Деятельность террористических организаций на территории рф и характер их угрозы для россии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Терроризм – реальная опасность. Сегодня террористически организации пользуются всеми современными доступными видами коммуникаций для вербовки в свои ряды граждан России. Важно быть бдительными и не доверять незнакомцам в интернете.

Терроризм – угроза национальной безопасности Российской Федерации


Основные тенденции современного терроризма:
а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;
б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;
г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;
д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;
е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;
ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;
з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.

Терроризм – серьезный вызов национальной безопасности России. Как угроза национальной безопасности терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны. Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения не только влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны, но и одновременно подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность государства, веру граждан в свое государство, способствуют подрыву авторитета власти среди населения, а в ряде случаев даже парализуют действия властей.

Как криминальное явление терроризм – противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в этих целях.

Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, нанести экономический ущерб государству, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов. При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических либо экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств, в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы.

Остаточный эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.


Непосредственно терроризм воплощается в виде террористического акта - совершения преступления террористического характера, являющегося завершающим этапом террористической операции.

Терроризм – многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

  • жизнь и здоровье граждан;
  • объекты критической инфраструктуры;
  • природную среду;
  • информационную среду;
  • органы государственного управления;
  • государственных и общественных деятелей.
Террористические акты могут быть следующих видов:

Похищение. Похищение, как вид теракта, обычно совершается группой лиц по предварительному сговору. Как правило, похищению подвергаются известные или значительные фигуры, что обязательно должно привлечь внимание общественности: популярные политики, крупные чиновники, известные журналисты, дипломаты.

Вооруженное нападение без смертельного исхода и причинения значительного имущественного ущерба. Осуществляется террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.

Покушение и убийство. Один из распространенных методов терроризма. Осуществляется с применением холодного и огнестрельного оружия, может осуществляться наездами на скопления людей транспортными средствами.

Ограбление (экспроприация). Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды. Наибольший размах приобретает в периоды революционной дестабилизации.

Захват зданий. Чаще всего налетам подвергаются здания посольств, правительственные учреждения, партийные офисы. Чеченский терроризм продемонстрировал пример нападения на больницы и школы с захватом заложников. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов течения хода дел им предоставляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.

Взрывы и поджоги. Устраиваются террористами в местах массового скопления людей: на рынках, вокзалах, стадионах, торговых центрах, зданиях, в общественном транспорте и других местах.

Кибертерроризм (кибервойна) – нападение на компьютерные сети. Появление этого явления связано с увеличившейся ролью компьютеров во всех сферах жизни и с зависимостью нормальной жизнедеятельности инфраструктур от сохранности компьютерных сетей. Нападение на компьютеры посредством несанкционированного доступа производится в целях саботировать и дезорганизовать работу соответствующих учреждений.

В настоящее время рассматривается возможность использования террористами в преступных целях ядерных, химических, биологических боеприпасов.

Ядерный терроризм предполагает использование в качестве оружия ядерных веществ и радиоактивных материалов. Это может быть ядерное взрывное устройство, заражение местности радиоактивными веществами без проведения ядерного взрыва, нападение террористов на ядерный реактор с намерением его разрушить и осуществить радиоактивное заражение местности.

Биологический терроризм представляет собой использование против населения биологических средств ведения войны (бактерии, вирусы, риккетсии) с целью уничтожения максимального количества людей. Наиболее распространенными и доступными биологическими агентами для проведения терактов являются возбудители опасных инфекций (типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии).

Химический терроризм предполагает использование химического оружия или опасных химических веществ в террористических целях. Это может быть нападение с намерением вызвать массовые жертвы среди населения. Или теракт с применением химического оружия может проводиться с намерением шантажировать, причинить экономический ущерб, отравить продовольственные продукты, воду и т. п.


В настоящее время актуальна угроза применения электромагнитного терроризма; он заключается в том, что создается мощный электромагнитный импульс, который воздействует на уязвимые электронные элементы цивилизационной среды, так называемые критические инфраструктуры, представляющие собой электронную аппаратуру самого разнообразного назначения – от компьютеров до охранной сигнализации и средств связи. Таким образом, компьютерный терроризм можно рассматривать как частный случай электромагнитного терроризма с использованием мобильных средств.

Космический терроризм представляется отдаленной перспективой, но увеличивающееся количество спутников на орбите и становящееся реальным создание космических аппаратов странами третьего мира приближает то время, когда он станет также реален, как захват самолета. Применение космического терроризма подразумевает, во-первых, уничтожение спутников и других космических аппаратов или создание помех, препятствующих их нормальной работе. Во-вторых, – это захват и использование космических аппаратов для обеспечения террористов связью или для использования в боевых террористических операциях.

Тенденции в проявлениях терроризма таковы, что наиболее актуальной является угроза применения средств массового поражения, так как сегодня компоненты ядерного, химического и биологического оружия стали более доступными, чем это было несколько лет назад. Причем, химическое оружие более доступно, проще и дешевле в производстве, компактнее в сравнении с ядерными и биологическими материалами. Следовательно, использование химического оружия может быть наиболее перспективным с точки зрения террористов.

Реально существует опасность использования средств электромагнитного и кибернетического терроризма. Действительно, в отличие от ядерного, биологического, химического терроризма, электромагнитное воздействие или кибератака не оставляет следов, не требует от террористов индивидуальной защиты и маскировки. Акции могут осуществляться одновременно по большому числу целей, дистанционно и с использованием мобильных средств.


Реальность угрозы осуществления различных видов террористических актов одной из основных задач ставит заблаговременное создание необходимых ресурсов, сил и средств для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий.

Отметим лишь, что уже к июлю 1991 г. в бывшем СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, в том числе более 100 военнослужащих и сотрудников МВД, ранения получили более 10 тысяч граждан, а свыше шестисот тысяч из них стали беженцами.

В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности, включая сюда и МВД, и ФСБ (КГБ-МБ-ФСК), прокуратуру, армию и частные охранные предприятия.

Последнее обстоятельство стало, по нашему мнению, новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

Выше перечисленные обстоятельства вызвали насущную потребность в разработке общегосударственной программы и системы мер борьбы с терроризмом, которая, как организационно-практическая задача, однако, не была решена в намечавшиеся сроки (летом 1994 г.). Разработка и реализация такой программы на практике предполагает, на наш взгляд, необходимость уяснения таких вопросов, как:

  • содержание террористической деятельности (ее субъекты, их цели, задачи, средства, методы деятельности и т.д.);
  • факторы, обусловливающие рост числа террористических проявлений в стране в настоящее время;
  • система признаков подготовки террористических актов, их организаторов, исполнителей и пособников;
  • тактика действий террористов;
  • отечественный и зарубежный опыт борьбы с терроризмом и т.п.

На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта последних лет к числу действий террористов можно отнести: убийства и покушения на них, захват и удержание заложников, транспортных средств, относя сюда и воздушные суда, разного рода объектов - посольств, штаб-квартир политических партий и организаций, мест проведения международных и иных общественно-политических акций, казарм, населенных пунктов, вокзалов и т.п., организацию взрывов, похищений людей, поджогов, оказание давления, сопряженного с насилием, на государственных служащих, общественных деятелей, судей, прокурорских работников и т.д. с целью совершения действий, отвечающих планам и намерениям террористов.

Именно так терроризм характеризуется в целом ряде международно-правовых документов, в отличие от ныне действующего российского уголовно-правового законодательства.

Не имея полной динамико-статистической картины террористических проявлений в России в 1990-1995 гг. (а для разработки конкретной действенной системы мер борьбы с терроризмом она крайне необходима!), отметим лишь, что по результатам анализа выборочных данных можно заключить, что удельный вес терактов с использованием взрывчатых устройств весьма высок, причем нередко используются мощные современные ВВ со сложным дистанционным управлением.

Если физические лица, могущие стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента (СБП), Главного управления охраны (ГУО РФ), частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.

И если в 1990-1993 гг. мы отмечали рост направленных террористических проявлений, то и роста терроризма рассеянного в ближайшие годы исключить нельзя.

Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.

И если в настоящее время мы не можем говорить, за очень небольшим исключением, о наличии разветвленных террористических групп в России, имеющих свои источники и базы материально-технического оснащения, подготовки исполнителей конкретных акций, госпитали, мастерские оружия и амуниции, то также нельзя исключать и возможность их появления в будущем. Тем более, что имеются факты легального и полулегального существования отдельных незаконных вооруженных и военизированных формирований.

Это также ставит вопрос об уголовно-правовой квалификации деяний лиц, являющихся пособниками и участниками подобных группировок.

Каковы же причины столь широкого распространения терроризма сегодня и что представляют собой факторы, благоприятствующие его распространению?

Все перечисленные обстоятельства влияют как на процесс формирования экстремистской идеологии и формирование субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер деятельности правоохранительных органов, на выработку общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.

Для эффективной организации противодействия терроризму необходимо также учитывать и такую его характеристику как идейно-теоретическая мотивировка или направленность. Российские исследователи в принципе согласны со следующей его классификацией по этому основанию, признаваемой и их западными коллегами:

На наш взгляд, в немалой степени эти проявления связаны с организованной преступностью, ее планами проникновения в экономику и легальные сферы предпринимательства. Есть основания прогнозировать достаточно высокий удельный вес подобных деяний и в ближайшем будущем.

Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет также учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.

К числу внутренних факторов роста терроризма, на наш взгляд, относятся:

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована в том числе и на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

В целом же, как представляется, эта программа, призванная стать важной составной частью федеральной программы борьбы с преступностью, принятой летом 1994 г., должна включать следующие подразделы или блоки:

Но наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.

Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.

Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

Однако на сегодняшний день, пожалуй, нет оснований говорить о готовности многих действующих в России социально-политических субъектов совместно противостоять росту терроризма и экстремизма во имя достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.

Конец XX и начало XXI века характеризуются значительным увеличением в мире и РФ количества и тяжести последствий террористических актов. Терроризм классифицируют по ряду признаков: по численности и организованности участников, по использованному вооружению (одиночного, группового или массового поражения, спецсредств), по объему (масштабу) действий, по мотивам, цели и направленности, по последствиям (состоявшимся или ожидаемым), по материально-психологическому воздействию на людей и др.

Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве [14].

Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги и взрывы жилых домов, магазинов, вокзалов, мест общественного пользования, штаб-квартир политических партий и т. п. В современное время наиболее эффективным методом террора является насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к террору людей [15].

Таким образом, международный терроризм можно определить как хорошо отлаженную систему взаимосвязей между террористическими организациями всего мира, каждая из которых хорошо структурирована, имеет надежные каналы поступления финансовых средств и оружия, пользуется популярностью у некоторых слоев населения и выступает на стороне сил сепаратизма и децентрализации.

Типология терроризма. Эксперты, изучающие феномен терроризма выделяют шесть основных типов современного терроризма: националистический и религиозный терроризм, терроризм с поддержкой государства, терроризм левых экстремистов, терроризм правых экстремистов, терроризм анархистов [17].

Типичные примеры – Ирландская Республиканская Армия и Организация Освобождения Палестины. Обе организации в 90-х годах заявили, что они отказываются от террористических методов. К этому же виду террористов эксперты относят организации Баскская родина и свобода, которая намерена отделить районы традиционного проживания басков от Испании, и Партия трудящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории Турции.

Терроризм с поддержкой государства. Некоторые террористические группы были преднамеренно использованы правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Такие террористы опасны, прежде всего, тем, что их ресурсы обычно намного мощнее, они могут даже производить бомбардировки аэропортов. Одно из наиболее громких дел – использование Ираном группы молодых боевиков для захвата заложников в американском посольстве в 1979 году.

Терроризм правых экстремистов. Правые экстремисты часто связаны с западноевропейскими неонацистами. Их задача – борьба с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами. Неофашисты нападают на иммигрантов и беженцев, пытаются настроить против них население страны. Такие группы характеризуются расистскими и антисемитскими взглядами.

Терроризм анархистов. Террористы-анархисты были глобальным феноменом с 1870-х по 1920-е годы. Один из президентов США Вильям Макинли был убит анархистом в 1901 году. В России в этот же период анархисты совершили немало успешных терактов. Некоторые эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.

Особенности терроризма в современной России. Для современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В 1994 году началась борьба с незаконными вооруженными формированиями не территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее время. Рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории Чечни, так и в разных регионах России [18].

Система мер борьбы с терроризмом. Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:

- правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

- административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

- специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.

Анализ террористической деятельности позволяет выделить следующие виды террористических актов [19, 20].

Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т.п.) – данная деятельность проявляется в виде подрывов транспортных средств или зданий с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. Объектами террористических атак являются также жилые здания, магазины, банки, гостиницы, аэропорты, транспортные магистрали, производственные сооружения.

Похищение – как правило, похищениям подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты. Совершаются они для того, чтобы добиться исполнения политических требований, для устрашения господствующих слоев, получения средств на деятельность организации.

Покушение и убийство – этот вид является одним из основных методов ведения терроризма, отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию. В настоящее время активно используется революционными террористами. При совершении покушений чаще всего применятся холодное и легкое стрелковое оружие, ручные гранаты, минометы и гранато­меты.

Хайджекинг – захват того или иного транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Чаще всего имеют место захваты самолетов, также обозначаемые как скайджекинг. Первый случай авиапиратства произошел в 1930 г. Масштабы авиатерроризма заставили правительства и авиакомпании предпринять меры по борьбе с пиратами.

Захват зданий – этот вид теракта активно применялся левыми террористами в Европе, а также латиноамериканскими партизанами и палестинскими организациями, использующими тактику международного терроризма. Чаще всего налетам подверга­ются здания посольств, правительственные учреждения, партийные офисы. Чеченский терроризм дал примеры нападений на больницы. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов хода дел им предоставляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.

Вооруженное нападение – без смертельного исхода и причинение незначительного ущерба имуществу. Данная деятельность обычно осуществляется террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.

Ядерный терроризм[21] предполагает использование в качестве оружия радиоактивных материалов. Это может быть ядерное взрывное устройство, заражение местности радиоактивными веществами без проведения ядерного взрыва, нападение террористов на ядерный реактор с намерением его разрушить и осуществить радиоактивное заражение местности. Наиболее вероятные источники приобретения террористами ядерных материалов: поставки со стороны поддерживающих терроризм государств (Северная Корея, Ирак, Иран, Ливия) или покупка на черном рынке. Ядерный терроризм чрезвычайно опасен, так как потенциальной опасности смерти подвергается множество людей.

Биологический терроризмпредставляет собой использование биологических средств ведения войны (бактерии, вирусы, и т.п.) против населения с целью уничтожения максимального количества людей. Террористические организации могут получить биологические средства в результате собственного производства или закупок на черном рынке. Производство бактериологического (биологического) оружия требует высокооснащенных лабораторий и больших затрат, поэтому для большинства террористических организаций затруднительно. Более реальный источник — поставки со стороны государств третьего мира.

Химический терроризмподразделяется на две основные категории. Во-первых, нападения с намерением уничтожить максимальное количество человек, в этом случае отравляющие вещества распыляются в замкнутых пространствах с большим скоплением людей. Во-вторых, теракты с намерением шантажировать, причинить экономический ущерб, осуществляются путем отравления продовольственных продуктов, воды и т.п. Химическое оружие более доступно, проще и дешевле в производстве, компактнее в сравнении с ядерными и биологическими материалами.

Компьютерный терроризм (кибертерроризм)предполагает атаки на вычислительные центры, центры управления военными сетями и медицинскими учреждениями, банковские и другие финансовые сети, средства передачи данных посредством компьютерных сетей. Может осуществляться с целью саботажа (правительственных учреждений и т.п.), причинения экономического ущерба (крупным производственным корпорациям), дезорганизации работы с потенциальной возможностью смертей (атаки на аэропорты и т.п.).

Применение космического терроризма подразумевает, во-первых, уничтожение спутников и других космических аппаратов или создание помех, препятствующих их нормальной работе, во-вторых — захват и использование космических аппаратов для обеспечения террористов связью или для использования в боевых террористических операциях. Осуществление космического тер­роризма — задача, требующая значительных финансовых средств, интеллектуальных и материальных ресурсов.

К новым средствам проведения террористических акций относится электромагнитный терроризм. Концепция применения мощных электромагнитных импульсов в качестве поражающего средства относится, по крайней мере, к моменту исследований радаров во время Второй мировой войны. Эти идеи имели несколько этапов своего развития. В 1980-е гг. они стали более реальными в силу развития источников, способных создавать пиковые мощности порядка нескольких гигаватт, и миниатюризации элементной базы радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) военного и общегражданского назначения.

Ликвидация последствий террористических актов. Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов чрезвычайных ситуаций, возникающих при совершении террористических актов [19,20].

Особенности террористических актов определяют задачи органов управления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения при террористических актах и ликвидации их последствий 23.

Основными задачами органов управления РСЧС по противодействию терроризму являются: уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов; разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц; в том числе на опасных производственных объектах и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов; внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов; осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов; подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, наиболее вероятных при террористических актах; определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

Основными задачами органов управления ГОЧС по защите населения при террористических актах являются: постоянный анализ и прогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористической деятельностью; осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защите потенциально опасных объектов и населения от терроризма; поддержание в готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий террористических актов.

В ходе ликвидации последствий террористических актов особое внимание должно уделяться вопросам оказания помощи пострадавшим, смягчения последствий воздействия поражающих факторов. Основными видами аварийно-спасательных и других неотложных работ в этих условиях являются: разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние зданий, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации); ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; эвакуация пострадавших и материальных ценностей; организация оповещения, управления и связи; обеспечение общественного порядка; работа с родственниками пострадавших; разборка завалов, расчистка местности, рекультивация территории (при необходимости).

Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах в жилых домах, общественных и производственных зданиях и на объектах транспорта связан с разблокированием пострадавших из завалов.

Изложенные особенности должны учитываться в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура органов власти и подразделений по борьбе с терроризмом.По Закону субъектами, не­посредственно осуществляющи­ми борьбу с терроризмом в Рос­сийской Федерации, являются: Федеральная служба безопасно­сти (ФСБ), Министерство внут­ренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Феде­ральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО) и Федеральная пограничная служ­ба (ФПС). Субъектами, уча­ствующими в предупреждении, выявлении и пресечении терро­ристической деятельности в пре­делах своей компетенции, явля­ются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Организационная структура органов власти и подразделений по борьбе с терроризмом представлена на рис. 122.


Рис. 122. Структура органов власти по борьбе с терроризмом

ФСБ и ее территориальные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

Пограничные органы и пограничные войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвуют в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организации.

Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Функции Федеральной антитеррористической комиссии:

– разработка политики и рекомендаций по борьбе с терроризмом;

– сбор и анализ информации;

– координация действий федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом;

– участие в подготовке международных договоров и участие в совершенствовании законодательства по борьбе с терроризмом.

Контрольные вопросы

1. Дать классификацию чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

2. Силы и средства ГОЧС.

3. Организация защиты населения при ЧС различного характера

4. Особенности защиты населения на радиоактивно зараженной местности.

5. Устойчивость работы отраслей и объектов экономики в ЧС.

6. Содержание неотложных спасательных, восстановительных и других работ (НСВР) в очагах поражения.

Терроризм — многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

  • жизнь и здоровье граждан
  • объекты критической инфраструктуры
  • природную среду
  • информационную среду
  • органы государственного управления
  • государственных и общественных деятелей

Эксперты-террологи выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Основными из них являются: политический терроризм, националистический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм.Основной метод террористической деятельности – шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинением значительного имущественного ущерба либо наступлением иных общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Политический терроризм

Политический терроризм — это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране. Субъектами политического терроризма, как правило, выступают радикальные политические партии, отдельные группировки внутри партий или общественных объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление.

Религиозный терроризм

Религиозный терроризм проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии.

Националистический терроризм

Националистический терроризм выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти. Националистический терроризм органически связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушении территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства.

Технологический терроризм

Наиболее опасен технологический терроризм, заключающийся в применении или угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ.

Основными тенденциями развития современного терроризма являются:

  • расширение географии терроризма в мире и его интернационализация
  • усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма
  • повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой
  • усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности
  • рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур
  • стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей
  • попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств
  • использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций
  • разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв

Субъекты терроризма, способы совершения террористических актов:

Субъекты терроризма — организации, а также отдельные лица (группы лиц), организующие и осуществляющие террористическую деятельность (или способствующие её подготовке и проведению), направленную на нанесение ущерба охраняемым законами Российской Федерации интересам личности, общества и государства.

Способы совершения террористических актов — определенный порядок и последовательность применяемых средств и приемов, используемых террористом (группой или организацией) для совершения террористического акта.

Наиболее типичные способы террористической деятельности:

  • нападение, совершаемое как открыто, так и из засады
  • минирование объектов промышленности, транспорта, связи, военных объектов, жилых и административных зданий
  • минирование мест постоянного нахождения или маршрутов передвижения объекта преступного посягательства
  • применение взрывчатых и отравляющих веществ, закамуфлированных под бытовые предметы, а также в почтовых посылках или бандеролях, адресованных конкретному лицу (жертве)
  • вооруженный захват заложников
  • распространение вредных для здоровья людей радиоактивных, химических, биологических и иных опасных веществ и их компонентов
  • применение элементов компьютерных и информационных технологий

Общегосударственная система противодействия терроризму

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются:

  • выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма
  • выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности
  • привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
  • пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции
  • постоянное совершенствование ОГСПТ (Общегосударственная система противодействия терроризму) поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий
  • обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств – критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей
  • противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности

Общегосударственная система противодействия терроризму (далее - ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

Направления противодействия терроризму

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

  • профилактика терроризма
  • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера)
  • минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов

Комплекс мер, форм и методов противодействия терроризму:

В соответствии с содержанием основных направлений противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством реализации комплекса мер, в ходе которых используются различные формы и методы - взаимосвязанные и согласованные между собой технологии, приемы и средства воздействия на субъекты терроризма; факторы, способствующие его возникновению и развитию; последствия террористических проявлений.

В рамках деятельности по профилактике терроризма используются политические, социально-экономические, информационно-пропагандистские, образовательные методы, а также методы физической, технической защиты и правовой превенции, имеющие приоритетное значение для снижения уровня и масштаба террористических угроз. Они призваны оказывать целенаправленное воздействие на экономические, политические, социальные, национальные и конфессиональные процессы, которые могут порождать масштабные общественные конфликты и, как следствие, террористические проявления; ограждать от террористических устремлений граждан (группы граждан); предупреждать формирование террористических намерений; затруднять действия субъектов террористической деятельности. Исходя из характера объекта профилактического воздействия, используются различные формы общей и адресной профилактики, с учетом его демографических, этно-конфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей.

Борьба с терроризмом осуществляется также в форме различных оперативно-боевых, оперативно-поисковых, оперативно-розыскных, блокирующих, фильтрационных, правоприменительных и иных действий с целью выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений террористического характера.

Комплекс мер по борьбе с террористическими проявлениями предусмотрен в рамках создаваемой в Российской Федерации государственной системы реагирования на террористические угрозы. В указанной системе в зависимости от уровня угроз определен соответствующий правовой режим, включающий административно-режимные, оперативно-розыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также перечень временных ограничений, направленных на недопущение террористических актов и минимизацию их последствий.

В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма главную роль играют методы локализации и преодоления чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами, которые реализуются в форме различных по продолжительности и масштабам мероприятий с привлечением соответствующих сил и средств действий для спасения и эвакуации граждан, пострадавших от террористического акта.

Читайте также: