Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности кратко
Обновлено: 08.07.2024
Данная статья посвящена построению персональной образовательной и карьерной траектории, традиционным подходам и современным цифровым решениям в этой области. Сразу предупрежу, что статья написана скорее в академическом стиле; технические подробности планируются к публикации чуть позже.
Обозначу основные термины и определения статьи. Профессиографией является технология изучения требований профессиии по личностым качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным способностям и задаткам, качествам в деловой сфере, знаниям, умениям и состоянию физического здоровья человека.
Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к работнику. Существуют различные подходы к разработке профессиограммы, что позволяет создать классификацию с характеристикой содержательных аспектов. Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с экспертом-психологом. И это большая проблема как кадровых служб, так и учащихся и работников, которые в реальной жизни часто вынуждены решать вопросы выбора образования и профориентации без возможности использования существующих методик и наработок.
Зачем нужна профессиограмма
Eсли будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. В случае профессиональной непригодности человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворенности своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. А это потеря времени, денег и нервов.
Подходы к составлению профессиограммы
Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, характер и условия труда; характеристика профессии, область применения профессиональных знаний, воздействия на работника, польза для работника.
Аналитическая профессиограмма. Данный подход подразделяется на два блока. В первом блоке описываются объективные характеристики профдеятельности, которые не зависят от определенного человека и вырабатываются в общественном опыте. Второй блок включает в себя сочетание психологической деятельности человека и его качеств с объективной деятельностью, но не совпадающих с ней. Если говорить другими словами, то аналитическая профессиограмма отличает формально заданную структуру профдеятельности и психологическую составляющую труда, а также психологические особенности самого сотрудника.
Психологически ориентированная профессиограмма включает в себя: внешнюю картину труда, трудовое поведение (рабочий день, затраченное время на то или иное трудовую деятельность, рабочее место и др.) и внутреннею картину труда (то как реагирует личность, ее особенности – способности, опыт, навыки, характер, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные процессы – внимание, память, воля и др.).
Типы профессиограмм
(в зависимости от поставленных задач)
Информационные - предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес
Ориентировочно-диагностические - служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности
Конструктивные - служат для совершенствования систем производства, для проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала
Методические - служат для подбора адекватных методов исследования систем производства, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы
Диагностические - служат для подбора методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы профессионально-важных качеств, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики)
Разделы, которые должна включать в себя каждая профессиограмма:
Общая информация (историческая справка, общественная значимость и пр.)
Содержание труда. Психологические характеристики (предмет труда, профессиональные обязанности и цель труда, средства труда, характер труда, организация труда, функции труда, контакты, ответственность в труде, условия труда, факторы психофизиологической напряженности).
Требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, к личностным способностям и качествам, к состоянию здоровья, к допрофессиональному и профессиональному образованию).
Главный вопрос - что со всем этим делать конкретному человеку ? Собственно, ответ на этот вопрос может помочь найти соответствующим образом разработанная система поддержи принятия решений.
Основная идея - реализовать наработанные академические и методические знания в форме, удобной и интересной для использования старшеклассниками, студентами, молодыми специалистами, и всеми "желающими перемен".
Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия
Как оказалось, этого категорически недостаточно для качественного построения профессиограммы и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории.
После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов в отдельных профессиональных областях. Для построения в режиме реального времени оптимизированной под пользователя образовательной траектории "движок" задействует около 15000 записей справочных таблиц. При этом, к сожалению, прошлось поначалу формировать в полуручном режиме большое количество таблиц соответствия профессионально-значимых качеств, профессий, образовательных программ и курсов, личностных качеств и пр. На более поздних этапах развития идеи задача свелась к оптимизационной и решалась при помощи библиотек scikit learn и других ML-библиотек python.
Отдельной задачей оптимизации профилей пользователей является выбор адекватных метрик для оптимизации. Неожиданно хорошо себя зарекомендовали метрики, которые используются в методике кластеризации методом опорных векторов SVM.
При этом изначальная логика соответствует общему академическому подходу:
Текущий профиль пользователя
Формирование последовательности шагов, обеспечивающих достижение цели.
Приведу общую схему итерационного прохождения траектории:
Общая схема сопровождения пользователя
В результате проделанной работы пришел к следующим выводам:
Технология построения образовательной траектории может быть реализована, но это сложный и трудоемкий путь. Несколько человеко-лет профильных специалистов.
Бесполезно строить образовательную траектории в отрыве от огромного количества образовательных стандартов, профилей образовательных программ и пр. Гармонизация этого "зоопарка" требует немало ручного труда.
CusDev на самых ранних стадиях - ключ к успеху. Именно уточняя и обобщая боли каждого сегмента целевой аудитории можно сделать нечто жизнеспособное. И тут скрыты ценнейшие инсайты, например, самая платежеспособная аудтория - мамы старшеклассников (!).
Образовательная траектория нужна если не всем, то многим. Помощь в осознанном принятии решения в области образования реально экономит годы жизни.
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.
Профессиограмма представляет собой список определенных требований к сотруднику. Он составляется для того, чтобы определить максимальное соответствие качеств того или иного кандидата профессии. Основной целью создания профессиограммы считается эффективный подбор сотрудников.
Что такое профессиограмма?
Это специальная инструкция, в ней описывают характеристики той или иной профессии. В обязательном порядке присутствует описание психологического портрета кандидата на должность.
Профессиограмма включает такие пункты:
- Название специальности. В разделе указывается основная информация, которая касается специфики работы, перспектив, на которые может рассчитывать сотрудник.
- Описание рабочего процесса. Указывается рабочее место, должность и обязанности, специфика выполняемой работы.
- Знания и навыки. В инструкции четко указываются те задачи, с которыми сотрудник должен справляться. Также проводится тщательный анализ как личностных, так и профессиональных качеств, которые подходят для требуемой должности.
- Квалификация. Какой минимальный опыт, какое образование должен иметь кандидат. Обязательно обозначаются присутствующие возможности профессионального роста.
- Санитарно-гигиенические условия. Расписываются те условия, в которых происходит рабочий процесс, указываются возможные риски, ответственность за травмы, полученные во время работы.
- В обязательном порядке должна содержаться информация о физиологических, а также психологических требованиях к сотруднику, его интеллекту, уровню внимательности и конфликтности.
Стоит отметить, что каждая компания имеет свой уникальный документ, который создается в индивидуальном порядке и может значительно отличаться от профессиограммы других организаций.
Виды профессиограмм
Специалисты делят профессиограммы на разные виды:
- Информационные. Применяются психологами для того, чтобы определить профориентацию клиента, предоставить информацию о той специальности, которая интересует человека.
- Ориентировочно-диагностические. Помогают оценить результаты проведенной деятельности, проанализировать причины возникновения кризисной ситуации или снижения производительности труда.
- Конструктивные. С их помощью происходит внедрение в работу нового оборудования, технологий, а также улучшаются условия труда.
- Методические. Разрабатываются специальные методики, с помощью которых можно изучить динамику того, как меняется специализация, и что положительно влияет на рабочий процесс.
- Диагностические. Предполагает профессиональную подготовку или дополнительную переподготовку сотрудников.
Подходить к разработке профессиограммы стоит максимально ответственно, ведь она играет очень важную роль в организации рабочего процесса той или иной компании. Кроме того, она помогает отыскать действительно опытных и ответственных сотрудников для той или иной должности. Заниматься разработкой профессиограммы должны также специалисты, которые хорошо разбираются в данной теме.
Профессиограмма: понятие, содержание и характеристики
PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции. Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям. Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.
На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.
Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.
Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.
Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью. Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм. Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.
Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем. Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями. В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.
Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:
- сути выбранной им профессии;
- объема и фронта работы в данной специальности;
- условий труда;
- необходимого уровня подготовки;
- возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
- размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
- карьерных возможностей;
- уровень престижа профессии в обществе;
- отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
- степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.
Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека. Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор. При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.
С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.
Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.
Особенности юридических профессий и профессиограмм
Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.
Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий. Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками. Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.
Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:
- человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
- человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
- человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
- человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
- человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.
Обобщая подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:
- презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
- тип – описание предмета труда;
- класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
- содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
- необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
- индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
- перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
- условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
- путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
- перспективы карьерного роста.
Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Юридическая профессиограмма
Некоторые характеристики, представленные на рис. 1 нуждаются в комментариях.
Профессиональная деятельность сопряжена со вступлением людей во взаимоотношения между собой. При этом существуют различия в том, с какой частотой люди предпочитают взаимодействовать с другими и в том, как предпочитают подходить к решению задач – в одиночку или в команде.
Несмотря на то, что такой тип взаимодействия нередко встречается в юридических профессиях, его никак нельзя назвать доминирующим, поскольку возникает только на этапе, когда необходима общая работа в команде и человек вынужденно соглашается зависеть от других в процессе решения задач.
Отдельный тип межличностных взаимодействий – это редкое межличностное взаимодействие, характерное людям, предпочитающим независимость в процессе организации и выполнения, не настроенных на групповую работу, но не исключающих такой вариант.
Из комментариев следует, что представителям юридических профессий свойственны разные типы взаимодействий исходя из разных условий деятельности.
Рисунок 2. Взаимосвязи между основными типами личности
Для личностей социального типа характерны: активность, общительность, эмоциональность, чувствительность, коммуникабельность. Могут выразить себя в консультировании, информировании или обслуживании. Предприимчивые личности характеризуются находчивостью, инициативностью, азартностью, стремлением к лидерству и умением рисковать. Личности стандартного (конвенционного) типа усидчивы, исполнительны, дисциплинированны и аккуратны. Артистические (художественные) личности имеют сложные взгляды на жизнь, глубокое эмоциональное восприятие действительности, ведомы эмоциями и ощущениями, воображением и интуицией, обладают оригинальным мышлением и как правило независимы в принятии решений. Личности исследовательского (интеллектуального) типа наблюдательны, сообразительны, оригинальны, нестандартно мыслят, творчески подходят к решению задач и склонны к аналитике. Реалистичные личности надежны, эмоционально устойчивы, практичны, отличаются упорством и целеустремленностью.
В юридических профессиях проявляются все личностные типы, однако артистический и предприимчивый типы не должны доминировать.
Основные аспекты юридической деятельности
Стоит отметить большой вклад в разработку юридических профессиограмм российских ученых Васильева, Еникеева и Чуфаровского. Ими были выделены следующие аспекты юридической деятельности:
- социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;
- поисковой (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;
- реконструктивный, подразумевающий проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;
- коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;
- удостоверительный, выражающийся в облечении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.
Каждая специальность характеризуется разным набором профессиональных аспектов с разной интенсивностью. В зависимости от личных качеств различных юристов они приобретают свою специфику.
В виду активной общественной реформации к системе образования выдвигается ряд новых требований по организации учебного процесса не только ради получения знаний, но и с целью формирования компетенций и подготовки учеников к профессиональной деятельности. Вместе с совершенствованием системы проф. образования ставятся задачи по усилению внимания к вопросам освоения выпускниками практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях экономического развития. В данный момент рынок образования и профессиональный рынок Российской федерации практически не имеют связей и взаимодействий, практически половина выпускников работают не по специальности. Исходя из этого особое внимание стоит уделять помощи учащимся с определением будущей профессии, а студентам ВУЗов помогать с пониманием их роли и места и формированием профессиональных навыков высокого уровня, к примеру для студентов юридических ВУЗов критически важным при выборе будущей профессиональной специализации является глубокое знание отраслевого права. В этом случае очень важным является правильное описание профессии, выделение наиболее существенных ее особенностей, помогающих определится при выборе подходящего рода деятельности.
Читайте также: