Кто такой григорий из бориса годунова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эта статья — о беглом монахе. О самозванце, который может являться этим человеком см. Лжедмитрий I.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Отрепьев.

Григо́рий Отре́пьев

Установленные факты[ | ]

Григорий Отрепьев родился в волости Борок, Галичской области (около 1581) и принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича[1]. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин,

Происхождение, образование

Предки Григория принадлежали к знатному, но обедневшему роду, а прибыли в российские земли из Литвы. Часть их обосновалась в Галиче, другие осели в Угличе – там как раз находилась резиденция погибшего Дмитрия Ивановича. В 1577 г. Богдан Отрепьев, которому на тот момент было 15 лет, вместе со своим старшим братом получил поместье в Коломне. Несколько лет спустя у Богдана родился сын Юрий – приблизительно в это время появился на свет и царевич Дмитрий Иванович.

Отец Юрия, когда сын был еще совсем мал, погиб в пьяной драке. За его воспитание взялась мать – она научила сына читать Священное Писание, потом его отправили к родственникам в Москву, где он продолжил обучение. Зять Отрепьевой, приказной дьяк Семейка Ефимьев, обучил Юрия каллиграфическому почерку. Кстати, он оказался весьма хорошим учеником и усваивал знания с поразительной легкостью – по этому поводу еще говорили, будто он общается с нечистой силой.

Проблема отождествления[ | ]

в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Костомаров сообщает и ещё одну интересную подробность из жизни Димитрия (Лжедмитрия I). Когда Лжедмитрий I наступал на Москву, то возил вместе с собой и всенародно в разных городах показывал лицо, называвшее себя Григорием Отрепьевым, тем самым разрушая официальную версию о том, что он тождественен Григорию[9].

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношение Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

LiveInternetLiveInternet

Лица истории


Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий I (около 1580-1606), происходил из старого рода Отрепьевых и обладал немалым опытом в политических делах. Его предки происходили из Литвы и жили в Галичской и Угличской землях. Сам Григорий прославился тем, что выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия — погибшего в 1591 году сына Ивана IV Грозного. Некоторое время при поддержке польских феодалов являлся русским царем (с 20 июля 1605 по 16 мая 1606 года).

За свою короткую жизнь (он прожил чуть больше 25 лет) Лжедмитрий успел побывать царским стрельцом, монахом в нескольких монастырях, переписчиком книг на патриаршем дворе, дьяконом, придворным патриарха, кухонным слугой, самозванцем-царевичем, зятем польского воеводы Ежи Мнишека и, наконец, российским царем. И все это время Григорий оставался великим авантюристом.

Отец Григория служил стрелецким сотником и погиб еще в молодости, поэтому сына воспитывала в основном мать. Собственно, мальчика звали Юрием, а Григорием он стал позже, постригшись в монахи. В детстве Юрий весьма успешно постигал грамоту. Мать научила его читать по Ветхому и Новому Заветам. На этом домашнее образование закончилось, и Юрия послали в Москву, где жили родственники Отрепьевых. Там мальчик обучился писать, и, проявив настоящий талант к наукам, быстро освоил каллиграфическое письмо, без которого он не смог бы стать позже переписчиком священных книг. Все давалось Юрию чрезвычайно легко, и некоторые недоверчивые люди подозревали, что ему помогала нечистая сила.

Закончив образование, Юрий Отрепьев поступил на службу при царском дворе, а именно при Михаиле Романове, которого все считали наследником престола. Отрепьев стал, по родовой традиции, стрелецким командиром, но прослужил недолго: в результате стычки между стрельцами и романовской охраной в 1600 году стрельцов постигла опала, и всех их ждала смертная казнь. Однако Юрию, не только удачливому, но и сообразительному, удалось спастись. Он знал, что монастырь спасает от наказаний, и постригся в монахи. Так Юрий Отрепьев стал послушником Григорием.

В Москве Григорий снова жил некоторое время послушником, определившись в Чудов монастырь в Кремле. Там он занялся литературным трудом и вскоре был переведен в келью архимандрита, поскольку последний довольно быстро разглядел в юноше необыкновенные способности. Григорий удостоился сана дьякона и приобрел известность в церковной среде: теперь он являлся не только простым переписчиком, но и сам сочинял каноны святым. А вскоре стал и помощником патриарха Иова.

Как видим, церковная карьера Григория продвигалась необычайно быстро. Но в то же время он проявлял отнюдь не послушническую дерзость, заявляя, что может стать царем. Борис, настоящий к тому времени царь, быстро прознал об этом и велел отослать монаха подальше, в Кириллов монастырь. Григорий, вовремя узнав о предстоящей ссылке, скрылся от преследования и в 1602 году бежал из России. Средства для побега Отрепьев и его сообщники (Варлаам и Мисаид) нашли так: в течение трех недель собирали деньги на строительство захолустного монастыря, собранное же серебро присвоили и с ним бежали в Киев, а затем в Литву.

Во время пребывания в Литве (а может, и раньше) Григорий начал выдавать себя за царевича. Но, по всей видимости, везде терпел неудачу: где-то самозванцу указывали на дверь, где-то попросту выталкивали взашей. По крайней мере, об этом периоде его жизни мы знаем как об одном из самых неудачных. Мнимый царь опустился до того, что прислуживал на кухне у пана Хойского.

Эту легенду, вероятно, самозванец заранее продумал до мелочей, поскольку его рассказ изобиловал правдоподобными деталями и бьл лишен противоречий. По словам Григория получалась следующая картина. В детстве его спас воспитатель, узнав, что его питомцу грозит смерть. Он будто бы вынес мальчика из его комнаты, а в постель царевича подложил другого ребенка, его сверстника, который и был зарезан в кровати во время сна. Подмены якобы не заметила даже мать царевича, потому что после смерти черты лица мальчика сильно исказились. Спасение Дмитрия было скрыто от всех, в том числе и от его собственной матери.

После этого царевич, по его легенде, долго жил скрываясь, и только недавно объявил, кем он является на самом деле. Отрепьев называл много подробностей, которые могли бы подтвердить, что он на самом деле царевич (ведь долгое время Григорий служил при дворе), но в то же время не всегда упоминал точные даты и имена, чтобы его не могли проверить.

Но в одном из богоугодных заведений в нем будто бы опознали царевича, и он был вынужден скрыться, потому-то и бежал в Польшу.

Лжедмитрий, почувствовавший реальную поддержку, начал активно действовать. Прежде всего он привлек на свою сторону запорожских казаков, которые давно выражали недовольство русским царским правительством. На Запорожской Сечи формировалась настоящая повстанческая армия, состоявшая из донских и днепровских казаков.

Борьба правительства Бориса Годунова против самозванца оказалась весьма тяжелой. Армия была вверена дворянству, которому пришлось руководить ситуацией во враждебной обстановке, многие не выдерживали и самовольно покидали службу. А популярность Лжедмитрия все росла, некоторые южные крепости сдавались ему без боя, и на его стороне уже находилась мощная военная сила.

Годунов очень боялся Лжедмитрия и предпринимал попытки устранить самозванца. Несколько раз безуспешно засылал к нему наемных убийц, вызывал к себе мать настоящего, убитого, царевича Дмитрия и выпытывал у нее, на самом ли деле царевич мертв. А через некоторое время Борис умер. Поговаривают, что это было самоубийство: царь не выдержал сильного нервного напряжения. По другой версии, причиной смерти явился апоплексический удар. А Лжедмитрий тем временем медленно, но верно двигался к Москве.

Вначале в Москву вступили его посланцы — Гаврила Пушкин и Наум Плещеев — и объявили всему народу (от крестьян до бояр) милости нового царя. Тем временем, настоящий царь, Федор, вместе с матерью и сестрой в панике прятались в Кремле. Лжедмитрий же, водворившись на троне, приказал задушить всех представителей царской семьи, а сестру Федора — Ксению — сделал своей любовницей. Позже ей пришлось постричься в монахини. Пострадал и патриарх Иов, у которого несколько лет назад служил Григорий Отрепьев: Иова с позором сослали в монастырь. На его место был назначен ставленник Лжедмитрия — грек Игнатий, который и венчал самозванца на царство. Василий Шуйский с приближенными пытался протестовать против воцарения Григория, но за это его приговорили к смертной казни. Впрочем, через некоторое время новый царь помиловал Шуйского.

Лжедмитрий вводил государственные преобразования в основном по польскому образцу: появились должности мечника, подчашия, подскарбия. Сам царь стал именоваться императором, или цезарем. Возобновились дипломатические отношения с Польшей и Римом. Но в то же время Лжедмитрий вел себя довольно независимо и никак не хотел подчиняться требованиям польских князей. Вместо обещанных земель он предложил выплатить деньги. Поляки горько разочаровались в своем протеже. Это не помешало, впрочем, Григорию в ноябре 1605 года жениться на Марине Мнишек, дочери польского воеводы. Свадьба эта повлияла на то, что в Москве появилось огромное количество иноземцев поляков, украинцев, литовцев, белорусов, что очень не нравилось москвичам.

Григорий Отрепьев в роли царя, по всей видимости, не устраивал русский народ. Иностранцы в Москве, новые обычаи, жена-полька, сам царь — католик… Недовольством народных масс воспользовались Василий Шуйский и его свита. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года они совершили государственный переворот, ворвавшись в Кремль.

Закончилась жизнь Юрия-Григория Отрепьева, Лжедмитрия I, очень печально. При попытке к бегству во время восстания Лжедмитрий, спускаясь из окна по лесам, упал и сильно повредил ногу. Его поймали, но Григорий пытался сопротивляться и вырвался из рук преследователей. Затем он бежал к стрельцам и отсиживался у них некоторое время. Но стрельцы, являвшиеся некогда его союзниками, выдали самозванца под давлением боярских угроз, и он снова был схвачен. Тело Григория было сожжено, его прахом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда и пришел Лжедмитрий. После этого народу было объявлено, что царь оказался самозванцем.

Лжедмитрий I: народные волнения и боярский заговор привели к его свержению и смерти

ЛЖЕДМИТРИЙ I (год рождения неизвестен — 1606) — самозванец, авантюрист, выдававший себя за русского царя Дмитрия Ивановича, убитого еще ребенком. По официальной версии Лжедмитрий — это беглый монах Григорий Отрепьев.

Лжедмитрий сумел захватить трон и правил Русским государством около года. Но народные волнения и боярский заговор привели к его свержению и смерти. Суммируя летописи и воспоминания очевидцев, современный историк так воссоздает картину смерти Лжедмитрия.

«…Заговорщики, располагая небольшими силами, не были уверены, что им сразу удастся сломить сопротивление дворцовой стражи. Поэтому они и разработали запасной план действий, выполнить который взялся Осипов. Дьяк должен был потихоньку пробраться в царскую спальню и убить там Лжедмитрия еще до того, как начнется общий штурм дворца. Осипову удалось выполнить только первую часть плана. Как повествует один из царских телохранителей, злоумышленник проник через все караулы (а всего во дворце было пять дверей с караулами) и добрался до спальни, но тут был убит Басмановым. Судя по разным источникам, Осипов успел выбранить царя, назвав его недоноском. По русским источникам, он произнес целую речь против еретика и расстриги. На самом деле у него попросту не было времени для такой речи.

Прикончив Осипова, Басманов тут же велел выбросить его труп из окна на площадь…

Толпа москвичей продолжала расти. И заговорщики, опасаясь вмешательства народа, решили покончить с самозванцем. Решительнее всех в толпе, окружившей самозванца, действовал московский купец Мыльник. На повторные просьбы Отрепьева дозволить ему говорить с народом с Лобного места купец закричал: «Нечего давать еретикам оправдываться. Bот я тебе дам благословение!”. С этими словами он разрядил в него свое ружье…

Заговорщики спешили довершить дело. Они набросились на окровавленного, бившегося в агонии Отрепьева как стаи воронья и продолжали рубить распростертое на полу тело и стрелять в него даже после того, как оно перестало обнаруживать признаки жизни”.

Примечания[ | ]

И снова бегство

Неизвестно, что тогда было у Гришки Отрепьева на уме, но он начал, как бы невзначай, выспрашивать у окружающих о подробностях гибели царевича Дмитрия, интересовался правилами придворного этикета. Также он открыто утверждал, что может стать царем России. Вскоре эти слухи дошли до Бориса Годунова, на тот момент правившего страной, и тот приказал сослать зарвавшегося инока в Кириллов монастырь. Однако Григория успели предупредить об этом, поэтому он покинул столицу.

Поскитавшись по стране, беглый монах Григорий Отрепьев в 1602 г. вновь вернулся в Москву, где оставался недолго, а уходя, прихватил с собой еще двух монахов. Вместе они спокойно путешествовали, ведь на монахов никто не обращал внимания. Беглецы побывали в Киево-Печерском монастыре, занимались сбором денег якобы на строительство монастыря, однако забрали их себе. В конце концов они пришли в Брачин, к литовскому князю Адаму Вишневецкому.

Значение трагедии

Такое построение сюжета и трактовка делают произведение народным. Пушкин раскрывает не только трагедии отдельных героев, но и русского народа, который ничего не получает от правителя Бориса, самозванца и бояр, поддерживая их в решающий момент борьбы за власть.


Несмотря на то что произведение носит такое название, трагедия не заканчивается смертью самого Бориса. Царь появляется только в 6 сценах. Главным героем трагедии и поставленной по ней оперы Мусоргского стал русский народ, который выступает судьей власть имущих. Только народная поддержка становится решающим фактором в борьбе за российский трон.

В данном произведении А.С. Пушкин описывает период Смутного времени в России на тот момент, когда пришел конец эпохе правления династии Рюриковичей. Престол переходит в распоряжение семьи Романовых. Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии Пушкина ‹‹Борис Годунов›› с цитатами является центральным. Григорий известен тем, что смог занять царский трон, выдавая себя за законного наследника.

Григорий Отрепьев – самозванец. Беглый инок. Исторический прототип – Лжедмитрий I.

Образ

Григорий молодой парень двадцати лет от роду. При рождении был назван Юрием. Происходит из небогатого боярского рода. Подростком мотался по разным монастырям. После долгих мытарств оказывается в Чудовом монастыре. Является учеником духовного наставника Пимена.

Отрепьев невысокого роста. Достаточно крепкого телосложения. Рыжеволосый с ясными, голубыми глазами. Лицо парня портят бородавки, рассыпанные в хаотичном порядке.

На окружающих производил приятное впечатление. Был приветлив и дружелюбен со всеми.

. а ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая.

Характеристика

Будучи авантюристом по натуре, Григорий услышав от Пимена историю о царевиче Дмитрии, случившуюся двенадцать лет назад, решил использовать ее себе на благо. Царевич был убит по приказу Годунова. Сейчас ему было бы столько же лет, сколько Грише. Почему бы не испытать судьбу, если она дает такой шанс.

Сообразительный монах решает прикинуться убиенным Дмитрием. Он покидает монастырь и сбегает в Литву. Обладая врожденным даром убеждения он каким-то образом заставил поверить короля государства в то, что он и есть Дмитрий, наследник престола.

В лице правителя Сигизмунда он заручается военной поддержкой и движется на Москву. Армия противника оказалась сильнее. Войско Лжедмитрия терпит крах. Тем временем Годунов умирает. Отрепьев делает повторную попытку занять престол. Он избавляется от наследника и матери Федора. Григорий становится новым правителем государства, но ненадолго. До народа быстро дошло, что он ничуть не лучше других и отказался славить новоиспеченного государя.

Он побежден, какая польза в том? Мы тщетною победой увенчались. Он вновь собрал рассеянное войско и нам со стен Путивля угрожает.

Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!

Григорий Отрепьев — одно из основных действующих лиц в трагедии под названием "Борис Годунов" Александра Сергеевича Пушкина.

Персонажа также называют Лжедмитрием. Его прототипом является в действительности существующая историческая личность. Ему двадцать лет. Он происходит из боярского рода. Отрепьев — монах из Чудова монастыря, он учится у своего духовного наставника Пимена.

Григорий имеет низкий рост, но крепкое телосложение. У него ясные голубые глаза и рыжие волосы, на лице есть несколько бородавок.

У юноши авантюрный и беспечный нрав, он хочет перемен в своей жизни. Молодой человек умный, обаятельный, гордый, не является трусом. От Пимена ему становится известно о том, что царский наследник Дмитрий был убит приспешниками Бориса Годунова.

Сообразительный Григорий решает выдать себя за погибшего царевича. Он покидает свой монастырь и убегает в Литву. Там, по воли случая, Отрепьеву удаётся убедить короля государства в том, что он и есть Дмитрий, наследник престола.

В Литве Григорий влюбляется в дочь своего нового друга. Девушку зовут Марина Мнишек. Отрепьев теряет голову от романтических чувств и непредусмотрительно открывает возлюбленной свою тайну, рассказывает, что он самозванец и наследником царя не является. Сначала девушка пугается, но не выдаёт его секрет, а затем всё-таки соглашается выйти замуж за Лжедмитрия. Она начинает манипулировать будущим мужем, ведь он влюблён в неё и сделает ради девушки всё, что она попросит. Марина толкает Григория на решительные действия, заставляет принять попытку завладеть российским троном.

Заручившись военной поддержкой правителя Сигизмунда, он отправляется в Москву и нападает на российское войско. Армия противника превосходит его соратников численностью и Лжедмитрий терпит поражение. Борис Годунов умирает и самозванец предпринимает ещё одну попытку, он убивает наследника противника Фёдора и его мать. После этого Григорий становится новым правителем государства. Но, его царствование продлилось недолго, через год против Лжедмитрия устраивают заговор, план предателей удаётся, они свергли Отрепьева с престола и убили самозванца.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Григория Отрепьева

Популярные сегодня темы

Ярчайшим образом человека, сжигаемого любовной страстью, которая станет причиной его предательства и страшного конца, предстаёт перед читателем образ главного героя повести Гоголя

Самую лучшую мою подругу зовут Лена, мы учимся с ней не просто в одном классе, но даже сидим за одной партой. Внешне мы с ней очень разные.

Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

Хроники рассказывают, что Григорий претендовал на царский престол, выдавая себя за Дмитрия. По этой причине Отрепьев вошел в историю под именем Лжедмитрия. Дмитрий – законный наследник трона, который погиб в малолетнем возрасте.

Образ Григория

Григорий Отрепьев

В эту эпоху в России прерывается династия Рюриковичей. Следующая династия – Романовых – еще не приходит к власти. Московский трон занят Борисом Годуновым, который хочет закрепиться на престоле в качестве монарха. Но законных оснований на это у Бориса нет.

Исторические данные свидетельствуют, что Григорий действительно существовал. Отрепьев правил Московией в период с 1605-го года по 1606-й. Судьба юноши – печальная: Григория убивают заговорщики.

Происхождение юноши

Григорий происходит из бояр. До поступления в монастырь герой носил другое имя – Юрий. Натура юноши – способная, любознательная, приветливая – не подходила под монастырь.

Григорий жаждал знаний, интересовался грамотой. Мать юноши овдовела. Заботясь о сыне, женщина отправила его в Москву, служить. Обстоятельства, однако, сложились так, что Гриша попал в монастырские стены – в Чудове.

Внешность и возраст героя

Кто такой Отрепьев?

Гришка – монах, который, однако, по природе, по душевному настрою не подходил монастырской жизни. Уклад монастыря требовал смирения, а душа юноши мечтала о приключениях и авантюрах. Григорий отличался беспечным характером, был ловким и удачливым.

Писатель рассказывает о беседе Гришки с летописцем Пименом. Последний поведал юноше историю о несчастной судьбе царевича Дмитрия. Маленького наследника престола убили по приказу Бориса Годунова. Пимену детально известны подробности убийства наследника.

Дело это случилось давно, и сейчас бы Дмитрий – если бы был жив – достиг того же возраста, что и Григорий. Схожий возраст наводит Гришу на страшную мысль: притвориться выжившим царевичем.

Образ Лжедмитрия

Лжедмитрий – это настоящая суть Григория. Бывший монах – мастер перевоплощений, притворства, своеобразной актерской игры. То, что делает Гришка, – это настоящий театр. Натура героя отличается динамизмом, постоянным движением. В тексте Гришка принимает разные ипостаси:

  • монах;
  • дипломат;
  • влюбленный юноша;
  • романтик.

Борис Годунов изображается человеком, наделенным более простым характером, чем Григорий. Автор представляет Гришу склонным к переменам, сложным, ярким, достаточно умным, хитрым. Гриша – умелый оратор, он находит ключ к любому собеседнику.

Произведение Борис Годунов

Символика имен

Динамичность образа героя объясняет множество имен, которыми писатель наделяет своего персонажа:

  • Дмитрий;
  • Лжедмитрий;
  • Самозванец;
  • Димитрий.
  • юноша говорит, что призван заменить Дмитрия;
  • герой спасает солдат, командуя оставить сражение.

Григорий и Марина

Александр Сергеевич включает в повествование и любовную линию. Гришка уверен, что борется за престол добровольно – по причине собственного выбора. Однако автор показывает, что герой подчинен влиянию внешних обстоятельств. Гришка обзавелся сообщниками из Польши. Поляки таким образом хотели латентно влиять на ход дел в России.

Из произведения Борис Годунов

В этой истории важную роль сыграла и Марина Мнишек. Девушка представляется честолюбивой дочерью воеводы из Польши.

Красавица заинтересовалась Григорием, считая юношу настоящим наследником престола. Марина влюбила в себя героя. Трагический характер носит сцена у фонтана, когда Григорий признается возлюбленной в любви. Одновременно с этим Гриша раскрывает и настоящее имя.

Марина узнает, что он самозванец. Григорий кается в своем поступке. Влюбленный юноша готов отказаться от амбициозных целей ради любимой женщины. Но Мнишек желает власти. Страсть к Марине заставляет Гришку продолжить борьбу за трон.

Ход истории

Россия притесняет правителей Польши и Литвы, поэтому эти страны хотят любыми средствами ограничить власть Московии.

Конец Григория

Итак, Григорий продолжает идти к цели – медленно, но уверенно. Герой – с помощью красноречия и природного обаяния – привлекает на свою сторону русских дворян. Народ тоже испытывает к Лжедмитрию благосклонность. Дело не столько в самом Гришке, сколько в негативном отношении людей к Годунову. В результате Гришка занимает трон в Москве. Однако завоевать власть и удержать власть – разные вещи. Если первое удалось Грише без особого труда, то во втором он потерпел неудачу.

Борис Годунов поступал предательски подло: устранял законных наследников престола, убил несчастного Дмитрия. Народ радовался смерти Годунова (Борис умер естественной смертью). Гришка действовал по той же схеме, что и предшественник: убивал конкурентов. Так, Лжедмитрий устранил сына Бориса – Федора. Сам Гриша погибает от рук заговорщиков, которые свергли юношу с трона.


Главные герои

Царь Борис Годунов

Влиятельный боярин, ставший правителем Руси в конце XVI в.

Григорий Отрепьев

Молодой монах, известный как Лжедмитрий.

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царём Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско и пошёл отвоёвывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец.

Монах, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть даётся по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Дочь польского воеводы, молодая девушка.

Чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая молодая женщина. Она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для неё не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

Шуйский

Представитель влиятельного княжеского рода.

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум делает ему честь как отличному политику.

Николка

Юродивый Николка по прозвищу Железный колпак.

Андрей Яковлевич Щелканов

Думный дьяк, дипломат, государственный деятель.

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за её пределами. Характеризуется как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьём и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Фёдор Годунов

Единственный сын царя Бориса Годунова, его наследник.

Царевич Фёдор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Читайте также: