Деятельность школы здоровый ребенок

Обновлено: 02.07.2024

В проекте дано теоретическое обоснование темы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеке посредством наблюдений и экспериментов, прослеживается возрастная динамика формирования представлений о человеке у детей старшего дошкольного возраста, основанная на наблюдениях, экспериментах и в самонаблюдениях. Представлено направление на воспитание основ культуры, здоровья и безопасности, формирования представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, и охране здоровья.

Содержит материалы, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни: рекомендации для родителей и педагогов, планирование, разработки занятий по экспериментированию. Использование в непосредственной образовательной деятельности комплексов физкультурных минуток, дидактических и развивающих игр, викторин, кроссвордов, ребусов, развлечений поможет в познавательной и игровой форме научить дошкольника навыкам здорового образа жизни.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Ознакомление дошкольников с человеком является новым направлением в системе дошкольного образования.

Возникает вопрос: зачем ребенку нужны знания о его организме?

Опираясь на исследования З.Фрейда, можно констатировать: интерес к своему физическому я, к своему телу, отличается у детей еще на первом году жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Человеческий организм представляет собой очень сложный механизм взаимодействующих между собой систем и органов.

В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий: здоровье, здоровый образ жизни, безопасность. Работу по формированию здоровьесберегающих понятий необходимо начинать с первого года жизни, когда сведения о мире усваиваются путем запечатления, в дальнейшем эти знания станут фундаментом будущих понятий, будут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит от одной возрастной группы в другую.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатики и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умения добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развития познавательных процессов и способностей (М.Н. Силаева, И.Т. Мышьякова). Хорошо высказывание Л.С. Выготского в том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

Какое же обучение способно заглянуть в будущее?

Опытно – экспериментальная деятельность является важным элементом внедрения инноваций в образовательном учреждении.

Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно - образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений, в основе процесса познания лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно – образного мышления самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.

Поэтому считаю необходимым дать детям элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала (наблюдений и экспериментов).

Инновационная направленность педагогического проекта заключается в разработке системы образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с человеком, здоровьесбережением посредством наблюдения и экспериментирования в сочетании комбинаций известных методик, в едином процессе обучающих и творческих моментов, адаптированной к условиям ДОУ.

Объект – технология формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеке посредством наблюдений и экспериментов.

Предмет – педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеке посредством наблюдений и экспериментов.

Цель: формирование и соблюдение правил поведения способствующих сохранению и укреплению здоровья путем создания целостной системы работы по ознакомлению с человеком через наблюдения и экспериментирования.

1. Формировать познавательное развитие детей, дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдения основных принципов жизнеобеспечения.

2. Развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

3. Закреплять гигиенические навыки.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Решение задач работы проекта осуществляется по следующим направлениям:

2. Выявления критерии, показателей и подбора диагностических заданий на выявление уровней сформированности представлений о человеке и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

3. Изучение состояния проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с человеком, его внешним внутренним строением, в дошкольном образовательном учреждении и семье.

4. Совершенствование форм и методов работы с семьей.

Поставленные в проекте задачи решаются во всех видах детской деятельности: игровой, непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной. Именно эти виды деятельности помогают не только получать ребенком представления о здоровом образе жизни, своем организме, но и формировать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, понимать ответственность за создание необходимых условий жизни для себя, других людей.

Отбор содержания проекта основывается на современных тенденциях личностно – ориентированного образования и на следующих педагогических принципах:

  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • последовательность,
  • наглядность,
  • динамичность,
  • дифференциация.

Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:

Методы работы с детьми:

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические.

Формы работы с детьми:

  • занятия познавательного цикла;
  • комплексные занятия;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • физкультурные занятия;
  • проекты;
  • игры – конкурсы, досуги, развлечения, кроссворды, викторины;
  • экскурсии;
  • продуктивные виды деятельности;
  • театрализованная деятельность.

Среди средств обучения немаловажную роль играют:

Этапы реализации проекта:

Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

I этап – (аналитический май 2012 год); был посвящен анализу семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей); организации предметно – развивающей среды.

II этап – (основной сентябрь 2012 по май 2014–учебный год) включает реализацию намеченных планов.

III этап – (заключительный май 2014 учебный год) подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем; обобщение методических рекомендаций для педагогов ДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста о человеке посредством наблюдений и экспериментов.

  • Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
  • Снижение заболеваемости у детей старшего дошкольного возраста на 0,2%.

Отбор содержания проекта проводился по принципу наглядности и доступности, психологических особенностей данной категории детей, с учетом познавательной и коммуникативной потребностей детей.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является повторное обращение к одним и тем же вопросам в разных видах деятельности, таким образом ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, умения, навыки.

Вся работа осуществляется в тесном взаимодействии всех участником образовательного процесса:

  1. работа с детьми,
  2. работа с родителями,
  3. работа с педагогами.

Работа с детьми (приложение 1)

У детей старшего дошкольного возраста небольшой багаж знаний о

своем организме, поэтому систему работы по формированию у детей представлений о себе разделила на блоки:

  • ознакомление детей с внешним строением человека,
  • опорно-двигательный аппарат,
  • кожа,
  • пищеварительная система,
  • дыхательная и кровеносная система,
  • органы чувств.

Каждый блок сопровождается темами, направленными на сохранение и укрепление здоровья, о влиянии его на жизнь человека.

Создание представлений о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий, каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям в течение дня:

  • привитие стойких – культурно – гигиенических навыков;
  • обучению уходу за своим телом;
  • навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о развитии собственного тела, назначении их органов;
  • формирование о том, что полезно и вредно для организма;
  • выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умению определять свое состояние и ощущение;
  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

По окончанию образовательной деятельности дети применяют полученные знания и умения в игровой деятельности.

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, формируются нравственные черты личности. Педагогической наукой доказано значение дидактических игр в развитии детей и определено их место в организации педагогического процесса.

Дидактические игры проводятся с предметами, картинками, игрушками и другими материалами, отражающими научно-технический прогресс. Многие игры строятся на загадках и предполагают наличие у детей определённого опыта, знаний и навыков учебной деятельности. Интересно и увлекательно проходит дидактическая игра, если в её основу предлагается сюжет какого-либо произведения литературы. Длительность дидактической игры зависит от заинтересованности детей, а успех её определяется подготовкой. Перед игрой подбираются загадки, продумываются игровые действия, начало и окончание игры. Подключаются дети к подбору иллюстративного материала, составлению и оформлению альбомов. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Каждый вариант должен быть законченным и вызывать ещё больший интерес детей к игре. Дидактические игры дополняются игровыми заданиями, которые использую во время свободной деятельности детей, на прогулке. Игры подбираются согласно возрасту, ряд игр используются, вводя новое правило, усложнение.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя: строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии.

Работа с родителями. (Приложение 2)

Основные задачи работы с родителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
  • Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
  • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
  • Включение родителей в воспитательно-образовательный

Определены формы работы с родителями:

Работа с педагогами (Приложение 3)

Работа с сотрудниками - одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

Ресурсы

Обеспечение педагогического проекта представлено следующими ресурсами:

Временные. Два года с поэтапной реализацией проекта:

1 этап: март-май 2012 год.

2 этап: сентябрь 2012 – 2013 - по май, 2013– 2014 учебный год.

3 этап: май 2014 учебный год.

  • дети старшего дошкольного возраста,
  • инструктор по физо,
  • музыкальный руководитель,
  • педагоги,
  • родители.

Инновационное:

Разработаны критерии и показатели педагогического мониторинга определения уровня Сформированности представлений у детей дошкольного возраста о своем организме, ЗОЖ.

Партнеры

Целевая аудитория

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) компенсирующей направленности, предполагаемое количество участников проекта - 16 детей.

Отбор детей для занятий достигается следующими мероприятиями:

1. Беседа с родителями, анкетирование с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлекается, его интересы.

2. Из бесед с ребенком, чем он увлекается, какие игры предпочитает, какие игрушки его привлекают.

3. Желание родителей и детей.

План реализации проекта

Этапы Мероприятия Ответственные
1 этап оформление настольно – печатных и дидактических игр воспитатель
Диагностирование детей по данной проблеме
Анкетирование родителей
оформление перспективных планов для детей и родителей
разработка и оформление конспектов занятий, развлечений, досугов, викторин
оформление консультаций
2 этап Реализация проекта в соответствии с тематическим планом воспитатели, родители, специалисты
09. Внешнее строение человека
10. Скелет человека
11. Что могут делать руки и ноги
12. Опорно – двигательный аппарат
01. Способы передвижения человека
02. Кожа
03. Что такое микроб
04. Как сохранить кожу здоровой?
05. Пищеварительная система
09. Зубы. Правила ухода за зубами
10. Язык. Предназначение языка.
11. Кровеносная система
12. Дыхательная система
01. Сердце и сосуды
02. Органы чувств
03. Ухо
04. Глаза
05. Диагностирование
3 этап Диагностирование, анкетирование. Организация проведения дня открытых дверей для родителей по теме проекта.
май

Мониторинг реализации проекта

Веселые старты среди детей дошкольного возраста

Проведенный теоретический анализ актуализировал необходимость экспериментальной проверки: действительно ли с помощью наблюдений и экспериментирования можно сформировать представления о внешнем и внутреннем строении человека и их предназначении.

Реализация работы осуществлялась с детьми старшего дошкольного возраста. Приняло участие 16 детей старшего дошкольного возраста.

По результатам мониторинга формирования представления выявлено, что на высоком уровне проявляется:

  • знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре у 53% детей;
  • 100% имеют представления о способах укрепления и сохранения здоровья.
  • Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев.
  • Снижена заболеваемости у детей старшего дошкольного возраста на 15 %;
  • Индекс здоровья в 2011-2012 учебном году составил 81%, 2012-2013 учебном году – 89%.

Результатом моей работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеке посредством наблюдений и экспериментов можно считать следующие результаты:

в 2011-2012 учебном году - 86 %;

в 2012 - 2013 учебном году - 91 %.

93% детей имеют представления о здоровом образе жизни, строении человека.

98% воспитанников знают строение человека, применяют в практической деятельности предметы из уголка экспериментирования.

Стабильность показателей обеспечили:

Разработка и внедрение технологии формирования у детей дошкольного возраста представлений о человеке, посредством экспериментирования и наблюдения.

Совершенствование учебно-методического комплекса.

Оснащение предметно-развивающей среды (2011-2013г.г.):

Представление опыта работы молодым педагогам ДОУ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные направления в здоровьесберегающей деятельности школы.

(Из опыта работы школы)

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Объективная и всесторонняя оценка проблемы охраны и укрепления здоровья школьников – важный актуальный вопрос деятельности образовательного учреждения.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования.

Задача педагогов состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье школьников на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. В школе осуществляется комплекс взаимодействий медика, психолога, педагога, родителей, учащихся, позволяющий учителю и ученику выбрать наиболее оптимальный способ обучения соответствующий физическому и психическому состоянию ребёнка. Основная задача медика – диагностика и коррекция наиболее распространённых заболеваний, предупреждение возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий. Основная задача психолога – поддержка и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному психическому развитию в условиях школы. Основная задача педагога – и родителей – организация учебно – воспитательного процесса с позиций здоровьесбережения, умение вооружать детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для принятия различных решений по поводу личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания. Основная задача учащихся – вооружение знаниями, умениями и навыками по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

Основные направления в здоровьесберегающей деятельности школы.

Сохранение и укрепление здоровья ученика.

Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.

Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога.

Организация учебно –воспитательного процесса с позиций здоровьесбережения учащихся

2. В учебном плане школы предусмотрены уроки физической культуры, снимающие утомление учащихся, перегрузку, способствующие физическому развитию детей, использующие дифференцированный подход в обучении.

4. В школе имеется физкультурный зал, имеется спортивно – игровое оборудование, работают спортивные секции.

В школе имеются два медицинских кабинета, также функционирует стоматологический кабинета. Медицинские кабинеты укомплектованы полностью.

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности

Методологической основой разработанной модели мониторинга здоровьесберегающей деятельности служит следующая система принципов:

Комплексность - единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а так же индивидуальные адаптивные возможности учащегося.

Системность – учет не только качественных и количественных показателей, но и взаимосвязей между ними.

Целостность – анализ данных мониторинга, основанного на всестороннем представлении результатов по каждому классу и в целом по образовательному учреждению.

Динамичность - многократное (два раза в год) обследование одних и тех же коллективов учащихся и конкретных учащихся.

Технологичность – применение наиболее простых и доступных диагностик, которые могут быть реализованы самими педагогами.

Модель мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ включает в себя следующие направления:

Физкультурно- оздоровительная работа в школе ( коэффициент заболеваемости группы учащихся за прошедший учебный год или период; спортивно-оздоровительная активность учащихся класса; эффективность медицинской профилактики и динамического наблюдения за стоянием здоровья школьников; мотивация учащихся к занятиям физкультуры);

Просветительско-воспитательная работа с учащимися , которая формирует ценности здоровья и здорового образа жизни.

Психофизиологическая комфортность образовательного процесса (коэффициент утомляемости для групп учащихся, коэффициент привлекательности коллектива класса для учащихся, напряженность адаптации учащихся).

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий идет по следующим направлениям:

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ (психологически и физиологически безопасной для учителя и ученика среды);

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Организация просветительско - воспитательной работы с учащимися, направленной на изменение их ценностных установок по отношению к здоровью и здоровому образу жизни;

Организация просветительской и методической работы с педагогами и родителями.

Уроки в ходе образовательного процесса проводятся с позиции здоровьесбережения учащихся.

1) обстановкуа и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.


13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Учитель определяет в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы проводит работу по снижению утомляемости (физкульт. минутки, смену видов деятельности, шутки и т.д.)

16) темп и особенности окончания урока способствуют так же здоровьесбережению:

спокойное завершение урока: позволяет учащимся задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;


Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение здоровья школьников.

Особенно большую тревогу вызывает состояние здоровья детей, обучающихся в начальной школе. Изменилось в худшую сторону и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998 году к первой группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 году - 1,8%.

В отдельных московских школах не было выявлено ни одного учащегося младших классов, которого можно было отнести к первой группе здоровья. В нашей школе за последние три года, благодаря проведению в школе ряда оздоровительных мероприятий, количество детей, относящихся к первой группе здоровья, незначительно увеличилось (на 2%). Но наряду с этим отмечается некоторое уменьшение количества детей третьей группы здоровья (на 3%). Максимальное количество детей относится ко второй группе здоровья.

03.jpg

Актуальность проблемы здоровья школьников в целом по стране создает предпосылки к созданию и реализации в нашей школе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения, эффективных моделей организации учебного и оздоровительного процессов для учащихся. На данном этапе школа решает следующие задачи:

■ Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровления учащихся;

■ Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи учащимся, родителям и педагогам;

■ Формирование здоровья, воспитание потребности вести ЗОЖ, обеспечения необходимыми знаниями и умениями;

■ Достижение положительных изменений в состоянии детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях современности;

■ Предупреждение школьных болезней: мероприятия по профилактике близорукости, нарушения осанки, гиподинамии.

Деятельность данной работы осуществляется по двум направлениям:

■ качественно оценить состояние ученика;

■ избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;

■ дать прогноз дальнейшего развития и обучения;

■ найти средства коррекционно-развивающей работы;

■ выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.

Для своевременного выявления заболеваний и оказания помощи учащимся были проведены офтальмологический, физический, соматический, саногенетический, психолого-педагогический и антропологический мониторинги. Обследованы дети (2 - 4-х классов), участвующие в экспериментальной программе.

С помощью ассоциации Народно-спортивный Парк ежегодно проводится осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья. Это дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся. Индекс физического здоровья составил -3,4 балла (по 5-балльной шкале), что является высоким показателем. Результаты обследований выдаются преподавателям физкультуры и родителям с конкретными рекомендациями.

04.jpg

В связи с употреблением калорийной и богатой углеводами пищи, а также с гиподинамией, увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Поэтому мы привлекли к сотрудничеству специалистов-антропологов МГУ им. М.В. Ломоносова и диетологов Клиники питания. В настоящее время совместно с ними проводится антропологический мониторинг; изучается оценка состава тела (биоимпедансный анализ); состояние костно-мышечной системы. При помощи анкетирования собрана информация об образе питания и физической активности учащихся.

05.jpg

Психологами школы проводился психологический мониторинг. По полученным данным наблюдается положительная динамика психологического состояния учащихся. В результате коррекционной работы дети лучше переносят школьные нагрузки: снизилась тревожность, улучшился психологический климат в классах, повысилась мотивация на сохранение собственного здоровья.

2-е направление: Формирование здорового образа жизни.

На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями и представлениями - узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. В начальной школе проводятся гигиеническая, дыхательная и корригирующая гимнастика.

В своей работе мы апробировали экспериментальный Паспорт здоровья, он служит для своевременного выявления проблем ребенка.

На втором этапе формируется полноценное понимание основ ЗОЖ.

На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи. Сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения.

Эффективность на этом этапе знаний зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия. Педагоги- организаторы проводят Уроки здоровья, на которых в интересной, игровой форме (викторины, тренинги, КВН) дают ученикам представления об актуальных вопросах здоровья, демонстрируют фильмы по актуальным вопросам здоровья.

06.jpg

Экспериментальные Паспорта используют в своей работе специалисты Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников. В Паспорта вносятся рекомендации специалистов. На основании анкет, заложенных в паспортах, осуществляется обратная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях до сведения родителей доведены данные о состоянии здоровья детей, розданы индивидуальные рекомендации.

Проводятся консультации для родителей на базе консультационного пункта. Паспорта Здоровья способствуют мотивации детей на здоровый образ жизни, используют для формирования культуры здоровья.

Инклюзивное образование пока недостаточно разработано и не отражено в законах, необходимо оборудование и специальная подготовка учителей, иначе, качественного образования не получится.

Здоровье подрастающего поколения зависит от родителей, педагогов, медицинских работников, от самих обучающихся. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу.


Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательной организации.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

  1. Целостность системы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

В основной образовательной программе школы, уставе и локальных актах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, отражена системная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни. В частности направление воспитательной работы в школе на воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни.

Основные задачи данного направления: формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни; создание условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, воспитание умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в знаниях о физической культуре и спорте.

Средством реализации данного направления являются следующие мероприятия и творческие дела: походы, эстафеты, спортивные перемены, физкультминутки на уроках, проведение месячников ПДД и Декады здоровья.

В школе организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.

  1. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся.

Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

Имеется помещение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.

Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

  1. Рациональная организация образовательного процесса

При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности.

Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил.

Физкультурно-оздоровительная работа ведется с обучающимися всех групп здоровья.

  1. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений по вопросам здорового и безопасного образа жизни.

Школа организовывает взаимодействие с организациями по физической культуре и спорту.

В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения.

  1. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
  1. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Все обучающиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

  • соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
  • обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
  • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;
  • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
  • соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня.
  1. Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся.
  • Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
  • Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, включение этих сведений в ежегодный отчет ОО.
  • Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей комплексностью и системностью работы ОО по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательной организации.

Нормативные документы

Федеральный уровень

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

  1. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
  2. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
  3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
    2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
    3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
  4. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
  5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Читайте также: