Для чего автор упоминает солнце в тот момент когда герой входит в комнату старухи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему в данном фрагменте Раскольников даже в мыслях не проговаривает прямо, зачем ещё ("и что он ещё и за другим пришёл") он пришёл к старухе-процентщице ?

Родион не в силах признаться самому себе, что он способен на совершение убийства. Именно это стало причиной того, почему Раскольников даже в мыслях не проговорил, за чем ещё он пришёл к старухе-процентщице.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

Актуальность данной работы определяется следующими фактами:

2) Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализ внутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призму символики света, где не последнее место занимают христианские символы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) Изучить теорию вопроса по проблеме символа.

2) Изучить историю исследований этой проблемы у Достоевского.

3) Рассмотреть теоретический материал по символике света.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с реалистическим искусством (Ф.В. Шеллинг, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики света Достоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский), а так же словарные статьи по символике света в мифологии (В.Н. Топоров, Дж. Трэссидер).


Глава 1. Символ в литературе

В искусстве символ всегда имел особо важное значение. Это связано с природой образа - основной категории искусства. Так как в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. В связи с этим ниже мы приведём несколько определений символа.

В искусстве различают символы с устоявшимися, понятными всем значениями (например, чёрный цвет символизирует печаль, скорбь, утрату, смерть) и авторские, смысловое содержание которых имеет значение в контексте творчества одного автора.

Символ можно обнаружить в произведениях литературы разных эпох и направлений, они придают художественному образу глубину и выразительность, связывают разные планы текста (сюжетный, подтекстовый, реальный, мифологический, исторический).


Глава 2. Исследование работ по символике света Достоевского

К.В.Мочульский в своей книге о Достоевском[12] очень хорошо описывает психологизм в его романах, но в то же время, мимоходом, обращает внимание на ключевые моменты романа, связанные с символикой света, где-то он даже даёт толкование тому или иному символу, но при этом наибольшую часть внимания он уделяет психологизму Достоевского.

Символика света у Достоевского рассматривается и А.Ф.Лосевым. «Символ косых лучей заходящего солнца,- по словам Лосева.[13]- которые, как показывает исследование, появляется в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всего противопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному и злому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некий призрак и мутное наваждение.

2) Символ косых лучей заходящего солнца, считает А. Ф Лосев, появляется в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Символическая нагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодных упреков. С другой стороны, однако, этот символ Достоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города. Насыщенный глубочайшими переживаниями образ, который разлагается в бесконечный ряд своих перевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания о невозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжество и ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду.


Глава 3. Мифологическая символика света

Свет как общий символ. Свет - в народной традиции соотносится с солнцем, месяцем, звёздами, днём, летом, теплом, золотом, белым, красным и жёлтым цветами, красотой, жизнью, является воплощением , истинности, праведности и святости, миропорядка (ср. белый свет).

Светоносной, солнечной природой по народно-христианским воззрениям, обладают Бог - Отец и Иисус Христос, и ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла.

Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.

Свет символизирует проявление божества, космическое творение, логос, универсальный принцип, содержащийся в явлении, изначальный интеллект, жизнь, истину, просветление, гнозис, прямое знание, бестелесное, nous, источник блага. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством. Свет, озарение, является результатом сверхъестественных сил, либо передает их. Ощущение света - это встреча с абсолютной реальностью. Достичь света - значит прийти к центру.[14]

Солярные символы несут в себе образ Бога, Божественной благодати и силы. Солнце - небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

В фольклоре Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, добрым и чистым. Во многих славянских традициях солнцем клялись или упоминали его в проклятиях. Оно предстаёт как разумное и совершенное существо, которое является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо или око Бога, либо оконце, через которое Бог смотрит на землю.[15]

Солнце и вода, жара и испарения необходимы для любой жизни. Окруженное лучами Солнце и окруженное лучами сердце имеют ту же самую символику центра как места пребывания света и разума. Тепло и свет Солнца - созидание и мудрость[16].

В большинстве культур - основной символ созидательной энергии. Как источник тепла Солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.

Заря - световое явление, возникающее при восходе и заходе солнца, время совершения магических действий[17]. Символ юности, надежды.

Лунарные символы связаны с инфернальными силами. Луна, месяц - небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорождённых.[18]

Рапространённость и мощь лунных культов и лунного символизма частично объясняется важностью света луны для ночной охоты, а также тем, что она была первой мерой времени. Кроме своего влияния на отливы и приливы, луна, как полагали, управляла и человеческой судьбой.

Психологи связывают луну с субъективизмом, интуицией и эмоциями, а также с изменениями настроения, что совпадает с основным символизмом ночного светила.[19]

Важным образом света в мифологии являются свеча, лампа и лампада. Свеча - как образ духовного света во тьме невежества, она является важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу[21].

Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего[22]. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух, правда, ум - качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа - это жизнь отдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму; воспоминание. Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы. Могут быть использованы в качестве символа Солнца в обрядах поклонения Солнцу или огню[23].

1) Свет как общий символ соотносится с солнцем, месяцем, звёздами, днём, красотой, жизнью, является воплощением , истинности, праведности и святости. Светоносной, солнечной природой обладают Бог - Отец и Иисус Христос, и ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.

2) Солярные символы несут в себе образ Бога, Божественной благодати и силы. Солнце - источник жизни, тепла и света. Основной символ созидательной энергии. Тепло и свет Солнца - созидание и мудрость. Как источник тепла - жизненную сила, страсть, храбрость и вечная молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект. Заря - символ юности, надежды.

5) Свеча, лампа и лампада представляют важный образ света в мифологии. Свеча – как образ духовного света во тьме невежества, а краткостью своего существования она символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу. Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух, правда, ум - качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа - это жизнь отдельного человека в ее мимолетности. Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы.

Свет как общий символ и Добра и Зла влияет на жизнь и поступки героев. Свет - жизнь, истина, источник духовного блага; соотносится с жизнью, красотой. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством. Ощущение света - это встреча с абсолютной реальностью. Достичь света - значит прийти к равновесию, гармонии.

Солярные символы освещают очень важные, ключевые моменты романа, в которых герои находят истину, приобретают важное для них знание, открывают правду. Солнце – источник жизни, тепла и света, основной символ созидательной энергии и мудрости, истины. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.

Свет заката символизирует определённый итог, завершение какого-либо цикла или периода времени, а так же побуждает героев к рефлексии.

«Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.

« Господи! – молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты … моей!

«Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на "аршине пространства". В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мучить.

Лунарные символы воздействуют на жизнь героев, их поступки. Луна ассоциируется в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. Представляет инфернальное начало, символизирует изменчивость, непостоянство.

Описание глаз Сони передаёт её глубокую веру, набожность и её внутреннюю силу духа. «Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.

Внутренний, душевный свет (важную символику которого мы видим на протяжении всего романа) внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию.

Свеча - означает свет во тьме жизни, озарение; жизнь, которую легко погасить, мимолетность. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу.

Отдельно нужно выделить символ бабочки, летящей на пламя свечи.

Лампада, стоящая на алтаре или у образа, олицетворяет постоянное присутствие божественной силы и связь с ней.

Лампа – символ правды, указание пути, свет во тьме

Далее мы видим, что значение символа может меняться.

Из вышесказанного следует, что механический свет (свет лампадок, свечей) в данном произведении символически связан с поворотными событиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с их стремлением к свету.

1) Итак, мы видим, что свет в романе Достоевского может быть как прямым, так и отражённым. Прямой свет символизирует божественное начало, источник блага, жизнь, тогда как отражённый свет или отсутствие прямого света – инфернальное начало.

3) Лунарная символика связана с героями, заблудившимися во тьме или осознанно, погрязшими в ней. Инфернальные силы подводят к преступлению, помогая совершить его; а также помогают в тёмных делах. Причём искупить свои ошибки за связь с ними можно лишь очень сильным страданием и раскаянием или смертью.

4) На протяжении всего романа символ света соотносится с глазами человека, как носителями света. Свет глаз, беспокойный, сверкающий, показывает натуру страдающую, бунтующую, порой безумную. Является символом выражения человеческих эмоций, бурных чувств и степени переживаний. Чтобы наиболее полно передать состояние героя в минуты сильного душевного волнения, Достоевский делает сильный акцент на описание глаз героя, таким образом, усиливая воздействие на читателя.

5) Внутренний, душевный свет внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию. Через призму света и внутреннего, и света глаз писатель показывает развитие тонких срезов психики человека. Чаще всего свет выявляет депрессивные и в противовес этому – маниакальные состояния души, душевные муки героя и его переживания.

6) Свеча, лампа и лампада представляют в данном произведении важный образ света, который символически связан с поворотными событиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с их стремлением к свету. Свеча беспристрастно освещает давящую бедность жилья героев, при свете свечи происходят поворотные события романа, важные умозаключения героев. Она символизирует, с одной стороны, краткость человеческой жизни и, с другой стороны, стремление к свету. Особое значение имеет так же символ летящей на пламя свечи бабочки - символ быстрой смерти. Лампа заключает в себе символ истины, к которой стремятся все герои, а лампада - истинной веры в Бога некоторых героев.

1. Свет у Достоевского также символизирует именно жизненное движение: свет солнца, закатные отблески, слабый сумеречный свет, свет сквозь тьму – имеет прямое влияние на эволюционный виток человеческой жизни.

3. Прямой свет символизирует божественное начало, источник блага, жизнь, а отражённый свет или отсутствие прямого света - инфернальное начало.

4. Солярные символы - как источник жизни, тепла и света, основной символ созидательной энергии и мудрости, истины.

5. Лунарные символы символизируют инфернальное начало.

6. Свет соотнесённый со светом глаз, беспокойный, сверкающий, показывает натуру страдающую, бунтующую, порой безумную. Является символом выражения человеческих эмоций, бурных чувств и степени переживаний.

7. Внутренний, душевный свет внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию.

8. Свечи, лампы, лампады в данном произведении символически связан с поворотными событиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с их стремлением к свету.

Таким образом, мы выполнили задачи, поставленные во введении.

1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, исп. изд. К.: Дух i Лiтера, 2001. С. 155-162.

3. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 5-10.

5. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы / Сост. и общ. ред. Кулешова В.И. М.: Дет. лит., 1983. С. 25-30.

6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. СПб: Азбука-классика, 2007.

7. Карасёв Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994. №10. С. 90-111.

8. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1996. С. 263.

9. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд. М.: Искусство, 1995.

10. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Достоевский. Соловьёв. М., 1995. С. 362-364.

12. Соловьёв В.С. Три речи в память Достоевского. Первая речь // Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М., Мысль, 1988. Т.2. С. 290-323.

13. Толстая С.М., Агапкина Т.А., Белова О.В. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Международн. отношения, 2002.

14. Трэссидер Дж. Словарь символов. М.: Фаир - Пресс, 2001.

15. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. С. 110-111.

16. Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. Новиков В.И., Шкловский Е.А. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1998. С. 299.

[1] Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, исп. изд. К.: Дух i Лiтера, 2001. С. 155-161.

[2] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. С. 15.

[3] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. С. 149.

[4] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. С. 20-22.

[5] Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. Энциклопедия,1996. С. 263.

[6] Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: 1966. С. 110–111.

[7] Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика-Пресс, 1998. С. 299

[10] Соловьёв В.С. Три речи в память Достоевского. Первая речь // Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.2. С. 290-323.

[11] Карасёв Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994. №10. С. 90-111.

[12] Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Достоевский. Соловьёв. М., 1995. С. 362-364.

[14] Топорков Л.В. Свет // Славянская мифология. Энциклопедицеский словарь. М.: Международн. отношения, 2002. С.

[15] Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002. С. 485-486.

[16] Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002. С. 486.

[18] Топорков Л.В. Луна // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002. С. 442-443.

[19] Трэссидер Дж. Словарь символов. М.: Фаир - Пресс, 2001. С. 204-206.

[20] Топоров Л.В. Свет // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002. С. 424-425.

[21] Трэссидер Дж. Словарь символов. М.: Фаир - Пресс, 2001. С. 324.

[24] Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 197.

Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 61327
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема:Истоки и мотивы преступления Раскольникова.

1.Выявление причин и мотивов , побудивших героя произведения преступить нравственный закон.

2. Прочитать роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

3. История создания романа.

4.Какова тема романа?

5.Какой главный философский вопрос пытался разрешить Достоевский в романе?

6. В чем суть теории Раскольникова?

7. Что значит "теория разумного эгоизма", которую исповедует Лужин?

8. Вопросы и задания по теме: "Петербург Достоевского".

Перечитайте главы, в которых разворачивается трагедия "маленького человека" на улицах Петербурга:

Пейзажи - 1часть 1 глава; 2 ч. 1,2, 6 гл.;5 ч. 5 гл.; 6 ч. 6 гл.

Сцены уличной жизни: 1ч.1 гл.; 2ч. 2 гл., 6 гл.; 5ч. 5гл.; 6ч. 6 гл.

Интерьеры:1ч 2,3 гл.; 2ч. 7 гл.;4 ч. 4 гл.;6 ч. 3 гл.

1)Каким предстает Петербург в романе? Каков лейтмотив этих описаний?

2) С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера?

3) Для чего автор упоминает солнце в тот момент, когда герой входит в комнату старухи?

4) Найдите описание каморки Раскольникова. Как сказалось на самочувствии героя место его обитания?

5) Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони?

6) Перечитайте исповедь Мармеладова, найдите самые яркие отрывки. Как меняется отношение к этому герою в процессе его исповеди перед Раскольниковым? (1ч. 2 гл.)

7) Расскажите о судьбе Сони по исповеди Мармеладова. Знакомство с Соней, ее портрет (2ч. 2гл.)

8) Какие ощущения остались у вас после чтения сцены "Поминки"? (5 ч. 2,3 гл.)

9)Что потрясло вас при чтении эпизода "Смерть Катерины Ивановны"? (5 ч. 5 гл.)

2) С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера?

3) Для чего автор упоминает солнце в тот момент, когда герой входит в комнату старухи?

4) Найдите описание каморки Раскольникова. Как сказалось на самочувствии героя место его обитания?

5) Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони?

6) Перечитайте исповедь Мармеладова, найдите самые яркие отрывки. Как меняется отношение к этому герою в процессе его исповеди перед Раскольниковым? (1ч. 2 гл.)

7) Расскажите о судьбе Сони по исповеди Мармеладова. Знакомство с Соней, ее портрет (2ч. 2гл.)

8) Какие ощущения остались у вас после чтения сцены "Поминки"? (5 ч. 2,3 гл.)

9)Что потрясло вас при чтении эпизода "Смерть Катерины Ивановны"? (5 ч. 5 гл.)​

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Читайте также: