Диалектика как теория развития системная организация бытия синергетика кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ключевые слова: диалектика, объективная диалектика, субъективная диалектика, социальная диалектика, развитие, изменение, покой, противоречие, взаимодействие, связь, система, структура, закон, категория, принцип, метод, синергетика, самоорганизация, диссипативные структуры, аттрактор, точка бифуркации, научная картина мира, глобальный эволюционизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы темы:

1. Диалектика и ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Особенности социальной диалектики.

2. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления.

3. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира.

4. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание диалектики как теории всеобщей связи и развития, используя ее элементы: принципы, законы, категории, а также пояснить универсальный характер диалектики.

3. В третьем вопросе – сравнить диалектику и синергетику, показать их взаимосвязь и значение синергетики в объяснении процессов самоорганизации в сложных системах различной природы.

4. В четвертом вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо раскрыть эвристический потенциал глобального эволюционизма как основы современной научной картины мира.

Первоисточник для анализа:

1. Гераклит. Фрагменты / Гераклит // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969. – Т. 1. – Ч. 1. – С. 276.

2. Ленин, В. И. К вопросу о диалектике / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. – М., 1968. – Т. 29. – С. 316–322.

«Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики…

Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки…

В математике + и –. Дифференциал и интеграл; в механике действие и противодействие; в физике положительное и отрицательное электричество; в химии соединение и диссоциация атомов; в общественной науке классовая борьба.

Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.

3. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – С. 34, 49, 50, 53, 54, 65, 357.

Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире.

…. В наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время… По своему характеру наша Вселенная плюралистична, комплексна. Структуры могут исчезать, но могут и возникать… Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это замечание приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность… Понятие энтропии для того и было введено, чтобы отличать обратимые процессы от необратимых: энтропия возрастает только в результате необратимых процессов.

… На протяжении ХIХ в. в центре внимания находилось исследование конечного состояния термодинамической эволюции. На неравновесные процессы смотрели как на второстепенные детали, возмущения, мелкие несущественные подробности, не заслуживающие специального изучения. В настоящее время ситуации полностью изменилась. Ныне мы знаем, что вдали от равновесия могут спонтанно возникать новые типы структур. В сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса к порядку. Могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Эти новые структуры мы назвали диссипативными структурами, стремясь подчеркнуть конструктивную роль диссипативных процессов в их образовании.

Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская, с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире…

Дополнительная литература:

1. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1991.

2. Добронравова, И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Минск, 1993.

3. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика : очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. – М., 1984.

4. Казютинский, В. В. Эпистемологические проблемы универсального эволюционизма // Философские науки. – 2006. – № 7.

5. Климонтович, Н. Ю. Без формул о синергетике / Н. Ю. Климонтович. – Минск, 1986.

7. Моисеев, Н. Н. Проблема возникновения системных свойств / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1992. – № 11.

В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции.

Исторически первой появляется диалектика как способ объяснения мира. Традиционно считается, что родоначальником диалектики является Гераклит. Мир, по Гераклиту – это нечто упорядоченное, подчиняющееся всеобщей закономерности (логосу). А основу логоса составляет всеобщая изменчивость, общая текучесть вещей и явлений природы. Постоянное движение мира опирается, по Гераклиту, на борьбу (войну) противоположных сторон и тенденций. На основе борьбы противоположностей устанавливается гармония мира.

Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир. В основе мира лежит, по Гегелю, абсолютная идея, а мир – это результата её саморазвития. В ходе саморазвития абсолютная идея проходит некоторые стадии, которые находятся в скрытом виде в ней самой, превращается в свою противоположность (материалистическую природу), чтобы затем снова обрести собственную сущность, но на более высоком качественном уровне. По Гегелю, источник развития заключён в саморазвитии понятия, то есть имеет духовную природу.

Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).

Диалектический тип мышления предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии.

6. Диалектика и синергетика

Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Согласно принципам диалектики, мир в целом и все его части постоянно находятся в состоянии развития, движения, усложнения. При этом все элементы мира находятся в состоянии взаимосвязи, изменения в одних сферах бытия тянут за собой изменения во всех иных сферах бытия.

Законы диалектики более конкретно объясняют процесс развития.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные описывает механизм развития. Качество – это внутренняя определённость предмета или явления, характеризующая предмет или явление в целом. Качество определяется через свойства – способность предмета определённым образом соотносится с иными предметами. Количество – это внешняя определённость объекта, нечто относительно для него безразличное (например, независимо от размеров все собаки имеют одинаковые органы, выполняющие одни и те же функции). Мера – это единство качества и количества, показатель того, что одному качеству соответствует некоторый диапазон количественных характеристик. Границы меры – это предельные количественные значения, которые может принять данное качество.

Некоторый объект может изменяться количественно. Если эти изменения не превышают границы меры, то его качество остаётся прежним. Если же изменения выходят за границы меры, то изменяется качество объекта – количество переходит в новое качество. Это новое качество означает новую меру, то есть новый диапазон количественных изменений. Пример действия закона – изменения агрегатного состояния воды, когда при достижении определённой температуры вода превращается или в лёд, или в пар.

Переход от одного качества к другому есть всегда скачок – перерыв постепенного развития.

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития. Причиной развития объявляется борьба противоположных сторон и тенденций того или иного явления или процесса.

Тождество – это категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Диалектические противоположности находятся, с одной стороны, в состоянии единства, так как не могут существовать друг без друга (пример, полюса магнита), с другой – в состоянии борьбы, взаимоотрицания, взаимооталкивания.

Каждый объект существует первоначально как тождество самому себе, в котором существуют некоторые отличия. Вначале отличия носят несущественный характер, затем становятся существенными и, наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая характеризуется конфликтом, противостоянием сторон и тенденций и разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокую форму развития объекта.

Закон отрицания отрицания показывает направленность процесса развития. Отрицание – это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трёх моментов: уничтожение старого, преемственность в развитии и утверждение нового. Отрицание отрицания содержит в себе эти моменты и характеризует цикличность развития. В процессе развития выделяется три стадии: 1) утверждение, положение, тезис; 2) отрицание, противоположение, антитезис; 3) отрицание отрицания, снятие противоположностей, синтез.

Согласно данному закону, в ходе развития постоянно происходят возвращения к прежнему состоянию, якобы к старому, но на более высоком качественном уровне. Поэтому процесс развития носит поступательный характер и графически может быть представлен в виде расширяющейся спирали.

Синергетика – теория саморазвития неравновесных, открытых систем, то есть систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Основные представители синергетики – это Г. Хакен, И. Пригожин, Б. Мандельброт и др.

Суть синергетики состоит в следующем. Открытые системы в ходе своего саморазвития часто оказываются в точках бифуркации (неравновесия), где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени не равной единице. Из точки бифуркации система попадает в одну из возможных историй своего развития, причём в какую именно зависит, во многом от нескольких случайностей. Здесь происходит самоорганизация, возникают устойчивые структуры (аттракторы), появляется отсутствовавший до этого порядок, к которому любая система тяготеет.

Согласно синергетике, все виды реальности содержат в себе возможность нового типа бытия. Способность к самоорганизации – органичная черта всего существующего.

Насчёт взаимосвязи диалектики и синергетики высказываются различные мнения. Некоторые философы рассматривают синергетику как частный случай диалектики. Другие – диалектику как часть синергетики. Третьи утверждают несовместимость диалектических и синергетических подходов.

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003

Философия науки/Под. ред. Лебедева С.А. М., 2006

Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов/Под. ред. Рахматуллина К.Х. Алматы, 1999

Бурова Е.Е., Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки: Учебное пособие. Алматы, 1999

Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005

Кохановский В.П., Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000

Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Принцип всеобщей взаимной связи. Принцип развития через противоречия. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Категории диалектики: сущность и явление: единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем. Значение закономерностей синергетики для современного мира.

Метод, способствующий развитию человеческого мышления — и особенно философии, утверждает Карл Поппер, можно охарактеризовать как частный случай метода проб и ошибок. Поэтому если мы хотим разъяснить, почему человеческое мышление стремится испробовать все мыслимые решения всех проблем, с какими бы оно ни сталкивалось, то можем сослаться на одну в высшей степени общую закономерность.

Метод, с помощью которого пытаются решить все проблемы, обычно один и тот же, — это метод проб и ошибок. Этот же метод, по сути дела, используется и организмами в процессе адаптации. Ясно, что его успешность в огромной степени зависит от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется удачной.

Видимо, люди чаще всего реагируют на проблему двояко: они либо выдвигают теорию и хранят верность ей как можно дольше (в случае ошибочности теории они порой даже предпочитают отречению смерть, либо борются против такой теории, если поняли ее слабость. Эта борьба идеологических установок — которая, несомненно, может быть разъяснена в терминах метода проб и ошибок — характерна для всего, что можно назвать развитием человеческого мышления. Такая борьба отсутствует, как правило, в тех случаях, когда некоторую теорию или систему, несмотря ни на что, догматически отстаивают в течение долгого времени. Однако найдется очень немного примеров (если они вообще существуют) развития мышления, которое было бы медленным, неуклонным, непрерывным и шло бы путем постепенного улучшения, а не путем проб, ошибок и борьбы идеологических установок.

Если метод проб и ошибок развивается все более и более сознательно, то он начинает приобретать характерные черты “научного метода”. Этот “метод”вкратце можно описать следующим образом. Столкнувшись с определенной проблемой, ученый предлагает, в порядке гипотезы, некоторое решение — теорию. Если эта теория и признается наукой, то лишь условно; и самая характерная черта научного метода состоит как раз в том, что ученые не пожалеют сил для критики и проверки обсуждаемой теории. Критика и проверка идут рука об руку: теория подвергается критике с самых разных сторон, и критика позволяет выявить те моменты теории, которые могут оказаться уязвимыми. Проверка же теории достигается посредством как можно более строгого испытания этих уязвимых мест. Конечно, это опять-таки вариант метода проб и ошибок. Теории выдвигаются в качестве гипотез и тщательно проверяются. Если результат проверки свидетельствует об ошибочности теории, то теория элиминируется; метод проб и ошибок есть, в сущности, метод элиминации. Его успех зависит главным образом от выполнения трех условий, а именно: предлагаемые теории должны быть достаточно многочисленны (и оригинальны); они должны быть достаточно разнообразны; осуществляемые проверки должны быть достаточно строги. Таким образом мы сможем, если нам повезет, гарантировать выживание самой подходящей теории посредством элиминации менее подходящих.

Если это описание развития человеческого мышления вообще и научного мышления в частности признать более или менее корректным, то оно поможет нам понять, что имеется в виду, когда говорят, что развитие мышления происходит “диалектически”.

Диалектика (в современном, то есть главным образом гегелевском, смысле термина) — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление, — в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала — некая идея, теория или движение, — тезис. Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

То, что называют диалектической триадой, мы разъяснили достаточно полно. Едва ли можно сомневаться в том, что диалектическая триада хорошо описывает определенные ступени в истории мышления, особенно в развитии идей, теорий и социальных движений, опирающихся на идеи или теории. Такое диалектическое развитие можно “разъяснить”, если показать, что оно происходит в соответствии с методом проб и ошибок, который мы обсуждали ранее. Однако следует отметить, что диалектическое развитие не является полным эквивалентом описанного нами развития теории посредством проб и ошибок. Рассматривая метод проб и ошибок, мы имели в виду только идею и критику в ее адрес, или, используя терминологию диалектиков, борьбу между тезисом и антитезисом; мы не принимали во внимание дальнейшее развитие, не предполагали, что борьба между тезисом и антитезисом должна закончиться неким синтезом. Мы имели в виду, скорее, что борьба между идеей и ее опровержением, или между тезисом и антитезисом, приведет к элиминации тезиса (или, возможно, антитезиса), если он окажется неудовлетворительным, и что соревнование теорий должно завершиться принятием новых теорий, если, конечно, для испытания предлагается достаточно большое их число.

Таким образом, можно сказать, что интерпретация в терминах метода проб и ошибок является несколько более гибкой, чем интерпретация в терминах диалектики. Она не ограничивается ситуацией, где предлагается начинать с одного-единственного тезиса, и потому с легкостью находит применение там, где с самого начала выдвигается несколько тезисов, независимых друг от друга и не обязательно противоположных. Однако надо признать, что очень часто — пожалуй, даже обычно — развитие определенной области человеческого мышления начинается с какой-то одной идеи. Если так, то диалектическая схема часто оказывается уместной, поскольку этот тезис будет открыт для критики и, таким образом, “создаст”, как обычно выражаются диалектики, свой антитезис.

Диалектики настаивают еще на одном моменте, в котором диалектика несколько отличается от общей теории проб и ошибок. Действительно, в рамках теории проб и ошибок, как уже говорилось, достаточно сказать, что неудовлетворительная точка зрения будет опровергнута или элиминирована. Диалектик же настаивает, что этого недостаточно. Он подчеркивает, что, хотя обсуждаемая точка зрения (или теория) может быть опровергнута, в ней имеется, по всей вероятности, нечто достойное сохранения, — иначе она вряд ли была бы вообще выдвинута и воспринята всерьез. Это рациональное зерно тезиса, вероятно, наиболее отчетливо осознается теми, кто защищает тезис от нападок оппонентов, сторонников антитезиса. Следовательно, единственно приемлемым исходом борьбы будет синтез, то есть теория, в которой сохранены наиболее ценные элементы и тезиса, и антитезиса.

Необходимо признать, что подобная диалектическая интерпретация истории мышления может быть вполне удовлетворительной и добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок.

Проблемы пространства и времени в классической механике
(Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант). Философские и религиозные предпосылки концепций абсолютного пространства и времени. Переход от механической к электромагнитной картине мира. Пространство и время в релятивистской механике. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Предпосылки возникновения общей теории относительности (ОТО). Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Концепция геометризации физики на современном этапе.

Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии по проблемам причинности: от
Д. Юма до К. Поппера.

Причинность и целесообразность. Телеология и телеономия: от Аристотеля до К. Лоренца. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Теория функциональной системы П.К. Анохина.

Релятивистская причинность. Лапласовский детерминизм и вероятностная причинность. Детерминизм и индетерминизм в современной философии науки. Проблемы скрытых параметров и полноты квантовой механики. Дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Философские интерпретации принципов дополнительности и неопределенности.

Познание сложных систем физики. Принцип системности в физической картине мира. Три типа систем: механические системы; системы с обратной связью; самоорганизующиеся системы.

Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Три этапа математизации знания.

Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия и информация как фундаментальные категории современной науки. Информация и энтропия.

Моделирование физических явлений на компьютерах. Понятие квантового компьютера. Квантовая теория сложности. Синергетика и информатика.

В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции.

Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир.

Третий этап развития диалектики – материалистическая диалектика марксизма или диалектический материализм. Маркс впервые в истории соединил материализм и диалектический стиль мышления. Маркс выделил объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это процессы и явления природы и общественной жизни, имеющие диалектическую природу. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология, представляет собой отображение объективных диалектических процессов в мышлении субъекта.

Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).

Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Синергетика – междисциплинарное направление научного исследования, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалек­тики. Наиболее ранняя из них — стихийная диалектика древ­негреческих философов, развивающаяся как на материалисти­ческой (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистичес­кой (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная фор­ма диалектики — идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Ге- тель). Третья — материалистическая диалектика основы ко­торой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В,И. Ленин.

Пространственно-временные

Характеристики бытия

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Перцептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими объяснениями сущности пространства и времени.

Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.

Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции.

Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир.

Третий этап развития диалектики – материалистическая диалектика марксизма или диалектический материализм. Маркс впервые в истории соединил материализм и диалектический стиль мышления. Маркс выделил объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это процессы и явления природы и общественной жизни, имеющие диалектическую природу. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология, представляет собой отображение объективных диалектических процессов в мышлении субъекта.

Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).

Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Синергетика – междисциплинарное направление научного исследования, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалек­тики. Наиболее ранняя из них — стихийная диалектика древ­негреческих философов, развивающаяся как на материалисти­ческой (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистичес­кой (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная фор­ма диалектики — идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Ге- тель). Третья — материалистическая диалектика основы ко­торой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В,И. Ленин.

Пространственно-временные

Характеристики бытия

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Перцептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими объяснениями сущности пространства и времени.

Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.

Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

Диалектика – это учение наиболее общих законах природы, общества и познаний, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Еще диалектику можно назвать, как метод аргументации в философии, а также способ и форма теоретического мышления.

Исторические формы диалектики.

Смена исторических форм диалектики происходила следующим образом: каждая последующая форма выбирала все ценное, что содержала предыдущая. В истории философии сложились три основные формы диалектики.

- Античная диалектика. Если перенесемся в историю возникновения диалектики, то можно узнать, что впервые слово диалектика ввел Сократ, для обозначения метода философствования. Для него это способ для рассуждения, в результате которого раскрываются внутренние противоречия и выявляются мнения, ведущие к истине. Античная диалектика была основана на чувственном восприятии человека, формулировала понимание действительности, как изменчивой, совмещающей в себе противоположностей.

- Идеалистическая диалектика. Это диалектика как общая теория развития, метод деятельности разума, который самодействует по законам противодействия, триады и отрицания. В этот период философия диалектики достигла своего достаточно высокого уровня, благодаря представителю объективного идеализма Гегелю. Существенная особенность идеалистической диалектики Гегеля является то, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается Гегелем в развитии (процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов, с целью их усовершенствования), в движении.

Диалектика существует в двух формах. Первая из них – субъективная диалектика. Это диалектика нашего мышления, учение об универсальных закономерностях развития знания и деятельности по приобретению знаний. Законы познания и законы развития внешнего мира совпадают по содержанию, но различны по форме. Два основных момента такого совпадения: само мышление функционирует по законам диалектики, мышление отражает внешний мир в своих понятиях, законах, отражает объективную диалектику.

Вторая форма диалектики – объективная диалектика. Это учение об универсальных закономерностях неисчерпаемого многообразия материальных объектов. Она включает в себя описание объективной взаимосвязи – атрибутов объектов.

Социальная философия – это раздел философии, который отвечает на вопросы о том, что такое общество и какое место в нем занимает сам человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, Философия же, выполняет критическую функцию. Социальная философия нацелена на познание общества, но одновременно она выступает и одной из форм общественного сознания – ценностным знанием людей о переживаемой и осмысливаемой ими действительности, в котором социальная философия стремится выстроить систему идеальных интенций (предпочтений и установок) для определения должного развития общества, обосновать определенные идеалы, ценностные цели и задачи общественного развития, выстроить смыслы жизнедеятельности людей.

Данная социальная диалектика отличается тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая историческую уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место. Социальная философия изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны как особые формы бытия в мире. Поэтому социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом.

2. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления.

Все что нас с вами окружает в обычном мире, все предметы, объекты находятся в самых разнообразных отношениях. Вся эта система представляет собой всеобщее.

Принцип всеобщей связи утверждает, что связь носит всеобщий характер, все взаимодействует друг с другом, связь не берется ни откуда, а присуща своим предметам.

Связь – это такое отношение зависимости между явлениями, вещами, процессами, где один объект действует на другой веществом, энергией или информацией, когда изменение одного объекта необходимо предполагает изменение другого. Среди различных типов связей (притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия, борьба видов и межклассовая борьба) особое место образуют систематизирующие связи.

Система – это такое соединение элементов, которое приводит к возникновению свойств не присущих предметам в их разобщенности. Кроме замкнутых систем существуют отрытые (биологические, социальные, технические) самоорганизующиеся системы, то есть системы с источниками и стоками энергии, вещества и информации. Они описываются категориями синергетики.

Устойчивые связи между элементами образуют структуру системы, то есть обеспечивает ее упорядоченность. Именно этот характер показывает организованность системы.

Постоянно развивающаяся борьба противоположного и противоречивого, старого и нового приводит мир к новым структурам. Все что происходит в мире, а это изменение (правка, перемена), движение и развитие подчиняется законам диалектики. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой вещи. В бесконечном потоке никогда не прекращается движение, всегда однозначно присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в устойчивости, проявляющегося в состоянии покоя.

Покой – это состояние движения, которое не нарушает стабильность предмета. Покой всегда имеет относительный и видимый характер. Если предмет приобретает абсолютный покой, то он перестает существовать.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие.

Взаимодействие – это принцип всеобщей связи отражает системность мира, указывая на связь, на объединение всех предметов носящую универсальность.

2.1 Существует три закона (диалектики: закон единства и борьбы противоречий, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Первый закон борьбы противоречий вскрывает проблему развития. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. Всем предметам, объектам, процессам реального мира внутренне присуще

противоположные стороны, тенденции. Они одновременно находятся в единстве и взаимоисключении (борьбе) и составляют противоречия. Взаимоисключение, борьба

противоположностей на определенной фазе порождает импульс. Источник развития и самодвижения, что приводит к исчезновению старого и рождению нового качества. Этому закону можно добавить такие слова, как борьба, развитие, противоречие.

Противоречие - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание.

Второй закон - закон взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм диалектического механизма, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Трактовка закона: развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.

Третий закон - закон отрицания отрицания показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Само понятие закона – это и есть категория. А с другой стороны, сами категории являются законами. Категория – это общие понятия, которые отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Существуют основные категории диалектики. Такие как: единичность, явление, свобода, необходимость, случайность и т.д.

Существует также такое понятие, как принципы диалектики. Принцип – это сложная форма знаний, которая включила в себя новую форму исследований. К таким принципам обычно относят принцип развития, движения, логики и теории, единства.

3. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира.

В связи с научной революцией на рубеже 20 веков сменилась пирамида науки, что и привело к развитию диалектики, к уточнению ее принципов и критериев. А возникновение кибернетики и системного подхода внесло коррективы в состав диалектики.

Особое значение в науке приобретает такое направление как синергетика. Основоположником синергетики является Ханкен. С возникновением синергетики ряд ученых перенесли роль с диалектики на синергетику. Также ученые отстаивающие прежние позиции диалектики, пытаются найти это в синергетике.

Я хочу сразу объяснить, что синергетика и диалектика взаимосвязаны. Приведу для этого следующие аспекты:

- Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания, синергетики так же – законы самоорганизации.

- объектом диалектики и синергетики является мир во всех проявлениях.

Данная идея является исходной и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. в синергетике. Синергетика утверждает, что развитие открытых систем протекает путем нарастающей упорядоченности. В процессе развития такой системы наблюдаются две фазы:

- период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию.

- выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности. В синергетике переход из одного устойчивого состояния в другое неоднозначен.

Для развитии концепции самоорганизации является системообразующий фактор.

Самоорганизация – это самождвижение, самодетерминация природных и естественных систем и процессов.

Системообразующий фактор – это то ради чего объединяются элементы в системе.

Самосуществование мира и материи является системообразующим фактором. В синергетике аналогом системообразующего фактора выступает определенная область устойчивого состояния самоорганизующейся системы, называемой аттрактором. Аттрактор – это совокупность внешних и внутренних условий, способствующих выбор системой одного из вариантов развития. Другими словами, это идеальное конечное состояние, к которому стремиться система в своем развитии.

Порождаемая неравновесными внешними условиями неустойчивость приводит к увеличению интенсивности диссипации, вследствие чего создаются условия возникновения новой неустойчивости. С другой стороны, если бы в результате возникновения неустойчивости интенсивность диссипации снижалась, то система по своим свойствам приблизилась бы к некоторой равновесной замкнутой системе, т.е. к состоянию, в котором затухают любые флуктуации.

Для диссипативных структур характерна устойчивость, которая одновременно является функциональная и структурная.

Перед современным человеком чаще возникают задачи, требующие не физической, а умственной адаптации. При обучении – формировании условных рефлексов, навыков, идей возбуждение нейронов в высших отделах мозга активизирует в них производство нуклеиновых кислот и белков. Белки из тела нейронов поступают в отростки, которыми нервные клетки контактируют между собой. Так, перестраиваются межнейронные связи, возникают новые нейронные сети.

Сегодня модели нейронных и иммунных сетей строятся в рамках представлений о диссипативных структурах.

Читайте также: