Для чего необходимо построение электронного государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

имели веб-сайты в Интернет

В то время как практически все организации, производящие кокс и нефтепродукты имеют выход в Интернет, в сфере отдыха, культуры и спорта – менее половины. Лишь четверть организаций в республике Тыва имеют возможность использовать Интернет, а высокая возможность использования Интернет - у московских компаний. Таким образом, по показателям, представленным в таблице 4 наблюдается высокая отраслевая и региональная дифференциация.

Всемирный экономический форум ежегодно проводит рейтинг стран по уровню развития информационных технологий. По итогам 2009 года Россия заняла в нем 80 место из 133, оказавшись позади Тринидада и Тобаго, Сенегала и Вьетнама. Первые пять позиций в рейтинге – за Швецией, Сингапуром, Данией, Швейцарией и США.

Планируется, что в результате реализации мероприятий в области построения информационного общества в России к 2015 году наша страна будет занимать место в первой десятке стран указанного рейтинга, что на наш взгляд маловероятно.

Концепция электронного правительства была ориентирована на интересы гражданина и развитие информационного общества. По мере решения проблем в области доступа к информационным технологиям все острее будет звучать проблема доступа к информации.

Технические возможности сети Интернет сделали официальные сайты самым эффективным средством реализации взаимодействия органов власти с населением, оптимальным и быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и доведения официальной точки зрения государства до сведения общественности. Введение органами власти своих официальных сайтов призвано обеспечить гражданам и организациям, независимо от мест проживания и расположения, равный доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Особо важным вопросом является соответствие представленной информации запросам потребителей. Настораживают, в частности результаты исследования статистики портала государственных услуг Свердловской области ( pgu . midural . ru ).[27, c .8] Так, для оценки заинтересованности посетителей в услугах портала был рассчитан показатель глубины просмотра сайта, который составил 1,6 (в среднем посетитель просматривает 1,6 страницы). Если учесть, что точка входа на сайт в 100% случаев – главная страница, а для получения информации на сайте необходимо сделать пять-шесть кликов, можно сделать вывод что посетитель в основном смотрит только одну страницу.

В сети Интернет, печати, в телепередачах много информации об органах власти и их представителях, однако далеко не вся эта информация является официальной. Существуют источники официальной информации, которые специально предназначены для информирования людей о деятельности органов власти. Используя их, можно утверждать, что мы оперируем именно информацией о деятельности органов власти. Большинство источников официальной информации создается, обслуживается и контролируется непосредственно органами власти.

Институт Развития Свободы Информации ежегодно проводит исследование содержания официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления на предмет соответствия действующему законодательству, а также потребностям пользователей информацией. По результатам исследования формируется рейтинг информационной открытости официальных сайтов.

Результаты мониторинга открытости официальных сайтов в 2010 году показали, что уровень информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти составляет 39,49%, а рейтинг исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – 32,83%. Таким образом, две трети данных по-прежнему скрыты от посторонних глаз. Данный уровень открытости является, безусловно, недостаточным и ставит под сомнение эффективность мер, предпринимаемых органами власти. [28]

Основные проблемы в сфере доступа к информации, по словам экспертов, теперь будут заключаться не столько в содержании официальных сайтов органов государственной и муниципальной власти, сколько в техническом обеспечении их контента.

В современном мире полномочия по определению государственной политики нельзя предоставить одной организации. Ни политики, ни государственные служащие не могут быть единолично ответственными за разработку стратегий. Успех развития электронного государства и информационного общества определяется совместными усилиями государственных деятелей и заинтересованных сторон: бизнеса, образовательных и исследовательских институтов, общественных групп, гражданских организаций. Необходим постепенный переход от восприятия граждан как потребителей (клиентов) к модели, предлагающей активное участие граждан и заинтересованных сторон, сотрудничество власти и общества.

Ключевой предпосылкой для успешного внедрения электронного правительства является понимание того, что оно заключается не только в автоматизации существующих процессов и устранении неэффективных мест. Скорее, оно предполагает создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляемыми и правящими. Использование информационных технологий не является исключительно инструментом экономии денег или труда, которая производится путем выдачи чиновникам компьютеров или автоматизации записей. Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления.

Краткие выводы. Электронное правительство является относительно новым проектом для России и представляет собой определенную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности органов государственного и муниципального управления.

Электронное правительство необходимо рассматривать также в широком аспекте – как часть понятия электронное правление (или электронное государство), которое в свою очередь ассоциируется с созданием и развитием информационного общества. Формирование электронного Правительства предполагает не просто автоматизацию и подключение к Интернет органов исполнительной и законодательной власти, но также и проведение политики по развитию определенного типа общества, организации участия множества заинтересованных сторон в процессе государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, электронное Правительство предполагает многоступенчатое преобразование порядка взаимодействия отношений государства и общества. Первым и важнейшим этапом которого является организация доступа граждан к информации об органах власти и их деятельности.

Особо активно в последние годы проводится перевод отдельных государственных услуг в электронную форму. Развиваются различные формы электронного взаимодействия граждан, организаций и государственных органов при реализации государственного управления.

Параллельно с этим расширяется использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти, внедряются системы электронного документооборота как в рамках отдельных ведомств, так и на межведомственном уровне.

Тем не менее, электронное государственное управление в РФ находится на первых этапах своего становления, которые еще не завершены, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям открытости.

Однако, создание информационного общества существенно сдерживают проблемы доступа пользователей государственных услуг к технологиям и информации. Так, лишь треть домохозяйств в России имеет доступ в Интернет. А положение России в области развития информационного общества среди других стран мира не высоко и предстоит еще достаточно много сделать.

В перспективе именно на развитии электронного общества в большей степени, нежели на развитие электронного правительства необходимо сосредоточить усилия органов власти. Особое внимание, при этом, необходимо уделять вопросу высокой степени различий уровня развития информационного общества и доступности информационно-телекоммуникационных технологий в различных регионах России.

2. Дан Сандор С. Проблемы развития информационного общества в Румынии // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с.17 – 21.

3. Шевердяев С.Н. Правовое сопровождение электронного правительства в России: новые идеалы и старые проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. с. 9 - 14.

4. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 80 - 85.

5. Соколова О.С. Электронное государственное управление // Правовые вопросы связи, 2007, №2. с. 22-23.

6. Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 48 – 53.

7. Чако А. Цифровая борьба с коррупцией // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с. 29-34.

8. Сакович М. Электронные надежды местных и региональных общин // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с. 24-30.

9. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках, 2003 №1. с. 24.

10. Суд Р. Четыре этапа электронного правительства на рынке общественных услуг. Gartner Group Report, 2000. с .137.

14. Доктрина информационной безопасности РФ: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187. 28.09.2009.

15. Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей: Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 27.

16. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 7. С. 776.

17. Правительство off-line // Компания. 2009. 21 сентября. N 34. С. 26.

18. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы) : постановление Правительства Российской Федерации № 65 от 28 января 2002 года // Собрание законодательства РФ. №5. 04.02. 2002. Ст. 531

19. Об одобрении концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 года № 1244-р // Российская газета № 220. 07.10.2004;

20. Об одобрении концепции региональной информатизации до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 1024-р // Собрание законодательства РФ. № 30. от 24.07.2006. ст. 3419;

21. Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р // Собрание законодательства РФ. № 20. от 19.05.2008. Ст. 2372.

22. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. № 34.

23. Маслова Н.Р. Состояние и проблемы формирования правовой основы реализации стратегии развития информационного общества в России на федеральном и региональном уровне // Информационное право, 2009, №2. c. 45-48.

24. Measuring Information Society. Geneva, 2010.

25. Ермак С. Не потерять триллион // Эксперт-Урал, 2010 № 15 от 19.04.10. с.7-11.

26. Российский статистический ежегодник. М.: 2010.: Стат сб. / Росстат. – М., 2010. с.513-522.

Электронное государство является субъектом электронной экономики.

Концепция государственного учета, предлагающая регламентацию деятельности по сбору и хранению информации в государственном секторе;

Концепция доступа граждан к информации государства, предлагающая механизмы предоставления гражданам информации без направления обрабатываемого чиновником запроса;

Концепция стандартизации формального представления административных процессов, определяющая стандарты использования ИКТ для моделирования деятельности органов власти;

Концепция стандартизации программного обеспечения, определяющая обязательные требования к закупаемым и используемым в государственном секторе программным продуктам;

Концепция информационного регулирования, определяющая категории доступа к собираемой и хранимой государством информации.

23 июля 2006г.
версия 1.1

На приобретение компьютеров и программного обеспечения федеральными, региональными и муниципальными властями в среднем расходуется в год больше $1200 (32000 рублей) на госслужащего. На каждую сотню граждан России сегодня приходится один вооруженный компьютером сотрудник органа власти, который использует этот компьютер для того, чтобы знать о простых гражданах и их организациях много больше, чем граждане могут себе представить.

Для каждого административного решения граждане принуждены приносить многочисленные справки, постоянно предоставлять информацию о себе и своих делах. Чем больше становится компьютеров, тем больше сохраняется в них информации о гражданах и их бизнесах, а потом органы власти все больше требуют у граждан эту же информацию получать на бумаге с подписью и печатью и носить от одного чиновника другому. Госслужащим с компьютерами стало работать быстрее, лучше и удобнее – но гражданам от этого легче не стало, скорее наоборот.

Поэтому гражданам России сегодня нужны такие безбумажные информационные системы, которые, как минимум, восстановят баланс сил, существовавший в бумажную эпоху между чиновниками и обществом. А как максимум ¾ сместят его в пользу граждан.

Сами по себе компьютерные технологии политически нейтральны: при их помощи можно создать как тоталитарное, так и демократическое государство, можно обеспечить функционирование социалистического Госплана и принципиально несовместимой с ним фондовой биржи. Для гаратний соблюдения интересов граждан при использовании информационно-коммуникационных технологий нужно руководствоваться конкретным набором принципов и предпринимать специальные законодательные и организационные меры.

Переход от бумажных технологий к электронным в управлении государством не должен ослаблять граждан и бизнес по отношению к госслужащим. Люди не хотят, чтобы оснащенному современными компьютерами чиновнику было удобно контролировать каждый их шаг. Государство, по мнению граждан, должно знать об обществе только то, что ему необходимо для исполнения своих четко оговоренных функций, и не больше. А общество должно знать о государстве не меньше (а в демократическом обществе ¾ много больше), чем знает об обществе государство.

Такие подходы к раскрытию информации государства наблюдаются во всех экономически развитых странах, т.к. информационное равноправие рассматривается как залог эффективности современного гражданина и бизнеса и, как одно из следствий, эффективности страны на международной арене.

Государство не должно заставлять своих граждан покупать компьютерные программы для взаимодействия с чиновниками, необходимый минимум таких программ должен быть бесплатным. Если гражданин сам не решит заплатить за какую-то очень удобную программу, он должен иметь возможность с помощью бесплатных программ написать письмо чиновнику, подписать его электронной подписью, зашифровать ¾ и быть уверенным в том, что чиновник письмо расшифрует, проверит подпись и прочтёт. И будет обязан официально отреагировать. А чтобы это технологически стало возможным, государство должно опереться на общедоступные и бесплатные технологические стандарты электронного взаимодействия граждан и государства, как это делается в большинстве развитых стран мира.

Все сказанное выше относится не только к исполнительной власти, но также и к судебной и к законодательной властям, и даже к независимому Банку России.

Законодательство электронного государства

Необходимо кодифицировать информационное законодательство, которое представляет собой сегодня хаос заплаток над законами времён бумажного документооборота и традиционного книгопечатания. России необходим Информационный кодекс, который даст базовые определения – документа, подписи, тайны, учета, регламента, причем такие, которые не были бы ориентированы исключительно на использование бумаги и учитывали бы электронные формы существования информации. Информационный кодекс должен создать новое регулирование, признающее и использующее в полной мере нематериальность такой основополагающей для современного мира сущности, как информация.

Нужно законодательно установить правила для ведения государственного учета, чтобы чиновники собирали и хранили не любую, а только разрешенную законами и необходимую для исполнения конкретных государственных функций информацию. Также нужно законодательно ограничить возможности объединения систем государственного учета и обмена их данными, чтобы государство не могло концентрировать информацию о гражданах и их бизнесах в руках отдельных чиновников.

Электронная форма учета должна стать столь же юридически значимой, как сегодня значима форма бумажная. Во многом это должно обеспечить законодательство об электронной подписи. Однако одной электронной подписи недостаточно для того, чтобы какой-то компьютерный файл стал электронным документом: документу нужно присвоить входящий или исходящий номер, он должен быть подготовлен в соответствии с определённой административной процедурой.

Переход к обработке и хранению информации государства в электронной форме должен сопровождаться переходом к удостоверению электронным нотариусом и сохранением в архиве каждого государственного документа. При использовании компьютеров и сетей связи стоимость такой обработки одного документа и затраты на это времени будут малы, чего в бумажном виде обеспечить невозможно.

В целом для государства и общества при переходе к использованию компьютеров в административной и в хозяйственной практике необходимо законодательство о нотариате, позволяющее выполнение нотариальных действий с электронными документами так же, как с документами бумажными.

Законодательство о доступе граждан к информации государства должно закрепить принцип общедоступности несекретной информации государства. Технологически публичное раскрытие информации должно быть устроено так, чтобы доступ к ней не требовал никаких решений чиновников, а поиск и получение документов в юридически значимом виде был возможен через интернет.

Кроме того, гражданин должен быть уверен в том, что в любой момент без специального разрешения он может получить доступ к любой имеющейся у государства информации о себе, проверить, что о нём знает государство, и кто именно из чиновников собирал, запрашивал и получал эту информацию.

Необходимо принять законодательство о публичном раскрытии через интернет информации о самой структуре и функциях государства. Чтобы раскрыть эту информацию, необходимо законодательно предписать ее учет в форме компьютерной модели, включая учет обеспечивающих исполнение государственных функций регламентов и поддерживающих их компьютерных программ. Создание и поддержка учета структуры и функций всех ветвей государственной власти в форме открытой для доступа граждан компьютерной модели должна быть закреплена за Правительством Российской Федерации законодательно и поддержана необходимыми ресурсами бюджета.

Раскрываемая гражданам информация о структуре и функциях государства, информационных системах и ведущихся учетах должна подвергаться регулярному сравнению с реальным положением дел. Законодательство об информационном аудите должно закрепить обязанность органов власти и местного самоуправления, а также государственных организаций проходить регулярную проверку того, насколько их информационные системы и выполняемые их сотрудниками типовые операции соответствуют известной гражданам нормативной базе. Внешний аудит должен быть независимым, и проводиться по конкурсу частными аудиторскими компаниями, в том числе и международными (как это происходит сегодня при аудите Банка России).

Инфраструктура электронного государства

Системы учета организационной информации государства должны быть объединены. Государство не должно иметь возможность объединять разнородную информацию о гражданах и их делах, а вот гражданам нужно иметь единую точку входа для получения информации о государстве и запросов на предоставление им государственных услуг.

Однако для информирования граждан о делах государства нужно создать инфраструктуру публичного раскрытия информации, которая раскроет всю несекретную информацию из этих ведомственных учетных систем. Эта учитываемая государством информация о гражданах и их делах тесно связана с информацией об устройстве государства: данные обязательно должны содержать ссылки на то, в рамках какой государственной структуры, и для обеспечения какой государственной функции, они были собраны, какие именно чиновники в рамках каких полномочий принимали связанные с ними решения. Поэтому целесообразно как информацию о функциях и структуре государства, так и информацию учетных систем государства раскрывать через одну и ту же точку входа – через портал раскрытия государственной информации.

Нотариальная инфраструктура и инфраструктура удостоверения электронной подписи в электронном государстве должны использоваться частные, их создание не требует государственного финансирования: нужно только обеспечить реально работающее законодательство – и соответствующие конкурентные услуги появятся на свободном рынке.

Объединенный офис управления Программами

Особую сложность в управлении Программой составляет невозможность прямого переноса международного опыта – у нас федеративное государство, что накладывает свои особенности в администрировании Программы. Кроме того, в России активно идет административная реформа, в которой еще не определены лучшие практики, и в которой пока не создано целевых (оптимизированных) административных процессов, которые могли бы быть поддержаны информационно-коммуникационными технологиями прямо сейчас.

Нужно особо отметить, что управление Программой подразумевает содержательный контроль над ходом процесса реформирования в условиях невозможности административно-командного подчинения участников Программы ее руководителям.

При создании этого офиса были использованы принципы управления целями Программы, недопущения конфликта интересов при назначении сотрудников и подрядчиков на различные организационные роли, многоуровневой независимой экспертизы (включая публичные обсуждения) технических требований и результатов работ, раздельного ведения системы проектов законодательства и системы требований к подрядным работам, создания проектных групп как форме существования экспертного сообщества, использования информационной системы и вебсайтов для управления знаниями, использования пилотных разработок и макетирования, использование свободного программного обеспечения для упрощения распространения опыта и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Черкасова Ксения Сергеевна

Ученица 10 класса

Электронное государство: за и против

Электронное государство — способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем, а также новый тип государства, основанный на использовании этой технологии.

Эта тема актуальна, потому что вопрос эффективного взаимодействия с государством становится более актуальным с каждым годом. Введение таких систем, как Электронное правительство, имеет большое влияние на общественность в целом, как новый способ взаимодействия с государством в обществе, в котором использование современных коммуникационных технологий становится все более значимым фактором конкурентоспособности. Изучение систем электронного государства важно для анализа работы многих государств в современном мире.

Электронное государство - способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем, а также новый тип государства, основанный на использовании этой технологии.

В мире известны и применяются 4 модели электронного государства:

Континентально-европейская модель. Для данной модели характерно наличие надгосударственных институтов, чьи рекомендации должны исполняться всеми странами Евросоюза; высокая степень интеграции, что проявляется в единой валюте, едином информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции и тд.; законодательство, регламентирующее информационные отношения в европейском информационном пространстве. Применение технологий в этой модели прежде всего ориентировано на нужды граждан-пользователей.

Азиатская модель. Данной модели присущ специфический тип управления. Основной акцент сделан на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрения информационных технологий в систему культуры и образования. Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ — источник и носитель власти.

Российская модель. Основными целями программы являются повышение эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, создание условий для свободного доступа к информации и получения необходимых услуг. Всего в программе предусмотрено развитие по девяти направлениям, основными из них являются обеспечение открытости в деятельности органов и совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Поэтому процесс поиска новых моделей электронного правительства не прекращается, что находит отражение в появлении новых парадигм, таких как информационное общество.

2008 год - разработка и утверждение необходимых документов

2009-2010 годы - практическое внедрение

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

¾ оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

¾ повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

¾ поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

¾ рост технологической осведомленности и квалификации граждан.

Средством для достижения поставленных целей являются новые технологии, а именно глобальная сеть Интернет, использование которой поможет взаимоотношению и развитию связей между государственными службами и гражданами.

Внедрение электронного правительства в стране улучшит отношение власти и населения, уменьшит недовольство властью. В итоге, сформируется новый взгляд государственного управления, основанный на взаимодействии всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации и т.д.

При внедрении электронных технологий необходимо учитывать и возможные риски для механизмов “обратной связи” и политического участия. На наш взгляд, можно выделить четыре основные угрозы.

Во-первых, апеллируя к доступности указанных механизмов вследствие использования электронных технологий, граждане могут требовать учета общественного мнения даже в тех, сферах, в которых необходимо экспертное знание. Вместе с тем, использование механизмов “обратной связи” и политического участия, несмотря на имеющиеся преимущества, зависит от специфики принимаемых решений и не всегда оправданно. Представляется очевидным, что решения, которые требуют наличия экспертных знаний и принимаются в особо значимых для государства сферах (оборона, межгосударственные отношения; экономика, налогообложение и др.) не могут выноситься для обсуждения и принятия решений широкими слоями населения.

Во-вторых, особенность применения ИКТ в механизмах “обратной связи” и политического участия заключается в том, что указанные технологии значительно упрощают возможность для граждан обратиться к властным органам. Такая доступность приводит к повышению давления на механизм принятия решений в государстве, росту количества обращений к государственным органам. Как отмечают Купряшин Г.Л. и Соловьев А.И. «многообразие формальных и неформальных субъектов, представляющих массу общих и частных интересов, с одной стороны, повышают способность государства реагировать на общественные проблемы, а с другой – технологически затрудняют преобразования этой реакции в конкретные решения.

Несмотря на очевидные преимущества электронного правительства, существуют и определенные проблемы, связанные с его деятельностью.

Необходимо также решить проблему правильной организации взаимодействия собственных информационных систем, используемыми ведомствами, со сферой электронных услуг, которые находятся в интернете и доступны гражданам. Следует иметь ввиду, что напрямую к электронному правительству могут обращаться только те, кто имеют выход в Интернет. А в России это всего лишь половина населения. Необходимо также принять во внимание, что пожилые люди не имеют опыта работы с Интернетом, следовательно, они не подготовлены к электронному общению с властью.

Ещё одной проблемой является то, что электронные услуги дороже обычных. Как минимум, пользователь должен иметь компьютер, подключенный к Интернету.

В настоящее время основная работа по внедрению электронного документооборота сводится к модернизации канцелярии, т.е. к переводу данных с бумажных носителей в электронный формат.

Разумеетcя, у cиcтемы ЭП еcть маccа плюcов.

Во-первых, оперативноcть. Данные, нужные жителям, например, cправки, можно будет получить гораздо быcтрее.

Во-вторых, значительное cнижение уровня коррупции, так как нет непоcредcтвенного контакта c должноcтными лицами, то и требовать дополнительную оплату некому.

В-четвёртых, разгрузка традиционной cиcтемы админиcтрирования, что означает меньшее количеcтво очередей.

В-пятых, универcальноcть. Cпиcок уcлуг поcтоянно пополняетcя, например, можно не только воcпользоватьcя cправочными данными, но и поcтавить ребёнка в очередь на получение меcта в детcком cаду.

И это только некоторые плюcы. В глобальной перcпективе cоздание ЭП может привеcти cтрану к таким развитым cоcтояниям, как электронная экономика, а впоcледcтвии и информационное общеcтво. Но и без отрицательных моментов не обошлоcь. Заметим, что ни один из них не был отмечен при подпиcании cоглашения.

Во-первых, на cегодняшний день cиcтема обладает веcьма ограниченным кругом уcлуг и аудиторией.

Во-вторых, так как документы будут обрабатыватьcя в электронном виде, cущеcтвует возможноcть cбоя или ошибки вcледcтвие воздейcтвия человечеcкого фактора.

Долгосрочный же потенциал развития цифрового государства – это не только институциональные улучшения и повышение эффективности госуслуг, но и большая вовлеченность, участие и ответственность граждан, говорится в ежегодном докладе ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 г.

Социологическое исследование проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Экспертного центра электронного государства в феврале-марте 2013 г.

В исследовании приняло участие 3200 человек из различных регионов России. Им было предложено оценить текущее состояние электронного правительства и электронной демократии в России, а также дать оценку жизнеспособности, востребованности и полезности этих инструментов в нашей стране.

За последние годы россияне уже смогли оценить преимущества электронного правительства. Из уже доступных сейчас электронных услуг у населения наиболее популярны запись на прием к врачу, подача заявления на получение загранпаспорта, возможность узнать задолженность по налогам и получить выписку о штрафах ГИБДД.

Наиболее важные сферы, в которых инструменты Электронного правительства необходимы - это ЖКХ (71% от числа опрошенных), здравоохранение (58%), социальная поддержка граждан (50%), вопросы правопорядка и безопасности (46%), транспортные проблемы (45%), занятость населения (42%), образование (42%), регистрация актов гражданского состояния (37%), экология (36%). Только 6% опрошенных ответили, что электронное правительство не решает никаких проблем.

О существовании Единого портала государственных и муниципальных услуг информировано более половины населения (59%). Максимальную известность портал имеет среди жителей столиц (74%).

21% опрошенных обращались на Единый портал за электронными услугами, подавляющее большинство (80% обращавшихся) довольно результатом.

Сторонники развития технологий Электронной демократии (35%-поддерживают и 45% - скорее поддерживают) рассматривают ее как новый способ для развития обратной связи от общества к государству.

Развитие Электронной демократии, по мнению россиян, призвано создать возможность вносить предложения и предъявлять претензии к работе чиновников. Немногочисленные противники идеи, в основном, встречаются среди людей пенсионного возраста, а также среди тех, кто вообще никогда не пользовался Интернетом. В 2024 г. в цифровой форме будет оказываться 70% всех государственных услуг – и для граждан, и для бизнеса, говорил в 2018 г. премьер Дмитрий Медведев.

Подводя итог можно сказать, что электронное государство сейчас - это термин, за которым фактически кроется лаконичное описание современного подхода (сформировавшегося в условиях информационного общества) к определению роли правительственных органов в жизни государства и общества. Этот термин обозначает новый способ организации и развития государственного управления, способ его трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей экономичности деятельности и ответственности государственных органов. Описанный способ имеет в своей основе целенаправленное и скоординированное применение новых информационно-коммуникативных технологий для реализации функций государства.


Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.

Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.

Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.

В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:

Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:

  • удобство получения информации о деятельности государственных органов;
  • удобство получения государственных услуг;
  • оперативность получения информации и услуг.

Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.

В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.

Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России - проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов - планируется на декабрь 2015 г.


Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг

Сведения о государственных услугах могут быть получены через:

  • официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • информационные киоски;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
  • центры телефонного обслуживания.

Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:

  • предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.



Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы

Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.

Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:

* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов — электронная демократия.

Практика

Упражнение 2.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:

  • Правительство Российской Федерации
  • Администрация субъекта федерации
  • Районная администрация
  • Муниципальное образование по месту вашего проживания

Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?

Содержали ли найденные вами сайты контактные данные государственных служб (адреса, телефоны, электронная почта, график работы)? Легко ли вы их нашли?

Читайте также: