Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Данная статья посвящена построению персональной образовательной и карьерной траектории, традиционным подходам и современным цифровым решениям в этой области. Сразу предупрежу, что статья написана скорее в академическом стиле; технические подробности планируются к публикации чуть позже.

Обозначу основные термины и определения статьи. Профессиографией является технология изучения требований профессиии по личностым качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным способностям и задаткам, качествам в деловой сфере, знаниям, умениям и состоянию физического здоровья человека.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к работнику. Существуют различные подходы к разработке профессиограммы, что позволяет создать классификацию с характеристикой содержательных аспектов. Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с экспертом-психологом. И это большая проблема как кадровых служб, так и учащихся и работников, которые в реальной жизни часто вынуждены решать вопросы выбора образования и профориентации без возможности использования существующих методик и наработок.

Зачем нужна профессиограмма

Eсли будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. В случае профессиональной непригодности человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворенности своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. А это потеря времени, денег и нервов.

Подходы к составлению профессиограммы

Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, характер и условия труда; характеристика профессии, область применения профессиональных знаний, воздействия на работника, польза для работника.

Аналитическая профессиограмма. Данный подход подразделяется на два блока. В первом блоке описываются объективные характеристики профдеятельности, которые не зависят от определенного человека и вырабатываются в общественном опыте. Второй блок включает в себя сочетание психологической деятельности человека и его качеств с объективной деятельностью, но не совпадающих с ней. Если говорить другими словами, то аналитическая профессиограмма отличает формально заданную структуру профдеятельности и психологическую составляющую труда, а также психологические особенности самого сотрудника.

Психологически ориентированная профессиограмма включает в себя: внешнюю картину труда, трудовое поведение (рабочий день, затраченное время на то или иное трудовую деятельность, рабочее место и др.) и внутреннею картину труда (то как реагирует личность, ее особенности – способности, опыт, навыки, характер, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные процессы – внимание, память, воля и др.).

Типы профессиограмм

(в зависимости от поставленных задач)

Информационные - предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес

Ориентировочно-диагностические - служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности

Конструктивные - служат для совершенствования систем производства, для проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала

Методические - служат для подбора адекватных методов исследования систем производства, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы

Диагностические - служат для подбора методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы профессионально-важных качеств, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики)

Разделы, которые должна включать в себя каждая профессиограмма:

Общая информация (историческая справка, общественная значимость и пр.)

Содержание труда. Психологические характеристики (предмет труда, профессиональные обязанности и цель труда, средства труда, характер труда, организация труда, функции труда, контакты, ответственность в труде, условия труда, факторы психофизиологической напряженности).

Требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, к личностным способностям и качествам, к состоянию здоровья, к допрофессиональному и профессиональному образованию).

Главный вопрос - что со всем этим делать конкретному человеку ? Собственно, ответ на этот вопрос может помочь найти соответствующим образом разработанная система поддержи принятия решений.

Основная идея - реализовать наработанные академические и методические знания в форме, удобной и интересной для использования старшеклассниками, студентами, молодыми специалистами, и всеми "желающими перемен".

Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия

Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия

Как оказалось, этого категорически недостаточно для качественного построения профессиограммы и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории.

После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов в отдельных профессиональных областях. Для построения в режиме реального времени оптимизированной под пользователя образовательной траектории "движок" задействует около 15000 записей справочных таблиц. При этом, к сожалению, прошлось поначалу формировать в полуручном режиме большое количество таблиц соответствия профессионально-значимых качеств, профессий, образовательных программ и курсов, личностных качеств и пр. На более поздних этапах развития идеи задача свелась к оптимизационной и решалась при помощи библиотек scikit learn и других ML-библиотек python.

Отдельной задачей оптимизации профилей пользователей является выбор адекватных метрик для оптимизации. Неожиданно хорошо себя зарекомендовали метрики, которые используются в методике кластеризации методом опорных векторов SVM.

При этом изначальная логика соответствует общему академическому подходу:

Текущий профиль пользователя

Формирование последовательности шагов, обеспечивающих достижение цели.

Приведу общую схему итерационного прохождения траектории:

Общая схема сопровождения пользователя

Общая схема сопровождения пользователя

В результате проделанной работы пришел к следующим выводам:

Технология построения образовательной траектории может быть реализована, но это сложный и трудоемкий путь. Несколько человеко-лет профильных специалистов.

Бесполезно строить образовательную траектории в отрыве от огромного количества образовательных стандартов, профилей образовательных программ и пр. Гармонизация этого "зоопарка" требует немало ручного труда.

CusDev на самых ранних стадиях - ключ к успеху. Именно уточняя и обобщая боли каждого сегмента целевой аудитории можно сделать нечто жизнеспособное. И тут скрыты ценнейшие инсайты, например, самая платежеспособная аудтория - мамы старшеклассников (!).

Образовательная траектория нужна если не всем, то многим. Помощь в осознанном принятии решения в области образования реально экономит годы жизни.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Суррикат Мими




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Профессиограмма представляет собой список определенных требований к сотруднику. Он составляется для того, чтобы определить максимальное соответствие качеств того или иного кандидата профессии. Основной целью создания профессиограммы считается эффективный подбор сотрудников.


Что такое профессиограмма?

Это специальная инструкция, в ней описывают характеристики той или иной профессии. В обязательном порядке присутствует описание психологического портрета кандидата на должность.

Профессиограмма включает такие пункты:

  • Название специальности. В разделе указывается основная информация, которая касается специфики работы, перспектив, на которые может рассчитывать сотрудник.
  • Описание рабочего процесса. Указывается рабочее место, должность и обязанности, специфика выполняемой работы.
  • Знания и навыки. В инструкции четко указываются те задачи, с которыми сотрудник должен справляться. Также проводится тщательный анализ как личностных, так и профессиональных качеств, которые подходят для требуемой должности.
  • Квалификация. Какой минимальный опыт, какое образование должен иметь кандидат. Обязательно обозначаются присутствующие возможности профессионального роста.
  • Санитарно-гигиенические условия. Расписываются те условия, в которых происходит рабочий процесс, указываются возможные риски, ответственность за травмы, полученные во время работы.
  • В обязательном порядке должна содержаться информация о физиологических, а также психологических требованиях к сотруднику, его интеллекту, уровню внимательности и конфликтности.

Стоит отметить, что каждая компания имеет свой уникальный документ, который создается в индивидуальном порядке и может значительно отличаться от профессиограммы других организаций.

Виды профессиограмм

Специалисты делят профессиограммы на разные виды:

  • Информационные. Применяются психологами для того, чтобы определить профориентацию клиента, предоставить информацию о той специальности, которая интересует человека.
  • Ориентировочно-диагностические. Помогают оценить результаты проведенной деятельности, проанализировать причины возникновения кризисной ситуации или снижения производительности труда.
  • Конструктивные. С их помощью происходит внедрение в работу нового оборудования, технологий, а также улучшаются условия труда.
  • Методические. Разрабатываются специальные методики, с помощью которых можно изучить динамику того, как меняется специализация, и что положительно влияет на рабочий процесс.
  • Диагностические. Предполагает профессиональную подготовку или дополнительную переподготовку сотрудников.

Подходить к разработке профессиограммы стоит максимально ответственно, ведь она играет очень важную роль в организации рабочего процесса той или иной компании. Кроме того, она помогает отыскать действительно опытных и ответственных сотрудников для той или иной должности. Заниматься разработкой профессиограммы должны также специалисты, которые хорошо разбираются в данной теме.

Профессиограмма: понятие, содержание и характеристики

PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции. Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям. Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.

На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.

Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.

Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.

Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью. Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм. Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.

Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем. Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями. В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.

Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:

  • сути выбранной им профессии;
  • объема и фронта работы в данной специальности;
  • условий труда;
  • необходимого уровня подготовки;
  • возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
  • размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
  • карьерных возможностей;
  • уровень престижа профессии в обществе;
  • отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
  • степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.

Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека. Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор. При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.

С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.

Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.

Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий. Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками. Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.

Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:

  • человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
  • человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
  • человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
  • человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
  • человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.

Обобщая подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:

  • презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
  • тип – описание предмета труда;
  • класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
  • содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
  • необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
  • индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
  • перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
  • условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
  • путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
  • перспективы карьерного роста.

Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Рисунок 1. Юридическая профессиограмма

Некоторые характеристики, представленные на рис. 1 нуждаются в комментариях.

Профессиональная деятельность сопряжена со вступлением людей во взаимоотношения между собой. При этом существуют различия в том, с какой частотой люди предпочитают взаимодействовать с другими и в том, как предпочитают подходить к решению задач – в одиночку или в команде.

Несмотря на то, что такой тип взаимодействия нередко встречается в юридических профессиях, его никак нельзя назвать доминирующим, поскольку возникает только на этапе, когда необходима общая работа в команде и человек вынужденно соглашается зависеть от других в процессе решения задач.

Отдельный тип межличностных взаимодействий – это редкое межличностное взаимодействие, характерное людям, предпочитающим независимость в процессе организации и выполнения, не настроенных на групповую работу, но не исключающих такой вариант.

Из комментариев следует, что представителям юридических профессий свойственны разные типы взаимодействий исходя из разных условий деятельности.

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Рисунок 2. Взаимосвязи между основными типами личности

Для личностей социального типа характерны: активность, общительность, эмоциональность, чувствительность, коммуникабельность. Могут выразить себя в консультировании, информировании или обслуживании. Предприимчивые личности характеризуются находчивостью, инициативностью, азартностью, стремлением к лидерству и умением рисковать. Личности стандартного (конвенционного) типа усидчивы, исполнительны, дисциплинированны и аккуратны. Артистические (художественные) личности имеют сложные взгляды на жизнь, глубокое эмоциональное восприятие действительности, ведомы эмоциями и ощущениями, воображением и интуицией, обладают оригинальным мышлением и как правило независимы в принятии решений. Личности исследовательского (интеллектуального) типа наблюдательны, сообразительны, оригинальны, нестандартно мыслят, творчески подходят к решению задач и склонны к аналитике. Реалистичные личности надежны, эмоционально устойчивы, практичны, отличаются упорством и целеустремленностью.

В юридических профессиях проявляются все личностные типы, однако артистический и предприимчивый типы не должны доминировать.

Основные аспекты юридической деятельности

Стоит отметить большой вклад в разработку юридических профессиограмм российских ученых Васильева, Еникеева и Чуфаровского. Ими были выделены следующие аспекты юридической деятельности:

  • социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;
  • поисковой (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;
  • реконструктивный, подразумевающий проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;
  • коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;
  • удостоверительный, выражающийся в облечении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.

Каждая специальность характеризуется разным набором профессиональных аспектов с разной интенсивностью. В зависимости от личных качеств различных юристов они приобретают свою специфику.

В виду активной общественной реформации к системе образования выдвигается ряд новых требований по организации учебного процесса не только ради получения знаний, но и с целью формирования компетенций и подготовки учеников к профессиональной деятельности. Вместе с совершенствованием системы проф. образования ставятся задачи по усилению внимания к вопросам освоения выпускниками практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях экономического развития. В данный момент рынок образования и профессиональный рынок Российской федерации практически не имеют связей и взаимодействий, практически половина выпускников работают не по специальности. Исходя из этого особое внимание стоит уделять помощи учащимся с определением будущей профессии, а студентам ВУЗов помогать с пониманием их роли и места и формированием профессиональных навыков высокого уровня, к примеру для студентов юридических ВУЗов критически важным при выборе будущей профессиональной специализации является глубокое знание отраслевого права. В этом случае очень важным является правильное описание профессии, выделение наиболее существенных ее особенностей, помогающих определится при выборе подходящего рода деятельности.

Читайте также: