Дисперсия света виды спектров план урока

Обновлено: 05.07.2024

Класс: 11
Цель урока:
изучение явления дисперсии, объяснение причин возникновения, объяснение некоторых явлений с точки зрения дисперсии.
Задачи урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: изучить явление дисперсии, ознакомить учащихся с экспериментальным получением данного явления, научиться объяснять некоторые явления с точки зрения дисперсии.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание аккуратности и последовательности, способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: самостоятельно находить и систематизировать информацию, воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач, развивать устную речь учащихся и любознательность.

Тип урока:
изучение нового материала, включающий закрепление и систематизацию ранее полученных знаний

Этапы урока:
-Организация начала урока
- Актуализация знаний
- Мотивация учащихся, постановка учебной проблемы
- Изучение новой темы по группам
- Вывод по новой теме
- Обобщение изучаемого
- Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

При прохождении белого света через призму сильнее преломляется фиолетовый свет, слабее – красный свет.
Если основной (монохроматический) цвет пропустить через призму, то он разлагаться не будет.
При сложении вместе 7 монохроматических цветов получается белый свет.
Теперь каждый из вас проведет эксперимент подобный опыту Ньютона. Возьмите в одну руку экран со щелью и расположить его на расстояние вытянутой руки на фоне лампы дневного света, между щелью и глазом поместить плоскопараллельную пластину и посмотреть через косые грани пластины на освещенную щель экрана; если спектр не виден, то надо повернуть голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла. А теперь посмотрите через плоскопараллельную пластину на окружающие предметы.
Что увидели?
А что вам напоминает эта радужная полоска – спектр?
Правильно, радугу.
А сколько цветов вы видите? Каких?
То, что в радуге семь цветов – это всеобщее заблуждение, всеми повторяемое и обычно не проверяемое. Посмотрите внимательнее на радугу и рассмотрите ее не предвзято. Сколько вы видите цветов? (5: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый)
Они не имеют резких границ, а переходят один в другой постепенно, так что, кроме перечисленных основных цветов, различаются промежуточные оттенки: красно – желтый (оранжевый), желто-зеленый, зелено-голубой, фиолетово-голубой (синий). Значит, в солнечном спектре либо 5 цветов, либо 9 (если считать промежуточные). Откуда же взялось число 7?
Ньютон первоначально тоже различал только пять цветов. Стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к 5 перечисленным цветам спектра еще два. (7 чудес света, 7 дней недели, на 7 небе)
Что же касается радуги, то здесь не удается заметить даже и 5 оттенков. Обычно мы видим 3 цвета (красный, зеленый, фиолетовый), иногда различается желтый.
Но так как Исаак Ньютон решил, что в спектре 7 цветов, то мы вынуждены тоже так считать.
Последовательность цветов в спектре легко запоминается
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан;
Как Однажды Жак - Звонарь Городской Сломал Фонарь.
Каждый цвет спектра является монохроматическим. Монохроматический свет – одноцветный свет.

Дисперсией называют зависимость показателя преломления от частоты или длины волны.
Распределение какого-либо излучения по длинам волн (частотам колебаний) называется спектром.
Разложение белого света происходит после преломления света.
Дисперсия возникает из-за того что

В одном и том же веществе скорости света для разных частот (или длин волн) различны. Различны будут и показатели преломления. Следовательно, показатель преломления света в среде зависит от его частоты.


1. Немного истории

В 4 веке до новой эры, ______________________________ выдвинул свою теорию цветов. Он полагал, что основным является солнечный (белый) свет, а все остальные цвета получаются из него добавлением к нему различного количества тёмного света.
В 1 веке новой эры было известно, что при прохождении через прозрачный монокристалл с формой шестиугольной призмы солнечный свет разлагается в цветную полоску – спектр.
Явление дисперсии света первым начал изучать ____________в ______году
Важнейшие выводы о поведении светового луча были сделаны Ньютоном в ______году в научном труде _____________________.

2. Исследование явления дисперсии

1) Белый свет - _____________________________________________.
2) Спектр состоит из ________________________________________.

3) При прохождении белого света через призму сильнее преломляется ______________________, слабее - _________________________.
4) Если основной (монохроматический) цвет пропустить через призму, то _____________________________________________________________.
5) При сложении вместе 7 монохроматических цветов получается _____________________________________.
3. Объяснение получения спектра

Дисперсией называют ______________________________________
_________________________________________________________.
Распределение какого-либо излучения по длинам волн (частотам колебаний) называется ________________________.
Разложение белого света происходит после ________________________
_______________.
Дисперсия возникает из-за __________________________________________
______________________________________________________________.
В одном и том же веществе скорости света для разных частот (или длин волн) различны. Различны будут и показатели преломления. Следовательно, показатель преломления света в среде зависит от его частоты.
4. Спектральные аппараты

Прибор для разложения сложного света и наблюдения спектров называется спектроскопом, а прибор для фотографирования спектров - спектрографом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: "Дисперсия света."

Цель урока: сформировать у обучающихся единое, целое представление о физической природе явления дисперсии света, рассмотреть условия возникновения радуги.

используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра, применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений;

формировать исследовательские умения: получать явление дисперсии, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;

формировать эмпатические качества учащихся через эвристические приемы работы, реализовать потребности подростка в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении физики;

продолжить формирование образных и логических умений учащихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал.

Классификационная характеристика урока

Принцип организации учебного процесса – урок-исследование.

Педагогическая технология – проектно-исследовательский метод, деятельностный подход, исследовательская, диалогическая деятельность

По организационным формам – индивидуальная, групповая.

По типу управления познавательной деятельности – под руководством учителя, самостоятельная работа.

По подходу к ребенку – личностно-ориентированное, свободное воспитание.

По преобладающему методу обучения – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Оснащение урока:

Оборудование: на каждом столе учащихся лабораторное оборудование для разложения в спектр белого света,

Техническое оснащение: мультимедийная установка.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятийный аппарат: преломление, абсолютный и относительный показатели преломления, скорость света, дисперсия, спектр, порядок цветов в спектре, монохроматическая волна.

Конспект урока

1. Мотивация познавательной деятельности

– Как можно объяснить удивительное многообразие красок в природе? Я хочу предложить послушать вам стихотворение Ф.И.Тютчева:

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

– Какое явление описано в этих поэтических строках? (Радуга)

Сегодня мы с вами попытаемся объяснить это замечательное природное явление , а также почему мы можем видеть красивыми цветы, удивительные краски картин художников: Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей?. Но сначала давайте вспомним уже известные нам факты.

-получение изображения с помощью собирающей линзы

-ход луча в системе линз

-ход луча через треугольную призму.

Фронтальная беседа с классом .

Мы продолжаем говорить о свете

– До 1666г считалось, что цвет – это свойство самого тела. С давних времен наблюдалось разделение цвета радуги, и было известно, что образование радуги связано с освещенностью дождевых капель. Аристотель объяснял появление цветов тем, что, проходя через призму, свет смешивается с тьмой и окрашивается в разные цвета. Немного темноты, добавленной к свету, дает красный свет. Большое ее количество - фиолетовый. Эта теория господствовала в науке долгое время. Но, продолжая проводить свои опыты, Исаак Ньютон изумительно просто опроверг теорию Аристотеля. Ньютон направил световой пучок малого поперечного сечения на призму. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Эту радужную полоску Ньютон назвал спектром (от лат. слова spectrum - “вuдение”. Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется до сих пор.

Фронтальный эксперимент : учащиеся проводят эксперимент на местах по следующему плану: взять в одну руку экран со щелью и расположить его на расстояние вытянутой руки на фоне лампы дневного света, между щелью и глазом поместить призму или плоскопараллельную пластину и посмотреть через косые грани пластины на освещенную щель экрана; если спектр не виден, то надо повернуть голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла.

Что вы увидели? (Радужные полоски - спектр)

Сейчас мы посмотрим, как можно получить спектр с помощью проекционного аппарата.

Проделав опыт, Ньютон сделал вывод, что белый свет состоит из семи цветов. Их совместное действие дает нам ощущение белого света, а после прохождения через призму эти цвета разделяются. Ньютон доказал это, направив эту радужную полосу на вторую призму и получив вновь белый свет. Это явление – дисперсия.

Тема урока: Дисперсия света.

Дисперсия – звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само,
Оно нам с детства близко и знакомо,
Мы наблюдали сотни раз его!

Цель: изучить дисперсию и выяснить причины появления радуги.

выяснить, что такое дисперсия;

история открытия дисперсии;

объяснить причины появления дисперсии;

провести эксперимент по получению дисперсии;

рассмотреть природное явление – радугу.

У каждого из вас на столе лист отчета по изучению новой темы. В ходе урока вам нужно будет ответить на предложенные вопросы, а в конце урока выразить свое отношение с помощью цветных кругов.

2. Введение в тему урока

Опыты И.Ньютона по дисперсии

В газете “Нью-Йорк Таймс” была опубликована статья сотрудника философского факультета университета Нью-Йорка Роберта Криза и историка Брукхевенской Национальной Лаборатории Стони Брук, которые провели опрос среди американских физиков, чтобы определить 10 красивейших экспериментов за всю историю этой науки. И данный опыт Исаака Ньютона вошел в эту десятку красивейших опытов.

Теорию света Ньютона подверг резкой критике выдающийся немецкий поэт И. В. Гете. Может быть, не все знают, что Гете был и видным естествоиспытателем. Он писал: “Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Не может быть, что самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей”.

Гете считал, что исследованный Ньютоном свет – это уже не тот свет, с каким мы встречаемся в естественной обстановке, а свет, “замученный всякого рода орудиями пытки – щелями, призмами, линзами”. Гете призывал:

Друзья, избегайте темной комнаты,
Где вам искажают свет
И самым жалким образом
Склоняются перед искаженными образами.
Если внимательно присмотреться к прохождению света через треугольную призму, то можно увидеть, что разложение белого света начинается сразу же, как только свет переходит из воздуха в стекло.

3. Погружение в тему урока

– В чем состоит особенность прохождения светового пучка через призму?
1 вывод Ньютона : свет имеет сложную структуру, т.е. белый свет содержит электромагнитные волны разных частот.
2 вывод Ньютона : свет различного цвета отличается степенью преломляемости, т.е. характеризуется разными показателями преломления в данной среде.

Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше всего – красные.
Совокупность цветных изображений щели на экране и есть непрерывный спектр . Исаак Ньютон условно выделил в спектре семь основных цветов:
Порядок расположения цветов просто запомнить по аббревиатуре слов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан . Резкой границы между цветами нет.
Различным цветам соответствуют волны различной длины. Никакой определенной длины волны белому свету не соответствует. Тем не менее, границы диапазонов белого света и составляющих его цветов принято характеризовать их длинами волн в вакууме. Таким образом, белый свет – это сложный свет, совокупность волн длинами от 380 до 760 нм.

Вернемся к опытам Исаака Ньютона. Почему в призме волны делятся? Какое явление наблюдается при прохождении света через призму? ( преломление света)

Какой цвет в проводимых опытах испытывал наибольшее преломление? ( фиолетовый) Наименьшее преломление? ( красный).

Очевидно, n ф > n к . Абсолютный показатель преломления связан со скоростью распростра-нения света в этой среде формулой n= . Следовательно, n ф = , n к = .

Отсюда, , . Для одной и той же среды:

Откройте учебник на странице 197

Значит, в одном и том же веществе скорости света для разных частот (или длин волн) различны. Различны будут и показатели преломления. Следовательно, показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

При переходе из одной среды в другую изменяются скорость света и длина волны, частота же, определяющая цвет, остается постоянной. Границы диапазонов белого света и составляющих его цветов принято характеризовать их длинами волн в вакууме. Т. о., белый свет – это совокупность волн длинами от 380 до 760 нм.

4. Выводы из опытов:

Скорость света зависит от среды.

Призма разлагает свет.

Белый свет – сложный свет, состоящий из световых волн различных цветов.

Вывод: при прохождении света через вещество, имеющее преломляющий угол, происходит разложение света на цвета

Совместно с учащимися решаем вопрос о неразложимости в спектр монохроматического света.

6. Первичный контроль усвоения знаний (Фронтальный опрос. Учащимся необходимо закончить утверждение)

Призма не изменяет свет, а лишь… (разлагает)

Белый свет как электромагнитная волна состоит из… (семи цветов)

Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются и по … (степени преломляемости)

Наиболее сильно преломляется … (фиолетовый свет)

Меньше преломляется… (красный свет)

Красный свет, который меньше преломляется, имеет … в среде, а фиолетовый … (наибольшую скорость, наименьшую скорость)

Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных, следовательно, …(nф> nк)

Дисперсия – зависимость … в веществе от частоты волны (скорости света). Зависимость показателя преломления света от … (частоты или длины волны) также называется дисперсией. .

В 1807 году Томас Юнг сделал столь же важное открытие, что белый свет можно получить сложением красного, зеленого, голубого. Рассмотрите данную модель; действительно, сложение красного, зеленого и голубого дает белый цвет. В детстве на уроках рисования вы часто пользовались тем, что при наложении двух цветов получается третий цвет.

Явление дисперсии света наблюдается не только при прохождении света через призму, но и во многих других случаях преломления.

Вернемся к вопросу о радуге. Радуга является одним из самых красивых явлений. Радуга поэтизировалась многими народами.

Все лучи лесов зеленых,
Все болотные кувшинки,
На земле когда увянут,
Расцветают снова в небе.

Условия возникновения радуги:

1. Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.
2. Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя.
3. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

Объясните, почему возникает радуга, какие явления наблюдаются при этом?. ( в водяной капле происходят следующие оптические явления: преломление солнечного света в водяных каплях, образующихся в атмосфере; дисперсия света, т.е. разложение белого света на цветные лучи; отражение света).

Действительно, на каплю воды падает белый свет. Преломляясь, луч проходит в каплю и благодаря дисперсии разлагается на составляющие. Свет испытывает многократное внутреннее отражение, но часть энергии при каждом отражении выходит наружу. Вышедшие лучи – цветные. Лучи, испытавшие только одно отражение образуют главную радугу; образование двойной радуги объясняется двумя внутренними отражениями и т.д. Чем больше отражений происходит, тем слабее радуга. Такие же радужные полосы можно наблюдать вокруг фонарей при тумане. Снаружи радуга всегда красная, внутри – фиолетовая.

Увидеть радугу можно и в брызгах водопада, фонтана, на росе и т.д. Радуга бывает и ночью (после ночного дождя, когда из-за туч появляется Луна). Но ночная радуга всегда слабее и наблюдать ее можно достаточно редко).

Именно дисперсия объясняет возникновение такого явления, как гало. Это явление можно наблюдать зимой в виде кругов, столбов, крестов вокруг Солнца и Луны. Здесь дисперсия наблюдается в ледяных кристалликах.

Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе.

Откуда берется цвет непрозрачных предметов?

Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Красный томат отражает только красные цвета, остальные же им поглощаются.

Цвета непрозрачных тел определяется цветом тех лучей, которые они отражают. Кстати, человеческий глаз способен различить 250 цветов, которые образуются при смешивании основных цветов.

Лист белой бумаги отражает все падающие на него лучи различных цветов. Лист черной бумаги поглощает все падающие на него лучи различных цветов.

Вне нас нет никаких красок, есть лишь волны разных длин.

При пропускании белого света через окрашенное стекло оно пропускает тот цвет, в который окрашено. Это свойство используется в различных светофильтрах.

Проделаем следующий опыт. Нам потребуются:

Белый лист бумаги с цветными рисунками

Вывод: Красный светофильтр пропускает только красные лучи, а остальные поглощает, поэтому другие картинки выглядят черными. Взглянем на эти картинки сквозь зеленое стекло. Белый цвет стал зеленым, красный – черным, а зеленый – сохранил свой цвет.

Опыт со спектральным кругом. Объясните, почему при вращении круг становится почти белым

Вывод: явление радуги связано с явлениями преломления и отражения света. Явление дисперсии сильно увеличивает эффект радуги и позволяет видеть это прекрасное явление природы.

8. Домашнее задание §60; эксперимент с творческим отчетом .

Разложите солнечный луч. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на составляющие его цвета.

9. Обобщение, закрепление изученного материала

Проверяем заполнение рабочих листов. Учащиеся отвечают на вопросы рабочих листов. На рабочий лист прикрепляют кружок, соответствующий его настроению по окончании урока .

минералы, они бл естят? Отв еты на подобные вопр осы нашлись тольк о во времена Ньютона. В 1666 году И.

проверки известных явлени й по цвету из готовил треугольну ю стеклянную при зму. В эти х целях я затемнил

так, чтобы луч поп адал на призму и, отражаясь от нее, собирался на стен е. Таким образом , наблюдени е

Полученный набор разн ых цв етов, которые появля лись при прохо ждении света через приз му, Ньютон назвал

закрывании щели ст еклом зеленого цвет а он наблюдал на стене только зел еное пятн о. При изуч ении спек тра

Например, красный цв ет преломляется м еньше, чем дру гие, а фиолетовый ц вет – больше всех оста льных.

Ньютон не знал причин у этого. Но этот эксперимент доказа л, что белый цв ет является сложным цв етом.

Ньютона, доказ ывающие, что белый цвет является сложным цветом . Ньютон взял окружность и, р азделив ее

на секторы, раскрасил их в семь раз ных цветов. Эт у окружность он закрепил на ось вр ащения дви гателя. При

Если на пути свет а, разделенного н а разные цвета, после прохождение че рез перв ую призму поставить

призму под у глом 180°, она выполня ет функцию с обирающей линз ы. В точке сбора лу чей, выходящ их из

образом Ньютон до казал, что белый лу ч Солнца со стоит из суммы лу чей разных цветов. То, что разны е

предметы и вещи име ют разные цв ета, объясняетс я тем, что некото рые цвета поглоща ются, а некотор ые

маленькая длин а волны принадлежит фиолетовому лучу, его знач ение 3,8 · 10–7 м. Длина волн ы дру гих

скоростью. При п ереходе света из одной с реды в др угую меняется его длин а волны, но частот а не меняется.

Если учесть связ и показателя преломл ения света n, скорость распростр анения свет а в вакуу ме с и скорость

В 1807 году англий ский физик Томас Юнг, комби нируя красный, зелен ый и голу бой цвета, доказал, что

возможно получ ить белый ц вет. Также, комбиниру я красный, зелен ый и голу бой цвета, можно получит ь

цветов нев оз мо жн о пол учи ть из комбин ации других цвет ов. Это можн о л егк о проверить, освещ ая экран

лучом красно го, зел ено го и голубого цвето в. В том месте , где накладываются эти три цве та, образуется

Если через призм у пропустить свет из ра зных источн иков , ни какой из них (к ро ме ла зе ра) не является

моно хром атич еским, т . е . не изл учае т волны с оди н ако во й частотой. Нагретые тела то же и злуча ют волны

связанные др уг с другом. Отд ельны е атомы испус кают э лектромагнитн ые волны с одн ой длиной волны.

излучаемого лампой, через него про хо дит толь ко красный св ет, а остальные луч и погл оща ют ся. Если

белый л уч про пустить через неизлучающи й газ, то на фоне неп рерывн ог о спектра источника появятс я

Кажд ый химический э лем ент имеет свойственный т ол ько ему спек тр. По до б н о непов то ря емо сти

зв ез д. Друг ими методами его определить нев о зм о жн о. Следу ет сказать, что эл еме нт г елий сначала

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 16

Открытый урок по предмету


Разработала: Е.А. Кухаренко

преподаватель физики

- развить умение применять знания о природе света для объяснения дисперсии света;

- развивать физическое мышление, физическую речь, умение анализировать и делать выводы;

- привить интерес к физике .

Мотивация: Для будущей профессии необходимо развивать внимание, логическое мышление, аналитическую память.

ПУНЗ
Вопросы к учащимся (фронтальный опрос):

- Назовите основные характеристики световых волн.

- Сформулируйте законы распространения света.

- Назовите физические величины и их единицы измерения по обозначениям: λ, ν, c, n.

Основной опыт Ньютона был гениально прост. Проделав небольшое отверстие в ставне окна затемнённой комнаты, Ньютон поставил на пути пучка лучей, проходивших через это отверстие, стеклянную призму.


На противоположной стене он получил изображение в виде полоски чередующихся цветов.



Следуя многовековой традиции Ньютон выделил семь цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эту цветную полоску чередующихся цветов он назвал спектром. Если же рассматривать спектр без предубеждений, то полоса спектра возникающего из-за дисперсии распадается на три главные части – красную, желто-зелёную и сине-фиолетовую. К простым цветам относятся: красный, зеленый и желтый. Простые цвета – это цвета, которые нельзя получить при смешивании никаких других цветов.


Остальные цвета занимают сравнительно узкие области между этими основными. И получаются они при смешивании основных цветов. А белый свет- это сложный свет, состоящий из семи цветов. Если собрать все цвета в одну точку, то получится белый цвет. Вообще же человеческий глаз способен различать в спектре солнечного света до 160 различных цветовых оттенков.

Какие цвета у вас получились?

Как мы видим цвета?

Мы видим цвета, так как предметы поглощают часть спектра, а часть отражают. Например, красные цветы отражают красную часть спектра, но поглощают все остальные. Зеленые листья отражают зеленую часть и поглощают другие. Так мы видим все предметы.


Теперь вернемся к опыту Ньютона.

Чтобы запомнить чередование цветов есть такая присказка:

Вопросы к опыту:

- Белый свет падает под некоторым углом на грань стеклянной призмы. Укажите явление, наблюдаемое со световыми волнами на границе раздела сред.

- Укажите, волны какого цвета преломляются слабее при выходе из призмы, а какие – сильнее.

- Сравните показатели преломления фиолетового и красного цветов.

У каждого из цветов спектра свой показатель преломления в стекле. Зависимость показателя преломления от цвета Ньютон назвал дисперсией света.

Но показатель преломления зависит от скорости света:

n=c /υ, а υ=λ∙ν – равна произведению длины волны на частоту, значит n=c/λ∙ν.

Дисперсия света- зависимость показателя преломления от длины световой волны(частоты).

Спектр- набор волн различных частот.

- Чем разные цвета отличаются друг от друга? (Каждый цвет имеет свою частоту)

- Как вещество поглощает световые волны различных частот? (Вещество избирательно поглощает световые волны различных частот)

- Почему человек способен различать цвета? (Световые волны различных частот оказывают различное действие на сетчатку глаза)

В природе дисперсия света наблюдается в радуге. Капли дождя разлагают белый свет на световые пучки разного цвета, которые образуют радугу.

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Если появилось одновременно две радуги, то во второй радуге будет обратный порядок цветов.

Бывают радуги круглые (в небе вокруг самолета), обратные (на севере, отражение света от кристаллов льда) и белые (в море в туман).


Применение дисперсии света: в спектральных аппаратах.

Решение качественных задач:

- Почему в ж/д практике для сигнала остановки выбран красный свет?

Красные лучи – лучи с большей длиной волны, рассеиваются слабее, нежели лучи других цветов, проникают дальше. Чтобы успеть остановить поезд, машинист должен начать торможение на значительном расстоянии от препятствия. Наш глаз больше чувствителен к красному цвету.

Читайте также: