Деятельность сперанского и аракчеева кратко

Обновлено: 07.07.2024

Государственная карьера будущего министра началась у князя А. Б. Куракина. Вельможа получил должность генерал-прокурора у Павла I. К моменту воцарения Александра бывший домашний секретарь Сперанский уже был действительным статским советником, при этом, как свидетельствуют современники, он делал карьеру именно за счет выдающихся способностей, не льстил и не угодничал.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его полностью реализовать. Это уже не был прежний молодой государь, любовавшийся собственным якобинством. К тому времени Александр получил чувствительный военный удар от Наполеона под Аустерлицем, отразившийся на популярности политики российского монарха.

Говорят, что Наполеон, увидавший Сперанского на свидании императоров в Эрфурте, шутя предложил Александру забрать к себе его министра в обмен на какое-нибудь королевство. Наверняка эта острота запала в душу мнительного государя. Достоверно известно, что Сперанский получил в награду от Наполеона за участие в сложных переговорах золотую табакерку (с портретом), усыпанную бриллиантами.

Ставший в 30 лет, еще при Павле, графом, Аракчеев родился в дворянской, но небогатой семье в 1769 году, образование получал у сельского дьячка. Чудом удалось отцу пристроить мальчика в артиллерийский кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Молодой Аракчеев делал успехи, и его даже порекомендовали в репетиторы для сыновей графа Николая Ивановича Салтыкова.

Спустя некоторое время наследник престола Павел Петрович обратился к Салтыкову с требованием дать ему расторопного артиллерийского офицера. Теперь уже граф Салтыков охарактеризовал Аракчеева с самой лучшей стороны. Вскоре Аракчеев стал гатчинским комендантом и начальником всех сухопутных войск. Там и состоялось его знакомство и сближение с юным Александром. При Павле Аракчеев пережил две отставки и был принят на службу уже Александром I —. инспектором всей артиллерии и командиром лейб-гвардии артиллерийского батальона.

13 января 1808 года Аракчеев был назначен военным министром; и тут же – генерал-инспектором всей пехоты и артиллерии с подчинением ему комиссариатского и провиантского департаментов. Во время управления министерством Аракчеев, среди других реорганизаций, упростил и сократил военную бюрократию, принял меры к повышению уровня специального образования офицеров, улучшил материальную часть армии, и все это сказалось положительным образом во время войны с Наполеоном.

1 января 1810 года Аракчеев оставил военное министерство и назначен председателем департамента военных дел во вновь учрежденном тогда Государственном совете под руководством Сперанского, с правом присутствовать в комитете министров и Сенате. Но во время нашествия Наполеона понадобилась именно его практическая сметка, он отвечал за резервы и снабжение армии продовольствием. Император настолько проникся доверием к Аракчееву, что после войны распространил его полномочия и на гражданские дела. Александра устраивал честный, верный служака, который умел делать не рассуждая. Даже недоброжелатели Аракчеева не могли упрекнуть его в корыстолюбии. Наоборот, он искоренял из армии протекционизм и взятки.


М. М. Сперанский. Худ. А. Варнек


Орден Владимира 3-й степени, которым был награжден М. М. Сперанский

Изучение результатов деятельности Негласного комитета, который сосредоточился на двух главных проблемах: ограничении крепостного права и изменении формы правления. Особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского. Полицейский режим А.А. Аракчеева.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.06.2010
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Результаты деятельности Негласного комитета

2. Реформы М. М. Сперанского

3. Реформы Аракчеева А. А

Список использованной литературы

В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812--1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).

При этом под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

Война с Францией нарушила реформаторские планы Александра I. Одержав победу над Наполеоном, Россия превратилась в основного гаранта Венской международной системы, поддерживавшей статус-кво на континенте. Новое международное положение не благоприятствовало внутренним реформам.

В первой половине XIX в. в государственном управлении существенно усилено значение высшего, императорского управления, для чего реорганизованы старые и созданы новые органы, теснее связанные с местными учреждениями.

26 марта 1801 г. упразднен Совет при высочайшем дворе, утративший еще в предшествующее царствование свое высокое когда-то положение, переставший функционировать и влиять на систему управления.

1. Результаты деятельности Негласного комитета

2. Реформы М.М. Сперанского

В более полном виде идеи Сперанского удалось осуществить в России лишь через 100 лет, в 1905--1906 гг. Орлов А. С., Георгиев В. А. Хрестоматия по истории России. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. - 349 с.

3. Реформы Аракчеева А.А.

Второй период царствования Александра I (1815--1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым -- либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.

С 1816 г. эти попытки были возобновлены и начались они, как это ни странно звучит, с организации военных поселений. Дело в том, что в основе этой идеи лежали прогрессивные и гуманные намерения. Помимо самообеспечения армии, что, конечно, было немаловажно, император пытался с помощью военных поселений уменьшить количество крепостных крестьян в западных и центральных губерниях. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами. В реальности военные поселения стали причиной возмущений и бунтов. К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, находившихся под командованием Аракчеева. Фактически поселенцы дважды закрепощались -- как крестьяне и как солдаты. Их жизнь регламентировалась армейскими нормами. За минимальные проступки следовали жестокие наказания.

С 1816 г. всесильным временщиком становится А.А. Аракчеев -- хороший организатор, кадровый военный, ставший, однако, одной из мрачных фигур XIX века. Он был груб, безапелляционен и гордо заявлял, что служит не Отечеству, а государю. С 1816 г. Александр I прекратил выслушивать традиционные доклады министров, читая лишь краткие выжимки из них, которые готовились в канцелярии Аракчеева. Таким образом, Аракчеев фактически стал премьер-министром. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. - 126 с.

В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Крестьяне получили личную свободу, но лишились права на землю и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков. По такому же сценарию крепостное право было отменено в Курляндии (1817) и Лифляндии (1819). Таким образом, в 1816--1819 гг. на территории Прибалтики впервые в истории Российской империи было отменено крепостное право. Подтолкнуть к подобной инициативе помещиков Малороссии не удалось.
Тем не менее в 1816--1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты достаточно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению министра финансов Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован. Слухи о грядущем падении крепостного права стали активно циркулировать по России и вызвали негативную реакцию помещиков.

По личному распоряжению Александра тайно, практически одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр даровал Конституцию Царству Польскому. Согласно Конституции, король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредоточивалась в сейме. Первая палата сейма -- Сенат -- назначался царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата -- Посольская -- избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций того времени.

Александр рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституционного правления в России. В 1818 г., выступая на открытии первого польского сейма, он ясно заявил, что Польша -- это только начало, и что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России. Возможно, император давал понять дворянству, что он готов уступить ему значительную часть своей власти за то, что помещики пойдут на отмену или смягчение крепостного права.

Преобладание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I ускорило процесс формирования политической оппозиции в лице определенной части дворянства.

В 1816--1825 гг. в дворянской среде возникли тайные организации, поставившие своей целью провести социально-экономические и политические преобразования.

Первое тайное общество -- Союз спасения -- возникло в 1816 г. и объединило всего три десятка человек, в основном офицеров. Однако Союз сразу определил главные задачи движения -- уничтожение крепостного права и изменение абсолютистской формы правления. Традиции гвардейских переворотов диктовали тактику движения -- заговор с целью убийства царствующего императора и замены его более сговорчивым монархом.
В 1818 г. было образовано новое общество -- Союз благоденствия, которое ставило иные акценты в вопросах тактики. Исходя из основополагающей идеи Просвещения о том, что мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней общественному мнению, члены Союза ставили перед собой задачу не захвата и удержания власти, а воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, в конечном счете, приведет к смене правительства. Союз благоденствия отличался от Союза спасения более сложной организационной структурой, он должен был охватить все сферы жизни страны -- армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и т.д. Новый Союз был полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только радикалов-революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных взглядов.

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Государственные деятели: А.А. Аракчеев М.М. Сперанский Н.Н. Новосильцев


Период царствования императора Александра I связан с именами трех государственных деятелей: Н.Н. Новосильцева, М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Именно на их долю выпала разработка новых законопроектов и преобразований. Деятельность каждого из них соотносится с определенным этапом формирования личности государя и его представлениях о необходимости тех или иных реформ. Н.Н.

Деятельность М.М. Сперанского относится к 1807 – 1811 годам, когда император уже отошел от либеральных настроений юношества, но все еще хотел провести реформы в стране.

Именно Сперанскому было поручено разработать основной план государственного преобразования Российской империи.

Проект предполагал введение принципа разделения властей и созыва выборного органа управления, но при сохранении незыблемости императорской власти.

С деятельностью Аракчеева связан уже реакционный период правления, когда идет постепенный отказ от реформ. Граф сосредоточил в своих руках все нити государственной власти. К императору с докладом невозможно было попасть, не имея на то разрешения временщика.

С именем Аракчеева связана одна из самых реакционнейших мер последнего периода правления императора – военная реформа, создания военных поселений.

Это преобразование, дающее на бумаге свободу крестьянам, на деле еще больше их закрепостило, привязало к земле, и заставило нести службу не только государственную, но и пожизненную армейскую.

23.Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты м.М.Сперанского и н.Н.Новосильцева


Александр
I
занял
престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен
к своей венценосной роли и
имел сложившиеся представления об
управлении страной. Взгляды Александра
I отличались гуманистическойнаправленностью,
чему способствовали его
учителя: русский священник-протоиерей
Самборский А. А.

и швейцарский просветитель
Лагарп Ф
.
Оба они стремились пробудить у
будущего императора чувства
правды, справедливости, сострадания к
ближнему. Первые дни царствования Александра
I ознаменовались большими милостями:
тысячи людей, подвергшихся гонениям
при Павле
I
,
были возвращены из ссылок,
многие др.

играл
видную государственнуюроль
как при Александре I, так и при Николае
I
.
Придерживаясьлиберальных взглядов,
Кочубей В.П. проявлял большую государственную
мудрость. Неуклонно проводя либеральный
курс, он мастерски мог нейтрализовать
интриги, сохраняя тем самым себя и
близких ему людей для дальнейших действий.

При тесном взаимодействии Сперанского
М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти
все реформы первых лет царствования
Александра I.

Парламентский орган
впервые в русской политической практике
был назван Государственной
думой
.
Высшей законодательной палатой
объявлялся Государственный
совет
.
Ряд государственных
органов
сохраняли
свои прежние названия, но их функции
существенно изменялись.

В основу избирательной
системы
был
положен не сословный принцип,
а имущественный
ценз
,
т.е. владение имуществом. Формально
проект не затрагивал крепостного
права
,
но созданная Сперанским М.М. правовая
система не оставляла для него места.
Проект Сперанского М.М.

содержал в себе
большую политическую силу, и поэтому
почти столетие он держался в секрете и
в полном виде стал известен только в
н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более
Александру I было ясно, что разом внедрить
новую государственную систему невозможно:
слишком сильно было
влияниеконсервативных кругов общества.

Поэтому план стал внедряться по частям.
Началу перемен положило
учреждение министерств вместо
прежних петровских
коллегий
,
изрядно устаревших за прошедшее столетие.
Министерства были учреждены 8
СН 1802
,
но первоначально они мало что изменили,
т.к. сохранилсячиновничий
аппарат
из
коллегий.

Только после появления общего
плана Сперанского М.М. в 1811министерства
обрели окончательную структуру
исполнительной власти.

Следующим
шагом в реализации плана преобразований
стало создание Государственного совета,
торжественное открытие которого
состоялось 1
ЯН 1810
.
Он был создан как законосовещательный
орган, без мнения которого ни один закон
не мог вступить в силу. С некоторыми
изменениями Государственный совет
просуществовал до 1917.

Реализация
принципа разделения властей не могла
не затронуть старейший государственный
орган — Сенат.
Рядом указов Сенат освобождался от
выполнения законодательных и
административных функций.

Он превращался
в государственный орган, осуществляющий
публикацию законов, надзор за законностью
и судебную власть.

В результате этих
преобразований Россия сделала важный
шаг в направлении верховенства закона
над властью.

Понимая
пагубность для России крепостного
права, Александр I и его советники
разработали план постепенной его
ликвидации. Первым звеном этого плана
стал указ от 20
ФВ 1803
о
вольных хлебопашцах. Согласно
указу, помещики получали
право отпускать на волю своих крепостных
и наделять их землёй.

По этому указу в
период царствования Александра I было
отпущено на свободу относительно
немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его
главное значение заключалось в др.:
создавался юридический прецедент.
Отныне по указу крестьяне получали
право стать не только свободными, но
и собственниками земли.

Не случайно поэтому 19
ФВ 1861
в
документах об отмене крепостного права
делалась ссылка на указ о вольных
хлебопашцах. В первой четв.XIX в.

были
осуществлены ограничения крепостничества:
прекратились раздачи имений сановникам,
запрещалось делать объявления о продаже
крепостных без земли, вводились
принудительные меры по отношению к
помещикам, жестоко обращавшимся с
крестьянами. В Прибалтикебыло
проведено личное освобождение
крепостных крестьян, но без земли.

Произошли
изменения и в системе образования. В
сёлах начали открываться приходские
школы, в уездах
уездные училища, в губернияхгимназии.
В Санкт-Петербурге,
Харькове, Казани и Варшаве были
основаныуниверситеты. 19
ОК 1811
в Царском
Селе
был
основан знаменитый лицей,
учеником которого был Пушкин
А.С
.

Менее
заметна деятельность правительства
по совершенствованию местного
управления
.
Россия очень страдала от произвола
губернской и уездной администрации. С
участием того же Сперанского М.М.

были
проведены ревизии ряда
губерний и создана новая система местного
управления Сибири.

Правительство стало
настойчиво вводить имперское законодательство
на национальных окраинах,
что нередко приводило к вспышкам протеста
и даже вооружённой борьбе,
как, напр., на Кавказе.

В
особом положении находились Польша
и Финляндия,
получившие при Александре I конституции,
хотя и с очень ограниченными правами.

Эти конституции создавали парадоксальную
ситуацию: российскийсамодержец становился
в Польше и Финляндии конституционным
монархом. В политическом отношении
провозглашение конституций имело
большое значение.

Они порождали в
обществе конституционные иллюзии,
которыми Александр I умело пользовался.

В результате она
была опубликована повстанцами как акция
политического сочувствия русскому
народу.

Наиболее
известна деятельность Александра I как
вершителя судеб Европы.
После победы русского народа вОтечественной
войне 1812
и заграничных
походов русской армии
значение
России и лично Александра I в европейской
политике сильно возросло.

Во время Венского
конгресса
по
инициативе русского императора был
создан Священный
союз
монархов
Европы. Даже в
глазах современников эта акция воспринималась
какреакционная,
направленная на подавление народных движений.

Последние
годы царствования Александра I сильно
отличались от первого десятилетия его
правления. Прежний план реформ к н.1820-х
оказался забыт. К числу нововведений
м.б. отнесены действия Аракчеева А. А.
по созданию особого военного сословия
и военных
поселений
.
Однако эти преобразования
носилифеодальный характер
и никак не укладывались в систему просвещённой
монархии
.

Контрольный тест с ответами по истории России (первая половина XIX века)


1. В каком году была проведена в России министерская реформа?

1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.

2. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

1)​ Николая I 3) Алескандра II

2)​ Александра I 4) Павла I

4. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

1)​ широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2)​ низкие темпы развития

3)​ невмешательство государства в экономику

4)​ начало промышленного переворота

5. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

6. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?

1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян 4) государственных крестьян

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

1)​ военные лагеря в сельской местности

2)​ размещение войск на оккупированной территории

3)​ военные учения организуемые регулярно

4)​ организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

9. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

10. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?

1)​ М.Милорадович, П.Каховский

2)​ Александр II, Софья Перовская

3)​ Павел I, Н.Панин

4)​ Николай I, Е.Канкрин

11. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы 3) нестяжатели

2) слафянофилы 4) декабристы

1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского

2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина

13. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) Ведение военных действий на территории Турции

15. Кто из названных лиц был лидером художников-передвижников?

1) И.Крамской 3) К Брюллов

2) И.Репин 4) И Шишкин

16. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

17. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-манёвр

19. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

А) штурм Измаила

Б) бои за Малоярославец

В) Тильзитский мир

Д) сражение под Аустерлицем

Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

«В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства.

И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции.

1) Павел I 3) Александр II

2) Александр I 4) Николай I

1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры: Произведения:

2. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры Произведения

А) А Захаров 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Б) К Росси 2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге

В) В Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О.Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

3. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

4. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным.

6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться.

Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать.

Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время.

Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом.

Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в тексте задания таблицу.

А) учреждение Государственного совета

Б) начало Отечественной войны

В) учреждение министерств

Г) отставка М.М.Сперанского

8. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.

«Мы оставляли одну позицию за другой без всякого сопротивления, если не считать стычек арьергарда. Всеми овладело негодование, слышался ропот, по поводу бесконечного отступления. Чувствуя силу, сознавая, что армия в хорошем состоянии, все и каждый из нас в отдельности жаждали – битвы.

В 1806-1807 гг. АлександруI стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.

Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям.

1.​ В чём суть проекта М.М.Сперанского?

2.​ Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

Читайте также: