Диагностика по экспериментальной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

1 ДИАГНОСТИКА определения уровней сформированности экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

2 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности Уровни Отношение к экспериментальной деятельности Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Низкий В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Целепологание Планирование Реализация Рефлексия Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности Доводит дело до конца. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя их качеств и свойств. Проявляет настойчивый интерес в достижении результатов, помня о цели работы. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. Может формулировать вывды самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

7 ШЕСТОЙЭТАП ДИАГНОСТИКИ ЦЕЛЬ: Исследовать педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования. Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детскородительского эксперимента Анкета для родителей Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. 1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? 2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? 3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.) 4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

8 Анкета для воспитателей включала в себя 8 вопросов. Первые три вопроса было направлено на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включали изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8 и 9) изучали особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию. Анкета для воспитателей: 1. Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие? 2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования? 3. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)? 4. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть): запреты со стороны взрослого; сниженность познавательных интересов детей; неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.; другие причины (что именно?). 5. Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть): проявляю заинтересованность, расспрашиваю; оказываю эмоциональную поддержку, одобряю; сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; другие методы (какие именно?). 6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты? 7. Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем? 8. В чем особенности детей разного уровня? Спасибо!

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика диагностики уровня овладения способностями поисково – экспериментальной деятельности

Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

3. детское экспериментирование;

4. труд в уголке природы;

5. изобразительная деятельность;

6. конструирование из разных материалов.

Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3.

За первый выбор засчитывается три балла,

за второй – два балла,

за третий – один балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:

Выбор деятельности (1, 2, 3, 4, 5, 6)

Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3.

За первый выбор засчитывается три балла,

за второй – два балла,

за третий – один балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:

Выбор деятельности (1, 2, 3, 4, 5, 6)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Старший воспитатель МБДОУ

_________ Хертек Р.О.

по экспериментированию с разными материалами для родителей

Куулар Чечек-кыс Сыргымайевна.

Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый родитель должен будет провести опыт и определить свойства материалов.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.

Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она обратила внимание на то, что она осталась сухой после дождя. Как же это произошло?

Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему ветки распрямляются?

4. Почему вода не выливается.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось, чтобы вы заполнили

анкеты-отзывы о нашем мероприятии.

Анкета для родителей.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?_________________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

Благодарим Вас за сотрудничество!

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Приложение № 3. Анкеты-отзывы.

1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?

2.Что произвело наибольшее впечатление?

3. Что не понравилось?

4. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

5. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Диагностика исследовательской активности

старших дошкольников в процессе экспериментирования

Задачи педагогической диагностики:

Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.

Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально создан­ных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.

Определить наличный уровень развития исследовательской ак­тивности старших дошкольников.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ванию используется систематическое наблюдение за свободной дея­тельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследова­ние, экспериментирование.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды эксперимен­тирования они используют; какими предметами и материалами пред­почитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования вы­бирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуаль­ные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.

Получив общее представление о содержании детского эксперимен­тирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:

предпочитаемые объекты для экспериментирования;

проявление настойчивости в исследовательском поиске;

умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;

эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;

Для выявления интереса детей к экспериментированию и содер­жанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.

Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимаю­щиеся разными видами деятельности:

— конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.

Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.

№ п / п

Имя ребенка

Выбор деятельности

Цель — выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Содержание ситуации. Ребенку предъявляются предметы и мате­риалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечев­ки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми:

Что можно делать с этими предметами?

Сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему?

Интересно ли тебе было?

Почему ты выбрал именно это занятие?

Что ты сегодня узнал?

Цель — выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

Содержание ситуации. Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании.

Проводится беседа с детьми:

Кто что делал с этими предметами в прошлый раз?

Что при этом узнал?

Кто использовал эти предметы по-своему, необычно?

Что вы сегодня делали?

Кто придумал это делать?

А почему этим захотел заниматься ты?

Когда тебе было интереснее — в прошлый раз, когда ты играл один, или сегодня?

Что нового ты узнал?

Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?

Для выявления особенностей и уровня развития исследовательской активности в экспериментировании можно использовать практические ситуации детского экспериментирования, которые могут быть постро­ены по следующему алгоритму.

1 часть ситуации, знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска реше­ния проблемы в условиях экспериментирования:

выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу воз­можного пути решения проблемы;

самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов).

При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.

часть ситуации, ребенку предоставляется возможность самосто­ятельно продолжить аналогичное исследование путем эксперименти­рования с новыми материалами, предметами, инструментами по же­ланию ребенка.

часть ситуации, проводится итоговая беседа с ребенком, выяв­ляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его
исследовательской активности.

В соответствии со схемой предлагаются следующие эксперимен­тальные ситуации, представленные далее.

Исследовательская задача ребенка — выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

Первая часть ситуации

Перед ребенком стоят макет корабля, тазик с водой, 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, кру­пой, речным песком; коробочки, в которых находятся данные веще­ства; пустая миска или прозрачные стаканы.

Содержание ситуации. Корабль перевозил груз из одного порта в другой. На своем борту он вез мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Ос­тавалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и то­нущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но, к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему?

Если ребенок высказывает предположение, педагог просит объяс­нить, почему он так думает. Затем ребенку предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащи­ми на столе.

Задача ребенка провести самостоятельно эксперимент и разре­шить данную проблему.

Вторая наводящая подсказка: «Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике.

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовались ли под­сказки, какие действия предпринимает и насколько они уверены; сте­пень интереса, активности; результативность, повторяемость дейст­вий, количество вопросов, эмоциональное состояние и самостоятель­ность в использовании других предметов и материалов.

Вторая часть ситуации

Цель выявить уровень устойчивости интереса ребенка к экспе­риментированию и умения переносить знакомые способы деятельнос­ти в новые условия.

Содержание ситуации. Посмотри, на соседнем столе находятся раз­личные материалы и тазик с водой. Если ты хочешь, можешь прове­рить, растворятся они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас?

Фиксируются: готовность ребенка к самостоятельному исследова­нию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания эксперимен­тировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации

Цель — выявить осознание ребенком результатов экспериментиро­вания.

С этой целью проводится индивидуальная беседа:

Расскажи, что ты сейчас делал?

Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?

Что произошло с солью (сахаром, речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?

Понравилось ли тебе решать эту задачу?

Завтра мы будем снова проводить разные опыты. Будешь ли ты в них участвовать?

(Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Цель — выявление знаний детей о способах очистки воды.

Исследовательская задача ребенка: найти различные способы очистки воды.

Первая часть ситуации

Содержание ситуации: шел в пустыне караван (показывается изоб­ражение), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли вот это: марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Они очистили воду и утолили жажду.

Как ты думаешь, как им удалось очистить воду?

Если ребенок высказывает предположение, воспитатель просит объяснить, почему он так думает.

Затем ребенку предлагается проверить свои догадки эксперимен­тальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе (банка с грязной водой, пустая банка, марля, промокашка, сито, дур­шлаг, воронка).

Фиксируется: как действует ребенок, какие пробующие действия предпринимает, обследует ли все имеющиеся материалы, какие вы­сказывания он делает, обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает во время эксперимента, предпринимает ли самостоятельные попытки использовать разные способы очистки воды.

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, какие действия пред­принимает, какое эмоциональное состояние испытывает, каково ре­чевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки ис­пользовать другие материалы для очистки воды.

Вторая часть ситуации

Цель — выявить устойчивость интереса детей к экспериментиро­ванию, умение переносить полученные знания в новые условия.

Когда ребенок проделал данный эксперимент, задаются следующие вопросы:

Тебе понравилось помогать путешественникам?

Ты бы хотел попробовать использовать другие предметы в очистке воды?

Содержание ситуации. Вот здесь стакан с водой Красной Шапочки, которая не выпила ее сразу, а потом обнаружила, что в стакане плавают сосновые иголки, шишки, земля, листочки. Как же ей напиться?

Фиксируются: готовность ребенка к самостоятельному исследова­нию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания эксперимен­тировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации

Цель — выявить осознание ребенком результатов экспериментиро­вания.

С этой целью проводится индивидуальная беседа:

Расскажи, что ты сейчас делал?

Как тебе удалось очистить воду?

Какие предметы тебе в этом помогли?

Хотел бы ты еще прийти и поэкспериментировать?

Цель – выявление знаний детей о плавучести тел в воде.

Исследовательская задача ребенка: определить степень плавучести различных предметов в воде.

Первая часть ситуации

Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему.

Дошкольнику предлагается проверить свои догадки эксперимен­тальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, железным гвоздем, камнем, бумагой, тяже­лой машиной, пустой пластмассовой банкой, тазом с водой.

Фиксируется: принял ли ребенок проблему; какие действия пред­принимает, какое эмоциональное состояние испытывает, каково ре­чевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки ис­пользовать другие материалы для проверки плавучести.

Вторая часть ситуации

Цель выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия.

Содержание ситуации. На другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что тонет?

Третья часть ситуации

Цель выявить осознание ребенком результатов экспериментиро­вания.

С этой целью проводится индивидуальная беседа:

Расскажи, что ты сейчас делал?

Что перепутал художник?

Как ты помогал Незнайке?

Из чего нужно сделать плот?

Что на самом деле плавает, а что тонет?

Тебе понравилось решать эту задачу?

Цель — выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и из­менять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Куда делся сахар?

Блок 1. Знание основных видов природных материалов.

Цель: выявить характер представлений ребенка об основных видах природных материалов.

1. Может ли ребенок определить: где песок, камни, почва, глина, мед?

2. Знает ли ребенок свойства этих природных материалов? (камень, песок, глина, земля).

3. Как человек использует эти природные материалы?

4. Умеет ли ребенок использовать эти природные материалы в жизни, в быту?

Блок 2. Знания об окружающем мире (живая и неживая природа).

Цель: выявить характер представлений об окружающем мире.

1. Предложить ребенку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.

2. Как он узнал, что данный объект живой? Неживой?

3. Почему он считает, что это (называется конкретный живой объект, растение или насекомое) живое?

4. Расскажи, что есть (конкретно называется растение, животное?

5. Сможет ли объект жить без: (педагогу назвать части? Почему?

6. Как думает ребенок, что нужно всем живым существам, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

7. Знают ли дети, что такое ветер, вода, воздух?

8. Как человек использует воздух, воду?

Блок 3. Овладение навыком самостоятельной работы в ходе опыта.

Цель: выявить навык ребенка самостоятельно действовать в процессе опыта.

1. Как называются приборы, которыми ребенок пользуется в процессе работы? (лупа, пробирка, зеркало, колба, пинцет и т. д.)

2. В каких опытах или экспериментах, по мнению ребенка, он может использовать эти приборы? Для чего они необходимы?

3. Умеет ли ребенок читать схему или алгоритм проведения опыта?

4. Пытается ли ребенок, без особой помощи педагога, выполнить задание?

Блок 4. Овладение навыком простейшего анализа и прогноза.

Цель: выявит навыки ребенка производить простейший анализ и прогноз в ходе работы. Умеет ли ребенок ставить цель и формировать гипотезу в ходе работы.

1. Перед опытом предложить ребенку сделать прогноз и анализ своей работы. Почему он так думает?

2. После завершения опыта поинтересоваться у ребенка: совпал ли прогноз и анализ, поставленный в начале работы?

3. Проанализировать, насколько точно ребенок может прогнозировать процесс?

Блок 5. Гуманное отношение ребенка ко всему живому.

Цель: выявить характер отношения ребенка ко всему живому.

1. Любит ли ребенок животных, растения?

2. Зачем нужны животные, растения?

3. Могут ли люди прожить без них?

4. С какими живыми существами ребенку нравится (не нравится) встречаться?

5. С помощью картинок выявить (в ситуации выбора) представления ребенка о нормах к живому:

• Как поступил мальчик? Почему?

• Как бы ты поступил на его месте?

• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Блок 6. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности и его результату.

Цель: выявить положительное отношение ребенка к процессу деятельности.

1. Вызывает и интерес у ребенка опытническая деятельность?

2. Какой любимый опыт у ребенка? Почему?

3. Делает ли ребенок в домашних условиях простейшие опыты и эксперименты?

4. С каким настроением посещает ребенок кружок, факультатив?

5. Как отзывается ребенок об опытнической деятельности?

Презентация для педагогов ДОУ по оформлению уголков экспериментальной деятельности С целью поддержания и совершенствования комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования, в нашем ДОУ был организован.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карты помогут старшему воспитателю провести контроль по экспериментированию - тематический, оперативный, предупредительный.

План-задание к тематической проверке

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля яв­ляются:

изучить условия, созданные в груп­пах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

определить эффективность рабо­ты педагогов по организации и руко­водству опытно-экспериментальной деятельностью;

проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности до­школьников в планах воспитательно-образовательной работы;

■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения:

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

анкета для педагогов (приложение 1);

диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);

карта анализа условий для организации по­знавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей (приложение 3);

карта проверки плана воспитательно-образо­вательной работы (приложение 4);

карта проверки наглядной информации для ро­дителей по проблеме "детское экспериментиро­вание" (приложение5);

карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);

Читайте также: