Для чего человеку нужен компьютер кратко для детей

Обновлено: 04.07.2024

По существу, компьютерной проблемы нет. Есть другое — вопрос взаимоотношений взрослого человека и ребенка.

Сколько копий сломано в спорах о компьютере. Чего от него больше — пользы или вреда? Однозначного ответа нет! А страсти продолжают кипеть. Вот что пишет нам Марина из Москвы: „Моему ребенку уже 6 лет, осенью пойдет в школу. Муж предлагает подарить сыну компьютер. Наш Максимка год ходит в кружок „Информатика для малышей", и занятия ему очень нравятся. Но не рано ли делать такой подарок?"

Разные взгляды на проблему

Нужен ребенку компьютер или нет — вопрос уже не обсуждается. Как не обсуждается и другой вопрос — нужны ли автомобили, если на свете есть лошади. Компьютер ребенку нужен (потенциально!) — с этим согласны все родители. Но в каком возрасте и на каких условиях допускать детей к этой полезной технике? С автомобилями все ясно: до 18 лет никто права не вручит, даже если папа и обучил сына или дочь крутить руль, а чадо вызубрило правила движения. С компьютером все сложнее. Тут каждая семья сама решает, когда ребенка пора к нему приобщать. Одни считают: чем раньше, тем лучше. Позиция других прямо противоположна. Причем аргументы „за" или „против" мало зависят от того, является ли сам родитель активным пользователем. Отдельно опрашивали тех мам и пап, чьи дети увлекаются компьютерными играми. Здесь царило полное единодушие. На вопрос, что вас беспокоит больше всего, отвечали одинаково:

  • сын или дочка подрывают свое здоровье;
  • ребенок убивает время. Почему мы об этом подробно говорим? Такие мелкие „разночтения" становятся зачастую поводом для крупных семейных споров и обид. Давайте попробуем спокойно (по-взрослому!) во всем разобраться. Посчитаем плюсы и минусы, а затем решим, что делать.

Посчитаем плюсы

При правильном подходе компьютер (телевизор и игровые приставки) может стать помощником — хорошим подспорьем как для детей, так и для мудрых родителей. И вот почему.

  • Компьютер и К0 помогут крохе увидеть все великое разнообразие мира, а потом, когда ребенок повзрослеет, даже сделать выбор жизненного пути.
  • Компьютер и К0 способствуют развитию творческого воображения, которое в школьные годы, к сожалению, зачастую гасится стандартной общеобразовательной системой.
  • Те же компьютерные игры тренируют память, увеличивают скорость реакции (ведь надо запомнить, на какую кнопку нажать, куда развернуть мышку, и сделать это в считанные секунды). Правда, развитие идет в довольно-таки узком коридоре.

Чему еще научится ребенок благодаря компьютеру?

  • Схватывать информацию буквально на лету.
  • Воспринимать проблему (задачу) в целом и искать пути ее решения.
  • Быстро ориентироваться и быстро действовать — и руками, и головой.
  • Быть упорным (в самом хорошем смысле слова): делая попытку за попыткой, не сдаваться и идти к цели.

Виртуальный мир может стать для вашего ребенка и игрой, и учением одновременно. Здесь малыш получает массу впечатлений, его чувства обостряются, а эмоциональная вовлеченность помогает лучше усвоить и запомнить новый материал.

Благодаря компьютеру можно осваивать новое, не выходя из дома, причем в темпе, который ребенку удобен и доступен. А это, согласитесь, комфортно. Компьютер не критикует. Он лишь указывает на ошибки, как бы предлагая: тренируйся, работай дальше, будь упорен — и все у тебя получится. Он не обескураживает, не заставляет краснеть и пугаться, когда что-то не получается. Не вышло? Никто не осудит, можно повторять, шаг за шагом поднимаясь на новый уровень. А это важно для успешного обучения!

Однако обучение — еще не все. Дети старше 10 лет (одни раньше, другие позже) начинают отдаляться от родителей. И тут современные информ-технологии помогут нам наладить контакт, найти точку соприкосновения, сблизить взрослых и детей, особенно если компьютерное хобби становится общесемейным.

Посчитаем минусы

По мнению психологов, часы, проведенные в общении с компьютером, могут стать причиной неадекватных реакций ребенка в дальнейшем. Примеров немало.

Нарушается чувство самосохранения. Ребенок запросто отождествляет себя с героем. А у виртуального героя много жизней. Подумаешь, пропал — погиб в одной! Программу можно перезагрузить и начать все заново. Малыша это и сбивает с толку, и оптимизирует одновременно. У активного игрока легко теряется чувство реальности. Сначала юный человек должен понять: есть вещи, которые нельзя изменить, как нельзя втянуть в тюбик выдавленную зубную пасту. Такие понятия приобретаются только в реальной жизни, реальным опытом.

Остается „непройденный материал". Когда ребенок растет, он словно бы поднимается по лесенке. На каждой возрастной ступеньке — свои задачи, которые малыш должен решить. На каждой ступеньке — свои основные занятия и дела, которые он должен пройти и освоить, навыки, которые должен приобрести. На каждом этапе роста юный человек должен научиться чему-то новому, тому, что потребуется ему в дальнейшей жизни. От того, чему пора учиться и что приобретать, зависят наши приоритеты и потребности. Если растущий человек не сможет вовремя реализовать и удовлетворить эти потребности, он останется недоучкой. И это скажется, часть — сейчас, большая часть — в будущем, наложит отпечаток на его характер, отношение к самому себе, взаимоотношения с другими людьми.

Главная потребность малышей — игра. Для дошколят это очень важное занятие. Через игру они познают мир и совершенствуют себя, свое тело, свой разум. В ролевых играх учатся общаться, примеряют на себя взрослый мир (подражают ему и познают его законы). Годам к 6-7 для детей главной деятельностью становится учеба. Но учиться — не значит просто сидеть за партой и запоминать, что сказал педагог. Учиться — значит исследовать и экспериментировать, приобретать трудовые навыки и создавать что-то полезное, развивать и совершенствовать свои руки, тело. В школьные годы человек учится жить в социуме, общаться со сверстниками и взрослыми, отстаивать свои интересы и считаться с интересами других. Вот тут-то и подстерегает опасность „узкого коридора". Если малыш с головой уходит в виртуальный мир, что получится в результате? У ребенка теряется интерес к нормальным детским играм, к естественному всестороннему обучению и общению.

- Ребенок, сверх меры увлеченный виртуальным миром, невольно отгораживается от реального. Юный человек получает огромное количество информации (картинки, слова, числа и графики), но это знания теоретические. Ребенок недополучает опыта реального (телесного, сенсорного) — самого важного для детей. Согласитесь, упасть, споткнувшись о камень, и так убедиться, что существуют законы тяготения, — одно. Совсем другое — получать эти знания из вторых рук. Научишься ли тогда правильно падать — еще вопрос.

В Что окружает человека, сидящего за компьютером? Искусственная среда. Металл и пластик. Здесь юный человек напрочь оторван от настоящего мира, где птицы и звезды. Здесь невозможно попасть под ливень или подержать на ладони снежинку и не обнимешься со своим лохматым псом, который весь день ждал тебя. Разнообразие мира быстро сужается до картинки на экране. И как результат — теряется связь с живым миром природы. Не покидав мяч, не узнаешь, какой он круглый и веселый и как можно ловко от него увернуться и бурно радоваться потом ловкости своего тела. Не потрогав шершавую кору деревьев, не погонявшись за первыми бабочками, не прочувствуешь и не изумишься всей красоте и разнообразию живого мира вокруг. Связь с природой, ощущение чувства единения с ней могут быть утеряны навсегда.

Виртуальный мир приучает к стереотипу. Маленький человечек открыт миру. Он словно впитывает его всеми органами чувств, причем непредвзято, не давая заранее оценки, что плохо, что хорошо. Мир един и разнообразен, и дети способны увидеть красоту там, где взрослый уже не способен. Вот по ветке ползет лохматая гусеница — малыш изумленно рассматривает ее. А что сделает взрослый? „Это гусеница, она вредная. Она поедает листья", — скажет он и потянет ребенка за собой. Взрослые классифицируют предметы и явления, они на все навешали бирочки — правильные определения и слова. У нас с вами уже есть устойчивая (общепринятая) точка зрения, с которой надо смотреть на предмет. Радуга — это хорошо, а размокшая грязная земля — плохо.

Взрослые освоили определенные традиции и стандарты (так легче и удобнее жить!). И вместе с тем мы потеряли умение свежо и непредвзято смотреть на мир. Что же получается? Ребенку, сориентированному на компьютер, навязывают определенную (готовую, выработанную) точку зрения. Когда она будет усвоена, юный человек разучится смотреть с любопытством и непредвзято. Иначе говоря, теряется креативность мышления, способность думать нестандартно, творчески. Ребенок может привыкнуть слепо доверять чьему-то авторитету (ведь он принимает на веру многое из того, что не испытал сам). Это „плохо" — это „хорошо", „верно — неверно", „делай так. " — ребенку выдают почти готовые схемы, определенную (выработанную кем-то) точку зрения. Научится ли он вырабатывать и отстаивать свою? Есть опасность, что юный человек действительно становится сплошным „пользователем", а не открывателем, не исследователем. Не хозяином своей судьбы.

„Ну, и какие же выводы?" — спросите вы. А такие. Отнеситесь к компьютерным пристрастиям своего чада спокойно. Разумно. Без компьютера ребенку не обойтись. Без умения пользоваться им юный человек почувствует себя изгоем в современном мире среди своих сверстников и друзей. Так от кого же зависит, пойдет ли компьютер во вред или на пользу юному человеку? Ответ один — только от взрослых. Только от нас с вами зависит, сколько ребенок будет играть, какие программы освоит, чему научится, а от чего откажется, и главное — не затмит ли мир виртуальный красоту и гармонию настоящего!

Займемся профилактикой

Во всяком деле лучше не доводить ситуацию до того, когда она становится неразрешимой. Вот и теперь нам поможет этот принцип.

  1. Прежде всего решите проблему общения, не компьютерного — настоящего. Если малышу интересно с вами, он легко оторвется от монитора и будет с вами.
  2. Решите проблему времени. Четко объясните ребенку, когда и сколько можно играть за компьютером. Договоритесь — и не отступайте от правила. Не покупайтесь на обычные детские уловки: „Мамочка, еще чуть-чуть". Такое „чуть-чуть" может длиться до бесконечности, а главное — войдет в привычку.
  3. Решите проблему „компьютерной безопасности". Объясните ребенку, почему нельзя часами сидеть у экрана. Научите малыша полезным упражнениям для разгрузки усталых глаз и спины. Покажите пример — занимайтесь вместе!
  4. Решите проблему общения со сверстниками. Ребенок не станет часами сидеть у экрана, если у него есть друзья, с которыми можно подвигаться и поиграть.
  5. Решите проблему занятости. Вам хочется отдохнуть? Не оставляйте малыша у экрана, придумайте что-то такое, чем он охотно займется сам. Рисовать и лепить, собирать конструктор, шить наряды для кукол. Помогите ребенку найти свое увлечение.

Правильный настрой

Вы решили подарить малышу компьютер? Учтите несколько важных моментов.

  1. Не покупайте компьютер к началу учебного года. После каникул 2 недели уйдет на адаптацию к школе.
  2. Малыш — первоклассник? Повремените с покупкой компьютера до конца первого полугодия. Сейчас чем меньше новшеств помимо школы, тем лучше.
  3. Не оставляйте дошколенка один на один с компьютером. Ребенок должен понять: компьютер — не просто развлекалочка, на нем можно не только „монстров гонять", но еще и. Показать все, что следует за этим „и", — задача родителей. Лет до 5-6 малыш еще находится в семейном кругу и мама с папой для него — безусловный авторитет. Постарайтесь же сориентировать юного человека, чтобы он воспринимал компьютер в первую очередь как удобный (полезный, необходимый) компонент учебы. Компонент интересный, но далеко не единственный!

Понаблюдайте за манерой игры ребенка. Одни дети сидят неподвижно, уставившись в экран. Другие — повторяют движения героя, в которого сейчас воплотились. У малыша-созерцателя по сравнению с живчиком, нервное напряжение чаще выливается в стресс. Чем спокойнее по натуре ребенок, тем больше на него „давит" компьютер. К неблагоприятным воздействиям компьютерных игр более восприимчивы девочки.

В данной статье предлагается один из путей повышения уровня информационной культуры учащегося. Её формирование надо начинать на уроках в 3-х классах начальной школы. И продолжать во внеурочной деятельности.Это позволит в основной школе ученику на два года раньше, чем сейчас стать активным участником информационного пространства школы, поможет эффективно изучать и использовать информационные технологии в процессе обучения в начальной и основной школе.

ВложениеРазмер
zachem_rebenku_kompyuter.doc 102 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем ребенку компьютер?

"Non scholae, sed vitae discimus" – мы учимся не для школы, a для жизни

Каждая семья сама решает, когда ребенка приобщать к компьютеру. Одни считают, что чем раньше, тем лучше; другие - наоборот. Это дело семьи, пока ребенок дошкольного возраста. А вот в школе? Темой обсуждения, чаще всего становится тема здоровья ребенка и тема бесцельного время препровождения перед компьютером. При этом часто упускают главное - з ачем ребенку компьютер, чему он может научиться и насколько это поможет или повредит молодому человеку в дальнейшем.

Понятие культуры, в том числе информационной, начинается в семье. Информационная культура (ИК) включает в себя:

  • навыки по эффективному использованию технических устройств;
  • способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию (различные программные продукты), как инструмент для реализации своих идей;
  • умение безопасно находить и извлекать нужную ему информацию из различных источников, анализировать и работать с этой информацией;
  • создавать, редактировать, форматировать и оформлять новую, свою информацию в компьютере;
  • делиться информацией с другими пользователями компьютеров и глобальной сети Интернет.

При умелом подходе, компьютер и Интернет способствуют развитию творческого воображения, которое в школьные годы, к сожалению, зачастую гасится. Эстетическое восприятие мира, художественные наклонности можно заложить и развить в ребенке с помощью несложных графических программ. Эстетическое, художественное направление в оформлении своей работы формируется у среднестатистического ребенка постепенно. Мир Интернета может помочь ему в этом, открывая для ученика красоту природы, искусства. В том числе с помощью виртуального посещения музеев, памятников архитектуры.

Сейчас пользовательские интерфейсы компьютеров стали настолько удобны и понятны, что ребенок довольно рано самостоятельно, с помощью родителей и друзей овладевает умением включить любимую игру, разобраться в ней, просмотреть мультфильм. Но насколько умело и безопасно он это делает - вопрос спорный. Большинство родителей не имеют достаточных знаний, методики, опыта, а часто и времени, чтобы научить ребенка общению с компьютером, сформировать информационную культуру ребенка.

В большинстве школ в начальных классах отсутствует обучение информатике. Даже в тех классах начальной школы, где есть компьютеры, отсутствует необходимое методическое обеспечение и подготовка учителей. Поэтому сейчас трудно возложить основную задачу по формированию информационной культуры ученика на учителя начальных классов.

  1. Информационная культура в основном образовании.

В большинстве школ в настоящее время основной поток информационно-технических знаний обрушивается на учащегося с 5 или 7 класса. В это время начинаются курсы основного образования и курс информатики, который проводится 1-2 раза в неделю. Он дает базовые, теоретические основы, компьютерной грамотности и обучает азам программирования.

Опыт показывает, что практические навыки в области информационной культуры, которые получают учащиеся к концу 7 класса по своему качеству и содержанию бессистемные, узкие, шаблонные, непрочные. Поэтому, в то время, когда учащимся уже требуется активно пользоваться ресурсами информационно-технической среды для изучения курсов основного образования, в целях саморазвития, профессионального самоопределения, они только начинают получать первые систематические знания по информатике.

Из-за отсутствия предварительной системной подготовки, преемственности начальной и основной ступеней обучения информатике, учащемуся, как правило, тяжело одновременно:

  • осваивать компьютерную теорию;
  • находить, выбирать и правильно использовать информацию из Интернета;
  • изучать, накапливать, правильно выбирать и эффективно пользоваться компьютерным инструментарием для подготовки своего доклада, презентации, фотоотчета, решения других задач, реализации своих идей.

В цепочке учитель – информационно-техническая среда – ученик необходим комплексный подход. Единое информационно-образовательное пространство полностью должно задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательных учреждениях.

Начинать надо с 3 класса начальной школы.

Это возможно , так как к этому времени ребенок уже осознает себя учеником, ориентируется в школьной среде, умеет анализировать информацию.

Это необходимо , так как:

  1. способствует повышению интереса к обучению;
  2. повышает эффективность обучения;
  3. развивает ребенка всесторонне, формирует культурно и социально значимые знания и навыки;
  4. закладывает основу для эффективного использования и дальнейшего изучения информационных технологий на этапе основного образования.

В начальной школе необходимо, чтобы учащийся осознал, что компьютер - это удобный инструмент, который поможет реализовать его идеи. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы познавательные и творческие задачи и, с опорой на наглядность, помогают ему их решать.

Развитие межпредметных связей - это один из комплексных подходов в обучении в начальной школе. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей помогает в систематизации знаний, формировании самостоятельного мышления и познавательного интереса учащихся, как в информационных технологиях, так и в остальных дисциплинах.

Внедрение информационных технологий в преподавание различных предметов в начальной школе повышает интерес к предмету при выполнении задания и в конечном итоге развивает логическое мышление. Например:

  • Использование в начальных классах элементов конструкторов Лего на уроках математики, развивает логику и сообразительность у детей.
  • Использование робототехники, где школьники испытывают своих роботов, которых они создают на основе программируемых конструкторов, знакомит учащегося с азами программирования и конструирования.
  • На уроках рисования использование компьютерного планшета наряду с акварелью поможет пробудить интерес к цифровому дизайну и искусству вообще.

База информационной культуры учащихся, заложенная в начальной школе, позволяет на основной ступени обучения лучше воспринимать теоретические основы информатики. Необходимо больше времени уделять практическим занятиям по компьютерным информационным технологиям. Эти практические занятия необходимы для эффективного проведения интегрированных уроков по различным дисциплинам, которые являются базовыми составляющими будущей сферы деятельности:

  • На уроках химии используем для проведения опытов виртуальные лаборатории.
  • На уроках физика, записанные на видео или смоделированные особыми программными средствами опыты не потребуют дорогостоящего и редкого оборудования.
  • На уроках математики, стереометрические построения нигде не будут нагляднее, чем на компьютерном экране.
  • На уроках русского языка пишем в Worde, редактируем текст, проверяем ошибки, а в учебнике ищем правила. С его помощью можно красиво оформить доклад, который задали подготовить в школе, писать письма и приглашения на детские вечеринки. Некоторые ребята начинают составлять сборники стихов, коротких рассказов.
  • Уроки с языковым уклоном пройдут эффективнее и интереснее, если школьник самостоятельно подготовит презентацию по теме, выступит с ней перед классом.
  • Онлайн общение со сверстниками, носителями языка, стимулирует процесс изучения языкового курса.

Учащийся не только лучше усваивает новый материал по данному предмету, но и параллельно практикуется в умении открывать программы, работать с файлами, найти в Интернете информацию и правильно ее использовать (проанализировать, вычленить главное, изложить). Современные учащиеся именно через призму высоких технологий охотнее и яснее воспримут многое из того, что на страницах учебников может казаться попросту скучным. Интегрированные уроки, мероприятия, проекты дают новый опыт и заставляют использовать новые технологии. Именно интегрированный подход позволил сместить акценты в обучении информатики с компьютерных технологий на информационные технологии, то есть сделать компьютерную грамоту средством для достижения цели, а не целью обучения. Тогда ученик получает динамичное знание, которое он сам сможет обновлять, идя в ногу со временем, а не догоняя его при очередных новациях ИКТ.

  1. Информационная культура и дополнительное образование

Компьютер - незаменимый помощник в учебном процессе, особенно если его влияние распространяется за пределы класса информатики, во внеурочной деятельности – в группах продленного дня, индивидуальных занятиях с учителем, в Отделениях дополнительного образования детей и дистанционном обучении. Наиболее эффективно обучение информационным технологиям и формирование информационной культуры у учащихся проходит при использовании методов индивидуальных занятий и работе в небольших группах. Эти методы реализуются в форме дополнительных занятий и могут восполнить пробелы в формировании информационной культуры учащихся. Основной принцип на таких занятиях: небольшими группами в специально оборудованном классе - Медиацентре, учащиеся вместе с учителем изучают и применяют на практике знание по работе с информационно-технической средой. Обучение в Медиацентре можно разбить на две ступени.

Первая ступень обучения - познавательная деятельность с ИКТ:

  • техника безопасности и правила поведения за компьютером;
  • наглядные уроки по ознакомлению с возможностями которые предоставляют компьютер и Интернет, с пользовательским интерфейсом;
  • работа в Интернет и приобретение навыков:
  • осуществлять поиск информации в различных электронных источниках;
  • анализировать и структурировать информацию;
  • использовать информацию для построения умозаключений, принятия решений;
  • умение критически относиться к информации и выбору ее источника;
  • умение пользоваться средствами коммуникации.

Вторая ступень обучения - применение знаний на практике:

  • развивающие игры, направленные на развитие логического мышления детей;
  • лаборатории (виртуальные) естественнонаучного направления для детей младшего школьного возраста;
  • моделирование и программирование: робототехника и ЛЕГО-конструирование (программирование более сложного робота);
  • творческие мастерские (классы): музыкальная, компьютерной графики, интернет-мастерская, художественная, экологическая, издательская с применением компьютера и медиатехники.

Эти занятия позволяют:

  • сформировать основы современной информационной культуры ученика начальной школы;
  • учащемуся выйти на новый качественный уровень активной познавательной деятельности;
  • позволит ученику, подготовиться информационно и технически к новой ступени обучения;
  • формировать навыки коммуникативной активности, элементарные навыки использования общекультурных правил и норм информационной деятельности;
  • сделать компьютерную грамоту средством для достижения цели, а не целью обучения.
  • сформировать социально активную личность.

Для школ необходимо разработать соответствующие учебно-методические материалы, отражающие новый образовательный стандарт начальной ступени общего образования и органично включающий в себя ИКТ.

В данной статье предлагается один из путей повышения уровня информационной культуры учащегося. Ее формирование надо начинать на уроках в 3-х классах начальной школы. И продолжать во внеурочной деятельности. Это позволит в основной школе ученику на два года раньше, чем сейчас стать активным участником информационного пространства школы, поможет эффективно изучать и использовать информационные технологии в процессе обучения в начальной и основной школе.

Какую сумму знаний вложить в учащегося, чтобы ему хватило на всю оставшуюся жизнь? Трудно ответить на этот вопрос. Единственное, чем можно помочь нашим детям - это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением 21 века становится умение учиться.

Нужен ли компьютер малышу

Информации о пользе и негативном влиянии использования различных гаджетов много, но как разобраться в ней? Когда и как познакомить ребенка с компьютером и не допустить зависимости от такого времяпровождения? Нужно ли вообще знакомить малыша с компьютерной техникой до школы? Давайте рассмотрим основные вопросы, связанные с применением информационных технологий в жизни дошкольника.

Содержание:

В каком возрасте стоит познакомить с компьютером

Одним из самых обсуждаемых вопросов является возрастная норма знакомства ребенка с компьютером.

Психологи, педагоги и многие другие специалисты сходятся во мнении, что обучать кроху самостоятельной работе на компьютере не стоит раньше 5–6 лет. Но показывать некоторые фильмы или искать информацию в электронном виде можно предложить раньше с соблюдением режима пользования и тщательным контролем за качеством предлагаемой информации.

Как быть, если работа связана с компьютером, и малыш видит, как вы им пользуетесь и просит показать, научить? В таком случае рекомендуется рассказать, что вы делаете, объяснить суть вашей работы, но если вы или члены ближайшего окружения малыша любят поиграть в онлайн или офлайн-игры — оградите ребенка максимально от такого знакомства.

Вводить компьютер в жизнь ребенка рекомендуют постепенно, показывая его положительные стороны и стараясь оградить от ненужной информации. Условно знакомство с гаджетами делится на несколько периодов, в которых ребенок будет знакомиться с разными сторонами возможностей интернета и компьютера.

Положительное влияние от знакомства с компьютером

Благоприятные стороны использования компьютерной техники у детей дошкольного возраста наблюдаются при соблюдении правил пользования. Игнорирование или несоблюдение временных ограничений превращают достоинства в недостатки и ведут к противоположным результатам.

Если родители следят, что делает ребенок за компьютером, соблюдают временной режим, то наблюдаются следующие полезные стороны знакомства с компьютером:

Негативное влияние компьютера

При несоблюдении правил пользования компьютерной техникой: отсутствие временных рамок, контроля контента, несоблюдение правильного положения тела, слишком раннее знакомство могут проявиться нежелательные последствия. Чаще всего встречаются:

  • Нарушение зрения, осанки, психики;
  • Снижение потребности в общении с близкими и другими людьми;
  • Отклонения в поведении, агрессия и необоснованные страхи;
  • Снижение познавательной активности, восприятия;
  • Компьютерная зависимость.

Для чего использовать компьютер?

Период знакомства с компьютером может предполагать под собой несколько вариантов:

  • Просмотр развивающих роликов, мультиков и другого обучающего материала.
  • Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии.
  • Изучение непосредственно устройства и принципов действия электронных систем.

Каждый из этих периодов имеет свои ограничения и особенности применения у детей дошкольного возраста, нарушение установленных норм влечет за собой негативные последствия. Давайте рассмотрим эти периоды и особенности их применения.

Использование компьютера для просмотра развивающих роликов, мультфильмов и другого материала

Как некий помощник маме, способный донести информацию, познакомить с окружающим миром компьютер возможно начитать использовать уже с 2-х лет. Предлагая необходимые для обучения ролики или мультфильмы, предварительно нужно подобрать необходимый материал.

Принимая решение познакомить с гаджетом или компьютером, стоит помнить несколько правил:

  • Движение прежде всего. Возраст от 2 до 4 лет — время развития двигательной системы, мелкой моторики и формирования основных когнитивных способностей крохи, 98% времени бодрствования малыш должен свободно двигаться, познавать и играть в подвижные игры;
  • Временные ограничения. Показывать обучающий ролик и мультфильм в этом возрасте стоит не более 5–10 минут, после чего ребенку необходимо дать время для подвижной игры. Рекомендуют использовать такой вид обучения не чаще трех раз в неделю;
  • Осторожность. Вводить новый материал желательно осторожно, предварительно отбирая. Неплохо, чтобы оградить малыша от нежелательного контента, скачивать необходимое, а не запускать непосредственно из интернета.

Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии

В 4 года покажите малышу, что компьютер используется для поиска необходимой информации. Вместе с ним ищите ответы на каверзные вопросы. Но полезнее, если до знакомства с возможностями интернета, вы покажите крохе, как искать ответы в книгах, сводите его в библиотеку.

Обратите внимание на вопросы, которые задает ребенок. Они возникают из повседневной жизни, полученного опыта. Иногда кажется, что вопрос очень сложный. Но, начав разбираться, откуда он появился, становится понятен интерес, открываются истинные мотивы, смысл. Чаще всего сложность возникает из-за неумения правильно и четко сформулировать свою мысль, некоторых проблем с произношением. Чаще всего крохе хватит простого объяснения на уровне любителя.

Изучение устройства и принципов действия электронных систем.

В 5 лет познакомьте малыша с принципами устройства компьютеров. Расскажите, как работают программы, каким образом информация поступает на экран, покажите простейшие алгоритмы действий. Но делать это следует на уровне ребенка, не старайтесь донести ему сложный материал, который сами не понимаете. Если есть возможность, то сводите на обучающий мастер-класс или на занятия для дошкольников, посвященные этой тематике. Не страшно, если кроха узнает об этом и позже.

Почему так важно постепенно знакомить малыша с компьютерной техникой? Контролировать время его занятий, оберегать от лишней информации? Ответ прост. Дозированное пользование новыми технологиями несет за собой положительный опыт, а применение бесконтрольной работы ребенка за компьютером может нанести серьезный ущерб. Давайте посмотрим, какие хорошие и отрицательные стороны есть в использовании различных гаджетов, интернета для малышей.

Чем занять ребенка за компьютером

Из огромного количества информации, которая размещена в интернете и доступна для ребенка, остановите свой выбор на развивающих и обучающих материалах:

Для чего нужен компьютер?

Если ты хочешь знать, для чего нужен компьютер, тогда эта статья для тебя. Итак, компьютеры могут выполнять разнообразнейшую работу легко и очень быстро. Многие люди используют компьютеры и дома, и на работе, и на учебе.

Так для чего нужен компьютер?

С помощью компьютеров можно писать книги, письма и отчеты, хранить обширную информацию (наподобие списков, адресов и баз данных), делать сложные расчеты, конструировать технику, рисовать, редактировать фотографии и еще много чего другого… В настоящее время практические все организации в мире используют компьютер. Ведь без компьютера сейчас даже ракета в воздух не взлетит. Все, что нас окружает, автоматизировано до такой степени, что люди, живущие всего 30 лет назад, восприняли бы это как фантастику.

Почти любую работу, проделанную на компьютере, можно увидеть на экране монитора. А при желании, результаты работы можно распечатать на бумаге с помощью принтера. Но можно и наоборот, любой документ или рисунок ввести в компьютер с помощью сканера (лист бумаги сканируется на специальном экране сканера, после чего этот документ появляется в компьютере). Кроме этого, любую информацию с компьютера можно вывести не только в печатном, но и в электронном виде. Для этого используются компьютерные диски и флешки. С помощью них можно переносить информацию с одного компьютера на другой или просматривать данные на экране телевизора (например, фильмы, фотографии, музыка и т.д.).

Также к компьютеру можно подключать различные устройства: руль и джойстики для игр, микрофон, наушники, колонки, мобильные телефоны, планшеты и т.д. На мобильные устройства можно заносить различную информацию с компьютера: игры, музыку, видео, фото и т.д.

Для ввода информации в компьютер используются клавиатура и мышка.

Огромную роль в использовании компьютера играет интернет. С помощью него люди могут передавать информацию друг другу при помощи электронной почты и социальных сетей. Так, можно присылать друг другу письма, фотографии, видеоролики и другую информацию. Электронные письма доходят до адресата за несколько секунд, даже если человек, которому вы пишите, живет на другом конце планеты! Представьте себе, сколько времени понадобилось бы обычному почтовому письму, чтобы дойти до адресата в такую даль – около месяца!

Но интернет – это не волшебство, передающее информацию по воздуху и уж тем более это не огромная библиотека, живущая в пространстве. На самом деле, интернет – это просто связь компьютеров друг с другом с помощью электропроводов, мобильной или спутниковой связи, радио-каналов, кабельного или цифрового телевидения и других способов передачи данных. Все сайты, которые мы встречаем в интернете, находятся на различных компьютерах по всему миру, и с помощью взаимосвязи этих компьютеров друг с другом мы и получаем доступ к этой информации.

Очень крупные и мощные компьютеры, на которых могут храниться тысячи сайтов, называются серверами. Сервер – это просто огромное хранилище электронной информации. Почти как сейф. Только сейф хранит информацию или документы в обычном виде, а сервер – в электронном (то есть ее нельзя пощупать, а можно только увидеть на компьютере).

Но что же такое сайт? Сайт – это совокупность страниц, на которых размещена определенная информация, которую этот сайт хочет донести до людей. Хотя бывают и одностраничные сайты, состоящие всего из одной страницы. Но в последнее время их становится все меньше и меньше, так как их вытесняют более объемные и полезные сайты. Каждый человек, у которого есть интернет и хотя бы минимальные знания компьютера, может создать свой собственный сайт. Для этого существуют специальные конструкторы сайтов. Но более сложные, интересные, красивые и функциональные сайты самостоятельно может сделать только программист.

Цель: формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

-закрепить с детьми знания о распространении и применении компьютера в современном мире;

- развивать умения видеть положительные стороны в работе с компьютером;

- развивать мыслительные процессы (сравнение, обобщение, логика, анализ, синтез, абстракция);

- воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Оборудование: коробка с картинками, магнитная доска, магнита.

Ход беседы:

Воспитатель: Нашу встречу я начну с загадки. Слушайте внимательно! Если знаете ответ - отвечайте хором.

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же … (компьютер)

Воспитатель: Ребята я в выходные побывала в интересном магазине, там продают компьютеры.

(Воспитатель достаёт первую картинку и выставляет на магнитную доску картинку с изображением компьютера.)

Оглянитесь все вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит!

Может он ребят учить,

Может он станок включить.

Стало легче с ним, чем прежде,

Дом построить, сшить одежду.

И послать ракету к звёздам.

Без него не так-то просто!

Даже вылечить больного

Он поможет – что ж такого!

Наверху машины всей

Словно смелый капитан!

А на нём горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нём компьютер пишет

И рисует без запинки

Под дисплеем – главный блок,

Там бежит электроток

К самым важным механизмам.

Этот блок зовут системным.

Вот, знакомьтесь, дисковод!

Если с дисководом дружен,

То и справочник не нужен.

Воспитатель: Современный персональный компьютер делает жизнь человека проще, лучше и веселее, он пишет, рисует, он служит средством связи. На компьютере можно играть в разные игры. С его помощью можно выходить в Интернет. По Интернету можно передать письмо, найти любые сведения и даже прочитать книжку.

Воспитатель: А вы, ребята, хорошие знатоки компьютеров? Сейчас мы это проверим.

Воспитатель достаёт письмо с заданием, зачитывает его: «Дети, а вы знаете что умеет компьютер? (ответ детей). В коробке лежат ответы на этот вопрос: картинки с изображением компьютера, который помогает людям и компьютера, который вредит людям. Вам надо выбрать те картинки с изображение компьютера-помощника, объяснить свой выбор и закрепить их вокруг главного компьютера.

Дети по одному выходят и ищут нужные картинки.

Воспитатель: Компьютер может здорово помочь в учёбе. Существует огромное количество игр, при помощи которых мы узнаём много нового, мы можем заниматься математикой, выучить английский язык, развивать память, разгадывать головоломки головоломки, ребусы, собирать пазлы и многое другое.

Воспитатель: Когда-то почту перевозили на лошадях, затем стали перевозить по железной дороге, позже появилась авиапочта. В наше время, когда в домах появились компьютеры, письма и послания можно пересылать с помощью компьютера и электронной почты.

Воспитатель: Первое счётное устройство были пальцы, считали камни. Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, затем появились счёты, калькулятор и самое современное счётное устройство- компьютер.

Воспитатель: Мы можем прочесть великое множество книг на любой вкус, не посещая библиотек и даже написать собственную. И, конечно же, в этом нам поможет компьютер.

Воспитатель: с помощью специальных программ в компьютере можно выполнять рисунки, создавать открытки- поздравления, приглашения, плакаты.

Воспитатель: на компьютере можно не только просматривать мультфильмы, но и с помощью специальных программ создавать свои собственные мультфильмы.

Воспитатель: Если раньше составлением музыки занимались только определенные люди-композиторы, то в современном мире каждый из вас может попробовать себя в роли композитора, для этого на компьютере есть специальные программы, при помощи которых можно сочинять и создавать музыку, используя разные музыкальные инструменты.

Воспитатель: Архитектор - проектировать новые дома при помощи специальных программ. Это очень удобно, так как до возникновения компьютера, архитекторам приходилось проектировать, рисовать при помощи бумаги и карандаша.

Воспитатель: При помощи компьютера можно рассмотреть внутренние органы человека, сделать их снимок, компьютер хранит в своей памяти истории болезней пациента. При помощи компьютера можно узнать много нового о болезнях и способах лечения.

В коробке остались ещё картинки. С ними мы поиграем в следующий раз.

И я вам желаю, чтобы компьютер был надежным другом и грамотным помощником.

Беседа ко Дню города Каменск-Шахтинский для детей старшей группы Беседа ко Дню города Каменск-Шахтинский для детей старшей группы Цель: формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях;.

Читайте также: