Серафим саровский почему стал святым кратко

Обновлено: 05.07.2024

Непра­виль­ное рас­суж­де­ние о мо­щах, став­шее од­ной из про­блем ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, — не при­чи­на, а след­ствие. Цер­ков­ная власть не уви­де­ла свя­тость прп. Се­ра­фи­ма, по­то­му что ей не хва­та­ло са­мо­сто­я­тель­но­сти, — счи­та­ет док­тор цер­ков­ной ис­то­рии На­та­лья Су­хо­ва.

Несво­бо­да

Од­ной из при­чин неспеш­но­сти дей­ствий Свя­тей­ше­го си­но­да в де­ле ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма бы­ла ха­рак­тер­ная для си­но­даль­но­го пе­ри­о­да си­ту­а­ция: кро­ме выс­шей цер­ков­ной вла­сти — Свя­тей­ше­го си­но­да — боль­шое зна­че­ние иг­рал чи­нов­ни­чий ап­па­рат во гла­ве с обер-про­ку­ро­ром, ко­то­рый был пред­ста­ви­те­лем го­судар­ствен­ной вла­сти в ли­це им­пе­ра­то­ра. Сам обер-про­ку­рор ни­ко­гда не яв­лял­ся чле­ном Си­но­да, он был при Си­но­де, осу­ществ­лял кон­троль, но его де­я­тель­ность к XIX ве­ку при­об­ре­та­ла все боль­шее зна­че­ние.

Но здесь нуж­но раз­де­лять по­ня­тия Церк­ви и цер­ков­ной вла­сти. Цер­ковь — это Те­ло Хри­сто­во, оно не мо­жет быть несво­бод­ным, стес­нен­ным от ка­ких-ли­бо зем­ных усло­вий. И тор­же­ство про­слав­ле­ния прп. Се­ра­фи­ма во­пре­ки всем ис­то­ри­че­ским при­чи­нам — то­му сви­де­тель­ство. Но цер­ков­ная власть как ор­га­ни­за­ция в опре­де­лен­ную эпо­ху в сво­ем зем­ном ас­пек­те мо­жет за­ви­сеть от го­судар­ствен­ной вла­сти. Рус­скую Цер­ковь это при­ве­ло к то­му, что Пра­во­сла­вие бы­ло гос­под­ству­ю­щей ве­рой. Но бы­ла здесь и об­рат­ная сто­ро­на, что по­ка­зал Указ Го­судар­ствен­ной ду­мы от 17 ок­тяб­ря 1905 го­да о ра­вен­стве граж­дан­ских и по­ли­ти­че­ских прав всех граж­дан Рос­сий­ской им­пе­рии, в том чис­ле и пра­ва ис­по­ве­до­вать лю­бую ре­ли­гию (сво­бо­да со­ве­сти). Имен­но Пра­во­слав­ная Цер­ковь, при­вык­нув к со­сто­я­нию под­держ­ки и опе­ки, ока­за­лась, как ор­га­ни­за­ция, са­мой без­за­щит­ной.

Меж­ду стра­хом и ве­рой

Ду­хов­ные да­ро­ва­ния прп. Се­ра­фи­ма, его ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги бы­ли вы­да­ю­щи­ми­ся: он мог пи­тать­ся дол­гое вре­мя од­ной сны­тью (тра­вой), ты­ся­чу но­чей сто­ял на камне, по­ни­мал язык зве­рей, был удо­сто­ен яв­ле­ния Бо­го­ро­ди­цы и свя­тых, имел дар ис­це­ле­ний и чу­до­тво­ре­ний, ви­дел по­мыс­лы че­ло­ве­ка, мог от­крыть его про­шлое, про­ро­че­ство­вал о бу­ду­щем, в том чис­ле и о судь­бах го­су­дар­ства. Кро­ме то­го, мно­гие чу­де­са о ба­тюш­ке бы­ли за­пи­са­ны через приз­му жен­ской вос­тор­жен­но­сти. Ведь прп. Се­ра­фим окорм­лял жен­скую об­щи­ну, в ко­то­рую вхо­ди­ли в боль­шин­стве сво­ем ма­ло­гра­мот­ные де­вуш­ки, ко­то­рым при­хо­ди­лось сви­де­тель­ство­вать под­час о труд­ней­ших ду­хов­ных яв­ле­ни­ях, и они де­ла­ли это, как уме­ли, про­стым язы­ком, на­род­ны­ми по­ня­ти­я­ми. И бы­ло нелег­ко от­де­лить стиль рас­сказ­чи­цы от са­мо­го фак­та жиз­ни пре­по­доб­но­го. Так что, с од­ной сто­ро­ны, осто­рож­ность Си­но­да при рас­смот­ре­нии свя­то­сти столь ха­риз­ма­тич­но­го по­движ­ни­ка бы­ла вполне в ду­хе трез­ве­ния.

Но в этом тон­ком во­про­се все­гда дру­гая опас­ность: пе­ре­стать ви­деть чу­дес­ное, усо­мнить­ся в да­рах Свя­то­го Ду­ха, дей­ству­ю­щих в ис­тин­ном по­движ­ни­ке. В си­но­даль­ное вре­мя был осо­бен­но си­лен страх лож­ных чу­дес, ко­то­рый воз­ник еще в Пет­ров­скую эпо­ху. На­при­мер, это про­яв­ля­лось в очень стро­гой про­це­ду­ре осви­де­тель­ство­ва­ния чу­до­твор­ных икон. Воз­мож­но, в ка­кой-то сте­пе­ни уже ска­зы­ва­лось вли­я­ние ра­цио­наль­но­го ве­ка. Но, дей­стви­тель­но, мож­но го­во­рить о том, что и из-за чи­сто че­ло­ве­че­ской немо­щи, и из-за опре­де­лен­ной кос­но­сти, при­чи­ной ко­то­рой во мно­гом бы­ла несво­бо­да цер­ков­ной вла­сти, у Си­но­да не воз­ник­ло адек­ват­но­го по­ни­ма­ния по­дви­га Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го.

Но в во­про­се ка­но­ни­за­ции есть хо­ро­ший кри­те­рий про­вер­ки — вре­мя. Пер­во­на­чаль­но Си­нод за­нял вы­жи­да­тель­ную по­зи­цию. Так по­сту­па­ют и се­го­дня, ес­ли све­де­ния о кан­ди­да­те на про­слав­ле­ние не по­лу­ча­ют до­ста­точ­но­го под­твер­жде­ния. Тем бо­лее что, кро­ме че­ло­ве­че­ских со­об­ра­же­ний, в та­ком во­про­се, как про­слав­ле­ние свя­тых, мо­жет про­явить­ся и Бо­жий про­мы­сел. И то­гда все вста­ет на свои ме­ста.

Лич­ный ин­те­рес и про­мысл Бо­жий

Есть та­кое мне­ние, что имен­но ини­ци­а­ти­ва арх. Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва), в об­ход Си­но­да пе­ре­дав­ше­го на ауди­ен­ции им­пе­ра­то­ру свою ле­то­пись, спро­во­ци­ро­ва­ла Ни­ко­лая II на пре­вы­ше­ние вла­сти. Ес­ли смот­реть на это как на цер­ков­но-ис­то­ри­че­ский во­прос — воз­мож­но. Фор­маль­но пре­вы­ше­ние бы­ло. Есть и мне­ние, что это пре­вы­ше­ние объ­яс­ня­лось лич­ны­ми мо­ти­ва­ми: Ни­ко­лай II знал про­ро­че­ство прп. Се­ра­фи­ма о том, что пер­вая по­ло­ви­на цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра, ко­то­рый про­сла­вит св. Се­ра­фи­ма, бу­дет неудач­ной, а вто­рая удач­ной. И царь на­де­ял­ся на луч­шие вре­ме­на. А им­пе­ра­три­ца Алек­сандра на­де­я­лась на по­мощь прп. Се­ра­фи­ма, ко­то­ро­му го­ря­чо мо­ли­лась о рож­де­нии на­след­ни­ка.

На­след­ник дей­стви­тель­но ро­дил­ся через год по­сле про­слав­ле­ния прп. Се­ра­фи­ма. Но по­том слу­чи­лась япон­ская вой­на, ре­во­лю­ция и ги­бель всей цар­ской се­мьи и им­пе­рии. А на­род- бо­го­но­сец, ко­то­рый так ли­ко­вал на тор­же­ствах про­слав­ле­ния прп. Се­ра­фи­ма, пре­вра­тил­ся в на­род-бо­го­бо­рец (в ка­кой-то его ча­сти).

По­лу­ча­ет­ся, про­ро­че­ство не ис­пол­ни­лось? Царь зря ста­рал­ся?

Ес­ли взгля­нуть на эти со­бы­тия не ли­ней­но, мож­но го­во­рить о про­мыс­ле Бо­жи­ем, ко­то­рый при­да­ет ис­тин­ный смысл все­му про­ис­хо­дя­ще­му, об­ра­щая во бла­го да­же ошиб­ки. Оче­вид­но, что про­мыс­лу бы­ло угод­но про­сла­вить пре­по­доб­но­го имен­но в это вре­мя, об­на­ру­жив немощь ве­ры, чтобы впо­след­ствии укре­пить ее.

Цар­ская се­мья по­гиб­ла, но при­ня­ла свою смерть в по­дви­ге стра­сто­терп­че­ства, до­стиг­нув свя­то­сти — са­мо­го выс­ше­го, что толь­ко воз­мож­но для че­ло­ве­ка. А ги­бель им­пе­рии в ре­зуль­та­те при­ве­ла к очи­ще­нию ве­ры, к ис­ку­пи­тель­но­му по­дви­гу и про­слав­ле­нию ты­сяч но­во­му­че­ни­ков, кро­вью ко­то­рых се­го­дня так зри­мо воз­рож­да­ет­ся Цер­ковь.

Есть пред­по­ло­же­ние, что пре­по­доб­ный Се­ра­фим явил­ся и ца­рю Ни­ко­лаю II. Как это про­ве­рить? Ни­как не про­ве­ришь. Но то, что имен­но лич­ное уча­стие ца­ря сыг­ра­ло ре­ша­ю­щую роль в ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­го, — ис­то­ри­че­ский факт. При­чем го­су­да­ря не сму­ти­ло, как сму­ти­ло по­чти весь Си­нод, ко­гда мо­щи свя­то­го Се­ра­фи­ма об­ре­ли в ко­сточ­ках. Царь по­ве­рил в его свя­тость и про­сла­вил угод­ни­ка Бо­жия. А по­том этот свя­той про­сла­вил ца­ря — так сбы­лось про­ро­че­ство пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма.

Преподобный Серафим Саровский — великий русский святой начала XIX века, чудотворец. Последние годы жизни преподобного Серафима Саровского были тесно связаны с женским Дивеевским монастырем.

Прохор Мошнин — так звали святого до монашества — родился в Курске в благочестивой купеческой семье. Мальчик с детства любил посещать церковные службы, читать Священное Писание и жития святых. Когда юноша решил поступить в Саровский монастырь, мать благословила сына на монашество медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни.

Девять лет Прохор был послушником, затем принял монашеский постриг под именем Серафим. Еще через несколько лет настоятель монастыря перед смертью благословил ученика на подвиг отшельничества. С тех пор святой стал жить в лесной хижине, в постоянной молитве, перенося многочисленные трудности и искушения. В 1810 году из-за слабого здоровья преподобный был вынужден вернуться в обитель, где приступил к очередному монашескому подвигу — ушел в затвор. Он никогда не выходил из своей кельи и никого не принимал у себя, в одиночестве молился и читал Священное Писание. В затворе святой провел еще 15 лет.

В ноябре 1825 года преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела оставить затвор. С тех пор у святого открылся дар исцеления молитвой, и он начал принимать у себя больных и страждущих. Услышав о чудесном старце, множество людей приходило к нему за утешением и советом. В 1826 году Серафим основал женскую общину, которая впоследствии стала известна как Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Народное почитание преподобного началось сразу после его смерти, вскоре было составлено его первое житие, на его могиле совершались чудеса и исцеления, а в 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован.

Интересные факты о Серафиме Саровском

Еще за 5 лет до кончины Серафима Саровского художник Серебряков (позже ставший иноком Иосифом Саровской пустыни) написал с натуры портрет старца. С этого портрета позже стали писать иконы преподобного Серафима.

Серафима Саровского часто изображают молящимся на камне: во время своего затвора он тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на валуне и почти не сходя с него. В своей келье он поместил еще один камень, на котором отдыхал днем. Эти камни сохранились и по сей день и находятся в Дивееве.

До наших дней дошла история о том, что преподобный Серафим написал письмо "четвертому государю, который приедет в Саров", и этим государем оказался Николай II. Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма неизвестно, ни оригинала, ни копий не сохранилось.

1 августа 1903 года. Серафим Саровский причислен к лику святых

Серафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Мошнин), преподобный, старец-пустынножитель и затворник. Один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви.

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с ним он не расставался до конца жизни.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушёл в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Там он проводил всё время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трёхлетнее молчальничество, позже - затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек.

Говорят, что чудесным образом к нему постоянно приходили дикие животные, включая даже медведей, их святой кормил хлебом.

Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица, и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и Отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе император Александр I.

Серафим Саровский и Александр I

Известна также история о том, как преподобный Серафим Саровский якобы сказал матери Кондратия Рылеева о том, что лучше бы её сын умер во младенчестве, чем окончил свою жизнь на виселице.

Скончался старец в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы, стоя коленопреклоненно перед аналое.

Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря.

19 июля 1903 года последовало открытие его мощей. Он был причислен к лику святых через 70 лет после кончины. Чин канонизации совершен был в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской пустыне.

В 20-х годах обитель закрыли, а мощи были вывезены в Ардатов, где и исчезли. Только в 1991 году они были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Летом того же года они были доставлены крестным ходом на Нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году к нему принесли хромую девушку. На протяжении 18 лет она не могла встать с постели, и никто не мог её вылечить. После того, как родные три раза окунули её в источник, больная нога окрепла, и девушка выздоровела.

Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.

Православная церковь 1 августа отмечает обретение святых мощей, а 15 января является официальным днём памяти святого.


Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился.


Мать благословляет Прохора в монастырь


Художник Павел Рыженко

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного, отмечают свои именины.

Читайте также: