Деятельность сухомлинского как директора школы

Обновлено: 02.07.2024

Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: Любовь к детям.

Жизнь Василия Сухомлинского

В украинском селе Васильевка в 1918 году в бедной крестьянской семье родился будущий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский . Здесь он провел свою юность и детство. Его отец, Александр Емельянович Сухомлинский, в советское время был передовиком села – общественный активист, заведующий колхозной избой-лабораторией, участвовал в руководстве колхозом и потребительской кооперацией, сельский корреспондент, руководитель трудового обучения в семилетней школе (по деревообработке). Мать Василия Александровича (Оксана Авдеевна) была домохозяйкой, работала в колхозе и делала мелкую портняжную работу. Кроме Василия в семье было еще три ребенка – Сергей, Иван и Мелания, которые в будущем стали сельскими учителями.

Летом 1933 года Сухомлинский уехал в Кременчуг и поступил на рабфак, после окончания которого, он пошел учиться в педагогический институт. Уже в 17 лет он был учителем в заочной школе рядом с родным селом. В 1938 году он окончил Полтавский педагогический институт и вернулся на родину преподавать в Онуфриевской средней школе литературу и украинский язык. В 1941 году Василий ушел добровольцем на фронт. В январе 1942 года его тяжело ранили, когда он защищал Москву, и чудом выжил. В память об этом навсегда в груди его остался осколок снаряда. Позднее, после окончания лечения в госпитале на Урале, Василий хотел идти на фронт, но комиссия не признала его пригодность к службе. После освобождения родных мест, Сухомлинский вернулся домой, и уже в 1948 году был директором Павлышской средней школы. Ей он руководил до конца своих дней.

Сухомлинский является автором оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма. В его системе личность ребенка признавалась высшей ценностью. И весь процесс образования и воспитания должны быть ориентированы на это. Важная роль отводилась формированию мировоззрения учащихся. Свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Василий Александрович воспитывал в них ответственность перед друзьями, обществом, родственниками и собственной совестью, понимание своего дела и личного отношения к окружающей действительности. В практике многих школ его идеи воплотили в жизнь.

Сухомлинский был дважды награжден орденом Ленина, в 1968 году получил Героя Социалистического труда, а также получил Орден Красной Звезды. Только тот учитель влюблен в свой предмет, который на уроке может поведать лишь малую часть того, что он знает. Учитель играет большую роль в воспитании из ребенка человека будущего, от которого потом будет зависеть будущее всей страны. Учитель станет светочем знаний только тогда, когда у воспитанника появится желание знать много больше, чем он узнал на уроке. Это желание — один из главных стимулов, которые побуждают ученика к овладению знаниями.

О воспитании детей, режиме труда и отдыха школьников Сухомлинский считал, что те, кто спит достаточно времени, рано ложится и рано встает, чувствуют себя лучше всего. После пробуждения в зависимости от возраста в первые 5-10 часов следует заниматься интенсивной умственной деятельностью, постепенно снижая нагрузку к вечеру. А в последние пять-семь часов перед сном напряженный умственный труд категорически запрещен.

Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В.А. Сухомлинского. Читатель имеет возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и в школе, о формировании личности.

Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем…

Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом.

Ученье может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.

Я знаю работников десятков специальностей, но нет – я в этом уверен – людей более пытливых, неугомонных, более одержимых мыслями о творчестве, чем учителя.

Проблему нравственного воспитания Сухомлинский считал самой главной в работе школы. В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к близким, природе, учителю.

Человек лишь тогда становится человеком, когда он любит детей.

Книга проникнута глубоким гуманизмом, стремлением автора показать, как в современной школе необходимо воспитывать человека-коллективиста, гражданина, творца. Это произведение как и все творческое наследие педагога-гуманиста, окажет большую помощь всем школьным воспитателям.

Какая огромная сила – коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно как бурый поток, увлекает самых равнодушных.

В 1975 году был основан педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе, а также создали Международную ассоциацию В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.

В селе Васильевка (сейчас Кировоградская область) в 1918 году в бедной крестьянской семье родился будущий педагог-новатор. Здесь он провел свою юность и детство. Его отец, Александр Емельянович Сухомлинский, в советское время был передовиком села – общественный активист, заведующий колхозной избой-лабораторией, участвовал в руководстве колхозом и потребительской кооперацией, сельский корреспондент, руководитель трудового обучения в семилетней школе (по деревообработке). Мать Василия Александровича (Оксана Авдеевна) была домохозяйкой, работала в колхозе и делала мелкую портняжную работу. Кроме Василия в семье было еще три ребенка – Сергей, Иван и Мелания, которые в будущем стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский

Летом 1933 года Сухомлинский уехал в Кременчуг и поступил на рабфак, после окончания которого он пошел учиться в педагогический институт. Уже в 17 лет он был учителем в заочной школе рядом с родным селом. В 1938 году он окончил Полтавский педагогический институт и вернулся на родину преподавать в Онуфриевской средней школе литературу и украинский язык.

В 1941 году Василий ушел добровольцем на фронт. В январе 1942 года его тяжело ранили, когда он защищал Москву, и чудом выжил. В память об этом навсегда в груди его остался осколок снаряда. Позднее, после окончания лечения в госпитале на Урале, Василий хотел идти на фронт, но комиссия не признала его пригодность к службе. После освобождения родных мест, Сухомлинский вернулся домой, и уже в 1948 году был директором Павлышской средней школы. Ей он руководил до конца своих дней.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский является автором оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма. В его системе личность ребенка признавалась высшей ценностью. И весь процесс образования и воспитания должны быть ориентированы на это.

Важная роль отводилась формированию мировоззрения учащихся. И большое внимание он уделял сочинению вместе с детьми сказок и художественных произведений.

Свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Василий Александрович воспитывал в них ответственность перед друзьями, обществом, родственниками и собственной совестью, понимание своего дела и личного отношения к окружающей действительности. В практике многих школ его идеи воплотили в жизнь. Был основан в 1975 году педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе, а также создали Международную ассоциацию В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.

Произведения Сухомлинского

Сухомлинский был дважды награжден орденом Ленина, в 1968 году получил Героя Социалистического труда, а также получил Орден Красной Звезды.

О воспитании детей, режиме труда и отдыха школьников

Сухомлинский считал, что те, кто спит достаточно времени, рано ложится и рано встает, чувствуют себя лучше всего.

После пробуждения в зависимости от возраста в первые 5-10 часов следует заниматься интенсивной умственной деятельностью, постепенно снижая нагрузку к вечеру.

А в последние пять-семь часов перед сном напряженный умственный труд категорически запрещен.



Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем. — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В статье рассказывается кратко биография и о педагогической деятельности Сухомлинского. Он был выдающимся преподавателем, ученым, лауреатом многих премий. Статья полезна для прочтения не только взрослым. О Сухомлинском можно и нужно знать детям, так как вся его жизнь связана с ними.

Вся жизнь и творчество автора пронизаны большой любовью к детям. Целью своей жизни великий учитель считал создание счастливого детства для каждого человека.

Творчество ученого очень велико, поэтому в этой статье будет представлена биография Сухомлинского кратко.

Биографию Василия Александровича Сухомлинского условно можно разделить на 5 частей. Это детство и юность, военное время, педагогическая деятельность, личная жизнь и смерть.

Сухомлинский учитель

Биография Сухомлинского

С детьми была связана вся жизнь педагога. Следующая информация будет полезна им для прочтения. Ниже описана кратко биография Сухомлинского. Для детей он сделал очень много, о чем помнят люди до сих пор.

Великий ученый родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Херсонской губернии. Отец Василия плотничал и столярничал в родной Васильевке. В возрасте 15 лет, окончив семилетку, он поступил в университет в Кременчуге, затем ему пришлось бросить институт и пойти работать педагогом в школу. Но все же он продолжил учиться в пединституте в Полтаве. Василий окончил его заочно с красным дипломом.

Военные времена

В начале войны простой педагог из села отправляется добровольцем на фронт. Воевал будущий учитель под Смоленском и Тверью, а обороняя подступы к столице, он получил осколочное ранение в область сердца. Врачи долго боролись за жизнь педагога, затем было длительное лечение в госпитале. Незадолго до конца войны великий ученый возвращается на родину и становится заведующим районным отделом народного образования, но через два года после победы Сухомлинский возвращается к преподаванию. В средней школе поселка Павлыш он становится директором и работает им в ней до самой смерти.

Педагогическая деятельность

Биография Василия Александровича Сухомлинского и его педагогическая деятельность - это две равнозначные составляющие в жизни великого ученого. Он не мыслил свою жизнь без правильного воспитания личности подрастающего поколения и жил педагогической работой.

Работы Василия Сухомлинского

Принципы деятельности

Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:

  1. Педагогика гуманизма – это полная вера в ребенка. Воспитатель не должен заставлять ребенка познавать мир и наказывать за проступки. Педагогика гуманизма, в понимании Сухомлинского, это: высокая нравственность; сотрудничество воспитателей (родителей и педагогов) с учащимися; труд в качестве творчества. Талантливый педагог считал, что ребенок должен свободно делать выбор своего жизненного уклада, а также, как ему поступать и вести себя в обществе. Становление личности должно происходить в команде и развивать ее должно общество, а также природа. Важным аспектом педагогики гуманизма являлся баланс в воспитании. Обучение личности педагогом и коллективом должно проводиться поровну.
  2. В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся.
  3. Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили подросткам, а не малышам.
  4. Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами).
  5. Нужно всегда вызывать интерес ребенка к получению знаний. Учебное заведение не должно уничтожать в ученике желание изучать. Сухомлинский учил, что нельзя увеличивать скорость получения новых знаний ребенком, нужно помочь развить способности. Главное, научить его любви к людям и природе. Родители должны только одобрять действия ребенка, если их вызвали в учебное заведение. Стать воспитателем может только коллектив, который формировался в радости, а также в уважении и в большом труде.
  6. Личность и коллектив должны быть одним целым. Великий педагог считал, что особое внимание нужно уделять детям среднего возраста. Если частным образом воспитывать дитя, не наказывать, обходиться с ним по-доброму и ласково, понимать его потребности и желания, то при соблюдении всех этих правил у учителя получится научить ученика, как ему создать верное мировоззрение. Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить. Настоящее общение между учеником и учителем и полноценные отношения возникнут тогда, когда у первого проявятся интерес и внимание, дитя будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Принципы воспитания

Ниже будут приведены основные принципы воспитания, которым обучал великий педагог:

  1. Научиться быть мужем и женой. Ученый считал, что в школе нужно учить детей тому, как проявлять любовь друг к другу, детям, родителям, учил искать компромисс.
  2. Стать хорошим папой. Сухомлинский считал, что мало быть папой биологически, важно быть им в деле. Он имел в виду то, что отец наравне с матерью должен ухаживать за ребенком: менять пеленки, играть, кормить и т. д. Кроме этого, отец должен заниматься самовоспитанием, т. е. постоянно трудиться и заниматься.
  3. Не наказывать. Это один из самых значимых принципов. По мнению Василия Александровича, нет необходимости в наказаниях даже самых трудных и непослушных детей. Если она появлялась, значит родителями были допущены ошибки в воспитании.

Сухомлинский и дети

Главные тезисы о воспитании

Здесь кратко описаны основные мысли о воспитании:

  1. Суть воспитания у Сухомлинского – это диалог с ребенком. Василий Александрович считал, что воспитатель и ребенок должны находиться в одинаковых условиях, где не должно быть приоритетов. Общение учителя с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня. Также в процессе общения наставнику нужно познать и усилить личностные качества ребенка. Затем воспитатель должен научить дитя оценивать себя самого. Чтобы диалог был успешным, учащийся и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.
  2. Сухомлинский считал, что нравственность – это основа счастливой жизни ребенка. Для него нравственность - это долг перед людьми, обществом, коллективом и родителями.
  3. Очень важное значение Василий Александрович, как и Макаренко, придавал труду. Он полагал, что физический и умственный труд оказывает на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек всегда делает физическую работу творчески, и это вызывает радость. Раскрыть заложенные в ребенке таланты и дать стимул его самостоятельному развитию способен только процесс труда. Также одним из важных компонентов воспитания ученый считал природу, связанную с трудом. Только при активном контакте ребенка с природой, он учится понимать ее красоту.
  4. Обязательным великий учитель считал воспитание культуры потребностей. Материальные и духовные потребности в индивидууме должны иметь гармонию и быть сбалансированы. Это возможно, если у человека с детства воспитывать культуру потребностей. Сухомлинский ставил на первое место потребность познания, которая особенно сильна у детей, а не материальных нужд. При поддерживании потребности познания чадо само изъявит желание учиться, и это раскроет его внутренний потенциал.
  5. Духовная общность людей - это потребность человека в человеке. Ее великий учитель ставил на главный пьедестал культуры потребностей.
  6. Семейная педагогика. Еще одним принципом являлась семейная педагогика. Сухомлинский считал, что первичная среда, где человек должен учиться творить добро, это, безусловно, семья. Он полагал, что главная педагогическая ответственность в воспитании ребенка должна лежать на родителях. Воспитывать и обучать школа должна совместно с ними. Семья и школа должны иметь единый подход по вопросу воспитания детей, чтобы дать возможность развиться гармоничной личности.

Личная жизнь

Из четвертой части биографии Сухомлинского Василия можно узнать, что талантливый ученый был несколько раз женат. Его первый брак омрачился трагедией. Когда Василий Александрович ушел на войну, он оставил в зоне оккупации жену, которая тогда была беременна. Возвратившись домой, он узнал, что она за партизанскую деятельность была убита врагом. Великий педагог женился еще раз. Его спутница жизни преподавала в школе русскую словесность. Последняя жена родила ему сына и дочку. Умер ученый 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.

Этим разделом завершается краткая биография Василия Александровича Сухомлинского. Далее описано его творчество.

Сухомлинский принимает цветы

Творчество ученого

Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.

Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.

Творчество Сухомлинского

Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.

Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.

Монумент Сухомлинского

Тема детской жестокости в творчестве Сухомлинского

Украинский учитель

Заключение

В заключение следует сказать о методиках Сухомлинского, как об уникальном опыте. Этот талантливый педагог воспитывал в учащихся своей школы чувство собственного достоинства. Его гуманную педагогику называли христианской. В условиях тоталитарного государства великий учитель превратил обучение в своей школе в радость труда по обретению знаний, а также в радость творчества и духовного роста.

Главным принципом обучения он сделал шаг ребенка от успеха к успеху. Также разработал и внедрил идею союза семьи и школы. Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.

Василий Александрович Сухомлинский, краткая биография которого теперь вам известна, преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и т. д. В своем учебном заведении он сформировал культуру семейного воспитания в сотрудничестве со школой, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребенка высшей ценностью. Сухомлинский считал, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, а также его личность и индивидуальность.

Читайте также: