Для чего нам нужен лес кратко для детей

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Беседа с детьми на тему

"Какую пользу приносит лес?"

Цель: Расширение представлений детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи: Закрепить названия деревьев, растущих на территории Кемеровской области;

развивать все компоненты устной речи у детей;

воспитывать уважительное отношение к природе.

Словарная работа: крона, подлесок

Интеграция образовательных областей:

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы."

Воспитатель: - Ребята! Я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте все глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Откройте глаза. Посмотрите мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

- Здравствуй лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь с листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в душе твоей таится?

Все открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой - береза, рядом с елью - осина. В наших лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав и цветов.

Беседа о деревьях и кустарниках.

- Ребята, посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

- Правильно, молодцы, это сосна. Сосны вырастают высокими и стройными.

- Какие еще высокие деревья есть в лесу?

- Молодцы, это ели. Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие, например, липа, клен.

- Ребята, какие еще невысокие деревья растут в лесу? (Ответы детей.)

- Молодцы, это рябина, черемуха, осина, ольха. Между деревьями растет кустарник. Чем же, ребята, кустарник отличается от дерева? (Ответы детей.)

-Молодцы, кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветки растут от корня.

- Ребята, какие лесные кустарники вы знаете? (Ответы детей.)

- Молодцы, это можжевельник, шиповник, малина.

- Ребята, а что растет под кустами? (Ответы детей.)

Правильно, это трава, цветы, мох.

Вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картинку - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж – пятый, в старом лесу- это верхушки сосен, елей и могучих дубов. Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

- Ребята, что такое крона деревьев? (Ответы детей.) Молодцы, это верхняя облиственная часть дерева.

Третий этаж - это кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Так, что же такое подлесок? Молодцы, подлесок- это группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев. Давайте повторим все вместе: подлесок. А два нижних этажа- второй и первый- образуют травы, мхи и цветы. Во всяком леном доме есть, что- то вроде подвала, тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры, и в каждой квартире- свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Беседа о жителях леса.

- Ребята, кого из животных мы заселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь)

- А знаете ли вы, ребята, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге

Коль такого довелось встречать

- Ребята, как вы догадались?

Какой зверь в наших лесах самый хищный? (волк)

- Какой самый хитрый? (лиса)

- Кто самый быстроногий? (заяц)

А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из одной сказки, а вы меня внимательно послушайте и постарайтесь отгадать, как называется эта сказка и кто ее написал?

Чтение (или рассказ) сказки про зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост (Автор Мамин Сибиряк).

- О ком можно сказать, что он смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый? (храбрый заяц)

- Кто для зайцев был самый главный враг? (волк)

- Почему так смешно было всем собравшимся зайцам? (потому что храбрый заяц сказал, что никого не боится, и даже волка)

- Что подумал волк, когда бежал совсем в другую сторону от зайца? (волку показалось, что в него кто- то выстрелил)

- За что хвалили зайцы своего брата? (за то, что он напугал волка)

Динамическая пауза.

А теперь, ребята, все встали в круг:

Заяц в лес на новоселье

Приглашает на веселье

В лес к нему пойдем сейчас

В гости ждет сегодня нас

Ножки топ- топ, мы идем за поворот

Руки хлоп-хлоп- развеселый мы народ

Ножки выше поднимаем по сугробам мы шагаем

Солнцу в небе улыбнись, а деревьям поклонись

Прыгаем мы через канаву, к зайцу мы идем в Дубраву.

А теперь послушайте следующую загадку:

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно желуди искал

Я пугать его не стал

Очень грозен был…..(кабан)

- Почему вы так решили?

Волк, лиса, заяц, кабан и лось- все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище)

- Ребята, кто из лесных животных занимает средний этаж? (куницы, совы, филин). Эти животные селятся в дуплах старых деревьев, они сверху высматривают себе добычу. В наших лесах живут и белки.

- Ребята, а кто живет на верхних этажах? Правильно, это бабочки, жуки, осы, пчелы, комары. Много в лесу самых разных насекомых.

А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка. Послушайте внимательно.

- Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой- только вред. Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже- жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Толька кусаются! А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал. Уходите все из леса, видеть вас не хочу! Они и ушли. Хорошо стало в лесу, никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежались. Почему не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?

Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц, погрызли листву, траву, засох лес.

Лес — богатство нашей Родины и надо беречь и охранять его.

- А теперь закроем глаза, покружимся и вот мы опять в нашей группе.

Подведение итогов.

- И так, ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.)

Сюрпризный момент .

- Мне было очень приятно с вами общаться, и я вам дарю на память сувениры.

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

- Пробудить интерес к лесу и его обитателям.

- Познакомить с правилами поведения в лесу.

- Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу.

Демонстрационный материал: использование ИКТ, презентация о пользе леса в жизни людей и о правилах поведения в лесу.

Сегодня мы поговорим о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему.

Ребята, а что такое лес? (Слайд №1) (ответы детей)

Послушайте стихотворение о лесе (Слайд №2)

Что такое лес?

Пригорки и низинки,

И родник с живой

В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). (Слайд №3,4,5)

Леса бывают разные: хвойные, лиственные и смешанные. (Слайд №6)

Как называется поляна где растут только березы? (Березовая роща) (Слайд №7)

Отгадайте загадки об обитателях леса.

Кто живет в лесу? (Слайд №9)

Под раскидистой сосной

Небоскреб стоит лесной.

Из хвоинок этажи.

Этот дом не вороши! (Муравейник)

В тишине холодных ночек,

После часа или двух

Мы услышим среди кочек

Птицы хищные летят,

Ловят мышек и зайчат. (Совы, филины)

Встречу радостным "хрю-хрю"

На опушке я зарю.

Познакомьтесь все со мной -

Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

В деревне кур крадет.

Экологические проблемы леса. (Слайд №10)

Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила).

Экологическая страничка “Правила поведения в лесу”

- Не разоряй муравейники (Слайды №11)

– Не оставляй мусор в лесу. (Слайд 12, 13)

– Не разжигай костер в лесу без взрослых. (Слайд14)

– Не разоряй птичьи гнёзда. (Слайд 15)

Дети представляют свои запрещающие знаки:

– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.

-Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.

– Не шумите в лесу.

– Не ловите насекомых.

– Не вырывай грибы и кустарники с корнем.

Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!

Обобщение по теме.

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Берегите русский лес

Он источник всех чудес!

Прикреплённые файлы:


Природа

Зачем нужен лес и как человек использует лес? Ответы на эти вопросы можно перечислять довольно долго, ведь лес используется во многих сферах.

Для чего нужен лес? Как человек использует лес?

Лес является важнейшим звеном в процессе соблюдения экологического равновесия в природе. Какая же роль леса в нашей жизни и почему не стоит столь интенсивно его уничтожать? Все исходит из его функций. Давайте вместе рассмотрим функции, которые исполняет эта природная экосистема:

• Лес это дом для большого количества представителей флоры и фауны. Здесь обитают птицы, животные, насекомые, а также растет много растений, в том числе лекарственных.

• Он существенно уменьшает уровень шума и пыли. Расположенная лесополоса вдоль железнодорожного полотна или автодороги уменьшает уровень шума на 11 Дц. А гектар леса за год задерживает до 100 тонн пыли.

• Самая важная функция леса это очистка воздуха и выработка кислорода. В сутки одно дерево вырабатывает количество кислорода необходимое для 3-ех взрослых людей. Вот почему лес называют легкими нашей планеты.

• Также лес выполняет еще одну важную для планеты роль – регулирует баланс воды на Земле. Он улучшает гидрорежим водоемов, у которых бассейны находятся на территории лесных насаждений. В лесной почве и подстилке накапливаются за весенний период запасы влаги, помогающие сохранить полноводье озер и рек.

• Лесные насаждения смягчают климат.

• Защищает поля от суховеев и сильных ветров.

Какое значение имеет лес для человека?

Лесные насаждения оказывают положительное влияние на человеческое здоровье, так как очищает воздух от выхлопных газов и загазованности. Кроме того, лес это неоцененный источник пищи, сырья и лекарственных трав. Из древесины и другого сырья, полученного в процессе лесозаготовки, строят дачи, дома, бани, другие сооружения, а также изготавливают предметы быта, мебель, посуду и украшения. Кроме того, лесную сырьевую базу широко используют в медицине, бумажной промышленности и кораблестроении.

Еще один важный аспект: лес несет терапевтическое значение для психики человека. Времяпровождение на свежем воздухе, активные игры, красоты пейзажа и лесная прохлада благотворно влияют на организм. Лесотерапия помогает снять усталость, снизить напряжение и улучшить настроение.

Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева — это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

• Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.

Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России — хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы — короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.

Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса- заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах. с высокой плотностью населения, где много транспорта, Наконец, к третьей группе относятся леса много лесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.

Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?

Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена царил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!

На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благоприятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие — достигали высоты 30—40 метров.

Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень — уголь, который сейчас люди используют как топливо.

Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному климату деревья.

• Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.

Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам,

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Мы зайдем в смолистый ельник —

Там и в жаркий полдень — тень,

Там заметим муравейник

И большой замшелый пень.

Зажигаются в траве,

Золотой волною блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танец пчел.

Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.

• Припомните, какие птицы живут в лесах.

• Давайте припомним, какие звери живут в лесу.

Обитатели леса — медведь и волк, лиса, заяц, бел- кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница. В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.

• Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.

Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.

• А кто прячется в дуплах деревьев?

Правильно! Белочка, куница.

Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах — лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.

Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине — божьи коровки — тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.

Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи — замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.

Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личинки майских жуков — белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.

Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.

Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.

Грибы — особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!

Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.

Читайте также: