Диалектика как методология научно познавательной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Мир диалектичен. Д есть аналог природы. Ее содержание как науки соответствует (или адекватно) содержанию бытия. В мышлении и его содержании мы отражаем то, что имеет место быть в реальной действительности, т.е. содержание, которое диалектично. Мышление истинно тогда, когда оно отражает действительность адекватно. Следовательно, правильное мышление должно отражать бытие диалектично, т.к. последнее само диалектично. Однако Д мышления отражает Д бытие с большей или меньшей точностью, адекватностью. Диалектическая логика – наука о закономерностях правильного мышления. Законы Диалектики распространяются не только на развитие действ-ти, но и на развитие сознания. Это одни и те же законы. Логика мышления должна соответствует логике бытия - это Д, следовательно Д и логика не могут быть оторваны друг от друга, они едины и неразрывны, причем наше сознание содержит не только логику, но и теорию познания, т.е науку о закономерностях познавательного процесса. Этот познавательный процесс может быть эффективным, если он развертывается в соответствии с законами Диалектики - это законы и теории познания. Содержание их едино. Д, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действительности имеет свою структуру:**Принципы.**Категории.**Законы.

Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутренне противоречие.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи.

1. закон единства и борьбы противоположностей;

раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

“Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

1. Определение диалектики
Диалектика это философская наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и познания (Ф.
Энгельс).
Пояснение. Диалектика изучает всеобщие (универсальные) законы
развития, которые имеют место во всех сферах: неживых системах,
растениях, в животном мире, человеческом обществе, науке, религии,
искусстве и т.д.

Единство диалектики, логики и теории познания
Существует диалектика объективная и субъективная. Под
объективной диалектикой понимают закономерности развития внешнего
мира (как вещи изменяются сами по себе). Под субъективной диалектикой
имеют в виду законы мышления (логику) и познания (теорию познания).
Марксисты считают, что эти три феномена подчиняются одному и
тому же алгоритму развития

Тождество законов развития материального мира (диалектики
бытия), мышления (логики) и теории познания
Теория познания:
Логика:
Диалектика бытия:

2. Принципы диалектики и их роль в научном познании
Принцип это ключевая идея, с изменением которого изменяется теория
Диалектика базируется на 2-х принципах:
а) принципе развития; б) принципе всеобщей связи (системности).
Принцип развития: развитие это направленные качественные
изменения объекта, связанные преемственной связью. Оно имеет
всеобщий характер т.к. качественные изменения происходят всюду.
Принцип всеобщей связи: в мире все взаимосвязано. Постижение
сущности объекта предполагает знание его связей с другими
объектами.

3. Законы диалектики.
а) диалектическое понимание противоречия как
источника развития научного познания
Согласно диалектике противоречие имеет всеобщий характер и является
источником развития. Немецкий философ Гегель эту идею
сформулировал в виде закона единства и борьбы
противоположностей. Суть этого закона: Причиной всякого развития
является противоречие.
В науке, как правило, этот закон проявляет себя, когда новые факты
противоречат имеющейся теории. Или когда имеет место спор
(дискуссия) между учеными и научными школами по определенной теме.

Закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений
Автор закона Гегель. Суть закона: Количественные изменения,
постепенно накапливаясь, достигают уровня меры, после чего
происходит скачок и переход системы в иное качество.
Мера – это интервал, в пределах которого количественные изменения не
приводят к качественным. При переходе системы от одного качества к
другому существует особый период, когда старого качества уже нет, а
нового – еще нет. Этот период называют скачком.
Пример: Уменьшение финансирования науки и образования приводит к
резкому снижению интереса к занятиям науки и оттоку способных ученых
из страны. В результате качество научных исследований падает.

Закон отрицания отрицания
Автор: Гегель. Он решал вопрос об особенностях
появившегося нового в процессе развития. И пришел к
двум выводам: 1) новое в значительной мере содержит в
себе старое (идея преемственности в развитии); 2) всякое
новое есть в некоторой степени повторение какого-то
этапа прошлого (идея повторяемости в развитии).

Идея преемственности: в теории относительности
сохраняется классическая идея о влиянии скорости на массу
(А)
Теория относительности: идеи А, D, Q
Классическая механика: идеи А, В, С

Идея повторяемости (логическое выражение)
- (-А) = А (новые зерна)
- А (растение,
не зерно)
А (зерно)

4. Категории диалектики
Закономерности развития выражаются и при помощи
категорий диалектики, которые выступают в
противоречивых парах (причина-следствие, единичноеобщее, содержание-форма, элементы-структура, частьцелое, сущность-явление, необходимость-случайность,
возможность-действительность)

Всякое единичное есть особенное, но общее (студент) также
может быть особенным. Всеобщее (человек) не может быть
особенным

Содержание и форма
Содержание – это элементы объекта, их свойства и протекающие в
нем процессы. Форма есть способ организации содержания.
Содержание и форма взаимосвязаны. содержание играет
определяющую роль в развитии. Но форма активна, она влияет на
содержание. Если она отстает от содержания, то мешает развитию
системы. Если же она соответствует содержанию, то стимулирует
развитие системы. В философии и культуре существует точка
зрения, что форма важнее содержания. Она служит
методологическим основанием такого известного явления, как
формализм.

Элементы и структура
Система есть единство элементов и структуры. Элемент есть
объект, входящий в состав системы и рассматриваемый в ее
пределах как неделимый. Структура есть способ соединения
элементов в целостность.
Изменение структуры объекта, как правило, приводит к изменению
системы. Это бывает даже тогда, когда элементы остаются теми же
(изомеры). Такой методологический подход к объяснению развития
называют структурализмом.

Часть и целое
• Часть – то, из чего состоит и на что может распадаться целое.
• Целое – форма сосуществования частей в рамках единой системы.
ПРОБЛЕМЫ:
• Всякая часть может быть рассмотрена как целое, а целое – как часть
• Целое есть сумма его частей или же оно больше, чем сумма своих
частей?
• Части предшествуют целому или же целое предшествует частям?
• Целое причинно обусловлено частями или части причинно
обусловлены целым?
• Целое познается через познание его частей или части познаются
через познание целого?

Сущность и явление
• Сущность – нечто глубинное, пребывающее в вещах,
их внутренних связях и управляющее ими,
основание всех форм их внешнего проявления.
• Явление – чувственно-конкретное выражение
сущности, объект во всем многообразии его сторон
и свойств.

Причина и следствие
• Причина – явление, вызывающее другое явление.
• Следствие – явление, вызванное другим явлением.
• Причина предшествует следствию во времени, но быть
после этого не означает быть по причине этого. Всякое
следствие вызывает другое следствие, по отношению к
которому выступает как его причина. Поэтому одно и то
же явление может быть рассмотрено и как причина, и
как следствие.

Причинная связь есть вид функциональной связи
Всякая причинная связь может быть рассмотрена в качестве
функциональной связи [(у = f (x)], но не всякая функциональная
связь выражает причинно-следственные отношения (а→b):

Необходимость и случайность
• Необходимость – то, что обусловлено внутренними связями
системы.
• Случайность – то, что не было предусмотрено развитием
внутренних закономерностей системы. Демокрит считал
случайность непознанной необходимостью.
Случается только то, что должно было случиться. Мы считаем
случайностью, то, чего по нашим представлениям не должно было
произойти. Для предотвращения случайности нужно знать все о системе
и среде ее функционирования. Очевидно, что это невозможно. По этой
причине случайность всегда существует.

Возможность и действительность
Действительность есть конкретное бытие отдельного объекта в
определенное время, в определенных условиях.
Возможность есть то, тенденции возникновения и развития чего уже
имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.
Существуют два вида возможности: реальная и абстрактная.
Реальная возможность – та, что имеет все основания для своей
реализации.
Абстрактная возможность – та, которая не имеет в настоящее время
условий для своей реализации.
Математическое выражение возможности – вероятность.

В древнегр общ-ве под диалектикой понимали ведение учен беседы, иск-вл спора, в ходе кот путем разл столкн-ний рожд-ся истина. Так поним диал-ку элеаты, софисты, Сократ и др. Так понимали ее и в Среднев. В этом знач диал-ка предст собой теорию аргумент-ции, в словарях объясн-ся как иск-во аргум-ции, наука логики. В др. знач диал-ка – учение о связи и развит, о противореч и ед-ве противоп-тей. Оно также имеет свои корни в античности. Это учение Гераклита о текучести. Это был стихийно диалект взгляд на мир, ее принято назыв стихийн диал-кой (перв истор форма). Наиб круп вклад внесли представ нем класс ф-фии, прежде всего Гегель. Г. Разраб диал-ку как универс теорию и всеобщий метод познания. Противлпост диалект метафиз. В его сист весь матер и духов мир представл в виде процесса – в беспрерыв движ, изменен, развит в рез-те борьбы противоп-тей. В основе этого процесса положено духов начало – абсолют идея. Т.о. это была идеалист диал-ка (вторая истор ф). В марксист ф-фии диалект Гегеля получ материалист инетерпр. Она основывалась на признан диалект объект мира, отраж кот явл субъект диалект – диалект-кое мышление (3 истор ф).

Диале-ка – это и теория, и метод. Как теория, концеп она обоснов динамич концеп мира, представляя его как процесс, где все явлен нах-ся во взаимосвязи и взаимообусл-ти, измен и развит. Как метод она ориентир чел-ка в его познават деят-ти, в кот использ диалект принципы. Основными (исходн) принципами явл-ся: 1) принц всеобщей связи: связь, возник в рез-те воздейств предм др на др и вызывающ взаимн изменен назыв-ся взаимодействием. Общ-во и природа, теория и практика, субъект и объект познан не просто взаимосв, они взаимод-т, это вызыв изменен кажд из сторон. Любое измен есть не что иное, как движение. 2) принцип развития: главн вним диалект концеп удел развитию, кот поним-ся как необратимое, направл-е, качествен изменение сист-мы. Развитие – слож процесс, оно м.б. и прямолин и зигзагообраз, ускор и замедлен, но в отличие от др разновидн движ это самодвиж, его источ нах-ся в самом объекте, этот источ – противореч в самом объекте. 3) принцип противореч: противореч - источ самодвиж, противоречие движет миром (Гегель); закон единства и борьбы противоп заним центр место в материалист диалектике. Выступая в методолог ф-ции, диал-ка формулир ряд принципов, кот рассм-ся как принципы диалект логики: 1) принцип всесторонности: если предм нах-свя в разнообобраз связях с др, то и рассма его надо с разных сторон, во всех его связях и отношениях. 2) принцип историзма: нельзя понять объект, не принимая во внимания его изменения, истор подход помогает выявить закономерности и сделать прогнозы. 3) принцип противоречия: познание раздваив объект на противоп стороны (внутр и внеш, кач-во и кол-во, единич и общее), устан связь м/д ними, т.о. движ от явлен к сущн самого объекта раскрыв противореч в сущн, являющ источ его саморазвития.

Главные законы: 1) превращение количест-вакачество (такая взаимозависимость хар-к материальн системы, при кот количественные изменения на опред этапе приводят к качественным,а новое кач-во порождает новые возм-сти и интервалы количеств измерений) 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращени их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство иборьб противоположностей) диалектич протиречие есть взаимод-е противоп, взаимоискл сторон и тенденций предметов и явлений, кот наход во внутр единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. 3) развитие путем проти-воречия, или отрицание отрицания. спиральная форма развития Осуществление диалектич синтеза. Осущ преемственность во внутр форме, в структуре, к-рая имелась до второго отрицания. Исходная ступень 1. На ступени 2 1 структура разруш как препятствующ развитию системы, созд новая структ с новыми возм-стями. Развиваясь все быстрее система вскоре обнаруж необх-сть в еще более быстром развитии. И в рез-те возвращ к уже преодоленной 1 ступени, но с подведением под нее измененного содерж-я. На 3 ступени происх типа возврат к 1 ступени, к ее структуре, но уровень развития на 3 ступени значит выше, чем он был на исходной ст. Категории. _Единичное_ характеризует отдельный предмет, явление, процесс отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. _Общее_ - объективн существующее сх-во характеристик единичных предме-тов, их однотипность в нек-ры отношениях, принадлеж-ность к одной и той же группе явлений или единой систем связей. _Сущность_ - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчива сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу совокупность черт и др. хар-ки. _Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно боле подвижные, из-менчивые хар-ки того или иногопредмета. _Содержание_совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основно тип, ха-рактер того или иного предмета, явления, процесса. _Форма_ - принци упорядоченности,способ существования того или иного содержания Причина-следствие (simple). _Качество_ - целостная, инте-гральная хар-к предмета (единство его св-в) в систе-ме его связей и отношений с другим предметами. _Кол-во_ - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развити или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _Мера_диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. _Скачок_переход количе-ственных измерений в качественные или переходизодног качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категори системного исследова-ния: _система_ - упорядоченное мн-вовзаимосвя-занны эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т_ - неразложимый дале компонент сложных предметов, явлений, процессов; _структура_ - отно-сительн устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого

11. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.

Воооще наука – это вся сфера человеч деят-сти, ф-цией кот явл выработка и теоретич систематизация объективн знаний о действ-ти, стойная, строго упоряд система знаний о действ-ти. Признаки науки: объективность, рац-ть, нацеленность на воспр-е законом-стей объекта, системность знаний, проверяемость. Формы научного познания:

1) Парадигма - теория (или модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи

2) Проблема - преграда, трудность объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес

3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно

4) Теория - в широком смысле - комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в более узком и специальном смысле - высшая форма организации научного знания.

Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций:

2)наука как непосредственная производительная сила,

3)как социальная сила (используется при решении различных проблем, возникающих в ходе общественного развития), связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития

В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы.

Сл., многообразие наук об обществе:

1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи.

2) Юридическая наука рассматривает сущность и историю гос-ва и права

3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.

4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества.

5) Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественное значение художественной литературы.

6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.

Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический. Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и. т. д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.

Научное знание, как и другие виды, необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Но сущ-ют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности:

_ В науке, в отличие от искусства, особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания, т.е. наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности

_Воздействие на науку социокультурных факторов (при изменении типа культуры при переходе от одной формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, стили мышления и т.д..

_Научное познание в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и потребностью об-ва в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира.

Как и всякая деятельностьть, научное познание регулируется идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Это:

доказательность и обоснование знания

объяснение и описание

построение и организация знания

Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.


В работе доктора философских наук В. И. Столярова раскрывается специфический подход диалектики к исследованию форм и методов мышления, выясняется ее взаимоотношение с другими науками о познании. Автор анализирует конкретный механизм применения диалектики при решении методологических проблем. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами марксистско-ленинской философии, логики и методологии современной науки.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диалектика как логика и методология науки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Столяров В. И., 1975

/3/ В современную эпоху исключительно быстрого научно-технического прогресса наука гигантскими шагами движется вперед добиваясь все новых и новых успехов в познании самых различных явлений. Вместе с ростом знании происходит коренная ломка научных понятии и всего строя мышления, усложнение процесса познания. В связи с этим существенно усиливается интерес к закономерностям функционирования и развития познавательной деятельности. Люди самых различных специальностей в своей работе непосредственно сталкиваются с особенностями развития современной науки, со спецификой научных понятий и теорий, с вопросом об истинности знаний и путях ее установления, с проблемой сущности и достоинства различных форм и методов познания, условий и границ их применения.

Специально все эти вопросы рассматриваются в таких, имеющих длительную историю областях исследования, как логика, теория познания (гносеология) и методология. /4/ Однако качественно новый этан в их развитии связан с возникновением материалистической диалектики. Именно в трудах классиков марксизма-ленинизма был поставлен и всесторонне обоснован вопрос о разработке материалистической диалектики как логики и методологии науки. Этой теме и посвящена настоящая работа.

Суть проблемы и задачи исследования

Актуальность проблемы, о которой мы ведем речь, обусловлена и внутренними потребностями развития философской науки, а также потребностями теоретического осмысления новых данных естествознания и необычайно сложных общественных процессов. Сегодня особую важность приобретает задача укрепления союза материалистической диалектики и других наук, что немыслимо без разработки диалектики как логики, теории познания и методологии науки.

Однако теоретический подход к указанной проблеме связан с решением целого ряда задач и проблем. /7/ И в первую очередь необходимо выяснить, что означает сама разработка диалектики как логики, гносеологии и методологии науки. Можно ли при этом ограничиться анализом всеобщих законов бытия или же требуется изучение специфических особенностей и закономерностей познания, форм и методов мышления?

Если исходить из того, что диалектика раскрывает только всеобщие связи, свойства и отношения бытия, то правомерно спросить, на каком основании она оценивается как логика, гносеология и методология, которые издавна рассматривались в качестве наук, изучающих закономерности познания, формы и методы мышления. Если же полагать, что проблема разрешается на пути изучения форм и методов мышления, то сразу же возникает вопрос о том, каков специфический аспект их исследования в рамках диалектики как философской науки.

При разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии нельзя обойтись поэтому без уяснения особенностей собственно философского, диалектического подхода к изучению познания, форм и методов мышления, в отличие от позиций других наук, изучающих эти же явления.

Но и это еще не все. Развитие диалектики в ее логико-методологической и гносеологической функциях предполагает изучение с позиций и на основе диалектики различных особенностей и закономерностей познания, форм и методов мышления, познавательных процедур и т. д., т. е. всего комплекса конкретных логико-методологических и гносеологических проблем.

Таковы те основные задачи, которые должны быть решены в ходе всесторонней разработки материалистической диалектики как логики, теории познания и методологии науки.

Трудности решения проблемы

В решении этих задач имеются весьма существенные трудности, которые мы поясним на примере анализа некоторых концепций диалектики как логики и методологии науки, представленных в советской литературе.

Советские философы и логики проделали большую работу в области изучения диалектики в ее логико-методологической и гносеологической функциях. Особенно интенсивно она развернулась начиная со второй половины 50-х годов, что связано со стремлением к полному и всестороннему осмыслению ленинского философского наследства. /10/ Были сделаны многочисленные и порой удачные попытки выяснить действительный смысл ленинской идеи о диалектике как логике и гносеологии, уточнить понятийный аппарат и методы, пригодные для разработки диалектики в этом направлении, подвергнуть анализу различные конкретные логико-методологические и гносеологические проблемы диалектики и т. д.

Однако по многим вопросам, связанным с разработкой диалектики как логики, гносеологии и методологии, до сих пор ведутся острые дискуссии, в ходе которых часто высказываются различные, а порой и прямо исключающие друг друга точки зрения. Можно упомянуть, в частности, дискуссии о взаимоотношении формальной и диалектической логики, диалектики, логики и теории познания, законов мышления и законов бытия, всеобщей диалектико-материалистической методологии и методов частных наук и др.

Однако в логико-методологической литературе под методом познания чаще всего имеют в виду вовсе не теоретические положения, используемые для организации познавательной деятельности (по отношению к ним говорят обычно о методологической функции данных теоретических положений), а нечто иное. Как правило, /16/ под методом понимают правила познавательной деятельности или способ ее осуществления, ее структуру, некоторую совокупность операций, применяемых для решения определенной задачи [13] . Так что если ограничить задачи диалектики анализом всеобщих законов бытия, то возникнут немалые трудности в истолковании ее как логики, гносеологии и методологии в том узком смысле, в каком об этих последних говорится в логико-методологической литературе.

Но может ли ссылка на диалектический характер познания быть достаточным аргументом для обоснования тезиса о диалектике как логике и теории познания? По-видимому, нет. Ведь законы диалектики именно в силу их всеобщности суть не только законы мышления, но и законы физических, химических, биологических и прочих явлений. Однако никто не рассматривает законы диалектики как законы физики, химии и других наук. Правомерно ли в таком случае рассматривать их (на том же основании) как законы логики и теории познания?!

В рамках этого общего подхода существует, однако, самое различное понимание целей, задач и предмета диалектики, поскольку она выступает как логика, гносеология и методология науки. Дело в том, что само применение диалектико-материалистического учения для анализа форм и методов мышления, процесса познания в целом может пониматься по-разному.

Анализ действия всеобщих законов диалектики в сфере познания несомненно одна из важных задач материалистической диалектики. Уже само теоретическое обоснование диалектической природы познания немаловажно хотя бы только потому, что порой такое обоснование подменяется иллюстрациями и примерами из различных областей научного познания. Да и вообще выяснение различных форм проявления и особенностей действия законов диалектики в сфере познания — важное направление разработки теории диалектики. В последнее время появилось немало работ, в которых сделана попытка решить указанную задачу применительно к тем или иным категориям и законам диалектики [23] .

/26/ Но такое обоснование, если им ограничиваться, вряд ли правомерно. Нельзя упускать из виду тот факт, что изучение познания с позиций диалектического метода не есть специфическая особенность одной лишь диалектической логики. Любое исследование познания — идет ли речь о рассмотрении определенных его аспектов в кибернетике, семиотике, психологии, физиологии, эвристике, формальной логике и т. д. — предполагает диалектический подход, соблюдение тех методологических требований, которые формулируются в материалистической диалектике. Если же полагать, что только диалектика рассматривает познание диалектически, а другие науки делают это как-то иначе, то с неизбежностью придется признать целый ряд научных дисциплин принципиально метафизическими, с чем, естественно, трудно согласиться.

Как известно, в литературе, особенно в 20-30-е годы, допускались отдельные ошибки в трактовке отношения формальной логики и диалектики, когда они противопоставлялись друг другу именно по своему методу, причем формальная логика отождествлялась с метафизикой. /25/ В настоящее время такого рода взгляды на отношение формальной логики и диалектики составляют редкое исключение [30] .

Подавляющее большинство советских философов и логиков разделяет ту точку зрения, что современная формальная логика не является метафизической по своему методу и в этом отношении вовсе не противостоит материалистической диалектике.

Обвинение в метафизичности обычно выдвигалось в адрес формальной логики на том основании, что эта наука якобы не изучает изменение и развитие форм, методов мышления, познавательных процедур, ограничиваясь фиксацией лишь относительно устойчивых моментов мыслительной деятельности. Даже если согласиться с таким пониманием современной формальной логики (хотя само по себе оно далеко не бесспорно), то и тогда нельзя делать вывод о ее неизбежной метафизичности. Такая метафизичность будет иметь место лишь в том случае, если в теории не осознается достаточно четко, ясно и определенно смысл и значение абстрагирования от изменений и развития, что действительно характерно для некоторых представителей логики, но вовсе не для формальной логики как науки. Само же по себе абстрагирование от изменения и развития изучаемых явлений (в том числе и познания) на определенном этапе их исследования /26/ вполне соответствует требованиям диалектического метода.

Сказанное выше относительно формальной логики применимо в полной мере и к таким наукам, как психология, педагогика, эвристика, кибернетика, семиотика и т. п. По своему методу, подходу к мышлению, познанию в целом материалистическая диалектика противостоит старой традиционной гносеологии, формальной логике, психологии и другим наукам XVII–XVIII вв., которые метафизически, антидиалектически подходили к познанию. Но это ни в коей мере не относится к современным наукам.

Однако нередко в тени остается вопрос о специфически диалектическом подходе к изменению научных знаний. Ведь такое изменение изучается (или, по крайней мере, может изучаться) не только в диалектике, но и в других науках, например в истории, физике, химии и т. д. Большую роль в исследовании процессов развития научного познания призвана сыграть психология научного творчества [36] . Определенные аспекты эволюции научных теорий можно выявить и при подходе к познанию с позиций кибернетики и теории информации [37] . Трудно обосновать также, почему исследование изменения знаковых средств выражения научных знаний, возникновения и развития формальных методов исследования (например, аксиоматического метода) должно осуществляться именно в диалектике. Скорее это составляет задачу семиотики, формальной логики и вообще логики научного исследования.

Читайте также: