Дидактическая игра как средство развития внимания детей младшего школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

СодержаниеВведение

Глава 1. Развитие произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности

.1 Понятие внимания: виды и свойства внимания человека

.2 Зарубежные и отечественные психологи и их теории о проблеме развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста

.3 Игра как средство активизации произвольного внимания младших школьников

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности

.1 Диагностика произвольного внимания младших школьников

.2 Развитие произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности

.3 Анализ работы по развитию произвольного внимания младших школьников

Введение Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из - за невнимательности. Совсем по другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели следят за успехами своих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника.

Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.

Произвольное внимание - результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Общие умения и навыки внимания в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы, детализированы и отработаны применительно к определенному виду деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению произвольного внимания всегда уделялось внимание в психолого-педагогической литературе, проблема развития произвольного внимания младших школьников остается весьма актуальной.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных методов развития произвольного внимания младших школьников.

Цель исследования - выявление методов и приемов использования игры как средства развития произвольного внимания младших школьников.


В настоящее время усилился интерес к психологическому консультированию педагогов. (Суворова Г. А. [3] и др.) Особый интерес вызывают вопросы использования дидактических игр по развитию внимания в консультативно-психологическом процессе.

В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические и интеллектуальные процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, дидактическая игра также способствует формированию УУД. [7] Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинским и другими авторами.

Большое значение придают игре современные дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими как совершенно необходимое явление в жизни ребенка, особенно важна их роль в изучении различных предметов.

Играя, в меру напрягаясь, школьники познают учебные предметы, развивают свои личные качества, способности и таланты, раскрывают собственное Я.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Система образования в школе до конца XIX века опиралась на рациональную дидактику, где необходимым компонентом была дидактическая игра. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, где использовалась игры на развитие умственных способностей.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающему миру и социальной действительности. [1, с. 548]

Игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Поэтому, игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной деятельности. [9, с.78]

Дидактическая игра (игра обучающая) — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. [2, с. 17] Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры разнообразны по видам, они являются необходимым условием в учебно-воспитательном процессе, в дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются психические и интеллектуальные процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения ребенка. Умелое использование разнообразных видов дидактических игр в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактическая игра мотивирует младших школьников к успешности в обучении.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с младшими школьниками. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность учеников. Итак, игра — особый путь получения знаний об окружающем, путь заимствования от людей обычаев общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной — ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему желанию и интересу тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Психологи говорят, что с окончанием дошкольного периода игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Учитель начальных классов Торгашева Т. Ф. говорит о том, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. [5, с. 10]

Ориентация учителя на игру как способ обучения и форму организации деятельности учащихся поможет сделать его труд радостным. Учащиеся разного уровня подготовки, одинаково быстро, смело и с интересом включаются в игру. Использование игры позволяет в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует появлению устойчивого познавательного интереса к учебному предмету.

Учителя начальных классов пишут о том, что им удается вызвать удивление и жгучее любопытство учащихся во время занятий, наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражении лиц детей, когда у них вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить.

Многие учителя прилагают достаточно много усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для всех учеников и при этом обеспечивал бы усвоение учебного материала.

Таким образом, дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, воображение), способствует формированию новой ведущей деятельности — учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

– значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению;

– каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

– активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

– развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Ценность дидактических игр в развитии личности младшего школьника заключается и в том, что дети учатся самостоятельной работе, учатся активно помогать друг другу, и проверять себя в коллективной и индивидуальной работе.

Разнообразие видов дидактических игр на уроках способствует активизации учеников, формирует положительную мотивацию в обучении.

Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

Психологическое консультирование будет более продуктивным, если рассматривать внимание как аттенционную способность, или как способность внимания по В. Д. Шадрикову. [8, с. 437]. В этом случае становится более понятно, что развивают дидактические игры: сосредоченность, объем внимания, распределение, переключение, устойчивость внимания.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, игровая деятельность, ребенок, учебный материал, процесс познания, учебная деятельность, дошкольный возраст, младший школьник, радостное рабочее настроение.

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Игра как основной вид деятельности детей младшего.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Игровые методы как средство развития познавательных.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Задача педагога удерживать внимание детей и вовлекать их в процесс образовательной деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика игровой.

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Дидактическая игра - это форма реализации учебной деятельности, которая строится по принципу игры, с учетом наличия правил, конкретной структуры игровой деятельности и ее последовательности.

Это один из видов активной формы обучения, где задействованы все участники процесса объединены одной игровой задачей, в основе которой заложено обучающее ядро.

Основная характеристики дидактических игр - это наличие игровой ситуации, четких правил поведения и системы оценивания действий участников в игре.

Дидактические игры разрабатываются как для детей, так и для взрослых. Для детей наиболее актуальны развивающие дидактические игры (направлены на развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление), а также социоигровые технологии обучения. Последние направлены на расширение репертуара социального взаимодействия детей, адаптации к изменяющимся социальным условиям, развитие навыков самопрезентации и самораскрытия.

Дидактические игры для взрослых в основном носят характер командообразования, повышения навыков принятия командных решений, сплоченности группы, развития навыков управления. Сюда относятся такие формы игр, как имитации конкретных ситуаций, основная суть которых состоит в анализе самой проблемной ситуации и поиске путей ее разрешения. Сама ситуация может быть технической, социальной или управленческой. Также популярностью пользуется игровое проектирование - создание, проектирование или конструирование технологий проведения работы социального, технического или управленческого характера.

Основной характеристикой дидактического обучения является создание собственно игрового формата, то есть соблюдение принципа интерактивности (взаимодействия). Интерактивность выражается в следующих показателях:

  • подвижность обучающихся
  • наличие ролевых позиций у обучающихся
  • этапность и пошаговость заданий
  • наличие малых (рабочих) групп
  • исход игры может быть непредсказуемым, ибо обучающиеся могут выбрать его сами (авторский и креативный подход)

Готовые работы на аналогичную тему

Младший школьный возраст: характеристики

Младший школьный возраст - это период от 6-7 лет до 10-11 лет. Основным психическим новообразованием этого периода является чувство социальной и психологической компетентности, дифференцированности своих возможностей. Однако целостного представления о себе у ребенка в это время еще нет, более того эти представления носят статичный характер, вневременной и внеситуативный.

В данном возрасте значительно повышается произвольность и осознанность всех психических процессов, они становятся внутренне опосредованными. В связи с началом школьного обучения, окружающая среда ребенка невероятно расширяется, становится более сложной и регламентированной. В такой ситуации, объем внимания ребенка начинает постепенно расширяться, но вследствие высокой подвижности среды и новизны стимулов, оно еще не слишком устойчиво, поэтому ребенок демонстрирует повышенную отвлекаемость. То же самое происходит и с произвольностью внимания, она еще только начинает оформляться.

Поэтому основными линиями развития в данном возрасте, я сточки зрения функций внимания, является развитие переключаемости внимания, его распределяемости и повышение произвольности.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

При формировании дидактического формата обучения важно понимать, какая дидактическая задача стоит перед преподавателем, то есть какова целью обучающего и воспитательного процесса. Именно эта цель и формирует содержание самой игры.

Сама процедура проведения игр строится в следующем порядке:

  • знакомство ребят содержанием игры, дидактическим материалом игры и исходными представлениями ребят)
  • объяснение хода и правил игры
  • демонстрация игровых действий с акцентом на том, что другие способы действий могут не привести к нужному результату
  • определение роли преподавателя в игре (участник, наблюдатель, жюри)
  • проведение игры
  • подведение итогов самой игры: анализ совершенных действий, обратная связь от ребят

С точки зрения самих видов дидактических игр для младшего школьного возраста, развивающих внимание, можно выделить основные группы:

Дидактических игр на внимание очень много: перечисленные игры развивают распределяемость внимания, его объем, осознанность и произвольность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра рассматривается и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как средство и метод воспитания в целостном педагогическом процессе. Как форма обучения детей, дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра имеет определённую структуру - основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

результат (подведение итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и так далее.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и так далее. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и так далее. При этом отмечаются достижения каждого ребёнка, подчеркиваются успехи отстающих детей.
В педагогике дидактические игры разделяют на три основных вида:

игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами предполагают использование в них игрушек и реальных предметов. Ценность данного вида игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цвет, величина, форма, качество), в них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Данный вид игр оказывает положительное влияние на развитие свойств внимания школьника. В игре с предметами возникает необходимость удерживать в поле зрения одновременно несколько предметов, распределяя внимание между ними, вовремя переключать внимание в соответствии с правилами игры и т.п.
Настольно-печатные игры направлены на развитие мышления школьников, их внимания, памяти. Являясь увлекательным занятием, они развивают умение действовать в команде, формируя социальные навыки.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.

Во всех видах дидактических игр перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила и последовательность действий, преодолеть трудности. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Именно этой цели и служат дидактические игры.

Следует отметить, что дидактическая игра, используемая в работе с младшими школьниками, позволяет сделать процесс развития детей более эффективным, даёт возможность развивать мышление, все виды внимания и его свойства, формирует у детей умение сосредотачиваться, позволяет шире приобщать их к жизни в доступных формах, что способствует более успешному усвоению учебного материала. Использование дидактических игр, игр упражнений и заданий в различных видах деятельности создает оптимальные условия для развития личности ребёнка, стимулирует познавательную активность. Успешное руководство дидактическими играми младших школьников предусматривает, прежде всего, отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, места и роли в образовательном процессе, взаимодействие с другими формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между обучающимися. При помощи словесных пояснений, указаний педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет их опыт.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития ребёнка. Используемая в работе с младшими школьниками, дидактическая игра позволяет сделать процесс развития детей более эффективным, даёт возможность развивать мышление, память, виды и свойства внимания.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, внимание представляет собой направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, объем внимания, распределение и переключение.

Развитие внимания - сложный, длительный процесс. Пройдя длительный путь развития, лишь к младшему школьному возрасту, под влиянием новых видов деятельности и новых требований, качественно изменяется процесс внимания, становясь произвольным. К младшему школьному возрасту получают активное развитие и все свойства внимания.

Дидактическая игра позволяет сделать процесс психического развития детей более эффективным, даёт возможность развивать мышление, память, виды и свойства внимания.

Читайте также: