Деятельность учителя музыки в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Шпакова Е.В. , учитель музыки

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 438 Приморского района

Деятельность учителя музыки в условиях реализации ФГОС

1. Государственные стандарты

Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС .

На сегодняшний день принципы работы по ФГОСам - один из наиболее важных вопросов современной музыкальной педагогики.

Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Фундаментальное ядро ФГОС .

2. Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:

- личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества);

- регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);

- коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.);

- информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).

3.Содержание музыкального образования

▪ музыка религиозной традиции;

▪ шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);

▪ современная (академическая и популярная) музыка.

Музыкальный фольклор позволяет ввести учащихся основной школы в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.

Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, нью - фолк, эстрадная, авторская песня.

Виды музыкально - практической деятельности школьников.

На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно - коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер. На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии.

Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Учителю музыки при использовании данной методики необходимо учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление:

- жанровых признаков (песенность, танцевальность, маршевость – по Д.Б. Кабалевскому);

- признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка);

В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные методики развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Ю. Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование современных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.

Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально - практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других параллелей, родителями, жителями микрорайона должна приобретать значение подлинно художественного события в школьной жизни.

Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников, фиксацию степени участия, обучаемых в проектно-исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.

Информационно - коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Для эффективного преподавания музыки широко используются аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др. В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта) ресурсами сети Интернет.

Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК), разработанным творческими коллективами и изданными в разных ведущих издательствах России.

В учебниках и тетрадях раскрываются основные линии ФГОС, которые включаются в себя следующие обобщенные направления музыкального образования.

В начальной школе (1 – 4 классы):

1. Музыка в жизни человека.

2. Основные закономерности музыкального искусства.

3. Музыкальная картина мира.

В основной школе (5 – 8классы):

1. Музыка как вид искусства.

2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.

3. Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки.

4. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

5. Музыка в семье искусств.

Включение учебников и рабочих тетрадей в уроки музыки в основной школе необходимо рассматривать в единстве следующих компонентов:

адекватные природе музыки, культуросообразные педагогические технологии его освоения базируются на научных теориях и концепциях, отражающих интонационную природу музыки, ее жанрово-стилевую основу, особенности музыкального языка, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимосвязь народной и профессиональной музыки, синтез музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.;

авторами УМК определены виды, формы и способы музыкально-творческой деятельности , которые формируются в процессе становления универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС);

сформулированы планируемые результаты музыкального образования учащихся – личностные, метапредметные, предметные;

представлена воспитательная направленность процесса музыкального обучения, его связь с внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетической деятельности;

определены функции социализации подрастающего поколения средствами музыкального искусства;

обусловлено развитие познавательной, коммуникативной сферы учащихся, их возможности к саморазвитию и самосовершенствованию;

разработаны педагогические условия организации учебного процесса с использованием УМК;

обоснована возможность использования электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения УМК.

Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников

5. Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС

Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным, то есть нужно начинать с себя. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя.

Компетентность педагога включает:

- Изучение нормативной базы ФГОС НОО.

- Курсовая подготовка педагога.

- Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов и её написание.

- Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику.

- Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика.

- Владение ПК и Интернет–ресурсами.

- Изменение роли педагога в образовательном процессе.

- Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.

- Внедрение научно - исследовательской деятельности в практику работы педагога.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?", "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011

Учитель музыки: особенности профессии и обучение

Воспитанность и духовное развитие современных детей целиком и полностью зависит от профессионализма преподавателей музыки. Именно этот школьный предмет помогает сформировать личностные качества учеников. Из полного комплекта художественного воздействия музыкальное воспитание является самым доступным. Музыка способна затронуть самые потаенные уголки души, разбудить затихшие чувства, вызвать эмоциональный взрыв.

Музыкальное воспитание максимально воздействует на духовный мир человека, особенно ребенка. Недаром мамочки в ожидании малыша слушают классические мотивы. Школьникам же музыкальное воспитание преподает высококвалифицированный педагог. Рассмотрим подробнее особенности профессии и обучение учителя музыки.


Описание

В педагогическом составе детских садов и школ присутствуют преподаватели художественных дисциплин. Именно на них возлагается развитие и формирование в учащихся культурной и эмоциональной грамотности. Однако больший вклад в столь серьезное дело вносят учителя музыки. Они же являются главными носителями музыкально-теоретических знаний, что и является основой их работы. Помимо формирования художественной грамотности, преподаватель музыки должен раскрыть музыкальные предпочтения ребенка. Говоря простыми словами, он должен определить, кому нравится петь, а кому играть на музыкальных инструментах. И при возможности постараться помочь ребенку развить талант.

Музыкальный педагог обязан быть подкованным в профессиональной сфере. Он должен знать музыкальные жанры, уметь объяснить разницу между мелодиями Бетховена и Шуберта. Именно учитель музыки сможет рассказать, какими приемами музыкальной техники пользовался Фредди Меркьюри.

Мало кто знает, но известные классические композиторы в свое время вели преподавательскую деятельность, например, Шопен или братья Рубинштейн.


Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов.

Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность сочетает в себе много различных функций, поэтому выделяют такие виды деятельности педагога: обучающая, воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно-диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности структуру и в то же время определенную специфику.

Педагогическая деятельность имеет свою структуру (см. таблица 1), в которой особое место занимают цели и задачи. Цель - это осознанный желаемый peзультат. Задача — более конкретный в определенных условиях результат.

Структура педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности

Выдвижение педагогической целей и постановка задач

Реализация цели и задач

Выбор и применение средств и способов решения педагогических задач и достижения целей

Сличение полученного результата с выдвинутыми целями и задачами и определение эффективности осуществленной педагогической деятельности

В общем виде педагогические цели и задачи обуславливаются социально-культурными потребностями общества, зависящими в первую очередь от идеологии и уровня экономического развития государства, и корректируются с учетом возраста учащихся, специфики учебного предмета, актуальных для данных трупп детей воспитательных позиций и т.д. Для того чтобы цели и задачи имели реальный характер и при воплощении приводили к адекватному результату, желательно их четкое осознание не только педагогом, но и учащимися. В этом случае уси­лия педагога по их достижению будут подкрепляться ориентированными на заданный результат, действиями учеников, обеспечивая педагогическому процессу характер активного взаимодействия.

Второй компонент структуры педагогической деятельности - выбор и применение средств и способов воздействия на учащихся (организации взаимодействия между педагогом и учащимися) - является по своему характеру исполнительским. Этот выбор касается как собственно учебного материала (фактического, понятийного, предметного, изобразительного, графического и т.д.), так и действий, операций с ним. В первом случае учитель проводит осмысление и структурирование учебного материала, используя имеющуюся у него информацию, намечает средства обучения, систематизирующие, поясняющие учебный материал.

И, наконец, третий компонент педагогической деятельности - это контроль, т.е. самоанализ и самооценка деятельности с позиций соответствия достигнутого результата поставленным целям и задачам. Названный компонент, психологически базирующийся на рефлексии (процессе познания и осознания субъектом собственных состояний и действий), представляет собой важнейшим фактором целенаправленного совершенствования содержания и характера любой деятельности. В педагогической деятельности эту роль выполняет педагогическая рефлексия, которая обеспечивает учителю осознание и последующую коррекцию отдельных сторон своей деятельности. Естественно, необходимость выявления эффективности собственной деятельности с целью ее совершенствования требует от учителя глубокого понимания ее содержательной и операциональной сторон, системного видения ее элементов, представления об оптимальных (применительно к поставленным целям и задачам и наличным условиям) средствах и способах ее реализации.

Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к определению его деятельности как музыкально-педагогической. При этом надо подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению задач музыкально-эстетического воспитания детей именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении учащихся к музыкальному искусству.

Музыкально-педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как имеющую свою особую структуру (см. таблица 2), определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика же музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе разные виды деятельности.

Структура музыкально-педагогической деятельности

Музыкально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний, взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения. Особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе памяти, воображения (О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Г.С. Ригина и др.)

«Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания.

«Весь урок, начиная с входа учащихся в класс и кончая выходом из класса, пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники – вот основные действующие лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде всего с его лучшими образцами, составляет главное содержание занятия. Учитель, опираясь на программу, служащую ему надёжным компасом в проведении урока, помогает школьникам эмоционально глубоко проникать в музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности, воспитывать художественный вкус, потребность в общении с музыкой. При этом прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и развития личности.

Школьный урок музыки это урок, который является частью целостного образовательного процесса.

Академиками РАО В. А. Сластениным и В. Л. Матросовым были определены черты современного учителя[17]:

– высокая гражданская активность и социальная ответственность;

– любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;

– подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

– высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления;

– потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

– физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Все эти качества нового учителя, несомненно, относятся и к профессии учителя-музыканта. В школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем – музыкантом – профессионалом. Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки можно представить в виде следующей таблицы:


Из данной таблицы видно, какими многочисленными необходимыми способностями должен обладать современный учитель музыки для профессиональной деятельности в школе:

– способность к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов уроков музыки и внеклассных форм работы;

– способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой;

– способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового пения, игры в оркестр) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;

– способность к общению с учащимися, сотрудничеству;

– способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;

– способность объяснять, передавать знания, обучать;

– способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия в педагогической деятельности;

– способность к творчеству, импровизации;

– способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эстетической эмпатии.

Все блоки формирования личности учителя, составляющие его музыкально-педагогическое мастерство, представляют систему, в которую укладываются все вопросы профессиограммы. Профессиограмма учителя музыки – это его квалификационная характеристика, которая является главным документом, требованием и руководством в работе учителя. От выполнения этого руководства будет зависеть уровень деятельности учителя музыки в школе. Профессиограмма должна помочь учителю-практику определить оптимальный круг знаний, навыков и умений, способностей и качеств, необходимых для музыкального воспитания детей, должна стать руководством в его классной и внеклассной работе, будет способствовать развитию самообразования и творческого роста учителя.

Еще одно отличие. Актер играет в день один спектакль, учитель же дает в день три-четыре постановки, ибо ежедневная норма учительского труда – три-четыре урока. На практике же она перекрывается во много раз. Причем уроки проводятся с разным контингентом учащихся: вопросы музыкального самообразования восьмиклассников, приобщение к высшим музыкальным достижениям человечества перемежаются в работе учителя музыки с первыми шагами первоклассников в хоровом пении. Кроме того, во всех классах своя тональность урока, свои виды деятельности. А если сюда прибавить и внеклассную работу – хор, помощь в организации музыкальных праздников в классах, то получится 6–7 часов в день. При этом учитель-музыкант должен:

– умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;

– быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;

– учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;

– быть организатором, обеспечить оптимум своей и ученической музыкальной деятельности, оборудовать кабинет музыки, оснастив его всем необходимым;

– хорошо играть на инструменте, чутко аккомпанировать, уметь пользоваться современной звуко– и видеовоспроизводящей техникой;

– проявлять внимательность и чуткость;

– сопереживать учащимся на уроке.

Все это и многое другое лежит в основе работы учителя музыки. И со всем этим он справляется, если обладает актерскими задатками, а также, если у него хорошее самочувствие, рабочее и творческое. Для этого необходимо овладевать актуальной совокупностью психологических умений, позволяющих вести занятия с наименьшими нервными потерями и получать наивысшую педагогическую отдачу.

Учителю музыки полезно знать разнообразные приемы сохранения хорошего самочувствия. Ими могут быть: взгляд на хорошего ученика, ожидание от учащихся благодарности за урок, предвкушение интересного раздела урока, музыкального произведения, увлекающей темы занятия.

Еще одно понятие из театральной педагогики, актуальное для педагогической самоподготовки учителя музыки: сверхзадача урока. Основываясь на ней, можно заметно улучшить свое настроение, вести урок спокойно, имея в виду прекрасную конечную цель своих музыкальных занятий со школьниками. Именно сверхзадача, которую учитель ставит себе, проектируя урок, помогает сохранять душевную силу. Это средняя и дальняя перспективы музыкального обучения, учительский стратегический план.

Поглощенность целью одного урока, без ориентации на сверхзадачу, лишает учителя музыки и его воспитанников перспективы, что пагубным образом может сказаться на творческом самочувствии обучающего. Именно хорошо сформулированная сверхзадача уроков в определенном классе делает учителя музыки мудрым и сильным, спокойным и добрым, поднимает его над частными задачами отдельных уроков, педагогических коллизий.

В арсенале необходимых профессиональных качеств учителя, по мнению Г. М. Коджаспировой имеются: педагогический такт, скрытая педагогическая позиция, сочетание требовательности и уважения к личности воспитанника, опора на положительное и создание ситуации успеха, учет уровня общей воспитанности личности и уровня развития коллектива, динамика и диалектика педагогического требования, развитие творческого потенциала личности воспитанника[18].

В создании полноценных уроков музыки крайне важно такое психологическое качество, как учительская зоркость, которая сродни зоркости актерского взаимодействия. Будет прекрасно, если учитель музыки сумеет увидеть всех и каждого, но как бы изнутри; тогда в его сознании словно открывается экран, на котором пульсируют мысли и чувства ученика. Зорко наблюдая за учащимися, изучая особенности их восприятия и поведения, можно научиться получать достаточную информацию об исполняемой песне, о предлагаемом для слушания музыкальном произведении, о конкретном методе работы, виде музыкальной деятельности. И все это можно постичь лишь при одном взгляде на своих учеников.

Кроме того, важен самоанализ учительских действий: полезно бывает время от времени записывать несколько своих полных уроков на видео– или магнитофонную пленку и затем анализировать весь полученный материал от начала до конца.

Важны на уроке музыки и оптимизм и доброта учителя. Если учитель музыки доброжелателен и готов помочь ученику, то требования его спеть соло или сравнить одно сочинение с другим – разъединяют, а объединяют учителя и ученика, превращают пение, ответ у доски как бы в совместное восхождение на гору. Надо делать свое настроение, быть приветливым. Приветливость как черта характера сохраняет учителю музыкальные резервы душевных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении и взгляде.

На стиль отношений в процессе учительского общения настолько существенно влияет стиль организаторской (управленческой) деятельности педагога, что в зависимости от этого часто выделяют и три стиля педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, пресечении всякой инициативы учеников, отсутствии обсуждения принимаемых учителем решений. Учитель один управляет классом, контролирует и координирует работу учащихся. Основные формы связи – приказ, указание, инструкция, выговор, благодарность, отрывистая команда. Небезынтересны и такие черты поведения учителя: он лаконичен в обращении с учащимися, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям, он редко улыбается, больше хмурый.

Демократический стиль учителя отличается коллективным обсуждением проблем в классе, поощрением учителем инициативы учащихся, активным обменом информацией между учителем и учащимися, принятием решений на общем собрании хорового коллектива. Демократичный учитель прислушивается к мнению ученического коллектива, выполнение задачи им мотивируется, усилия учеников поощряются. В результате у школьников формируется уверенность в себе, развивается самоуправление. Демократичный учитель старается оптимально распределить учебные нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности учеников. Основные способы его общения – просьба, совет, информация.

Попустительский стиль – выражается в добровольном отказе учителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам классного коллектива. Попустительский стиль называют часто либеральным, или анархическим. Фактически учитель самоустраняется от ответственности за происходящее.

Помимо этого, педагогическая наука вычленяет еще три стиля отношения учителя к классному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый.

Устойчиво-положительный стиль учителя характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении с детьми. Учитель этой группы отличается яркой педагогической направленностью, любит детей.

Пассивно-положительный стиль учителя характеризуется нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к детям. Сухость общения и официальный тон, требовательность и сугубо деловые отношения присущи такому учителю.

Неустойчивый стиль отношения учителя к детям характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной установке. Учителя этой группы нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка личности ученика и манер поведения зависят от сложившейся в данный момент ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Уроки музыки до рождения

Уроки музыки до рождения • Кроха начинает реагировать на звуки уже с 5-го месяца внутриутробной жизни. Сначала он воспринимает их костной системой, а ближе к 22-й неделе начинает слышать ушами.• Первая и самая приятная для него мелодия – биение вашего сердца. Еще он слышит,

УРОКИ МУЗЫКИ

3.4. Особенности восприятия музыки детьми

3.4. Особенности восприятия музыки детьми Музыкальное восприятие имеет, помимо прочих, возрастные закономерности. Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, и психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход

3.5. Восприятие серьезной и легкой музыки как социокультурная проблема

3.5. Восприятие серьезной и легкой музыки как социокультурная проблема Кроме индивидуальных различий в восприятии, современная музыкальная психология выявляет отличия, обусловленные множественностью и разнообразием продуктов современной музыкальной культуры. При

Учитель и ученики

Учитель

Я – учитель…

Я – учитель… Я – Любовь и Преданность,Вера и Терпение.Я – Радость и Сорадость,Страдание и Сострадание.Я – Истина и Сердце,Совесть и Благородство.Я – Ищущий и Дарящий,Нищий и Богатый.Я – Учитель и Ученик,Воспитатель и Воспитанник.Я – Прокладывающий

Учитель от Бога

Учитель от Бога Спросят: Ищем учителя от Бога, где он?Отвечаем:– Вот он, сердце отдаёт детям…– Вот он, горит как свеча…– Вот он, с улыбкой стремится к детям…– Вот он, плачет вместе с Ребёнком…– Вот он, в молитве за детей…– Вот он, спасает Ребёнка…– Вот он,

Учитель

Учитель Милый мой Человек, мой учитель Дейда Варо!Из всех Ваших учеников сороковых годов прошлого века учителем стал я один.А я стал учителем как бы против своей воли.Я не любил эту профессию, потому что недолюбливал многих своих властных учителей. Но если все же

Учитель

Учитель Учитель – это человек, который учит детей в школе. Твои дедушка и бабушка, папа и мама, сестра или брат, конечно же, помнят своих школьных учителей, хотя учились в школе давным-давно. Как можно забыть тех людей, которые учили тебя читать и считать, рисовать

3. Технология подготовки урока музыки

Глава 1 План и конспект урока музыки

Глава 1 План и конспект урока музыки Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними

1. Восприятие музыки

1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки. В процессе восприятия музыки

Учитель и ученик

Читайте также: