Диалог как средство развития коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

2 Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации"

В статье представлены подходы к изучению учебного диалога как особого способа межличностного взаимодействия учителя и учеников на материале изучаемых школьных предметов с целью достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей. Показано, что в ходе диалога происходит осмысление учебного материала, нахождение в нем личностных смыслов и совместный поиск истины. Доказано, что овладению методикой способствует разработка заданий, направленных на формулирование вопросов и ответы на вопросы, тезисов, выводов, аргументирование собственной точки зрения, подбор примеров. Описаны основные типы уроков – диалогов: учебно-критические, учебно- литературоведческие, комментаторско-текстологические, театрализовано-художественные, основанные на различных видах учебного диалога. Установлено, что при целенаправленном использовании учебного диалога у обучающихся формируются умения, составляющие основу коммуникативной компетенции.


1. Горбич О.И. Особенности диалога в педагогическом общении //Речевое общение: специализированный вестник. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – Вып 12. –275 с.

3. Ефимова Р.Ю. Нетрадиционные методы обучения диалогической речи //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 1. – С.6-9.

4. Карташева А.А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности //Образование и наука. – 2012. – № 8. – С. 25-32.

6. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы: методические приемы творческого изучения литературы. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 223 с.

7. Меньшенина Ж.М. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С.12-16.

8. Пенькова Е.А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной косаетентности учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 5. – С.29-34.

9. Савелова Е.В. Феномен удивления в современной культурно-образовательной парадигме //Образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 55-62.

10. Хуторской, А.В., Король А.Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) //Вопросы философии. – 2008. – № 4. –С. 109-114.

Роль учебного диалога в развитии коммуникативной компетенции учащихся определяется его содержанием и качеством, способствующими ведению открытого и глубокого по содержанию разговора. Школьников необходимо учить полноправному участию в диалоге, формировать у них такие речевые умения, как: понимание темы разговора, следование основной мысли, умение адекватно реагировать на реплику партнера, аргументирование тезиса, подбор иллюстративного материала, ввод дополнительной информации, умение делать вывод и давать оценку рассуждению партнера по диалогу [2,3,9,10].

Чтобы диалог был эффективным, необходимо на уроках отрабатывать специфические диалогические приемы, которые помогут учащимся стать активными участниками учебных диалогов [1,4,6,8]. Для того чтобы научить детей задавать вопросы, на уроках риторики учащиеся выполняли следующие виды заданий: задания на соотношение вопроса и ответа, задание на умение анализировать вопросы и ответы в предложенных диалогах, задания на составление таких вопросов к тексту, которые бы позволили увидеть тему текста с неожиданной стороны. В ходе выполнения задания на составление вопросов по прочитанному произведению учащимся предлагалось составить несколько видов вопросов:

  • вопросы, касающиеся событийной стороны произведения;
  • вопросы на выяснение непонятного (спроси о том, что показалось непонятным в произведении);
  • проблемные вопросы, которые хочется обсудить с одноклассниками и узнать их мнение по поводу выявленной проблемы;
  • вопросы, направленные на выяснение авторской позиции, особенностей композиции произведения, его символики.

Наблюдения за учащимися показали, что проблемные вопросы вызвали большой интерес среди старшеклассников, поскольку на них нельзя было дать однозначный и исчерпывающий ответ.

Следующий прием, над которым велась работа, это формулирование тезиса. Эта работа велась как на уроках риторики, так и на уроках русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ, поскольку подготовка к ЕГЭ ориентирована на формирование одной из составляющих коммуникативной компетенции: восприятие и понимание информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении:

  • анализировать содержание текста;
  • формулировать проблему;
  • формулировать собственное мнение и аргументированно его доказывать;
  • приводить примеры и структурировать собственный текст.

На уроках русского языка отрабатывались такие умения, как: умение выделять проблемы, поднимаемые автором в тексте, выделять среди них главную проблему, определять позицию автора, формулировать тезис. Главное в данной работе – показать учащимся на практике методику выделения проблемной информации в художественных и публицистических текстах и способы формулирования проблемы текста.

Следующий прием, который широко используется в учебном диалоге, – прием аргументации. В случае организации учебного диалога на уроках литературы приведение аргументов требуется от всех участников диалога, если они принимают участие в разговоре как равноправные собеседники. В ходе работы нами были использованы следующие виды заданий: на анализ структуры доказательств в текстах, на подбор аргументов к тезису и задания, отрабатывающие умение подбирать к тезису антитезис, правильно его аргументировать и подбирать необходимые примеры. Работу по формированию умения аргументации своего мнения была начата, прежде всего, с углубленного изучения теоретических сведений о самом понятии. Рассматривались структура аргумента, способы аргументации (виды аргументированных процессов: доказательство, опровержение, критика и др.), типы аргументов (основанный на фактах и направленный на воздействие на эмоциональную сферу), порядок расположения сильных и слабых аргументов.

Введение дифференцированных заданий для проверочных работ также входит в систему приемов диалога, так как позволяет развивать навык ведения внутреннего диалога учащегося с самим собой. Получая несколько вариантов проверочной работы, учащийся должен самостоятельно определять область своего знания в плане освоения способов действия: по образцу, самостоятельное действие в рамках известного, поисковое действие в рамках нестандартной ситуации.

Дифференцированные задания для самостоятельной работы по литературе предполагают выделение трех уровней владения коммуникативной компетенцией. Задания низкого уровня предполагают репродуктивную деятельность учащихся, включающую воспроизведение фактологического материала, выполнение заданий по алгоритму или образцу: перечислить (назвать) даты, признаки; дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера; выбрать правильный ответ в параграфе, составить аннотацию. Задания среднего уровня предполагают реконструктивную деятельность обучающегося. Это задания на сравнение, обобщение, классификацию, например, поставить проблемные вопросы, составить портрет писателя по воспоминаниям современников и т.д. Учащиеся должны уметь оперировать полученной информацией, переносить полученные знания в новую ситуацию. Высокий уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает продуктивную деятельность учащихся. Это задания, направленные на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей. Высокий уровень владения коммуникативной компетенцией включает в себя задания типа: доказать, что…, объяснить явление или процесс, создать проблемную ситуацию и найти ответ на вопрос, написать эссе, творческое задание, выполнить задание исследовательского характера.

Опираясь на общенаучную теорию диалога и учитывая специфику уроков литературы, в целях развития коммуникативной компетенции учащихся используются следующие виды диалогов: учебно-критические, учебно-литературоведческие, комментаторско- текстологические и театрализовано-художественные как диалоги функционально-ролевые [6].

  1. Познакомьтесь с творчеством поэта по его сборникам (сборники может назвать учитель).
  2. Сделайте подборку стихотворений, на ваш взгляд, наиболее ярких и интересных. Объясните свою точку зрения.
  3. Найдите отзывы литературоведов о творчестве поэта. Какую характеристику творчеству дают они? Согласны или не согласны Вы с их точкой зрения. Объясните свой выбор. Подберите аргументы в защиту ваших положений.
  4. Сопоставьте ваши впечатления от прочитанных стихов с точкой зрения литературоведов.

Готовясь к диалогу, каждый из участников отбирал понравившиеся стихотворения, которые он считал наиболее характерными для творчества поэта, знакомился с критическими отзывами о его творчестве. Учитель в кратком вступительном слове говорит о месте и значении художника в его эпохе, дает общую справку о жизни и творчестве, учащиеся же стремятся отразить собственное восприятие его произведений, показать, что в его книгах созвучно нынешнему поколению и нынешнему времени. Взгляды учащихся и учителя могут не совпасть, и здесь важно проявить умение аргументировать свое мнение.

  • активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность;
  • организацию совместной деятельности, партнерских отношений учителя и учеников;
  • обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Комментаторско-текстологические диалоги являются разновидностью учебно- литературоведческих. Они приобщают учащихся к исследовательской работе над текстом, а такая работа, в свою очередь, направлена на формирование создания развернутых речевых высказываний. Целью комментаторско-текстологических диалогов является выработка аналитических навыков, умения аргументированного чтения, умения давать лингвистическое толкование различных языковых фактов, используя при этом словари и справочную литературу и умения давать лингвистический комментарий отрывка из художественного произведения.

Театрализированно-художественные диалоги способствуют погружению учащихся в эпоху, мир писателя, в художественную структуру произведения, мир литературных героев для более углубленно­го постижения их изнутри, усвоения и воспроизведения речевого стиля этой эпохи и индивидуального стиля писателя. Театрализованно-художественные диалоги позволяют воспроизвести в классе в словесной форме фрагменты литературной борьбы, споры литературных лагерей, жизнь литературных салонов.

1. В чем сила и слабость позиции Базарова? Дайте оценку его доводам в споре. Состоятельны ли доводы Базарова? Докажите свою точку зрения.

2. В чем сила и слабость позиции Павла Петровича Кирсанова? Дайте оценку его доводам в споре. Состоятельны ли доводы Кирсанова? Докажите свою точку зрения.

На сегодняшний день оценивание уровня сформированности коммуникативной компетенции вызывает определенные затруднения, поскольку единого теста, который позволяет отследить разные умения, входящие в состав коммуникативной компетенции, нет. Поэтому для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции при активном использовании практики учебных диалогов в исследовании были использованы личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант), оценка коммуникативных УУД с использованием метода наблюдений, разработанным в рамках государственной экспериментальной площадки Е.И. Сальниковой, В ходе эксперимента была проведена диагностика умений, относящихся к языковому, речевому, культуроведческому, дискурсивному, риторическому компонентам коммуникативной компетенции. Данные входной диагностики сформированности коммуникативной компетенции показали, что высоким уровнем развития коммуникативной компетенции обладало 10,8 % учащихся, средним – 41,3 % и низким – 47,8%. Следует отметить, что даже в старших классах большинство учащихся имели низкий уровень развития коммуникативной компетенции. Итоговая диагностика сформированности коммуникативной компетенции показала позитивную динамику. Результаты видны на диаграммах 1 и 2 результатов диагностики по формированию коммуникативной компетенции учащихся. Налицо положительная динамика сформированности коммуникативной компетенции по языковому, речевому, культуроведческому, дискурсивному и риторическому компонентам.


Рис.1. Динамика сформированности коммуникативной компетенции по языковому, речевому, культуроведческому, дискурсивному и риторическому компонентам


Рис. 2. Контрольная динамика сформированности коммуникативной компетенции

Экспериментальная работа позволила сделать вывод о возможности формирования коммуникативной компетенции учащихся за счет разработки и широкого внедрения в учебный процесс учебных диалогов. Было выявлено, что учебный диалог является эффективным средством повышения коммуникативной компетенции. При целенаправленном использовании учебного диалога у обучающихся формируются умения, составляющие основу коммуникативной компетенции: умение четко излагать свои мысли, формулировать проблему и выдвигать гипотезу, умение внимательно слушать и наблюдать, задавать вопросы и участвовать в обсуждении, а также владеть разными видами диалога, умение определять точку зрения автора, выделять аргументацию; главную мысль текста; выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; структурировать материал; создавать устные и письменные тексты различных стилей с учетом замысла, адресата и ситуации общения; участвовать в дискуссии.

Рецензенты:

Фоменко С.Л., д.п.н., зав. кафедрой управления образовательными системами, ФГБОУ ВПО УрГПУ, г. Екатеринбург;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ø Учителя обзорно будут знать основы ДО

Ø Учителя умеют различать признаки трех типов беседы в диалоговом обучении, знают преимущества исследовательской беседы

Ø Овладеют навыками организации ГР, смогут взаимодействовать между собой, по окончанию занятия смогут организовать работу в группах у себя на уроках, применяя предложенные методы и приемы

Результаты обучения:

Ø А. Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить.

Ход коучинга.

Вид деятельности

Действия коуча

Действия участников

ответственные

Приветствие участников коучинга

Приветствуют друг друга

Участники становятся в два круга. Внешний круг задает вопросы, а внутренний отвечает на вопросы.

-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?

Определение темы тренинга

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку. потом судя по цветам они расходятся на команды.

Собираются в команды согласно цвету

· Понятие диалога, беседы.

· Пирамида обучения по Дейлу

· факторы, тормозящие диалог

Интерактивная доска, презентация

Беседа с аудиторией.

Определить отличия активного и пассивного класса

Интерактивная доска, презентация

Работа в группах.

Составить по картинке вопросы для бесед:

1-я группа: беседа – дебаты;

2-я группа: кумулятивная беседа;

3-я группа: исследовательская беседа.

Итог: от правильно поставленных вопросов зависит качество диалога и степень усвоения информации

Танцуют под музыку

Танцуют под музыку

Рассматривают какие ключевые термины используются для побуждения учащихся. Глаголы действия.

Знакомятся с вопросами высокого и низкого порядка

Интерактивная доска, презентация

Работа в группах

Тренируются в составлении вопросов, анализируют работу команд

Работа в группах

Задание: Какие условия необходимы для эффективного ведения беседы? Обсудите в группе, ответы запишите на постере. От каждой группы по одному спикеру зачитывают ответы, условие: услышанное не повторять.

От каждой группы по одному спикеру зачитывают ответы, условие: услышанное не повторять.

Приёмы для развития диалогового обучения на уроках

Бумага, маркеры, яблоко, картинки с животными

Золотухина Т.В. Егоровская Н.В

Участникам предлагается ответить на вопросы теста

Обсуждают в группах, сравнивают ответы

· написать 5 предложении о сегодняшнем коучинг занятии,

· сократить до 5 слов,

· сократить до 1 слова.

Учителя лидеры подводят итоги тренинга и отмечают наиболее активных участников коучинга.

Выступление участников по желанию

диалог занимает центральное место на уроке;

диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении;

интерактивное обучение и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их конгнитивному развитию;

ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.


Выдвижение на первый план развития личности, а также её отдельных качеств, в том числе коммуникативных умений, находят отражение в государственных документах.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что возникает необходимость решения важной педагогической проблемы — развитие коммуникативных универсальных действий.

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Для определения степени сформированности коммуникативной компетенции у школьников необходимо сформулировать ее критерии. Критериями коммуникативной компетенции являются:

  1. письменная коммуникация — умение обучающегося изложить тему, имеющую сложную структуру, в соответствии с нормами жанра, соблюсти правила оформления текса и вспомогательной графики и представить информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
  2. устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, подготовленные наглядные материалы.
  3. продуктивная коммуникация — умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции.

Рассмотрим наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции.

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40 % в деятельности школьников, однако количество не переходит в качество: ученики иногда не воспринимают до 75 % устной информации, излагаемой на уроках. Умению слушать школьников надо учить.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его жизни. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, осваивает и механизмы порождения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации, как в школе, так и за ее пределами. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Слушание — процесс внутренний, он не всегда управляется учениками.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу впарах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.

  1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
  2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
  3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга.

Обязательный структурный компонент уроков в начальной школе — игра. Разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнером. Чтобы подготовить детей к участию в ролевых играх, предлагаю им различные творческие задания. Начало игры — это создание воображаемой ситуации. Игра может проходить в форме диалогов реальных лиц, диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов. Ролевая игра способствует не только развитию у детей способностей к коммуникации, но и грамотной речи.

Формирование культуры диалогического взаимодействия является также одной из важнейших моих целей в организации дискуссии. В данной работе всегда помним о цели дискуссии: найти истину, решение, выход. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?" Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними. Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание ученика или самого учителя.

После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми.

Правила общего обсуждения:

‒ не говорить всем сразу;

‒ реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

‒ возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что:"

Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетенции школьников является метод проектов.

Применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

‒ принятие самостоятельных решений;

‒ умение ставить задачи и задавать вопросы;

‒ поиск нестандартных, оригинальных решений;

‒ способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

‒ раскрытие индивидуального потенциала.

Из вышеизложенного следует, что использование рассмотренных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать коммуникативные навыки младшего школьника.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
  2. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6)
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, друг друга, современное общество, умение, ученик, метод проектов, начальная школа, организация дискуссии, учебный процесс, эффективный метод развития.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития. | Молодой ученый

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы. Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших.

– требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме

Основными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных умений учащихся младших классов в процессе.

Использование современных педагогических методов.

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Групповые технологии как средство формирования ключевых.

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и.

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных.

Это — интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным

Уроки литературного чтения в начальной школе дают почти все возможности для развития коммуникативных навыков как устной, так и письменной речи.

Проект как метод реализации коммуникативного подхода.

Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение учебной

Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции.

дебаты, учащийся, урок, совместная деятельность, современное общество, учебный процесс, дискуссия, обучающийся, умение.

Влияние интерактивных форм работы на развитие.

Умение вести диалог, правильно подбирая вопросы, способствует развитию умения учащихся учиться друг у друга, уважать и ценить идеи и

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии.

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной.

Одним из эффективных способов развития коммуникативной компетенции в современных образовательных реалиях может стать технологизация учебного процесса.


Так, например, Андреева Г. М. утверждает, что коммуникативная компетентность – ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний межличностных отношений и условий социальной среды. [1]

Петровская Л. А. определяет коммуникативную компетентность, как совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.[2]

Они и многих другие ученые формируют это понятие по разному, но все говорят об одном, что коммуникативная компетентность- это нечто связанное нашей речью, с умением, способами и методами общения. Говоря об общении, о нашей речи, мы не можем не упоминать литературное чтение, так как именно литературное чтение формирует наш словарный запас. Как известно, чем больше словарный запас, тем ярче и интересней речь человека. В век технологий люди стали меньше читать, это , разумеется, не могло не отразится на обществе, на его культуре общения.

Литературное чтение способствует развитию умения вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения, приводя при этом различные факты и аргументы. Оно так же способствует развитию информационной компетентности- учит работать с объёмами различной информации: позволяет находить нужную информацию в различных словарях и справочниках, учит самостоятельно ориентироваться в учебнике и в отдельно взятом тексте.

Помимо информационной и коммуникативной компетентности, формируется ещё и читательская компетентность, которая позволяет выделять главное и второстепенное в тексте, анализировать его, осознавать и воспроизводить в дальнейшем прочитанное окружающим.

На уроках литературного чтения ребенок сталкивается со всевозможными формами и видами коммуникации.
Познакомимся с некоторыми из них:

Простыми словами, диалог- это обмен репликами между двумя и более людьми, имеющий определённое смысловое содержание.
Такую форму коммуникации могут быть в различных художественных текстах: в сказках, рассказах, всевозможных стихотворениях. Погружаясь в художественные тексты, дети окунаются в описываемый мир, примеряют на себя роли действующих лиц и участвуют между собой в диалоге, зачитываю написанные автором реплики. Такая форма, как диалог способствует формированию у детей тактичности, норм этикета и общества, произведение о котором он читает.

Монолог- это реплика одного человека. Иногда эта реплика может достигать целого текста. Монолог можно, как и диалог, встретить в художественной литературе, чаще всего в рассказах и стихотворениях. Монолог позволяет ребёнка научиться высказывать собственное мнения, вести рассказы, согласно определённой структуре (вступление - основная часть - заключение), приводить аргументы в защиту собственного мнения.

Немало важную роль на уроках литературного чтения играет само чтение. В процессе чтения учащиеся могут узнать новые слова, вследствие чего пополнить свой словарный запас. Такой вид чтения, как выразительное чтение, позволяет ребёнку познакомиться с интонацией и позволит в дальнейшем осознанно использовать её в своей речи.

Большое влияние на формирование коммуникативной компетенции оказывает такой вид работы, как пересказ. Пересказ способствует развитию навыка построения речи, в том числе и такой формы, как монолога, а так же развитию умения высказывать свою точку зрения, приводя подходящие аргументы. Владение пересказом позволит ученикам начальных классов в дальнейшем более успешно справляться с такими предметами как обществознание и естествознание.

Существует несколько видов пересказа:

2) Частичный (выборочный)

Познакомимся более подробно с каждым из них.

Краткий пересказ подразумевает под собой формирование и , в дальнейшем, развитие умения анализировать текст и вычленять из него самое главное, максимально сокращаю при этом текст, отбрасывая все второстепенные моменты. Данный вид пересказа поможет сможет так же помочь ребёнку в написании изложении.

Частичный (выборочный) пересказ

Смысл данного пересказа заключается в рассказе об определённом эпизоде в тексте, о герое или об определённой сюжетной линии. Рассказ об отдельном эпизоде. Редко вызывает затруднение, а вот выборочный пересказ о определённом герое или пересказ определённой сюжетной линии часто приводят к затруднению, так он требует более усиленного анализа, более сложной умственной работы.

Данный вид пересказа не требует специальных усилий и от педагога и от ученика. Задача учителя следить за последовательностью действий и грамотностью излагаемой речи. Данный вид пересказа, помогает развить память, умение последовательно выстраивать речь, избавляться от слов паразитов.

Самый необычный и интересный вид пересказа. Существует два вида творческого пересказа:

Пересказ по изменённому плану, с изменение последовательности действий.

Данный вид пересказа можно использовать при пересказе художественных текстов с запутанной сюжетной линией.

С дополнением рассказа.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на формировании и развитии формирования коммуникативной компетенции. Качественное владение педагогом методиками и средствами работы с текстом способствует эффективному решению речевых задач у учащихся младших классов.

Ещё один вид работы на уроках литературного чтения это дискуссия.

Дискуссия- это публичный спор. В отличии от обычной словесной перепалки, она подразумевает под собой анализ различных точек зрения и поиск единого решения проблемных ситуаций. Такая форма работы на уроке позволяет сформировать у ребёнка умение прислушиваться к мнению других, анализировать услышанные аргументы и выстраивать аргументы в защиту своего мнения.

Это лишь несколькие формы работы на уроках литературного чтения, но даже знакомясь и анализируя их, мы чётко видим какое же большое влияние литературное чтение оказывает на формирование коммуникативной компетенции. Оно присутствует в жизни человека ещё с его малых лет, но в школе приобретает более оформленный вид. Пройденный курс литературного чтения в начальных классах позволит освоить учащимся правила построение монолога, пересказа, ведения диалога и обоснование своего мнения во время дискуссии. Литературное чтение так же может позволить учащимся ознакомится с миром и бытом других стран, народов и культур.

Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г. М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – С. 150–166.

Ткачук Е. С. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции студентов вуза в полиэтнической среде: дис.…канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Ткачук. – Москва, 2004. – 243 с.

Читайте также: