Роль мо в совершенствовании педагогического мастерства в доу

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 613 0

Содержание методической работы формируется на основе следующих источников: документы, положения, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы; достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, в том числе, исследований по проблемам самой методической работы в образовательном учреждении: инструктивно-методические документы органов управления образования города, области по вопросам организации учебно-воспитательной работы в учреждениях образования; информация о передовом, новаторском и массовом опыте; данные конкретного анализа состояния уровня обученности, воспитанности и развития учащихся, помогающие выявить первоочередные для данного учреждения темы и проблемы методической работы и самообразования. Выбор содержания методической работы – дело творческое.

Направления и содержание методической работы

Дидактическое – обновление знаний по наиболее актуальным проблемам обучения, воспитания, развития учащихся.

Частнометодическое – изучение нового содержания учебных предметов и частных предметных методик.

Психолого-физиологическое – повышения квалификации педагогов в области общей, социальной, возрастной физиологии и школьной гигиены, охраны здоровья детей.

Техническое – подготовка педагогов по изучению основ компьютерной грамотности, различных видов учебного образования.

Работа по повышению интеллектуального уровня, эрудиции педагогических кадров.

Функции методической работы по отношению конкретному педагогу:

- совершенствование, обогащение знаний;

- формирование мотивов творческой деятельности

- освоение новых педагогических технологий;

- знание возрастной психологии, основ психологии педагога;

- формирование у педагога готовности к самообразовательной работе;

- развитие современного стиля педагогического общения.

по отношению к педагогическому коллективу:

- разработка педагогических позиций, общих духовных ценностей, ее традиций;

- выявление, обобщение передового опыта, рожденного внутри коллектива.

- стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов.

по отношению к государственной системе повышения квалификации:

- осмысление социального заказа, программно-методических требований и рекомендаций, доведение их до каждого работника;

- внедрение педагогического опыта.

Приоритетные направления методической деятельности в современных условиях

1. Оказание практической помощи педагогу в выборе дополнительных общеобразовательных программ, образовательного учебного материала, технологий (учебных и воспитательных), с учетом типа и вида образовательного учреждения.

2. Диагностика уровня профессионального мастерства и результативности деятельности педагога.

3.Методобъединения– предметные, межпредметные, цикловые, кафедры (для инновационных). (Основы работы: открытые уроки, педконсилиумы, особенности классных коллективов, творческие отчеты, информация о ходе самообразовательной работы, исследовательской деятельности).

4.Творческие группы педагогов (3-6 человек). Группы создаются на тот период, когда необходимо освоить новое (методику, опты, идею). Основы объединения (по стажу, по опыту, по интересам, по творческим индивидуальному характеру, симпатиям). Каждый член группы может изучать какой-то новый опыт его теорию, практику, обмен мнениями, выработка направления, идеи концепции. Затем члены группы реализуют выработанную сообща идею на практике, идет процесс взаимопосещения, самооанализа, анализа, подведение полученных результатов. Освоенный опыт доводится до всего коллектива.

5.Педагогические мастерские (школы передового опыта) создаются только в тех коллективах, где есть мастера педагогического труда.

6.Методические аукционы, дни, недели и т.д.

7.Психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары(требуют подготовки, привлечение по возможности специалистов, научных работников).

8.Научно-практические конференции учащихся (в конце года)

9. Педагогические клубы для проведения досуга, неформальные объединения.

10. В каждом учреждении дополнительного образования необходим или методический уголок, методический кабинет, выставки, видеотека, методические бюллетени и др.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, и включает широкий набор видов форм и содержания деятельности.

Задачи методической работы по отношению к педагогам

- Повышение уровня педагогических знаний.

- Изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания

- Принятие вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью.

- Повышение уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники.

- Создание условий и привитие интереса к самообразованию.

- Повышение уровня психологической оснащенности и готовности учителя.

- Формирование устойчивых профессиональных ценностей и взглядов.

- Изучение и использование на практике современных способов диагностирования ученической успешности.

- Изучение и использование на практике современных методик воспитания.

- Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.

- Организация информационного обеспечения педагогов.

- Внедрение в практику работы педагогов основ научной организации труда.

Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу

- Согласование понятий, ценностей и представлений, выработка единой педагогической позиции.

- Сохранение и поддержка разумных традиций.

- Способствование формированию созидательной педагогической среды.

- Организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности педагогов.

- Использование разнообразных стимулов, способов и организационных решений для повышения квалификации педагогов.

- Создание условий для зарождения оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта.

- Организация и стимулирование общественно-педагогической деятельности

На заседаниях МО обсуждают планы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности учащихся.

Формы занятий (заседаний):

3) диспуты, дискуссии;

5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;

7) обсуждение открытых мероприятий;

8) обсуждение и оценка авторских программ;

9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;

10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;

13) педчтения, научно-практические конференции;

14) педагогические советы и др.

Следующая форма методические уголки.Методическая работа требует наглядности – это методические выставки, бюллетени, стенгазеты и т. д.

Важной особенностью современной школы являются такие формы методической работы, как:ролевые игры, творческие микрогруппы, обучающие семинары на основе открытых занятий, мероприятий.В творческие группы педагоги объединяются по желанию. Они изучают новые разработки, обмениваются мнениями, а затем реализуют идеи в своей практике.

1. Умение планировать и определять цели.

2. Умение четко ставить задачи и цели мероприятия.

3. Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.

4. Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда и т. д.

Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога: доклады, рефераты, разработки мероприятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет и т. д. – и продуктов труда учащихся, созданных под руководством педагога: выступления, рисунки, поделки, творческие работы.

При определении критериев оценки передового педагогического опыта методическое объединение должно учитывать:

а) высокую эффективность, результативность;

б) длительность функционирования данного опыта;

в) сбалансированность и комплексность результатов;

г) рациональность затрат времени, усилий и средств;

д) возможность воспроизведения, использования данного опыта другими педагогами.

Очень важно для обобщения опыта умение систематизировать, описать его, представить в виде целостной структуры.

Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у педагога, желания развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Протокол № 4 (итоговое)

заседания методического объединения воспитателей

От 31.05.2017 год

Председатель: Жаркова Н.В.

Секретарь: Лавринюк Ю.Г.

Повестка дня

Анализ МО за 2016-2017 учебный год.

Руководитель МО Жаркова Н.В.

Анкетирование педагогов (запросы на новый учебный год).

Руководитель МО Жаркова Н.В.

Отчёты по мониторингу образовательного процесса в МБОУ , анализ работы воспитательно-образовательной работы.

Воспитатели

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Давидко М.П., Хадралиева Э.М.

Ход заседания

По первому вопросу выступила руководитель МО Жаркова Н.В., подвела итоги работы воспитателей МО, рассказала о достижении цели и задач, поставленных на год, о проведённых заседаниях, о результатах их выполнения, об участии педагогов в заседаниях, об обобщении передового педагогического опыта. Проанализировав работу МО объединения за учебный год, отметила активную работу воспитателей, их высокое педагогическое мастерство, наличие высоких результатов воспитанников в муниципальных, всероссийских и международных конкурсах.

Остановилась на недостатках в работе МО воспитателей.

Проведено анкетирование педагогов (запросы на новый учебный год). По результатам анкетирования воспитатели обсудили план работы и задачи на следующий учебный год.

Педагоги рассказали о теме, над которой работали весь год и сообщили о результатах в виде презентации. В своём выступлении подводя итоги своей работы по данной теме самообразования, они показали , что удалось , какие результаты получились благодаря целенаправленной и систематической работе по теме.

По шестому вопросу выступила зам.дир. по У ВР Богомаз О.Н., она познакомила с программой по летнему оздоровительному отдыху детей . Рассказала о целях и задачах, содержании комплексной летней оздоровительной работы.

1. Работу воспитателей в 2016-2017 учебном году считать удовлетворительной.

2.Руководителю МО составить план на 2017 – 2018 учебный год. При составлении плана МО на 2017-1018 учебный год учесть предложенные рекомендации и дополнения.

4. План летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с ФГОС ДО принять к сведению, методические рекомендации использовать в работе.

5. Педагогам продолжить работу по самообразованию по индивидуальным планам в следующем учебном году.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Цель методсовета: проанализировать работу методических объединений и убедить педагогический коллектив, что участие в работе предметных МО способствует профессиональному росту учителя.

В условиях модернизации образования обновление работы методической службы является одним из важнейших направлений. Методическая работа – одно из приоритетных направлений в развитии школы нового уровня. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо школа становится все более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой. Ориентация школы на профильное обучение, профилизацию классов, выбор учащимися элективных курсов, налаживание научно-методического сотрудничества в ВУЗами создадут привлекательный образ настоящего и будущего школы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Хотелось бы сосредоточит ваше внимание:

- на эффективности деятельности школьных методических объединений;

- на повышении качества планирования работы МО, поскольку их роль в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.

. Сегодня пришло время выработать новый взгляд на роль методической службы как ключевого звена, обеспечивающего развитие школы ведь повседневное повышение профессионального мастерства учителя происходит на рабочем месте.

Совершенно очевидно: развитие внутришкольной методической работы нуждается в новых импульсах ее дальнейшего совершенствования, обретении нового качества, новых задач

Убеждены: сегодня нужен новый взгляд на планирование методической работы, для того, чтобы обеспечить органичное сочетание целей образовательного учреждения с целями МО, сделать портфолио методического продукта школы содержательным и интересным.

Структура плана работы методического объединения

I этап – Подготовительный.

II этап – Диагностический.

III этап – Аналитический. Планирование методической работы школы.

IV этап – Целеполагание.

Определить структуру и содержание плана работы МО – значит заложить основы эффективной деятельности. Каждому руководителю МО в конце учебного года приходится анализировать и оценивать работу школьного МО.

К сожалению, во многих планах работы МО, которые анализировались, прослеживается стремление отразить тематику заседаний методического объединения. При этом содержание методической работы не всегда отражает понимание ее роли в развитии школы, в повышении качества образовательного процесса, в профессиональго-личностном развитии учителей. Зачастую в плане не указывается методический продукт. А ведь итог работы учителя – открытое мероприятие, классный час, творческий отчет и др.).

Планирование методической работы должно быть органически взаимосвязано с концепцией и программой школы.

Каждый аттестуемый учитель дает серию открытых уроков, внеклассных мероприятий, демонстрируя свой профессионализм, то есть представляет свой методический продукт.

Однако не всегда руководители МО тщательно оценивают квалификационный уровень своих коллег.

Приведем некоторые упущения со стороны руководителей МО и экспертных комиссий:

- Работа по обобщению передового педагогического опыта ведется не на должном уровне.

- Не практикуется итоговая экспертиза методического объединения о готовности учителя к аттестации, которая включала бы в себя:

1. Анализ и самоанализ вариантов творческого отчета аттестуемого учителя;

2. Прогноз авторских открытых уроков;

3. Анализ возможных вариантов срезовых контрольных работ.

В школе ведется определенная работа с молодыми педагогами.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, что полученных знаний в вузе достаточно, но школьная практика оказывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который приходит не сразу, а с годами. Отсюда задача коллектива школы – организовать целенаправленную помощь начинающим молодым учителям в приобретении практического опыта, включающего познавательные, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Это:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:

Ориентация в содержании образования;

Распознавание внутреннего состояния обучающихся;

Осуществление контроля за своим психологическим состоянием, результатами собственной деятельности, ее достоинствами и недостатками.

ПРОЕКТИРОВОЧНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ:

Формирование цели и задачи педагогического процесса;

Планирование системы работ, отбор оптимального содержания информации;

Проектирование деятельности обучающихся, в которых необходимая информация может быть усвоена;

Проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучающимися.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ:

Строительство перспективных и организаторских планов самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской и т.д.);

Выбор оптимальных методов;

Организация эффективной системы контроля, самоконтроля, обратной связи с учениками.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ:

Общение, обмен информацией и на этой основе налаживание отношений с участниками педагогического процесса;

Основные средства общения – слова и речь, мимика и жесты.

Результативность педагогической деятельности молодого учителя зависит не только от названных умений, но и от желания более успешно адаптироваться в условиях реальной школы и не отвергать помощь со стороны более опытных педагогов.

П ОЛОЖЕНИЕ

ШКОЛА СОВЕРШЕНСТВОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

1. Общие положения

Школа совершенствования педагогического мастерства - это методическое объединение педагогических работников МБДОУ №30, обеспечивающее повышение уровня профессионально – педагогической компетентности педагогов, в соответствии с требованиями современной системы дошкольного образования.

Цель: Совершенствование системы работы с педагогическими кадрами, повышение профессиональной компетентности, помощь молодым педагогам в быстрой адаптации к организации воспитательно – образовательного процесса.

2. Задачи деятельности:

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников;

- разработка новых моделей организации образовательного процесса в соответствии с целями и задачами работы ДОУ;

- создание условий для личностного развития педагогов, их самореализации;

- формирование навыков педагогической рефлексии;

- взаимопосещение образовательной деятельности по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;

- распространение и обобщение передового профессионально - педагогического опыта, внедрение в практику работы ДОУ.

3. Направления и содержание деятельности:

- поиск и систематизация прогрессивных идей, способствующих совершенствованию методики обучения и воспитания одаренных детей;

- изучение, апробация и внедрение новых образовательных технологий, методик, приемов педагогической техники;

- проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по изучаемым вопросам;

- изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по выбранной теме;

- публикации подготовленных материалов из опыта работы по отдельным направлениям педагогической деятельности;

- пропаганда наработанных идей через различные виды методических мероприятий.

4. Основные формы работы в Школе педагогического мастерства:

- изучение и экспертная оценка практических материалов из опыта работы;

- посещение и анализ образовательной деятельности;

- консалтинг (консультирование, оказание содействия и помощи);

- мастер-классы и другие активные формы работы.

5. Организация работы

Школа педагогического мастерства создаётся по инициативе членов педагогического совета в рамках годового плана. Возглавляет работу Школы педагогического мастерства, старший воспитатель, назначаемый заведующим МБДОУ №30.

Заседания методического объединения Школы педагогического мастерства проводятся в соответствии с планом работы, 2 раза в год (составление плана работы и подведение итогов) и утверждается на заседании методического совета.

Каждый член Школы педагогического мастерства реализует рекомендации в своей практической деятельности. В результате работы создаются дидактические материалы, конструкты (конспекты) занятий, аналитические материалы из опыта работы и другие педагогические продукты творческого характера.

Контроль деятельности Школы педагогического мастерства осуществляет старший воспитатель.

6. Документация Школы педагогического мастерства

6.1. Положение о Школе педагогического мастерства.

6.2. План работы Школы педагогического мастерства на текущий учебный год.

6.3. Протоколы заседаний (сокращенная форма) и их материалы;

6.4. Материалы к проведению Школы педагогического мастерства (конструкты занятий, мультимедийные презентации, видеоматериалы, теоретические материалы по темам семинаров – практикумов, выступлений педагогов и т.п.);

6.5. Отчет о работе Школы педагогического мастерства за учебный год.

Приложение

Форма отчета педагога

за 2019-2020 уч.год

ФИО педагога, должность

Направление педагогической деятельности (проекты, доп.программы и т.д.)

Формы работы (семинар-практикум, мастер-класс, консультации и др.)

Педагогические продукты творческого характера

Мальгина В.А., воспитатель

Иванова Н.В., воспитатель

Консультация: "Сюжетно-ролевая игра: творческий подход и управление игрой"

Леонтьева Л.М., воспитатель

Читайте также: