Деятельность советской милиции в годы гражданской войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тема 9. Образование и деятельность советской рабоче-крестьянской милиции в 1917 – 1930 гг.

Органы внутренних дел в годы гражданской войны.

Создание и деятельность советского уголовного розыска.

Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции “народной милицией”. Правовой основой организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства “Об утверждении милиции” и “Временном положении о милиции”, изданные 17 апреля 1917 года. В своем постановлении Временное постановление старалось не допустить существования одновременно и народной милиции и вооруженных формирований трудящихся, которые существовали в это смутное время. Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного порядка. В постановлении “Об утверждении милиции” Временное правительство указало, что назначение народной милиции происходит государственной администрацией. Таким образом, народная милиции, созданная сразу после Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата.

Рабочая милиция была создана в марте 1917г. Как орган всеобщего вооружения народа, призванный осуществлять не только охрану порядка, но и защиту революции. Руководители милиции были призваны рабочими. Отдел рабочей милиции существовал в период подготовки Октябрьской революции – в структуре Петроградского ВРК. Дореволюционная рабочая милиция послужила прообразом создания органов охраны правопорядка нарождающегося Советского государства.

Первоначально, в ходе революции, за состоянием общественного порядка следила рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она представляла собою разновидность всеобщего вооружения трудящихся, пролетарской милиции.

Формирования рабочей милиции, как правило, строились на основе добровольности. Лишь в отдельных случаях они создавались путем введения Советами повинности. Одна из особенностей рабочей милиции заключалась в том, что она заключала в себе государственные, так и не государственные черты, поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В тоже время в силу того, что формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата кадров, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся.

«1. Все советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию.

2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов.

3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием.

В постановлении НКВД от 28 октября 1917г. не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы рабочей милиции. Это объяснялось тем, что пришедшие к власти пролетариат и беднейшее крестьянство не имели ни опыта государственного строительства, ни готовых образцов, которыми можно было бы воспользоваться.

В ряде районов была введена милицейская повинность. Так, в частности было в Кронштадте. В других местах обязанности по охране общественного порядка выполнялись Красной гвардией (Петроград, Курская губерния). В Москве была создана народная милиция, которой руководил созданный в ноябре 1917г. Совет милиции, орган Московского городского Совета рабочих и солдатских депутатов. Процесс создания рабочей милиции охватил всю страну, быстро распространившись на самые отдаленные районы.

В январе 1918г. в соответствии с распоряжением СНК Туркестанского края в многие города Средней Азии были направлены уполномоченные по организации милиции. Кандидаты в милицию выставлялись общественными организациями. Принятые на службу в милицию должны были проходить двухмесячные подготовительные курсы.

Несмотря на различие организационных форм построения милиции, общим было то, что повсеместно она состояла только из рабочих и крестьян; едиными были и задачи: охрана революционного порядка, прав и безопасности трудящихся.

В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Однако реальное положение дел показало нежизнеспособность подобного подхода к организации ОВД.

3. Органы внутренних дел в годы гражданской войны.

По-другому решался вопрос в тех случаях, когда старая милиция оставалась лояльной к Советской власти. В органы милиции направлялись полномочные представители Советов и военно-революционных комитетов, которые осуществляли реорганизацию аппарата старой милиции. Например, в Москве районные Советы назначали во все участки гражданских комиссаров.

Характерной особенностью вооруженных формирований, создававшихся Советами, было отсутствие в них штата постоянных профессиональных работников. Эти формирования соединяли в себе как функции органа охраны общественного порядка, так и военные функции. Этим объясняется одновременное исполнение функций по охране общественного порядка рабочей милицией и отрядами Красной гвардии.

Однако нарушение Германией условий Брестского мира, начало Гражданской войны, бурный рост преступности потребовали создания как регулярной армии, так и специального аппарата для борьбы с контрреволюцией, штатных государственных органов охраны общественного порядка. В этой связи функции милиции и Красной гвардии были разграничены.

Задачи охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, уровень которой возрастал высокими темпами, были очень сложными. Достаточно сказать, что число тяжких преступлений (убийств, разбоев, бандитизма и др.) в 1918 г. по сравнению с 1916 г. увеличилось в 10-20 раз. Этому не могли противостоять вооруженные формирования из рабочих и крестьян, осуществлявшие охрану порядка в свободное от основных занятий время. Необходимо отметить, что на раду с вооруженным противостоянием преступности в изучаемый период функции милиции по борьбе с нею ограничивались дознанием.

Надо отдать должное руководству Советского правительства, прежде всего В. И. Ленину, они не стали цепляться за не оправдавшие себя теоретические положения, а стали на путь их решительного пересмотра. В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел РСФСР Г. И. Петровский поставил в Совете Народных Комиссаров вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 г. на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под представительством В. И. Ленина, этот вопрос был рассмотрен и Наркомату внутренних дел предложено выработать и внести в Совет Народных Комиссаров положение о советской классовой милиции – органе, состоящем из рабочих и крестьян и защищающем права и интересы трудящихся.

5 июня того же года, был опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (милиции). В нем уточнялось и расшифровывалось распоряжение НКВД. Затем, съезд председателей губернский Советов, который проходил с 30.07. по 01.08.18 г. “признал необходимость создания советской рабоче-крестьянской милиции”. 21.08.1918 года СНК рассмотрел проект Положения о советской милиции. СНК поручил НКВД, совместно с НКЮ, переработать проект в инструкцию, приспособив ее (инструкцию) к исполнению прямых обязанностей милиции. И, наконец, 21.10.1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. 15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции для всей России . Центральным органом советской милиции стало Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций, определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы; надзор за деятельностью органов милиции и т.п. Основные звенья аппарата милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД. Низовое звено аппарата — участок во главе с участковым начальником, которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры. Губернские управления являлись одновременно органами НКВД и органами губернского Исполкома Советов. В декабре 1918 года ГУ милиции разработало и утвердило Общую инструкцию милиционерам, Инструкцию районным начальникам и их помощникам, Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам, Инструкцию по употреблению оружия. Все нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции.

В сложные годы становления новой “рабоче-крестьянской” власти процесс становления милиции продолжался. 3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет “О советской рабоче-крестьянской милиции”, по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красною Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов.

На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли привлекаться к обучению в боевых действиях. При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам. 15 апреля 1919 года НКВД послал на места циркуляр, разъясняющий “неразумным” практическую реализацию вышеназванного декрета от 03.04.19 г. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции, согласно воинским уставам. Правовое закрепление порядка участия милиции в боевых действиях освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся ранее.

В соответствии с декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов милиции принималось на государственный счет.

Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуется специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издает постановление “Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны”, а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял декрет “ Об учреждении речной милиции”. Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции. Вначале железнодорожная и речная милиции формировались по территориальному принципу, но затем, в железнодорожной милиции формирование происходило по линейным отделам на каждой из железных дорог, а речная милиции стала формироваться применительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями государственно собственности и т.п. 3 марта 1920 года в составе ГУ милиции РСФСР образовали отдел, в губернский управлениях — отделения промышленной милиции, на предприятиях — ее подразделения.

В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением, и не только в ОВД.

Опыт строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 08.06.20 г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения 10.06.20 г. утвердил ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданием Положения, в основном, завершился период организационного становления милиции.

В Положении подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета. Совет Труда и Обороны 11.07.20 г. принял постановление “О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости”. В постановлении указывалось, что снабжение довольствием милиции происходит на общих основаниях с частями Красной Армии.

Важное значение имел съезд председателей губернских Советов, проходивших в Москве с 30 июля по 1 августа 1918 г. На нем рассматривались и решались вопросы нового государственного стро­ительства, в том числе и вопрос о создании штатной профессиональ­ной милиции.

С докладом о рабоче-крестьянской милиции на съезде выступил А.М. Дижбит, ответственный работник Наркомата внутренних дел РСФСР. Он подробно охарактеризовал состояние охраны револю­ционного порядка в стране, обосновал потребность организации ми­лиции как постоянного штатного государственного органа, постро­енного на профессиональных началах.

Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным ор­ганом центральной власти на местах. В организационном от­ношении ее работа строилась на принципе двойного подчине­ния: ее органы находились в непосредственном ведении мест­ных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел.

Центральным органом рабоче-крестьянской милиции первона­чально было Управление милиции, входившее как подотдел в состав отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено Наркомата внутренних дел. Поэтому в октяб­ре 1918 г. Управление было реорганизовано в Главное управление милиции. Первым заведующим Главмилиции, как тогда именовали это управление, стал А.М. Дижбит.

Главное управление осуществляло следующие функции: об­щее руководство деятельностью милиции; издание приказов и инструкций, определяющих как политическую, так и техничес­кую сторону работы; надзор за деятельностью учреждений и органов милиции и т.п. Основные звенья местного аппарата РСФСР составляли губернские и уездные управления. Губерн­ские и другие крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого (в каждом отдельном слу­чае) разрешения Народного комиссариата внутренних дел. Ни­зовым звеном аппарата милиции был участок во главе с участ­ковым начальником, в ведении которого находились старшие и рядовые милиционеры.

Губернские управления милиции являлись одновременно местными органами НКВД и органами губернского исполни­тельного комитета Советов рабочих, красноармейских и крес­тьянских депутатов. Компетенция губернских управлений ми­лиции по основным направлениям их деятельности была ана­логична компетенции Главного управления милиции, но отличалась, конечно, масштабом, ограничиваясь пределами гу­бернии, в которой находилось данное управление.

С самого начала перед милицией был поставлен широкий круг задач, который определял ее основные обязанности, за­фиксированные в Инструкции от 12 октября 1918 г. Согласно Инструкции, их можно разделить на три группы.


  • строгое соблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твер­дых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевремен­ное оповещение населения о распоряжениях органов власти;

  • содействие советским государственным органам в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

  • поддержание порядка в общественных местах, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях и происшествиях. Ми­лиция была обязана принимать также меры к обеспечению порядка и безо­пасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), ока­зывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых соб­ственными силами, она могла, когда это необходимо, привлекать к содействию и граждан;

  • наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, надзор за порядком движения на дорогах;

  • выдача в случаях, предусмотренных распоряжениями центральной власти, удостоверений личности, трудовых книжек и других удостовере­ний, справок, сведений, свидетельств.

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий;

  • непосредственное участие в предварительном расследовании и оказа­ние содействия судебным органам в исполнении приговоров.

  • выполнение поручений судебных и следственных органов по содер­жанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых или подозреваемых. При этом каждый случай задержания процессуально оформлялся протоко­лом с точным обозначением места, дня и часа задержания, а также с указа­нием основания применения этой меры;

  • производство обысков, осмотров, выемок как по постановлениям на­родных судов и следственных комиссий, так по своей инициативе. В пос­леднем случае милиция была обязана поставить в известность ближайший народный суд или следственную комиссию. Эти процессуальные действия она выполняла обязательно в присутствии представителя домового комите­та или управляющего домом, а в селах — не менее двух соседей в качестве понятых;

  • приведение в исполнение судебных приговоров.

Составной частью рабоче-крестьянской милиции были аппараты уголовного розыска. Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР возникла после учреждения в октябре 1918 г. в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Цент-ророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов.

Общее руководство системой органов уголовного розыска осу­ществлял НКВД РСФСР.

Первостепенное значение в рассматриваемый период приобрела охрана фабрик, заводов, шахт и производимой ими про­екции. Существовавшая на предприятиях местная охрана была малочисленной и слабо организованной и не могла надежно оградить их от преступных посягательств. Поэтому охрана та­ких объектов была возложена на НКВД. В составе Главного отравления милиции РСФСР 3 марта 1920 г. был образован отдела, в губернских управлениях — отделения промышленной милиции. На территории уездов создавались подразделения про­мышленной милиции.

В милиции вводились военная дисциплина и обязательное обу­чение военному делу по уставам и наставлениям, действующим в Красной Армии. Части милиции, находившиеся в районах военных операций, могли привлекаться, по соглашению реввоенсоветов ар­мий и фронтов с местными исполнительными комитетами Советов, к участию в боевых действиях. При этом части милиции переходили в полное подчинение военных начальников. Во время участия в боевых действиях милиционеры и командный состав милиции снаб­жались всеми видами довольствия по нормам, установленным для Красной Армии. В соответствии с декретом СНК РСФСР содержа­ние всех видов милиции принималось на государственный счет. Ис­точником материального обеспечения милиции становился государ­ственный бюджет.

Активно участвовала милиция в боевых действиях и на других фрон­тах. Например, в конце 1918 — начале 1919 годов, во время наступления белогвардейских войск на Пермь работники местной милиции ушли на фронт. Несколько позднее в Охонском уезде был сформирован отряд ми­лиционеров, действовавший на Северо-Пермском фронте. С апреля до конца мая 1919 г. милиция Оренбурга в полном составе участвовала в боях про­тив белых войск. Когда непосредственная опасность миновала, милиция была сведена в запасной милицейский полк и находилась в подчинении военного командования.

В условиях войны чрезвычайно обострилась проблема снаб­жения населения продуктами питания и предметами первой не­обходимости. Это, в свою очередь, породило спекуляцию. Учи­тывая большую общественную опасность спекуляции, борьба с нею была возложена на ВЧК и милицию.

Для успешной борьбы с опасными преступлениями требовалось объединить усилия работников милиции и уголовного розыска. В этих целях был установлен порядок, согласно кото­рому всем отделениям уголовного розыска вменялось в обязан­ность своевременно сообщать в Центророзыск о крупных пре­ступлениях (грабежах, убийствах, террористических актах), со­вершенных на обслуживаемых ими территориях.

Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т. д.

Руководство органами милиции осуществляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР.

Система милицейских органов окончательно сложилась в июне 1920 г. , когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.

В систему органов милиции входили:

городская и уездная милиция;

промышленная милиция (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т. п. );

водная милиция (речная, морская);

Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.

Главным карательным органом в годы Гражданской войны являлась Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). Первое время после прихода к власти большевики не ставили задачу создания единой организации, ведущей борьбу с политическими противниками. Эту задачу выполняли Советы, военно-революционные штабы, революционные комитеты, различные комиссии и комитеты, имеющие в своем распоряжении вооруженные формирования. В декабре 1917 года для предотвращения всероссийской забастовки служащих в правительственных учреждениях СНК поручил Ф. Э. Дзержинскому составить особую комиссию. Вечером 7 декабря Дзержинский провел организационное заседание комиссии и выступил на заседании СНК, где изложил основные задачи комиссии.

К ним относилось пресечение всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России со стороны кого бы то ни было. Комиссия ведет только предварительное расследование и передает всех контрреволюционеров революционному трибуналу для суда.

Таким образом, в основу деятельности ВЧК был положен принцип субъективного усмотрения, никаких юридических критериев вины подозреваемого не предусматривалось.

В 1918 г. быстро идет процесс создания губернских чрезвычайных комиссий, который в основном завершился в августе. К этому времени по стране имелось 38 губчека. Важной вехой в становлении ВЧК явилась Первая Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий. На съезде было принято решение создания системы нижнего звена чекистского аппарата: уездных и районных ЧК. В 1919—1920 гг. уездные ЧК сливаются с уездными управлениями милиции. Организационной формой этого слияния стали политические бюро при уездных начальниках милиции.

Непосредственно заведовать политбюро должен был особый помощник начальника уездной милиции, коммунист с партийным стажем не менее 2-х лет. В ноябре при ВЧК образуется транспортный кабинет, который к началу 1919 годы контролировал практически всю сеть железных дорог и водных путей. Расширяя сферу влияния, ВЧК не могла оставить без внимания вооруженные силы. Первая ЧК в Красной Армии была создана 16 июля 1918 г. во главе с М. Я. Лацисом на Восточном фронте. Но против создания чрезвычайных комиссий выступали армейские работники. Они предлагали создать на базе Военного контроля, занимавшегося борьбой с разведкой противника, особые отделы, которые занимались бы борьбой со шпионажем и контрреволюцией. Победила точка зрения военных, и Военный контроль и Военный отдел ВЧК были объединены в один орган — Особый отдел республики во главе с М. С. Кедровым.

При создании чекистских органов большое внимание обращалось на разработку и развитие методов, средств оперативной деятельности. Вопрос о допустимости в работе ВЧК агентуры обсуждался на конференции и был решен положительно. Развитие агентурного аппарата ВЧК шло по двум направлениям: создание института штатных агентов внутреннего наблюдения и формирование осведомительной сети. Штатные агенты внутреннего наблюдения комплектовались в основном из сотрудников чрезвычайных комиссий. Но их было недостаточно. Поэтому основным направлением в развитии агентурного аппарата ВЧК стало создание массовой осведомительной сети. Параллельно с развитием агентурного аппарата ВЧК развивались службы наружного наблюдения и контроля почтовой и телеграфной корреспонденции. Развитие секретных методов и средств оперативной работы ведет к созданию секретно-оперативного отдела. На базе этого отдела в 1921 г. создается секретно-оперативное управление.

К концу Гражданской войны структура ВЧК была сложной. Секретно-оперативное управление имело шесть отделов. Имело экономическое управление, транспортный отдел, специальный отдел, управление делами, административно-организационное управление, управление войсками ВЧК, следственную часть и специальное отделение по охране правительства.

Не менее сложной была и система местных органов ВЧК. Каждые отдел и управление имели на местах свою сеть отделов и комиссий. Такая структура ВЧК и ее органов, пронизывающая все гражданские и военные учреждения, позволяла ей осуществлять репрессии в массовом порядке.

Важной составной частью карательного механизма Советского государства являлись органы, исполняющие наказание. Система таких органов должна быть принципиально новой, отличной от царской. Тюрьмы должны быть заменены воспитательными учреждениями на основе новой идеологии. Тюремное управление, созданное в 1917 г. , преобразуется в 1918 г. в Тюремную коллегию. Для охраны мест лишения свободы была создана конвойная стража Республики.

Весной 1918 г. началась реализация программы по реорганизации рабочей милиции в профессиональный штатный государственный орган охраны общественного порядка.

На службу в советскую милицию принимались представители трудящихся, достигшие 21 года, вполне грамотные. Представители эксплуататорских классов, служившие в дореволюционной полиции и жандармерии, а также лица, осужденные за совершение преступлений, в милицию не принимались.

Центральным органом милиции было Главное управление милиции НКВД РСФСР, образованное в октябре 1918 г. В губерниях и уездах создавались соответствующие управления милиции.

Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. В организационном отношении милиция строилась на основе принципа двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел.

Милиция была обязана обеспечивать строгое соблюдение всеми гражданами декретов и распоряжений Советской власти, поддерживать порядок в общественных местах, составлять акты и протоколы о нарушениях порядка, преступлениях и происшествиях, наблюдать за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, осуществлять надзор за порядком движения на дорогах, проводить оперативно-розыскные мероприятия, непосредственно участвовать в предварительном расследовании, оказывать содействие судебным органам в исполнении приговоров.

Составной частью рабоче-крестьянской милиции были аппараты уголовного розыска. Единая система уголовно-розыскных органов РСФСР сложилась после учреждения в октябре 1918 г. в составе Главного управления милиции НКВД РСФСР Центрального отдела уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела.

В феврале 1919 г. была создана железнодорожная, а в апреле — речная (водная) милиция для поддержания революционного порядка на транспортных коммуникациях. В октябре того же г. создана промышленная милиция, которая осуществляла охрану государственных промышленных предприятий.

Формирование системы исправительно-трудовых учреждений и мест заключения. В годы Гражданской войны продолжался процесс формирования советских исправительно-трудовых учреждений. Постепенно закладывались правовые основы их организации и деятельности. Важной вехой на этом пути стало издание 28 июля 1918 г. Наркоматом юстиции Временной инструкции о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового.

В инструкции формулировалось принципиальной важности положение о том, что царские уставы о содержащихся под стражей и о ссыльных потеряли силу. Тем самым был юридически закреплен фактически осуществленный слом дореволюционной тюремной системы.

В отношении заключенных, нарушавших порядок и дисциплину, не желавших работать без основательных причин, предусматривались меры репрессий. Однако среди этих мер не было таких, которые предполагали физическое воздействие на заключенных.

Для лишенных свободы на срок до одного г. предусматривалась возможность предоставления отпуска до двух недель при наличии каких-либо серьезных причин.

Важно заметить, что в целях обеспечения ресоциализации заключенных в составе Карательного отдела НКЮ существовало Отделение помощи отбывшим наказание.

Главное место в системе мест лишения свободы отводилось не тюрьмам, а воспитательно-карательным учреждениям и учреждениям, предназначенным для молодых преступников — реформаториям, земледельческим колониям и испытательным заведениям. Однако жизнь показала, что создание заключения с ослабленным режимом оказалось преждевременным.

Лагеря принудительных работ находились в ведении НКВД РСФСР, в составе которого было учреждено Центральное управление лагерей принудительных работ.

Читайте также: