

Очень важно, чтобы на утренник к каждому ребенку приходили зрители. Это могут быть родители, дяди-тети, бабушки-дедушки и иные близкие семье люди. Именно для них каждый малыш готовит свое представление, старается выучить стишок или танец. Также приятным моментом каждого утренника является то, что практически все они заканчиваются сладким столом, где малыши могут побаловать себя различными сладостями и вкусняшками.

Читайте также: