Для чего на ваш взгляд нужны строевые упражнения в школе

Обновлено: 06.07.2024

Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека.

Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.Большая группа строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооружённых Сил, другая группа создавалась в процессе работы по гимнастике.

Строевые упражнения классифицируются на 4 группы:

2.Построения и перестроения

4.Размыкания и смыкания

Основные наименования строя и его расположения

Строй– установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперёд руки.

Разомкнутый строй– строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Построения и перестроения

1 .Построения – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.

Развёрнутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.

2. Перестроения – переходы из одного строя в другой.

-перестроения из одной шеренги в две.

-перестроения из одной шеренги в три.

-перестроение из шеренги уступом.

Для обратного перестроения подаются команды:

Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.

-перестроение из одной колонны в три уступом.

-перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении.

-перестроение из колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дроблением и сведением.

-перестроение выполняется в движении. Команды:

Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по два в колонну по одному:

Строевой шаг – шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15-20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить её твёрдо на всю ступню); движения руками выполняются вперёд (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки.

Походный (обычный) шаг – отличается от строевого большей свободой движений.

Движение на месте выполняется по команде:

Переход с движения на месте к передвижению.

Повороты в движении.

Перемена направления фронта захождением плечом.

Движение в обход.

Движение по диагонали.

Передвижение противоходом – движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении.

Движение змейкой – несколько противоходов подряд.

Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды:

Движение по кругу.

Размыкания и смыкания

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя.

4. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.

Строевые упражнения представляют собой совместные или оди­ночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллек­тивных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.

Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.

Для того чтобы ориентироваться в за­ле или на площадке, приняты следующие обозначения сторон и точек зала:

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы :

Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями, один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга - размещение занимающихся на одной линии, один возле другого.

Фланги - правая и левая оконечности строя.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним.

Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.

Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.

Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

Перестроения в движении

находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Пер­вые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и про­должают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, чет­верки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замы­кающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Осо­бенность перестроения в том, что отделения, на которые делится ко­лонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.

Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.

Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.

Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.

Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.

Советы инструктора по физической культуре Культура семейных отношений и физическая культура - нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Строевые упражнения в современной школе.

Манахов Владимир Ильич

учитель физической культуры

Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока. С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий.

Противоположная сторона носит название . Со стороны правофлангового короткая сторона носит название , а противоположная . Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл - сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя - расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего от первой шеренги до позади стоящего занимающегося до последней шеренги в колонне.

11. Двухшеренговый строй - занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд - занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / , / Но есть команды только исполнительные / , /.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки .

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1/ Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение , в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду ! Группа выстраивается слева от него.

2/ Построение в колонну. Подается команда : .

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3/ Для построения в круг произносится: .

2. Строевые приемы на месте.

1. Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

2. . По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. . Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. . Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. . Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: . Затем подается команда: . По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: . По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда:

Затем вторая команда: По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: . Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги .

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: . - Вторая команда:

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: , а затем: . По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три .

После предварительного расчета по три подается команда: Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: Перестроение выполняется приставными шагами.

4.Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: /слово произносится кратко/. , подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда:

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: , , , .

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: При переходе с бега на шаг подается команда: . подается под правую ногу

5. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда:

2. Движение по диагонали. Подается команда:

3. Движение противоходом. Подается команда: . Интервал между колоннами - один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; .

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: ,

5. Движение по спирали. Команда: . Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; , или ,

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: . По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: , .

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: , как правило, подается на одной из середин зала Команда: Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: .

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: . Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: .

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: . После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: , и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

1. БрыкинА. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 189 с.

2. Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физиче­ское воспитание учащихся I-XI классов: Программы общеобразова­тельных учреждений.—М.:Просвещение,1996.—С.106-204.
3. Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. Пособие по обучению молодого сол­дата. — М.: Воениздат, 1970. — Выпуск 4. Строевая и физическая под­готовка. — 180с.

Строевые упражнения - являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:

построения и перестроения

размыкания и смыкания.

2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Фигурные маршировки

Разные виды движения колонны – направо, налево, дугами, по спирали

Перестроения

1. Построение из колонны в движении.

2. Перестроение из 1 шеренги в 2.

Предварительный расчет на №1 и №2. №1 – стоит на месте. №2 на раз –делает шаг левой вперед, два- шаг правой в сторону, три – приставить левую ногу к правой. Обратно в обратную сторону.

3. Перестроение уступами. (3, 6, 9, на месте). Предварительный расчет на 3, 6, 9, на месте. По команде: по расчету шагом – Марш! Учащиеся выполняют необходимое количество шагов. Обратно перестроение: кругом! На свои места шагом - Марш!

Для удобства использования строевых упражнений в гимнас­тическом зале устанавливаются условные точки: центр, середи­на и углы. Они определяются по первоначальному расположе­нию строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся пе­ред началом урока, называется правой стороной, правофланго­вый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый — к правому ниж­нему углу. Половина зала, соединя­ющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы — нижняя половина. Стороны и поло­вины зала имеют свои середины.

Для пользования строе­выми упражнениями введены ос­новные понятия о строе.

Строй — установленное размеще­ние учащихся для совместных дей­ствий.

Фланг — правая и левая оконеч­ности строя. При поворотах строя на­звание флангов не меняется.

Фронт — сторона строя, в кото­рую учащиеся обращены лицом.

Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сом­кнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым. Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним. Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Задания для самоподготовки и проверки знаний

Задание 1. Строевые упражнения являются средством:

А. Укрепления мышц.

Б. Дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки.

В. Формирования правильной и красивой осанки.

Задание 2. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется:

А. Нижняя половина.

Б. Верхняя половина.

В. Половина зала, соединяющая верхние углы.

Задание 3. Условные точки: центр, середина и углы зала определяются по:

А. Первоначальному расположению строя.

В. Расположению входной двери в зал.

Задание 4. Укажите средства строевых упражнений направленных на формирование навыка коллективных действий, воспитание четкости и красоты:

Читайте также: